Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей
Для каждодневного обеспечения безопасности движения, поддержания подвижного состава в чистом виде и заправки автомобилей эксплуатационными материалами проводится ежедневное обслуживание.
Он включает комплекс работ: контрольно-осмотровые; уборочно-моечные; заправочные. Его трудоемкость ЕО составляет от 0,3 до 1,8 чел×часа для разных моделей подвижного состава.
Контрольные работы включают визуальный осмотр автомобиля, прицепа (полуприцепа) и их основных механизмов и агрегатов. Проверяется исправность дверей кабины, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника и т.д. Проверяется работа приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла, в холодное время года – системы отопления кабины и обогрева стекол, правильность и целостность пломбировки спидометра (таксометра). Для более объективной оценки технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, щитковых контрольно-измерительных приборов, их проверяют небольшим контрольным пробегом по территории АТП.
Для удаления комьев грязи, наледей, снега используют уборочные работы. При этом очищается шасси автомобиля, салон легкового автомобиля и автобуса, грузовая платформа – для грузовых автомобилей.
При выполнении уборочных работ применяются щетки, метлы, скребки, совки, лопаты, пылесосы, обтирочные материалы и другие вспомогательные материалы. Крылья, подножки автомобиля очищают деревянными молотками, ходовую часть – металлическими лопатками. Кузова специальных автомобилей периодически подвергают санитарной обработке – примерно 1 раз в 15…30 дней.
Пыль с обивки удаляют пылесосом. Загрязненную обивку промывают водой с мыльным раствором с помощью мягкой волосяной щетки. Жирные и масляные пятна удаляют с помощью хлороформа, эфира, авиационного бензина, скипидара или ацетона, нанесенных на чистую ветошь. Как правило, эти работы выполняют на первом посту линии ЕО или перед моечными работами.
Мойка автомобиля включает: предварительное ополаскивание; мойку спецсоставом и (или) водой; окончательное ополаскивание; сушку и протирку; нанесение защитных покрытий; полировку.
Мойка предназначена для тщательного удаления загрязнений с наружных частей шасси и кузова. Автомобили моют холодной и теплой водой (tв = 40…50 °С), паром и иногда специальными жидкостями. Чтобы не повреждалось лакокрасочное покрытие, температура поверхности автомобиля и моющего раствора не должны отличаться более, чем на 10…20 °С.
Предварительное ополаскивание необходимо для размягчения загрязнений. При мойке спецсоставом или водой осуществляется непосредственно очистка автомобиля от загрязнений. Окончательное ополаскивание необходимо для удаления оставшейся грязной воды или спецсостава с поверхности автомобиля.
В настоящее время для повышения эффективности мойки используются установки с повышенным давлением воды или щеточные установки. При струйной очистке физико-химический фактор воздействия водных растворов синтетических моющих средств (СМС) дополняется механическим ударом струи. Под действием струи в загрязнении возникают нормальные и касательные напряжения, приводящие к разрушению и размыву загрязнений.
Сила удара струи определяется
где m – масса воды, кг;
а – ускорение, м/с 2 .
Так как а = v / t, то для потока можно записать
, (2.2)
где — секундная масса жидкости, кг/с;
v – скорость потока, м/с.
Поскольку m = w ∙r, то
, (2.3)
где w – живое сечение набегающей струи (м 2 );
r – плотность жидкости (кг/м 3 ).
Если струя направлена под углом a к омываемой поверхности, то
. (2.4)
Таким образом, сила удара зависит от плотности жидкости, формы и типа насадка, из которой вытекает жидкость, скорости истечения и угла наклона.
Скорость истечения жидкости определяется из уравнения Бернулли
, (2.5)
где Н – напор воды, м;
j = 0,475…0,98, зависит от формы насадки.
Для повышения эффективности мойки увеличивают напор и стремятся, чтобы a было близко к 90°. Однако даже при больших давлениях скорость потока жидкости у поверхности автомобиля не большая (рис.2.1).
1 – струя воды; 2 – поверхность автомобиля
Рисунок 2.1 – Эпюра скоростей омывающей жидкости
Поэтому используют синтетические моющие средства. Они снижают силы поверхностного натяжения воды, что обеспечивает ее проникновение в микропоры грязи и создание в них избыточного давления (рис.2.2). В результате происходит быстрое разрушение загрязнений. Для автомобилей рекомендованы СМС «Прогресс», МЛ-72 и другие.
1 – загрязнения; 2 – омываемая поверхность
Рисунок 2.2 – Схема воздействия моющего раствора на загрязнения
Расход воды составляет от 100 до 1300 литров на одну мойку в зависимости от типа подвижного состава и применяемого способа мойки. Увеличение напора и использование СМС способствует уменьшению расхода воды.
После окончательного ополаскивания чистой водой производится сушка кузова. У легковых автомобилей остатки воды удаляют вручную, используя гигроскопические материалы: фланель, замшу и т.д. При механизированной сушке применяют обдув кузова холодным или теплым воздухом.
При полировании на лакокрасочную поверхность наносится защитный слой, предохраняющий кузов от агрессивного влияния окружающей среды. Используемые для этого полироли состоят из водооткалкивающих веществ, эмульсаторов, растворителей и воды. Для старых покрытий, потерявших блеск более чем на 30…50 %, используют полироли, в состав которых дополнительно вводятся абразивные материалы.
При проведении дозаправочных работ проверяют уровень масла в картерах двигателя и гидромеханической коробке передач и при необходимости доводят до нормы. Также проверяется уровень жидкости в бачках гидропривода тормозов и механизма выключения сцепления, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, стеклоочистителя в бачках омывателей стекла и фар. При уменьшении уровней осуществляют дозаправку соответствующими жидкостями.
Перед постановкой автомобиля на стоянку сливают конденсат из влагоотделителя, воздушных баллонов пневмосистемы. В холодное время года, если в системе охлаждения используется вода, ее сливают, а перед пуском двигателя — заполняют горячей водой. Перед выездом автомобиль заправляют топливом.
По автобусам проводятся дополнительные работы, включающие осмотр подножек, поручней, стекол окон и дверей салона, проверяется исправность механизма их открывания, состояние и работа компостеров, исправность громкоговорящего устройства. Если есть гидромеханическая передача, проверяют и при необходимости регулируют частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на горизонтальной площадке при включенной передаче и отпущенной педали управления подачей топлива.
Для автомобилей, работающих на газу, дополнительно проводятся осмотровые работы по газовой топливной аппаратуре, проверяют состояние их крепления и легкость пуска и устойчивость работы двигателя при работе на бензине и на газу.
При постановке автомобиля на стоянку закрывают расходные вентили и вырабатывают весь газ, находящийся в системе, сливают отстой из газового редуктора и, в холодное время года, из полости испарителя (для автомобилей, работающих на сжиженном газу).
Работы ежедневного обслуживания проводятся на специализированных линиях, если суточная программа воздействий превышает 100 автомобилей, и на универсальных постах при меньших суточных программах. Посты должны быть оборудованы пылесосами, моечными установками, устройствами для сушки и дозаправки автомобиля эксплуатационными материалами. Линия, как правило, состоит из 3-х постов. На первом посту проводятся контрольно-осмотровые, дозаправочные и уборочные работы. На втором посту – наружная мойка автомобиля. На третьем – протирка, сушка и полирование лакокрасочного покрытия для легковых автомобилей. Причем для синхронизации работы постов, время нахождения на 1-м и 3-м постах должно равняться времени выполнения наружной мойке автомобиля на 2-м посту, которое определяется пропускной способностью механизированной установки, составляющей 10…20 автомобилей в час.
Помещения для выполнения работ ЕО должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при полном соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и должны быть оборудованы средствами пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Запрещается пользоваться на постах открытым огнем. Аппарель, трапы и дорожки на постах мойки должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность. Все используемое при ЕО оборудование и инструмент должно быть исправно и отвечать требованиям безопасности. Стационарное моечное и другое оборудование должно надежно крепиться болтами к фундаментам. Оборудование с электроприводом и пульты управления должны быть надежно заземлены или занулены.
Слесари-ремонтники и мойщики подвижного состава обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с «Инструкцией о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Госкомтруда СССР и ВЦСПС 24.05.83) и в соответствии с коллективным договором на предприятии.
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Общая характеристика технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей 164
10.1. Понятие о технологическом процессе (В.А. Васильев) . 164
10.2. Автомобиль как объект труда при техническом обслуживании и ремонте. Виды автотранспортных предприятий (.В А. Янневский) 165
Характеристика и организационно-технологические особенности выполнения ТО и текущего ремонта 168
11.1. Уборочно-моечные работы <АЛ Солнцев) 168
11.2. Контрольно-диагностические и регулировочные работы (JIJI. Зиманов, В Л. Янневский) . 172
11.3. Крепежные работы (ВЛ. Янневский, А А. Солнцев) 186
11.4. Смазочно-заправочные работы (ВЛ. Янневский) . 188
11.5. Разборочно-сборочные работы (А А. Солнцев) 189
11.6. Слесарно-механические работы (ВА. Янневский) . 198
11.7. Тепловые работы (ВА. Янневский) 199
11.8. Кузовные работы (В А. Янневский) 200
Технология технического обслуживания и ремонта агрегатов и систем автомобиля 205
12.1. Цилиндропоршневая группа и газораспределительный механизм двигателя (Я.В. Конин). 205
12.2. Системы смазки и охлаждения двигателя (ВА. Янневский) 218
12.3. Система зажигания двигателя (АЛ. Болдин) 220
12.5. Двигатели с компьютерным управлением рабочими процессами (В.А. Васильев) 227
12.6. Агрегаты и механизмы трансмиссии <В.А. Васильев). 232
12.7. Тормозная система, рулевое управление и передний мост <В.А. Янневский). 238
12.8. Особенности технической эксплуатации шин и колес <ВЛ. Янневский). 245
12.9. Электрооборудование и охранные системы <АЛ. Болдин). 254
Организация и типизация технологических процессов <В.А. Васильев). 259
13.1. Принципы построения, проектирования и типизации . 259
13.2. Формы и методы организации . 262
13.3. Технология и порядок проведения государственных технических осмотров. 267
Вопросы для самоконтроля по второму разделу . 269
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Основные положения но управлению производством ТО и ремонта автомобилей 270
14.1. Определение понятия «управление производством» <Е.С. Кузнецов) . 270
14.2. Программно-целевые методы управления автомобильным транспортом и его подсистемами <Е.С. Кузнецов). 272
14.3. Основные задачи и ресурсы инженерно-технической службы <Е.С. Кузнецов). 275
14.4. Персонал инженерно-технической службы <Е.С. Кузнецов, В.А. Коньков). 279
Методы принятая решений нрп управлении производством <Е.С. Кузнецов). 283
15.1. Алгоритм и классификация методов принятия решений . 283
15.2. Интеграция мнений специалистов 287
15.3. Принятие решений в условиях дефицита информации с использованием игровых
Формы и методы организации производства технического обслуживания и ремонта автомобилей 294
16.1. Организационно-производственная структура инженерно-технической службы <В.М. Власов). 294
16.2. Методы организации <В.М. Власов) 298
16.3. Система организации и управления <В.М. Власов). 301
16.4. Планирование и учет <В.М. Власов) 304
16.5. Оперативное управление <В.М. Власов) 307
16.6. Лицензирование и сертификация процессов и услуг технической эксплуатации
Информационное обеспечение технической эксплуатации автомобилей <А.В Посто- лит) 316
17.1. Источники и методы получения информации 316
17.2. Документооборот, планирование и учет в системах поддержания работоспособности . 320
Использование компьютерной и сетевой текла ipi управлении производством
(£.С. Кузнецов, А В Постолит). 322
18.1. Принципы построения информационных систем . 322
18.2. Структура и функционирование информационных систем управления производством . 323
18.3. Безбумажные технологии и средства идентификации. 324
Вопросы для самоконтроля по третьему разделу . 329
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЭКОНОМИЯ РЕСУРСОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Основные задачи материально-технического обеспечения (Ю.Н. Фролов). 330
19.1. Изделия и материалы, используемые автомобильным транспортом. 330
19.2. Факторы, влияющие на потребность в запасных частях и материалах . 332
19.3. Система материально-технического обеспечения автомобильного транспорта. 335
Организация хранения запасных частей и материалов (ЮЛ. Фролов). 339
20.1. Определение номенклатуры и объемов хранения деталей на складах . 339
20.2. Управление запасами на складах 341
20.3. Организация складского хозяйства и учета расхода запасных частей и материалов
на предприятиях. 343
Обеспечение автомобильного транспорта топливно-энергетическими ресурсами
(Ю Я Фролов). 345
21.1. Факторы, влияющие на расход топлива 345
21.2. Нормирование расхода топлива и смазочных материалов. 347
21.3. Перевозка, хранение и раздача топлив и смазочных материалов. 352
21.4. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте. 355
Вопросы для самоконтроля по четвертому разделу. 360
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ В ОСОБЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Особенности эксплуатации автомобилей в экстремальных природно-климатических условиях (Я Я. Панкратов, ИЗ Конин) 362
22.1. Факторы, влияющие на работоспособность автомобилей в экстремальных условиях. 362
22.2. Особенности эксплуатации автомобилей при низких температурах. 363
22.3. Способы и средства, облегчающие пуск при безгаражном хранении автомобилей
в зимних условиях . 368
22.4. Особенности технической эксплуатации автомобилей в горной местности и при высоких температурах окружающей среды 382
Обеспечение эксплуатации автомобилей в особых производственных и социальных условиях 384
23.1. Автомобили, осуществляющие пассажирские перевозки (В Л. Максимов). 384
23.2. Автомобили для междугородных и международных перевозок (Е.С Кузнецов). 392
23.3. Специализированный подвижной состав (В,Г. Коваленко, АЛ. Хазиев) . 397
Техническая эксплуатация автомобилей, использующих альтернативные виды топлива
(Ю.В. Панов). 407
24.1. Виды и свойства альтернативных топлив . 407
24.2. Переоборудование автомобилей для работы на газовом топливе. 411
24.3. Снабжение газовым топливом 415
24.4. Требования к производственно-технической базе предприятий, эксплуатирующих ГБА . 418
24.5.Особенности организации технического обслуживания и текущего ремонта ГБА 423
Особенности технической эксплуатации индивидуальных автомобилей (£.С. Кузнецов) 426
25.1. Специфика использования некоммерческих автомобилей . 426
25.2. Организация технической эксплуатации. 428
Вопросы для самоконтроля по пятому разделу. 432