Техника безопасности при ремонте электрических машин
При проведении планово-предупредительных работ, технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов электрических машин специалисту необходимо соблюдать технику безопасности при эксплуатации.
И в свою очередь должен знать следующее:
1. Выводы обмоток и кабельные воронки у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями, снятие которых требует отвёртывания гаек или вывинчивания винтов. Снимать эти ограждения во время работы электродвигателя запрещается. Вращающиеся части электродвигателей: контактные кольца, шкивы, муфты, вентиляторы — должны быть ограждены.
2. Открывать ящики пусковых устройств электродвигателей, установленных в цехе, когда устройство находится под напряжением, разрешается для наружного осмотра лицам, имеющим квалификационную группу не ниже 4-ой.
3. Операции по включению и выключению электродвигателей пусковой аппаратурой с приводами ручного управления должны производиться с применением диэлектрических перчаток или изолирующего основания (подставки).
4. Включение и отключение выключателей электродвигателей производится дежурным у агрегатов единолично.
5. У работающего синхронного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий его кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.
6. Работа в цепи пускового реостата работающего электродвигателя допускается лишь при поднятых щетках и замкнутом накоротко роторе.
Работа в цепях регулировочного реостата работающего электродвигателя должна рассматриваться как работа под напряжением в цепях до 1000В и производиться с соблюдением мер предосторожности. [8]
Шлифование колец ротора допускается проводить на вращающемся электродвигателе лишь при помощи колодок из изоляционного материала.
7. Перед началом работы на электродвигателях, приводящих в движение насосы или тягодутьевые механизмы, должны быть приняты меры, препятствующие вращению электродвигателя со стороны механизма (насос может работать как турбина, дымосос может начать вращаться в обратную сторону за счёт засоса холодного воздуха через трубу и т. д.). Такими мерами являются закрытие соответствующих вентилей или шиберов, их заклинивание или перевязка цепью с запиранием на замок (или снятием штурвала) и вывешиванием плакатов «Не открывать — работают люди» или расцеплением муфт.
8. При отсоединении от синхронного электродвигателя питающего кабеля концы всех трёх фаз кабеля должны быть замкнуты на коротко и заземлены. [8]
Заземление концов кабеля должно производиться посредством специально приспособленного для этой цели переносного заземления, выполненного в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к
Заключение
На основании материала, рассмотренного в данной дипломной работе можно сделать вывод, что почти вся электрическая энергия (на долю химических источников приходится незначительная часть) вырабатывается электрическими машинами. Но электрические машины могут работать не только в генераторном режиме, но и в двигательном, преобразуя электрическую энергию в механическую. Обладая высокими энергетическими показателями и меньшими, по сравнению с другими преобразователями энергии, расходами материалов на единицу мощности, экологически чистые электромеханические преобразователи имеют в жизни человеческого общества огромное значение.
Электрический двигатель – основной вид двигателя в промышленности электроприводной, на транспорте, в быту и т.д. По роду тока различают электродвигатели постоянного тока, основное преимущество которых заключается в возможности экономичной и плавной регулировки частоты вращения, и двигатели переменного тока. К последним относятся:
синхронные электродвигатели, у которых частота вращения жестко связана с частотой питающего тока;
асинхронные электродвигатели, частота вращения которых уменьшается с ростом нагрузки;
коллекторные электродвигатели с плавной регулировкой частоты вращения в широких пределах.
Наиболее распространенные асинхронные двигатели электрические, они просты в производстве и надежны в эксплуатации (особенно короткозамкнутые). Их главные недостатки: значительное потребление реактивной мощности и невозможность плавного регулирования частоты вращения. Во многих мощных электроприводах применяют синхронные двигатели электрические. В тех случаях, когда необходимо регулировать частоту вращения, пользуются двигателями электрическими постоянного тока и значительно реже в этих случаях применяют более дорогие и менее надежные коллекторные двигатели электрические переменного тока. Мощность двигателя электрического от десятых долей Вт до десятков Мвт.
В синхронных машинах в установившихся режимах частота вращения ротора ωр равняется частоте вращения поля ωс. При ωр = ωс частота тока в роторе ƒ2 = 0. В обмотке возбуждения, обычно расположенной на роторе, протекает постоянный ток. Синхронные машины могут работать в режимах генератора, двигателя и синхронного компенсатора. Наиболее распространенный режим работы синхронных машин — генераторный. Почти вся электроэнергия на Земле на электростанциях вырабатывается синхронными генераторами — турбо — и гидрогенераторами.
Синхронные двигатели применяются в электроприводах, где требуется постоянная частота вращения. Преимущество синхронных двигателей перед асинхронными — возможность работы с опережающим cos φ или cosφ = l, а также большая перегрузочная способность. Однако синхронные двигатели имеют плохие пусковые свойства, и для питания обмотки возбуждения требуется постоянный ток. Синхронные двигатели применяются в основном как мощные двигатели на мощности свыше 600 кВт и как микродвигатели на мощности до 1 кВт.
Синхронные машины находят применение также в качестве синхронных компенсаторов — генераторов реактивной мощности. При параллельной работе с сетью при перевозбуждении синхронная машина выдает в сеть реактивную мощность и является емкостью, а при недовозбуждении по отношению к сети синхронная машина является индуктивностью и потребляет из сети реактивную мощность.
Синхронные компенсаторы используются в энергосистемах как регулируемые емкости или индуктивности.
В конструктивном исполнении синхронные машины делятся на явно — и неявнополюсные. Быстроходные машины выполняются с неявнополюсным ротором, а тихоходные — с явнополюсным.
Важнейшим условием правильной эксплуатации электрических машин является своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов и периодических профилактических испытаний.
Система планово-предупредительного ремонта предусматривает техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, профилактические и послеремонтные испытания. В связи с большим разнообразием находящихся в эксплуатации электрических машин невозможно дать полный перечень работ по каждому из составляющих этой системы (кроме испытаний), поэтому ограничиваются типовыми объемами работ. Перед ремонтом проводятся испытания электрических машин для выявления и последующего устранения дефектов.
При эксплуатации и ремонте электрических машин и сетей человек может оказаться в сфере действия электрического поля или непосредственном соприкосновении с находящимися под напряжением проводками электрического тока. Воздействие электрического тока на организм человека может явиться причиной электротравмы, т.е. может произойти нарушение его жизнедеятельных функций. Поэтому очень важно для электромонтера или другого иного специалиста, осуществляющий ремонт электрических машин соблюдать правила техники безопасности.
Как в практике электромашиностроения, так и в области теории электрических машин, сделано уже многое и достигнуты несомненные успехи. Но нельзя думать, что все основное уже сделано и остается только изучать созданное старшим поколением электромехаников.
К основной проблеме в области электромеханики следует отнести создание электрических машин, использующих новые нетрадиционные источники энергии. Сейчас около 80% электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях за счет сжигания органического топлива. Запасы нефти, газа и угля ограничены, и необходимо в ближайшие годы значительно уменьшить долю органического топлива в топливном балансе страны. Электромеханическое преобразование энергии и в будущем будет основным в энергетике, поэтому создание электрогенераторов, использующих новые источники энергии, является особой заботой специалистов в области электромеханики.
Техника безопасности при обслуживании асинхронных двигателей
При работе, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат “Не включать. Работают люди”.
Операцию отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления производят с изолирующего основания в диэлектрических перчатках.
При работе на электродвигателе заземление накладывают на кабель (с отсоединением или без отсоединения его от электродвигателя) или на его присоединение в распределительном устройстве. При работе на механизме, если она не связана с прикосновением к вращающимся частям или рассоединена соединительная муфта, заземлять питающий кабель электропривода не требуется.
Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замов задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.
Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично работнику оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному работнику, имеющему группу по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
— работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;
— пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;
— не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.
Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается!
Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в действующих электроустановках
1. Оформление работ нарядом допуска, распоряжением или перечнем работ в порядке текущей эксплуатации. Наряд – письменное задание на работу в электроустановках, определяющее место, время начала и окончания работы, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ. По наряду проводят все работы по обслуживанию электроустановок, со снятием напряжения, без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них, без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением. Наряд выдается оперативному персоналу непосредственно перед началом подготовки рабочего места. Наряд на работу выписывают в двух экземплярах и заполняют под копирку. Допускается передача наряда по телефону лицом, выдающим наряд, старшему лицу из оперативного персонала данного объекта или ответственному руководителю. При этом наряд заполняют в трех экземплярах: один экземпляр заполняет лицо выдающее наряд, а два – лицо, принимающее его по телефону. При работах в электроустановках без постоянного оперативного персонала и при совмещении лицом из оперативного или оперативно-ремонтного персонала обязанности допускающего и ответственного руководителя выписывают два экземпляра наряда, один из которых передают производителю работ, другой остается у лица, выдающего наряд. При выдаче наряда по телефону лицо, выдающее наряд, диктует его текст (в форме телеграммы), а лицо, принимающее текст, заполняет бланки наряда, указывают его фамилию, подтверждая подписью принимающего текст. Допуск к работе по наряду, выданному по телефону, производят в общем порядке. На однотипные работы, выполняемые без снятия напряжения одной бригадой, может быть выдан общий наряд для поочередного производства работ на нескольких присоединениях, в одном или разных РУ, в разных помещениях подстанции.
2. Допуск к работе.
3. Надзор во время работы.
4. Оформление перерыва в работе, перевод на другое рабочее место и окончание работы.
5. Выполнение работ по распоряжению и в порядке текущей эксплуатации.
Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения
1. Отключение установки с проведением мер, предотвращающих ошибочную Подачу напряжения к месту работ.
2. Вывешивание предупредительных плакатов и ограждение места работы.
3. Проверка отсутствия напряжения.
4. Наложение и снятие заземления.
5. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий.
Заключение.
В данном дипломном проекте на тему “Асинхронных двигателей” я раскрыл основное устройство асинхронного двигателя, его режимы работы и назначение. В расчетнотехнологической части я подробно расписал основные элементы монтажа: центровку двигателей, выбор фундамента под электрическую машину. Также я раскрыл основные требования при эксплуатации и основные неисправности в процессе работы и после остановки. В разделе техники безопасности я указал основные элементы безопасности в эксплуатации и монтаже асинхронных двигателей, оформление организационных и технических мероприятий, со снятием и без снятия напряжения.
Список используемой литературы
1) М.М. Кацман “Электрические машины” Москва 2001 г.
2) Н.А. Акимова, Н.Ф. Котеленец, Н.И. Сентюрихин “Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования” Москва 2002 г.
3) Сайт “electricalschool.info”
4)Правила устройства электроустановок.
5) Межотраслевых правил охраны труда при эксплуатации электроустановок.
6) Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей
Правила техники безопасности при обслуживании электродвигателей
Типы возможных травм
- Ушибы тканей вращающимися деталями.
- Травмы глаз от попадания пыли или мелкой стружки. Например при сверлении.
- Электроожоги в результате контакта тела с источниками тока.
- Проблемы в лёгких при попадании туда пыли с некоторых композитных материалов (МДФ или стеклопластики и т. д. )
Избежать всего перечисленного можно только благодаря точному и неукоснительному соблюдению техники безопасности, которая регламентирована законодательством и ГОСТом. Ниже можно найти основные правила, при соблюдении которых, монтаж и замена, а также наладка электроприборов пройдёт без неприятных эксцессов.
Меры по безопасному осуществлению работ
Требования безопасности при работе с электроинструментом
Правилами техники безопасности при работах на электроустановках предусмотрен ряд оргмероприятий, которые направлены на их неукоснительное соблюдение:
- работы в рамках ординарной эксплуатации электрических агрегатов оформляются нарядами, распоряжениями или списками;
- подготовка рабочей зоны и допуск на нее оформляется соответствующим разрешением;
- для осуществления рабочих манипуляций требуется допуск, в соответствии с присвоенной группой электробезопасности;
- осуществление подстраховки и контроля в период проведения работ;
- официальное оформление начала и конца перерыва в работах, также их полного завершения или же перевода бригады на другой участок.
Документом определяется круг работников, на которых возлагается ответственность за безопасность протекания рабочих процессов на электроустановках:
- подписывающие наряды-допуски, отдающие распоряжения или заверяющие список работ по текущему использованию электроагрегатов (необходимая группа допуска по электробезопасности – 4-5) – они обязаны предварительно оценить нужность выполнения работы и возможность ее безопасного осуществления; состав бригад, выбор наблюдающего и производителя работ и предварительный инструктаж должны отвечать требованиям безопасности;
- разрешающие подготовку рабочих зон (группа допуска – 4-5 или административно-технические сотрудники, уполномоченные распоряжением руководства предприятия) – отвечают за своевременное и безопасное отсоединение электрооборудования от сети и его заземление, координирование рабочего времени и расположения оперативных бригад, учет бригад и их членов, отслеживание информации о сроках проведения текущих манипуляций и времени подачи напряжения на электроустановки;
- назначенные ответственные руководители работ (группы допуска – 4-5, назначаются при использовании различных механизмов и грузоподъемников, обесточивании электрического оборудования, на кабельных линиях связи недалеко от транспортных магистралей, на вновь запускаемых воздушных линиях или же их фазном ремонте, при работах с наведенным напряжением и ряде других случаев) – обязаны следить за выполнением этапов подготовки рабочего места, достаточностью и правильностью инструктирования участников бригады, общей безопасностью рабочих моментов, принимать дополнительные меры электробезопасности;
- допускающие к работам (член электротехнического персонала с группой допуска 3-4) – несет ответственность за достаточность мер безопасности, соответствие их наряду-допуску или распоряжению, требованиям предстоящих манипуляций на электрооборудовании, правильность и объем проводимого инструктажа;
- непосредственные исполнители (группа электродопуска – 3-4) – отвечают за правильно подготовленную рабочую зону, наличие, достаточность и исправность индивидуальных и общих электрозащитных средств, инструментария и приспособлений, наглядных информационных средств в виде значков безопасности или предупреждающих плакатов, ограждений опасных мест, за следование правилам ТБ всех членов бригады и контроль за безопасностью их действий во время рабочего процесса;
- наблюдатели в бригадах (группа электродопуска – 3) – следят за соответствием рабочей зоны мероприятиям по безопасности; четкостью и достаточностью предварительного инструктажа; сохранностью запоров на приводах, оградок и заземляющих устройств; охраной производителей работ от электротравм;
- все работники – члены бригады, осуществляющей текущие работы на электроустановках, обязаны соблюдать правила техники безопасности, инструкции и указания, касающиеся охраны их труда.
Допускающий может быть также членом рабочей бригады. В целом на каждого сотрудника бригадного коллектива с 3-ей группой электробезопасности можно взять одного работника со 2-ой группой, однако всего допускается не больше трех таких рабочих.
Требования к одежде
- Она не должна быть очень свободной, чтобы не касаться свёрл инструмента.
- Обязательно надевать во время работы защитные очки с крепкими, небьющимися стёклами/рукава.
- Если это необходимо — следует использовать респиратор и средства защиты ушей.
- При выполнении пусконаладочных и электромонтажных работ любой сложности можно применять лишь качественный и исправный инструмент. Такой инструмент не должен иметь сколы или выбоины, а также заусеницы и зазубрины в местах хвата рукой или на затылочной части. Рукояти кувалд должны быть заклинены. Насадка на кувалде осуществляется через конец ручки.
- При работе с напряжением до 1000 В, либо вблизи них нужно обязательно использовать диэлектрические галоши.
Правила техники безопасности при эксплуатации электрооборудования
Приемы оказания первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током
Правила техники безопасности при эксплуатации электрооборудования
В порядке текущей эксплуатации дежурному персоналу разрешается производить следующие работы (с записью в журнале и с соблюдением ПТЭ): — без снятия напряжения чистку и обтирку кожухов и корпусов электрооборудования, смазку подшипников, уход за кольцами и коллекторами электрических машин, смену ламп и перегоревших плавких вставок предохранителей; — при полном снятии напряжения ремонт магнитных пускателей, кнопок, пусковых реостатов, автоматов и рубильников в случае установки их вне щитов и сборок.
Уход и надзор за щетками вращающейся электрической машины дежурный персонал должен выполнять при соблюдении следующих мер предосторожности:
работать только в комбинезоне и остерегаться, чтобы одежда или обтирочный материал не были захвачены вращающимися частями машины. Поправлять щетки надо в нарукавниках, плотно стягивающих руку у запястья; на ногах должны быть диэлектрические галоши, если на полу не разостланы диэлектрические маты (коврики из рифленой резины);
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
одновременно не касаться руками токоведущих частей различной полярности или токоведущих и заземленных частей машины;
шлифовку колец вращающегося ротора производить только при помощи колодок из изолирующего материала, стоя на резиновом коврике или в галошах.
Обслуживать работающие электрические машины следует обязательно в головных уборах и защитных очках.
Нельзя накрывать брезентом работающие электрические машины. Если нужно изолировать работающую электрическую машину от внешней среды, ее ограждают щитами, фанерой или же закрывают кожухом, но так, чтобы не ухудшились условия охлаждения.
§ 80. Правила техники безопасности при ремонте электрооборудования
Ремонтные работы необходимо выполнять с помощью исправных инструментов и проверенных приспособлений.
В помещении передвижной станции ремонтные работы следует производить при отключенном оборудовании. Если же по тем или иным причинам нельзя остановить станцию или отключить отдельную ее часть, то при работе под напряжением необходимо строго выполнять правила безопасности, используя защитные приспособления (резиновые перчатки и галоши, инструменты с изолирующими ручками, переносные заземления, приспособления для замыкания накоротко, защитные очки и др.).
Работы на распределительных щитах станции производятся не менее чем двумя лицами. Как правило, работы выполняются на отключенных шинах и оборудовании.
На тех частях щита или сборки, с которых можно снять напряжение, работать под напряжением не разрешается. В случаях, когда нельзя снять напряжение, допускается работа под напряжением при непосредственном наблюдении техника или мастера (с условием, что принимаются меры по надежному ограждению соседних фаз резиновыми ковриками, листами миканита или прессшпана).
При работе под напряжением не разрешается применять ножовки, напильники, металлические метры.
Плоскогубцы, отвертки и прочие инструменты должны иметь изолирующие ручки.
Запрещается работать в майках и с засученными рукавами, рукава одежды должны быть застегнутыми у кисти.
При работе нужно обязательно надевать галоши и головные уборы, а при замене предохранителей — и очки.
Вносить длинные металлические предметы (трубы, лестницы и т. п.) и работать с ними на распределительных щитах (где не все части, находящиеся под напряжением, закрыты прочными ограждениями) нужно с особой осторожностью, под неотступным наблюдением техника, мастера или производителя работ.
Присоединение и отсоединение амперметров, трансформаторов тока и других измерительных приборов, требующих разрыва первичной цепи, должны производиться при полном снятии напряжения с соответствующих элементов цепи.
Измерять сопротивление изоляции какой-либо части электроустановки можно только тогда, когда эта часть электроустановки всесторонне отключена. Лицо, производящее измерение мегомметром, должно предварительно убедиться в выполнении данного требования.
Во время грозы испытание мегомметром изоляции аппаратов, к которым присоединены воздушные линии, запрещается.
Перед началом измерения надлежит убедиться в отсутствии людей, работающих на присоединяемой к мегомметру части электроустановки, и запретить находящимся вблизи нее людям прикасаться во время измерения к токоведущим частям во избежание несчастных случаев.
Рабочий, производящий измерение, должен так установить мегомметр, чтобы была исключена возможность случайного прикосновения как самого рабочего, так и проводов прибора к частям установки, находящимся под испытательным напряжением. С учетом этого следует выбирать и место присоединения проводов к установке.
Проводники, служащие для подключения прибора к токоведущим частям, должны иметь исправную резиновую изоляцию и изолирующие рукоятки.
При работе с паяльной лампой необходимо руководствоваться приведенными ниже указаниями.
Заполнять резервуар паяльной лампы горючим следует не более чем на 3U его. Запрещается заправка паяльной лампы не предусмотренным для нее горючим.
Пробку наливного отверстия нужно плотно завертывать после заправки горючим.
Запрещается вблизи огня наливать и выливать горючее, разбирать лампу, отвертывать горелку и т. п.
Нельзя разжигать паяльную лампу путем подачи горючего через горелку. До спуска давления в резервуаре лампы нельзя снимать горелку. Нельзя накачивать чрезмерно паяльную лампу во избежание взрыва.
Прежде чем выпускать для снижения давления воздух из резервуара лампы через наливное отверстие, нужно погасить лампу и дать горелке полностью остыть.
В случае обнаружения неисправностей (течи в резервуаре, утечки газа через резьбу горелки и т. п.) следует немедленно сдать лампу в ремонт.
При работе с пропан-бутановыми горелками, легковоспламеняющимися покровными лаками и различными красками должны быть приняты меры безопасности, исключающие возможность возникновения пожара или отравления персонала станции. Работа с кислотами и щелочами, например заливка аккумуляторов, должна производиться только в защитных очках, в резиновых перчатках и резиновом фартуке.
Рекламные предложения:
Читать далее: Приемы оказания первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током
атегория: — Передвижные электростанции
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Электромонтажные работы
- Работы с напряжением до 1000 В стоит проводить инструментом с надежно изолированными рукоятями. Изоляция должна проводиться в виде чехла и несъёмного покрытия на основе влаго-, масло-, бензостойкого и электроизоляционного материала. По существующим правилам, длина изоляции рукояти должна быть не менее 100 мм, а изоляция отвёрток заканчиваться на расстоянии не больше 10 мм до конца лезвия.
- Перед началом работы с электроинструментом, следует удостовериться, что: пробивать отверстия и борозды в стенах, перекрытиях с электропроводкой, выполнять иные работы, чреватые повреждением изоляционного покрытия кабелей (монтировать те же водопроводные трубы), можно лишь после отключения их от источников питания.
- Все винты и крепящие детали должны быть хорошо затянуты;
- Редуктор должен быть исправен (отключите предварительно электродвигатель и рукой поверните шпиндель);
- Изоляция и провода электроинструмента не должны иметь повреждений или изломов проводов;
- Заземление и выключатели должны быть исправными (инструменту со вторичной изоляцией заземление не потребуется).
- Использовать неисправные электрические инструменты запрещено.
Если при работе используется паяльник, смотрите за тем, чтобы в своем рабочем состоянии он все время находился в зоне работы вытяжки. Стряхивать остатки припоя при пайке нельзя и его излишки снимают на специальной подставке. При перерывах электропаяльник кладут на специальную подставку с металлическими скобами. В комнате или помещении, где ведется пайка запрещено есть (принимать пищу).
При проведении электромонтажных работ используют паяльники, которые питаются переменным током и напряжением не более 42 В. Допускается постоянное использование электрических паяльников 220 В, если их питание происходит от разделительного трансформатора/через прибор отключения.
При испытании установленного оборудования принимаются меры предосторожности
- Первое пробное включение производят при отсутствии людей рядом с токоведущими частями установки;
- Также, пробное включение проводят после проверки соответствия всех схем монтажа проектной документации и контактных соединений в элементах схемы.
- Во время ведения работы необходимо четко соблюдать правила ТБ. Это поможет избежать серьезных травм, которые может получить неопытный мастер.
- Если вдруг произошла серьезная поломка, в таком случае необходимо вызывать электрика, обладающего знаниями по ведению ремонта электроустановок. Электрик должен знать технику безопасности.
- Мелкие работы по ремонту выключателя, розетки или кабеля можно проводить самостоятельно. Особых знаний или навыков для этого вам не потребуется. При этом стоит помнить главное правило: перед тем как приступать к ремонту — обязательно отключите все электричество в доме.
- Важно помнить, что тело человека обладает маленьким сопротивлением, поэтому оно является отличным проводником электрического тока. Также, хорошим проводником тока является вода. Если вы, работая с электрическими приборами, а именно с оголенным проводом, дотронетесь до воды — вас ударит током, что может спровоцировать паралич сердца и дыхания, и вследствие этого — смерть.
Меры безопасности при обслуживании электроприводов
Электроприводы производственных машин, насосов, вентиляторов и всевозможных станков, как правило, оборудованы трехфазными асинхронными электродвигателями, а в ряде установок, требующих широкого и плавного регулирования частоты вращения, применяют двигатели постоянного тока.
Для обслуживающего персонала опасными факторами являются движущиеся части машин и механизмов, механических передач, а также токоведущие части системы электропитания и цепей управления. Опасен и металлический корпус, если при отсутствии его заземления (зануления) случится повреждение изоляции и он окажется под напряжением.
Большую опасность представляет внезапный пуск агрегата в то время, когда на приводе находятся люди, производящие какие-либо работы. Поэтому во избежание несчастных случаев при обслуживании электроприводов необходимо соблюдать ряд специальных требований правил техники безопасности:
1. При осмотре, очистке от пыли кожухов электродвигателя и аппаратуры управления без отключения и остановки электропривода следует убедиться, что корпуса и кожухи надежно присоединены к магистрали заземления или нулевому проводу.
2. Все неизолированные токоведущие части и вращающиеся части электропривода должны иметь ограждения, снимать которые во время работы не допускается.
3. Работы по текущему ремонту и испытаниям изоляции приводного электродвигателя и пускорегулирующих аппаратов разрешаются только электротехническому персоналу, который в электроустановках до 1000 В должен иметь квалификационную группу по ТБ не ниже III, выше 1000 В — группу IV. Работы, проводимые дежурным персоналом на закрепленном за ним цеховом электрооборудовании, проводятся в порядке текущей эксплуатации (перечень работ утверждается лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, например главным энергетиком или начальником электроотдела) с соблюдением следующих мер безопасности;
а) после отключения электропривода для проведения на нем каких-либо работ необходимо на пусковом устройстве повесить запрещающий переносной плакат с надписью «Не включать — работают люди». При этом должен быть или видимый разрыв цепи, или между контактами закрытого аппарата, например контактора, проложен листовой изоляционный материал, или отсоединены отходящие в сторону электродвигателя питающие его провода;
б) если электродвигатель силовой установки (насоса, вентилятора, компрессора и т. п.) работает при напряжении выше 1000 В, например 6 кВ, и получает питание от шин распределительного устройства подстанции, то необходимо на этой подстанции отключить питающий кабель выключателем и разъединителем (видимый разрыв цепи!), запереть их приводы и вывесить на приводах выключателя и разъединителя запрещающие плакаты. Об отключении двигателя в ремонт в журнале дежурного делается запись с указанием фамилии лица, давшего указание об отключении электропривода. Снимать предупреждающие плакаты и включать электропривод в работу можно только после окончания работы на нем и оформления окончания записью в журнале;
в) на вращающемся электродвигателе разрешается шлифование контактных колец стеклянной шкуркой при помощи деревянной колодки. Применяемые при этом инструменты должны быть с изолирующими рукоятками;
г) допускаются работы в цепи пускового реостата у включенного асинхронного электродвигателя с контактными кольцами, но при условии, что ротор замкнут накоротко при полностью выведенном сопротивлении реостата. При этом следует стоять на резиновом коврике или быть в диэлектрических галошах и работать инструментами с изолированными рукоятками. Работа в пусковых аппаратах, установленных в цепи питания обмоток статора, допускается только при снятом напряжении с токоведущих частей;
д) если в ремонт выведен электродвигатель насоса или вентилятора, то необходимо предупредить вращение электропривода со стороны механизма (насос может начать работать как турбина, вентилятор — прийти в движение от напора воздуха), для чего следует закрыть соответствующие вентили на трубопроводе или шиберы на воздуховоде вентиляционной установки.
4. Перед пуском главного электропривода крупных производственных машин (конвейер, транспортер, рольганг, литьевая машина и т. п.) следует подавать звуковой сигнал для предупреждения рабочих во избежание травмирования их внезапным движением механизмов.
Опасность поражения электрическим током
Существует 2 типа поражения током (электрическая травма и электрический удар):
- Электрический удар поражает весь организм человека, но он не вызывает ожогов, однако приводит к остановке сердца.
- Электрическая травма представляет собой поражение внешних частей тела. Оно выражается в металлизации кожи, в ожогах и «электрических знаках».
В случае, если человека ударило током, нужно как можно быстрее принять меры для его спасения. Прежде всего человека следует освободить от действия тока. Для того, чтобы это сделать, необходимо отключить электричество или попытаться отбросить провод в сторону.
Важно: при оказании первой помощи пострадавшему до приезда скорой, следует помнить о собственной безопасности. Ваша одежда должна быть сухой, а под ноги лучше положить доску. На руки стоит надеть резиновые перчатки. В ином случае помощь потребуется уже самому спасателю.
Проводить ремонт электроприборов следует только после изучения прилагающейся инструкции. Если какие-то моменты изложены невнятно или недостаточно подробно, ремонт рекомендуется отложить или вызывать профессионального мастера.