Схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле (CD4060)
Во многих автомобилях задние стекла с подогревом, — на стекле тонкие полоски металлизации, которые нагреваются при подаче тока. Это очень хорошо что есть подогрев заднего стекла, потому что оно частенько запотевает или покрывается льдом в зимнее время.
Но есть и один недостаток — уж очень большой ток потребления. Обычно для включения подогрева заднего стекла есть на приборной панели машины выключатель. Если его забыть выключить машина будет ездить с включенным подогревом все время, даже летом.
Да и зимой далеко не все время нужно подогрев держать включенным, после того как стекло оттает оно будет некоторое время оставаться теплым и после выключения подогревателя.
Вывод таков, — нужно ограничить время включенного состояния подогревателя. так чтобы он работал не более 10 минут за один раз. И управлять им не выключателем, а кнопкой, после каждого нажатия которой подогреватель работает 10 минут Если мало, — нажмите кнопку еще раз.
Принципиальная схема
Сделать устройство было решено по уже хорошо испытанной и проверенной в разных устройствах схеме на основе микросхемы CD4060B.
Рис. 1. Принципиальная схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле, в основе микросхема CD4060.
Схема питается постоянно от аккумулятора автомобиля, даже когда машина находится на стоянке. В ждущем режиме она потребляет меньше автосигнализации или ЭБУ, поэтому никак не влияет на заряженность аккумулятора.
На выходе схемы имеется электромагнитное реле. Его контакты подключены параллельно контактам штатного выключателя обогрева стекла (штатный выключатель сохранен, он используется и как индикатор, потому что светится, когда находится во включенном состоянии).
Для управления таймером служит кнопка S1 Она установлена на место одной из заглушек в приборной панели автомобиля. При нажатии этой кнопки происходит обнуление счетчика микросхемы D1, а при её отпускании начинается отсчет времени около 10-15 минут.
В момент обнуления открываются транзисторы VТ1 и VТ2 и через них поступает ток на обмотку реле. Контакты реле подключены параллельно штатному выключателю обогрева стекла, поэтому обогрев стекла включается. После истечения времени на выводе 3 D1 появляется логическая единица и транзисторы закрываются, а реле выключает подогрев.
Повторить подогрев можно еще раз нажав на S1 Устройство рассчитано на применение в автомобиле, в котором подогреватель стекла включается не непосредственно выключателем на приборной панели, а через промежуточное реле.
Если в конкретном автомобиле это не так, то нужно реле К1 заменить более мощным, достаточным по мощности для управления подогревателем стекла, и более мощным заменить транзистор VТ1, например, на КТ814, чтобы он мог управлять более низкоомной обмоткой более мощного реле.
Простой таймер для фар или ДХО
Всем известно, когда ставишь машину в гараж, особенно ночью, а потом начинаешь закрывать ворота, то в темноте практически ничего не видно. Вот и было придумано это устройство, которое представляет из себя простой таймер позволяющий сохранять фары во включенном состоянии от одной до пяти минут, после чего они автоматически отключаться.
Работа схемы:
При нажатии на кнопку Р1 заряжается конденсатор С1 от аккумуляторной батареи . Фары активируется с помощью контактов реле RL1. Подключить можно как на ближний, так и на дальний свет, а возможно и на противотуманки. Реле остаётся активным до тех пор пока конденсатор постепенно разряжается, когда его напряжения упадет ниже 0.7 вольт, то реле отключится и фары потухнут.
Время работы реле, а соответственно и фар, зависит от цепочки С1 и R1, по умолчанию значения установлены приблизительно на одну минуту и 30 секунд.
Радиодетали:
- R1-4K7 1/4W Резистор
- R2, R3-1K 1/4W резисторы
- C1-100?F 25V электролитический конденсатор.
- D1-1N4002 100V 1A диод
- Q1-BC547 45V 100mA NPN транзистор
- Q2-BC327 45V 800mA PNP транзистор
- P1- Кнопка
- RL1-Реле 10A Напряжение катушки 12В. Сопротивление катушки 150-600 Ом
Примечания:
Контакты реле должны быть рассчитаны на 10А и более.
Время-задержки, полученные, пробуя различными электролитическими конденсаторами для C1:
Кнопку Р1 можно установить где-нибудь в салоне на видном месте, сделать её под стационарные кнопки. Кнопка должна быть не фиксируемая, то есть на неё нажал контакты замкнулись, отпустил контакты разомкнулись. Таким образом, загнав в гараж машину, мы нажимаем кнопку в салоне и включаются фары, отсчёт времени пошёл.
Мы спокойно выходим из машины, закрываем её или ставим на сигнализацию и потом закрываем гараж, хочу заметить, что это всё мы делаем при свете фар.
Так же можно данную схему применить в разных направлениях. Например если подсоединить ее к концевику двери, то можно сделать свет в салоне отключаемый через определенный промежуток времени. Только в этом случае нам не нужна кнопка Р1, вместо неё просто ставим перемычку, а минусовой провод схемы подключаем прямо к концевику двери.
Таймеры и реле времени
Схема самодельного цифрового секундомера, который позволяет измерять временные интервалы от 0,01 секунды, до 99,99секунд. В основе прибора микросхема ММ74С926 (или другие аналоги «74С926», которая представляет собой десятичный четырехразрядный счетчик, объединенный с системой индикации .
Эта схема предназначена для циклического обнуления или прерывания питания какого-либо устройства, нуждающегося в таком действии. Собрана на микросхеме CD4060. Период прерывания (обнуления) зависит от настройки резистора R1 и может быть от одного до 4-5 часов .
Этот таймер предназначен для ограничения продолжительности работы электроприбора. Время можно выставить от 5 минут до 90 минут. Время задается при помощи RC-цепи, переменным резистором, поэтому точность не калиброванная. Особенностью таймера является его полное отключение от электросети .
Данное устройство представляет собой реле времени, включающее низковольтную нагрузку при нажатии кнопки, и выключающее её через 1-10 минут (время устанавливается при помощи переменного резистора) после отпускания кнопки. Схема показана на рисунке. Продолжительность включенного состояния нагрузки .
Схема несложного самодельного устройства, которое через каждые 60 минут включает нагрузку на время 5 минут. Применение данного устройства может быть самое различное, например, управление скважным насосом или другим устройством, которое нужно каждый час включать на небольшое время, например .
Есть вещи, которые нужно делать каждый день, примерно, в одно и то же время. Например, включать вечером свет во дворе, и выключать его утром, или поливать цветы, кормить рыбок. Этот таймер предназначен для выполнения за человека такой работы, как включение и выключение нагрузки один раз в сутки .
Этот необычный таймер позволяет включать нагрузку через время,заданное с точностью до секунды, от 1 секунды до более чем 97 суток. Необычность таймера в сложности с ним обращения, и необходимости некоторых математических вычислений для задания времени (желательно как приложение к нему иметь .
На рисунке показана схема автомата для ограничения времени работы оборудования. питающегося от источника постоянного тока с номинальным напряжением12V. Работа ограничителя. Ограничитель питается параллельно нагрузке. Для включения служит кнопка без фиксации Чтобы включить нагрузку нужно нажать эту .
Универсальный самодельный прибор, позволяющий измерить какой-то промежуток времени, точно, с точностью до сотых долей секунды. Вот для такого случая как раз и пригодится именно такой секундомер. Он четырехразрядный, позволяет измерять время от 0,01 секунды до 99,99 секунд .
В некоторых случаях требуется реле времени, которое по сигналу кнопки или датчика включает нагрузку на некоторое время. Здесь описывается такое устройство. При указанных на схеме (рис.1.) номиналах деталей R3, R4, С4 выдержку времени можно плавно регулировать переменным резистором R4 в пределах .
Простой таймер для устройства прогрева двигателя в авто (CD4060)
Принципиальная схема таймера для управления прогревом холодного двигателя используя электротены на 220В. В Сибири зимой бывают морозы до минус 40°С и ниже. В таких условияхдвигатель автомобиля заводится очень тяжело.
Поэтому, многие пользуются электронными устройствами, так называемыми «автозапусками» которые периодически запускают двигатель и дают ему поработать некоторое, чтобы его температура не опускалась слишком низко. При этом, конечно, идет большой перерасход бензина. Если машина стоит во дворе многоквартирного дома с этим приходится мириться.
Но если в доступной близости гараж с «розеткой», либо вы живете на первом этаже и у вас есть возможность поставить машину себе под окна, то проблему поддержания двигателя в рабочем состоянии можно решить менее затратным и более экологичным способом. Нужно приобрести предпусковой подогреватель, питающийся от электросети. Например такой, как «Северс-Турбо».
Это металлический цилиндр с двумя штуцерами и проводом. Внутри ТЭН и центробежный насос. Греет он охлаждающую жидкость, а электрический насос обеспечивает её активную циркуляцию. В результате через 30 минут двигатель прогревается до температуры 40 — 70°С в зависимости от мороза. К тому же, стоит такой предпусковой подогреватель относительно недорого.
Предполагается, что предпусковой подогреватель нужно включать за 30 минут до поездки. Но в моем случае нужно было постоянно поддерживать машину в рабочем состоянии, чтобы можно было выезжать «по звонку» в любой момент. Ждать 30 минут — неприемлемо.
Поэтому было решено подключить нагреватель через таймер, который через каждые два часа будет его включить на 30 минут. Изучив литературу было решено, что оптимальным будет схема таймера на микросхеме CD4060. Данная микросхема отсутствует в магазинах, но её можно купить на «Aliexpress», — купил «партию 10 шт» за 430 руб. с доставкой, так сказать, про запас. Остальные детали были в местных магазинах, да и в личных запасах кое-что.
Принципиальная схема
Схема таймера показана на рисунке.
Рис. 1. Принципиальная схема самодельного реле времени, таймер.
Строгого и точного поддержания времени не требуется, поэтому тактовая частота задана RC-цепью C1-R2-R3, а не кварцевым резонатором. Если частота внутреннего тактового генератора будет 1,13 Hz, то через 2 часа после обнуления логическая единица возникает на выводе 3 микросхемы.
Это приводит к открытию ключа на транзисторах VT1 и VT2 и срабатыванию реле К1, которое подает питание на предпусковой подогреватель. Начинается подогрев двигателя, а счетчик микросхемы D1 продолжает считать. Еще через 30 минут возникает логическая единица на выводе 1 D1.
Оба диода VD1 и VD2 оказываются закрытыми, и через резистор R1 на вход «R» (вывод 12) D1 поступает напряжение логической единицы. Счетчик микросхемы D1 обнуляется и ключ на VT1-VT2 закрывается, а реле К1 выключает предпусковой нагреватель. Далее, начинается отсчет еще двух часов. И так далее, циклически повторяется.
Таким образом, предпусковой подогреватель включается на 30 минут через каждые два часа. Такой режим работы обеспечивает легкий запуск двигателя в любой момент.
В дополнение
Еще один совет, зимой у автомобиля замерзают окна. И нужно некоторое время на их разогрев или очистку. К тому же в салоне машины с неработающим двигателем слишком холодно.
Чтобы окна не замерзали можно внутри салона машины поставить обычный бытовой электрический обогреватель — тепловентилятор, установить его на среднюю мощность и подключить к той же цепи питания, что и предпусковой подогреватель. Теперь теплым будет не только двигатель, но и салон автомобиля.
Конечно, такая система будет потреблять около 1,5 kW на предпусковой подогреватель и еще около 1 kW на тепловентилятор, но это все равно существенно меньше стоимости бензина в режиме прогрева с помощью «автозапуска». Но следует быть осторожным, потому что спираль тепловентилятора нагревается сильно, и если тепловентилятор положить на сидение, оно может загореться. Поэтому нужно предусмотреть кронштейн для крепления тепловентилятора.
У меня он располагается между передних сидений. Монтаж выполнен объемным способом в корпусе выключателя с розеткой для наружной проводки. Детали выкючателя удалены.
На их место внутри корпуса при помощь клея «Момент» закреплена микросхема «вверх ногами» и реле так же. Весь остальной монтаж — на их выводах как на монтажных стойках.
Источником питания электронной схемы, в зависимости от места расположения устройства, служит либо автомобильный аккумулятор, либо сетевой блок питания с выходным постоянным током напряжением 10-15V.
В принципе, схема работает и без налаживания, при условии исправности деталей и правильности монтажа. Но, подбором параметров цепи C1-R2 можно более точно выставить временной период работы схемы.
Таймер для обогрева зеркал автомобиля
Во многих автомобилях есть опция подогрева зеркал заднего вида. Установить зеркала с подогревом можно и самостоятельно или на станции ТО. В таком случае их обычно подключают к борт-сети автомобиля через реле и кнопку-выключатель. После установки данного весьма полезного оборудования стало ясно, что такой способ подключения не всем хорош. Подогреватели потребляют значительный ток и в совокупности с фарами, подогревателями стекол, сидений получается уже чрезмерная нагрузка на генератор и аккумулятор. В то же время совсем не обязательно чтобы зеркала подогревались в течение всей поездки. Вполне достаточно времени от 5 до 30 минут после включения двигателя. Конечно, можно их выключить вручную, но об этом можно просто забыть.
Таким образом, желательно опцию подогрева зеркал дополнить таймером, который можно отрегулировать на любое время от 5 до 30 минут. На рисунке 1 показана схема первого варианта таймера подогрева зеркал. Таймер сделан на многофункциональном счетчике типа CD4060B. Эта микросхема имеет в своем составе 13-разрядный двоичный счетчик и инверторы для схемы мультивибратора.
Частота мультивибратора определяется элементами RC-цепи C2-R3-R4. Резистор R4 переменный, это позволяет с его помощью регулировать частоту импульсов, которые вырабатывает данный мультивибратор. Импульсы поступают на счетчик этой же микросхемы, и как только их будет 8192 на её выводе 3 появляется единица, диод VD1 блокирует мультивибратор и схема останавливается в этом положении.
Подключается схема к выходу замка зажигания через выключатель S1. В момент включения зажигания на схему подается питание и емкость С1 заряжаясь создает скачек напряжения на выводе 12 D1. Это предустанавливает счетчик микросхемы в нулевое положение. На выводе 3 – логический ноль, он поступает на базу транзистора VT1 и вызывает его открытие, так как транзистор этот структуры p-n-р и для его открытия на базу нужно подать отрицательное относительно эмиттера напряжение.
Открывшийся транзистор подает ток на обмотку реле К1. Его контакты К1.1 включаются и подключают нагреватели зеркал к плюсу аккумулятора (или генератора, это не существенно). Подключение нагревателей сделано в обход замка зажигания, и на это есть веская причина, – ток нагревателей все-таки достаточно высок, и их подключение через замок зажигания может в дальнейшем привести к подгоранию его контактов. А в результате подача тока на систему зажигания может стать ненадежной, что приведет к внезапно возникающим и сами-собой проходящим перебоям в работе двигателя.
Начинается отсчет времени. Спустя некоторое время, которое зависит от частоты импульсов, генерируемых мультивибратором, на выводе 3 D1 возникнет логическая единица. Транзистор VT1 закроется и выключит реле К1, которое выключит нагреватели. В тот же момент диод VD1 заблокирует мультивибратор и схема замрет в этом положении.
Подогрев зеркал можно в любой момент возобновить, нажав кнопку S2. При этом происходит обнуление счетчика D1 и весь выше описанный процесс повторяется.
В летнее время, или когда подогрев зеркал не нужен или нежелателен, его можно отключить выключателем S1. Причем выключатель S1 может быть рассчитан на слабый ток, так как самая большая нагрузка на нем – это обмотка реле К1 (обогреватели питаются в обход его и замка зажигания).
Схема таймера, изображенная на рисунке 1 имеет два недостатка. Во-первых, используется микросхема CD4060B, которая в некотором смысле дефицитная. А во-вторых,таймер включает обогреватели сразу же после включения зажигания, что может быть нежелательно при пуске двигателя от замороженного аккумулятора. Желательно чтобы подогрев зеркал включался не сразу, а спустя небольшое время после включения зажигания.
На рисунке 2 изображена схема второго варианта таймера, который был установлен на другую машину, усовершенствованного с учетом вышеуказанных обстоятельств.
В схеме используется счетчик CD4020, он более доступен чем CD4060B, наверно потому что имеет отечественный аналог К561ИЕ16. Но CD4020 – это только счетчик, без элементов мультивибратора, поэтому для мультивибратора нужно вторая микросхема. В данном случае это К561ЛЕ5, в ней четыре логических элемента. Два из них пошли на мультивибратор, а два других на RS-триггер, который служит для создания задержки включения нагревателей.
Время, как и в первой схеме, устанавливается переменным резистором, которым регулируется частота импульсов, генерируемых мультивибратором. Причем, одновременно регулируется как время включенного состояния нагревателей, так и задержка включения их, которая всегда в 31 раз короче времени включенного состояния.
В момент включения зажигания ток от замка зажигания поступает на схему, здесь он также является источником питания схемы. При этом происходит предварительная установка схемы, и происходит это по двум цепям. Конденсатор С2 устанавливает в нуль счетчик D2, а конденсатор СЗ устанавливает в нуль RS-триггер на элементах D1.3 и D1.4. Результатом установки является то, что на выходе элемента D1.4 имеется логический ноль, ключ на VT1 закрыт, и ток через
обмотку реле К1 не протекает. Контакты К1.1 выключены и, соответственно, выключены и нагреватели.
Начинается отсчет времени, причем сначала времени задержки, которая равная 256-и импульсам, генерируемых мультивибратором. После завершения задержки на выводе 12 D2 появляется логическая единица, которая устанавливает RS-триггер D1.3-D1.4 в единичное состояние. На выходе D1.4 появляется логическая единица, которая открывает ключ на VT1. На обмотку реле К1 поступает ток, и его контакты К1.1 включают нагреватели.
нажмите для увеличения на схему…
Теперь начинается отсчет времени включенного состояния нагревателей. Так же как и в первой схеме, он будет продолжаться до тех пор, пока не появится логическая единица на выводе 3 счетчика. Затем, уйдет еще очень небольшое время (доли секунды) на разряд СЗ через R4, и на выводе 1 D1.4 появится единица, которая переключит RS-триггер D1.3-D1.4 в нулевое состояние. Реле выключит нагреватели. А единица с вывода 3 D2 поступит еще и на вывод 8 D1.2 и заблокирует мультивибратор.
Чтобы повторить подогрев зеркал нужно нажать кнопку S2. При этом, напряжение поедается через диоды VD1 и VD2 на вывод 11 D2 и на вывод 6 D1.3. Это приведет к обнулению счетчика и установке RS-триггера в единичное состояние. То есть, нагреватели включатся без задержки.
Электромагнитное реле BS-115C с обмоткой на напряжение 12V. Его можно заменить любым другим аналогичным реле или более мощным. При использовании реле с более мощной обмоткой нужно соответственно и переделать управляющий им ключ.