Меню

Танк шерман тест драйв

Какая комфортная иномарка: тест-драйв американского танка «Шерман»

Рассказывает ведущий программы «Часовой» на Первом канале Алексей Рафаенко:

  • Моя встреча с танком М4 «Шерман» состоялась во время съемок в городе Североморске Мурманской области. Как легенда американской бронетехники оказалась в Заполярье? Напомню, что с конца лета 1941 года мы начали получать от западных союзников по антигитлеровской коалиции помощь по ленд-лизу. В один из весенних дней 1945 года транспортник «Томас Дональдсон» должен был причалить к нашим берегам, чтобы доставить очередную партию машин. На борту находились танки, артиллерийские и зенитные орудия, паровозы. Однако на подступах к Кольской гавани судно торпедировала немецкая подводная лодка. Экипажу удалось спастись, но груз ушел на дно.

Вторая жизнь

В 2010 году корабль обнаружили военнослужащие Северного флота ВМФ России. Для спасения техники была развернута небывалая по своим масштабам операция: на сушу подняли три танка «Шерман», паровоз и асфальтоукладчик. Спустя более 70 лет они, наконец, оказались на той земле, куда и направлялись. Дальше технику распределили по военным музеям в разных частях страны.

Над танком «Шерман», о котором мы снимали репортаж, реставраторам пришлось изрядно потрудиться. Повезло еще, что все поднятые со дна Баренцева моря танки остались относительно целыми, а значит не было необходимости что-то додумывать за конструкторов. Хотя понятно, что состояние двигателя, электромеханической части оставляли желать лучшего. Не тронутой временем осталась броня, если не считать следов коррозии, которая успела «поесть» металл за годы под водой.

Часть деталей запрашивали со складов в США, кое-что брали с наших машин, потому что больше оказалось неоткуда. Спустя всего два месяца машина вновь встала на гусеницы. Можно сказать, что это на 97% аутентичный танк.

Все включено

Оказавшись внутри танка, сразу понимаешь, что он импортный: в нем комфортно и просторно. В некоторых моментах зарубежные конструкторы заботились об экипаже больше, чем привыкли у нас. В М4 «Шерман» много места не только для механика-водителя, но и для остальных четырех танкистов. Реставраторы танка утверждают, что машины комплектовались для жизни очень серьезно. Может быть, военная байка, но поговаривают, что в них даже был предусмотрен штатный кофейник! Наверняка советские солдаты, получив такие танки, были как минимум в недоумении. Мало кто из них кофе-то пил, а тут на тебе — кофейник, да еще и штатный. Да еще и в танке.

Система «Старт-стоп»

Интересно, что заводится М4 «Шерман» с кнопки, как многие современные автомобили. От тебя требуется только включить массу и нажать кнопку стартера, назовем ее так. Это впечатляет. Мы, российские автолюбители, только лет десять как привыкли, что вместо замка зажигания может быть кнопка. Что уж говорить о военной технике. В нашу машину садишься, накачиваешь масло, а дальше надо заводить ее либо с воздуха, либо от аккумулятора, либо комбинированным способом. Сделать это без определенных знаний и навыков не получится. А тут все просто. Справится даже человек, до этого видевший танк только по телевизору.

Машина сегодня не только ездит, но и стреляет. Правда, не боевыми, а салютационными снарядами. Как и у нашего Т-34, орудие М4 «Шерман» модифицировалось в ходе войны: первые танки получили 75-мм пушку М3, более поздние образцы оснащены 76-мм орудием M1 с улучшенными противотанковыми свойствами. Некоторые машины были вооружены 105-мм гаубицей М4, которая являлась доработанной для применения в танке гаубицей M2A1. Главным их предназначением была непосредственная огневая поддержка пехоты.

Крупная мишень

Тот факт, что «Шерман» был просторным танком — одновременно и его плюс, и минус. «Американец» значительно выше советского собрата (высота «Шермана» — 3 метра, а Т-34 — 2,3 метра). Следовательно, он был более удобной мишенью для вражеских снарядов. Пожалуй, уже только это обстоятельство легко перекрывает все доводы о комфорте. На поле боя, чем выше ты сидишь, тем больше у тебя шансов угодить под обстрел. К тому же машине с высоким центром тяжести гораздо легче перевернуться.

Другим недостатком было то, что американский танк хорошо горел. Все дело в бензиновом двигателе. Дизельное топливо, на котором ездили наши «тридцатьчетверки», конечно, тоже горело неплохо, но машины все-таки вспыхивали не так быстро. Это давало экипажу несколько дополнительных секунд — счет шел именно на секунды — чтобы вылезти и спастись. Обратите внимание, что одевались танкисты по-особенному, избегая цепляющихся элементов: зашивали или спарывали на форме карманы, не надевали ремней. Делали все, чтобы в экстренном случае ни за что не зацепиться и не сгореть в танке заживо. Впрочем, предположу, что раз «Шерман» был просторнее наших Т-34, то и выбираться из него было проще.

Держи связь

В целом, я бы сравнил М4 «Шерман» с хорошей иномаркой. Комфортная и просторная машина, не очень проблемная в плане ремонта. Наши солдаты ценили ее за плавность хода и за хорошо налаженную внутреннюю связь. В наших танках она появилась далеко не сразу, и войну мы начинали с сигнальными флажками. Связь была только в командирском танке. Его немцы выбивали сразу, поскольку он был по периметру обнесен круговой антенной. Остальные танкисты общались между собой с помощью флажков или по принципу «делай, как я»: танки выполняли то же, что и головной танк. У американцев же изначально была хорошая связь во всех танках, и наши бойцы не могли не оценить это.

Верный союзник

Начиная с осени 1942 года, когда танки «Шерман» стали поступать на вооружение Советской Армии, они приняли участие практически во всех крупных сражениях на советско-германском фронте, включая Курскую битву. Всего за время войны было выпущено более 49 тыс. танков «Шерман» различных модификаций. Можно сказать, что это одна из самых массовых бронемашин в мире.

К сожалению, наш «Шерман» не успел проявить себя на поле боя, затонув всего за пару месяцев до окончания войны. Тем не менее эта машина наряду с другими «бронированными ветеранами» является символом эпохи. Сейчас он находится в музее ВВС Северного флота и ждет своего часа, чтобы по традиции вновь принять участие в ежегодном параде Победы в Мурманске.

Читайте также:  Инструкция ремонту лодочных моторов тохатсу

  • Технические характеристики танка М4 «Шерман»

    Масса 30,3 т
    Длина корпуса 5,9 м
    Вооружение 75-мм нарезная пушка M3, 76-мм пушка М1, 105-мм гаубица М4; 2 пулемета 7,62-мм M1919A4 и один 12,7-мм пулемет M2HB (зенитный)
    Запас хода по шоссе 190 км
    Скорость по шоссе 48 км/ч
    Мощность двигателя 400 л/с
    Экипаж 5 человек

    • Выпуски программы «Часовой» с Алексеем Рафаенко смотрите на официальном сайте «Первого канала».
    • Выпуск про М4 «Шерман» — здесь.

    Тест-драйв Танк M4 Sherman «Шерман»

    Тест-драйв Танк Шерман (М4) снимался в 2008 году.

    Может ли сегодняшнее поколение себе представить, что русские солдаты будут воевать американским оружием? Или. американский солдат плечом к плечу с нашим воином будет вместе сражаться. И мне. сегодня трудно даже об этом подумать, а между тем..Вторая мировая война была в самом разгаре. Кровопролитные сражения разворачивались не только на территории СССР, но и на большей части Европы. Воевал практически весь мир. И все понимали, что только сообща можно завалить фашистскую Германию. Одним из символов такого сплочения между Англией, Америкой и Советским союзом, можно назвать легендарный танк М4 «Шерман». Он воевал не только в Европе, но и с зимы 1943 года поставлялся в нашу страну по ленд-лизу. Высота была большим недостатком, этого танка. Силуэт Шермана был легко узнаваем из далека, а это для немецких артиллеристов было, как подарок. Немцы его называли «Печка для Томми», а союзники Ронсон, по аналогии с зажигалкой, так как 30 тонная махина очень хорошо горела. для справки. Для того, что бы подбить одну немецкую «Пантеру», американцы рассчитывали погубить 5 Шерманов! А это более 20 человеческих жизней.
    Почему более двадцати? Экипаж «Шермана» состоял из пяти человек. Вооружение было не самое мощное 75-миллиметровая пушка, пулемет 7,62-мм и зенитный пулемёт на башне калибра 12,7-мм. На танк устанавливали различные двигатели, на нашем -бензиновый, марки Ford, мощностью около пятиста лошадиных сил. Баков, залитых под завязку, а это 636 литров хватает на 160-180 километров. В последнее сражение красный «Шерман» вступил в1945 году с Квантунской армией Китая. Наш же танк воевал в Европе и участвовал при отражение немецкого контрнаступления в Арденнах. Сегодня танк «Генерал Шерман» несет службу в Музее техники Вадима Задорожного. Да и чуть не забыл, живых Шерманов в России меньше чем пальцев на одной руке. Русские, американцы, англичане. воевали плечом к плечу, мы были братьями по оружию. А сегодня? Что должно произойти, что бы мы снова были союзниками? Боюсь, кроме вторжения инопланетян, нас уже ни чего не может сблизить. Перед лицом общей угрозы народы объединяются. Так было всегда. Так будет всегда.

    Подписывайтесь на наш канал и получайте свежие новости, тест-драйвы и обзоры автомобилей из первых рук!

    Тест-драйв Танк M4 Sherman «Шерман»

    Показать панель управления

    • Опубликовано: 20 мар 2011 veröffentlicht
    • место проживания zenkevich.ru/
      правообладатель www.utro-russia.ru/
      Тест-драйв Танк Шерман (М4) снимался в 2008 году.
      Может ли сегодняшнее поколение себе представить, что русские солдаты будут воевать американским оружием? Или. американский солдат плечом к плечу с нашим воином будет вместе сражаться. И мне. сегодня трудно даже об этом подумать, а между тем..Вторая мировая война была в самом разгаре. Кровопролитные сражения разворачивались не только на территории СССР, но и на большей части Европы. Воевал практически весь мир. И все понимали, что только сообща можно завалить фашистскую Германию. Одним из символов такого сплочения между Англией, Америкой и Советским союзом, можно назвать легендарный танк М4 «Шерман». Он воевал не только в Европе, но и с зимы 1943 года поставлялся в нашу страну по ленд-лизу. Высота была большим недостатком, этого танка. Силуэт Шермана был легко узнаваем из далека, а это для немецких артиллеристов было, как подарок. Немцы его называли «Печка для Томми», а союзники Ронсон, по аналогии с зажигалкой, так как 30 тонная махина очень хорошо горела. для справки. Для того, что бы подбить одну немецкую «Пантеру», американцы рассчитывали погубить 5 Шерманов! А это более 20 человеческих жизней.
      Почему более двадцати? Экипаж «Шермана» состоял из пяти человек. Вооружение было не самое мощное 75-миллиметровая пушка, пулемет 7,62-мм и зенитный пулемёт на башне калибра 12,7-мм. На танк устанавливали различные двигатели, на нашем -бензиновый, марки Ford, мощностью около пятиста лошадиных сил. Баков, залитых под завязку, а это 636 литров хватает на 160-180 километров. В последнее сражение красный «Шерман» вступил в1945 году с Квантунской армией Китая. Наш же танк воевал в Европе и участвовал при отражение немецкого контрнаступления в Арденнах. Сегодня танк «Генерал Шерман» несет службу в Музее техники Вадима Задорожного. Да и чуть не забыл, живых Шерманов в России меньше чем пальцев на одной руке. Русские, американцы, англичане. воевали плечом к плечу, мы были братьями по оружию. А сегодня? Что должно произойти, что бы мы снова были союзниками? Боюсь, кроме вторжения инопланетян, нас уже ни чего не может сблизить. Перед лицом общей угрозы народы объединяются. Так было всегда. Так будет всегда.
      Подписывайтесь на наш канал и получайте свежие новости, тест-драйвы и обзоры автомобилей из первых рук!
    • Авто/Мото

    Комментарии • 70

    во брехня!Франция была союзником Германии!

    Ого 500 лс в те годы!

    Америка воевала против СССР, чтобы СССР не захватил всю Европу после отступления немецких войск.

    это не шерман уже, это Француpкая модернизация M4A4 (SA50).

    А тест-драйв то где?

    Иван! как всегда очень интересно! класс! с удовольствием посмотрел!

    Читайте также:  Планирование технического ремонта обслуживания путевых машин

    Сегодня зомбивата поколение не знает, что победу мы достигли бдагодаря помощью американцев.

    А и пох всем что это м4а5 израильской модификации?

    Незабываем что были шерманы и с дизелями да еще два двигателя в танке.

    Видео неочем,информация неправдивая-пропагандос.
    Кто хочет найдет ттх,воспоминаня советских танкистов(преимушества и недостатки)Шерман лучше т-34,так говорят служившие сов.танкисты которые все делали чтоб их неперевели на т-34.
    Читайте ,а неслушайте пропагандосов.

    Ничего не должно хватит им потокать
    Нахрена они нам чего у нас нет

    Ваня, поц ты, квантунская императорская армия была у Японии, но располагалась на территории Китая, оккупировав оного. Ваня, это залёт, солдат. Два наряда внеочереди.

    Если что добавлю, что длинная пушка Шермана превосходили советскую 85мм пушку но об этом сегодня не очень часто говорят. А еще Шерман воевал еще в Сербии в 90х с советской 122мм пушкой.

    «Вооружение было не самое мощное». Вы шутите? 76-мм пушка была у них одна из самых лучших.

    Что за антиамериканская пропаганда, не за тем я зашел посмотреть обзор о танке

    политоты насрал — больше чем тест лдрайва

    не пхайте носа куди собака ху не пхав и всё будит хорошо

    Автор, тебя контузло или растрясло, квантуская армия Китая?

    Зачем Красную Звезду грязью замазали?? Плохо!! Очень плохо.

    Говнище редкостное ваш Шерман, не хуй его нахваливать. А Китае не было Квантунской армии. Аффтар, учи историю

    высота Шерман (М-4,А-2) 2, 75cm A T-34-85 2,85 cm

    Мало очень мало о танке.

    Это же французкий шерман

    Забавно, как в 11-м годй Иван вопрошает «что должно произойти чтобы мы снова стали союзниками» — и вот через пару лет все вместе бомбят ИГ)
    Правда, американцы за повстанцев, а россияне за Асада)

    Много политики в ваших репортажах

    А про танк так ничего и не сказано !((( да танк говнище редкое но инфы ради развития кругозора оч мало!))))

    Краткий видос наполненный резкими и кривыми о мировой политике и танкостроении, и никакой инфы про сам М4, кроме того как его называли «фашистские» немцы. Думаю то как называли и что думали о Т-34 автору лучше не знать.

    танк норм!места много,и броня неплохая,

    Что за убогий тест драйв? Куча пустых слов и совместной войне, и практически ничего о самом танке. Хрень полная.

    Пиздец у него состояние. Что мешает хотя бы почистить танк от ржавчины и покрасить? Лень матушка?

    вообще то 7,62 мм пулемётов на ,,Шермане» было 2

    абсолютно лживый фильм,Зинкевичу надо было прочитать книгу мемуаров танкистов шерманистов+историю шермана.К нам,как раз шли только дизеля,т.к.в америк армии дизеля не приняты

    это все неправда про шерман,вооруж нормальное,он горел не больше чем т34,в отлич от неё не детонировал,на нем тоже стояли дизеля,танк исключит надежный

    кстати,очень важно,в отличии от т34 он не взрывался,т.к. в импорт снарядах порох просто выгорал.Известен случай,когда,покинув горящ шерман,экипаж из-за пулемет обстрела спрятался под ним и выжил,т.к.снаряд порох просто выгорел без детонации/высок качес пороха/т34бы взорвался,экипаж бы погиб)

    шерманов было много,в некот мехкорпусах они были основой,много их было в6-й гв.тан армии,бесшумные,хорошо защищенные,прекрас условия,рации,зенит пулемёт,танкисты их любили,предпочитали тридцатьчетвёркам

    я его частенько подбивал в танках ! )))

    Может он и воевал в Арденах, но то на чем катается ведущий в Россию приехало из Израиля. Это-же Супершерман 1-го варианта.

    Спасибо за видео. Жаль что короткий ролик.

    в настоящее историческое время представляет общую угрозу Россия

    это не супер шерман?

    т-34 высота 240 см. т-34-85 высота 270 см. но как в ролике выдаётся высота шермана)))) шерман выше только на 4 см т-34-85)))))

    Т-34-76 образца 42г, Т-34-76 образца 43г, Т-34-85 образца 44г, M4A2, M4A2(76)W. Высота: 2450 * 2600 * 2720 * 3370 * 2970 *

    э мудак. а где-же тест? ну и калы. нахуй таких из ютуба.

    Было несколько вариантов Шермана. К нам приходили с короткой 75-мм американской пушкой, а потом с длинной, тоже 75-мм пушкой, английской и американской. У них бронепробиваемость была неплохая, на уровне нашей Зис-С-53

    общая угроза теперь лысая крыса в кремле — вот весь мир и объединяется.

    Шерманы имели очень высокий центр массы. Высокую скорость и на повороте могли перевернуться. Длинный ствол, это противотанковая пушка. Проблема была установить эту пушку. Так как необходимо было сделать противовес длинному стволу. Иначе оператор мог с трудом поднять и опустить ствол. Проблема с погоном башни. Изменить погогн (диаметр круга на который садилась башня) технологически сложно. Поэтому Шерманов с длинным стволом было не много и управлять ими, стрелять сложно.
    как говорили Шермон хорош для быта (удобный, большой объемный). Т-34 для боя. Шерман танк второй линии.

    @DietrichBrauer1 когда брали все, Шерман еще не существовал. Он начал производиться только с 1942го года.

    Совки тогда брали все, что стреляло и ездило.

    дада. Так зачем же его брали тупые совки?

    в 80х в г.Стерлитамак на вторчермете стоял один Шерман,так в 90х приехали мудаки и порезали на метал

    А вы вообще уверены что это Шерман?

    @Артем Степанов у шерманов было столько модификаций, что я и 152мм не удивлюсь. может это «СуперШерман»?

    @Klopen Popen Я да, орудие то тебя не смущает?

    +Артем Степанов а ты сомневаешься?

    Мда, судя по комментариям ниже, основная масса ничего кроме мурзилки про то, что Т-34 самый лучший танк всех времен и народов не читала.

    @Rollon44 чувак, я ж тебе не говорю что танк абсолютное совершенство, есть и свои косяки, но в целом это прорыв, все последующие танки всего мира строятся на основе этих разработок, ты ж не сравниваешь первый телевизор с современными аналогами, первый телевизор и током убить мог на расстоянии до полутора метров

    @Rollon44
    Хоть кто-то понимает, что танк далеко не идеален.

    Читайте также:  Заменили коленвал машина не

    @Rollon44 там есть ссылки на издания где это все написано и довольно таки стоящие издания почитай

    @Антон Волкотрубов Иди Барятинского читай, школотрон с инжИнерным образованием)))

    @dailer350 Давать ссылки на педовикию уже давно стали дурным тоном.

    этот танк полная Фигня

    +Илья Тахтай скажи это Дмитрию Федоровичу Лозе

    Где тест-драйв? О танке кратко сказано, мягко говоря.

    Блииин, ну что ж все блоггерообзорщики такие малограмотные-то? Больше пятиСОТ! Всё, что больше ста, заканчивается на «-сот», неужели же так сложно это запомнить?

    вы вообще в курсе что это израильский шерман. вернее израильская модификация

    Ну может мой комментарий кому то не понравится но все же.
    Почему в музеях и частных коллекциях танки изнутри идеально выкрашены, а вот у нас такая проблема как внутри сего Шермана.

    фанера, бедный экипаж

    Нацистская Германия НАЦИСТСКАЯ — не фашистская.

    идеология национального превосходства или внешней угрозы. Важно, что это слияние государства крупного частного капитала и народа. Проблема такого слияния в том, что капитал должен грабить или государство или народ. Но по скольку все три являются союзниками, то идут войной на сопредельные государства.

    Дружище!
    Твои»тестрайв» ролики как то становятса все короче и короче.
    А и ТТ данны уже нету.

    Видос «не о чем». Ошибок бла-бла-бла очень много. Не стал досматривать

    Это ж Зенкевич. У него на Т-34 стоит торсионная подвеска. Занавес.

    нацискую а не фашискую

    ребят а казахстан у нас здесь тоже не мало заводов вот к примеру талдыкурганский танковый завод тогда т 34 делали а щас т 72

    Один воздушный фильтр не соединяется с турбиной (1:36),помрет двигатель.

    Танк не M4 sherman а М4А3Е8, М4 это м4а1 который круглый и у него колёса вместе, а у Е8 они распределены (Отделены)

    Фашисткая Германия? Штааа.

    Вооружение было хоть и не самое мощное, но вот на полигоне в Кубинке проводились испытания обстрелом трофейного немецкого тяжелого танка «Королевский тигр». В отчете по испытаниям черным по белому записано:
    «Американские 76-мм бронебойные снаряды пробивают бортовые листы танка «Тигр-Б» с дистанции в 1,5-2 раза большей, чем отечественные 85-мм бронебойные снаряды», тут уж добавить нечего. Лобовая броня «Шермана» также мощнее чем у 34-ки. Согласно отчёту 5-й гвардейской танковой бригады, датированному 23 октября 1943 года, танк М4А2 очень удобен для преследования, так как имеет большую скорость и большую маневренность. По сравнению с Т-34 М4А2 более легко управляемы, более выносливы при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки, хорошо работают на отечественном топливе «ДТ». Иногда, во время расконсервации, в стволе танка можно было обнаружить бутылку виски, подарок из США, туда её закладывали рабочие завода. Вот так.

    @Антон Волкотрубов хоть и не мне адресован ваш коммент, но я все же дам вам докладные по качеству Т 34 . иректору завода № 183 тов. Максареву
    Районному инженеру ГАБТУ на заводе № 183
    Копия: зам. Народного комиссара Госконтроля СССР тов. Попову, начальнику Танкового Отдела НКСМ
    15 августа 1941 г.
    Боевая эксплуатация танков Т-34 еще раз подтверждает низкое качество коробок перемены передач. Срок службы коробок весьма мал. Из числа танков, вышедших из строя по вине коробок, ни один не прошел и 1000 км.
    Согласно акта-рекламации 102 танковой дивизии от 2-го августа с/г за десять дней боевых действий из 15 танков 7 танков вышли из строя вследствие поломок коробок перемены передач.
    Такое низкое качество коробок перемены передач не обеспечивает боевых действий танков Т-34. Кроме этого, имеется большое количество случаев отказа в работе главного фрикциона (по причине коробления, поломки дисков и чрезмерного — преждевременного износа выключающего механизма), разрушения подшипника бортовых передач, погнутости кривошипов ленивцев.
    БТУ КА категорически требует от завода № 183 принятия срочных мер по устранению перечисленных дефектов…
    Еще раз вспомним оказавшийся «пророчеством Кассандры» вывод, сделанный по итогам испытаний трех танков Т-34 длительным пробегом в ноябре — декабре 1940 г.:
    «в) Тактическое использование танка в отрыве от ремонтных баз невозможно, вследствие ненадежности основных узлов — главного фрикциона и ходовой части».
    Заместителю Народного комиссара среднего машиностроения СССР тов. Горегляд
    15 марта 1941 г.
    …Качество траков по механической прочности до настоящего времени остается весьма низким, а досылку второго комплекта гусениц завод № 183 с января с/г прекратил…
    Опыт эксплуатации танков в войсках, по данным рекламаций, также подтверждает низкое качество траков. Имеются разрывы гусениц после 8-10 часов эксплуатации машин.
    Прошу Ваших указаний заводам № 183 и СТЗ ускорить разрешение вопроса улучшения качества траков для обеспечения полного гарантийного срока работы танка[102]. До установки на танк гусениц, обеспечивающих гарантийный срок, придавать к каждому танку по второму комплекту гусениц…
    По шерману попробую найти

    а ссылочку можно на то что ты написал, в жизни не поверю что 76 мм пушка шермана была хоть чем то лучше д5т, а так же про марши, мне кажется что это все хуйня, т34 шли без ремонта пока их не подбили, так чтобы не голо словить я тебя прошу ткни носом в документы.

    Nebel Werfer, Ты сказал правду. Но вот школота щас гореть на тебя будет что это не правда.

    Да такнк этот полюбили наши, за надежность и выносливость и удобность. Шерманы одни из лучших показали себя в далеких рейдах по тылам противника, ведь случаи поломок по причине брака были очень малы. У Т 34 с этим проблемы были, и качество хуже и приьборы наблюдения хуже, что и объясняло, что Т 34 часто попадали в засады. Двигатель шумный, что выдавало его приближение.

    Самые редкие это те что с надувными лодками, калилопами, копалками и т.д.

  • Adblock
    detector