Стук в подвеске на кочках и неровностях дороги: основные причины
Появление из района подвески различных посторонних стуков может свидетельствовать о неисправности наконечников, рулевых тяг, сайлентблоков и других элементов ходовой части. Автовладельцу необходимо правильно диагностировать такие неисправности, своевременно обращаться в сервис, устраняя имеющиеся поломки. Поговорим поподробнее о том, что же может стучать в подвеске при проезде ям и кочек.
Износ шаровых опор
Появление выраженного сильного стука при проезде глубоких неровностей может говорить об износе шаровых опор. Для проверки состояния подвески необходимо упереться в шаровую монтировкой и надавить вниз. Если отмечается выраженный люфт, то шаровые опоры следует заменить. Игнорировать такие неисправности и медлить с обращением в сервис не следует, так как в подобном случае страдает безопасность управления автомобилем. Изношенную шаровую может попросту вырвать во время движения, что чревато опасными дорожно-транспортными происшествиями.
Износ стабилизаторов
Износ стабилизаторов, также как и шаровых, может проявляться при проезде глубоких рытвины и ям, когда появляется резкий хорошо заметный стук. Чтобы проверить состояние стабилизатора можно на неподвижном автомобиле раскачать кузов, если из района стойки доносится характерный стук, её следует как можно скорее заменить. В идеале, такую диагностику и замену стойки стабилизатора необходимо выполнять в условиях сервиса, что позволит максимально точно определить имеющиеся неисправности автомобиля.
Выход из строя амортизаторов
Определить критический износ амортизаторов можно не только по появлению глухих стуков при проезде неровностей и дефектов дорожного полотна, но и по сильным поперечным и продольным кренам автомобиля. Проверка амортизаторов не составит труда, можно надавить на крыло авто, после чего резко опустить кузов машины. Если машина быстро возвращается в исходное положение и практически не раскачивается, то подобное говорит о хорошем состоянии амортизаторов. Если же при такой проверке отмечается постоянное длительное раскачивание кузова, то амортизаторы следует всё же как можно скорее заменить.
Проблемы с рессорами
На автомобилях с рессорами, рессоры в процессе эксплуатации авто могут изнашиваться, в результате чего отмечается характерный стук при проезде неровностей. К сожалению, самостоятельно определить такие неисправности бывают затруднительно, поэтому требуется обращаться в сервис и выполнять комплексную диагностику автомобиля. Выявленные неисправные рессоры следует как можно скорее заменить.
Опорный подшипник амортизатора
Могут изнашиваться не только амортизаторы, но и их опорные подшипники. Диагностика таких неисправностей выполняется следующим образом. Нужно будет взяться руками за пружину, в это время помощник должен крутить в разные стороны руль. Если отмечается заметное металлическое биение пружин и её вибрация, то это говорит об износе опорного подшипника амортизатора. Эксплуатация автомобиля с такими неисправностями не допускается.
Износ тяг и сайлентблоков рычагов
Если отмечается существенное ухудшение управляемости автомобиля, появляются посторонние стуки при прохождении неровностей, машина может уходить с колеи в повороте или же на ровной дороге, то подобное свидетельствует об износе тяг и сайлентблоков рычагов. Эксплуатировать машину с такими проблемами не стоит, так как состояние авто будет только ухудшаться, а управлять такой машиной становится просто небезопасно.
Подведём итоги
Появление из района подвески посторонних стуков может говорить об износе рессор, тяг и сайлентблоков рычагов, изношенных или требующих замены амортизаторов и их подшипников, стойках амортизаторов и проблемных шаровых опорах. Как только появились такие симптомы неисправностей, автовладельцу следует сразу же обращаться в сервис, выполнять соответствующую диагностику и ремонт автомобиля. Если же затягивать с обращением в мастерскую, то, в конечном счете, подвеске потребуется капитальное восстановление.
Диагностика передней подвески
Любой автомобилист, услышав любой непонятный звук издаваемый автомобилем, например, щелчок или стук в районе передней подвески, испытывает неприятные ассоциации. Когда слышен стук в передней подвеске, то это явный признак того, что в ходовой части автомобиля возникли неполадки. Если подвеска автомобиля застучала, значит, нужно немедленно производить диагностику ходовой части автомобиля.
Главной причиной выхода из строя подвески автомобиля является, конечно же разбитая дорога, подвеска разбивается чаще всего из-за очень неприятных «сюрпризов» например ям и канав. Подвеска начинает стучать после того, как автомобиль влетает в яму или же на кочку, так же подвеска разбивается из-за неопытности, когда некоторые водители замечают выбоину в последний момент, и сразу же жмут педаль тормоза в пол и не отпускают педаль во время попадания колеса в выбоину — во время торможения нагрузка на стойку увеличивается в несколько раз и соответственно подвеска страдает тоже в несколько раз сильнее. Немалое влияние на работу подвески дает угол поворота колеса во время попадания в выбоину, а причина все та же, повышенная нагрузка.
Какие элементы подвески нуждаются в диагностике
Итак, что же нужно делать, если появился стук в подвеске, а также поговорим о причинах его возникновения. Прежде всего, нужно кое-что уточнить… Если подвеска застучала, значит это результат неисправности или неправильной работы любой детали или же механизма ходовой части, например из строя может выйти:
- Амортизатор;
- Пружина;
- Шаровая опора;
- Нижний рычаг с сайлентблоком;
- Верхняя опора подвески с подшипниками;
- Тяга стабилизатора;
- Опора стабилизатора;
- Рулевая рейка;
- Рулевая тяга;
- Рулевые наконечники;
- Подшипник ступицы;
- Рулевой карданчик;
- ШРУС (внешний шарнир).
На слух определить неисправность не получится, так же и найти то источник этого стука в передней подвеске, для того, чтобы найти неисправность, необходимо провести тщательную диагностику.
Визуальная диагностика передней подвески
Прежде чем приступить к проверке деталей подвески, нужно в первую очередь осмотреть все пыльники и резиновые чехлы всех перечисленных деталей, а также: сайлентблоки, шаровые опоры, рычаг передней подвески, штангу стабилизатора поперечной устойчивости, поворотный кулак, крепежные болты, а так же наконечники рулевых тяг. Как правило, деталь, чехол которой поврежден, нужно заменить.
Также необходимо обратить внимание на резиновые уплотнители, на них не должно быть никаких механических повреждений. Особое внимание нужно уделить тем местам, где детали прилегают к кузову.
Подтеки на амортизаторе
Когда видно, что потек амортизатор, то это самый первый признак его неисправности. Подобные признаки появляются гораздо раньше, нежели иные симптомы, такие как царапины и посторонние звуки при раскачивании.
В масляных и газомасляных амортизаторах сначала масло просачивается из под штока или корпуса стойки, а уже через некоторое время появляются глухие удары.
Также он должен мгновенно гасить колебания, а не раскачиваться, как это происходит при постепенном выходе из строя. Некоторое время амортизатор еще вполне может нормально работать, но все же лучше будет если его заменить.
Проверка элементов передней подвески
Просевшие (изношенные пружины) оказывают большое влияние на работоспособность подвески в целом. Когда пружины изнашиваются, это можно достаточно легко определить и без хитрой диагностики. Достаточно внимательно осмотреть авто со всех сторон и обратить свое внимание на посадку машины. Если она стала ниже привычного, то пружины уже свое отслужили и требуют замены. При просевших пружинах становится невозможным правильно отрегулировать развал колес.
Для проверки шаровых опор можно проверить как движутся вверх-вниз нижние рычаги. Такую проверку нужно осуществлять на смотровой яме при помощи монтировки. Не должно быть никаких ощутимых люфтов.
При нажатии монтировкой на сайлентблоки нижних рычагов также не должно быть никаких люфтов, а потрескавшиеся или выдавленные куски резины вовсе не допустимы. Так же стоит обратить внимание на то, отслаивается или нет резина от внешней или внутренней втулки.
Как диагностировать подвеску
Для проверки неисправных шаровых и сайлентблоков, потребуется поднять авто на подъемнике или домкрате и открутить крепление шаровой опоры к нижнему рычагу, затем проворачивая корпус шаровой опоры руками, определить насколько плавно и каким усилием он проворачивается, какие либо люфты недопустимы. Нижний рычаг благодаря воздействию упругости резины сайлент-блоков, должен пытаться принять горизонтальное положение.
Неисправность подшипников зачастую можно определить покачиваниями машины вверх-вниз, в случае непригодности они будут иметь люфты. Определить разорванную резиновую часть в опоре подвески не снимая опору не всегда возможно.
Поэтому при визуальной проверке тяги и опоры стабилизатора нужно раскачивать руками с усилием.
Неисправность рулевой рейки встречается довольно редко. В основном она выходит из строя за счет изнашивания направляющей втулки, с противоположной водителю стороны. Чтобы определить такой дефект, нужно повернуть в сторону руль и взявшись через чехол раскачивать рейку руками.
Проверку рулевых наконечников и рулевых тяг можно проводить поворачивая руками колесо влево-право или рулем, но при этом нужно одновременно взяться за проверяемую деталь. Люфты что на наконечниках, что на тягах не должны наблюдаться.
При неисправном рулевом карданчике, он может или люфтить, или же проворачиваться с неким усилием. Нужно проследить за тем чтобы рулевой карданчик был прикрыт чехлом, желательно подобрать и надеть на него какую-либо крышку-чехол если таковой отсутствует.
Неисправность подшипника ступицы сопровождается гулом при движении. Для проверки ступичного подшипника нужно вывесить колесо и раскручивать его или раскачивать за верхнюю точку, в направлении как от себя, так и обратно.
Неисправный внешний ШРУС издает довольно громкий и характерный звук сопровождающийся треском во время движения автомобиля в крутом повороте с небольшим ускорением.
Передняя подвеска также может иметь и ряд других неисправностей, но рассматривались только наиболее типичные.
Детальная диагностика автомобильной подвески своими силами, даст возможность без лишних затрат денег и времени выявить неисправность и приступить к устранению дефекта и отремонтировать подвеску. Процесс проверки можно проводить как в своем гараже на смотровой яме так и просто на улице. Проведя самостоятельно диагностику вы сможете сделать вывод о том нуждается ли подвеска авто в капиталке и замене некоторых деталей узлов или небольшой подтяжке болтов соединений.
А в заключение хочу сказать, что обнаружив неисправности ходовой, не стоит оттягивать с ее ремонтом, так как от состояния подвески авто напрямую зависит собственная безопасность и безопасность ваших пассажиров на дороге.
Причины стука в передней подвеске
Посторонний шум и стук в передней подвеске свидетельствуют о повреждении ходовой автомобиля. Зачастую он слышан при езде по неровностям и мелким кочкам. Ходовая автомобиля со временем повреждается, в том числе из-за легкомысленного отношения владельца и неправильной эксплуатации. Чтобы определить, почему стучит подвеска, надо провести тщательную диагностику с использованием разных методик проверки.
Особенности и виды стука
Разобраться в причине стука в передней подвески по звуку невозможно, но если внимательно прислушаться к звуку, то можно локализовать проблему.
Передняя подвеска автомобиля
Различают несколько разновидностей стука ходовой:
- глухой стук в передней подвеске, возникающий с разных сторон при езде на неровностях — чаще говорит об износе системы амортизатора;
- скрип во время поворота руля в одну из сторон — указывает на поломанную пружину;
- звонкий шум на ровной трассе — поломка подшипника верхней опоры;
- сильный скрип, появляющийся при езде по щебневым дорогам — серьёзная поломка в шаровых опорах;
- мелкий стукающий звук при прохождении машиной асфальтных выбоин и других неровностей — повреждение втулок стабилизаторов;
- стук в передней части машины, появляющийся при старте с места — слабые рычаги подвески.
Мастера условно делят стуки на удары и щелчки. В первом случае это сопровождается сильными толчками в ноги водителю или пассажиру. Такие стуки-удары раздаются периодически. Щелчки же появляются обычно в начале движения. Они также возникают при прохождении поворотов, в виде ряда последовательных хрустов.
Диагностика неисправностей
Таким образом, скрип ходовой части машины вызывается разными причинами. Если они связаны с амортизационной системой, это не самое худшее. Настоящая угроза безопасности вождения возникает при износе шаровых опор, рычагов и других элементов конструкции.
Сбой в работе подвески
Он появляется чаще из-за неисправности рычагов, а конкретно — из-за износа сайлентблоков и их деформации. Как правило, проблема сопровождается плохой управляемостью автомобиля. Чтобы удостовериться в этой неполадке, воспользуйтесь длинной монтировкой. Надо поднять колесо домкратом, прогнуть монтировкой рычаги и проверить величину люфта.
Полностью изношенные резиново-железные шарниры покажут очень большой, недопустимый зазор.
Также будет заметно отслоение резины от металла или её деформация. В таком случае детали выпрессовываются из отверстий, а после — устанавливаются новые сайленты. Посадочные места обязательно смазываются в целях снижения трения и очистки от грязи.
Сайлентблоки — это втулки небольшого размера, сделанные из каучука и металла. Устанавливаются они в переднюю и заднюю часть трансмиссии и предназначены для гашения вибраций и подергиваний кузова при езде. Главное назначение сайлентблоков — убирать звуки. Поэтому очевидно, почему слышен глухой звук .
Сайлентблоки подвески
Неисправный амортизатор
Стук в подвеске может быть вызван амортизатором, который издаёт неприятные звуки в местах верхнего или нижнего крепления. Это происходит из-за расширения зазора в отверстиях или раскручивание фиксаторов. Сами амортизаторы могут находиться в нормальном состоянии, но резиновые детали при этом могут быть гнилыми и распавшимися. Поломка пружин легко определяется по снижению уровня посадки кузова машины. Кроме того, сломанная деталь издает характерный скрип при вертикальном надавливании рукой сверху крыла или капота машины. Кузов не вернётся плавно в исходное положение, что должно происходить при исправных стойках.
Амортизаторы, если они разборные, рекомендуется заправлять правильной смазкой — того качества, которое рекомендует производитель. Чтобы продлить ресурс стойки, зимой не трогайтесь резко с места на непрогретой машине!
Проблемы с рулевым управлением
Стук в подвеске в этом случае похож на шум, издаваемый поломанным амортизатором. Но дополнительно к этому сильно вибрирует рулевое колесо, особенно при езде по кочкам и неровностям. Это происходит по причине трения рейки о шестерню, вызванное увеличившимся зазором между деталями. А конкретнее, всё начинается с порванных пыльников, откуда выдавливается смазка и активируется коррозия.
Проверяется неисправность рулевого управления просто — надо поднять автомобиль и подвигать рулевые тяги. Желательно работать вместе с помощником.
Один человек резко вращает руль влево и вправо, другой проверяет и слушает. При значительном люфте и глухих ударах заменяются втулки. Такое частенько случается на автомобилях корейского производства — KIA RIO, Hyundai Solaris.
Опорный подшипник
Располагается подшипник в верхней части амортизационной пружины. Деталь испытывает огромные нагрузки, ведь именно она связывает подвеску с кузовом. Как правило, изношенный опорный подшипник определяется по звонкому звуку, появляющемуся при прямолинейном движении. Он прекращается при поворотах руля вправо или влево. Чтобы точнее определить причину, почему стучит подвеска, надо снять переднюю стойку. Повреждённый опорный подшипник выдаст себя неравномерным износом.
Опорный подшипник передней подвески
Шаровые опоры
Появившийся стук в передней подвеске, связанный с поломкой шаровой опоры, — традиционная причина стука передней подвески многих автомобилей. Диагностика подразумевает вывешивание того колеса, откуда доносится шум. Неисправность узла определяется по сильному люфту ступицы, которая расшатывается руками — диск при этом вращать не нужно. Проверку надо осуществлять, шатая колесо руками в двух плоскостях.
Шаровая опора подвержена огромным нагрузкам, особенно при неровной езде по низкокачественным дорогам.
Обычно повреждение образуется по вине разорванного пыльника. Его состояние проверяется в первую очередь.
Потрескавшийся элемент заменяется на новый в срочном порядке.
Шарнир равных угловых скоростей
ШРУС наиболее сильно хрустит при поворотах. Также шарнир потрескивает при резком трогании с места или во время разгона. Чтобы удостовериться в его неисправности, проверяется люфт в соединениях при вывешенном колесе. Этот элемент не ремонтируется. Если он выходит из строя, его меняют.
Опора двигателя
Данная неполадка возникает, когда разбивается опора мотора. Звук при этом похож на стук ходовой. Часто для определения этой неисправности, достаточно внешне осмотреть деталь, повесив машину на подъёмнике. Повреждения и износ резинового элемента двигателя трудно не заметить. Также проверяют крепления в подкапотном пространстве. Проблема обычно возникает на пробегах автомобиля 100 тысяч километров и более. Для диагностики состояния опор достаточно просто пошатать мотор. Если шатается, значит, опоры подлежат замене.
Опоры или подушки двигателя
Глушитель и катализатор
При стремительных поворотах, езде по неровным дорогам и маневрах выхлоп издаёт металлический стук. Вся система вибрирует, трубы стучат. Естественно, в салон машины проникает много дыма. Стук обычно вызывается прогаром прокладки, расположенной в месте стыка «штанов» и средней части глушителя. Это может произойти и из-за откручивания гайки, расположеннойтам же. На некоторых автомобилях достаточно подтянуть хомуты, чтобы проблема исчезла. Рекомендуется проверять соединения нейтрализатора и всей выхлопной системы с кузовом машины.
Тормозные колодки
Тормозная система автомобиля должна находиться в исправном состоянии, а не то она будет стучать.
Обычно вновь появившиеся стучащие звуки пропадают во время торможения, но возобновляются при езде.
Причиной может послужить неправильная установка колодок или их низкое качество.
Стучащие тормоза — характерная проблема бюджетных автомобилей. Например, такое случается довольно часто на Renault Duster, тормозная система которого оборудуется недостаточно качественными накладками.
Последствия
Любые непонятные стуки в передней или задней подвесках сигнализируют о необходимости проведения диагностики. Даже малейший намёк на повреждение в системе подрессоривания может привести к дорогостоящему ремонту. Пускать дело на самотёк нельзя — в определённый момент неполадка обязательно вылезет наружу, что обернётся капитальным ремонтом.
Частая езда по неровной дороге и кочкам, а также разгон на проселочных дорогах приводят к поломке деталей подвески. Как только услышите стук в машине, сделайте остановку при первой возможности.
К примеру, рассмотрим ситуацию с амортизаторами. Заставить владельца раскошелиться на новые стойки, если они только начинают скрипеть — нелегко. Почти 90% людей будут ждать, пока управление не испортится окончательно.
Стойка амортизатора передней подвески
А это уже грозит нешуточными последствиями:
- потерей сцепления с дорогой шин автомобиля;
- некорректной работой электроники, связанной с тормозами;
- заносами на мокрой дороге;
- мерцанием света оптики, что приводит к ослеплению встречных водителей;
- ускоренным износом протектора, а также других элементов подвески.
Что касается шаровой, то медлить с заменой данного элемента вообще не стоит. Если опора люфтит на домкрате при покачиваниях в разных плоскостях, то в скором времени может неожиданно выпасть из посадочного места. Это разъединит ступицу с амортизатором, и ездить на машине не получится.
Несколько лучше обстоят дела с износом рычагов подвески. Но и в этом случае ездить приходится крайне аккуратно, ведь элементы непосредственно соединены с рамой, а внутри них — расположены шаровые опоры. Погнутые рычаги изменяют установочные углы колёс, вызывают проблемы управления, становятся причиной чрезмерного износа протектора.
Вообще, езда на машине с повреждённой ходовой — это потеря комфорта. Будет ощущаться несбалансированность и нестабильность, что рано или поздно приведёт к потере управления. Не тяните с ремонтом повреждённых стоек, пружин, рычагов! Основная причина стуков связана с износом деталей. К сожалению, не все следуют рекомендациям производителя и проводят своевременное техническое обслуживание. А так как самым нагруженным узлом автомобиля является подвеска, стуки здесь появляются сразу.