Технология ремонта электрических машин
Цель книги —дать основные сведения по технологии ремонтных работ и о применяемых для этой цели материалах.
Кроме того, в книге даются элементарные сведения по теории обмоток, а также сведения о способах обнаружения неисправностей электрических машин и влиянии их на рабочие свойства и поведение машины в эксплуатации. Такой состав материала способствует расширению кругозора ремонтного персонала и тем самым сознательному, творческому подходу к выполняемой работе.
Для дальнейшего углубления знаний может быть использована литература, приведенная в конце книги.
В связи с ограниченным объемом в книге не затрагиваются вопросы организации ремонтных цехов и восстановления обмоточных проводов. Литература по этим вопросам также указана в списке в конце книги.
ВВЕДЕНИЕ
Лучшим способом обеспечения производительной безаварийной работы электрических машин является организация системы планово-предупредительного ремонта (ППР) машин, включающая ряд мероприятий, проводимых по заранее составленному графику. К числу этих мероприятий относятся: осмотры, текущие и капитальные ремонты.
Такая система позволяет предупредить действие естественного износа деталей машины и обеспечить тем самым наибольший возможный срок службы. Изучение общих закономерностей износа в различных условиях, эксплуатации позволяет установить сроки проведения ремонтных работ.
Объем ремонта (в особенности капитального) определяется на основании тщательной проверки состояния электрической машины. Только при тщательной проверке можно правильно наметить ремонтные работы, обеспечивающие безаварийную эксплуатацию. Такая проверка в особенности необходима в том случае, если ремонт является внеплановым и вызван какой-либо неисправностью (ненормальностью) в работе электрической машины.
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава первая. Разборка и сборка электрических машин.
1-1. Разборка машин средней мощности.
1-2. Разборка крупных машин.
1-3. Сборка машин после ремонта.
Глава вторая. Основные сведения об изоляции и обмоточных проводах.
2-1. Общие сведения.
2-2. Обмоточные провода.
2-3. Лакоткани.
2-4. Электрокартон. Пленкоэлектрокартон.
2-5. Ленты.
2-6. Миканиты.
Глава третья. Ремонт статорных обмоток машин переменного тока.
3-1. Число пар полюсов. Шаг витка.
3-2. Число фаз обмотки. Трехфазная обмотка.
3-3. Число пазов на полюс—фазу. Полюсная группа.
3-4. Соединение полюсных групп.
3-5. Обмотки с дробным числом пазов на полюс—фазу.
3-6. Конструкция обмоток.
3-7. Составление схемы обмоток.
3-8. Соединение фаз обмотки.
3-9. Обмотки многоскоростных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
3-10. Обмотки однофазных асинхронных двигателей.
3-11. Расчет числа витков и сечения проводников.
3-12. Неисправности обмоток и их выявление.
3-13. Способы выполнения обмоток.
3-14. Всыпная обмотка.
3-15. Протяжная обмотка.
3-16. Шаблонная обмотка.
Глава четвертая. Ремонт якорных и роторных обмоток. Ремонт обмоток возбуждения.
4-1. Обмотки якорей.
4-2. Выявление неисправностей обмотки.
4-3. Изготовление якорных секций.
4-4. Разметка якоря.
4-5. Укладка секций в пазы.
4-6 Пайка обмоток, коллекторов, бандажей.
4-7. Ремонт роторных обмоток.
4-8. Ремонт бандажей.
4-9. Ремонт обмоток возбуждения.
Глава пятая. Сушка и пропитка обмоток.
5-1. Нормы на сопротивление изоляции машин.
5-2. Сушка горячим воздухом.
5-3. Сушка током.
5-4. Температура сушки.
5-5. Контроль и время сушки.
5-6. Пропитка обмоток.
5-7. Лаки.
5-8. Режимы сушки и пропитки.
5-9. Сушильные печи.
5-10. Компаундировка и вакуум-сушка.
Глава шестая. Ремонт коллекторов и щеткодержателей.
6-1. Коммутация.
6-2. Конструкция коллектора.
6-3. Изготовление пластин.
6-4. Сборка пластин.
6-5. Сборка коллектора.
6-6. Изоляционные конусы.
6-7. Неисправности коллекторов и виды ремонта.
6-8. Ремонт кольцевого коллектора (контактных колец).
6-9. Ремонт щеткодержателей.
Глава седьмая. Ремонт механических частей.
7-1. Ремонт сердечников статора и ротора.
7-2. Ремонт вала.
7-3. Ремонт станин и подшипниковых щитов.
7-4. Ремонт подшипников скольжения.
7-5. Ремонт подшипников качения.
7-6. Балансировка роторов.
Глава восьмая. Испытание электрических машин.
8-1. Виды испытаний.
8-2. Проверка сопротивления изоляции.
8-3. Измерение сопротивления обмоток.
8-4. Проверка правильности маркировки выводных концов.
8-5. Определение коэффициента трансформации.
8-6. Опыт холостого хода.
8-7. Испытание на повышенную скорость вращения.
8-8. Испытание изоляции между витками обмоток.
8-9. Опыт короткого замыкания.
8-10. Испытание на нагревание.
8-11. Испытание электрической прочности изоляции.
8-12. Испытание деталей.
8-13. Ориентировочное определение номинальных данных асинхронного двигателя.
Приложения.
Ремонт электрических машин
Содержание материала
При текущем ремонте электрических машин выполняют следующие работы:
проверку степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, отсутствия ненормальных шумов в работе электродвигателя;
чистку и обдувку электродвигателя без его разборки, подтяжку контактных соединений у клеммных щитков и присоединении проводов, зачистку колец и коллекторов, регулирование и крепление траверсы щеткодержателя, восстановление изоляции у выводных концов, смену электрощеток;
смену и долив масла в подшипники. При необходимости производят:
полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены;
промывку узлов и деталей электродвигателя; замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок, мойку, пропитку и сушку обмотки электродвигателя, покрытие обмотки покрывным лаком, проверку крепления вентилятора и его ремонт, проточку шеек вала ротора и ремонт беличьей клетки (в для подшипников с принудительной смазкой (0,05 + 0,08) Дш, где Дш — диаметр шейки вала.
Допустимая разница воздушных зазоров электрических машин не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях, а если таких данных нет, то зазоры должны отличаться на величину не больше, чем указано ниже для машин: асинхронных — на 10 %; синхронных тихоходных — на 10 %; синхронных быстроходных — на 5 %; постоянного тока с петлевой обмоткой и зазором под главными полюсами более 3 мм — 5 %; постоянного тока с волновой обмоткой и зазором под главными полюсами более 3 мм — на 10 %; а также якорем и дополнительными полюсами — на 5 %.
Разбег — осевая игра вала машины в подшипниках скольжения в одну сторону от центрального положения ротора не должен превышать 0,5 мм для машин напряжением до 10 кВт, 0,75 мм — для машин 10—20 кВт, 1,0 мм — для машин 30—70 кВт, 1,5 мм — для машин 70—100 кВт. Суммарный двусторонний разбег вала не должен превышать 2—3 мм.
Зазоры в подшипниках качения
Внутренний диаметр подшипника, мм |
Неисправность |
Неисправность |