Меню

Тех обслуживание автомобилей теория ремонт

Основы технического обслуживания

Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание (ТО) автомобиля — это комплекс технических мероприятий, которые проводятся с целью поддержа­ния автомобиля в технически исправном состоянии, уменьшения интенсивности изнашивания деталей и предупреждения неисправ­ностей. ТО проводится в плановом порядке. Различают ежедневное обслуживание (ЕТО), первое (ТО-1), второе (ТО-2), сезонное (СТО), а также техническое обслуживание по талонам сервисной книжки автомобиля. Периодичность ТО определяется производителем ав­томобиля, при этом межсервисный пробег или интервалы между ТО могут сокращаться в зависимости от условий и интенсивности экс­плуатации автомобиля.

Как правило, техническое обслуживание нового автомобиля, находящегося в личном пользовании, проводят после обкатки (че­рез 2. 3тыс. км пробега), а затем через каждые 15 тыс. км (ТО-1) и каждые 30 тыс. км пробега (ТО-2). Сезонное ТО проводят два раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и хо­лодное время года. Перечень контрольно-осмотровых и регламент­ных работ указан в сервисной книжке автомобиля.

Меры безопасности при проведении ТО.При самостоятельном проведении ТО владелец автомобиля должен обязательно соблю­дать меры предосторожности. Вот некоторые из них.

Работа двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобиля. Помещение (гараж), где проводят­ся работы, должно хорошо проветриваться и освещаться. В качестве дополнительных источников света следует применять переносные электрические лампы напряжением не выше 36 В.

При работе с бензином и смазочными материалами нельзя ку­рить и пользоваться открытым огнем. В случае воспламенения неф­тепродуктов пламя сбивают огнетушителем, засыпают землей или прикрывают брезентом. Запрещается тушить загоревшиеся неф­тепродукты водой, так как они всплывают на поверхность и горят еще сильнее.

Нельзя устранять неисправности, регулировать, смазывать и очищать автомобиль при работающем двигателе (за исключением особо оговоренных случаев). Опасность представляют любые от­крытые движущиеся (вращающиеся) детали и их приводы. Если двигатель горячий, возможно автоматическое включение электровентилятора системы охлаждения. При касании руками высоко­вольтных проводов системы зажигания на работающем двигателе можно получить сильный удар током.

Сливая горячее масло, будьте осторожны: можно получить ожо­ги. Не открывайте крышки радиатора и расширительного бачка, пока двигатель не остыл, — возможен выброс горячей жидкости или пара. Ожоги можно получить также при работе с аккумуляторной батареей: электролит, которым она заполнена, представляет собой раствор серной кислоты.

Технические жидкости, применяемые на автомобиле, особенно бензин, охлаждающая и тормозная жидкости, ядовиты при попада­нии в организм человека. Во время технического обслуживания автомобиля не принимайте пищу, а по окончании работ тщательно очищайте и мойте руки.

Безопасность работы во многом зависит от исправности приме­няемого инструмента. Нельзя применять ключи, не соответствую­щие размерам гаек, а также с поврежденным («раскрытым») зевом, отвертки со скругленным или скрученным лезвием, пассатижи с не­закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с плохо наса­женной головкой и др. Вместо рожковых ключей удобнее приме­нять накидные (кольцевые) ключи или торцевые головки. Запреща­ется удлинять ключи воротками и трубами, кроме входящих в на­бор инструмента.

Ежедневное техническое обслуживание

Читайте также:  Аппарат для чип тюнинга

Ежедневное ТО проводит сам водитель при осмотре автомобиля перед выездом. Последовательность осмотра можно определить для себя и запомнить, чтобы впоследствии не пропустить какую-либо операцию. Вот пример ежедневного ТО:

• осмотрите автомобиль снаружи и проверьте крепление и чистоту номерных знаков, зеркал заднего вида, осветительных приборов. Протрите боковые и заднее стекла. Проверьте, нет ли не замеченных прежде повреждений кузова;

• проверьте, нет ли на месте стоянки свежих следов подтекания охлаждающей жидкости, масла, топлива из вашего автомобиля;

•проверьте уровни масла в картере двигателя, жидкостей в системе охлаждения, в бачке гидропривода сцепления (если установлен), в бачке гидропривода тормозов, а также в бачке омывателя ветрового стекла. При необходимости доведите уровни до нормы;

• проверьте давление воздуха в шинах, при необходимости подкачайте шины;

• проверьте работу всех приборов освещения, звуковой и световой сигнализации, контрольных приборов, очистителя и омывателя ветрового стекла. Отрегулируйте, если необходимо, положение водительского сиденья, а также зеркал заднего вида;

• произведите запуск двигателя и проверьте его работу на слух;

• тронувшись с места, проверьте работу сцепления, коробки передач, тормозов и рулевого управления.

Устранение мелких

Неисправностей

8.1 Полезные советы

В процессе эксплуатации автомобиля возникают разного рода неисправности. Они могут быть связаны с ненадлежащим техничес­ким обслуживанием автомобиля или с небрежностью владельца. При первых признаках неисправности следует выявить и устранить ее причину. Эксплуатация автомобиля с неисправностью одной из систем или агрегатов может повлечь ненадлежащую работу других систем, снизить безопасность движения.

Приводим несколько простых советов:

• системы и агрегаты автомобиля практически никогда не отказывают мгновенно. Признаки неисправности обычно проявляются
до ее возникновения. Поэтому в процессе эксплуатации водителю следует внимательно относиться к любым отклонениям от нормального «поведения» автомобиля;

• если вы не уверены в собственных силах и знаниях, не пытайтесь устранить возникшую неисправность. Это может только усугубить ее и повлечь более сложный и дорогостоящий ремонт. Обратитесь к специалистам — опытным водителям из числа ваших
знакомых или мастерам на станции технического обслуживания;

• не имея достаточного опыта, не следует также затевать ремонт в дороге, особенно дальней. Лучше, соблюдая меры предосторожности, применив буксировку, добраться до места стоянки или ремонта;

• один из эффективных способов устранения неисправности — заменить неработоспособные детали или системы заведомо исправными или новыми. С этой целью с собой в дороге полезно иметь запасные свечи зажигания (одну-две), высоковольтные провода (один-два), катушку зажигания, контактную группу, крышку и ротор прерывателя-распределителя (лучше — прерыватель-распределитель в сборе), коммутатор и датчик Холла, фильтр тонкой очистки топлива, регулятор напряжения, ремонтный комплект карбюратора, ремни привода генератора и газораспределительного механизма. Все детали должны быть подходящими для установки на ваш автомобиль.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Читайте также:  Особенности синхронных реактивных двигателей

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие) Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
2 (средние) Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
3 (тяжелые) Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) 1000-1200 5000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Тип автомобиля Основные агрегаты
Грузовой автомобиль Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобус Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов
Читайте также:  Диагностика мотора с ноутбука

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

Агрегаты Базовая деталь
Двигатель (со сцеплением) Блок цилиндров
Задний мост Картер заднего моста
Передний мост Балка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передач Картер коробки передач
Рулевой механизм Картер рулевого механизма
Подъемный механизм Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора

Мощности Кузов Корпус кузова Рама Продольные балки

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Adblock
detector