Ремонт системы питания двигателя автомобиля
Система питания ДВС отвечает за подачу топлива из бака, и направлении ее через элементы очистки, формированию смеси, и равномерного распределения ее по цилиндрам мотора. Неполадки приводят к нарушению функционирования силового агрегата и даже к его поломке. В данной статье разберем какие бывают поломки, что является причиной, и как выполнять ремонт системы питания двигателя самостоятельно.
Ремонт системы питания бензинового двигателя
Самые распространенные неисправности системы питания бензинового двигателя с карбюратором являются:
- Прекращение поступления топлива в карбюратор;
- Формирование слишком обедненной и обогащенной смеси;
- Течь топлива;
- Затруднительно запустить ДВС;
- Перерасход топлива;
- Запах бензина в салоне и снаружи авто;
- Потеря мощности ДВС, нестабильная и неустойчивая его работа;
- Увеличение токсичности выбросов в любых режимах работы.
Чтобы не допустить появление таких неполадок, важно знать, что ведет к этому, и каким образом качественно выполнять ремонт системы питания двигателя.
Диагностика форсунок на автомобиле ВАЗ:
Формирование бедной горючей смеси
Обедненная смесь имеет свои черты: мотор перегревается, временно теряет мощность, появляются «выстрелы» в карбюраторе.
Причины:
- Низкое давление топлива — поступает через форсунки меньше необходимого;
- Загрязненные форсунки. Происходит чаще всего из-за некачественного топлива;
- Подсос воздуха в выпускной коллектор;
- Мотор на обедненной смеси значительно теряет свою мощность, происходит это из-за долгого горения смеси, что приводит к понижению давления газов в цилиндрах мотора. Также случаются перегревания ДВС на такой смеси.
Воспользовавшись методом ручной подкачки горючего можно протестировать работу системы. Если проблем с этим нет, то проверяется на наличие подсоса воздуха. Необходимо запустить мотор и закрыть воздушную заслонку. Затем заглушить мотор и осмотреть внимательно места соединения карбюратора и выпускного трубопровода. При недостаточно плотных соединениях будут видны подтеки. Устраняется путем подтягивания гаек.
Если все с этим хорошо, система герметична, подтеков нет, проверяется уровень бензина в поплавковой камере, если нужно проводиться регулировка.
Производится осмотр жиклеров, при засорении продуваются воздухом.
Образование богатой горючей смеси
Нарушение состава смеси может привести к чрезмерному ее обогащению.
Формирование обогащенной топливной смеси проявляется в следующем:
- Черный дым из трубы;
- Перерасход бензина;
- Перегревания ДВС;
- Появление нагара в камере сгорания.
Что способствует возникновению богатой горючей смеси:
- Повышенное давление топлива. Проблема либо в бензонасосе, либо в регуляторе давления горючего, которая стоит на топливной рампе. Время открытия форсунок остается тем же, но из-за того, что давление повышается через них проходит больше топлива;
- Неисправность датчика массового расхода воздуха;
- Неисправен адсорбер. Не работает система улавливания паров бензина;
- Выход из строя форсунок. Форсунки не удерживают топливо под давлением, протекают;
- Забитый воздушный фильтр;
- Уровень горючего в поплавковой камере выше необходимого;
- Неполадки в работе воздушной заслонки;
- Повреждения диафрагм.
Проверка и ремонт системы питания двигателя в таком случае осуществляется путем осмотра поплавковой камеры. Необходимо осмотреть поплавковый механизм, если есть заклинивания – проблему устранить. Уменьшить уровень горючего до необходимых показателей. Обязательно выполняется осмотр клапана на герметичность. Все другие неполадки, которые приводят к формированию обогащенной смеси топлива можно устранить только ремонтом карбюратора.
Увеличение расхода топлива
Выход из строя карбюратора — одна из причин перерасхода. Обнаружить причину данной проблемы можно только путем осмотра и диагностики топливоподающих элементов системы питания двигателя.
Течь топлива
Подтеки появляются в случае:
- Наличия неплотных соединений;
- Повреждений топливной магистрали;
- Негерметичности диафрагм насоса.
Подтеки, особенно, если это бензин, нужно сразу же ликвидировать, это ведет не только к перерасходу, но и большая вероятность возникновения пожара в автомобиле.
Топливо не поступает в карбюратор
Ремонт системы питания двигателя необходим в ситуации, когда бензин не доходит до карбюратора. Происходит это, когда горючее не может пройти по трубкам из-за того, что забиты мусором топливопровода, насос неисправен, загрязнены фильтры очистки.
Проверка топливной магистрали на засор
Поиск причины этого, в данной ситуации, заключается в следующем:
- Отсоединяется от карбюратора шланг подачи топлива.
- Данный конец шланга необходимо поместить в какую-либо емкость.
- Прокачать топливо с помощью рычага ручной подкачки, либо провернуть коленчатый вал стартером.
Если в результате данных действий топливо течет не с нужным напором, или не течет вообще, в таком случае необходимо прочистить топливную магистраль от мусора. Либо же имеется неисправность в насосе.
Проверку насоса для достоверности лучше выполнять как минимум 2 раза.
Если в результате ручной прокачки нет сопротивления на рычаге, и горючее не течет, в таком случае имеет место поломка топливного насоса. Если же сопротивление имеется, и оно значительное, то вероятнее всего засорена сама магистраль. Данная проблема решается путем продува. Сделать это можно специальным насосом или компрессором.
Для продувки топливной магистрали, первым делом надо отсоединить ее от насоса, а после этого продуть. Если сделать это не получается, даже под высоким давлением, ее придется заменить.
Помимо топливной магистрали может быть засорена топливоприемная трубка с сетчатым фильтром бака. Трубку нужно извлечь и прочистить. После очистки магистрали, рекомендуется промыть бак теплой водой, чтобы убрать в полной мере все загрязнения.
Если же, в результате проделанной работы засор не был обнаружен, либо устранен, а топливо, как и прежде не поступает, необходимо проверить на исправность насос.
Осмотр и ремонт топливного насоса
Выделяют самые распространенные проблемы:
- Разрыв диафрагмы;
- Выход из строя пружины диафрагмы;
- Износ рычага;
- Выход из строя пружин, держащих клапана;
- Повреждения корпуса бензонасоса.
Диагностика начинается с визуального осмотра. Первым делом необходимо осмотреть имеются ли подтеки горючего. Появится они могут, если есть повреждения корпуса, негерметичные соединения, поломка диафрагмы.
В случае, если подтеки выявлены в местах соединений трубок и частей насоса, то нужно подкрутить гайки. Далее снимается крышка, и производится очистка сетчатого фильтра.
При выходе из строя диафрагм будут наблюдаться подтеки через нижнее отверстие в корпусе, соответственно повышенный расход топлива, увеличение давления и уровня масла. Стоит учесть, что при таких неполадках топливный насос будет продолжать работать. Вышедшие из строя диафрагмы отремонтировать невозможно, их необходимо заменить на новые.
Осмотр сетчатого фильтра карбюратора
В ситуации, когда топливная магистраль не загрязнена, насос работает исправно, производится смотр сетчатого фильтра. При необходимости прочистить и продуть его воздухом.
Ремонт карбюратора
Надежность работы карбюратора достигается за счет выполнения:
- Регулярной очисткой и промывкой;
- Регулярной проверкой герметичности;
Чтобы выполнить ремонт карбюратора необходимо сначала демонтировать его. После этого выполняется разборка и чистка. Сжатым воздухом продуваются все детали. Поврежденные детали нужно обязательно заменить. Затем карбюратор собирается и монтируется на свое место.
Бывают ситуации, когда устранить неисправности карбюратора возможно и не снимая его с машины. Разбирается при этом он не полностью.
Ремонт системы питания дизельного двигателя
У автомобилей, оснащенных дизельным мотором, система питания функционирует совсем иначе, чем у карбюраторных авто. Работа ее заключается в подаче воздуха и нужных порций топлива в цилиндры силового агрегата.
Главнейшая задача системы питания дизельных двигателей в том, чтобы в нужный момент обеспечивать силовой агрегат рабочей смесью, преобразовывая энергию топлива в механическую энергию. В отличие от системы питания карбюраторного двигателя, формирование горючей топливной смеси происходит в самом цилиндре. Воздух и топливо поступают раздельно.
Питание дизельных моторов состоит их большого количество узлов, взаимосвязанных и отвечающих друг за друга. Чтобы не возникали сбои, нужно проводить своевременную диагностику и ремонт системы питания двигателя.
Неполадки в работе в системе питания дизельных автомобилей зависит от:
- ТНВД;
- Форсунок;
- Топливоподающего насоса;
- Фильтров.
На основании статистики нашего автосервиса, большего всего неисправности случаются в механизмах, которые работают под высоким давлением.
Признаки неполадок топливоподающей системы:
- Затруднительный пуск мотора;
- Неравномерная работа ДВС на любых режимах работы;
- Дымность;
- Стуки и посторонний шум в работе ДВС;
- Снижение мощности;
- Увеличение расхода солярки.
Диагностика системы питания дизельного мотора начинается с тех узлов, влияющие на расход дизельного топлива. Таким образом осматриваются фильтра, форсунки, насос подкачки топлива.
Смотрите видео, как найти подсос воздуха:
Причины выхода из строя насоса низкого давления:
- Использование некачественной солярки;
- Несвоевременное техническое обслуживание;
Механическое повреждение керамических шеек ТННД, в результате халатного обращения, приводит к его отказу и восстановление уже невозможно. В такой ситуации возможно только замена.
Своевременное обслуживание ремонт системы питания мотора помогает избежать непредвиденных поломок в дороге.
Техническое обслуживание системы питания двигателя
Регулярное ТО позволит избежать непредвиденных поломок. ТО состоит в следующем:
- Осмотр мест соединения, проверка на герметичность;
- Каждые 10-15 тыс км:
- Промывка фильтра грубой очистки и замена фильтрующих элементов;
- Проверка уровня масла в ТНВД;
- Каждые 100 тыс км проверка и регулировка ТНВД;
- Раз в год замена воздушного фильтра.
- Каждые 20 тыс км проводится очистка карбюратора и проверяется его работа.
И в заключение…
Ремонт системы питания двигателя – важный и ответственный процесс. Такую задачу мы рекомендуем доверять специалистам, которые обладают должными знаниями и современным инструментом. Мастера автотехцентра «Анкар» с высоким качеством проведут диагностику и ремонт системы питания как бензиновых, так и дизельных двигателей автомобилей любых марок и годов выпуска.
У нас работаю специалисты, которые обладают многолетним опытом в ремонте систем питания двигателей. Неполадки в работе приводят к нарушению работы ДВС, увеличению расхода топлива и снижения уровня безопасности, Ваш авто просто в один момент может не завестись.
Диагностирование системы питания бензиновых двигателей: основные неисправности, диагностические параметры и нормативы, методы и режимы диагностирования, применяемое оборудование.
Техническое обслуживание системы питания инжекторного двигателя.Система впрыска топлива (инжекторная система питания) практически не нуждается в обслуживании (кроме содержания в чистоте их элементов и проверки и подтяжки их креплений и соединений шлангов), а ремонт ее заключается в диагностике и замене вышедших из строя элементов, которые обычно ремонту не подлежат.
Неисправности топливной системы.К неисправностям топливной системы относится нарушение работы системы впрыска, а также неисправности других конструктивных элементов системы питания: снижение производительности топливного насоса (насос не создает рабочего давления), засорение топливного фильтра, засорение (деформация) сливного топливопровода, негерметичность системы. Самой серьезной неисправностью является негерметичность системы, которая помимо экономических потерь создает угрозу пожарной безопасности автомобиля.
Основной причиной указанных неисправностей является нарушение правил эксплуатации автомобиля (применение некачественного бензина, отступление от технологии и периодичности обслуживания, механические повреждения, плохое соединение).
Неисправности топливной системы могут быть диагностированы по внешним признакам. Такими признаками являются перебои в работе двигателя (затрудненный пуск, неустойчивый холостой ход, снижение мощности) и повышенный расход топлива. Наличие запаха бензина в салоне автомобиля и за его пределами, а также соответствующие подтеки топлива свидетельствуют о негерметичности системы. Определение неисправностей системы впрыска целесообразно проводить после диагностирования других элементов топливной системы. Внешние признаки и соответствующие им неисправности топливной системы представлены в таблице 6.
Неисправности топливной системы
Признаки | Неисправности |
· Затрудненный пуск двигателя. · Двигатель не развивает номинальной мощности | Снижение производительности топливного насоса |
· Перебои в работе двигателя на всех режимах (пуск, холостой ход, движение). · Двигатель не развивает номинальной мощности | Засорение топливного фильтра |
· Повышенный расход топлива. · Двигатель не развивает номинальной мощности. · Затрудненный пуск двигателя. · Неустойчивый холостой ход | Засорение (деформация) сливного топливопровода |
· Повышенный расход топлива. · Запах бензина. · Подтеки топлива. · Двигатель не развивает номинальной мощности. · Затрудненный пуск двигателя. · Неустойчивый холостой ход | Негерметичность системы |
Неисправности системы впрыска.Достаточно часто водителю автомобиля, особенно подержанного, приходится сталкиваться с неисправностями системы впрыска: от банального засорения форсунок до серьезных неполадок в электронике.
Неисправности в системе впрыска появляются в силу разных причин. Можно выделить следующие основные причины неисправностей:
§ предельный срок службы конструктивных элементов системы;
§ технические дефекты (брак) конструктивных элементов;
§ нарушение правил эксплуатации (применение некачественного бензина, загрязнения в системе и др.);
§ внешние воздействия на конструктивные элементы (окисление контактов, механические повреждения, попадание влаги в электронные компоненты и др.).
Внешние признаки неисправностей системы впрыска можно разделить на следующие группы:
§ признаки при запуске двигателя (двигатель не запускается; затрудненный запуск двигателя; двигатель глохнет после запуска);
§ признаки на холостом ходу (неустойчивая работа двигателя на холостом ходу – нестабильные обороты, тряска, перебои);
§ признаки в движении автомобиля (перебои в работе двигателя при разгоне, постоянной частоте вращения коленчатого вала, торможении двигателем; снижение мощности двигателя; повышенный расход топлива).
Необходимо отметить, что перечисленные внешние признаки проявляются при возникновении неисправностей различных конструкций системы впрыска. Данные признаки также сопровождают неисправности топливной системы, неисправности системы зажигания.
Внешние признаки и соответствующие им неисправности различных конструкций систем впрыска приведены в таблицах 7, 8, 9, 10.
Неисправности системы Mono-Jetronic
Признаки | Неисправности |
Холодный двигатель не запускается или запускается с трудом | · Неисправность регулятора давления. · Неисправность блока управления. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Подсос воздуха в системе. · Неисправности топливной системы |
Двигатель запускается и глохнет | · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность электросервопривода дроссельной заслонки. · Неисправность кислородного датчика |
Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу | · Неисправность электросервопривода дроссельной заслонки. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости |
Прогретый двигатель не запускается или запускается с трудом | · Неисправность регулятора давления. · Негерметичность центральной форсунки впрыска. · Неисправность блока управления. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Подсос воздуха в системе. · Неисправности топливной системы |
Двигатель работает с перебоями при разгоне | · Негерметичность центральной форсунки впрыска. · Неисправность кислородного датчика. · Неисправности топливной системы |
Двигатель работает с перебоями при постоянной частоте вращения | · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки |
Двигатель не развивает номинальной мощности | · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность кислородного датчика. · Неисправность дроссельной заслонки. · Подсос воздуха в системе. · Неисправности топливной системы |
Обратные вспышки в выпускном коллекторе | · Неисправность регулятора давления. · Неисправность кислородного датчика |
Повышенный расход топлива | · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность кислородного датчика |
Неисправности системы K-Jetronic
Признаки | Неисправности |
Холодный двигатель не запускается или запускается с трудом | · Неисправность регулятора давления питания. · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Ослабление затяжки форсунок впрыска. · Нарушение регулировки дроссельной заслонки. · Неисправность топливной системы |
Двигатель не развивает номинальной мощности | · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Неисправность топливной системы |
Прогретый двигатель не запускается или запускается с трудом | · Неисправность регулятора давления питания. · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Ослабление затяжки форсунок впрыска. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу | · Неисправность регулятора давления питания. · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Нарушение регулировки дроссельной заслонки. · Ослабление затяжки форсунок впрыска. · Неисправность клапана дополнительной подачи воздуха. · Неисправность топливной системы |
Двигатель запускается и глохнет | · Неисправность регулятора давления питания. · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность термореле. · Нарушение регулировки дроссельной заслонки. · Ослабление затяжки форсунок впрыска. · Неисправность клапана дополнительной подачи воздуха. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Двигатель работает с перебоями при разгоне | · Неисправность регулятора давления питания. · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность клапана дополнительной подачи воздуха. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Двигатель работает с перебоями при постоянной частоте вращения | · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность пусковой форсунки. · Нарушение регулировки дроссельной заслонки |
Обратные вспышки в выпускном коллекторе | · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность термореле. · Нарушение регулировки дроссельной заслонки. · Подсос воздуха в системе |
Повышенный расход топлива | · Неисправность регулятора давления питания. · Негерметичность форсунок впрыска. · Неисправность термореле. · Нарушение регулировки дроссельной заслонки. · Неисправность топливной системы |
Стук клапанов при разгоне | · Неисправность регулятора управляющего давления. · Негерметичность форсунок впрыска. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность пусковой форсунки. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Неисправности системы KE-Jetronic
Признаки | Неисправности |
Двигатель работает с перебоями при торможении двигателем | · Неисправность электрогидравлического регулятора давления. · Неисправность датчика отсчета |
Холодный двигатель не запускается или запускается с трудом | · Неисправность регулятора давления. · Неисправность регулятора рабочего давления. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность клапана добавочного воздуха. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Прогретый двигатель не запускается или запускается с трудом | · Неисправность регулятора давления. · Неисправность регулятора рабочего давления. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Негерметичность форсунок впрыска. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность топливной системы |
Двигатель работает с перебоями при разгоне | · Неисправность электрогидравлического регулятора давления. · Неисправность регулятора рабочего давления. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность датчика отсчета. · Неисправность топливной системы |
Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу | · Неисправность электрогидравлического регулятора давления. · Неисправность регулятора рабочего давления. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Негерметичность форсунок впрыска. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность клапана добавочного воздуха. · Нарушение регулировки холостого хода. · Неисправность топливной системы |
Двигатель не развивает номинальной мощности | · Неисправность электрогидравлического регулятора давления. · Неисправность регулятора рабочего давления. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность датчика отсчета. · Нарушение регулировки холостого хода. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Обратные вспышки в выпускном коллекторе | · Неисправность электрогидравлического регулятора давления. · Неисправность регулятора рабочего давления |
Повышенный расход топлива | · Неисправность электрогидравлического регулятора давления. · Неисправность регулятора рабочего давления. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Неисправность пусковой форсунки. · Нарушение регулировки холостого хода. · Неисправность топливной системы |
Неисправности системы L-Jetronic
Признаки | Неисправности |
Холодный двигатель не запускается или запускается с трудом | · Неисправность расходомера воздуха. · Неисправность клапана дополнительной подачи воздуха. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность блока управления. · Неисправность термореле. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Двигатель работает с перебоями при торможении двигателем | · Неисправность расходомера воздуха. · Засорение форсунки впрыска. · Неисправность блока управления. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости |
Прогретый двигатель не запускается или запускается с трудом | · Неисправность расходомера воздуха. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность блока управления. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Двигатель запускается и глохнет | · Неисправность расходомера воздуха. · Неисправность клапана дополнительной подачи воздуха. · Засорение форсунок впрыска. · Неисправность блока управления. · Неисправность пусковой форсунки. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу | · Неисправность клапана дополнительной подачи воздуха. · засорение форсунок впрыска. · Неисправность термореле. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность расходомера воздуха. · Неисправность блока управления. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Двигатель работает с перебоями при разгоне | · Неисправность расходомера воздуха. · Засорение форсунки впрыска. · Негерметичность форсунок впрыска. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Неисправность блока управления. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Двигатель не развивает номинальной мощности | · Неисправность расходомера воздуха. · Негерметичность форсунок впрыска. · Неисправность блока управления. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Подсос воздуха в системе. · Неисправность топливной системы |
Повышенный расход топлива | · Неисправность расходомера воздуха. · Неисправность клапана дополнительной подачи воздуха. · Негерметичность форсунок впрыска. · Неисправность блока управления. · Неисправность термореле. · Неисправность пусковой форсунки. · Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. · Неисправность датчика положения дроссельной заслонки. · Неисправность топливной системы |
Диагностирование систем впрыска.Самым надежным способом установления неисправностей системы впрыска является компьютерная диагностика. Данный вид диагностики основан на автоматическом фиксировании отклонений параметров системы от стандартных значений (так называемый режим самодиагностики). Выявленные несоответствия запоминаются и хранятся в памяти электронного блока управления в виде определенных кодов неисправностей. Одной из важнейших задач самодиагностики системы управления двигателем является обеспечение связи с диагностическим оборудованием.При проведении диагностики к диагностическому разъему подсоединяется специальное оборудование (сканер или персональный компьютер с программой и кабелем), которое считывает коды неисправностей. Помимо специального оборудования проведение компьютерной диагностики предполагает наличие знаний и навыков.
Диагностика и ремонт электронной системы управления двигателем заключается в считывании хранящихся в памяти контроллера кодов неисправностей, устранении неисправностей, «стирании» из памяти контроллера кодов неисправностей и в последующей проверке работы двигателя.
Диагностика неисправностей системы впрыска может проводиться по внешним признакам. Данный вид диагностики используется в тех случаях, когда компьютерная (техническая) диагностика недоступна, а также для проведения предварительной диагностики неисправностей.
При выполнении диагностических работ необходимо помнить, что непрофессиональное вмешательство в систему впрыска может привести к повреждению компонентов и значительно усложнить дальнейший ремонт.
О наличии неисправности в работе системы контроллер информирует водителя с помощью диагностической лампы.Далее система бортовой диагностики должна обеспечить возможность считывания сохраненной в памяти контроллера более полной информации об этой неисправности. Для этого в системе предусмотрен канал обмена данными с диагностическим оборудованием. После подключения диагностического тестера к колодке диагностики системы между контроллером и тестером происходит обмен по специальному диагностическому протоколу. Рассмотрим этот протокол как средство проведения диагностики работы системы управления двигателем.
Диагностическое оборудование (тестер) – это специализированный прибор или персональный компьютер с программой для проведения диагностических работ на автомобилях с электронной системой управления двигателем. Все современные контроллеры автомобилей работают с диагностическим оборудованием по определенному протоколу (например, KWP2000 – Keyword Protocol 2000). Протокол является международным стандартом – ISO 14230. Следует отметить, что стандарт определяет только способ «общения» между оборудованием и контроллером, а сама информация (таблицы параметров, определенные производителем коды неисправностей системы, перечень тестируемых исполнительных устройств системы и т. д.) может быть различной. Поэтому оборудование для диагностики не является универсальным.
С помощью диагностического протокола обмена данными диагностическое оборудование может выполнять следующие функции, необходимые при проведении диагностики работы двигателя:
1. Получение информации о системе, двигателе и автомобиле (паспортные данные): идентификационный номер автомобиля (VIN), версия и номер программного обеспечения (ПО) контроллера, дата подготовки ПО, тип двигателя и системы управления, номер для заказа запасных частей и т.д. Это позволяет получить информацию, «не заглядывая под капот».
2. Получение информации о значениях основных параметров работы системы. Контроллер передает тестеру таблицу значений текущих параметров работы системы, а тестер показывает их на дисплее. Значения отображаются в физических величинах или в виде графиков изменения во времени. Список параметров определяется на стадии проектирования системы и, по мнению разработчиков, является достаточным для проведения диагностических работ в условиях автосервиса. Типовой набор параметров следующий: температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, скорость вращения коленвала двигателя, положение дроссельной заслонки, нагрузка (масса воздуха) двигателя, угол опережения зажигания, параметры регулирования состава топливно-воздушной смеси, параметры регулирования холостого хода и т. д. Понятно, что нельзя предлагать один и тот же список параметров для различных систем с различной конфигурацией. Даже системы с одинаковым контроллером, но выполняющие разные экологические нормы («Eвро-3» и «Евро-4») будут иметь разные списки параметров.
Кроме значений параметров тестер может получить от контроллера значения напряжения сигналов с датчиков системы (в зависимости от конфигурации системы список датчиков тоже будет разный). Анализируя значения текущих параметров, можно выявить неисправности в работе системы, которые не определяются функциями самодиагностики. Например, значение температуры охлаждающей жидкости, полученное тестером, равно 30 °C, а указатель температуры панели приборов уже подходит к красной зоне – это указывает на неверную работу датчика температуры системы. Или значение положения дроссельной заслонки равно 5 %, а педаль акселератора полностью отпущена – в этом случае или неисправен датчик положения дроссельной заслонки, или есть проблемы в механической части привода дросселя. В руководстве по ремонту автомобилей с электронными системами управления двигателем существуют карты проведения диагностики, где описана последовательность действий для обнаружения неисправностей с использованием диагностического оборудования.
3. Получение информации из памяти контроллера о неисправностях в работе системы. В памяти ошибок контроллера хранится следующая информация: код ошибки, статус-флаги и Freeze Frame.
Код ошибки. Каждая неисправность системы кодируется согласно международному стандарту SAE J2012 пятисимвольным кодом. Например, P0122. Первая буква «P» показывает, что ошибка относится к системе управления двигателем. Следующий символ «0» показывает, что эта ошибка определена стандартом (может быть и «2»). Для ошибок, не вошедших в стандарт, а определенных производителем, этот символ будет «1» или «3». Следующая комбинация символов «12» указывает на датчик положения дроссельной заслонки. Последний символ показывает тип ошибки, в нашем случае «2» – это низкий уровень сигнала с датчика.
Cтатус-флаги. Это дополнительная информация об ошибке. Они показывают, как обстоят дела с неисправностью в настоящий момент: активная или нет, случайная или постоянная, ведет к зажиганию диагностической лампы или нет, влияет на увеличение токсичности или нет. Для разных контроллеров существует разный набор статус-флагов. Некоторые контроллеры могут сообщать тестеру дополнительную информацию: сколько раз возникала неисправность, время после сброса контроллера и до трех значений параметров работы системы в момент фиксирования ошибки.
Freeze Frame. Это зафиксированный (замороженный) на момент возникновения неисправности список значений параметров системы. Исследуя эти значения, можно определить, когда (при какой температуре, скорости вращения коленвала, нагрузке, скорости автомобиля и т. д.) возникла неисправность. Это поможет выяснить причину возникновения ошибки. Freeze Frame – это стандартный список параметров, значения которых должны фиксироваться, но производители систем управления или автомобилей вправе выбрать из этого списка свой набор.
По команде с диагностического тестера можно очистить память хранения ошибок контроллера.
4. Запуск тестов проверки исполнительных устройств системы. При проведении диагностических работ часто возникает необходимость проверки работоспособности исполнительных устройств системы. В этом случае тестер подает команду на включение или выключение (изменение состояния) устройства. Например, при измерении баланса форсунок необходимо, чтобы в топливной системе было рабочее давление (периодически требуется включать электробензонасос). Включение реле бензонасоса можно производить с помощью тестера, не изменяя электрической схемы жгута проводов системы. Диагностическое оборудование позволяет проверить работоспособность всех реле системы, форсунок, модуля зажигания и клапана продувки адсорбера. Кроме того, можно управлять регулятором холостого хода (задать положение регулятора или желаемые обороты холостого хода) и провести регулировку состава смеси (регулировку СО) для систем без обратной связи по датчику кислорода.
5. Другие сервисные функции. К ним относится сброс контроллера – обычный и с начальной инициализацией параметров. При обычном сбросе осуществляется переход работы программы контроллера на начальный этап (как при включении питания), а сброс с инициализацией еще и переводит значения параметров адаптации работы системы (хранятся в энергонезависимом ОЗУ) в исходное состояние, которое определяется при производстве контроллера.
Следует упомянуть (это не относится к диагностике), что протокол дает возможность записать в память контроллера идентификационные данные системы и автомобиля. Они записываются на специальном оборудовании при производстве автомобиля. Многие зарубежные фирмы в конце линии сборки автомобилей не только заносят в память контроллера идентификационные данные, но и программируют контроллер под нужную конфигурацию системы. Таким образом, диагностический протокол является важной частью в системе управления двигателем.
Оборудование для диагностики впрыска. Для диагностики системы впрыска могут использоваться различные диагностические приборы и оборудование: диагностический сканер (тестер, сканер-тестер), мотор-тестер, автодиагностический стенд, комплекс компьютерной диагностики или персональный компьютер с установленной на него специальной компьютерной программой.
Диагностические приборы позволяют оперативно обнаружить неисправности по кодам, определить дефектный узел, стереть код в памяти контроллера после устранения неисправности оператором. Дополнительно программа позволяет занести в память компьютера данные о владельце, автомобиле, контроллере и характеристики работы датчиков диагностируемого автомобиля, а также выдать все эти данные в графическом виде через принтер.
Рассмотрим некоторые диагностические приборы, стенды и оборудование для проведения диагностики систем впрыска топлива.
Мотор-тестерыпредназначены для автоматизированного диагностирования бензиновых и дизельных двигателей. Принцип действия основан на микропроцессорной обработке сигналов датчиков, входящих в комплект поставки и устанавливаемых на контролируемом двигателе. При использовании легкосъемных датчиков и стробоскопа прибор позволяет контролировать до 40 параметров работы двигателя. Результаты измерений отображаются на жидкокристаллическом индикаторе высокого разрешения. Другие отличительные особенности – наличие диалогового режима испытаний двигателя, встроенный контроль исправности прибора, небольшие габариты, масса и энергопотребление. Мотор-тестеры могут быть оснащены выходами на принтер и персональный компьютер. Измеренные параметры сохраняются в памяти прибора до окончания диагностирования и отключения прибора от сети.
Диагностический сканер-тестер предназначен для диагностики, настройки и ремонта систем впрыска топлива (рис. 70). Сканер дает возможность соединиться с блоком управления двигателем, считать и стереть сохраненные и текущие ошибки, а также проверить работу всех датчиков и исполнительных механизмов в реальном времени. При помощи тестера можно выбрать режимы тестирования, которые позволяют осуществлять следующие функции: считывать параметры с датчиков и паспортные данные электронного блока управления и автомобиля; обрабатывать коды ошибок; сбрасывать коды ошибок; управлять исполнительными механизмами автомобиля. В зависимости от типа электронного блока управления двигателем для контроля работы двигателя фиксируются свыше 100 различных параметров. Спектр автомобилей, с которыми может работать сканер, достаточно широк.
Рис. 70. Диагностические сканер-тестеры
Сканеры дают достоверную информацию о техническом состоянии системы впрыска. Сканеры являются портативными компьютерными тестерами, служащими для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации с диагностического разъема автомобиля.
В комплект сканера входят сам сканер, сменные картриджи и соединительные кабели, предназначенные для присоединения к диагностическому разъему проверяемого автомобиля. Сканеры имеют несколько режимов работы. В режиме «Ошибки» на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти контроллера автомобиля. Режим «Параметры» оценивает работу двигателя при движении автомобиля: напряжение в бортовой сети, детонацию, частоту вращения коленчатого вала, состав смеси, скорость движения и др. Чтобы просмотреть измерения параметров работы двигателя в динамике, имеется режим «Сбор данных».
Некоторые сканеры для наблюдения процессов работы системы впрыска и других систем автомобиля в динамике могут выдавать графическое изображение сигналов на экране, что позволяет наблюдать их визуально. При проверке системы впрыска автомобиля возможности сканеров определяются диагностическими функциями блока управления данного автомобиля, однако, как правило, все сканеры считывают и стирают коды отказов, выводят цифровые параметры в реальном масштабе времени, управляют некоторыми исполнительными механизмами, например форсунками, соленоидами, реле. При диагностировании систем впрыска применяют имитаторы сигналов отдельных датчиков (температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки и др.), передающих сигналы в блок управления. Имитаторы сигналов датчиков используют для имитации сигналов датчиков систем управления или определенных воздействий на работу системы по каким-либо входам.
Для диагностирования элементов систем впрыска, кроме сканеров и имитаторов, с целью проверки функционирования различных входных и выходных компонентов электронных систем управления применяют и другие специальные приборы. Так, в комплект диагностического оборудования могут входить:
§ компрессометр или компрессограф, служащие для диагностирования состояния цилиндропоршневой группы, газораспределительного механизма;
§ универсальный вакуумный насос (вакууметр), служащий для диагностирования состояния ЦПГ и клапанного механизма, наличия подсоса воздуха во впускной трубопровод;
§ мультиметр, служащий для диагностирования систем управления и их компонентов, измерения различных параметров и сигналов, регулировки;
§ стробоскоп, служащий для проверки правильности установки начального момента зажигания, проверки характеристик центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания или функций управления моментом зажигания;
§ комплект для измерения давления топлива, служащий для диагностирования гидравлической части систем топливоподачи бензиновых двигателей;
§ тестеры систем холостого хода, служащие для определения неисправности и правильности функционирования регуляторов холостого хода различных типов;
§ тестер форсунок, служащий для диагностирования исправности электромагнитных форсунок;
§ тестер компонентов системы зажигания, служащий для определения исправности катушек и конечных модулей системы зажигания;
§ имитатор сигналов датчиков, служащий для имитации сигналов датчиков систем управления, а также для имитации различных условий и режимов функционирования систем управления.
Выбор диагностических параметров
Выбор диагностических параметров для оценки технического состояния автомобилей осуществляют из номенклатур, рекомендуемых государственными стандартами (ГОСТ 25478-91, ГОСТ 26048-83, ГОСТ 17.2.2.03-87 и др.), а также другой нормативно-технической документацией.
При выборе диагностических параметров можно применять метод, сущность которого заключается в следующем. Выбирают основные структурные параметры Si и параметры Di, которые можно использовать в качестве диагностических. По данным статистики отказов определяют “вероятностные веса” структурных параметров при различных состояниях диагностируемого объекта, а также устанавливают вероятность возникновения этих состояний при различных комбинациях диагностических параметров.
В настоящее время автомобили оснащаются бортовыми и встроенными системами диагностирования, при этом не теряют актуальность и традиционные системы внешнего диагностирования. В связи с этим при выборе диагностических параметров необходимо определить, какие из них целесообразно контролировать бортовыми системами, а какие – с помощью внешних средств.
Диагностические нормативы служат для количественной оценки технического состояния автомобиля. Они устанавливаются ГОСТами и руководящими техническими материалами. К диагностическим нормативам относятся: начальное Пн, предельное Пп и допустимое значение Пд.
Начальный норматив Пн соответствует величине диагностического параметра новых, технически исправных объектов. В эксплуатации Пн используют как величину, до которой необходимо довести измеренное значение параметра путем восстановительных и регулировочных операций. Начальный диагностический норматив задается технической документацией.
Для некоторых механизмов автомобиля, приборов систем зажигания, питания, Пн подбирают индивидуально по максимуму экономичности в процессе диагностирования. Это позволяет наиболее полно использовать индивидуальные возможности автомобиля, различные из-за неоднородности производства. Практически это означает, что используя в качестве норматива индивидуальное значение Пн, можно значительно повысить мощность и топливную экономичность автомобиля.
Предельный норматив Пп соответствует такому состоянию объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация становится невозможной или нецелесообразной по технико-экономическим соображениям.
Предельный норматив диагностического параметра задают требованиями ГОСТов, технической документацией или же определяют, пользуясь установленными методиками. В эксплуатации предельный норматив Пп используют для прогнозирования ресурса конкретных объектов м в случае встроенного, непрерывного диагностирования.
Допустимый норматив Пд является основным диагностическим нормативом при периодическом диагностировании, проводимом в рамках планово-предупредительной системы ТО автомобилей. Он представляет собой ужесточенную величину предельного норматива, при которой обеспечивается заданный, или экономически оптимальный уровень вероятности отказа на предстоящем меж контрольном пробеге. На основе допустимого норматива ставят диагноз состояния объекта и принимают решение о необходимости профилактических ремонтов или регулировок. В эксплуатации допустимый норматив принимается условно как граница неисправных состояний объекта для заданной периодичности его меж контрольного пробега. Пд состоит из начального Пн и допускаемого отклонения Д. Если текущее значение диагностического параметра выходит из допустимого норматива, это означает, что хотя объект и является работоспособным, его не следует выпускать в очередной пробег без регулировки или ремонта из-за высокой вероятности отказа или пониженных технико-эксплуатационных свойств.