Ремонт автомобиля: срок ремонта автомобиля и договор с автосервисом
Обращаем внимание! Мы не консультируем по вопросам защиты прав потребителей и не работаем по этому направлению. Мы работаем только с юридическими лицами. Однако эта информационная статья обязательно будет Вам полезна.
Чаще всего автомобильные сервисы и СТО нарушают положения, которые устанавливают срок ремонта автомобиля. При этом немногие знают, что существуют нормативные сроки ремонта автомобиля — для каждого конкретного случая (ремонт по КАСКО, ремонт по гарантии, итд.) существуют свои правила определения максимальных сроков ремонта.
Организациям, сталкивающимся с юридическими проблемами, мы предлагаем качественное абонентское юридическое обслуживание.
Регулирование
Исполнение ремонта ТС организацией или ИП для физического лица (потребителя) регулируется следующими нормами:
- Главой III Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон о защите прав потребителей«) — при выполнении ремонта для потребителей;
- «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств», которые были утверждены Постановлением Правительства №209 от 11.04.2011 года (далее — «Правила о техническом обслуживании«).
- «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД 37.009.026-92», которое было утверждено Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43) (далее — «Положение о техническом обслуживании«).
Договор с автосервисом: как правильно оформить отношения с исполнителем
Начнем с рассмотрения вопроса о том, какие документы следует оформлять перед сдачей ТС в сервисный центр.
Документы, указанные ниже будут необходимы при формировании доказательственной базы для составления претензии или иска против автосервиса при некачественном обслуживании.
В соответствии с Правилами технического обслуживания договор с исполнителем (автосервисом) должен быть заключён в письменном виде (чаще всего это «заказ-наряд»).
Если работы выполняются в присутствии клиента, то в таком случае сделку можно заключать устно, но, чтобы обезопасить себя, мы все же рекомендуем получать какой-либо письменный документ, даже если услуги были оказаны «в присутствии клиента».
Совместно с заказ-нарядом автосервис и владелец транспортного средства должны подписать акт сдачи-приема ТС, в котором владельцу необходимо указать полную внутреннюю составляющую салона (коврики, звуковая система и так далее), а также отразить в нем внешние неисправности, если таковые имеются или указать, что ТС без видимых повреждений.
Будьте внимательны при заполнении указанных выше документов, ведь в случае если сервисом будут нанесены какие-либо повреждения ТС, то владелец транспортного средства сможет требовать возмещение двукратной стоимости повреждённой детали или, в некоторых случаях, предоставления нового авто.
Срок ремонта автомобиля: общие положения
Далее будут рассмотрены основные правила исчисления сроков: определение даты их начала и их исчисление.
Обращаем внимание, что в случае если проблема с нарушением сроков ремонта возник между двумя юридическими лицами, Вам необходимо воспользоваться нашей услугой юрист в арбитражный суд.
Срок исполнения начинает исчисляться с момента, когда ТС было передано исполнителю для проведения обслуживания. Такая дата определяется в соответствии с документацией, которой были оформлены отношения с мастерской (заказ-наряд, как указано выше).
Срок проведения ремонта автомобиля устанавливается в договоре между организацией и потребителем, где указывается точное количество дней.
При отсутствии в договоре указания на подобные сроки следует руководствоваться нормативами проведения ремонта транспортных средств, а также принципом разумности сроков. Следует отметить, что при отсутствии указания сроков ситуация с доказыванием превышения нормативных или разумных сроков обслуживания осложняется.
Долго ремонтируют автомобиль по гарантии
В соответствии со статьей 20 Закона о защите прав потребителей срок ремонта по гарантии не может превышать 45 дней.
Нарушение указанных сроков (если долго ремонтируют автомобиль по гарантии) является самостоятельным основанием возврата ТС продавцу (и соответственно возврата денег за авто или замены авто на аналогичный) и взыскания неустойки в размере 1% от цены автомобиля за каждый день просрочки осуществления устранения недостатков.
Также возврат ТС возможен если поломка возникла не впервые или такая поломка имеет существенный характер.
Подробнее о возврате автомобиля читайте на нашем сайте: Возврат автомобиля в автосалон.
Максимальные сроки ремонта автомобиля:
Максимальные сроки в некоторых случаях зависят в том числе от конкретных обстоятельств:
Гарантийный ремонт не может продолжаться более 45 дней, согласно Закону о защите прав потребителей.
Ответственность за превышение:
- Потребитель наделяется правом потребовать неустойку в размере 1% от стоимости ТС за каждый день превышения указанного предела.
- Клиент вправе осуществить возврат ТС продавцу и потребовать вернуть деньги за ТС.
- Штраф в размере 50% от всей присужденной суммы, в случае судебного разбирательства.
! Если ТС находится в ремонте более 30 дней за год (совокупно, по всем случаям устранения неисправностей), клиент также вправе вернуть деньги за ТС от продавца.
Если отношения между физическим лицом и сервисом выстроены напрямую (без участия автосалонов, страховых, итд.), то сроки определяются на основании соответствующего договора (заказ-нряда и сопутствующей документации (смотрите выше)).
Сроки проведения работы должны быть установлены в договоре. Если таковые установлены не были, то следует руководствоваться принципом разумности и нормами, установленными в Положении о техническом обслуживании (подробнее смотрите ниже).
Ответственность за превышение:
- Неустойка в размере 3% от стоимости работ за каждый день просрочки исполнения;
- Штраф в размере 50% от всей суммы спора, в случае судебного спора.
Такой срок должен быть установлен в договоре страхования. Однако, даже если такой срок установлен не был, клиент вправе апеллировать к нормам, установленным Положению о техническом обслуживании (подробнее смотрите ниже).
Потенциально возможны следующие ситуации:
- Страховая не направляет на ремонт ((а) страховая обязан направить в течение 20 дней с момента получения всех документов по ОСАГО; и (б) в соответствии с договором страхования — по КАСКО);
- Сервис не принимает ТС, направленное страховщиком;
- Сервис не приступает к ремонту;
- Сервис не осуществляет ремонт в срок; и
- Назначенный сервисом срок, слишком велик.
Ответственность за превышение:
Ответственность будет зависеть от вида страхования (ОСАГО или КАСКО), а также от того, кто нарушил обязательства (сервис или страховая). Каждый случай требует отдельного анализа, с учетом специфики договорных отношений.
В большинстве случаев ответственность наступает именно для страховой организации, так как юридически отношения оформлены таким образом, что клиент не имеет правоотношений с сервисом.
Ответственность наступает в виде обязанности выплатить неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки его осуществления, а также в виде штрафа в 50% от всей суммы спора, если дело дойдет до суда.
Положение о техническом обслуживании (Нормативные сроки ремонта)
Согласно Положению о техническом обслуживании сроки ремонта ТС не должны превышать следующие пределы:
- ТО: 2 дня;
- текущее обслуживание (без кузова): 10 дней;
- капитальная починка двигателя: 2 дня;
- окрашивание с удалением старых слоев: 15 дней;
- окрашивания без удаления старых слоев: 10 дней;
- полное окрашивание всего кузова с удалением старых слоев: 20 дней;
- полное окрашивание всего кузова без удаления старых слоев: 15 дней;
- работы по кузову и связанные с варкой: 20 дней;
- работы по кузову и связанные с варкой работы повышенной сложности: 30 дней;
- работы по кузову и связанные с варкой работы с окрашиванием: 35 дней; и
- работы по кузову и связанные с варкой работы повышенной сложности с окрашиванием: 50 дней.
Что такое капитальный ремонт автомобиля?
Автомашина требует постоянного ухода и поддержания технического состояния. Однако, несмотря на регулярное обслуживание, наступает время, когда необходимо сделать капитальный ремонт автомобиля. В этом процессе возникает потребность полностью заменить либо восстановить детали машины.
Содержание:
Восстановительная починка: текущий ремонт авто
По сущности, ремонт — это комплекс действий, связанных с устранением возникших неисправностей. По характеру работ, которые при этом проводятся, их делят на два вида: гаражные и капитальные. Первый тип – эксплуатационные (гаражные) , при которых ремонтируют весь автомобиль, включая мотор. Под термином «капитальный ремонт автомобиля» подразумевается масштабная и серьезная починка транспортного средства, а также основных узлов, агрегатов, систем.
Текущее ремонтное обслуживание включает в себя такие работы, с помощью которых устраняются определенные поломки. Это сварочные, электротехнические, кузовные операции, ремонт двигателя или коробки передач. В это понятие входят слесарно-механические, сборно-разборные действия. Процесс ремонта выполняется как на снятом рекомендуемом для ремонта узле, так и на установленном. Необходимость этого процесса определяют, когда выполняют контрольный осмотр или непосредственно во время эксплуатации.
При ремонте автомеханик либо сам автовладелец разбирают и проводят ревизию узла на предмет выявления скрытых неисправностей, замены вышедших со строя деталей. В этом цикле предполагается оценка ресурса крупных частей машины, замена тех деталей, которые выработали свой потенциал. Объем работ по данному мероприятию достаточно большой и затратный.
Капитальный ремонт автомобиля в разрезе
Целью цикла действий по капитальному ремонту автомобиля является возобновление технического состояния транспортного средства, обеспечения нормальной эксплуатации транспорта до наступления очередного ремонта.
Автомашину, в идеале, разбирают на отдельные механизмы, узлы и агрегаты. После разборки снятые детали делят на 3 группы: пригодные к эксплуатации, требующие ремонта, непригодные. Агрегаты комплектуют, собирают, испытывают и регулируют. Потом на раму монтируют собранные испытанные механизмы, проверяют автомашину пробегом. После этого устраняют выявленные при проверке неисправности, окрашивают автомобиль.
Капремонт проводят агрегатным или индивидуальным способом. Первый предполагает обезличивание демонтированных деталей и установку их на другой автомобиль. В таком случае сокращается время пребывания авто в ремонте. При таком способе неисправные или изношенные части заменяют новыми либо отремонтированными заблаговременно.
Когда ремонтироваться?
Каждая марка и модель автомашины имеет обозначенную норму пробега, после которой показан капитальный ремонт автомобиля. После достижения показателя транспорт осматривают в сервисном автоцентре, где определяют его техническое состояние.
Автомеханики рекомендуют проводить капремонт, когда большинство механизмов, в том числе кузов и мотор, требуют одновременной починки. Это становится причиной постоянного ухудшения состояния авто. Из-за данной проблемы постоянно увеличивается износ деталей, снижается возможность их надежной эксплуатации. Когда же норма по пробегу достигнута, а по техническому состоянию машины ремонт не потребуется – его не проводят. Часто после ДТП, когда транспорт подлежит восстановлению, выполняют сложные и объемные ремонтные работы.
Что относится к капитальному ремонту автомобиля?
Полезная информация на тему: «что относится к капитальному ремонту автомобиля?». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.
Объем работ по ремонту зависит от степени изнашивания (старения) или повреждения машины (агрегата). Профилактические системы предусматривают несколько видов ремонта: текущий, плановый текущий, явочный текущий, средний, капитальный и восстановительный. Текущий ремонт (ТР) выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности машины и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных ее частей. Данный вид ремонта является основным способом возобновления работоспособности автомобилей в процессе их эксплуатации. Неисправные составные части могут быть заменены новыми или отремонтированными. При этом замена выполняется только в том случае, если другие основные части автомобиля имеют значительный запас ресурса.
Текущий ремонт автомобилей не регламентируется определенным пробегом и выполняется для обеспечения или восстановления их исправности. Согласно положению о техническом обслуживании подвижного состава, текущий ремонт выполняется как сопутствующий при первом или втором техническом обслуживании
и отдельно в объеме, не превышающем 20% от объема работ, выполняемых при соответствующем техническом обслуживании. Замена или восстановление работоспособности отдельных составных частей производится преимущественно по результатам диагностирования. Плановый текущий ремонт производится в зависимости от установленной заводом-изготовителем плановой наработки с целью восстановления эксплуатационных свойств машины (агрегата) до нормативного уровня. Явочный текущий ремонт производится с целью устранения или предупреждения случайного отказа. Средний ремонт (СР) производится с целью частичного восстановления ресурса машины после замены или ремонта изношенных (неисправных) агрегатов и узлов. Он заключается в частичной разборке машины, в замене или капитальном ремонте не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Этот вид ремонта предусматривает оценку технического состояния всех агрегатов и механизмов машины, а также выполнение сопутствующих ремонтных работ (сварочных, слесарных, смазочных, регулировочных и др.). Трудоемкость среднего ремонта машин зависит в основном от количества заменяемых и ремонтируемых сборочных единиц и может достигать 200…300 чел.-ч.
Капитальный ремонт (КР) — вид ремонта, выполняемого для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базовых. Различают капитальный ремонт автомобиля и капитальный ремонт составных частей (двигатель, коробка передач, задний мост и др.).Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.
При капитальном ремонте автомобиль подвергают очистке, разборке на составные части, дефектации, восстановлению или замене деталей, сборке, регулированию, обкатке, окраске, испытаниям.
Показатели качества капитально отремонтированных автомобилей должны быть на уровне новых (или близкими к новым), а уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от исходных показателей новых машин.
Капитальный ремонт машин и их составных частей должен выполняться, как правило, на специализированных предприятиях, оснащенных соответствующим оборудованием, приспособлениями и инструментом.
Трудоемкость капитального ремонта определяется многими факторами и главным образом конструктивной сложностью машины, ее ремонтной технологичностью, степенью механизации работ и квалификацией ремонтников. При этом трудоемкость капитального ремонта может достигать порядка 800 чел.-ч.
Восстановительный ремонт (вторичное производство) — изготовление машин или сборочных единиц, показатели свойств которых отличаются от показателей свойств изделий, изготавливаемых на предприятии основного производства, методами ремонта. Ремонт машины (агрегата) по техническому состоянию производится по результатам оценки ряда показателей, если их значения отличаются от допустимых. Гарантийный ремонт машины (агрегата) производится с целью устранения отказов, возникающих в период гарантийной наработки и по вине завода изготовителя (ремонтного органа).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Профилактический ремонт производится по рекомендации главного конструктора машины (aiperaTa) с целью замены элементов, не обеспечивающих межремонтный ресурс изделия. Подменные элементы поставляются в качестве запасных частей заводом-изготовителем.
По сохранению принадлежности составных частей к конкретному экземпляру ремонтируемого автомобиля различают обезличенный и не обезличенный методы ремонта. При не обезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру автомобиля. При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру машины.
Агрегатный метод ремонта — это разновидность обезличенного метода, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или отремонтированными. Сущность агрегатного метода ремонта заключается в том, что при потере автомобилем работоспособности его ремонт производится заменой отдельных неисправных агрегатов и узлов отремонтированными или новыми из числа обменного фонда, в результате чего работоспособность (исправность) автомобиля восстанавливается в целом при минимальных издержках потребителя, быстро, составными частями, отремонтированными без спешки на специализированных рабочих местах.
Экономическая сущность агрегатного метода ремонта заключается в следующем:
• обеспечивается более полное использование технического ресурса агрегатов
узлов при снижении тем самым удельных затрат на запасные части и ремонт автомобиля в целом; сокращается время простоя машины в процессе ее ремонта;
• упрощается технологический процесс ремонта автомобиля за счет использования менее сложного оборудования; сокращаются производственные площади за счет увеличения их пропускной способности и снижения затрат на их строительство и эксплуатацию; повышается качество ремонта агрегатов и узлов автомобиля.
При агрегатном ремонте выше вероятность отказа за счет других составных частей по сравнению с полнокомплектно отремонтированным автомобилем. Агрегатным методом ремонтируют автомобили, конструктивные особенности которых позволяют легко расчленять их на составные части (агрегаты и узлы).