Стуканул двигатель, что это такое? Что в этом случае делать, и какие могут быть причины
Знаете по звуку двигателя можно легко определить многие его неисправности, иногда они могут носить чисто эксплуатационный характер – например, износились ролики ГРМ и их нужно менять вместе с ремнем, иначе он просто порвется. Также могут стучать и клапана, им нужна либо регулировка, либо замена гидрокомпенсаторов. НО зачастую происходит самый «ужасный» стук, и его причина может быть куда глубже, к сожалению после такого звука, как правило требуется капитальный ремонт вашего агрегата …
Двигатель состоит из многих частей и узлов, которые постоянно трутся внутри. Новый обкатанный мотор будет работать тихо – это нормально, значит, мотор исправен и детали внутри работают хорошо.
Однако если начинают проявляться различные ненормальные стуки, особенно похожие на лязг металла, то тут стоит задуматься. Причин для громкой работы много, это и износ, не правильная эксплуатация, а также поломки.
Причины
Если условно разделить причины, то получится как бы два типа – «легкий» с которым, можно ездить и «сложный» – после которого ваш мотор может и не запуститься.
Легкий стук
В основном связан с износом двигателя или его неправильной эксплуатацией.
1) Масло. Если подобрали неправильное масло, то может проявляться стук.
2) Могут шуметь клапана или гидрокомпенсаторы.
Регулировка клапанов происходила в основном на старых двигателях, например на классических ВАЗ (от 2101 до 2107). У современных переднеприводных моделей, регулировка автоматическая и происходит благодаря компенсаторам, однако они не вечные, если они не работают, то двигатель будет работать шумно – просто их меняем.
3) Износ системы ГРМ. Могут быть как сами ролики (натяжные или направляющие), все дело в том, что у них внутри подшипник, который со временем может выйти из строя – применимо к системе с ремнем. А также может стучать и цепь, из-за того что она попросту вытянулась, так бывает например на некоторых модифиувциях TSI. Есть такое понятие как – мотор «дизелит, посмотрите видео познавательно.
4) Выработка распределительного вала, клапанов, «пастели». Стук появляется и из-за этих причин. Валы, их крепления, да и сами клапана со временем стачиваются, и поэтому работают громко. Обычно это происходит уже на изрядно изношенном двигателе.
Перечислять можно еще достаточно долго, есть случаи, выходящие из «ряда вон» – это и попадание воды или песка в смазку, также вы не поменяли масленый фильтр при замене масла, а он уже забился и т.д.
Все эти причины стука в принципе решаемы и достаточно «небольшими» средствами. Обычно стоит поменять систему ГРМ и шумность уходит. НО есть стуки, которые говорят о смерти вашего агрегата, и если не придать им должного значения, то он просто капитально сломается. Я отношу их к сложным случаям.
Сложный стук
НУ что ребята, тут также есть несколько причин и они уже более сложны в устранении. Некоторые, правда могут находиться за пределами блока, но по значимости они также на высоком уровне, начну с них.
1) Был у меня такой случай в практике, когда новый ВАЗ 2114, застучал при запуске просто ужасно! Симптомы такие поворачиваем ключ, и происходит металлический лязг, непонятного происхождения. Знакомый перепугался и позвонил мне, машине пробег был всего 1600 км. Кстати у многих происходит такой лязг именно на новых авто, так вот ребята это не двигатель – это венец маховика. Когда вы стараетесь запустить мотор, то стартер своей малой шестерней старается раскрутить маховик, а на нем также есть зубы. Иногда эти зубы (венец), плохо сделаны или закалены, откровенно брак. Тогда шестерня стартера просто ломает их, и вы при запуске слышите металлический скрежет. Нужно менять маховик! Однако процесс это трудоемкий – снимают трансмиссию, чтобы до него добраться.
2) Незатянутые шатуны. Шатун ходит вместе с коленвалом, но крепится он к нему через разъемное соединение, которое как бы охватывает место крепления. Садится на два болта, если один не затянуть будет слышан отчетливый стук.
3) Ломает сам поршень. Раньше такого практически не встречалось, однако сейчас из-за применения облегченных вариантов, проявляются намного чаще.
4) Самый «страшный» стук, относится к коленчатому валу (КВ). Он лежит в блоке в специальных местах. Но находится не совсем на стенках, под него прокладывают специальные прокладки – вкладыши. Делаются они из очень прочного металла, и как бы охватывают КВ сверху и снизу, проще говоря – две полусферы. Они установлены очень прочно, и коленвал не может из них выйти. Так вот – редко, но случается что эти «вкладыши» прокручивает. Бывает это от высокого износа, либо от некачественного материала. И тогда вкладыш начинает вращаться вместе с КВ, стук будет стоять страшный! Однако зачастую его «клинит»! Поломка это очень серьезная, нужно разбирать движок вытаскивать коленвал вкладыши и т.д., стоимость будет высокой. Вот пример разбитой постели.
4) Износ опорного вкладыша. Он подпирает коленвал спереди, то есть он держит его, чтобы он не ходил горизонтально, при износе будет проявлять сильный стук.
Что делать если застучал именно коленвал?
Если у вас проявляется сильный металлический стук, но двигатель еще работает – считайте, вам повезло! Значит – вкладыш провернуло, но не заклинило, в противном случае вы уже не сможете запустить свой агрегат. Не редко при «клине» вырывает кусок блока двигателя. Срочно глушим автомобиль и срочно на СТО. Сами вы уже ничего не сделаете, если вы конечно не «моторист».
Что будут делать на СТО мастера:
1) Сольют масло и снимут двигатель.
2) Разберут блок и вытащат коленвал.
3) Дальше уже по сложности процесса – если этот КВ еще годен (не сильные задиры в шейках), то его могут отшлифовать (места креплений) и поставить толще вкладыши. Если повреждения критические он идет на свалку, а вы покупаете новый, вместе с новыми вкладышами.
Процесс очень трудоемкий, требует квалифицированного мастера, иначе есть шанс, что подобное повториться. Не экономьте на таком ремонте!
Буду заканчивать, запомните – если стук металлический и очень сильный это очень плохо, срочно реагируем, везем – а не едем на СТО!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Устранение постороннего стука в двигателе ВАЗ 21099
Сердцем автомобиля является его мотор, и, конечно же, любого автолюбителя должны насторожить звуки под капотом. В качестве примера рассмотрим всем известную отечественную марку автомобиля ВАЗ 21099. Устранить стук в двигателе ВАЗ 21099 (инжектор) возможно только после проведения специальной диагностики. Сделать это можно только разобрав движок. Причина стука в движке может быть банальна.
Причины стука
Причина стука в движке может быть банальна. Достаточно часто у автовладельцев стук в движке ассоциируется с плохой работой клапанов. Признаками стука шатуна двигателя является:
- падение давления масляной жидкости;
- давление масляной жидкости снижается, а агрегат работает хорошо на холостых оборотах.
Для того, чтобы убедиться, что уменьшение напора масляной жидкости связано с проблемами движка, выжимают педаль газа. При увеличении оборотов постукивание не только появляется, но и увеличивается, его глухое звучание, которое напоминает удар молота по чугуну. При обнаружении данной проблемы в движении, продолжить движение разрешено, но достаточно аккуратно, при этом, не забыв про аварийную сигнализацию.
Стук на холостых
Если же обнаруживается стук в движке на холостых оборотах ваз 21099 (8 клапанов), то продолжать движение запрещено. Необходимо педаль газа нажать для определения конкретного места стука. Если источник звука в проблемах шатуна цилиндра, то постукивание исчезнет при удалении колпачка.
Если же автомобиль с достаточно большим пробегом, то ремонт движка откладывать не рекомендуется. Существуют определённые области постукиваний в двигателе. Его же в свою очередь делят на несколько основных зон.
Стук в первой зоне
При стуке в первой зоне в вашем автомобиле индикатор давления масляной жидкости в системе будет гореть постоянно. Это говорит автовладельцу, что неисправны коренные подшипники. Продолжать дальнейшее движение чревато серьезными последствиями. При этом звук, доносившийся из капота, будет глухим, стучит двигатель постоянно и на всем диапазоне оборотов, давление масляной жидкости будет падать. Но стоит отметить, что пониженное давление масляной жидкости не во всех случаях является признаком поломки двигателя.
Уменьшение давления масла
Еще одной распространенной причиной появления стука является уменьшение давления масла ввиду монтажа фильтра сомнительного качества, а также его замещение на отличное по химическому составу. Если же лампочка в салоне не горит при движении на холостом ходу, то значит, продолжить движение возможно.
Одной из распространенных причин при устранение стука является поломка насоса, перекачивающего масляную жидкость в системе. Дальнейшее движение не рекомендуется, необходимо поехать в специализированный центр для разбора всего насоса. Данная проблема встречается не часто, все встречается.
Стук во второй зоне
Если же стучит во второй зоне, то это, вероятно, подшипник. Звук металла, который будет ставиться сильнее при повышенной нагрузке на движок, а при отключении свечей исчезнет полностью. Необходимо незамедлительно глушить мотор и вызывать неотложную помощь, самостоятельно справиться не удастся.
Стук в третьей зоне
Стучат пальцы поршня – постукивание в третьей зоне. Стучит ритмично, при этом звон доносится металлический. Постукивание можно услышать при обычной работе двигателя. При приращении оборотов движка, он набирает силу. При выключении свечи накаливания он исчезает.
Стук в четвертой зоне
Стук, характерный для четвертой зоны, представляет собой звук битья посуды из глины. Это вышел из строя цилиндр или поршень. На не прогретом движке постукивание достаточно хорошо слышно и уменьшается при прогреве агрегата.
Подводя итог, можно сказать, что устранением стука в движке нужно заниматься профессионалам своего дела. Только они могут сказать точную причину стука в двигателе ваз 21099 и определить продолжительность ремонта автомобиля.
ВАЗ 2109: в двигателе стук — как устранить
Двигатель автомобиля ВАЗ 2109
Двигатель автомобиля ВАЗ 2109 – его сердце. Появление любого дополнительного звука должно насторожить автовладельца.
Если появился на авто ВАЗ 2109 стук в двигателе необходимо срочно произвести диагностику и устранить неисправности. В этом случае агрегат придется разбирать на СТО или своими руками в гараже.
Статья предлагает ознакомиться с этапами работ.
Первые признаки стука шатуна
Очень часто, до 95% автолюбителей связывают любой стук с клапанами. Связано это с распространением звука по всему двигателю, а водитель слушает его сверху и кажется, что клапана начали стучать.
Первыми признаками, что на авто ВАЗ 2109 застучал двигатель будут такими:
- Появился стук, и упало немного давление масла.
- Двигатель на холостых оборотах работает чисто, а давление масла упало. Это только тогда, когда стучать двигатель только начинает.
Нужно увеличить газ, если при возрастании стука, а его звук глухой, напоминает стук молотка по чугуну — двигатель стучит. В этом случае добраться домой можно, но на малых оборотах двигателя, ехать внатяг, чтобы не было слышно стука. - На автомобиле ВАЗ 2109 стуки в двигателе обнаруживаются и на холостых оборотах, ехать дальше нельзя. Нужно увеличить газ, если глухой звук усиливается, то нужно поочередно снять колпачки со свечей, на холостых оборотах.
Ослабление звука или его исчезновение указывает на стук шатуна этого цилиндра.
Совет: Ремонтировать двигатель, прошедший большое расстояние, нужно при плохом давлении масла. В этом случае нужно прошлифовать коленчатый вал, поменять поршневую группу, притереть клапана.
Зоны для прослушивания в двигателе ВАЗ 2109, возникающих стуков
Существует несколько зон, которые могут указать на неисправность той или иной части агрегата:
Зоны определения неисправностей
- Зона 1 на фото — стук, возникающий в коренных подшипниках. Опасный фактор, требующий немедленной остановки автомобиля.
Стук глухой, стучит постоянно при разных оборотах двигателя, уменьшается давление масла, практически все время горит лампа давления масла. Проверить поломку можно так: при езде на полусинтетическом масле его количество слегка уменьшается после рабочей смены.
При использовании масла полусинтетического наоборот — объем его увеличивается. Но, лучше если послышался на ВАЗ 21093 стук в двигателе, сразу под ремонтные размеры вкладышей прошлифовать коленвал.
Цена такого ремонта будет ниже, чем тот, который будет после окончательной поломки мотора.
Низкое давление масла в агрегате возникает по нескольким причинам:
- сильно износились шейки коленвала;
- использование другого типа масла, можно выявить очень быстро. Например: первоначально было влито минеральное масло, затем было принято решение заменить его полусинтетическим, в этом случае давление будет меньше.
Расстраиваться нельзя, если лампочка давления масла на холостых оборотах не горит и не появился на авто ВАЗ 2109 стук двигателя можно ездить без проблем; - очень редко уменьшается давление масла, из-за некачественного масляного фильтра;
- лампочка может загореться на холостых оборотах, при этом стуков нет, неисправности масляного насоса. В этом случае нужно в устройстве старые шестеренки маслонасоса заменить новыми, но чаще может произойти ослабление пружинки в перепускном клапане.
Тогда достаточно под нее подложить от свечи зажигания кольцо, давление масла станет нормальным.
- Зона 2 – стук шатунных подшипников. Этот фактор очень опасный, двигатель немедленно требует остановки и на буксире транспортировки в гараж или автосервис.
Звук слышен металлический, звонкий, ритмичный, среднего тона. Значительно возрастает с увеличением нагрузки, при отключении свечей зажигания полностью пропадает. - Зона 3 – стук поршневых пальцев. Без большой нагрузки на двигатель можно доехать самостоятельно до гаража или автосервиса.
Стук при этом ритмичный, с резким металлическим звоном и высоким тоном. На любых режимах работы агрегата, хорошо слышен такой стук, а с увеличением на двигатель нагрузки он усиливается.
Полностью пропадает стук поршневых колец, когда отключаются свечи зажигания. - Зона 4 – стук изношенных цилиндров и поршней. Без сильной нагрузки на двигатель можно самостоятельно доехать в гараж или на автосервис.
Звук напоминает стук глиняной посуды. Особенно хорошо его слышно на холодном двигателе, при прогревании стук начинает уменьшаться или совсем исчезает. - Зона 5 – стук клапанов. Можно самостоятельно доехать до гаража или СТО. На фоне глухого общего шума слышен металлический стук.
Хорошо прослушивается на средней и малой частотах вращения коленвала со стороны ГБЦ, над теми местами, где расположены клапана. Часто стук клапанов можно перепутать со стуком толкателей, но последний имеет высокий тон, переменную громкость, и устранить его практически невозможно.
Совет: Нельзя в бензиновые двигатели лить дизельные масла. Нельзя часто использовать промывочные масла.
Использование качественного масла, не дающее черных отложений, своевременная замена смазывающей жидкости, исключает промывку двигателя.
- Зона 6 – детонационные стуки двигателя, устраняются при установке более позднего зажигания на авто ВАЗ 2109. Инструкция советует, что при этом можно передвигаться самостоятельно до гаража, но избегать больших нагрузок на двигатель.
Как правило, звонкие металлические стуки возникают при разгоне автомобиля. Причиной этого может быть неверная установка зажигания, использование низкооктанового топлива, большое образование нагара в камерах сгорания, перегрузка двигателя при очень раннем включении высокой передачи.
Нужна регулировка зажигания и применение специальных присадок к топливу, которые удалят нагар в камерах сгорания и на клапанах.
Какие меры принимать при обнаружении стука в двигателе автомобиля ВАЗ 2109 и как их устранять, можно увидеть на видео. Исправная работа двигателя – залог долгой эксплуатации автомобиля в рабочем состоянии.