Как работает и для чего нужен тахометр в автомобиле
Тахометр занимает центральное место на приборной панели. Учитывая его показания, водитель может вовремя перейти на нужную передачу, уменьшить расход топлива, а также контролировать работу мотора. Что отображает тахометр и зачем следить за оборотами коленвала, каковы конструкции приборов и особенности их установки – обо всем этом расскажем далее в статье.
Что такое тахометр
Тахометр – это измерительный прибор, который определяет количество или частоту вращения механизмов за единицу времени. Чаще используется единица измерения обороты/минута. В автомобиле тахометр считает количество оборотов коленчатого вала за 1 минуту. Расположен он на приборной панели, возле спидометра.
Тахометр (справа)
При езде необходимо постоянно переключать скорости, разгоняться, начинать движение и тормозить. Тахометр показывает водителю лучший момент для переключения передачи, если авто оборудовано механической коробкой, момент критической нагрузки мотора, когда стрелка прибора приближается к красной зоне.
Обеспечить комфортное передвижение и максимально увеличить ресурс двигателя можно, если переключать скорости, начинать и заканчивать движение в определенном диапазоне вращения коленвала. Не рекомендуется стартовать с высоких оборотов, для бензиновых двигателей – 1100 об/мин, для дизелей – выше 800 об/мин, переходить на повышенную передачу при подъеме в гору при малой тяге.
На холостом ходу с помощью тахометра можно диагностировать работу двигателя. При запуске мотора стрелка должна плавно перейти на отметку 1000-1200 оборотов, через несколько секунд после разогрева двигателя она плавно опускается до значения 600-800 оборотов. Если стрелка прыгает, дергается на шкале – это признак не ровной работы двигателя.
Как использовать информацию
На шкале прибора содержится информация о скорости вращения коленвала. Выжимая педаль газа, увеличиваются обороты. Переход стрелки тахометра в красную зону свидетельствует о том, что двигатель достиг пика своей мощности и работает в аварийном режиме.
Схема подключения
На тахометре указывают критические обороты для конкретного двигателя. Когда коленчатый вал вращается на предельной для мотора скорости, происходит увеличение вибрации и ускорение нагрева – это может вывести из строя поршни, вкладыши, порвать или растянуть цепь ГРМ.
Ориентируясь на показания прибора, переключая во время передачи, водитель может:
- уменьшить расход топлива;
- сократить износ деталей поршневой группы;
- правильно выбрать режим передвижения.
Каждый тахометр настроен под конкретный класс и тип двигателя, поэтому они не переустанавливаются на различные модели авто.
Устройство и принцип работы
Главный элемент прибора – датчик положения коленвала, который считывает частоту его вращения. Передача данных происходит через тросик в механических конструкциях тахометра или через подсчет импульсов для аналоговых и цифровых приборов.
По типу передачи данных тахометры делятся на группы. Самые распространенные из них – цифровые, аналоговые или электромеханические и механические.
В конструкции аналогового прибора используется магнитная катушка, микросхема, привод передачи данных или тросик, стрелочная шкала. Для цифровых приборов в конструкции используются другие элементы: процессор, АЦП (преобразователь), оптрон и пр. В цифровых тахометрах часто вместо градуированной шкалы со стрелкой применяется жидкокристаллический дисплей. Как правило, водителям удобнее использовать стандартный стрелочный прибор, который отображает шкалу оборотов во время движения машины.
Виды приборов
Автомобильные тахометры классифицируются:
- по способу обработки сигнала;
- методу подключения;
- принципу работы.
Механический
Прибор используется на низкооборотистых двигателях. Конструкция механического тахометра предельно проста. На распредвал или коленвал устанавливается датчик тросика. Крутящий момент передается на шестерню, через тросик поступает на подвижную катушку прибора через электромагнит, который является главной деталью механической конструкции. Изменение частоты вращений коленвала меняет магнитное поле, которое отклоняет стрелку прибора.
Механический тахометр имеет наибольшую погрешность – до 500 об/мин.
Аналоговый
Аналоговый прибор на 50% точнее, чем механический. Он имеет такую же градуированную шкалу показателей оборотов, но отличается от механики способом передачи сигнала. Главными элементами аналогового прибора является магнитная катушка и датчик. Подключается аналоговый тахометр не к коленчатому валу, а к катушке зажигания двигателя.
Катушка зажигания преобразует напряжение от 12В до 24 000В для возникновения искры. Одновременно с подачей импульса на катушку зажигания импульс идет и в электрическую схему аналогового тахометра, поступает в обмотку электромагнита. Чем больше импульсов поступает в схему, тем выше индукция. Отклонение стрелки шакалы происходит под воздействием изменяющегося магнитного поля. Аналоговые показывают погрешность до 250 об/мин.
Цифровой
Цифровой тахометр сегодня считается наиболее надежным – погрешность составляет до 100 об/мин. Данные на процессор поступают с датчика коленвала и датчика холостого хода. Для этого в конструкцию цифрового прибора включен оптрон (оптопара) – датчик подсчета интервалов между импульсами. В конструкции цифрового тахометра используются элементы:
- оптрон;
- ЦП – центральный процессор, узел осуществляет вычисление от датчиков;
- жидкокристаллический дисплей – отображает информацию на приборной панели;
- микросхема – обнуляет данные процессора.
Цифровой тахометр
Существует несколько типов подключения тахометра на авто, в зависимости от класса мотора и модели.
На бензиновые двигатели подключение осуществляется через катушку зажигания. В тахометре предусмотрено два выхода: на ЭБУ (электронный блок управления), на датчик положения коленвала. Подключение проходит по этапам:
- Тахометр устанавливается на приборную панель.
- Минусовый, провод присоединяется к массе авто.
- Красный провод соединяют с плюсом замка зажигания.
- Провод входа прибора подключается в зависимости от системы зажигания. Если система зажигания контактная, распределение искры по цилиндрам регулирует трамблер, тахометр подключается к прерывателю трамблера. Если система зажигания бесконтактная, вход тахометра присоединяется к коммутатору напряжения.
Для дизельных моторов тахометр подключается к генератору, поскольку частота вращений коленвала считывается не с катушки зажигания, а с клеммы генератора. Это связано с порядком работы дизельных ДВС, которые менее оборотисты, чем бензиновые. Каждый тахометр дизеля, подключаемый к генератору, рассчитывается под конкретное передаточное отношение между двигателем и генератором.
Основные неисправности
Если тахометр неисправен, водителю придется определять на слух, до каких оборотов двигатель раскрутил маховик и в зависимости от этого начинать переключать передачу или сильнее давить на педаль газа. Первые признаки того, что тахометр неисправен и дает искаженные показатели – некорректное поведение стрелки: зависание или заклинивание на одном месте, резкое перемещение по шкале во время равномерного движения.
Если прибор вышел из строя, необходимо в первую очередь проверить цепи устройства:
- Проверяется питающий провод, для цифровых и аналоговых приборов питающий провод изолирован серым пластиком. Начало провода от статора или мотора, затем питание поступает на замок зажигания и к измерителю частоты.
- Проверить напряжение питания – 12 В.
- Корректное присоединение заземляющего провода.
- Работоспособность предохранителя.
Если в питающей цепи неисправность не обнаружена, проверяются комплектующие тахометра.
Причины и способы устранения
- Короткое замыкание или обрыв цепи между измерителем и контроллером. При этом улавливатель датчика отслеживает частоту вращений коленвала, но стрелка на шкале не двигается. Замена провода.
- Обрыв привода датчика – необходима замена датчика.
- Стрелка после запуска мотора движется в противоположную сторону – перепутаны провода подключения. Нужно переустановить провода в разъеме соединителя и колодке.
Колебание стрелки может быть вызвано несколькими неполадками в работе:
- Напряжение на выходе датчика снижено. Необходимо проверить напряжение между фазами, датчик подлежит замене.
- Размагничивание, попадание мусора в магнитную муфту аналогового тахометра.
- Ось принимающего элемента имеет дефект. Если стрелка переходит за ноль при остановке двигателя – пружина стрелки ослаблена или искривлена.
При неисправности элементов тахометра в 90% случаев прибор меняют.
Диагностику проводят через подключение аналогичного устройства и сверяют качество данных. Цифровые приборы подключают параллельно главному прибору через специальную клипсу. Если показания приборов совпадают, наблюдается аналогичное отклонение параметров, некорректное поведение стрелки – поломка не относится к работе прибора. Отклонения в работе проверяемого тахометра на 100-150 об/мин считаются нормальными.
Диагностику можно провести самостоятельно, если наблюдается некорректное движение стрелки. На автомобиле с бортовым компьютером, на приборной панели загорается код ошибки. Необходимо проверить контакт массы аккумуляторной батареи, проводку в местах соединений. Если стрелка тахометра пульсирует хаотично или дергается, необходимо заменить датчик.
Тахометр: что это такое и зачем он нужен в автомобильном транспорте, принцип работы
Такое оборудование монтируется не только в автомобильный транспорт, но и на моторные лодки, мотоциклы и иные виды транспорта. Кроме того, тахометры нередко используются в промышленной сфере, к примеру, для расчета оборотов мощных паровых турбин.
Показатели измеряются в определенных единицах — об/м. Для их обозначения также могут применяться сокращения min -1 и RPM. В тахометрах аналогового или стрелочного типа на циферблате находятся цифровые символы от 1 до 9. Полученную цифру нужно умножить на тысячу, чтобы вычислить частоту, с которой вращается коленвал.
Для чего устанавливается в автомобиль
Если же после запуска машины на холостом ходу стрелка прибора начинает вдруг колебаться, то транспортное средства неисправно. Последующее использование такой машины может обусловить не очень приятные последствия и дорогой ремонт.
Автотахометр имеет и другую немаловажную функцию. На этом устройстве есть зона, выделенная красным цветом. Начинается она зачастую с 6000—7000 оборотов.
«Красная область» предупреждает владельца авто о том, что мотор в нем функционирует в режиме максимальной мощности. Долгая эксплуатация в таких условиях может привести к разрушению двигателя.
Потому нужно очень внимательно и регулярно следить за данными, которые отображает тахометр.
Также автомобилисты с большим стажем применяют автотахометр для того, чтобы экономить горючее. Это связано с повышенным топливным расходом на высоких оборотах. Потому водители стараются слишком не нагружать двигатель и не превышать 2600 об/мин.
Описание принципа работы
Около коленвала монтируется чувствительный датчик, измеряющий его частоту вращения. С помощью специального кабеля информация отправляется на сам прибор, стрелка которого уже визуально отображает значения.
В старых машинах устанавливались аналоговые или механические устройства. Передача информации у такого оборудования проходила несколько иначе. При этом также применялись провода, электросхемы, датчики и магнитная катушка, в которой собиралась электроэнергия от вращения коленчатого вала. Эта энергия передвигала стрелку прибора.
Стрелочные и цифровые модели
Экономайзер представляет собой специальный прибор, предназначенный для обогащения топливной смеси при резком нажатии на акселератор или, наоборот, при плавном разгоне.
Стрелочные модели зачастую встроены в приборную панель. Они популярны среди многих водителей, так как вся необходимая информация передается на простую стрелку на циферблате. Практика демонстрирует, что мозг человека стрелочные сведения воспринимает гораздо лучше, чем электронные.
Выносные и электронные приборы
Электронный тахометр рекомендуется использовать в качестве дополнительного измерительного устройства, к примеру, если стандартный тахометр выдает информацию с погрешностью или вам необходимы максимально точные значения.
Установив турбину на мотор или сделав его доработку, можно добиться увеличения оборотов. Штатное устройство в этом случае не сможет дать достаточно точную информацию. Именно для этих целей специалисты часто пользуются выносными моделями автотахометров.
Какой тахометр лучше купить
Автомобилисты не советуют приобретать китайскую продукцию, так как они зачастую имеют сильную погрешность. Среди отечественных компаний выделяются
Продукция этих производителей считается очень качественной и надежной. Кроме того, она характеризуется доступной стоимостью. Что касается зарубежных производителей, то следует обратить внимание на фирмы:
Если у вас есть желание, чтобы автотахометр послужил как можно дольше, то придется потратить довольно много времени. Выбирать прибор нужно максимально внимательно и ответственно. Фирменное оборудование стоит довольно дорого, но низкокачественные устройства будут выдавать погрешность.
Тахометр для автомобильного транспорта — незаменимый прибор. С его помощью водители узнают частоту оборотов. Эта информация позволяет своевременно выявить неисправность.
Тахометр автомобильный — как он работает?
Многие водители не замечают многих приборов, расположенных на панели автомобиля. Однако, автомобильные конструкторы не стали бы устанавливать то, что водителю совершенно не нужно. Одним из таких приборов является автомобильный тахометр. В этой статье мы расскажем вам, что такое тахометр, какие виды тахометров существуют, как подключаются, где устанавливается и для чего нужен датчик тахометра?
Принцип работы тахометра
Тахометр – это прибор, который предназначен для отображения числа оборотов двигателя (частоты вращения коленчатого вала). Те, кто не разбирается в механической части мотора, должны знать принцип работы двигателя внутреннего сгорания, чтобы понять, для чего предназначен тахометр.
В основе работы любого двигателя лежит преобразование поступательного движения во вращательное. Это происходит за счет расширения газов в камере сгорания и приведения в действие специальных поршней, которые раскручивают шатунами коленчатый вал двигателя. Обороты коленвала, как раз, и будут считаться оборотами двигателя, которые показывает тахометр.
При нажатии на педаль газа, количество топлива, подаваемое в камеру сгорания двигателя, увеличивается и давление, оказываемое на поршни, повышается. Соответственно, увеличивается частота вращения коленвала и показания тахометра становятся выше.
Для чего нужен тахометр в автомобиле
Опытные водители знают, что правильное использование тахометра позволяет задействовать все возможности двигателя на максимум, при этом, сохраняя его ресурс.
Если внимательно рассмотреть параметры некоторых двигателей, то можно обнаружить такие показатели, как максимальная мощность, а также наибольший крутящий момент. Основой этих показаний всегда было, есть и будет число оборотов коленчатого вала, которое отображено на тахометре.
Чтобы вам было понятнее, постараемся привести элементарный пример. В технической документации двигателя указано: «135 л.с. при 3500 оборотах в минуту». То же самое может означать и «420 Нм при 4000 оборотах в минуту».
Все эти цифры означают, что двигатель будет развивать наиболее эффективный разгон или тяговое усилие только при таких оборотах коленчатого вала.
Если же частота вращения будет ниже или выше установленного значения, то коэффициент полезного действия будет меньшим, соответственно, автомобиль будет идти тише.
Данные параметры нужны водителю, когда он переключает передачи на КПП. Если разгонять мотор именно до таких оборотов и сразу же включать следующую передачу, то можно получить самый эффективный разгон.
Тем не менее, все же не стоит слишком часто применять такой разгон мотора. Дело в том, что при увеличении числа оборотов, увеличивается и расход потребляемого топлива.
Кроме того, слишком большие обороты могут привести к ускорению износа многих деталей двигателя и скорейшему загрязнению масла в картере.
Поэтому, многие эксперты советуют немного «не докручивать» двигатель до максимальной мощности, тем самым, создать более экономный и эффективный расход топлива.
Вот так тахометр помогает осуществлять грамотное переключение передач и сохранить ресурс двигателя на более долгий срок.
Виды тахометров
Все можно выделить 3 основных вида тахометров. Это – механические, аналоговые и цифровые. Рассмотрим каждый вариант по отдельности.
Является самым первым видом тахометра, который применялся еще на первых автомобилях. Конструкция такого устройства была предельно проста: прибор с помощью троса присоединялся к коленчатому валу напрямую.
Крутящий момент передавался на шестерню и через трос выходил на подвижную катушку прибора. Сам прибор представляет собой электромагнит, в котором повышение число оборотов способствовало созданию наибольшей магнитной индукции.
Таким образом, чем выше магнитное поле, тем сильнее отклоняется стрелка на шкале.
Не смотря на простую и надежную конструкцию, такой прибор имеет серьезный недостаток. Дело в том, что точно рассчитать передаточное число шестерней, момент скручивания троса и магнитное поле прибора было невозможным. Поэтому, такой тахометр имел серьезные погрешности до 500 оборотов в минуту.
Аналоговый тахометр представляет собой более усовершенствованный вид механического прибора. На этот раз, вместо троса и подключения привода прибора к коленчатому валу, стала использоваться катушка зажигания двигателя.
Импульсное напряжение, образованное на катушке зажигания, помимо свечей, поступает в схему измерительного прибора. Тем большее число импульсов окажется в схеме, тем сильнее будет образуемая магнитная индукция. Соответственно, с ростом числа оборотов, растут и показания прибора.
Недостатки аналоговый тахометр перенял от своего предшественника – низкая точность измерений, несмотря на более экономичную и рациональную конструкцию.
Так как новый вид тахометров вытесняют механические и аналоговые, на них мы постараемся остановиться как можно подробнее. Цифровой тахометр также подключается к катушке зажигания, но вместо импульсов, он принимает количество и интервал сигналов с катушки зажигания.
Помимо значений, снимаемых с катушки зажигания, он получает сигналы от датчика холостого хода и датчика коленчатого вала. Такие данные используются для получения более высокой точности измерений. Все они суммируются и исходя из средних значений, получается величина, отображаемая на специальном табло.
Как подключить цифровой тахометр?
Не все автомобили комплектуются цифровой системой приборов. Тем не менее, автопроизводители выпускают специальные комплекты, монтаж которых можно произвести самостоятельно. Стандартный набор состоит, обычно, из цифрового дисплея и жгута проводов, которые подключаются к ЭБУ и питанию.
Существуют и специальные комплекты, в состав которых включают дополнительный датчик холостого хода и выносной оптрон. Их применение целесообразно только на спортивных автомобилях, для обычной езды достаточно будет и стандартного комплекта устройств.
Подключение такого тахометра не всегда осуществляется через ЭБУ. Многие комплекты предусматривают отдельный от контроллера монтаж прибора. Такой комплект устройств будет иметь более точные показания, нежели прямое подключение к блоку управления.
Видео — Как установить механический тахометр
Что такое датчик тахометра
Датчиком тахометра называют любое устройство, предназначенное для регистрации важных сигналов, необходимых для работы измерительного прибора. Среди таких датчиков можно выделить датчик холостого хода и датчик коленчатого вала.
Датчик коленчатого вала фиксирует угловое положение коленвала в определенные моменты времени. Датчик может устанавливаться в задней или передней части двигателя, чаще всего, возле маховика. Такое устройство позволяет произвести точное измерение числа оборотов и передать соответствующий сигнал на приборную панель автомобиля.
Датчик холостого хода устанавливается в системе впуска машины. Он также принимает участие в определении числа оборотов коленчатого вала по количеству подаваемого топлива. Датчик холостого хода устанавливается на карбюраторе двигателя и посредством проводов посылает, необходимый для работы тахометра, импульс.
Другой вариант подключения устройства предусматривает его соединение с электронным блоком управления двигателем. Найти его не сложно, так как из него будет торчать ни один провод. Таким образом, датчик работает в тесном взаимодействии с ЭБУ и передает соответствующие показания на измерительные приборы.
Вот, пожалуй, все, что необходимо знать о тахометре автомобиля. Как вы видите, при должном внимание это довольно простое и важное устройство, пренебрегать которым совсем не стоит.
Что такое автомобильный тахометр и как он работает
Каждый автовладелец знаком с таким устройством как тахометр. Он есть в каждой машине, однако далеко не все водители знают, что это за прибор и для чего он нужен. Более того, мало кто умеет правильно использовать предоставляемые им значения. Разберёмся в принципе работы и главных функциях устройства.
Предназначение и устройство автомобильного тахометра.
Тахометр – что это за прибор
Чтобы научиться пользоваться прибором, нужно чётко представлять, что такое тахометр в автомобиле. Тахометр – это устройство для считывания и выведения информации о периодичности вращений коленчатого вала в двигателе. Если вы не сильны в механике, это определение никак не прояснит ситуацию.
Говоря простым языком, тахометр нужен для того, чтобы следить за вращением мотора и не превышать число его допустимых оборотов. Основная задача прибора – облегчить выбор необходимой передачи и позволить правильно распределять ресурсы мотора. Чем стрелка ближе к красной зоне, тем выше должна быть передача.
Регулировать обороты можно как во время движения, так и на холостом ходу.
Как работает прибор и что он измеряет
Тахометр – очень важная составляющая автомобиля. Он помогает использовать ресурсы двигателя в полной мере без последствий.
У каждого двигателя есть свои технические характеристики, в которых указан наибольший крутящий момент и предельная мощность в зависимости от оборотов.
Именно эти параметры тахометр и измеряет, давая водителю возможность сохранять обороты в допустимых пределах и своевременно переключать передачи. Так, к примеру, можно достичь наилучшего разгона, тягового усиления и даже экономии топлива.
Примечание: постоянное снижение оборотов значительно увеличивает расход топлива и уменьшает ресурс ДВС.
Принцип работы тахометра прост: устройство улавливает и регистрирует число импульсов от датчиков и отображает полученные данные в виде определённых величин (часов, минут, секунд, метров). Точность прибора составляет примерно 500 об/мин и варьируется в зависимости от вида устройства.
Тахометры делятся по принципу отображения данных и методу установки. По второму критерию они бывают штатными и выносными. Выносные тахометры применяется преимущественно в автоспорте для доскональной коррекции оборотов. Также прибор сигнализирует о достижении определённых показателей.
Разновидности же привычных нам тахометров рассмотрим подробнее.
Разновидности тахометров
Все тахометры можно разделить на три категории: аналоговые (со стрелкой и циферблатом), цифровые (с дисплеем) и механические, которые встречаются в более старых моделях авто.
Механические
Эти приборы устанавливались ещё в ХХ веке. Они связывались с коленвалом двигателя напрямую.
Принцип их работы заключался в следующем: шестерня на коленчатом валу и трос привода, передающего на катушку крутящий момент, зацеплялись между собой.
Катушка – электромагнит устройства, благодаря которому возникает магнитная индукция, влияющая на положение стрелки прибора. Механизм прост, но и погрешность составляла около 500 об/мин.
Аналоговые
Развивающиеся технологии привели к созданию аналоговых тахометров. Принцип их работы схож, но есть весомое отличие: устройство считывает обороты с помощью частоты подачи энергии на катушку зажигания.
Катушка преобразует низкое напряжение в высокое, и, при подаче кратковременного импульса низкого напряжения, возникает искра на свече зажигания. Тот же импульс одновременно попадает на обмотку электромагнита и электрическую схему тахометра.
Сила индукции и отклонение стрелки напрямую зависит от числа импульсов, поступающих на обмотку. Погрешность устройства колеблется, но также может достигать высоких значений.
Цифровые
Цифровые модели постепенно заменяют предыдущие версии устройства. В основе их работы лежит измерение и подсчёт количества импульсов на первичной обмотке катушки зажигания. В альтернативном варианте измеряется интервал времени, который соответствует интервалам импульсов.
Вся полученная информация переводится в цифры и отображается на табло. Как показывает практика, легче всего водителями воспринимаются аналоговые версии прибора, так как повороты стрелки уже привычны глазу. Сложные же цифровые значения не всегда понятны, и не каждый их может правильно трактовать.
Далее проясним, как же это делать правильно.
Как использовать информацию тахометра
Самый главный вопрос заключается в том, как пользоваться тахометром и полученной с его помощью информацией. Есть некоторые полезные моменты, о которых стоит знать. Устройство подсказывает оптимальное время начала движения.
Это особенно полезно в зимний период, так как прибор определяет, готов ли двигатель к началу работы. Многие современные авто не переносят резкого старта при ещё холодном двигателе и выдают слишком большое количество оборотов.
Обычно водители в таких ситуациях ждут, пока температура охлаждающей жидкости приблизится к оптимальной. Но с тахометром всё намного проще: начинать движение можно в момент, когда стрелка прибора близка к значениям на холостом ходу (стандарт – 750 об/мин – 800 об/мин), а количество оборотов – 1000.
Тогда можете смело отправляться в путь – двигатель будет прогрет быстро и с минимальными топливными затратами. Для разгона автомобилисты придерживаются следующего плана:
- Включается первая передача (до 3800 оборотов в минуту), затем – вторая.
- Количество оборотов падает до 2300.
- Снова включается вторая для достижения 3600 оборотов, после этого – третья.
- Обороты снижаются до 2400.
- Ускорение на третьей до 3500, переход на четвёртую.
- Сбрасывание значения до 2500.
- Включение четвёртой и так далее.
Для максимального разгона необходимо наибольшее возможное число оборотов (до 5500 в минуту). Это позволит разогнать авто очень быстро, но с большими ресурсными и топливными затратами.
Таким же образом влияет и разгон на холостом ходу. Ещё одна важная функция устройства заключается в регламентных работах.
Любой специалист-ремонтник подтвердит, что качественные диагностические работы невозможны без тахометра.
Можно ли определить скорость движения с помощью прибора
Как уже говорилось, значения тахометра могут отображаться в разных величинах:
- Во времени (часах, минутах, секундах);
- В расстоянии (километрах, метрах, сантиметрах и т. д.);
- В единицах;
- В скорости (м/с, км/ч).
Чтобы определить скорость по тахометру, нужно просто изменить способ вывода информации на дисплей. Отметим, что такое возможно только в тех моделях, которые отображают различные величины. Узнать скорость также можно и на более ранних моделях, изучив имеющийся прибор и сопоставив единицы измерения.
Обязательно ли приобретать тахометр и как правильно выбрать прибор
Нельзя сказать, что тахометр – обязательный элемент в автомобиле. Но нельзя и отрицать его важность и полезность. Измерительный прибор помогает:
- Увеличить и оптимизировать мощность двигателя;
- Получить необходимое усилие в тяге;
- Сэкономить топливные ресурсы;
- Продлить и даже увеличить срок службы двигателя.
При выборе устройства нужно учесть многие факторы. К примеру, электронные модели разрабатываются для двигателей с разным числом цилиндров (информацию можно найти в технических характеристиках). Установив устройство в авто с неподходящим числом цилиндров, можно получить недостоверную информацию. Перед покупкой прибора необходимо:
- Изучить его технические характеристики;
- Уточнить у специалистов, подойдёт ли конкретная модель для марки автомобиля;
- Учесть двигатель (бензиновые и дизельные устройства считывают информацию по-разному).
Устанавливается тахометр согласно размерам и дизайну. Возможна установка при помощи кронштейнов, вместо любого другого оборудования на панели и даже при помощи двустороннего скотча. Приобрести тахометр всё же стоит. Он поможет в решении многих вопросов касательно авто, особенно новичкам. Задавайте возникшие вопросы в х, и мы с радостью вам поможем!
Автомобильный тахометр — как работает?
В автомобиле есть тахометр, но многие автолюбители не знают, зачем он необходим. Из данной статьи узнаете что это такое, для чего нужен и принцип его работы.
Автомобильный тахометр — прибор, который устанавливают на машинах с целью измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя (об/мин). Он показывает частоту вращения мотора и необходим, чтобы водитель не превышал максимально допустимые обороты мотора. Основная функция – облегчение выбора правильной передачи. Когда стрелка приближается к красной зоне, советуется переключаться на повышенную передачу. Для примера, зеленой зоной для легкового автомобиля с бензиновым двигателем являются обороты в пределах от 2000 до 5000 об/мин. В этом диапазоне желательно переключение на высшую передачу в машинах с механической коробкой передач. Показания тахометра свыше 5000 об/мин относят к красной зоне, доводить стрелку до таких оборотов не стоит, если у вас не гоночный автомобиль. Переключение в данном диапазоне увеличивает расход топлива.
Дизельные двигатели менее оборотистые, для них зеленой зоной для правильного переключения передач является диапазон с 1500 до 4000 об/мин. Для тяжелых грузовиков эта зона еще меньше — от 1500 до 2500 об/мин. Желательно переключаться в этих пределах и не крутить стрелку тахометра до красной зоны, чтобы добиться оптимального расхода топлива и продлить ресурс двигателя.
Тахометр используется для регулировочных работ на холостом ходу. Например, при запуске мотора обороты должны быть в пределах 800-900 об/мин. При холодном пуске они выше — до 1500 об/мин. По мере прогрева двигателя они должны упасть до номинальных. Если это не происходит, или когда в тёплое время машина стоит и не двигается и обороты превышают значение 1000, значит есть проблема. Например, не работает регулятор холостого хода и это приведёт к повышенному расходу топлива. Также, показания тахометра при холостом ходу должны быть постоянными, а не колебаться от 500 до 1500 об/мин. Принцип работы тахометра состоит в регистрации числа импульсов, которые поступают от датчиков. Измеренные показатели трансформируются в определенные величины. Такой величиной могут быть часы, минуты, секунды, метры. Есть возможность обнуления собранных значений. Точность прибора условна, около 500 об/мин, лучшие электронные устройства измеряют с точностью до 100 об/мин. Автомобильный тахометр бывает двух видов – цифровой и аналоговый со стрелкой. Цифровой прибор напоминает электронного табло, на котором показывается необходимая информация. Он полезен при операциях с электронными блоками зажигания или для настройки мотора. Аналоговый — показывает число оборотов двигателя посредством перемещающейся по циферблату стрелки. Именно ими оборудованы большинство серийных авто. Его работа осуществляется по электронному принципу. Сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.
Тахометры различают по методу установки — бывает штатный и выносной. Выносной применяется в автоспорте.
Нужен для точной коррекции оборотов, когда скорости переключаются при определенных показаниях. Для этого они оборудованы сигнализатором, который укажет на достижение определенных оборотов.
Пилоту даже не надо постоянно считывать информацию с прибора, увидел красный мигающий огонёк — переключай передачу.
Удобнее пользоваться аналоговым тахометром. Глаз человека быстрее воспринимают привычную информацию в виде угла поворота стрелки, чем ее цифровое значение, а высокая точность во время движения не нужна.
Тахометр в автомобиле-что это и как работает
В автомобиле есть тахометр, но многие не знают, зачем он необходим. Из данной статьи узнаете что такое автомобильный тахометр, для чего нужен и его принцип работы.
Что такое тахометр
Прежде всего, уясним, что тахометр — прибор, предназначенный для замера частоты вращения (произведенного количества оборотов за единицу времени) деталей машин. Применяются тахометры для контроля частоты вращения коленчатого вала ДВС практически на всех транспортных средствах (железнодорожный транспорт, автомобили и трактора, речной и морской транспорт, самолёты).
Тахометр в автомобиле измеряет количество оборотов коленвала двигателя в минуту. Это его основное предназначение. Здесь стоит внести ремарку, что точность показаний все-таки условна (примерно 500 об/мин), лучшие электронные образцы выдают точность до 100 об/мин.
Что означает слово «тахометр»?
Своим происхождением термин «тахометр» уходит корнями в греческий язык и состоит из двух слов – τάχος (скорость) и μέτρον (мера).
Исходя из этимологии, можно было бы предположить, что прибор измеряет скорость.
В общем понимании так и есть, только при его работе учитывается не скорость движения автомобиля, а частота вращения отдельных деталей.
Изобретателем тахометра является немецкий инженер Дитрих Ульхорн. Еще в 1817 году он придумал специальный механический прибор, который измерял центробежную силу, аналогичную работе центробежного генератора. С 1840 года его начали ставить на железнодорожные локомотивы, а впоследствии – и на автомобильный транспорт.
Как использовать информацию тахометра
Возникает вопрос: что же дает информация с тахометра, тем более, что точность не слишком высокая? Попробуем на него ответить.
Вот здесь стоит знать, что для начала движения совершенно нет смысла ждать, когда стрелка, показывающая температуру охлаждающей жидкости, начнет движение вверх.
Достаточно дождаться того момента, когда стрелка тахометра приблизится к значениям оборотов холостого хода (как правило 750-800 об/мин, но это не догма – холостой ход некоторых моделей 800-950 об/мин) и можно смело начинать движение (так двигатель прогреется быстрее и надежнее, да и бензина будет затрачено меньше). Опыт эксплуатации автомобилей подсказывает, что двигаться можно начинать при снижении оборотов до 1000.
Нельзя не упомянуть еще об одной функции тахометра – он используется для проведения регламентных работ. Большое количество диагностических проверок работы двигателя никак не провести без этого устройства. Однако эта тема более касается специалистов-ремонтников.
Зачем он нужен в автомобиле
В ответ на поставленный вопрос хочется сразу же сказать — грамотное использование тахометра позволяет использовать возможности двигателя на все 100%, но абсолютно без ущерба для последнего.
Если посмотреть на технические характеристики любого автомобиля, можно увидеть, что в описании его параметров существуют такие строки как максимальная мощность и наибольший крутящий момент. Причем оба этих показателя базируются на значениях, зависящих от оборотов двигателя. Например: «125 л.с.
при 3500 об/мин» или «470 Нм при 4000 об/мин». Это означает, что двигатель развивает максимальную заявленную для него мощность именно при такой частоте вращения коленчатого вала (или, соответственно, наибольшее тяговое усилие). А до и после указанных значений мощность или усилие будут меньшими.
Поэтому, используя при движении обороты несколько ниже максимальных по мощности, можно получить достаточно серьезную экономию, особенно при поездках на дальние расстояния. Плюсом такой эксплуатации является и увеличение ресурса ДВС, ибо максимальная мощность подразумевает и максимальный износ.
Важно! Частое и чрезмерное снижение оборотов двигателя не только не приводит к экономии топлива, а наоборот — к увеличению расхода. А также значительному уменьшению ресурса самого ДВС.
Итак, что же мы выяснили? Наличие тахометра в автомобиле позволяет как минимум: получить максимальную мощность; получить наилучшее тяговое усилие; экономить топливо; увеличить ресурс двигателя.
Разгоняемся по тахометру
Многие водители используют следующую схему:
-
- разгон осуществляется на первой передаче (от оборотов холостого хода до 3800 в минуту) и переключение на вторую передачу;
- происходит неизбежное падение количества оборотов от 3800 до 2300;
- разгон на второй передаче (обороты возрастают от 2300 до 3600) и переход на третью;
- падение количества оборотов с 3600 до 2400;
- ускорение на третьей (рост числа оборотов с 2400 до 3500), переключение на четвертую;
- снижение оборотов с 3500 до 2500;
- разгон на четвертой и т.д.
При возникновении потребности максимального разгона требует крутить двигатель на максимальных оборотах (около 5500 об/мин). Разгон произойдет быстрее, но возрастет и расход топлива, увеличится износ деталей двигателя.
Разогнаться, безусловно, можно и на холостых оборотах. Но такое действо сокращает ресурс мотора в разы. Расход топлива заметно увеличивается.
Количество оборотов для каждого свое
Следует отметить еще один момент. Есть заметная разница в количестве оборотов для двигателей, что ставятся на не очень тяжелые, скоростные автомобили (высокооборотные двигатели) и теми, что работают на тяжелых внедорожниках (там зачастую используются низкооборотные двигатели).
На последних абсолютное значение числа оборотов отличается в меньшую сторону, от цифр, приведенных выше. Однако общие принципы остаются точно такими же: существует даже фраза, что лучше двигатель перекрутить, чем недокрутить.
Что показывает автомобильный тахометр и зачем он нужен
- Потому, что показаниям автомобильного тахометра большинство автовладельцев не придает особенного значения, давайте разберемся — что же это за прибор, каковы его возможности и функции.
- И, по большому счету, так ли он нужен в автомобиле?
Автомобильный тахометр — что это такое
Тахометр — это прибор, считывающий и отображающий показания частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.
Для тех, кто совсем не силен в механике, эта формулировка не сообщит полностью ничего. Исходя из этого начнем с относительных азов.
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) заключен в передаче упрочнения, появляющегося при сгорании горючего (расширении газов) на коленчатый вал. При включении передачи либо переводе селектора АКПП в положение «Drive», вращение коленвала передается на шестерни коробки передач, приводные либо карданный валы, каковые, со своей стороны, вращают колеса и мосты автомобиля.
Это весьма несложная и примитивная схема, но, однако, она показывает сам принцип работы ДВС и трансмиссии.
Чем посильнее нажимается педаль дросселя (газа), тем большее количество топливно-воздушной смеси поступает в камеры сгорания двигателя, повышая частоту его вращения. А чем больше частота вращения двигателя, тем громадную скорость может развить автомобиль на выбранной передаче.
Для чего он нужен в автомобиле
В ответ на поставленный вопрос хочется сразу же сообщить — грамотное применение тахометра разрешает применять возможности двигателя на все 100%, но полностью без ущерба для последнего.
Видео — пример независимой подключения и установки тахометра:
В случае если взглянуть на характеристики любого автомобиля, возможно заметить, что в описании его параметров существуют такие строки как большая мощность и громаднейший крутящий момент. Причем оба этих показателя базируются на значениях, зависящих от оборотов двигателя.
К примеру: «125 л.с. при 3500 об/мин» либо «470 Нм при 4000 об/мин». Это указывает, что двигатель развивает большую заявленную для него мощность как раз при таковой частоте вращения коленчатого вала (либо, соответственно, громаднейшее тяговое упрочнение). А до и по окончании указанных значений мощность либо упрочнение будут меньшими.
Так, поддерживая обороты коленчатого вала двигателя в пределах, указанных в спецификации, своевременно переключая передачи, возможно взять, к примеру, наилучший разгон — целый «табун лошадей» будет задействован.
Но, увлекаясь большими ускорениями, не следует забывать и об экономичности, и ресурсе двигателя.
Большая мощность подразумевает пара повышенный расход горючего, не смотря на то, что и ниже, нежели «перекручивая» двигатель. Исходя из этого, применяя при перемещении обороты немного ниже больших по мощности, возможно взять достаточно важную экономию, в особенности при поездках на дальние расстояния.
Плюсом таковой эксплуатации есть и повышение ресурса ДВС, потому что большая мощность подразумевает и большой износ.
Принципиально важно! Нередкое и чрезмерное понижение оборотов двигателя не только не ведет к экономии горючего, а напротив — к повышению расхода. И большому уменьшению ресурса самого ДВС.
Итак, что же мы узнали? Наличие тахометра в автомобиле разрешает как минимум:
- взять большую мощность;
- взять наилучшее тяговое упрочнение;
- экономить горючее;
- расширить ресурс двигателя.
Какие конкретно бывают тахометры
По большей части видятся аналоговые (в виде циферблата со стрелкой) и электронные (дисплей) тахометры. Более экзотичные — созданые в форме бегущей шкалы на газоразрядных лампах (довольно часто видятся на машинах американского производства), и механические — наследие самых первых машин.
Самые первые тахометры, устанавливаемые на машины в середине и начале ХХ столетия представляли собой устройства, связанные напрямую с коленвалом двигателя.
Принцип работы был достаточно несложен: на коленчатом валу имелась шестерня, входившая в зацепление с тросовым приводом, что и передавал крутящий момент на катушку, воображавшую собой электромагнит самого устройства. Чем больше оборотов — тем больше появляющаяся магнитная индукция — тем больше отклоняется стрелка прибора. Все весьма легко.
Но, и погрешность измерения была высокой и имела возможность достигать значения до 500 об/мин.
Предстоящее развитие, стало причиной появлению аналоговых тахометров, применяющих схожий принцип работы. Отличие содержится в том, что вместо постоянного привода от коленвала, для считывания количества оборотов употребляется частота подачи энергии на катушку зажигания.
Как это выглядит в работе. Для происхождения искры на свече зажигания, на катушку, преобразующую низкое (12В) напряжение в высокое (от 12000 до 24000В) подается короткий импульс низкого напряжения. Данный же импульс подается одновременно и в электрическую схему аналогового тахометра и обмотку электромагнита.
- Чем больше импульсов поступает на обмотку — тем громадная сила индукции появляется — на тем больший угол отклоняется стрелка.
- Нужно подметить, что погрешность аналоговых тахометров может пребывать в пределах от 100 до 500 об/мин.
- Цифровые
- Потому, что цифровые электронные тахометры все больше заменяют собственных аналоговых собратьев, не говоря уже о механических, на них остановимся более детально.
- Фундаментальный принцип работы цифрового тахометра содержится в подсчёте и измерении количества импульсов, поступающих на первичную обмотку катушки зажигания, или измерении промежутка времени, соответствующего этим промежуткам и переводе взятой информации в цифровые значения, отображаемые на табло.
- Видео — цифровой тахометр с множеством настроек и Shift Light:
Кроме того, что цифровой тахометр оперирует всеми перечисленными выше значениями, для увеличения точности измерения прибор кроме этого обрабатывает значения, поступающие с датчика холостого хода и, время от времени, датчика коленвала. Все сведенья наряду с этим суммируются, а полученное среднее значение есть фактически подлинным показателем.
Потому, что приблизительно добрая половина от общего количества машин (особенно малолитражные либо маленького класса) не комплектуются штатным тахометром, производители электроники предлагают установочные наборы для независимого монтажа электронного тахометра.
Несложный комплект воображает, фактически, сам дисплей, чаще жидкокристаллический со встроенной платой обработки поступающей информации и набор проводов для подключения к штатным выводам катушки (первого цилиндра при распределенной совокупности зажигания), и питания.
Более сложные смогут содержать дополнительные датчики холостого хода, и выносной оптрон. Но, такие наборы устанавливают с определенной целью — получения полного контроля над оборотами двигателя. Для повседневного применения достаточно и несложного набора.
- Для ясности, ниже приведена обычная схема подключения электронного тахометра, приобретающего информации лишь с катушки зажигания.
- Как и описывалось выше, сигнал тахометр приобретает с контакта К катушки зажигания на которую поступают импульсы низкого напряжения, питание — от клеммы Б катушки зажигания (постоянный +12В при включении зажигания), минус — масса автомобиля.
- Еще один вариант схемы подключения тахометра — с применением информации контроллера («мозгов») автомобиля приведен ниже.
- В этом случае, для отображения количества оборотов двигателя употребляется информация, поступающая от датчика положения коленчатого вала и обработанная контроллером.
Тахометр на дизель — не все так легко, но…
Потому, что принцип работы дизельного двигателя совсем отличается от принципа работы бензинового, например, отсутствием свечей и катушек зажигания, то и принцип подключения тахометра тут совсем другой. Не смотря на то, что, в любом случае, необходимо откуда-то забрать количество оборотов.
Как правило для подсчета количества оборотов коленчатого вала в дизеле за базу берут количество оборотов генератора.
Для подключения (по большей части электронного) тахометра к дизельному двигателю, нужно отыскать клемму, обозначенную «W» на генераторе автомобиля.
Сущность в том, что эта клемма дает возможность приобрести импульсные значения переменного тока генератора. А чем выше частота импульсов — тем выше обороты коленвала.
Единственным неудобством есть калибровка тахометра. Так как для того, дабы тахометр начал показывать нужные (и правильные!) значения, направляться сперва выставить начальные значения.
В большинстве случаев, для этого употребляется диагностический стенд, разрешающий при подключении к бортовому компьютеру сперва снять показания с блока управления, а после этого уже откалибровать и сам тахометр.
Вторым по популярности методом есть подключение тахометра к выводу блока управления EGR, имеющий выход на подключение тахометра. В этом случае информация для тахометра снимается исходя из показаний работы клапана рециркуляции выхлопных газов.
Диагностика
- Кроме того, что установленный в автомобиле тахометр разрешает осуществлять контроль максимальные обороты и рабочие коленвала двигателя, его функции этим не ограничиваются.
- Хаотичное изменение показаний, не соответствующее подлинному положению, разрешает на ранних стадиях диагностировать происхождение неисправностей в авто.
Принципиально важно! Перед вмешательством в топливную совокупность неизменно прежде всего нужно убедиться в полной исправности электрической части.
Для машин, оснащенных контактными совокупностями зажигания, прежде всего нужно проверить состояние конденсатора. Как раз его неисправности воздействуют на то, что на первичную обмотку катушки зажигания не подается нужное напряжение.
Для полностью всех машин главной проблемой, вызывающей колебания стрелки тахометра есть выход из строя либо «быстрый финиш» проводов большого напряжения, подводящих энергию для искры. Это смогут быть как механические повреждения, к примеру, благодаря перетирания, либо легко усталость материалов, повреждение изоляции и т. д.
При замене принципиально важно верно подобрать соответствующие высоковольтные провода. Для большинства двигателей, рекомендуемое сопротивление провода должно пребывать в пределах 2,5 — 25 кОм и пробивным напряжением не меньше 30 кВ. Все данные в большинстве случаев содержится в мануале к конкретному типу автомобиля либо двигателя.
- При исправности электрической части обращают внимание на состояние топливно-воздушной смеси.
- Чаще всего к колебательным процессам стрелки на холостых оборотах приводит неисправность (засорившийся) жиклер холостого хода для карбюраторных машин и неверный факел у форсунок инжекторного.
- И в случае если для устранения неисправностей карбюратора достаточно отвернуть и прочистить жиклер ХХ, то при с инжекторным автомобилем поездка на станцию технического обслуживания неизбежна, потому, что регулировка и чистка распылителя форсунок доступна лишь при наличии особого стенда.
- Стрелка тахометра дергается на ходу
, если стрелка тахометра «прыгает» на протяжении поездки, в то время, когда обороты хороши от холостых, в особенности на разгоне, обстоятельством для того чтобы поведения возможно недочёт горючего, растянутый либо ослабленный ремень ГРМ либо цепь привода распредвалов и т. д.
- В любом случае, при таковой неисправности, нужно безотлагательно, произвести диагностику двигателя чтобы не было более важных поломок, потому, что колебание стрелки тахометра на громадных оборотах говорит о неравномерности работы цилиндро-поршневой группы.
- Лучше заблаговременно вычислить расстояние между городами, в случае если планируете поездку долгую поездку.
- На автомобилях он не нужно, исходя из этого многие автомобилисты не знают для чего нужен тахограф.
Моторное масло (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/gsm/podbor-masla.html) по марке автомобиля.
Видео о том, как установить тахометр на автомобиль ВАЗ 2108: