Лекция 4. Разборка двигателя
Разборка двигателя производится после его наружной очистки и мойки на специальном стенде, позволяющем поворачивать двигатель для обеспечения удобства выполнения разборочно-сборочных работ. Для того чтобы обеспечить высокое качество последующей сборки двигателя и не нарушить уравновешенность его деталей необходимо устанавливать годные детали на прежние, приработанные места. Для этого при разборке детали метят без повреждения кернением, краской, бирками или надписями. К таким деталям относятся гильзы, поршни, поршневые кольца, пальцы и шатуны с крышками, коленвал и маховик, маховик и сцепление, блок цилиндров и крышки коренных подшипников и картер маховика.
Разборка двигателя имеет примерно одинаковую последовательность для всех изучаемых двигателей и выполняется в следующем порядке.
1. Если с автомобиля был снят силовой агрегат, то перед разборкой двигателя нужно снять стартер, КПП с картером сцепления и сцепление.
2. Снять приборы с. з. (распределитель или датчик-распределитель зажигания, его привод, провода высокого напряжения, свечи) и генератор.
3. Отсоединить шланги с. пит. и охл. двигателя, снять бензонасос, К, вентилятор, жидкостный насос, термостат.
4. Снять указатель уровня масла и трубку, в которую он вставлен, снять масляный фильтр.
5. Снять с носка коленвала шкив привода генератора, для чего заблокировать маховик фиксирующим штифтом и отвернуть болт крепления шкива.
6. Отвернуть переднюю крышку и, отсоединив механизмы натяжения, снять зубчатый ремень или цепь привода механизма газораспределения.
7. Снять впускной и выпускной газопроводы, крышку головки и головку цилиндров с прокладками.
8. Перевернуть двигатель картером вверх и снять масляный картер с прокладкой, мн и маслоприемник.
9. Снять крышки шатунов, отвернув гайки болтов их крепления, и аккуратно, чтобы не повредить зеркало (рабочую поверхность) цилиндров, вынуть шатуны с поршнями через цилиндры и пометить крышки шатунов с шатунами для последующей правильной их сборки.
У двигателей со съемными гильзами (УЗАМ-331, 412) поршни с шатунами выталкиваются из блока вместе с гильзами, а затем вынимаются из гильз через нижнюю часть гильзы, что позволяет не протаскивать шатун через гильзу и избежать возможных царапин на ее поверхности. Если вынуть поршень с шатуном вместе с гильзой не удается, то сначала вынимают поршень с шатуном через гильзу, а затем вынимают гильзу с использованием съемника. Если снимать гильзы не требуется, то производится их фиксация в блоке при помощи втулок-зажимов (см. рис.), а поршни с шатунами вынимаются, как обычно, через цилиндры.
Рисунок. Втулка-зажим.
Если гильзы не зафиксировать, то при снятии-установке поршней они могут стронуться с места и при этом неизбежно будет нарушено их уплотнение в блоке.
10. Снять крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами, снять коленвал, а затем верхние вкладыши коренных подшипникови упорные полукольца осевой фиксации коленвала.
11. Снять подшипник первичного вала КПП с коленвала, используя для этого специальный винтовой или ударный съемник (см. рис.).
Рисунок. Съемник для выпрессовки подшипника из коленчатого вала:
1 — захват; 2 — подшипник; 3 — шпилька; 4 — боек; 5 — ручка.
12. Разобрать детали шатунно-поршневой группы: снять поршневые кольца, при помощи специального приспособления (см. рис.), усики которого нужно ввести в зазор замка снимаемого кольца и, сжимая рукоятки съемника, разжать кольцо и снять его с поршня.
Рисунок. Снятие поршневых колец с поршня съемником.
12. Удалить из канавок бобышек поршня стопорные кольца и выпрессовать поршневой палец при помощи пресса с оправкой или специального винтового съемника (см. рис.) либо выколотить поршневой палец ударами молотка через латунную оправку с предварительным нагревом поршня в воде до 60 — 85°С (кроме двигателей ВАЗ, на которых нагрев поршней не производится). Если детали шатунно-поршневой группы мало изношены и могут быть повторно использованы, их необходимо пометить и установить при последующей сборке на свои прежние места.
Рисунок. Выпрессовка поршневого пальца из поршня съемником:
1 — поршень; 2 — поршневой палец; 3 — оправка; 4 – болт.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Порядок разборки двигателя автомобиля — инструкция
Автор: Сочи Авто Ремонт
Порядок разборки двигателя автомобиля — инструкция и пошаговый план, как правильно разобрать двигатель, пошаговый список действий при разборке движка. Разборку двигателя производим следующим образом:
Порядок разборки двигателя автомобиля — инструкция:
1. Снимаем его с автомобиля.
2. Отсоединяем сцепление.
3. Снимаем приводной ремень распределительного вала, натяжной ролик и дистанционную шайбу, расположенную под натяжным роликом.
4. Отсоединяем и снимаем с распределительного вала шкив.
5. Снимаем крышку. Для этого отвертываем три крепительных болта водяного насоса и один болт с гайкой, прикрепляющий заднюю крышку приводного ремня распределительного вала.
6. Отсоединяем водяной насос. Поддеваем его сначала отверткой, которую вставляем между блоком цилиндров и фланцем насосного корпуса, и немного сдвигаем с места.
7. Порядок разборки двигателя автомобиля — теперь с блока цилиндров снимаем головку, масляный картер, прокладку, маслоприемник с отвертыванием их соответствующих болтов крепления. Ослабляя болты крепления маслоприемника и датчика масляного уровня в масляном картере, обращаем внимание на пружинные шайбы, установленные под ними. Для изъятия датчика из блока цилиндров коленвал устанавливаем в противовесное положение, не мешающее его достать.
8. Крышку шатуна снимаем с проворачиванием коленвала, при этом снимаемый поршень должен быть в Н.М.Т. (нижняя мертвая точка). Затем откручиваем и снимаем крепительные гайки крышки детали. Иногда крышка не поднимается, в этом случае по ней два-три раза ударяем молотком. Стертый номер цилиндра на крышке переписываем с самого цилиндра и прикрепляем на крышке.
9. Открыв крышку, шатун заталкиваем внутрь цилиндра и вынимаем его вместе с поршнем. Деталь достаем предельно осторожно, при этом не касаемся зеркала внутри цилиндра, избегая его повреждения. Вынутые детали из цилиндра осматриваем, проверяя сохранность номера на шатуне, при необходимости номер наносим заново. При разъединении поршня с шатуном на поршень тоже наносим номер, так детали при сборке цилиндров не перепутаются. Другие цилиндры двигателя снимаем аналогичным образом.
10. Отсоединяем маховик. Порядок разборки двигателя автомобиля — для этого сначала отсоединяем провод на аккумуляторе (от отрицательной клеммы), снимаем сцепление и коробку передач, откручиваем все 6 крепительных болтов маховика, который фиксируем от проворачивания с помощью отвертки, затем с болтов снимаем стопорную пластинку. Для проверки маховик снимаем с фланца коленвала, осматриваем зубья обода маховика. Если они сильно изношены или повреждены, маховик заменяем новым. Проверив зубья, осматриваем поверхности, где маховик прилегает к ведомым дискам сцепления и фланца коленвала. При наличии на поверхностях повреждений или задир маховик меняем на новый или отдаем в мастерские для заточки.
11. Отсоединяем держатель заднего сальника коленвала с прокладкой.
12. С коленчатого вала снимаем шкив. Внимательно следим за сидящей не очень плотно шпонкой в пазу коленвала, которая не должна потеряться, ее вынимаем и откладываем в сторону.
13. Открепляем масляный насос с прокладкой, снимаем у коренных подшипников крышки, откручивая соответствующие болты, и коленчатый вал.
14. Для осмотра крышечных вкладышей коренных подшипников на средней опоре снимаем упорные полукольца коленвала. Вкладыши осматриваем. При обнаружении повреждений или следов износа детали заменяем новыми. Если следы повреждений или износа отсутствуют, то наносим маркировку в соответствии их установке относительно постелей и крышек при сборке.
15. Для того чтобы снять генераторные кронштейны и опору двигателя, отсоединяем трубу подвода водяного насоса с откручиванием соответствующих крепежных элементов.
16. Поршневые кольца снимаем специальным съемником, при его отсутствии кольца снимаем руками, разведя замки колец, во избежание повреждения детали эту операцию выполняем очень аккуратно. Затем с поршня снимаем стопорные кольца, закрепляющие поршневые пальца, и пружину разжима маслосъемного кольца. Бобышки поршня имеют специальные выемки, благодаря им кольца удобно вытаскиваются. Порядок разборки двигателя автомобиля — теперь, удалив кольца, снимаем поршень с шатуна, для этого палец предварительно выталкиваем из поршня, достаем вкладыши из крышки и из самого шатуна, внимательно осматриваем их. Поврежденные или изношенные вкладыши меняем на новые. Если они не повреждены или не изношены, то их маркируем относительно крышек и шатунов. Все маркировки производим только на той части вкладышей, которая не работает.
17. Отсоединяем приемную трубу глушителя.
18. От выпускного коллектора открепляем и снимаем термостат.
19. Отсоединяем колодку вместе с проводами от датчика масляного уровня в картере двигателя. Для этого снимаем гайку, крепящую кронштейн к трубе подвода водяного насоса, и поворачиваем один-два раза гайку, присоединяющую деталь к коллектору. После ослабления крепления кронштейн отводим в сторону. На некоторых марках ВАЗа дополнительно ослабляем на один-два оборота крепительную гайку поддерживающего кронштейна и отворачиваем крепление, после чего отжимаем пластмассовую защелку и от датчика положения коленвала отсоединяем колодку с проводами.
20. С натяжного ролика и зубчатых шкивов снимаем приводной ремень распределительного вала.
21. Снимаем натяжной ролик, отводя ремень в сторону.
22. Зубчатый шкив с вала снимаем путем откручивания соответствующего болта крепления детали. При откручивании болта распределительный вал проворачивается, во избежание этого его фиксируем отверткой. Затем двумя отвертками с вала снимаем шкив. Снимать нужно аккуратно, чтобы не повредить сальник вала.
23. Снимаем с головки блока крышку и осматриваем ее. При необходимости изношенные детали заменяем.
Порядок разборки двигателя автомобиля — делайте все по пунктам и не запутаетесь в последовательности при разборке двигателя.
Смотрим видео как разобрать двигатель
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!
Технология разборки- сборки двигателя.
Разборка:
В зависимости от программы авторемонтного предприятия разборку двигателя можно выполнять поточно-постовым методом на конвейерах и механизированных эстакадах или тупиковым методом на стенде. Независимо от метода перед разборкой двигатели, поступившие в ремонт, подвергают наружной мойке и выпариванию картера.
На больших предприятиях для этого используют моечные машины, а на небольших наружную мойку и выпаривание картера организуют подручными средствами, так как применение таких же моечных машин будет экономически неоправданным.
Для сохранения деталей необходимо строго соблюдать правила разборки. На больших авторемонтных предприятиях технологический процесс разборки двигателя разделяется на несколько постов.
Первый пост:
— снять генератор, стартер, прерыватель-распределитель;
— снять топливный насос, топливный фильтр, воздушный фильтр и карбюратор, водяной насос и фильтр очистки масла.
Второй пост:
— снять впускной и выпускной трубопроводы, крышку коромысел, крышку коробки толкателей, привод прерывателя-распределителя, нижнюю
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ОУП 23.02.03.00.16.00 |
часть картера сцепления и поддон картера, маслоприемник и масляный’ насос;
— отвернуть храповик и сиять шкив коленчатого вала и крышку распределительных шестерен.
После этого подразобранный двигатель должен быть подвергнут мойке в машине струйного типа с использованием.
Третий пост:
— снять ось коромысел со стойками;
— вынуть штанги толкателей и толкатели;
— снять головку цилиндров, распределительный вал, шестерню коленчатого вала;
— вынуть вилку выключения сцепления.
Четвертый пост:
— снять крышки шатунных подшипников;
— вынуть поршни с шатунами;
— снять крышки коренных подшипников и вынуть коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением;
— снять картер сцепления и вы прессовать гильзы из цилиндров.
После четвертого поста блок цилиндров должен быть подвергнут выварке с использованием СМС в машине погруженного типа.
Пятый пост:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ОУП 23.02.03.00.16.00 |
— снять пружины и вынуть клапаны из головки цилиндров;
— снять стойки с оси коромысел;
— снять шестерню и фланец распределительного вала.
После этого головка блока цилиндров подвергается мойке в машине с использованием.
Шестой пост:
— разобрать поршни с шатунами;
— снять нажимной и ведомый диски сцепления;
— снять маховик с коленчатого вала.
После шестого поста коленчатый вал подвергают мойке в специальной установке с использованием.
При тупиковой разборке двигателя на стенде должна соблюдаться указанная технологическая последовательность.
В комплект инструмента, приспособлений и нестандартного оборудования для разборки двигателей входят:
— гайковерт ИП-3103 инасадки к нему с размерами 10, 12, 14, 17 и 19 мм;
— реверсивная отвертка ИП-3602;
— специальные ключи для отвертывания храповика и проворачивания коленчатого вала;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ОУП 23.02.03.00.16.00 |
— съемник для ступицы шкива коленчатого вала;
— приспособления для снятия крышек коренных подшипников и разборки оси коромысел;
— специальный стенд для вывертывания пробок грязеуловителей коленчатого вала.
Кроме этого, в указанный комплект входят:
— гаечные ключи 17X19 мм и 19X22 мм;
— молоток с резиновым бойком для выбивания шатунных болтов;
Стенд для вывертывания пробок коленчатого вала представляет собой станину, изготовленную из швеллеров, к которой привернута плита. Электродвигатель мощностью 2,5 кВт с частотой вращения вала 900 об/мин передает вращение через клиноременную передачу на редуктор и кулачковый механизм. Кулачковая муфта, заключенная в стакан, оканчивается квадратным отверстием под сменные головки ключей.
Сборка:
Сборку двигателя необходимо выполнять в строгом соответствии с требованиями руководства по капитальному ремонту автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (РК200-РСФСР-2025-73) и технологических процессов, разработанных согласно требованиям ГОСТов, по ЕСКД.
Детали, поступающие на сборку, должны отвечать требованиям указанного руководства.
В целях обеспечения высокого качества ремонта и повышения сроков службы отремонтированных двигателей при их сборке, кроме выполнения общих требований, рассмотренных выше, надо придерживаться следующего:
— помимо промывки, все детали перед сборкой продуть сжатым воздухом;
— все трущиеся поверхности непосредственно перед сборкой смазать маслом в соответствии с указаниями технологических процессов на сборку;
— не обезличивать детали, которые при изготовлении двигателя обрабатывали в сборе (блок цилиндров — крышки коренных подшипников, блок цилиндров — картер сцепления, шатун — крышка шатуна);
— резьбовые детали (шпильки, пробки, штуцеры) обмазать белилами или суриком и установить на
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ОУП 23.02.03.00.16.00 |
место;
— все пробковые и паронитовые уплотнительные прокладки (кроме прокладок головки цилиндров и крышки масляного насоса) ставить на герметизирующие пасты. На Горьковском автомобильном заводе применяют герметизирующую не засыхающую пасту УН-25, состоящую из касторового масла — 39%, смолы иди тол — 23, этилового спирта — 20, каолина — 10, газовой сажи — 8%;
— заусенцы и забоины на обработанных поверхностях деталей не допускаются;
— гайки шпилек крепления головки к блоку цилиндров, гайки болтов шатуна, болты крышек коренных подшипников, гайки болтов крепления маховика и болты крепления нажимного диска сцепления затягивать динамометрическими ключами (затягивать и подтягивать гайки головки цилиндров следует обязательно на холодном двигателе).