Зачем перерабатывают шины. Во что они потом превращаются?
А ты утилизируешь старую резину?
Сезон «переобувки» машин официально открыт. В ближайшие пару недель будьте аккуратнее на скользких дорогах, многие катаются на летней.
Но сейчас не об этом. Рано или поздно шины на колесах лысеют, повреждаются, теряют износостойкость и в конце концов приходят в негодность. Что делать дальше?
Стандартная ситуация
Обычно все идет по такому сценарию: протектор стирается, автолюбители покупают новые, «переобувают» свои машины.
Отработанные покрышки выкидывают на свалки, на обочины, оставляют рядом с мусоркой во дворе или местным шиномонтажом. Бывает, некоторые отвозят их на дачу к бабушкам, чтобы те сделали цветочные клумбы.
Реальная угроза
Мало кто знает, но выбрасывать старые шины запрещено на государственном уровне. Они представляют собой 4-й уровень опасности.
Если покрышки отправить на свалку или «случайно» забыть на обочине дороги, то они останутся там гнить целую вечность. При этом воздух будет отравляться массой выделяющихся химических веществ. Плюс шины огнеопасны. Сжигая их, мы загрязняем атмосферу сильнейшими канцерогенами: бензапиреном, дифенилом и пиреном. Огромный удар по экологии.
Решение есть
Когда приходит время менять резину, автомобилисты обращают внимание на цены и качество услуг в шиномонтажках, но совершенно безразличны к вопросу возможной утилизации шин в таких местах. Я уверена, что многие даже не знают, что покрышки перерабатывают.
Чаще всего это не бесплатно. За скат придется заплатить транспортные расходы в размере 50-100 рублей. Однако я нашла компанию, которая занимается этим бесплатно.
Да даже если и платно. Я считаю, это очень низкая цена за заботу об окружающей среде.
Что происходит дальше
Из автомастерских шины попадают на завод по переработке покрышек.
Сначала в дело идет супер чоппер. Он отвечает за предварительное измельчение на куски до 50 см. Затем части шин переходят ко второй машине, которая кромсает их до размера в 2 см.
На ней же отделяется укрепляющий конструкцию металлический корд. В процентном соотношении шина представляет из себя 70% резины, 20% металла и чуточку текстиля. Процесс отделения довольно простой: над специальным вибростолом подвешивают мощный магнит, притягивающий металлический мусор. Измельченная проволока сдается другим перерабатывающим предприятиям.
Но вернемся к перемолотой резине. Далее она перетирается в пыль на специальных вальцах. На выходе получают два вида резиновой крошки: 1-3 мм и менее 0,63 мм.
Где используется
Переработанная резиновая крошка – отличный строительный материал. Ее применяют для производства асфальта, детских площадок, стадионов, вертолетных площадок и парковок.
Если во дворе делают прорезиненное покрытие, то в него входят следующие составляющие: 10 кг крошки, 10 кг клея и 1 кг красителя. Эта смесь становится основанием детских площадок. Оно стойкое к перепаду температур, долговечное и безопасное. Родители могут не переживать: дети не ранятся, не царапаются, даже если упадут.
Совсем мелкую крошку используют для набивания боксерских мешков. Только вот оборудование это рекомендуется для опытных спортсменов с поставленной техникой удара, новички рискуют получить травму, занимаясь с таким мешком.
Резиновая крошка – вещь полезная. К сожалению, в России перерабатывается только 10% ненужных покрышек. Подумайте об экологии – сдайте старые шины на утилизацию.
5 вариантов, куда деть старые шины и не попасть на штраф
Ежегодно в России скапливается порядка 800 тысяч тонн использованных шин. Но пока только малый процент обретает вторую жизнь. Вот, например, в этом году стараниями «ЭкоШинСоюза» было отправлено на переработку 70 тысяч тонн. И для России это большое достижение, поскольку до 2017 года эта категория отходов почти никак не учитывалась и практически не сортировалась. Сейчас же в старые шины, так же как и в стекло, пластик, бумагу, пытаются вдохнуть новую жизнь. Мы предлагаем вам 5 вариантов экологичного подхода к отработавшим свое покрышкам.
1. Сдать резину в шиномонтаж
Минус: могут не взять, поскольку не имеют точек сбыта.
Плюс: если возьмут — это почти гарантия того, что отправят на переработку. Кстати, появилась инициатива размещать узнаваемые баннеры у тех шиномонтажей, которые работают напрямую с фирмами, утилизирующими этот вид мусора. Надпись на нем будет примерно следующего содержания: «Сдаем куда надо».
2. Бросить в специальный контейнер
Минус: их всего 350 по стране.
Плюс: в крупных городах они есть — их геолокацию уже нанесли на специальную карту, и скоро она будет в свободном интернет-доступе.
3. Продать
Минус: замучаетесь искать покупателя.
Плюс: есть шанс его все же найти и заработать.
4. Сделать клумбу
Минус: не очень эстетично.
5. Устроить из покрышек своеобразный шлагбаум, к примеру на дачном участке
Минус, плюс: смотри пункт 4.
Кстати, в сфере обращения с данным видом отходов грядут серьезные перемены, причем на законодательном уровне. Минприроды намерено ввести мораторий на самостоятельную реализацию РОП (расширенной ответственности производителя). То есть вопрос сбора, утилизации и переработки шин уже не будет в ведении производителей и импортеров шин, которые на сегодняшний день используют свои механизмы сбора. Законодатели хотят отдать все на откуп единому монополисту. Экосбор соответственно увеличится. Производители и импортеры начнут платить за утилизацию в 8 раз больше, чем платят сейчас. Их это, разумеется, не радует. Кстати, на сегодняшний день каждый производитель шин тратит в России на их утилизацию примерно 200 миллионов рублей в год.
Уточним и напомним: принцип РОП законодательно введен в России 1 января 2015 года и предполагает, что производитель и импортер самостоятельно утилизируют произведенную продукцию, которая утратила потребительские свойства. Цель РОП понятна. Это снижение объема отходов и обеспечение максимальной вторичной переработки. Для выполнения этих требований в 2017 году как раз и была создана некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз».
Что создают в России из старых шин?
- Термоэластопласты. Полимерные материалы с высокоэластичными свойствами.
- Резиновую крошку, которую можно сделать элементом дорожных покрытий.
- Аналоги каучука.
- Альтернативные источники энергии.
Имейте ввиду
- для физических лиц — от 1000 до 2000 рублей;
- для должностных лиц — от 2000 до 30 000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц — от 10 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Выявление и пресечением таких правонарушений занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.
Если в результате сжигания покрышек был причинен вред здоровью человека, то к нарушителю применяется уголовная ответственность.
Интересная статистика
- С 2017 по 2019 год в стране было утилизировано 130 тысяч тонн отработанных шин.
- В России ежегодно образуется порядка 800 тысяч тонн отработанных шин.
- В результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено около 350 спецконтейнеров в России для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров.
- «ЭкоШинСоюз» сейчас работает с девятнадцатью утилизаторами (переработчиками).
- На то, чтобы полностью избавить страну от старых покрышек, может уйти не менее 20 лет.
Только не на свалку: как правильно утилизировать старые шины без вреда для экологии
❓Вы уже переобули машину в зимнюю резину?
Если нет, то думаю, что в ближайшее время вы это сделаете!
А знаете ли вы, что делать со старыми шинами, которые уже отходили своё и пришли в негодность? Многие считают, что старые покрышки можно просто скинуть в мусорный бак или оставить возле своего гаража или даже отвезти куда-нибудь на пустырь, но этого делать нельзя! Это наносит вред окружающей среде.
Немногие автовладельцы знают, что шины имеют 4 класс опасности, а значит, их НУЖНО сдавать на переработку.
Для тех, кто этого не делает и загрязняет окружающую среду, законом предусмотрены штрафы: для физлица 1-2 тыс. руб.; для должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.; для предпринимателей от 30 до 50 тыс. руб.; для юр. лица — от 100 до 250 тыс. руб. и приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Каждый год в мире образуется около 7 млн. тонн старых покрышек. И лишь 23% из них идут на переработку. Остальные же скапливаются на мусорых полигонах или на свалках шин, где они разлагаются около 100 лет тем самым отравляя почву и грунтовые воды.
Строго запрещено сжигать покрышки, как многие у нас любят, т.к. при горении резины в атмосферу выделяются ядовитые вещества, такие как дибутилфталаты, фенатрапены и дефиниламины, которые разрушают растительный покров, здоровье людей и животных.
Из 1000 кг старых шин можно получить около 600 кг мелкой резиновой крошки, из которой в дальнейшем можно изготовить другие резиновые изделия, в том числе и колеса. За рубежом из переработанных шин производят резиновые рукава, изоляционные материалы, уплотнители, обувь, а также различный инвентарь для детских площадок.
В большинстве крупных городов старую резину принимают частные организации, использующие ее для вторичного производства. Чаще всего она измельчается в крошку и применяется для изготовления тех же самых шин, либо других резиновых изделий.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ СО СТАРЫМИ ШИНАМИ ЗА ГРАНИЦЕЙ.
1️⃣С началом нового тысячелетия в Европе скопилось более 10 млн. тонн отработанных покрышек. Ситуация требовала разрешения. До 2003 года их сжигали на отведенных полигонах, позже такая переработка была отменена из — за высокой опасности экологической катастрофы. Неэффективным методом признана свалка покрышек.
2️⃣Есть специальная утилизация, которая наносит минимальный вред окружающей среде: Использование покрышек в качестве топлива для получения дешевой тепловой энергии. В Англии и ряде других стран разработаны и построены ТЭЦ, работающие на резино-технических изделиях. Их сжигают в топках, а вредный дым собирают и обезвреживают. Тепловая энергия идет на отопление жилья и нагрев горячей воды.
3️⃣Сжигание колес методом пиролиза. В низкотемпературных печах переработка колес протекает без доступа кислорода. Преимущества метода – экологическая безопасность, так как в продуктах горения отсутствуют токсические вещества, отсутствие отходов, экономическая выгода – получение тепловой энергии для других технологических процессов.
4️⃣Использование отработанных покрышек на вторичное сырье. Часть отходов восстанавливается для производства новых покрышек, часть используется при изготовлении дорожных покрытий и портовых сооружений. В странах ЕС ныне не действуют полигоны для хранения старых РТИ. Законами там запрещено выбрасывать отработанные покрышки, за это предусмотрено серьезное наказание.
ЧТО ДЕЛАТЬ СО СТАРЫМИ ПОКРЫШКАМИ?
✅ Если шины еще в хорошем состоянии, но проблема заключается в том, что из нее выпали шипы, не обязательно покупать новую зимнюю резину. Можно просто заказать дошиповку в шиномонтаже. Это убережет ваш кошелек от трат и поможет экологии.
✅ Если же шины уже в непотребном состоянии, то обязательно сдайте их на переработку♻️
♻️На сайте www.recyclemap.ru можно посмотреть, где ближайшие к вам пункты приема старых покрышек. Выбираете свой город и в категории отходов нужно выбрать «опасные отходы» и всё, читаем описание, а именно принимают ли шины и на какой основе (бесплатно/платно).
♻️ В Челябинске и Копейске есть несколько пунктов приема:
ООО «Завод экологических изделий» — Копейск, ул. Линейная, строение 14.
ООО «Валконт» занимается переработкой шин в резиновую крошку. Челябинск, Троицкий тракт, 25б.
Магазин «Шининвест» принимает старые шины, если переобуваться у них.
ООО «Перспектива» — Копейск, ул. Гастелло, 27в-53.
ООО «Челябдорстройком» занимается утилизацией шин и даже покупает их. Челябинск, пр. Ленина, 2а.
Благодарю за внимание!
Надеюсь, что моя статья была вам полезна! Пишите в комментариях, что думаете по этому поводу? Куда вы отвозите старые шины?
Для меня очень важна обратная связь, поэтому не забывайте ставить лайк и подписываться на мой канал❤️
Вред от автомобильных покрышек в саду-огороде.
Огородники на что только не идут, что бы свой сад-огород украсить. Самые распространенные материалы — пластиковые бутылки и автомобильные шины. Большое количество инструкций, схем призывают нас создать очередной шедевр и водрузить его на такое место, с которого оно бы радовало наши глаза своей красотой.
Красота — красотой, но мы никогда не задумываемся о том, что такая красота, созданная из автомобильных шин очень вредна, а может быть и нет! Попытаюсь разобраться.
На своем огороде я как-то использовал шины для ограждения кустов крыжовника, вишни, смородины. Однажды мне попалась статья о вреде этих шин, в результате убрал с огорода все до единой!
Чем вредна автомобильная шина?
Выдержка из научного труда:
«В числе химических веществ, выделяющихся в наибольших количествах из шинных резин при комнатной и повышенной температурах: продукты деструкции каучуков (мономеры) чрезвычайно реакционноспособные и токсичные химические соединения; ароматические углеводороды — бензол, ксилол, стирол, толуол; предшественники канцерогенов — алифатические амины; соканцерогены — сероуглерод, формальдегид, фенолы; промоторы канцерогенов — диоксид серы, углеводороды неароматического ряда (последние аналогичны углеводородам (СНх), содержащимся в выхлопных газах двигателя как продукты неполного сгорания топлива)»
Считается, что даже не находясь в эксплуатации, шины, лежа на солнышке выделяют до 15 наименований вредных веществ.
Кто-нибудь задумывался о том почему вдоль дорог нельзя собирать грибы, ягоды? Они напитаны различными вредными веществами не только от выхлопных газов, но и от испарений автомобильных шин.
Автомобильные покрышки разлагаются 35-40 лет и при разложении выделяют вредные вещества. Поэтому есть определенная степень опасности от их использования.
Многие указывают на то, что все эти вредные вещества выделяют покрышки находящиеся в эксплуатации, а старые покрышки, отработанные, не выделяют, т.к. нечему выделятся! В этом утверждении есть какой-то логический смысл. Однако наверняка никто этого не знает.
Действительно, масштабных, научных исследований не проводилось. Когда жители некоторых городов России обратились с жалобой в Роспотребнадзор с требованием убрать изделия из шин из детских садов, с игровых площадок, Роспотребнадзор указал только на несертифицированность данных изделий. В предписании была только эта причина, ни о какой вредности не говорилось.
Вот такие дела с автомобильными шинами! Вы украшаете свой сад-огород такими изделиями?
ЛАЙК, РЕПОСТ И ПОДПИСКА ПРИВЕТСТВУЮТСЯ. ПОДПИСАТЬСЯ.
Если вам удобнее читать и смотреть мои статьи в социальных сетях – милости прошу на странички: ВКонтакте , Youtube . Приятного просмотра!
А еще рекомендую вам другие мои статьи: