Меню

Технология технического обслуживания текущего ремонта автомобилей

Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей

Для каждодневного обеспечения безопасности движения, поддержания подвижного состава в чистом виде и заправки автомобилей эксплуатационными материалами проводится ежедневное обслуживание.

Он включает комплекс работ: контрольно-осмотровые; уборочно-моечные; заправочные. Его трудоемкость ЕО составляет от 0,3 до 1,8 чел×часа для разных моделей подвижного состава.

Контрольные работы включают визуальный осмотр автомобиля, прицепа (полуприцепа) и их основных механизмов и агрегатов. Проверяется исправность дверей кабины, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника и т.д. Проверяется работа приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла, в холодное время года – системы отопления кабины и обогрева стекол, правильность и целостность пломбировки спидометра (таксометра). Для более объективной оценки технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, щитковых контрольно-измерительных приборов, их проверяют небольшим контрольным пробегом по территории АТП.

Для удаления комьев грязи, наледей, снега используют уборочные работы. При этом очищается шасси автомобиля, салон легкового автомобиля и автобуса, грузовая платформа – для грузовых автомобилей.

При выполнении уборочных работ применяются щетки, метлы, скребки, совки, лопаты, пылесосы, обтирочные материалы и другие вспомогательные материалы. Крылья, подножки автомобиля очищают деревянными молотками, ходовую часть – металлическими лопатками. Кузова специальных автомобилей периодически подвергают санитарной обработке – примерно 1 раз в 15…30 дней.

Пыль с обивки удаляют пылесосом. Загрязненную обивку промывают водой с мыльным раствором с помощью мягкой волосяной щетки. Жирные и масляные пятна удаляют с помощью хлороформа, эфира, авиационного бензина, скипидара или ацетона, нанесенных на чистую ветошь. Как правило, эти работы выполняют на первом посту линии ЕО или перед моечными работами.

Мойка автомобиля включает: предварительное ополаскивание; мойку спецсоставом и (или) водой; окончательное ополаскивание; сушку и протирку; нанесение защитных покрытий; полировку.

Мойка предназначена для тщательного удаления загрязнений с наружных частей шасси и кузова. Автомобили моют холодной и теплой водой (tв = 40…50 °С), паром и иногда специальными жидкостями. Чтобы не повреждалось лакокрасочное покрытие, температура поверхности автомобиля и моющего раствора не должны отличаться более, чем на 10…20 °С.

Предварительное ополаскивание необходимо для размягчения загрязнений. При мойке спецсоставом или водой осуществляется непосредственно очистка автомобиля от загрязнений. Окончательное ополаскивание необходимо для удаления оставшейся грязной воды или спецсостава с поверхности автомобиля.

В настоящее время для повышения эффективности мойки используются установки с повышенным давлением воды или щеточные установки. При струйной очистке физико-химический фактор воздействия водных растворов синтетических моющих средств (СМС) дополняется механическим ударом струи. Под действием струи в загрязнении возникают нормальные и касательные напряжения, приводящие к разрушению и размыву загрязнений.

Сила удара струи определяется

где m – масса воды, кг;

а – ускорение, м/с 2 .

Так как а = v / t, то для потока можно записать

, (2.2)

где — секундная масса жидкости, кг/с;

v – скорость потока, м/с.

Поскольку m = w ∙r, то

, (2.3)

где w – живое сечение набегающей струи (м 2 );

r – плотность жидкости (кг/м 3 ).

Если струя направлена под углом a к омываемой поверхности, то

. (2.4)

Таким образом, сила удара зависит от плотности жидкости, формы и типа насадка, из которой вытекает жидкость, скорости истечения и угла наклона.

Скорость истечения жидкости определяется из уравнения Бернулли

Читайте также:  Рено дастер автомат бездорожье тест драйв

, (2.5)

где Н – напор воды, м;

j = 0,475…0,98, зависит от формы насадки.

Для повышения эффективности мойки увеличивают напор и стремятся, чтобы a было близко к 90°. Однако даже при больших давлениях скорость потока жидкости у поверхности автомобиля не большая (рис.2.1).

1 – струя воды; 2 – поверхность автомобиля

Рисунок 2.1 – Эпюра скоростей омывающей жидкости

Поэтому используют синтетические моющие средства. Они снижают силы поверхностного натяжения воды, что обеспечивает ее проникновение в микропоры грязи и создание в них избыточного давления (рис.2.2). В результате происходит быстрое разрушение загрязнений. Для автомобилей рекомендованы СМС «Прогресс», МЛ-72 и другие.

1 – загрязнения; 2 – омываемая поверхность

Рисунок 2.2 – Схема воздействия моющего раствора на загрязнения

Расход воды составляет от 100 до 1300 литров на одну мойку в зависимости от типа подвижного состава и применяемого способа мойки. Увеличение напора и использование СМС способствует уменьшению расхода воды.

После окончательного ополаскивания чистой водой производится сушка кузова. У легковых автомобилей остатки воды удаляют вручную, используя гигроскопические материалы: фланель, замшу и т.д. При механизированной сушке применяют обдув кузова холодным или теплым воздухом.

При полировании на лакокрасочную поверхность наносится защитный слой, предохраняющий кузов от агрессивного влияния окружающей среды. Используемые для этого полироли состоят из водооткалкивающих веществ, эмульсаторов, растворителей и воды. Для старых покрытий, потерявших блеск более чем на 30…50 %, используют полироли, в состав которых дополнительно вводятся абразивные материалы.

При проведении дозаправочных работ проверяют уровень масла в картерах двигателя и гидромеханической коробке передач и при необходимости доводят до нормы. Также проверяется уровень жидкости в бачках гидропривода тормозов и механизма выключения сцепления, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, стеклоочистителя в бачках омывателей стекла и фар. При уменьшении уровней осуществляют дозаправку соответствующими жидкостями.

Перед постановкой автомобиля на стоянку сливают конденсат из влагоотделителя, воздушных баллонов пневмосистемы. В холодное время года, если в системе охлаждения используется вода, ее сливают, а перед пуском двигателя — заполняют горячей водой. Перед выездом автомобиль заправляют топливом.

По автобусам проводятся дополнительные работы, включающие осмотр подножек, поручней, стекол окон и дверей салона, проверяется исправность механизма их открывания, состояние и работа компостеров, исправность громкоговорящего устройства. Если есть гидромеханическая передача, проверяют и при необходимости регулируют частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на горизонтальной площадке при включенной передаче и отпущенной педали управления подачей топлива.

Для автомобилей, работающих на газу, дополнительно проводятся осмотровые работы по газовой топливной аппаратуре, проверяют состояние их крепления и легкость пуска и устойчивость работы двигателя при работе на бензине и на газу.

При постановке автомобиля на стоянку закрывают расходные вентили и вырабатывают весь газ, находящийся в системе, сливают отстой из газового редуктора и, в холодное время года, из полости испарителя (для автомобилей, работающих на сжиженном газу).

Работы ежедневного обслуживания проводятся на специализированных линиях, если суточная программа воздействий превышает 100 автомобилей, и на универсальных постах при меньших суточных программах. Посты должны быть оборудованы пылесосами, моечными установками, устройствами для сушки и дозаправки автомобиля эксплуатационными материалами. Линия, как правило, состоит из 3-х постов. На первом посту проводятся контрольно-осмотровые, дозаправочные и уборочные работы. На втором посту – наружная мойка автомобиля. На третьем – протирка, сушка и полирование лакокрасочного покрытия для легковых автомобилей. Причем для синхронизации работы постов, время нахождения на 1-м и 3-м постах должно равняться времени выполнения наружной мойке автомобиля на 2-м посту, которое определяется пропускной способностью механизированной установки, составляющей 10…20 автомобилей в час.

Читайте также:  Как называется задняя часть грузового автомобиля

Помещения для выполнения работ ЕО должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при полном соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и должны быть оборудованы средствами пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Запрещается пользоваться на постах открытым огнем. Аппарель, трапы и дорожки на постах мойки должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность. Все используемое при ЕО оборудование и инструмент должно быть исправно и отвечать требованиям безопасности. Стационарное моечное и другое оборудование должно надежно крепиться болтами к фундаментам. Оборудование с электроприводом и пульты управления должны быть надежно заземлены или занулены.

Слесари-ремонтники и мойщики подвижного состава обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с «Инструкцией о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Госкомтруда СССР и ВЦСПС 24.05.83) и в соответствии с коллективным договором на предприятии.

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

Общая характеристика технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей 164

10.1. Понятие о технологическом процессе (В.А. Васильев) . 164

10.2. Автомобиль как объект труда при техническом обслуживании и ремонте. Виды автотранспортных предприятий (.В А. Янневский) 165

Характеристика и организационно-технологические особенности выполнения ТО и текущего ремонта 168

11.1. Уборочно-моечные работы <АЛ Солнцев) 168

11.2. Контрольно-диагностические и регулировочные работы (JIJI. Зиманов, В Л. Ян­невский) . 172

11.3. Крепежные работы (ВЛ. Янневский, А А. Солнцев) 186

11.4. Смазочно-заправочные работы (ВЛ. Янневский) . 188

11.5. Разборочно-сборочные работы (А А. Солнцев) 189

11.6. Слесарно-механические работы (ВА. Янневский) . 198

11.7. Тепловые работы (ВА. Янневский) 199

11.8. Кузовные работы (В А. Янневский) 200

Технология технического обслуживания и ремонта агрегатов и систем автомобиля 205

12.1. Цилиндропоршневая группа и газораспределительный механизм двигателя (Я.В. Конин). 205

12.2. Системы смазки и охлаждения двигателя (ВА. Янневский) 218

12.3. Система зажигания двигателя (АЛ. Болдин) 220

12.5. Двигатели с компьютерным управлением рабочими процессами (В.А. Васильев) 227

12.6. Агрегаты и механизмы трансмиссии <В.А. Васильев). 232

12.7. Тормозная система, рулевое управление и передний мост <В.А. Янневский). 238

12.8. Особенности технической эксплуатации шин и колес <ВЛ. Янневский). 245

12.9. Электрооборудование и охранные системы <АЛ. Болдин). 254

Организация и типизация технологических процессов <В.А. Васильев). 259

13.1. Принципы построения, проектирования и типизации . 259

13.2. Формы и методы организации . 262

13.3. Технология и порядок проведения государственных технических осмотров. 267

Вопросы для самоконтроля по второму разделу . 269

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

Основные положения но управлению производством ТО и ремонта автомобилей 270

14.1. Определение понятия «управление производством» <Е.С. Кузнецов) . 270

14.2. Программно-целевые методы управления автомобильным транспортом и его подсистемами <Е.С. Кузнецов). 272

14.3. Основные задачи и ресурсы инженерно-технической службы <Е.С. Кузнецов). 275

14.4. Персонал инженерно-технической службы <Е.С. Кузнецов, В.А. Коньков). 279

Читайте также:  Где находится воздушный фильтр уаз буханка 409 двигатель

Методы принятая решений нрп управлении производством <Е.С. Кузнецов). 283

15.1. Алгоритм и классификация методов принятия решений . 283

15.2. Интеграция мнений специалистов 287

15.3. Принятие решений в условиях дефицита информации с использованием игровых

Формы и методы организации производства технического обслуживания и ремонта автомобилей 294

16.1. Организационно-производственная структура инженерно-технической службы <В.М. Власов). 294

16.2. Методы организации <В.М. Власов) 298

16.3. Система организации и управления <В.М. Власов). 301

16.4. Планирование и учет <В.М. Власов) 304

16.5. Оперативное управление <В.М. Власов) 307

16.6. Лицензирование и сертификация процессов и услуг технической эксплуатации

Информационное обеспечение технической эксплуатации автомобилей <А.В Посто- лит) 316

17.1. Источники и методы получения информации 316

17.2. Документооборот, планирование и учет в системах поддержания работоспо­собности . 320

Использование компьютерной и сетевой текла ipi управлении производством

(£.С. Кузнецов, А В Постолит). 322

18.1. Принципы построения информационных систем . 322

18.2. Структура и функционирование информационных систем управления производ­ством . 323

18.3. Безбумажные технологии и средства идентификации. 324

Вопросы для самоконтроля по третьему разделу . 329

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЭКОНОМИЯ РЕСУРСОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основные задачи материально-технического обеспечения (Ю.Н. Фролов). 330

19.1. Изделия и материалы, используемые автомобильным транспортом. 330

19.2. Факторы, влияющие на потребность в запасных частях и материалах . 332

19.3. Система материально-технического обеспечения автомобильного транспорта. 335

Организация хранения запасных частей и материалов (ЮЛ. Фролов). 339

20.1. Определение номенклатуры и объемов хранения деталей на складах . 339

20.2. Управление запасами на складах 341

20.3. Организация складского хозяйства и учета расхода запасных частей и материалов

на предприятиях. 343

Обеспечение автомобильного транспорта топливно-энергетическими ресурсами

Я Фролов). 345

21.1. Факторы, влияющие на расход топлива 345

21.2. Нормирование расхода топлива и смазочных материалов. 347

21.3. Перевозка, хранение и раздача топлив и смазочных материалов. 352

21.4. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте. 355

Вопросы для самоконтроля по четвертому разделу. 360

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ В ОСОБЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Особенности эксплуатации автомобилей в экстремальных природно-климатических условиях (Я Я. Панкратов, ИЗ Конин) 362

22.1. Факторы, влияющие на работоспособность автомобилей в экстремальных условиях. 362

22.2. Особенности эксплуатации автомобилей при низких температурах. 363

22.3. Способы и средства, облегчающие пуск при безгаражном хранении автомобилей

в зимних условиях . 368

22.4. Особенности технической эксплуатации автомобилей в горной местности и при высоких температурах окружающей среды 382

Обеспечение эксплуатации автомобилей в особых производственных и социальных условиях 384

23.1. Автомобили, осуществляющие пассажирские перевозки (В Л. Максимов). 384

23.2. Автомобили для междугородных и международных перевозок (Е.С Кузнецов). 392

23.3. Специализированный подвижной состав (В,Г. Коваленко, АЛ. Хазиев) . 397

Техническая эксплуатация автомобилей, использующих альтернативные виды топлива

(Ю.В. Панов). 407

24.1. Виды и свойства альтернативных топлив . 407

24.2. Переоборудование автомобилей для работы на газовом топливе. 411

24.3. Снабжение газовым топливом 415

24.4. Требования к производственно-технической базе предприятий, эксплуатирующих ГБА . 418

24.5.Особенности организации технического обслуживания и текущего ремонта ГБА 423

Особенности технической эксплуатации индивидуальных автомобилей (£.С. Куз­нецов) 426

25.1. Специфика использования некоммерческих автомобилей . 426

25.2. Организация технической эксплуатации. 428

Вопросы для самоконтроля по пятому разделу. 432

Adblock
detector