Меню

Стандарты масел для двухтактных двигателей

Стандарты масел для двухтактных двигателей

01.11.2011
Масла для двухтактных двигателей

Применение и характеристики масел для двухтактных двигателей

Двухтактные двигатели применяются главным образом там, где основными параметрами выбора являются высокая удельная мощность, легкий вес и низкая цена. Эти двигатели часто используются на мотоциклах, моторных лодках (подвесные лодочные двигатели), снегоходах, газонокосилках, цепных пилах, небольших фургонах, причем большинство из них применяется на мотоциклах и лодках. Почти во всех двухтактных двигателях применяется одноразовая полностью утрачиваемая смазка. Масло не циркулирует, как в четырехтактных двигателях, а вводится в топливо. Значительная часть масла сгорает вместе с топливом, но пpиблизительно одна четверть выбрасывается с выхлопными газами как не сгоревший масляный туман. Простые двигатели, еще встречающиеся в старых моделях, все еще используют способ смешивания, заключающийся в том, что соответствующее количество масла вводится вручную в топливный бак в отношении от 1:20 до 1:100. Более прогрессивные конструкции применяют автоматические системы дозирования. Эти системы либо вводят масла в зависимости от нагрузки на двигатель. В таких системах типичны отношения от 1:50 до 1:400. В большинстве простых двухтактных двигателей применяется карбюраторная система всасывания. В отличие от четырехтактных двигателей, свежая топливо-воздушная смесь в два такта продувает цилиндр после сгорания. Эта одновременная подача горючей смеси и опорожнения цилиндра приводит к тому, что около 30% свежей смеси, не сгорая, выбрасывается с выхлопными газами. Этот конструктивный недостаток, наряду с частичным сгоранием масла, является причиной образования сравнительно высоких выбросов многими двухтактными двигателями. Это приводит к серьезному смогу, задымленности и шуму в густонаселенных регионах с большой численностью мелких мотоциклов. Например, это происходит во многих азиатских городах. В последние годы эти конструктивные недостатки были скомпенсированы некоторыми достижениями в технологии производства двухтактных двигателей. Разработка непосредственного или косвенного впрыска топлива привела к значительному снижению выбросов и к снижению расхода топлива. Для надежной эксплуатации и долговечности двигатели нуждаются в более качественных маслах. Основными критериями качества являются:

  • смазочные и противоизносные свойства;
  • функция очистки (моюще-диспергирующие свойства);
  • предотвращение образования отложений в системе выпуска;
  • низкая дымность;
  • чистота свечей зажигания и исключение преждевременного воспламенения;
  • хорошая смешиваемость с топливом даже при низких температурах;
  • защита от коррозии;
  • хорошая текучесть.

Для двухтактных двигателей используется следующий состав: 85—98% базового масла, остальное — различные присадки, которые аналогично моторным маслам для четырехтактных двигателей придают маслам вышеупомянутые характеристики. В принципе, пригодны все базовые масла от брайтстоков, селективно-нейтральных типов до полностью синтетических полиальфаолефинов. Поскольку для большинства масел, использующихся в двухтактных двигателях, высокие низкотемпературные характеристики необязательны, для достижения желаемой вязкости часто применяют брайтстоки. Высококачественные масла для двухтактных двигателей, кроме углеводородных типов, часто содержат различные синтетические сложные эфиры, особенно в случае биологически разлагаемых масел, которые были специально разработаны для морских подвесных двигателей. Присадки к маслам для двухтактных двигателей подбирают в соответствии с требованиями движения. Точно так же, как и в маслах для четырехтактных двигателей, в маслах для двухтактных двигателей содержатся противоизносные присадки, которые химически взаимодействуют с металлическими поверхностями для защиты от износа, особенно в условиях граничного трения. Наряду с традиционно применяемыми диалкилдитиофосфатами цинка, используют беззольные присадки типа сложных эфиров дитиофосфорной кислоты, алкил- и арилсложных эфиров или фосфорных кислот. Для исключения образования отложений в камере сгорания и вокруг поршневых колец и поддержания чистоты двигателя в масло вводят моюще-диспергирующие присадки (DD-систем). Часто применяются фенольные соединения и/или соединения щелочно-земельных металлов или щелочи сульфонатов. В качестве диспергирующих агентов часто используют высокомолекулярные соединения, способные улавливать и удерживать загрязняющие примеси во взвешенном состоянии. Примерами веществ этих типов могут служить сукцинимиды полибутилена, свойства которых являются результатом химической связи полярного сукцинимида с масло-растворимыми полибутиленами. Кроме того, масла для двухтактных двигателей содержат в дополнение к противо-износным и DD-присадкам небольшие количества антиоксидантов, ингибиторов коррозии, антипенных присадок и присадок, улучшающих текучесть. Малодымные масла для двухтактных двигателей содержат значительное количество полибутиленов (от 10 до 50%). Это полностью синтетические жидкости с различными классами вязкости. По сравнению с минеральными маслами эти жидкости, кроме хороших смазочных свойств, обеспечивают еще и намного более чистое сгорание и значительно меньшую степень коксообразования.

Читайте также:  Масло для двигателя nissan альмера классик

Классификация масел для двухтактных двигателей

Аналогично четырехтактным двигателям масло для двухтактных двигателей подразделяют на функциональные группы, дающие информацию о подходящих областях применения. Основой для всех нижеперечисленных систем классификации служит ряд лабораторных и функциональных методов испытания, особенно последние (стендовые) испытания, проведенные на новейших образцах двухтактных двигателей.

API функциональные группы

Стандарты масел для двухтактных двигателей

eng | rus
Стандарты двухтактных масел

В открытых источниках много информации о стандартах и выборе автомобильных моторных масел. Однако сложно найти данные о стандартах применяемым к двухтактным маслам. Мы надеемся, что данная статья поможет потребителям разобраться какое масло лучше подходит для из двухтактного двигателя.

Классификация моторных масел для двухтактных двигателей по API.

Планируемая категория для маленьких двухтактных двигателей, менее 50 кубических сантиметров. В период разработки тестов для этой категории европейский координационный совет перестал поддерживать ее создание. (Coordinating European Council — CEC)

Мопеды, газонокосилки, культиваторы

Планируемая категория для двухтактных двигателей от 50 до 200 кубических сантиметров.

Маломощные мотоциклы, мотороллеры

Различные высоко нагруженные двухтактные двигатели от 200 до 500 кубических сантиметров. Категория включает тесты на проверку от пригорания поршневых колец, преждевременного зажигания и задиров на цилиндрах. Этот стандарт неприменим для лодок с подвесным лодочным мотором.

Не для подвесных лодочных моторов!

Стандарт разработан для подвесных лодочных моторов с водяным охлаждением. Для получения этой категории использовались тесты аналогичные с категории TC-W . Это стандарт Национальной Ассоциации Судостроителей США (NMMA). Стандарт API TD был замещен и больше не принимается NMMA, которая сейчас рекомендует стандарт TC-W3 для двигателей с водяным охлаждением.

Подвесные лодочные моторы (с водяным охлаждением)

Национальная Ассоциация Судостроителей или National Marine Manufacturers association (NMMA) занимается разработкой стандартов для морского транспорта. NMMA TC-W3 — это последний стандарт на сегодняшний день и он превышает предыдущие стандарты TC-WII, TC-W.

Japanese Engine Oil Standards Implementation Panel (JASO) — это японская организация по стандартизации масел. По мнению JASO стандарт API TC является довольно неопределенным и масла, соответствующие только этому стандарту могут вызывать чрезмерные выхлопы и дым при работе двигателя. JASO разработала собственные стандарты:

Стандарт Актуальность Описание стандартов Примеры применения
Стандарт Описание

JASO FA Стандарт устанавливает требования по уровню смазывающих способностей масла, моющим свойствам, крутящему моменту и уровню выхлопов отработавших газов
JASO FB Более строгие требования по смазывающим и моющим свойствам, уровню выхлопов, чем у JASO FA

JASO FC Аналогичные с JASO FB требования к уровню смазочных свойств и крутящему моменту, но более жесткие требования к моющим свойствам и уровню выхлопов отработавших газов.
JASO FD Аналогичные требования с JASO FC, но более жесткие требования к уровню моющих свойств

В середине 90-х годов международная организация по стандартизации ISO разработала серию стандартов, удовлетворяющих требованиям современных европейских двухтактных двигателей. Толчком к созданию новых стандартов стало недостаточно жесткие требования JASO FC к чистоте поршней и моющим свойствам масел. Стандарты ISO базируются на стандартах JASO, но к ним добавлены 3-х часовые испытания на Honda Dio для определения степени чистоты поршней и моющего эффекта.

Стандарт Требования
ISO-L-EGB JASO FB + тест на чистоту поршней
ISO-L-EGC JASO FC + тест на чистоту поршней
ISO-L-EGD JASO FD + тест на чистоту поршней + моющий эффект

Компания Lubri-Loy производит несколько видов двухтактных масел на минеральной и синтетической основе. Особо хочется выделить синтетический продукт — Lubri-Loy® Synthetic DFI NMMA TC-W3 Two Stroke Engine.

Полностью синтетическое двухтактное масло Lubri-Loy® Synthetic DFI NMMA TC-W3 Two Stroke Engine — это беззольное масло для подвесных лодочных моторов, уличных и гоночных мотоциклов, снегоходов, где требуется высококачественное двухтактное масло.

Lubri-Loy® Synthetic DFI NMMA TC-W3 Two Stroke Engine для применения в двухтактных двигателях с водяной или воздушной системами охлаждения. Оно изготавливается с применением продвинутого пакета присадок, содержащего моющие и антиокислительные добавки. Благодаря этому продукт предохраняет от заедания клапана, обеспечивает чистоту двигателя, даже при использовании низкокачественного топлива. Это гарантирует поддержание двигателя в отличном состоянии.

Lubri-Loy® Synthetic DFI NMMA TC-W3 Two Stroke Engine разработано для двигателей с прямым впрыском топлива и для случаев, когда требуется подготовка предварительной смеси масла (всегда следуйте рекомендациям завода производителя оборудования для выбора правильной пропорции).

Lubri-Loy® Synthetic DFI NMMA TC-W3 Two Stroke Engine соответствует или превосходит требования всех стандартов:

Дополнительным преимуществом Lubri-Loy® Synthetic DFI NMMA TC-W3 Two Stroke Engine является низкая температура застывания масла -46?С (ASTM D6749). Таким образом, владельцы нескольких видов агрегатов с двухтактными двигателями могут использовать один продукт для всех аппаратов круглый год.

Стандарты масел для двухтактных двигателей

Виды масла для двухтактных двигателей

В двухтактные двигателях внутреннего сгорания не предусмотрено специальной системы смазки (в отличие от 4-тактных). В бак могут заливать уже готовую топливно-масляную смесь или смешивать масло с бензиновоздушной смесью во впускном патрубке. И при использовании смеси, и при раздельной подаче происходит образование бензомасляного тумана, смазывающего все детали, которые попадутся на пути. При этом в моторе происходит сгорание масла. С учетом особенностей эксплуатации двухтактных моторов, к маслу предъявляются следующие требования:

  • Хорошая текучесть
  • Растворение в бензине
  • Минимальное образование золы при сгорании (оптимальный вариант — полное сгорание)
  • Хорошие антикоррозионные качества
  • Устойчивость к высоким температурам
  • Быстрое разложение при контакте с водой (при использовании на судне)

Тип масла

В зависимости от состава все масла делятся на 3 большие группы: минеральные, полусинтетические и синтетические. Минеральное масло создается на основе очищенной сырой нефти, а синтетическое изготавливается путем перегонки нефти и последующей ее переработки до основных молекул. Использование различных технологий производства определяет и серьезную разницу в эксплуатационных качествах:

  • Минеральное. Можно использовать для маломощных двигателей: бензокос, бензопил, тримеров. В таких маслах обычно используется большое количество присадок, и со временем в моторе образуются шламовые отложения.
  • Полусинтетика. Подходит для использование с моторами мотоциклов и лодок. Содержит в составе много различных противоизносных присадок, которые обеспечивают максимально щадящий режим эксплуатации двигателя.
  • Синтетика. Обеспечивает надежную работу двигателя в экстремальных режимах. Синтетическое масло намного лучше минерального противостоит окислительным процессам и продолжает обеспечивать качественную защиту мотора существенно дольше. При этом его стоимость выше примерно в полтора-два раза. Впрочем, если покупать моторное масло оптом, то разница будет не такой большой.

Как правило, минеральные масла используются в двухтактных двигателях отечественного производства, если в инструкции указан именно этот тип. Преимущественно смазочные материалы на минеральной основе используется со старыми моторами.

Стандарты качества

В инструкции к мотору есть требования к классу используемых масел. Производитель обязательно указывает тип масла, которое необходимо использовать для конкретного мотора. Существуют несколько различных систем классификации:

На рынке представлено большое количество масел API, поскольку эта система была очень распространена в прошлом, но в будущем планируется заменить группу на ISO. Стандарт качества часто указывают рядом с вязкостью (SAE).

В зависимости от мощности двигателя масла по стандарту API делят на 4 категории:

  • API TA. Газонокосилки, бензопилы, небольшие мопеды до 50 см³.
  • API TB. Маломощные мотоциклы с моторами 50-200 см³.
  • API TC. Любые высоконагруженные двухтактные двигатели, работающие на суше объемом 200-500 см³.
  • API TD. Группа масел для подвесных моторов с водяным охлаждением.

Аббревиатура JASO означает «Японская организация по автомобильным стандартам». Она включает всех крупнейших производителей автомобилей в стране. Масла испытывают на специальных тестовых моторах и в зависимости от полученных результатов присваивают им соответствующую категорию:

  • JASO FA. Бюджетное масло для мотоциклов и машин в развивающихся странах.
  • JASO FB. Минимальный класс, допустимый для использования в Японии.
  • JASO FС. Бездымное масло, основное в Японии.
  • JASO FD. Масло, соответствующее наивысшим национальным требованиям в Японии.

В 1990-х годах ISO разработала ряд стандартов для масел на основе японской классификации. При этом требования были незначительно ужесточены: к стандартным требованиям добавлены 3-часовые испытания на Honda Dio, необходимые для оценки чистоты поршней и моющего эффекта. В результате бы введены 3 группы стандартов:

  • ISO-L-EGB. Требования JASO FB с дополнительным доказательством чистоты поршня.
  • ISO-L-EGC. JASO FC и дополнительные тесты на Honda Dio.
  • ISO-L-EGD. Соответствие JASO FD и дополнительные испытания на чистоту поршней и моющий эффект.

Класс ISO-L-EGE пока находится в разработке. Это будет самый высокий стандарт в группе ISO.

Классификация разработана National Marine Manufacturers Association — американской ассоциацией судопроизводителей. Это самое лучшее масло для лодочных моторов. При создании стандарта был сделан особый упор на параметры дымообразования, экологической чистоты, биологической разлагаемости масла. В зависимости от этих показателей выделены 3 стандарта для двухтактных двигателей:

NMMA TC-W3 — самый высокий стандарт на сегодняшний день. Это самое качественное масло, которые превышает показатели любых других существующих масел. Его можно использовать, если в сервисном талоне указаны любые стандарты API, ISO или JASO.

Выводы

При выборе масла для бензокосилки можно выбирать самые доступные варианты, соответствующие минимальным требованиям в инструкции. Точно так же можно выбирать подходящее решение для мопеда или мотоцикла. Но при использовании дорогого лодочного мотора лучше не экономить и приобрести элитное масло Мотюль класса NMMA TC-W3. В этом случае длительная и стабильная работа мотора гарантирована.

При выборе между минеральным и синтетическим маслом следует опять же ориентироваться на инструкцию. И все же синтетика и полусинтетика показывают себя несравнимо лучше даже с учетом более высокой цены.

Авто © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector