Как читать автомобильные электрические схемы
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.
Электросхемы? — разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1»
Цепь под номером 31 — заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.
- Аккумуляторная батарея (АКБ)
- Замок зажинагия
- Комбинация приборов
- Выключатель
- Стартер
- Генератор
Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
- Катушка зажигания
- Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
- Датчик положения коленчатого вала
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
- Блок управления двигателем (ЭБУ)
- Октан-корректор
- Электромотор (в данном случае — бензонасос)
- Датчик концентрации кислорода
На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
- Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
- Двухходовой клапан
- Гравитационный клапан
- Комбинация приборов
- Электронный блок управления двигателем
- Датчик скорости
На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
- Переключатель наружного освещения
- Переключатель указателей поворота
- Переключатель корректора фар
- Корректор левой фары
- Левая фара автомобиля
- Корректор правой фары
- Правая фара автомобиля
На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Автоэлектрика? Проще простого!
Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!
Обозначения в эл. схемах
Машины электрические. ГОСТ 2.722
Примеры построения обозначений электрических машин по ГОСТ 2.722
№ | Наименование | Форма 1 | Форма 2 |
---|---|---|---|
1. | |||
б) в звезду с выведенной нейтральной (средней) точкой | |||
2. | Машина асинхронная трехфазная с шестью выведенными концами фаз обмотки статора и с короткозамкнутым ротором | ||
3. | |||
б) с треугольника на звезду с двумя параллельными ветвями | |||
4. | Машина асинхронная трехфазная с внешним ротором; обмотка статора соединена в звезду | ||
5. | Машина асинхронная двухфазная: а) с короткозамкнутым ротором | ||
б) с полым немагнитным ротором и неподвижным ферромагнитным сердечником | |||
6. | |||
7. | Машина синхронная трехфазная явнополюсная с обмоткой возбуждения на роторе; обмотка статора соединена в звезду с выведенной нейтральной (средней) точкой | ||
8. | Машина синхронная трехфазная неявнополюсная с обмоткой возбуждения на роторе; обмотка статора соединена в треугольник | ||
9. | Машина синхронная трехфазная явнополюсная с обмоткой возбуждения и с пусковой короткозамкнутой обмоткой на роторе; обмотка статора соединена в звезду | ||
10. | Машина синхронная трехфазная с возбуждением от постоянных магнитов; обмотка статора соединена в звезду | ||
11. | Машина синхронная однофазная явнополюсная с обмоткой возбуждения и успокоительной или пусковой обмоткой на роторе | ||
12. | Машина синхронная трехфазная явнополюсная без обмотки возбуждения с пусковой короткозамкнутой обмоткой на роторе (реактивный синхронный двигатель); обмотка статора соединена в треугольник | ||
13. | Машина индукторная (генератор повышенной частоты) с двумя обмотками переменного тока и одной обмоткой постоянного тока на статоре | ||
14. | Машина постоянного тока с независимым возбуждением | ||
15. | Машина постоянного тока с последовательным возбуждением | ||
16. | Машина постоянного тока с параллельным возбуждением | ||
17. | Машина постоянного тока со смешанным возбуждением | ||
18. | Машина постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов | ||
19. | Двигатель асинхронный с фазным ротором. Общее обозначение | ||
20. | Двигатель асинхронный с короткозамкнутым ротором. Общее обозначение | или | |
21. | Двигатель асинхронный трехфазный, соединенный в треугольник, с короткозамкнутым ротором | или | |
21а. | Двигатель асинхронный трехфазный со статором, соединенным звездой, с автоматическими пускателями в роторе | ||
22. | Двигатель асинхронный однофазный с короткозамкнутым ротором | или | |
23. | Двигатель асинхронный однофазный с расщепленными полюсами с короткозамкнутым ротором | ||
24. | Двигатель асинхронный однофазный с короткозамкнутым ротором, с выводами для вспомогательной фазы | или | |
24а. | Двигатель асинхронный трехфазный линейный с односторонним направлением вращения | ||
25. | |||
26. | Двигатель постоянного тока реверсивный с двумя последовательными обмотками возбуждения | ||
27. | Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением и центробежным вибрационным стабилизатором скорости вращения. П р и м е ч а н и я: 1. В зависимости от типа стабилизатора контакт может быть замыкающим или размыкающим. | ||
2. Если необходимо показать способ включения стабилизатора скорости вращения, его контакты включают в соответствующую цепь двигателя, например, включение вибрационного стабилизатора скорости вращения в цепь возбуждения параллельно добавочному сопротивлению | |||
28. | Двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и центробежным вибрационным стабилизатором скорости вращения | ||
29. | Двигатель коллекторный трехфазный последовательного возбуждения | ||
30. | Двигатель коллекторный трехфазный последовательного возбуждения с регулированием скорости вращения передвижением щеток | ||
31. | Двигатель коллекторный трехфазный параллельного возбуждения с питанием через ротор с двойным рядом щеток. Две окружности, соединенные короткими параллельными линиями, изображают две обмотки одного и того же ротора | ||
32. | Двигатель коллекторный трехфазный параллельного возбуждения с питанием в ротор с регулированием скорости вращения передвижением щеток | ||
33. | Двигатель коллекторный однофазный репульсионный | ||
34. | Двигатель коллекторный однофазный последовательного возбуждения | ||
35. | Генератор (GS) или двигатель (MS) синхронный трехфазный, оба конца каждой фазы выведены | или | или |
36. | Генератор (GS) или двигатель (MS) синхронный трехфазный с обмотками, соединенными в звезду, с выведенной нейтралью | ||
36а. | Генератор переменного тока синхронный трехфазный с постоянным магнитом | ||
37. | Генератор (GS) или двигатель (MS) синхронный однофазный | ||
38. | Генератор постоянного тока с двумя выводами, со смешанным возбуждением, с указанием зажимов, щеток и числовых данных, например, 220 В, 20 кВ | ||
39. | Сельсин. Общее обозначение. Для конкретных типов сельсинов в обозначение на месте знаков ZZ вписывают соответствующий квалифицирующий символ. Первая буква символа означает: С — управление; Т — угол поворота; R — решающее устройство. Вторая буква означает: D — дифференциальный; R — приемник; Т — преобразователь; X — датчик; В — с поворотной статорной обмоткой. | ||
Например, сельсин-датчик угла поворота | |||
40. | Сельсин-датчик, сельсин-приемник контактные (с контактными кольцами) однофазные: а) с обмоткой возбуждения на статоре и обмоткой синхронизации на роторе, соединенной в звезду | ||
б) с обмоткой возбуждения на явнополюсном роторе и обмоткой синхронизации на статоре, соединенной в звезду | |||
в) с распределенной обмоткой возбуждения на роторе и обмоткой синхронизации на статоре, соединенной в звезду | |||
41. | Сельсин дифференциальный контактный (с контактными кольцами) с обмотками статора и ротора, соединенными в звезду | ||
42. | Сельсин-датчик, сельсин-приемник бесконтактные (без контактных колец) с обмоткой статора, соединенной в звезду | ||
43. | Преобразователь электромашинный постоянного тока с двумя независимыми обмотками на роторе | ||
44. | Преобразователь вращающийся постоянного тока в постоянный с общим постоянным магнитным полем (вращающийся трансформатор постоянного тока) | ||
45. | Преобразователь вращающийся постоянного тока в постоянный, с общей обмоткой магнитного поля | ||
46. | Преобразователь одноякорный постоянно-переменного тока трехфазный | ||
47. | Преобразователь синхронный трехфазный с параллельным возбуждением, с указанием зажимов, щеток и числовых данных, например, 600 В, 1000 кВ, 50 Гц | ||
51. | Усилитель электромашинный с поперечным потоком и несколькими обмотками управления (например, простейший с тремя обмотками) | ||
52. | Усилитель электромашинный с продольным потоком и несколькими обмотками управления (например, простейший с тремя обмотками) | ||
53. | Агрегат, состоящий из асинхронного трехфазного двигателя с короткозамкнутым ротором и преобразователя частоты (например, 50/200 Гц); обмотки статора двигателя и ротора преобразователя соединены в звезду, обмотка статора преобразователя — в треугольник | ||
54. | Агрегат, состоящий из асинхронного трехфазного двигателя с короткозамкнутым ротором и генератора постоянного тока с параллельным возбуждением; обмотка статора двигателя соединена в треугольник |
В материале использованы изображения условных обозначений из Комплекта для черчения электрических схем GOST Eleсtro for Visio.