Тех руководство двигатель 4216
Открытое акционерное общество «Ульяновский моторный завод»
УТВЕРЖДАЮ Директор по развитию ОАО «Ульяновский моторный завод»
Д.П. Щукин
Руководство по эксплуатации 4216.3902011-80РЭ. Двигатель УМЗ-42164-80
Главный конструктор ОАО «Ульяновский моторный завод»
Г.Д. Афанасьев
г. Ульяновск 2013
Настоящее Руководство по эксплуатации 4216.3902011-80РЭ распространяется на двигатели модификаций УМЗ-42164-80,81,82,83,84 с электронным управлением подачей топлива и зажиганием, предназначенные для установки на легкие коммерческие автомобили, выпускаемые ООО «АЗ ГАЗ».
На моделях двигателя УМЗ-42164-81,82,83 установлен компрессор кондиционера, все остальные узлы и агрегаты аналогичны двигателю УМЗ-42164-80. Компрессор кондиционера входит в климатическую систему автомобиля, поэтому правила по его эксплуатации и обслуживанию описаны в инструкции автомобиля.
Руководство содержит сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) двигателя, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия, оценки его технического состояния, транспортированию, хранении, консервации, гарантии завода, а также сведения по утилизации двигателя и его составных частей.
Двигатели изготавливаются в климатическом исполнении У по ГОСТ 15150 и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40°С, среднегодовой относительной влажности воздуха до 80% при температур плюс 20°С.
Двигатели также рассчитаны на эксплуатацию в составе автомобиля при запыленности воздуха до 0,1 г/м3 и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении мощности.
Обслуживающий персонал должен иметь специальную подготовку.
Параметры, приведенные в Руководстве без допустимых отклонений, даны для справок.
ОАО «Ульяновский моторный завод» постоянно совершенствует конструкцию узлов и деталей двигателя, поэтому они могут несколько отличаться от описанных в настоящем Руководстве. Руководство подготовлено на основании конструкторской документации действующей на 25 марта 2013 года.
Регулярное обслуживание Вашего двигателя в соответствии с настоящим Руководством и сервисной книжкой обеспечит его надежную эксплуатацию.
ОАО «Ульяновский моторный завод» не устанавливает эксплуатационные нормы расхода топлива.
Разработчик и изготовитель двигателей ОАО «Ульяновский моторный завод», г. Ульяновск.
1 МАРКИРОВКА ДВИГАТЕЛЕЙ 5
2 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ 5
2.1 Требования безопасности 5
2.2 Предупреждения 6
3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
4 ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОК И КОНТРОЛЯ 7
5 ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ В СОСТАВЕ АВТОМОБИЛЯ. 7
ПУСК И ОСТАНОВКА. ОБКАТКА 7
5.1 Подготовка двигателя к эксплуатации 7
5.2 Пуск двигателя 7
5.3 Остановка двигателя 8
5.4 Обкатка двигателя 8
6 ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА ДВИГАТЕЛЯ И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ 9
6.1 Корпусные детали 12
6.2 Кривошипно-шатунный механизм 13
6.3 Газораспределительный механизм 15
6.3.1 Обслуживание газораспределительного механизма 16
6.4 Система охлаждения 18
6.4.1 Обслуживание системы охлаждения 22
6.5 Система смазки 23
6.5.1 Обслуживание системы смазки 24
6.6 Система вентиляции картера 24
6.6.1 Обслуживание системы вентиляции 26
6.7 Комплексная микропроцессорная система управления двигателем (КМПСУД) 26
6.7.1 Контроллер 27
6.7.2 Датчики КМПСУД 28
6.7.3 Исполнительные механизмы и узлы системы питания 29
6.7.4 Исполнительные устройства системы зажигания 30
6.7.5 Исполнительный механизм системы охлаждения 30
6.7.6 Исполнительные устройства и узлы антитоксичной системы 30
6.7.7 Вспомогательные исполнительные механизмы КМПСУД 30
6.7.8 Жгут низковольтных проводов КМПСУД 31
6.8 Электроагрегаты и датчик аварийного давления масла 31
6.8.1 Обслуживание генератора 32
6.9 Автоматический натяжитель 32
6.9.1 Снятие — установка ремня привода агрегатов 32
7 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ 33
7.1 Периодичность технического обслуживания 33
7.2 Объем технического обслуживания (ТО) 33
7.2.1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) 33
7.2.2 Техническое обслуживание после обкатки (через 2000 км) и ТО-1 (через каж- 33 дые 15000 км пробега автомобиля).
7.2.3 Второе техническое обслуживание (ТО-2) 34
8 ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЯ И МЕТОДЫ ИХ
8.1 Бортовая диагностическая система (БДС) 36
10 КОНСЕРВАЦИЯ 41
10.1 Консервация двигателей на срок хранения до 3 месяцев 42
10.2 Консервация двигателей на срок хранения до 1 года 42
10.3 Консервация двигателей на срок хранения 2-5 лет 42
10.4 Требование безопасности 43
10.5 Техническое обслуживание законсервированного двигателя. 43
11 РАСКОНСЕРВАЦИЯ 44
12 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ 44
13 УТИЛИЗАЦИЯ 44
14 ГАРАНТИИ ЗАВОДА И ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ 44
Перечень комплектующих системы управления, установленных на двигателе Приложение 2 46
Подшипники качения Приложение 3
Манжеты и сальники
Приложение 4 47
Моменты затяжки ответственных соединений Приложение 5 47
Тех руководство двигатель 4216
Рис.7. Уплотнение заднего конца коленчатого вала с элементами уплотнения картера
1 – сальник коленчатого вала задний; 2 – хвостовик коленчатого вала; 3 – маховик; 4 – прокладка; 5 – картер сцепления, нижняя часть; 6 – уплотнитель масляного картера; 7 – картер масляный; 8 – крышка манжеты коленчатого вала; 9 – держатель манжеты сальника; 10 – уплотнитель картера сцепления; 11 – держатель уплотнителя картера сцепления.
Б – места для нанесения жидкой прокладки при сборке узла.