Технические характеристики ГАЗ-3102
ГАЗ-3102 «Волга» выпускался на Горьковском автомобильном заводе с конца 1981 по 2009 год. Такой длительный период производства (27 лет) был рекордным для ГАЗ. Машина представляла собой 4-дверный седан, окрашенный в черный, белый, бежевый или светло-серый цвет. Предназначался для перевозки директоров крупных предприятий, генералов, секретарей райкомов и других важных чиновников.
Внешний вид автомобиля ГАЗ 3102
Остальные категории населения пользоваться автомобилем не могли, поэтому что массового производства не было, выпускались партии от трех до 10 тысяч в год. За все время выпущено около 156 тысяч машин.
Технические характеристики автомобиля
Основные технические характеристики ГАЗ-3102 «Волга»:
- Количество мест — пять, включая водительское;
- Двигатель — 2,445 литра;
- КПП — 4-ступенчатая механическая;
- Время разгона до 100 км/ч — 19 секунд;
- Наибольшая скорость — 147 км/ч;
- Расход бензина на 100 км (смешанный цикл) — 9,3 литра;
- Объем топливного бака — 70 литров;
- Клиренс — 156 миллиметров;
- Объем багажника — 500 литров.
Данные указаны для первой серии автомобилей (1982-1991). В последующие годы технические характеристики несколько изменялись, но не очень существенно (это связано с установкой различных двигателей).
Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)
У ГАЗ-3102 «Волга» крыша и дверные проемы остались теми же, что на прототипе. Переходы от боковых поверхностей к капоту и багажнику были скруглены. Стыки между элементами кузова выравнивались шпаклевкой, внешний вид стал лучше, чем у ГАЗ-24. Уменьшилось число декоративных деталей.
Основные отличия экстерьера:
- Передняя часть авто стала длиннее на 202 мм, увеличив зону деформации кузова, а значит, и безопасность.
Габаритные размеры газ 3102
Машина стала выглядеть более сбалансированной при взгляде сбоку.
Основные отличия интерьера:
- Панель приборов выполнена из вспененного полиуретана;
- На рулевой колонке были установлены переключатели света и указателей поворотов, а также управления щетками и обмывом лобового стекла;
- Заднее стекло оборудовалось электрическим обогревом;
- В салоне наклеивалась пленка «под дерево»;
- Кресла стали более удобными, появились подголовники;
- Улучшилась термоизоляция и понизился уровень шума в салоне (применены новые изоляционные материалы).
Автомобиль комплектовался однорядным четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-4022.10. Его главным отличием являлось форкамерно-факельное зажигание, то есть воспламенение горючей смеси с помощью огненных факелов, а не искры.
Разобранный двигатель ЗМЗ-4022.10
В дополнительную камеру сгорания (форкамеру) поступала обогащенная смесь и сгорала от искры свечи. Огненные факелы через два сопла попадали в основную камеру и поджигали находившуюся там обедненную смесь.
Сгорание происходило быстрее и было более полным, чем при воспламенении от искры, что повышало экологическую чистоту выхлопа. На моторе ЗМЗ-4022.10 использовался карбюратор К-156, изготовленный именно для такого типа зажигания.
Две его камеры приготовляли обедненную смесь, одна — обогащенную. В карбюраторе имелась также полуавтоматическая система холодного запуска, водителю следовало лишь закрыть воздушную заслонку.
Недостатками форкамерно-факельного зажигания являлась необходимость частой настройки и очистки сопел карбюратора, а также выделение большого количества тепла. Чтобы избежать перегрева, пришлось изменить ГБЦ и систему охлаждения.
Система охлаждения автомобиля ГАЗ 3102
Основные технические характеристики ЗМЗ-4022.10:
- Объем — 2,445 литра;
- Мощность — 75 кВт (102 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 182 Н*м;
- Топливо — бензин АИ-93.
Другой особенностью мотора стала система ступенчатого пуска воздуха, обеспечивающая его поступление напрямую во впускной коллектор. Этим достигался двойной эффект: экономия бензина и сокращенный выбег автомобиля при торможении двигателем. Изменилась компоновка некоторых узлов ГАЗ-3102 «Волга». Бензобак сместился вперед, его емкость возросла до 70 литров. Появился шариковый клапан давления, предотвращающий утечку бензина в случае переворачивания автомобиля.
Значительные изменения произошли в тормозной системе. Для ГАЗ-3102 «Волга» фирма Girling (Англия) разработала специальную конструкцию вакуумного усилителя. Система оставалась работоспособной при выходе из строя одного из контуров.
Передние колеса оборудовались дисковыми тормозами, разработанными совместно с той же фирмой.
Были и другие изменения. Передаточное числа главной пары стало 3,9 (вместо 4,1). Запасное колесо и инструмент водителя размещался в углублении багажника. Система выпуска дополнилась вторым коллектором и глушителем-резонатором. Автомобиль комплектовался бескамерными радиальными шинами 205/70R14.
Первая серия (1982-1991)
В эти годы на ГАЗ-3102 «Волга» постепенно изменялись отдельные узлы и элементы. С 1984 года стали применять вентилируемые диски на передних тормозах. Одновременно заменили главный тормозной цилиндр и упростили разводку гидропроводов.
С 1985 года на некоторых машинах начали устанавливать мотор ЗМЗ-402.10. У него был блок цилиндров от ЗМЗ-4022.10, но с ГБЦ без форкамеры. Тогда же произошли следующие изменения:
Волга Газ 3102 1982 года выпуска
- Регистрационный знак переместили на бампер, который стали штамповать со специальной площадкой. Резиновая окантовка в этом месте прерывалась.
- Радиаторная решетка стала единой (вместо трех частей, из которых состояла).
- Повторители поворотов вернули на крылья, этого потребовали международные стандарты.
- Внутри салона изменились подлокотники на дверцах.
В 1987 году начали использовать бесконтактное зажигание.
Вторая серия (1992-1997)
В 1992 году на ГАЗ-3102 «Волга» произошли изменения:
- Бензобак был перемещен на прежнее место (под багажник).
- У наружных зеркал появились пластмассовые корпуса и ручки для регулировки положения стекол из салона. Запаска стала крепиться к полу багажника.
- Установили поплавковый датчик уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.
- В салоне изменилась панель приборов, форма педалей и ручка рычага МКПП.
В 1994 году отказались от форкамерного двигателя. Его заменил ЗМЗ-406, имевший следующие характерными особенности:
- Чугунный блок цилиндров вместо силуминового;
- Цепной привод на промежуточный вал с приводом масляного насоса;
- Четыре клапана на каждый цилиндр;
- Цепной привод на два распредвала.
На ЗМЗ-406 была установлена комплексная система управления двигателем, выполнявшая функции карбюратора, прерывателя-распределителя, ручек управления жалюзи и воздушной заслонкой.
Основные технические характеристики ЗМЗ-406:
- Объем — 2,3 литра;
- Мощность — 110 кВт (130 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 206 Н*м;
- Бензин — АИ-93э;
- Экологический класс — Евро-1.
С этого же года стали использовать общую емкость для очистки ветрового стекла и фар, на бачок установили второй насос.
Третья серия (1997-2003)
Газ 3102 1998 года выпуска
В 1997 году у модели ГАЗ-3102 «Волга» произошли следующие изменения:
- МКПП стала 5-ступенчатой.
- Была возвращена промежуточная опора для карданного вала.
- Начата установка гидроусилителя руля.
- Карданным шарниром заменили муфту на рулевом управлении.
- Систему охлаждения оборудовали электрическим насосом.
- Изменилась отделка салона.
- Установили дополнительный резонатор.
- Изменилось управление обмывом фар.
- Диаметр колес увеличился с 14 до 15 дюймов, крепление к ступицам изменилось на болтовое (вместо шпилек). Стали использоваться шины 195/65 и пластмассовые колпаки.
- Форсунки омывателя стекла были перемещены на капот и сделаны подогреваемыми.
- Обновлена шумовая изоляция капота.
В 1998 году в салоне обновилась облицовка дверей. Были удалены дверные пепельницы, появились вещевые ящики.
Четвертая серия (2003-2006)
В 2003 году ГАЗ-3102 «Волга» снова подверглась модернизации. Основные новшества:
- Передняя подвеска выполнена с шаровыми опорами;
- Внесены изменения в МКПП;
- Появился стабилизатор поперечной устойчивости задней оси;
- Диски колес изменились, с них исчезли колпаки;
- Наружные зеркала стали того же цвета, что и кузов;
- Все автомобили комплектовались задними мостами в виде балки-картера (в предыдущий период такие устанавливались лишь на некоторые машины, на прочих оставались разрезные).
Пятая серия (2006-2009)
В 2006 году изменился индекс автомобиля (прибавилась цифра 5), название изменилось на ГАЗ-31025 «Волга». Из-за нехватки моторов ЗМЗ-4061 на некоторые авто начали ставить ЗМЗ-405 (2,46 литра), разработанный для ГАЗ-3111. Их тоже не хватало, использовали Chrysler DCC 2,4L DOHC (2,429 литра), соответствующий стандартам Евро-2 или Евро-3 (в зависимости от модификации). ГАЗ-31025 «Волга» в этот период могла быть укомплектована любым из этих моторов.
В 2006 году на ГАЗ-31025 «Волга» были произведены изменения:
- Изменился расширительный бачок;
- Появились электрическая регулировка и подогрев наружных зеркал;
- Был добавлен механизм регулировки рулевой колонки;
- Повторители поворотов были удалены с крыльев и помещены на наружные зеркала;
- Обновилась приборная панель.
На части автомобилей в 2008 году обновили салон. В конце этого же года ГАЗ-31025 «Волга» перестали выпускать.
Отзывы об автомобиле
Большинство владельцев публикуют положительные отзывы практически обо всех модификациях ГАЗ-3102 «Волга». Отмечают надежность и долговечность двигателя (кроме форкамерного) и автомобиля в целом. Обращают внимание на просторный салон и вместительный багажник. Хорошие отзывы и о характеристиках машины, относительно недорогой стоимости запчастей и ремонта.
Однако многие владельцы пишут и о недостатках, основным считают низкое качество сборки. Отмечают большой расход бензина, особенно в условиях города, а также невысокий уровень комфорта в салоне и плохую приемистость автомобиля.
Встречаются прямо противоположные отзывы. Одни пишут о прекрасной проходимости машины, которая может проехать почти всюду, другие жалуются, что авто не буксует только на асфальте. Вероятно, многое зависит от умения водителя.
В одном из отзывов владелец пишет, что его ГАЗ-3102 прошел более 600 тысяч километров без капитального и, вообще, сколько-нибудь серьезного ремонта.
Другой отмечает, что внимательно следил за машиной, вовремя смазывал и проводил другие работы по уходу, никогда не перегружал двигатель. Сейчас его пробег — больше 350 тысяч километров, тоже серьезного ремонта не требовалось. Несколько владельцев автомобилей с форкамерным двигателем (первых лет выпуска) рекомендуют сменить ГБЦ и карбюратор, то есть перейти на обычное зажигание. Однозначные выводы по отзывам сделать сложно, по пятибалльной шкале средняя оценка ГАЗ-3102 «Волга» где-то 3,5–4,0 балла.
Волга-3102
- Марка автомобиля: ГАЗ
- Страна производитель: СССР
- Год выпуска: 1982
- Тип кузова: Седан
ГАЗ-3102 является легковым автомобилем представительского класса, который производил Горьковский Автомобильный Завод в серийном порядке в период с 1982 по 2008 годы. Модель служила следующим поколением ГАЗ-24-10 и предшественницей Volga Siber.
Машина стала платформой для транспортных средств поколения ГАЗ-31029 и ее выпускали лишь в кузове седан. Иерархия представительских машин Союза Советских Социалистических Республик позволила автомобилю занять промежуточную строчку промеж Чайка ГАЗ-14 и Волга ГАЗ-24-10. Весь модельный ряд ГАЗ.
Во время социализма в розничной продаже не было данной машины, она обслуживала государственных деятелей вместе с учреждениями, и руководящих работников партийного аппарата. Серийное производство Волга ГАЗ 3102 продолжалось с большим количеством модернизаций вплоть до 2009 года, вслед за чем выпуск прекратили.
Исходя из последних годов производства, автомобиль в техническом плане был идентичен ГАЗ-31105, однако смог при этом сохранить свой «стандартный» кузовной дизайн в классическом стиле. В данной статье будут рассматриваться технические характеристики и фото.
История автомобиля
На момент установки на конвейерное производство новенькой 24-й модели специалисты Горьковского автомобильного завода начали уже думать о будущем семействе – автомобиле, какой был бы «больше, лучше и мощнее».
Но изначально следующая Волга была задумана не лишь, как замещение уже существующей машины (как это случилось с 21-й), а и в качестве автомобиля, какой смог бы занять промежуточную нишу промеж стандартной продукцией и штучными лимузинами Горьковского завода, где применяли уже ручную сборку.
Другими словами, учитывая более высокий набор потребительских качеств, многообещающая седановская версия должна была находиться в серийном производстве. Модернизированный автомобиль мог помочь заполучить предприятию и всей стране неплохой доход.
Потому что за границей еще в те времена уже начали обращать внимание не лишь на габаритную составляющую машины, а и на ее комплектацию, степень отделки и функции, которые были призваны повышать уровень комфортабельности.
Следует отметить, что даже новинка ГАЗ-24 имела не такой отличительный уровень комплектации, он был такой же, как и на штатных машинах, какие были классом ниже.
А «элитные» автомобили Горьковского автомобильного завода могли похвастаться опциями, какие были стандартными на высококлассных заграничных машинах. Сюда можно отнести гидравлический усилитель рулевого колеса, автоматическую трансмиссию, электрические приводы стекол и кондиционер.
Переходный автомобиль должен был возместить пробел в производственном перечне компании ГАЗ и в то же самое время стать мощным оружием предприятия в схватке за потребителей внешнего рынка.
Как ни печально, но проектировать новенький седан было решено на уже существующей базе 24-й модели. Министерство автомобильной промышленности СССР выдержанно «зарубало» некоторые проекты существенно новых автомобилей, таких как Москвич, Иж и Запорожец.
Вместо этого они отдавали предпочтение становлению новейшего автомобильного гиганта в Тольятти. Кроме этого, проектировка и старт серийного производства следующей машины повлекли за собой потребность в больших деньгах, какие только недавно вложили в уже появившийся ВАЗ.
Кроме этого, начиная с 1973 года весь мир почувствовал на себе уникальный энергетический кризис, поэтому мощная среднеразмерная машина оказалась просто невостребованной в Европейских странах.
Не стоит забывать о том, что 24-я модель не являлась устаревшим седаном, который требовал серьезных доработок. Прототипные версии приобрели наименование 3101. Как и все новые модели машин, выпущенные в советской стране 1970-х годов, 4-значный индекс обещающей модели соответствовал отраслевым нормативам 1966 года, где 1-я цифра говорила о классе транспортного средства.
Благодаря жестким технологическим ограничениям новенькая машина была предельно связана с предыдущей моделью, другими словами 24-й. На практике, получили «согласие» только на усовершенствование носовой и кормовой части, а вот силовую кузовную структуру, вместе со штампами крыши и дверными боковинами, решили не изменять.
Весьма интересно, однако позже многие «важнейшие» элементы были так и оставлены без усовершенствований до самого завершения выпуска седана в 2009 году. Версии-прототипы рознились от стандартного седана внешним обликом носовой, кормовой части и кузовной отделкой, где было увеличено количество деталей из хрома.
Однако, учитывая все эти моменты, концептуальная версия новенького седана смотрелась достаточно безлико, не сильно опережая ГАЗ-24 по внешней составляющей. Сердцем нового седана хотели сделать V-образный трехлитровый шестицилиндровый силовой агрегат, какой сначала планировали установить в «улучшенные» модификации 24-й модели, однако в серийное производство они так и не попали.
1977 год позволил выпустить новую Чайку ГАЗ-14, которая существенно оказала влияние на проектировку разрабатываемого транспортного средства. Специалисты приняли решение сделать внешний облик последующего автомобиля в том же направлении, уходя от плавных линий в более ярко-выраженное «плоскопараллельное» дизайнерское направление.
Как ни как, а Чайка, обладающая угловатыми характеристиками, выглядела достаточно солидной, однако лишалась излишней грузности. Стоит заметить, что по указанным выше основаниям, специалисты по экстерьеру просто не могли разгуляться.
Они могли изменить только носовую и кормовую части, при этом, синхронизировав их с прошлыми дверями в стилистической компоновке. Впрочем, чересчур делать квадратными новые детали не разрешали, чтобы они не вступали в диссонанс с прошлой средней кузовной частью.
При помощи удачных решений дизайнерского состава получилось небольшими усилиями поменять внешность Волги, что придало ей элегантность и новизну. Хорошо, что сохранились фото первых экземпляров.
Экстерьер
ГАЗ-3101 обладал новыми блок-фарами, молдингом, пущенным по боковой кузовной части, иными передними крыльями и капотом. Если сравнивать модель с прошлым автомобилем, то новинку переработали и в конструктивном плане. Например, уделили немало внимания безопасности, шумовой изоляции и экологичности.
Интерьер решили в стиле «старшей» Чайки. Переработали также трансмиссию, а в качестве силового агрегата предусмотрели уникальную форкамерную установку. Установленные сзади фонари позже перенесут на модификацию ГАЗ-31029. Светоусилительная система была усовершенствована, что существенно повышало безопасность.
Вообще, внешний облик ГАЗ-3102 определялся по трем критериям: соответствие дизайнерскому решению мирового уровня, сохранность всех штампованных кузовных деталей 24-й Волги, куда можно было отнести наличие лонжеронов, боковин, крышки багажного отделения, дверей и крыши. Также автомобиль должен был соответствовать увеличенным требованиям пассивной и активной безопасности.
Внешность модели отличалась актуальным дизайнерским решением, которое соединяло в себе американскую мощь кузовных линий и европейскую краткость элементов кузова. Радиаторная решетка имела стилистику «китового уса», что говорило об неизменяемой принадлежности машины к рангу «Волги».
Это можно заметить, обратив внимание на фото передней части седана. Твердые стандарты к безопасности 3102 послужили толчком для внедрения зон поглощения энергии ударов. Данная программа позволила внести некоторые корректировки в конструкцию, где бак с горючим убрали из-под пола и поместили за задними сидениями над задним мостом, так как данная область получает минимум повреждений от столкновений и ударов при авариях.
Из-за того, что появилось другое размещение горючего бака, это предоставило возможность повысить объем емкости до 70 литров. Кузовные обводы автомобиля вслед за всеми конструктивными изменениями, теперь получились более современнее, а очертания седана стали носить нотки аристократизма.
Носовая часть машины удлинилась на 202 миллиметра, что повысило устойчивость к кузовной деформации. Автомобиль смотрелся более сбалансированным при боковом осмотре. Стали устанавливать бамперы, радиаторные решетки, колесные колпаки и прочие элементы из хрома.
Бампера приобрели окантовку из резины, которая предохраняла от деформации при небольших столкновениях. Дверные ручки монтировали утопленного типа. Пропали угловые форточки на окнах, что позволило повысить безопасность от угона, однако немного понизило проветривание внутри транспортного средства.
Устанавливались фары немецкого производства компании Ruhla, которые имели габаритные лампочки изнутри. Их расположение было пониже, нежели у 24-й модели, что дало возможность улучшить освещение дорожного полотна.
Заменять лампочки можно было из моторного отделения. Инженеры внедрили систему омывания фар с форсунками, какие установили на бампере. К задним фонарям добавили противотуманную лампочку.
Все сигналы поворотов «подросли» в габаритах и стали заметны с боковой стороны седана, что предоставило возможность не применять повторители на крыльях. Противотуманки расположили под передним бампером. Из-за этого повышалась их результативность. Их можно было закрывать съемными кожухами.
Интерьер
Салон седана разрабатывали по последнему слову моды тех времен, дизайнерский состав старался обеспечить салон машины впечатлению роскошности, однако они сдерживали свои амбиции, дабы не перескочить границу разрешенного.
Стилистическая сторона интерьера личного автомобиля советского чиновника должна была отвечать лучшим заграничным экземплярам, однако и представлять советскую автомобильную промышленность.
1970-е годы прошлого столетия навязали моду на отделку интерьера натуральным деревом, однако в то время, как зарубежные автомобильные компании позволяли себе подобную роскошь, как панель из палисандра и прочего, то советские производители уже считали такие материалы проблематичными.
Вместо натуральной древесины ее просто заменяли на самоклеящуюся пленку, где был рисунок под дерево. Свободного пространства внутри машина предостаточно. На заднем диване могут удобно расположиться три взрослых человека.
Места над головой и в ногах у них хватает. Обивку внутренней части седана сделали такой, что она была близка к нормативам роскошности. Кресла вместе с дверными панелями обтягивали качественным велюром.
Оттенки могли быть разные – красные, зеленые и бежевые. Спинки кресел получили наличие ортопедической формы, при помощи чего шофер вместе с пассажирами не уставали при длительной поездке.
Если говорить про пол, то его стали застилать натуральным ковром, а данная вещь существенно увеличивала комфортабельность салона и являлась шумовым изоляционным слоем. Систему отопления стали совмещать с вентиляционными диффузорами, а так как раньше не существовало машинных кондиционеров, салон изысканного седана обеспечивался прохладным воздушным потоком при помощи производительной вентиляционной системы.
Отличалась модель от прототипа панелью приборов, которая выполнялась с применением вспененного полиуретана. Рулевая колонка стала иметь наличие переключателей света и указателей поворотов, куда относятся управление щитками и обмывом ветрового стекла.
Установленное сзади стекло имело электрический обогрев. Появилось также наличие подголовников и, что самое приятное, повысили термоизоляцию и понизили уровень шума внутри седана.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Мотор, какой устанавливали на новенький седан в 1982 году, имел необычную конструкцию и шел вместе с форкамерно-факельным зажиганием, какое функционирует в режиме ЛАГ-процесса (лавинная активация горения).
Дебютные форкамерные силовые агрегаты начали производиться в Горьком еще в 1950-х годах во время поисков новейших технологий, которые бы обеспечивали экономию топлива. Способ не был прижитым, поэтому скоро от него решили отказаться.
Силовые агрегаты ЗМЗ 4022.10 стали потом оснащаться стандартными свечами зажигания. Они были представлены четырехцилиндровыми однорядными 102-сильными моторами, объем которых составлял 2.445 литра.
Они выдавали порядка 102 лошадиных сил. Воспламенение горючей смеси было при помощи огненных факелов, а не искры. Дополнительная камера сгорания (форкамера) принимала обогащенную смесь и сгорала от искры свечи. Огненные факелы сквозь два сопла попадали в основную камеру и поджигали уже имеющуюся там обедненную смесь.
Сгорание осуществлялось намного быстрее, и было боле полным, нежели во время возгорания от искры. Это увеличивало экологические показатели выхлопной системы.
Но работа по усовершенствованию двигателя седана продолжалась, ибо нелегкий автомобиль потреблял достаточно много бензина. Ситуация была разрешена, когда в 1992 году разрешили импортировать силовые агрегаты Toyota 3RZ-FE, которые были довольно мощными и экономичными.
Спустя 14 лет горьковчане уже принимали у себя двигатели Chrysler EDZ из Америки. Поэтому машину оснащали зарубежными силовыми агрегатами. Подобную практику проводили на протяжении некоторого времени до самого завершения выпуска.
Карбюратор монтировали устаревший – К-156. Пара камер приготавливали обедненную смесь, а одна – обогащенную. Карбюратор имел полуавтоматическую систему холодного запуска, шоферу только было необходимо закрыть воздушную заслонку.
Среди недостатков данной системы было: частая настройка и очистка сопел карбюратора, выделение большого объема тепла. Дабы избегать перегревов, приходилось изменять ГБЦ вместе с системой охлаждения.
Другая особенность силового агрегата заключалась в системе ступенчатого пуска воздуха, которая обеспечивала его поступление напрямую во впускной коллектор. Благодаря этому получали двойной эффект – получалось экономить топливо и сокращать выбег машины во время торможения мотором.
Под конец производства машины завод получил американский силовой агрегат Chrysler DCC, объем какого составлял 2.4 литра. Он развивал 150 лошадиных сил.
Трансмиссия
Коробку передач для представительного седана подбирали постепенно. Изначально планировали установить планетарный агрегат с применением гидромеханического привода. Но благодаря неповоротливости плановой системы Союза Советских Социалистических Республик, в очередной раз, машина получила старую трансмиссию от прошлого автомобиля, а точнее от 24-ой модели.
Коробка передач нуждалась в доработках, ведь транспортное средство с индексом 3102 находилось в иной весовой группе и его вес требовал других соотношений шестеренок прямой передачи. В результате машина стала оснащаться модернизированной трансмиссией, какая имела четыре механические скорости и была далекой от конструктивного совершенства.
Подвеска
Ходовка седана на дебютном этапе строения являлась автомобильным анахронизмом. Впереди ее собирали по методу поворотных кулаков на шкворнях, подобную схему использовали в те года на грузовых машинах.
Такая подвеска, конечно, отличалась надежностью, однако ее узлы нуждались в постоянной смазке разными смазочными материалами, такими как «Литол». Для этих целей точки смазки обладали специальными шприц-масленками.
На передней подвеске было наличие амортизаторов, какие имели хорошие характеристики возвратно-поступательного действия, и они не боялись выдерживать значительных нагрузок. Передняя подвеска являлась независимой. Установленная сзади подвеска получилась простой и надежной.
Кузов основывался на полуэллиптических рессорах, а чтобы была поперечная устойчивость применяли стабилизирующую штангу. В рессорных серьгах были запрессованы втулки из танковой резины.
Поэтому достигалось бесшумное взаимодействие с движущимися деталями. Задняя подвеска обладала наличием гидравлических амортизаторов, где были масляные гасители ударных нагрузок. Задняя подвеска являлось зависимой.
Рулевое управление
Рулевое колесо обладало уже гидравлическим усилителем, что намного облегчало управление такой крупногабаритной машиной и позволяло поворачивать руль даже во время простоя.
Тормозная система
На ГАЗ-3102 она была более современная, чем у предшественницы, все элементы выпускались по лицензии британской компании Girling. Там было наличие двухконтурного сообщения гидравлической системы и тормозных цилиндров. Вся эта работа происходила по сложной, однако, продуктивной схеме перепада давления в коллекторе функционирующего силового агрегата.
Тормозные механизмы получили гидровакуумный усилитель. Поэтому хватало одного небольшого нажатия на тормоз, дабы стала работать вся система тормозов. Ручной тормоз имел рычажное действие и его установили на задних колесах. Передние колеса имели дисковые тормозные механизмы, а задние — уже привычные – барабанные.
Кузов | седан |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 5 |
Длина | 4 960 мм |
Ширина | 1 846 мм |
Высота | 1 490 мм |
Колесная база | 2800 мм |
Колея передняя | 1563 мм |
Колея задняя | 1548 мм |
Дорожный просвет | 150 мм |
Объем багажника | 500 л |
Расположение двигателя | спереди продольно |
Тип двигателя | бензиновый |
Объем двигателя | 2.445 см 3 |
Мощность | 102/4500 л. с. при об./мин. |
Крутящий момент | 182/2500 Н*м при об./мин. |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КПП | четырех/пятиступенчатая механическая |
Подвеска передняя | независимая, на поперечных рычагах |
Подвеска задняя | зависимая, на продольных рессорах |
Тормоза передние | барабанные/дисковые |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 11,5-13,5 л/100 км |
Максимальная скорость | 135-180 (от типа двигателя) км/час |
Годы производства | 1982-2009 |
Тип привода | задний |
Снаряженная масса | 1450 кг |
Стоимость и модернизации
Приобрести автомобиль ГАЗ 3102 на вторичном рынке не составит труда. Цена начинается от 55 000 рублей и идет выше. Чем больше стоимость, тем новее автомобиль и его общее состояние лучше. Модель пережила 5 модернизаций, которые касались различных аспектов.
Первая волна модернизации (1982-1991)
Позволила машине постепенно изменить отдельные узлы и детали. Начиная с 1984 года начали устанавливать наличие вентилируемых передних дисков тормозов. В то же самое время решили заменить главный тормозной цилиндр и упростить разводку гидравлических проводов. С 85-го года некоторые машины стали комплектоваться мотором ЗМЗ-402.10. Он имел блок цилиндров от ЗМЗ-4022.10, однако не было форкамеры.
ГАЗ-3102 1982 года
Регистрационный знак решили переместить на бампер, какой начали штамповать со специальной площадкой. Объединили радиаторную решетку, какая стала унитарной. Повторители поворотов решили вернуть на крылья, ведь этого требовали международные требования. В салоне поменяли подлокотники на дверях.
Вторая волна модернизации (1992-1997)
Тут решили вернуть опять топливный бак на прошлое место (под багажное отделение). Раньше он был над задним мостом, за задними сидениями. Наружные зеркала задней обзорности стали иметь корпуса из пластмассы и ручки для настройки стекол изнутри машины. Запасное колесо стали крепить к полу багажного отделения. Поместили наличие поплавкового датчика уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.
ГАЗ-3102 (1992-1997)
Внутри седана поменяли приборную панель, форму педалей и ручку рычага механической коробки переключения передач. Когда наступил 1994 год решили отказаться от форкамерного мотора. Ему на смену пришел ЗМЗ-406. Он представлял собой 2.3-литровый 130-сильный силовой агрегат, имеющий 4 клапана на каждый цилиндр и цепной привод на пару распределительных валов. Двигатель отвечал экологическому стандарту Евро-1.
Третья волна модернизации (1997-2003)
В этот период механическая коробка имела уже 5 скоростей. Возвратили промежуточную опору для карданного вала и начали установку гидравлического усилителя рулевого колеса. Карданный шарнир заменил муфту на управлении рулем. Система охлаждения была оборудована электронасосом.
Внутри поменяли отделку интерьера. Был установлен вспомогательный резонатор. Поменяли настройки обмывом фар. Колеса стали иметь не 14, а 15 дюймов. Вместо железных колпаков стали применять колпаки из пластмассы.
Форсунки омывателя стекла перенесли на капот, и они теперь подогревались. Также обновили шумовую изоляцию капота. Когда наступил 1998 год внутри автомобиля поменяли облицовку дверей. Удалили дверные пепельницы и установили наличие вещевых ящиков.
Четвертая волна модернизации (2003-2006)
Переднюю подвеску выполняли с наличием шаровых опор. Внесли некоторые перемены в механическую коробку переключения передач. Стали сзади ставить стабилизатор поперечной устойчивости.
Колесные диски были изменены, и убрали с них колпаки. Покраска наружных зеркал стала в цвет кузова. Все машины шли с задними мостами, которые имели вид балки-картера.
Пятая волна модернизации (2006-2009)
При наступлении 2006 года в индексе машины произошли изменения (вставили цифру 5), а называть машину стали ГАЗ-31025 «Волга». В это время из-за нехваток силовых агрегатов ЗМЗ-4061 некоторые машины комплектовались ЗМЗ-405 (2.46 литра), который разрабатывали для ГАЗ-3111.
Но и их было мало, поэтому стали применять американские Chrysler DCC 2.4L DOHC на 2.429 литра, которые соответствовали европейским нормам экологии Euro-2, либо Euro-3, смотря, какая была модификация. Кроме этого, поменяли расширительный бачок, стали устанавливать электрическую регулировку и подогрев внешних зеркал заднего вида.
Также добавили механизм, который регулировал рулевую колонку. Повторители поворотов уже не ставили на крылья, их поместили на наружные зеркала. Немного была обновлена доска приборов. Некоторые части машин в 2008 году получили обновление интерьера. А под конец этого года «Волгу» уже не производили.
Плюсы и минусы
- Невысокая ценовая политика и легкость взаимозаменяемости запчастей и деталей;
- Стильный внешний вид, который может радовать глаз любителям стиля даже сегодня;
- Хорошая мощность силовых агрегатов;
- Достойная высота дорожного просвета;
- Наличие большого багажного отделения;
- Хватает свободного пространства внутри автомобиля;
- Удобные анатомические кресла с подголовниками;
- Неплохие динамические характеристики;
- Мягкая подвеска, которая позволяет проглатывать большинство неровностей и выбоин на дороге;
- Были целых пять улучшений машины;
- Автомобиль не боится нагрузок;
- Небольшой радиус разворота для такого большого седана;
- Улучшенная и информативная приборная панель;
- Неприхотливое транспортное средство;
- Гидравлический усилитель рулевого колеса и тормозной системы;
- Хорошая вентиляционная система машины;
- Наличие 5-ступенчатой механической коробки переключения передач;
- Улучшенная тормозная система;
- Качественное освещение;
- Применение заранее деформируемых зон при ударах.
- Большая масса автомобиля;
- Массивные габариты Волги;
- Минимальные настройки рулевой колонки и сидений;
- Большой расход топлива ГАЗ 3102;
- Недостаточная обзорность из-за длинного и большого капота;
- Имитация деревянных вставок на торпедо, тогда как в зарубежных вариантах было настоящее дерево;
- Нет тахометра.
Подводим итоги
Уже тот факт, что ГАЗ-3102 использовали сначала только для чиновников и важных лиц, он развивал желание у многих автомобильных любителей того времени приобрести себе данную модель. Ее необычная внешность заставляет засмотреться на машину даже сегодня, что уж говорить про года ее выпуска.
Стоит заметить, что модель удачно сменила ГАЗ-24, какая стала уже «простой» в СССР. Все так же компания не изменяла своим традициям в установке знаменитого «китового уса», который тут был немного скромным. Изменилась не только внешность. Внутри автомобиля стало намного комфортнее находится.
Появилась новая приборная панель, позволяющая легко считывать необходимую информацию. Наличие наклейки, имитирующей дерево, уже вдохновляло и делало интерьер седана более интересным и изысканным.
Хочется похвалить дизайнеров, ведь они потрудились на славу. Машина также располагала большим свободным пространством, поэтому никто не испытывал дискомфорта. Багажное отделение, хорошо знакомое с 24-й модели, ничем не уступало по объему. Тут все также можно было разместить все самое необходимое и отправиться даже в дальнюю поездку.
Диски колес немного позже стали устанавливать увеличенного размера, что придало внешности седана еще больше стильности. Да, было много недостатков и недоработок, но конструкторы и дизайнеры старались сделать лучше, как могли. Не стоит забывать, что, к сожалению, им не давали полной свободы действий.
Силовой агрегат был мощным, однако потреблял сильно много бензина, что остается проблемой и сегодня. Данные модели можно довольно часто встретить на дороге. Горьковский автомобильный завод не перестал развиваться после завершения производства данной модели.
Сегодня есть более усовершенствованные автомобили, которые намного превосходят ГАЗ-3102, однако в свои годы производства 3102 была, пожалуй, одним из самых престижных седанов на рынке СССР. Также сегодня даже делают для ГАЗ 3102 тюнинг, который иногда ничем не уступает зарубежным моделям.
ГАЗ-3102 фото
История компании ЗАЗ – от «Запорожца» до Lanos
Принято решение оставить Maserati Alfieri в серийном производстве
История Луцкого автомобильного завода
«Водородная бомба» от компании BMW
Тест драйв
Видео обзор
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter