Техническое обслуживание ходовой части автомобиля урал
Техническое обслуживание рамы заключается в проверке плотности заклепочных соединений, устранении следов коррозии, своевременной подкраске деталей, проверке работоспособности и смазке тягово-сдепного устройства. Плотность заклепочных соединений проверяется простукиванием заклепок с помощью молотка.
Гайка стержня крюка тягово-сцепного устройства должна быть затянута до упора в прокладку без дополнительного сжатия упругого элемента. При появлении осевого смещения крюка следует разобрать устройство и поставить дополнительную прокладку. Не следует использовать гайку 28 для устранения осевого смещения крюка. При износе упругого элемента следует его заменить. Стержень крюка смазывается через масленку. Эксплуатация автомобиля с прицепом при наличии осевого смещения крюка может привести к повреждению поперечной балки и деталей ее крепления к раме.
Техническое обслуживание колесного движителя заключается в периодической проверке крепления, соблюдения правил эксплуатации шин и проверке балансировки колес.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В процессе эксплуатации необходимо проверять крепление колес к ступицам. Гайки следует подтягивать равномерно, через одну, в два-три приема. Момент затяжки гаек крепления должен быть в пределах 250…300 Н • м (25…30 кгс • м). При затяжке гаек следует проверять боковое отклонение колес по отвесу или угольнику. Биение при вращении колеса не должно превышать 5 мм, при больших значениях следует ослабить гайки и при их затяжке уменьшить биение.
Периодически следует проверять давление воздуха в шинах. Следует помнить, что движение с пониженным на 25% давлением воздуха снижает срок службы шин на 35 …40%, превышение же давления на 10% снижает его на 10… 15%.
Если в процессе движения происходит самопроизвольное отклонение автомобиля в какую-либо сторону, следует проверить давление воздуха в шинах, выявить и устранить причину утечки воздуха. Отклонение автомобиля может быть вызвано также нарушением регулировки схождения колес. Правила регулировки изложены в главе «Рулевое управление».
Ускоренный износ шин местного характера, появление вибраций свидетельствуют о нарушении балансировки колес. Для проверки балансировки колесо в сборе со ступицей устанавливают на оси. При наличии дисбаланса утяжеленное место устанавливается внизу. В верхней части следует сделать метку и поставить груз. Затем, отклоняя колесо в обе стороны на 90°, проверить балансировку. Если колесо возвращается в исходное положение, следует поставить второй груз и т. д. Грузы устанавливают на обод, отжимая борт покрышки от кольца монтажной лопаткой и ударяя по ним через деревянную прокладку.
Для снятия колеса следует затормозить автомобиль, поднять колесо домкратом и, отвернув гайки, снять его.
Перед разборкой колеса следует выпустить воздух из шины, вставить прямую лопатку, отжать борт шины вниз. В зазор вставить прямую и изогнутую лопатки так, чтобы конец последней упирался в бортовое кольцо, а пятка — в прямую лопатку. Смещая обе лопатки по окружности колеса, следует отжать борт шины. Затем вставить конец прямой лопатки в прорезь замкового кольца и вывести его из канавки, а изогнутой лопаткой приподнять вверх и вывести из канавки. Снять бортовое кольцо и, перевернув колесо, с помощью лопаток отжать другой борт покрышки и снять шину.
Рис. 5.13. Схема перестановки колес:
а—автомобиля КамАЗ-5320; 6 — автомобиля КамАЗ-4310; в — автомобиля Урал-4320
При сборке вложить очищенные, припудренные тальком камеру и ободную ленту в покрышку и надеть шину на обод так, чтобы вентиль вошел в паз без перекоса. Надеть бортовое кольцо, вставить в канавку середину замкового кольца и вдавить его концы в канавку. Прислонить шину замковым кольцом к стене и накачать воздух, следя за тем, чтобы кольцо не вышло из канавки.
В процессе эксплуатации при неравномерном износе или повреждениях шин следует проводить перестановку колес в последовательности, показанной на рис. 5.13.
Для сохранения шин необходимо не допускать попадания на них топливосмазочных материалов, избегать резких торможений и движения юзом, не задевать боковинами покрышек за препятствия. Не перегружать автомобиль, строго соблюдать правила движения при пониженном давлении воздуха в шинах. Своевременно проверять углы установки колес и шкворней; не допускать стоянку автомобилей на спущенных шинах.
Техническое обслуживание подвески заключается в периодическом осмотре, проверке крепежных деталей и узлов, смазке трущихся поверхностей и проверке работоспособности амортизаторов.
Затяжку гаек стремянок рессор следует проводить на нагруженном автомобиле с моментом затяжки передних рессор 250…300 Н • м (25…30 кгс • м), задних рессор — 450…500 Н • м (45…50 кгс • м), на автомобиле Урал-4320— с моментом 480…550 Н • м (48… 55 кгс • м), болтов крепления ушек рессор— 120… 150 Н • м (12…15 кгс • м).
Затяжку стремянки крепления ушка передней рессоры на автомобиле Урал-4320 проводить в таком порядке: завернуть гайку до упора, отвернуть на 1,5—2 оборота и раскернить резьбу в двух противоположных точках. Полная затяжка гаек недопустима, так как это может привести к повреждению стремянки и ушка.
При появлении течи жидкости из амортизатора следует подтянуть гайку наружного цилиндра (корпуса). Для замены рабочей жидкости необходимо снять амортизатор, закрепить его за нижнюю головку, вытянуть шток и, отвернув гайку корпуса, вынуть поршень из цилиндра. Затем слить рабочую жидкость и промыть амортизатор. В случаях замены сальника устанавливать его острыми кромками вниз (меткой «низ» в нижнее положение). Подготовить и залить 0,475 л жидкости (на автомобиле Урал-4320 — 0,85 л) в цилиндр и резервуар и собрать амортизатор. Проверить работоспособность амортизатора: при растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать сопротивление, большее при растяжении.
При износе концов первого листа задней рессоры более чем на 5…6 мм поменять местами первый и второй листы. Периодически перебирать рессоры, удалять следы коррозии и смазывать поверхность листов графитной смазкой.
Операции по смазке узлов подвески изложены в картах смазки.
Техническое обслуживание мостов заключается в периодическом контроле крепления балок мостов к рессорам, проверке углов установки шкворней и колес, проверке регулировки подшипников ступиц колес и их смазке.
Ослабление крепления деталей передних мостов ухудшает управляемость и безопасность движения. Поэтому при каждом техническом обслуживании необходимо проверять крепление рессор к балке. Для обеспечения продольного наклона шкворней необходимо вначале подтягивать гайки передней, затем задней стремянок.
Изменение углов установки шкворней приводит к повышенным износам шин и ухудшению управляемости. Углы наклона шкворней на автомобиле КамАЗ-5320 восстанавливают заменой изношенных деталей, на автомобиле Урал-4320 и КамАЗ-4310 — регулировкой конических подшипников шкворней поворотных кулаков (изменением толщины регулировочных прокладок)
При правильной регулировке подшипников ступиц колес вывешенное колесо должно свободно вращаться без ощутимого осевого зазора. В движении ступицы колес не должны нагреваться.
Смазка деталей и узлов мостов производится в соответствии с картой смазки.
Проверка углов поворота и схождения колес описана в главе «Рулевое управление».
При ежедневном техническом обслуживании осмотром проверяют состояние рамы, рессор и амортизаторов, проверяют манометром величину давления воздуха в шинах.
Регулирование подшипников ступиц передних колес производят в следующей последовательности:
– поднимают домкратом одну сторону передней оси автомобиля до свободного вращения колеса, снимают колпак (крышку) ступицы, расшплинтовывают регулировочную гайку или отгибают замочную шайбу и ослабляют контргайку;
– при отсутствии заеданий сначала затягивают регулировочную гайку до тугого, а затем отвертывают до свободного вращения колеса. Если колесо при отвернутой регулировочной гайке вращается туго, то предварительно необходимо устранить причину, которой в большинстве случаев является задевание колодок за тормозной барабан или заедание сальника;
– проверяют правильность затяжки — при правильной затяжке колесо должно легко вращаться без осевого люфта;
– зашплинтовывают регулировочную гайку или закрепляют ее контргайкой, закладывают в колпак смазку и устанавливают его на ступицу.
Регулирование подшипников ступиц задних колес грузовых автомобилей производят в следующей последовательности:
– поднимают домкратом одну сторону заднего моста автомобиля до свободного вращения колеса, отвертывают гайки шпилек крепления фланца полуоси к ступице, при помощи болтов, ввернутых в отверстия фланца, выпрессовывают полуось;
– отвертывают контргайку и снимают стопорную шайбу (на автомобиле ЗИЛ-130 снимают сальник);
– ослабляют регулировочную гайку и опробывают легкость вращения колеса, затем гайку завертывают до тугого вращения колеса (при завертывании гайки колесо все время нужно поворачивать в обе стороны для правильного размещения роликов подшипников);
-отвертывают регулировочную гайку, устанавливают сальник и стопорную шайбу, которая своим внутренним зубом должна входить в канавку кожуха полуоси, а одним из отверстии надевается на штифт регулировочной гайки;
если штифт не совпадает с отверстием шайбы, гайку нужно повернуть в ту или другую сторону до совпадения;
– завертывают до отказа контргайку, проверяют правильность затяжки подшипников и устанавливают полуось на место,прикрепляя ее фланец к ступице.
Рис. 145. Схемы перестановки колес у автомобилей:
а — грузовых; б — легковых.
При втором техническом обслуживании, кроме работ ТО-1, проверяют и, если требуется, регулируют схождение передних колес. Осматривают балки переднего моста, рамы и буксирного устройства, подтягивают крепления амортизаторов.
Снимают ступицы колес, удаляют смазку, промывают и осматривают подшипники, заполняют ступицы свежей смазкой, устанавливают на место и регулируют затяжку подшипников. Переставляют колеса по схеме (рис. 145).
Проверяют и регулируют схождение колес в следующей последовательности:
установив передние колеса автомобиля в положение, соответствующее движению автомобиля прямо, устанавливают линейку между передними колесами так, чтобы ее наконечники упирались в боковины покрышек впереди осей вращения колес, а концы обеих цепочек, имеющихся на линейке, касались поверхности, на которой находится автомобиль; устанавливают указатель линейки на нулевое деление шкалы и перекатывают автомобиль вперед так, чтобы линейка оказалась сзади оси колес, а концы цепочек опять касались площадки; по делениям шкалы линейки определяют величину схождения колес (рис. 146, а);
ослабляют гайки стяжных болтов наконечников поперечной рулевой тяги и поворачивают тягу трубным ключом (рис. 146, б) до получения нормальной величины схождения, которую после регулировки вновь проверяют линейкой.
Проверку и регулировку величины схождения колес лучше производить на специальном стенде с оптическими приборами.
Рис. 146. Проверка и регулировка схождения колес:
а — измерение величины; б— изменение длины поперечной рулевой тяги.
Техническое обслуживание ходовой части автомобиля урал
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ-5320 И УРАЛ-4320
Техническое обслуживание подвески автомобилей КамАЗ-5320 и УРАЛ-4320
Техническое обслуживание подвески заключается в периодическом осмотре, проверке крепежных деталей и узлов, смазке трущихся поверхностей и проверке работоспособности амортизаторов.
Затяжку гаек стремянок рессор следует проводить на нагруженном автомобиле с моментом затяжки передних рессор 250— 300 Н • м (25—30 кгс • м), задних рессор 450—500 Н • м (45— 50 кгс * м), на автомобиле Урал-4320 — с моментом 480—550 Н • м (40—55 кгс * м), болтов крепления ушек рессор — 120—150 Н • м (12—15 кгс • м).
Затяжку стремянки крепления ушка передней рессоры на автомобиле Урал-4320 проводить в таком порядке завернуть гайку до упора, отвернуть на 1,5—2 оборота и раскернить резьбу в двух противоположных точках. Полная затяжка гаек недопустима, так как это может привести к повреждению стремянки и ушка.
При появлении течи жидкости из амортизатора следует подтянуть гайку наружного цилиндра (корпуса). Для замены рабочей жидкости необходимо сиять амортизатор, закрепить его за нижнюю головку, вытянуть шток и, отвернув гайку корпуса, вынуть поршень из цилиндра. Затем слить рабочую жидкость и промыть амортизатор. В случаях замены сальника устанавливать его острыми кромками вниз (меткой «низ» в нижнее положение). Подготовить и залить 0,475 л жидкости (на автомобиле Урал-4320—0,85 л) в цилиндр и резервуар и собрать амортизатор. Проверить работоспособность амортизатора: при растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать сопротивление, большее при растяжении.
При износе концов первого листа задней рессоры более чем на 5—б мм поменять местами первый и второй листы. Периодически перебирать рессоры, удалять следи коррозии и Смазывать поверхность листов графитной смазкой.
Операции по смазке узлов подвески изложены в картах смазки (глава 10).
Техническое обслуживание ходовой части автомобиля урал
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ-5320 И УРАЛ-4320
Техническое обслуживание рамы заключается в проверке плотности заклепочных соединений, устранении следов коррозии, своевременной подкраске деталей, проверке работоспособности и смазке тягово-сцепного устройства. Плотность заклепочных соединений проверяется простукиванием заклепок с помощью молотка.
Гайка 28 (см. рис. 5.10) стержня крюка тягово-сцепного устройства должна быть затянута до упора в прокладку без дополнительного сжатия упругого элемента 27. При появлении осевого смещения крюка следует разобрать устройство и поставить дополнительную прокладку. Не следует использовать гайку 28 для устранения осевого смещения крюка. При износе упругого элемента следует его заменить. Стержень крюка смазывается через масленку. Эксплуатация автомобиля с прицепом при наличии осевого смещения крюка может привести к повреждению поперечной балки и деталей ее крепления к раме.
Техническое обслуживание колесного движителя
Техническое обслуживание колесного движителя заключается в периодической проверке крепления, соблюдения правил эксплуатации шин и проверке балансировки колес.
В процессе эксплуатации необходимо проверять крепление колес к ступицам. Гайки следует подтягивать равномерно, через одну, в два-три приема. Момент затяжки гаек крепления должен быть в пределах 250—300 Н • м (25—30 кгс • м). При затяжке гаек следует проверять боковое отклонение колес по отвесу или угольнику.
Биение при вращении колеса не должно превышать 5 мм, при больших значениях следует ослабить гайки и при их затяжке уменьшить биение.
Периодически следует проверять давление воздуха в шинах. Следует помнить, что движение с пониженным на 25% давлением воздуха снижает срок службы шин на 35—40%, превышение же давления на 10% снижает его на 10—15%.
Если в процессе движения происходит самопроизвольное отклонение автомобиля в какую-либо сторону, следует проверить давление воздуха в шинах, выявить и устранить причину утечки воздуха. Отклонения автомобиля могут быть вызваны также нарушением регулировки схождения колес. Правила регулировки изложены в главе «Рулевое управление».
Ускоренный износ шин местного характера, появление вибраций свидетельствует о нарушении балансировки колес. Для проверки балансировки колесо в сборке, со ступицей устанавливают на оси. При наличии дисбаланса утяжеленное место устанавливается внизу. В верхней части следует сделать метку и поставить груз. Затем, отклоняя колесо в обе стороны на 90°, проверить балансировку. Если колесо возвращается в исходное положение, следует поставить второй груз и т. д. Грузы устанавливают на обод, отжимая борт покрышки от кольца монтажной лопаткой и ударяя по ним через деревянную прокладку.
Для снятия колеса следует затормозить автомобиль, поднять колесо домкратом и, отвернув гайки, снять его.
Перед разборкой колеса следует выпустить воздух из шины, вставить прямую лопатку, отжать борт шины вниз. В зазор вставить прямую и изогнутую лопатки так, чтобы конец последней упирался в бортовое кольцо, а пятка в прямую лопатку. Смещая обе лопатки по окружности колеса, следует отжать борт шины. Затем вставить конец прямой лопатки в прорезь замкового кольца и вывести его из канавки» а изогнутой лопаткой приподнять вверх и вывести из канавки. Снять бортовое кольцо и, перевернув колесо, с помощью лопаток отжать другой борт покрышки и снять шину.
При сборке вложить очищенные, припудренные тальком камеру и ободную ленту в покрышку и надеть шину на обод так, чтобы вентиль вошел в паз без переноса. Надеть бортовое кольцо, вставить в канавку середину замкового кольца и вдавить его концы в канавку. Прислонить шину замковым кольцом к стене и накачать воздух, следя за тем, чтобы кольцо не вышло из канавки.
В процессе эксплуатации при неравномерном износе или повреждениях шин следует проводить перестановку колес в последовательности, показанной на рис. 5.11.
Для сохранения шин необходимо не допускать попадания на них топливо-смазочных материалов, избегать резких торможений и движения юзом не задевать боковинами покрышек за препятствия. Не перегружать автомобиль, строго соблюдать правила движения при пониженном давлении воздуха в шинах. Своевременно проверять углы установки колес и шкворней; не допускать стоянку автомобилей на спущенных шинах.
Рис. 5.11. Схема перестановки шин:
а- автомобиля КамАЗ-5320; б — автомобиля Урал-4320