Субару Форестер: замена охлаждающей жидкости
Японский кроссовер Subaru Forister производится с 1997 года. На данный момент уже четвертое поколение этих автомобилей покоряет мировые дороги. Все они оборудованы двигателями объемом в 2 — 2,5 литров и имеющие разброс мощностей от 150 до 280 л.с. Перегрев двигателей может вызвать большие проблемы на дороге: от создания аварийных ситуаций в результате глушения мотора, до возможности взрыва и возгорания автомобиля!
Чтобы этого не случилось, инженеры снабжают автомобили разветвленной и гибкой системой охлаждения. Основным хладагентом в ней выступают антифризы — жидкости, имеющие экстремальные температуры фазового перехода и способные защищать систему от воздействия коррозии.
Разберемся, как часто и каким образом проводится замена ОЖ на автомобиле Субару Форестер.
Периодичность замены охлаждающей жидкости автомобиля Субару Форестер
Сроки замены антифриза в автомобиле зависят от условий эксплуатации и окружающей среды. При активной эксплуатации автомобиля, а также в районах с экстремально низкими или высокими температурами воздуха замена проводится раз в 2 — 3 года или при первых признаках выработки жидкости.
Такими признаками являются:
- выпадение осадка в жидкости;
- мутность ОЖ;
- образование налета с внутренней стороны стенок расширительного бачка;
- приобретение жидкостью оранжевого или бурого цветов, говорящее об активно протекающих в системе коррозионных процессах;
- доступ в машину горячего воздуха вместо холодного при включении системы кондиционирования (также может являться признаком протечки ОЖ).
Также срок зависит от разновидности используемой ОЖ. Согласно классификации Volkswagen Audi Group антифризы делятся на три группы:
- минеральные или неорганические G11;
- органические G12 (включающие две подгруппы G12+ и G12++);
- лобридные G13.
Первая категория имеет короткий срок службы в 2 года, у второй и третьей срок составляет период в 5-7 лет.
В среднем, замена антифриза, при условии его высокого качества, проводится каждые 5 лет или по достижении 250 тыс. км пробега.
Объем охлаждающей жидкости на Субару Форестер зависит от объема двигателя в вашей модели: двигатель EJ204 объемом 2,0 литра требует 6,5 л ОЖ, EJ25 на 2,5 л — 7,3 л охлаждающей жидкости. В остальные модели заливается чуть больше 8,5 л антифриза.
Что делать, если протекает жидкость? Какие бывают поломки?
Помимо потери ОЖ своих основных свойств, внеплановая замена проводится в случае утечки антифриза из системы охлаждения автомобиля.
Протечка может быть вызвана как физическим повреждением какой-либо детали, так и в результате окисления металла или размягчения резиновых и силиконовых трубок и уплотнителей (что часто бывает в результате использования карбоксилатных жидкостей, из-за высокой способности к пластификации солей карбоновых кислот).
Диагностировать утечку и ее место можно в результате внимательного осмотра автомобиля. На нее могут указывать следующие признаки:
- белый пахучий пар из выхлопной трубы, сообщающий об утечке ОЖ в смазочную систему;
- также на утечку в масло указывает белый налет, остающийся на щупе при проверке его уровня;
- белый налет на свечах зажигания указывает об утечке в двигатель;
- если в салоне запотевают стекла, а под передними сидениями образуется конденсат, значит, возможно, течь находится на уровне радиатора отопления;
- разгерметизация трубок радиатора охлаждения авто ведет к появлению на них капель жидкости и следов утечки под автомобилем;
- повреждения расширительного бачка легко диагностируются визуально.
Обнаружив один или несколько из этих признаков необходимо как можно скорее транспортировать автомобиль в ближайший сервисный центр с целью ремонта. Замену антифриза могут провести на месте, однако только в том случае, если вы не собираетесь сделать это своими руками.
Как правильно заменить ОЖ?
На Субару Форестер замена охлаждающей жидкости поизводится на прямой и ровной поверхности. Лучшим решением будет делать это на смотровой яме или эстакаде — это обеспечит вам удобство на каждом этапе работы.
Инструменты, требующиеся для работы:
- антифриз, в количестве, соответствующем вашим требованиям;
- не менее 20 л дистиллированной воды;
- средство для промывки системы охлаждения (может быть покупным или кустарным — не играет большой роли);
- емкость, объемом не менее 10 литров для слива жидкости;
- комплект гаечных ключей с головками разного размера;
- гибкий шланг диаметром 9,5 мм.
Весь процесс можно разделить на три этапа по несколько шагов в каждом. Рассмотрим их подробнее.
Этап первый
Заключается в удалении старого хладагента из системы. Последовательность действий:
- Перед началом работы нужно дать двигателю остыть. Работа на разогретой машине чревата ожогами и травмами, так как горячий антифриз под давлением очень опасен и токсичен.
- Первым делом сбросьте давление в системе, открыв крышку расширительного бачка. Будьте осторожны, чтобы пары жидкости под давлением не вырвались из-под крышки и не травмировали вас и окружающих.
- Второе, что необходимо сделать — демонтировать защитный щиток двигателя.
- Подставьте сливную емкость под вентиль слива радиатора. Наденьте шланг 9,5 мм на вентиль, второй конец опустите в емкость. Открутите вентиль и дайте жидкости слиться из радиатора охлаждения.
- Найдите и открутите пробку слива с блока цилиндров двигателя. Также дайте антифризу стечь в емкость.
Этап второй
Заключается в промывке системы отопления автомобиля от отходов и следов выработки старого антифриза. Последовательность действий такова:
- Залейте около 5-6 литров дистиллированной воды в расширительный бачок. Дайте ей пройти сквозь систему и самотеком слиться в сливную емкость.
- Закройте сливной вентиль радиатора и пробку блока цилиндров.
- Влейте в систему несколько литров чистящей жидкости через расширительный бачок, после чего дополните его дистиллятом до отметки минимального уровня.
- Закройте крышку бачка.
- Заведите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
- Слейте жижу из системы и вновь промойте ее дистиллированной водой.
Этап третий
Заполняем систему охлаждения новым хладагентом. Последовательность действий:
- Приготовьте охлаждающую жидкость, смешав антифриз и дистиллят в нужной пропорции. Средняя пропорция указана на упаковке антифриза, но может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации авто. В среднем она составляет 3/2, где на 3 части ОЖ приходится 2 части дистиллята. Главное запомнить, что чем больше в смеси антифриза, тем более экстремальные температуры она будет выдерживать.
- Убедитесь, что сливная пробка блока цилиндров и кран слива радиатора закрыты.
- Начинайте вливать смесь в расширительный бачок. Делайте это до тех пор, пока уровень ОЖ не достигнет отметки МИН.
- Закройте крышку бачка и заведите мотор автомобиля. Прогрейте его до рабочей температуры.
- Заглушив мотор, долейте необходимое количество смеси в бачок. В конечном итоге ее уровень должен быть равен отметке МАКС в бачке.
- Закройте крышку бачка и смонтируйте назад защитный щиток.
На этом процедура замены хладагента завершена.
Охлаждающая жидкость Subaru Forester с 2002 по 2008 год
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
схема системы охлаждения Subaru Forester , вентилятор охлаждения Subaru Forester , радиатор охлаждения Subaru Forester
2. Охлаждающая жидкость
Замена охлаждающей жидкости
Слив охлаждающей жидкости
1. Установить транспортное средство на подъемник.
2. Поднять транспортное средство.
3. Удалить сливную пробку.
4. Повернуть сливной кран для слива охлаждающей жидкости в емкость.
Примечание:
Удалить радиаторную крышку, чтобы охлаждающая жидкость сливалась быстрее.
5. Установить сливной кран в исходное положение.
Залив охлаждающей жидкости в двигатель
1. Наполнить систему охлаждения через заливную горловину радиатора (заливная горловина наполняющего бачка охлаждающей жидкости на моделях с турбокомпрессором).
2. Наполнить двигатель охлаждающей жидкостью через заливную горловину радиатора до верхней позиции заливной горловины.
3. Наполнить охлаждающую жидкость двигателя в бачок до уровня “FULL”.
4. Закрыть пробку радиатора (на модели без турбокомпрессора) или пробку наполнительного бачка (на модели с турбокомпрессором), запустить двигатель и довести обороты двигателя до 3000 об/мин от 5 до 6 раз, потом остановите двигатель. (Завершить эту операцию в течении 40 секунд).
5. Подождите одну минуту после остановки двигателя, затем откройте пробку радиатора или пробку наполнительного бачка. Если уровень охлаждающей жидкости упал, добавьте охлаждающую жидкость в горловину радиатора или горловину заливного бачка до верхней позиции.
6. Выполните процедуру 4 и 5 снова.
7. Закрыть пробку радиатора или наполнительного бачка и пробку расширительного бачка.
8. Запустить двигатель и включить обогреватель в положении максимальной температуры и вентилятор включить в позицию “LO”
9. Довести обороты двигателя до 2000 об/мин пока вентилятор радиатора не запустится и остановится.
Примечание:
Будьте внимательны с температурой охлаждающей жидкости двигателя чтобы предотвратить перегрев.
10. Остановить двигатель и подождать пока температура охлаждающей жидкости понизится до 30°С.
11. Открыть пробку радиатора (на моделях без турбокомпрессора) или пробку наполнительного бачка (на моделях с турбокомпрессором). Если уровень охлаждающей жидкости упал, добавьте охлаждающую жидкость в горловину радиатора или горловину наполнительного бачка (на моделях с турбокомпрессором) до верхней позиции.
Потом залить охлаждающую жидкость в расширительный бачок до отметки “FULL”.
12. Закрыть пробку радиатора или пробку наполнительного бачка и пробку расширительного бачка.
13. Установить настройки обогревателя в положении максимальной температуры и вентилятор в позицию “LO” и запустить двигатель. Довести обороты до 3000 об/мин. Если звук течения слышен при этом, выполните процедуру 9) снова.
Проверка
Отношение концентрации охлаждающей жидкости SUBARU и температурой замерзания
На диаграмме показано концентрация и безопасная рабочая температура охлаждающей жидкости SUBARU. Измерение температуры и удельного веса охлаждающей жидкости обеспечит эту информацию.
Пример
Если температура охлаждающей жидкости равна 25°С и ее удельный вес равен 1,054, концентрация равна 35% (точка А) безопасная рабочая температура равна -14°С (точка В) и температура замерзания равна -20°С (точка С).
Процедура регулировки концентрации охлаждающей жидкости
Для того чтобы отрегулировать концентрацию охлаждающей жидкости согласно температуре, найдите соответствующую концентрацию жидкости в выше приведенной диаграмме и добавьте необходимое количество охлаждающей жидкости с неразбавленным раствором SUBARU реальную охлаждающую жидкость (концентрация 50%).
Количество охлаждающей жидкости двигателя которая должна быть добавлена может быть определена используя диаграмму.
Пример
Принимаем что концентрация охлаждающей жидкости должна быть увеличена от 25% до 40%. Найдем точку А, где линия 25% концентрации охлаждающей жидкости пересекает кривую 40% необходимой концентрации охлаждающей жидкости, и смотрим шкалу на вертикальной оси графика при высоте А. Количество охлаждающей которая должна быть слита равна 2,1 л. Сливаем 2,1 л охлаждающей жидкости и системы охлаждения и добавляем 2,1 л неразбавленного раствора охлаждающей жидкости SUBARU.
Если необходима концентрация 50%, слить всю охлаждающую жидкость и заполнит только неразбавленным раствором.
Система охлаждения атмосферных двигателей Subaru Forester с 2012 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
схема системы охлаждения Subaru Forester , вентилятор охлаждения Subaru Forester , радиатор охлаждения Subaru Forester
2. Система охлаждения атмосферных двигателей
Элементы системы охлаждения
- Шкив водяного насоса
- Водяной насос в сборе
- Прокладка
- Термостат (со стороны двигателя)
- Прокладка
- Крышка термостата (со стороны двигателя)
- Фиксатор
- Водяной шланг патрубка, левый
- Водяной патрубок, левый
- Шланг предварительного нагрева
- Фиксатор
- Водяной патрубок, правый (модели с вариатором)
- Фиксатор (модели с вариатором)
- Шланг водяного патрубка, правый (модели с вариатором)
- Водяной патрубок в сборе
- Термостат (со стороны охладителя рабочей жидкости вариатора)
- Прокладка (со стороны охладителя рабочей жидкости вариатора)
- Крышка термостата (со стороны охладителя рабочей жидкости вариатора)
- Нижняя втулка радиатора
- Радиатор
- Верхняя опорная втулка радиатора
- Верхний монтажный кронштейн радиатора
- Хомут крепления
- Подводящий патрубок радиатора
- Крышка расширительного бачка
- Компенсационный шланг
- Расширительный бачок системы охлаждения
- Кожуха дополнительного вентилятора системы охлаждения
- Крыльчатка дополнительного вентилятора системы охлаждения
- Кожух основного вентилятора системы охлаждения
- Крыльчатка главного вентилятора системы охлаждения
- Отводящий патрубок радиатора
- Сливная пробка
- Уплотнительное кольцо
- Крышка радиатора
- Электромотор дополнительного вентилятора системы охлаждения
- Электромотор главного вентилятора системы охлаждения
Т1: 3.4 Н·м Т2: 4.4 Н·м Т3: 7.5 Н·м Т4: 12
Охлаждающая жидкость
Замена
1. Поднять автомобиль на подъемнике.
2. Снять нижнюю защиту моторного отсека.
3. Выкрутить сливную пробку и слить охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость.
Примечание
Чтобы охлаждающая жидкость вытекала быстрее, необходимо отвернуть и снять крышку радиатора.
4. Установить на место сливную пробку.
Примечание
Всегда после снятия необходимо заменять уплотнительное кольцо сливной пробки.
5. Установить нижнюю защиту моторного отсека.
6. Заполнить систему охлаждения охлаждающей жидкостью через заливную горловину.
7. Радиатор необходимо заполнить до края заливной горловины.
Примечание
Необходимо использовать охлаждающую жидкость SUBARU Super Coolant, изготовленную специально для моделей с алюминиевым блоком цилиндров. В противном случае возможны повреждения двигателя.
8. Заполнить охлаждающей жидкостью расширительный бачок, до верхней отметки, как показано на рисунке ниже.
9. Закрыть крышку радиатора и запустить двигатель. Установить частоту вращения коленчатого вала в районе 3000 об/мин и дать на этих оборотах поработать двигателю в течение 5 — 6 минут, после чего выключить двигатель (завершить данную операцию в течение 40 секунд).
10. Подождать одну минуту после остановки двигателя, после чего открыть крышку радиатора. Если уровень охлаждающей жидкости упадет, необходимо долить охлаждающей жидкости до края заливной горловины.
11. Повторить две предыдущие операции еще раз.
12. Установить крышку на радиатор и расширительный бачок.
13. Запустить двигатель, включить отопитель на максимальную теплоотдачу и установить вентилятор системы вентиляции в положение «LO».
14. Поднять частоту вращения двигателя до 2000 об/мин, пока не сработает вентилятор радиатора системы охлаждения.
Примечание
Быть предельно осторожным, так как охлаждающая жидкость после остановки двигателя еще длительное время будет оставаться горячей.
15. Остановить двигатель и подождать пока охлаждающая жидкость не остынет до 30°С или менее.
16. Открыть крышку радиатора. Если уровень охлаждающей жидкости упал, необходимо долить охлаждающей жидкости в радиатор и в расширительный бачок до отметки «FULL».
17. Установить крышку радиатора и расширительного бачка.
18. Запустить двигатель, включить отопитель на максимальную теплоотдачу и установить вентилятор системы вентиляции в положение «LO». Если со стороны сердечника отопителя (под приборной панелью) будут слышны посторонние звуки, необходимо повторить все операции начиная с пункта 14).
Водяной насос
Снятие и установка
Снятие, шкив водяного насоса
1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Снять ремня привода навесного оборудования (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Двигатель).
3. Снять главный вентилятор радиатора системы охлаждения (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
4. Поднять автомобиль в сборе.
5. Снять нижнюю защиту моторного отсека.
6. Используя специальные приспособления, снять шкив водяного насоса, как показано на рисунке ниже.
Примечание
Использовать специальные приспособления: 18355AA000 ключ шкива (ST1) и 18334AA030 штифты ключа (ST2).
Снятие, водяной насос
1. Слить охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
2. Снять шкив водяного насоса (см. выше).
3. Снять переднюю секцию выпускного патрубка в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система выпуска).
4. Выкрутить болты крепления водяного насоса к верхней части масляного поддона, как показано на рисунке ниже.
Установка, шкив водяного насоса
1. Используя специальные приспособления, установить шкив водяного насоса, как показано на рисунке ниже. Затянуть болты крепления шкива с моментом затяжки 14 Н·м.
Примечание
Использовать специальные приспособления: 18355AA000 ключ шкива (ST1) и 18334AA030 штифты ключа (ST2).
2. Установить нижнюю защиту моторного отсека.
3. Опустить автомобиль в сборе.
4. Установить главный вентилятор радиатора системы охлаждения двигателя (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
5. Установить ремни привода навесного оборудования (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Двигатель).
6. Подсоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
Установка, водяной насос
1. Установить водяной насос на верхнюю часть масляного поддона. Затянуть болты крепления с моментом затяжки 6.4 Н·м.
Примечание
Всегда после снятия необходимо использовать новую прокладку водяного насоса.
2. Установить переднюю секцию выпускного патрубка (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
3. Установить шкив водяного насоса (см. выше).
4. Заполнить систему охлаждения охлаждающей жидкостью.
Водяной патрубок
Снятие и установка
Снятие, водяной патрубок справа
1. Отсоединить отрицательную клемму с аккумуляторной батареи.
2. Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
3. Снять переднюю секцию выпускного патрубка (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
4. Отпустить хомут крепления и отсоединить водяной шланг (А) от водяного патрубка (правого), после чего выкрутить болт крепления (В) водяного патрубка к корпусу распределительных валов (В), как показано на рисунке ниже.
5. Выкрутить болт крепления (А) водяного патрубка к головке блока цилиндров (правый ряд), как показано на рисунке ниже.
6. Отпустить хомут крепления и отсоединить водяной патрубок (В), показанный на рисунке ниже, от верхней части масляного поддона, после чего снять окончательно патрубок в сборе.
Снятие, водяной патрубок слева
1. Открыть крышку капота, отвернуть элементы крепления и снять верхний монтажный кронштейн радиаторной решетки, как показано на рисунке ниже.
2. Используя водостойкий маркер, нанести установочные метки (А) на скобу замка капота и на панель капота, как показано на рисунке ниже.
3. Выкрутить болты крепления и снять скобу замка запирания крышки капота, как показано на рисунке ниже.
4. Отвернуть гайки крепления и снять верхнюю часть радиаторной решетки с крышки капота, как показано на рисунке ниже.
5. Изменить место крепления газовой стойки крышки капота с (А) на (В), как показано на рисунке ниже. Момент затяжки: 20 Н·м.
6. Выкрутить болт крепления и снять крышку ремня привода навесного оборудования, как показано на рисунке ниже.
7. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
8. Снять заднюю часть воздухозаборника (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
9. Снять фиксатор (А) с впускного воздуховода.
10. Отпустить хомут крепления (В) впускного воздуховода к задней части корпуса воздушного фильтра, как показано на рисунке ниже.
11. Отпустить хомут крепления (С) впускного воздуховода к корпусу дроссельной заслонки, как показано на рисунке ниже.
12. Извлечь из моторного отсека и положить на переднее крыло впускной воздуховод, как показано на рисунке ниже.
13. Слить охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
14. Снять переднюю секцию выпускного патрубка (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
15. Отвернуть гайки крепления опоры силового агрегата в сборе к переднему подрамнику (двигатели, установленные на гидравлические опоры).
16. Отвернуть гайки крепления опор силового агрегата к подрамнику передней подвески (двигатели, установленные на обычные опоры).
17. Опустить автомобиль в сборе.
18. Отпустить хомут крепления и отсоединить шланг предварительного подогрева (А) и отводящий шланг отопителя (В) от левого водяного патрубка, как показано на рисунке ниже.
19. Выкрутить болт крепления левого водяного патрубка к головке блока цилиндров левого ряда, как показано на рисунке ниже.
20. Отсоединить колодку жгута электропроводки от разъема жгута электропроводки трансмиссии (А) и от разъема замедлителя/ингибитора (В), после чего отсоединить провод «массы» (С) от кузова автомобиля (модели с вариатором), как показано на рисунке ниже.
21. Выкрутить болты крепления и снять стойку силового агрегата, как показано на рисунке ниже.
22. Выкрутить болты крепления и снять защитную крышку вариатора, показанную на рисунке ниже.
23. Выкрутить болт крепления и снять стойку жгутов электропроводки, показанную на рисунке ниже (модели с вариатором).
24. Выкрутить болт крепления жгут электропроводки трансмиссии к корпусу контрольного клапана, после чего провернуть жгут электропроводки по часовой стрелке, пока отверстие под болт не появится в поле зрения, как показано на рисунке ниже. После чего затянуть болт крепления, чтобы заблокировать жгут электропроводки (только модели с вариатором).
Примечание
Эту операцию необходимо выполнить, чтобы исключить касание жгута электропроводки трансмиссии к кузову автомобиля.
25. Используя специальное оборудование и тросы, поднять силовой агрегат в сборе, как показано на рисунке ниже.
Внимание:
При поднятии двигателя быть внимательным, чтобы сохранять зазор между всеми элементами моторного отсека, чтобы исключить повреждения.
26. Выкрутить болт крепления (А) левый водяной патрубок к головке блока цилиндров левого ряда, как показано на рисунке ниже.
27. Отсоединить шланг левого водяного патрубка (В) от верхней части масляного поддона, после чего снять левый водяной патрубок, показанный на рисунке ниже.
Установка, правый водяной патрубок
1. Установить правый водяной патрубок в сборе на двигатель, после чего подсоединить шланг данного патрубка (В) к верхней части масляного поддона, как показано на рисунке ниже.
2. Зафиксировать правый водяной патрубок на головке блока цилиндров правого ряда с помощью болта крепления (А), как показано на рисунке ниже. Момент затяжки болта: 6.4 Н·м.
3. Установить и затянуть болт крепления (В) правого водяного патрубка к корпусу распределительных валов на правом ряде двигателя, как показано на рисунке ниже. Момент затяжки болта крепления: 6.4 Н·м.
4. Подсоединить водяной шланг (А) к правому водяному шлангу в сборе, как показано на рисунке ниже.
5. Установить переднюю секцию выпускного патрубка (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
6. Подсоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
7. Заполнить систему охлаждения охлаждающей жидкостью.
Установка, левый водяной патрубок
1. Установить левый водяной патрубок в сборе на двигатель, подсоединить шланг данного патрубка (В) к верхней части масляного поддона двигателя, как показано на рисунке ниже.
2. Зафиксировать левый водяной патрубок в сборе на головке блока цилиндров левого ряда двигателя с помощью болта крепления (А), показанного на рисунке ниже. Момент затяжки болта: 6.4 Н·м.
3. Опустить силовой агрегат в сборе, после чего снять тросы для вывешивания.
4. Выкрутить фиксирующий болт и провернуть жгут электропроводки трансмиссии против часовой стрелки, чтобы установить ее на корпус контрольного клапана вариатора, как показано на рисунке ниже. Момент затяжки болта крепления проводки: 7 Н·м.
5. Установить стойку жгута электропроводки, как показано на рисунке ниже (модели с вариатором). Момент затяжки при установке: 7 Н·м.
6. Установить крышку корпуса вариатора в сборе, установить и затянуть болты крепления крышки с моментом затяжки 8 Н·м.
7. Установить стойку силового агрегата в сборе. Установить и затянуть элементы крепления стойки с моментом затяжки: 50 Н·м (Т1) и 58 Н·м (Т2).
8. Подсоединить провод «массы» (С) к кузову автомобиля, после чего подсоединить колодку разъема к разъему жгута электропроводки трансмиссии (А) и к разъему жгута электропроводки ингибитора/замедлителя (В), как показано на рисунке ниже (только модели с вариатором). Момент затяжки болта крепления провода массы: 13 Н·м.
9. Установить и затянуть болт крепления левого водяного патрубка к головке блока цилиндров левого ряда двигателя, как показано на рисунке ниже. Момент затяжки болта крепления: 6.4 Н·м.
10. Подсоединить шланг предварительного нагрева (А) к отводящему шлангу отопителя (В) к левому патрубку системы охлаждения в сборе, как показано на рисунке ниже.
11. Поднять автомобиль в сборе.
12. Установить и затянуть гайки крепления опор силового агрегата к подрамнику, как показано на рисунке ниже (модели с гидравлическими активными опорами). Момент затяжки гаек крепления: 45 Н·м.
Примечание
Проверить и убедиться в том, что направляющие (А) опор двигателя установлены должным образом.
13. Установить и затянуть гайки крепления опор силового агрегата к подрамнику, как показано на рисунке ниже (модели с обычными опорами). Момент затяжки гаек крепления: 45 Н·м.
14. Установить переднюю секцию выпускного патрубка (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
15. Опустить автомобиль в сборе.
16. Установить впускной патрубок в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
17. Установить заднюю часть воздухозаборника (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
18. Подсоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
19. Заполнить систему охлаждения охлаждающей жидкостью (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
20. Установить и затянуть болт крепления крышки ремня привода навесного оборудования, как показано на рисунке ниже. Момент затяжки болта крепления: 6.4 Н·м.
21. Изменить установочное расположение газовой стойки крышки капота. Затянуть элемент крепления с моментом затяжки 20 Н·м.
22. Установить верхнюю часть радиаторной решетки в сборе на крышку капота, затянуть элементы ее крепления с моментом затяжки 4.5 Н·м.
23. Совместить нанесенные ранее установочные метки, после чего установить и затянуть болты крепления скобы замка крышки капота с моментом затяжки 33 Н·м.
24. Установить монтажный кронштейн верхней части радиаторной решетки на крышку капота, затянуть болты его крепления с моментом затяжки 4.5 Н·м.
Термостат
Снятие и установка
Снятие, со стороны двигателя
1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Поднять автомобиль в сборе.
3. Снять нижнюю защиту моторного отсека.
4. Слить из системы охлаждения охлаждающую жидкость (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
5. Снять переднюю секцию выпускного патрубка (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
6. Отпустить хомут крепления и отсоединить отводящий патрубок радиатора от крышки термостата, как показано на рисунке ниже.
7. Выкрутить болты крепления и снять крышку термостата, после чего извлечь термостат, как показано на рисунке ниже.
(А) Крышка термостата
8. Снять прокладку с термостата.
Снятие, со стороны охладителя рабочей жидкости вариатора
1. Поднять автомобиль в сборе.
2. Снять нижнюю защиту моторного отсека.
3. Слить охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
4. Опустить автомобиль в сборе.
5. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
6. Снять фиксатор (А) с впускного воздуховода.
7. Отпустить хомут крепления (В) впускного воздуховода к задней части корпуса воздушного фильтра, как показано на рисунке ниже.
8. Отпустить хомут крепления (С) впускного воздуховода к корпусу дроссельной заслонки, как показано на рисунке ниже.
9. Извлечь из моторного отсека и положить на переднее крыло впускной воздуховод, как показано на рисунке ниже.
10. Отсоединить разъем жгута электропроводки (А) от датчика абсолютного давления во впускном коллекторе, как показано на рисунке ниже.
11. Отсоединить разъем жгута электропроводки (В) от датчика положения дроссельной заслонки, как показано на рисунке ниже.
12. Отсоединить разъем жгута электропроводки (С) от контрольного клапана системы рециркуляции отработанных газов (EGR), как показано на рисунке ниже.
13. Выкрутить болт крепления монтажного кронштейна колодки жгута электропроводки, показанный на рисунке ниже.
14. Отсоединить колодку жгута электропроводки от разъема жгута электропроводки двигателя (черный) и разъем жгута электропроводки двигателя (коричневый), как показано на рисунке ниже.
15. Выкрутить болт крепления проушины двигателя к блоку цилиндров на правом ряде, после чего сместить проушину к правому брызговику кузова, как показано на рисунке ниже.
16. Отсоединить отводящий шланг системы охлаждения двигателя от крышки термостата, как показано на рисунке ниже.
17. Выкрутить болты крепления и снять крышку термостата. После чего извлечь термостат в сборе, как показано на рисунке ниже.
(А) Крышка термостата (В) Прокладка термостата (С) Термостат
18. Снять прокладку с термостата в сборе.
Установка, со стороны двигателя
1. Установить новую прокладку на термостат в сборе.
Примечание
Всегда после разборки необходимо использовать новую прокладку термостата.
2. Установить термостат и крышку термостата, установить и затянуть болты крепления крышки с моментом затяжки 6.4 Н·м.
3. Подсоединить отводящий шланг радиатора системы охлаждения к крышке термостата, как показано на рисунке ниже. Затянуть хомут крепления шланга.
4. Установить переднюю секцию выпускного патрубка системы выпуска (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
5. Установить нижнюю защиту моторного отсека.
6. Опустить автомобиль в сборе.
7. Подсоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
8. Заполнить систему охлаждения охлаждающей жидкостью (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
Установка, со стороны охладителя трансмиссионной жидкости
1. Установить на термостат новую прокладку.
Примечание
Всегда после разборки необходимо использовать новую прокладку термостата.
2. Установить термостат в сборе и крышку термостата, как показано на рисунке ниже. Установить и затянуть болты крепления крышки с моментом затяжки 6.4 Н·м.
(D) Вентиляционное отверстие
3. Подсоединить отводящий водяной шланг двигателя к крышке термостата, как показано на рисунке ниже. Затянуть хомут крепления шланга.
4. Установить на правую сторону блока цилиндров монтажную проушину, показанную на рисунке ниже. Затянуть болты ее крепления с моментом затяжки 21 Н·м.
5. Подсоединить колодки жгутов электропроводки к черному разъему жгута электропроводки двигателя и к коричневому разъему жгута электропроводки двигателя, как показано на рисунке ниже.
6. Установить и затянуть болт крепления монтажного кронштейн колодки жгутов электропроводки с моментом затяжки 7.5 Н·м, как показано на рисунке ниже.
7. Подсоединить разъем жгута электропроводки (А) к датчику абсолютного давления во впускном коллекторе.
8. Подсоединить разъем жгута электропроводки (В) к датчику положения дроссельной заслонки.
9. Подсоединить разъем жгута электропроводки (С) к контрольному клапану системы рециркуляции отработанных газов (EGR), как показано на рисунке ниже.
10. Установить патрубок впускного воздуховода (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
11. Подсоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
12. Поднять автомобиль в сборе.
13. Установить нижнюю защиту моторного отсека.
14. Опустить автомобиль в сборе.
15. Заполнить систему охлаждения свежей охлаждающей жидкостью (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
Проверка технического состояния термостата
Если клапан термостата не закрывается полностью, даже по достижении температуры окружающей среды, или если в результате описанной ниже процедуры, выявлены проблемы, замените термостат.
Погрузите термостат и термометр в воду. Постепенно поднимайте температуру воды, и измеряйте температуру и подъем клапана в момент, когда клапан начинает открываться и когда он откроется полностью. Для равномерного распределения температуры, помешивайте воду во время проведения теста. Измеренные значения должны соответствовать номинальным.
Примечание:
Перед тем, как измерять подъем клапана, оставьте термостат в кипящей воде на пять минут или более.
Удерживайте термостат при помощи проволоки или подобным образом, чтобы избежать контакта с дном емкости.
Температура начала открытия:
Сторона охладителя трансмиссионной жидкости:
Температура полного открытия:
Сторона охладителя трансмиссионной жидкости:
Полный подъем клапана:
Сторона двигателя: 8,0 мм или более.
Сторона охладителя трансмиссионной жидкости: 6,0 мм или более.
Радиатор
Снятие и установка
Снятие
Внимание:
Охлаждающая жидкость при прогретом двигателя находится в радиаторе под давлением. Чтобы исключить травмирования перед началом выполнения каких-либо работ, необходимо подождать пока двигатель не остынет.
1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Выкрутить болт крепления и снять крышку ремня привода навесного оборудования.
3. Снять воздухозаборник в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
4. Снять расширительный бачок в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
5. Извлечь фиксаторы из кронштейна радиаторной решетки и переднего бампера, чтобы снять кронштейн, показанный на рисунке ниже.
Примечание
Необходимо извлечь 12 фиксаторов.
6. Поднять автомобиль в сборе.
7. Снять нижнюю защиту моторного отсека.
8. Слить в заранее подготовленную емкость охлаждающую жидкость (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
9. Выкрутить болты крепления нижней части конднесатора, как показано на рисунке ниже.
10. Отпустить хомут крепления и отсоединить выходной шланг радиатора от крышки термостата, как показано на рисунке ниже.
11. Опустить автомобиль в сборе.
12. Отсоединить разъем жгута электропроводки (А) от электромотора главного вентилятора и разъем жгута электропроводки (В) от электромотора дополнительного вентилятора радиатора системы охлаждения, как показано на рисунке ниже.
13. Отсоединить подводящий шланг радиатора от водяного патрубка в сборе, отпустив хомут его крепления, как показано на рисунке ниже.
14. Выкрутить болты крепления и снять два верхних монтажный кронштейна радиатора, как показано на рисунке ниже.
15. Выкрутить болты крепления верхней части конденсатора системы кондиционирования автомобиля, как показано на рисунке ниже.
16. Зафиксировать конденсатор системы кондиционирования, используя подходящие отрезки провода, на кузовных панелях.
Примечание
Эту операцию необходимо выполнить, чтобы исключить падение и повреждение конденсатора при снятии радиатора.
17. Извлечь радиатор из моторного отсека автомобиля.
18. Извлечь нижние опорные втулки из нижних монтажный кронштейнов радиатора, как показано на рисунке ниже.
Установка
1. Установить в нижние монтажные кронштейны радиатора втулки.
2. Установить радиатор в сборе в моторный отсек автомобиля.
Примечание
Убедиться в том, что направляющие пальцы на нижней части радиатора вошли в отверстия опорных втулок радиатора.
3. Срезать и удалить провода, с помощью которых подвешивался конденсатор системы кондиционирования.
4. Установить и затянуть болты крепления верхней части конденсатора системы кондиционирования к радиатору системы охлаждения двигателя, как показано на рисунке ниже. Момент затяжки болтов крепления: 7.5 Н·м.
5. Установить верхние монтажные кронштейны радиатора системы охлаждения, установить и затянуть болты крепления, показанные на рисунке ниже, с моментом затяжки 12 Н·м.
6. Подсоединить подводящий шланг радиатора к водяному патрубку в сборе, затянуть хомут крепления шланга в сборе, показанный на рисунке ниже.
7. Подсоединить разъем жгута электропроводки (А) к электромотору главного вентилятора радиатора и разъем жгута электропроводки к электромотору дополнительного вентилятора (В).
8. Поднять автомобиль в сборе.
9. Подсоединить выходной шланг радиатора к крышке термостата, после чего затянуть, показанный на рисунке ниже, хомут крепления шланга.
10. Затянуть болты крепления нижней части конденсатора системы кондиционирования к радиатору системы охлаждения.
11. Установить нижнюю защиту моторного отсека.
12. Опустить автомобиль в сборе.
13. Затянуть окончательно болты крепления нижней части конденсатора к радиатору.
Примечание
Для затягивания болтов крепления нижней части конденсатора необходимо использовать специальный инструмент 73099SG000.
Моменты затяжки резьбовых соединений:
Болты крепления верхних монтажных кронштейнов радиатора системы кондиционирования: 12 Н·м.
Болты крепления нижней части конденсатора системы кондиционирования:
Ввиду того, что для затяжки данных болтов крепления необходимо использовать специальный инструмент, момент затяжки, прикладываемый к инструменту рассчитывается по специальной формуле:
T = L/(100 мм + L) × 7.5 Н·м
Где Т – расчетный момент затяжки
L – эффективная длина динамометрического ключа
Примечание
Если эффективная длина динамометрического ключа неизвестна, необходимо проконсультироваться с заводом-изготовителем инструмента.
(а) Эффективная длина специального приспособления
(b) Эффективная дина динамометрического ключа
(c) Центр рабочего радиуса специального приспособления
(d) Центр рабочего радиуса динамометрического ключа
(e) Центр прикладывания усилия рукой к ручке ключа
14. Установить фиксаторы монтажного кронштейна радиаторной решетки.
15. Установить расширительный бачок в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
16. Установить воздухозаборник в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
17. Установить крышку ремня привода навесного оборудования. Затянуть болт крепления крышки с моментом затяжки 6.4 Н·м.
18. Подсоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
19. Заполнить систему охлаждения охлаждающей жидкостью (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
Проверка технического состояния радиатора
1. Снимите крышку радиатора, заполните радиатор охлаждающей жидкостью двигателя, а затем установите тестер на место установки крышки.
2. Подайте давление 157 кПа на радиатор, и проверьте следующие позиции:
- Утечка из радиатора или из его окружения.
- Утечка из шланга или соединений.
Внимание:
Двигатель должен быть выключен.
Заранее вытрите охлаждающую жидкость в местах проверки.
Следите за тем, чтобы охлаждающая жидкость не выплеснулась при снятии тестера.
Будьте осторожны, чтобы не деформировать заливную горловину радиатора при установке и снятии тестера.
Проверка технического состояния крышки радиатора
1. Снять крышку радиатора, смочить ее уплотнение охлаждающей жидкостью, затем установить крышку на прибор для проверки герметичности (имеется в продаже). Для присоединения крышки к прибору использовать переходник (имеется в продаже)
2. Создать давление 93 — 123 кПа.
3. Проверить падение давления.
4. Если давление падает до уровня меньше 83 кПа, заменить крышку.
Главный вентилятор системы охлаждения
Снятие и установка
Снятие
1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Снять расширительный бачок (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
3. Отсоединить разъем жгута электропроводки от электромотора главного вентилятора радиатора системы охлаждения, показанный на рисунке ниже.
4. Выкрутить болты крепления кожуха главного вентилятора системы охлаждения к радиатору в сборе, как показано на рисунке ниже.
5. Извлечь главный вентилятор в сборе с кожухом из моторного отсека.
Установка
Установка производится в последовательности обратной снятию.
Внимание:
Проверить и убедиться в том, что шланг радиатора надежно зафиксирован хомутом крепления.
Дополнительный вентилятор системы охлаждения
Снятие и установка
Снятие
1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Снять заднюю часть воздухозаборника (подробнее, см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
3. Отсоединить разъем жгута электропроводки от электромотора дополнительного вентилятора системы охлаждения, как показано на рисунке ниже.
4. Выкрутить болты крепления кожуха в сборе с дополнительным вентилятором к радиатору системы охлаждения, как показано на рисунке ниже.
5. Извлечь дополнительный вентилятор системы охлаждения из моторного отсека.
Установка
Установка производится в последовательности обратной снятию.
Внимание:
Проверить и убедиться в том, что шланг радиатора надежно зафиксирован хомутом крепления.
Расширительный бачок
Снятие и установка
Снятие
1. Отсоединить компенсационный шланг (А), подсоединенный к заливной горловине радиатора от расширительного бачка, как показано на рисунке ниже.
2. Аккуратно надавив на захват (В), извлечь расширительный бачок из моторного отсека, переместив его в направлении стрелки, как показано на рисунке ниже.
Установка
Установка производится в последовательности обратной снятию.