Меню

Средства технического обслуживания ремонта автомобилей

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие) Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
2 (средние) Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
3 (тяжелые) Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) 1000-1200 5000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Читайте также:  Ремонт автомобилей свой участок
Тип автомобиля Основные агрегаты
Грузовой автомобиль Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобус Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

Агрегаты Базовая деталь
Двигатель (со сцеплением) Блок цилиндров
Задний мост Картер заднего моста
Передний мост Балка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передач Картер коробки передач
Рулевой механизм Картер рулевого механизма
Подъемный механизм Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора

Мощности Кузов Корпус кузова Рама Продольные балки

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Средства технического обслуживания машин

Основными средствами ТО машин являются: станции технического обслу-

живания (СТОТ, СТОА, СТОЖ); посты ТО и диагностики в ЦРМ хозяйств; пункты ТО в бригадах (отделениях) хозяйств; передвижные агрегаты ТО, диагностики, эксплуатационного ремонта, доставки нефтепродуктов и заправки ими машин; стационарные комплекты; автономные приборы и инструменты.

Пункты технического обслуживания (ПТО) в подразделениях хозяйств

предназначены для выполнения всех видов ТО (кроме ТО-3) и устранения последствий отказов (эксплуатационные ремонты) сельскохозяйственной техники.

Для проведения технического обслуживания в хозяйстве используются следующие средства:

1) Механизированный заправочный агрегат M3-3904 на базе шасси автомобиля Газ-53

2) Механизированный агрегат (собственного изготовления) для выполнения моечно-очистительных операций на базе шасси автомобиля Газ-53

4) Инструменты и приспособления для разборочно-сборочных операций

7) Грузоподъемное устройство кран-балка

Основные этапы подготовительных работ.

Подготовка агрегата к работе.

> подготовку трактора (расстановка ходовых колес на нужную колею, проверка и установка необходимого давления в шинах, натяжение гусениц, проверка свободного хода рулевого колеса и усилия на нем, свободного хода и усилия на педалях, установка механизма навески или прицепной скобы, обтекателей, визирного устройства, следоуказателя, освещения для работы в ночное время, двухсторонней связи механизатора с обслуживающим персоналом и т.п.);

> подготовку машины (расстановка рабочих органов и их регулировка, проверка ходовых колес, установка нормы высева, глубины хода и т.п.);

> подготовку сцепки (правильное присоединение удлинителей, установка вылета маркера и т.п.);

> составление агрегата (присоединение машин к сцепке и сцепки к трактору, проверка правильности составления агрегата, при необходимости — определение наименьшего радиуса поворота агрегата).

10.2 Подготовка поля к работе включает:

> осмотр поля, удаление посторонних предметов, ограждение опасных мест;

> разбивку поля на загоны с учетом нужного направления движения агрегата, выбранного способов движения и поворотов, нарезку загонов, поворотных полос;

> указания на поле мест заправки или разгрузки, прокашивание транспортных магистралей, противопожарное скашивание загонов.

Охрана труда.

Охрана труда — это система законодательных, организационных, технических, социально экономических, гигиенических, и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности и сохранения здоровья, работающих в процессе труда.

При проведении работ по ремонту и техническому обслуживанию в ремонтной мастерской, а также на полевых станах, особое внимание уделяется мероприятиям по охране труда, так как при выполнении этих работ, высока вероятность травматизма. Особую ценность представляет жизнь человека, от его здоровья и работоспособности зависит благосостояние общества. Охрана труда оказывает прямое влияние на выполнение планов и заданий по производству сельскохозяйственной продукции, поэтому является обязательным элементом организации производства. Коренное улучшение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма должно стать основным направлением в профилактической работе.

Предупреждение травматизма в ремонтной мастерской, ведет к снижению травм полученных во время работы, уменьшению выплат денег по листам нетрудоспособности и повышению производительности. Правильная и своевременно выполненная работа по охрани труда, и соблюдение санитарно – гигиенических требований также снижает профессиональные заболевания.

Организацию работы по охране труда и основные правила и обязанности руководящих работников и специалистов в настоящее время определяет «Положение об отраслевой системе управления охраной труда в АПК». Непосредственное руководство и ответственность за разработку и проведение мероприятий по охране труда, а также контроль за соблюдением трудового законодательства о режиме работы и отдыха возлагается на инженера по охране труда

Помимо инженерно-технической службы, ведущей непосредственный контроль за охраной труда и правилами эксплуатации технологического оборудования, контроль ведется со стороны Госинспекции труда и Росгортехнадзора. Совместно с этими службами также проводятся обучение рабочих безопасным правилам ведения работ.

Количество несчастных случаев в хозяйстве сведено к минимуму- численность пострадавших при несчастных случаях на производстве, утратой трудоспособности на один рабочий день и более за отчетный 2012 год составила 2 человека

Но, все же ознакомившись с состоянием работы по охране труда в ЦРМ хозяйства можно отметить ряд недостатков:

  • недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;
  • нарушение трудовой дисциплины;
  • нарушение требований инструкций по охране труда и техники безопасности;
  • эксплуатация неисправного оборудования;

Для предупреждения производственного травматизма необходимо проведение следующих мероприятий по устранению перечисленных недостатков :

Обучение и инструктажи рабочих необходимо проводить в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Вводный инструктаж должен проводить главный инженер. Обеспечить работающих спецодеждой и спецобувью, а также другими средствами индивидуальной защиты должно проводиться в соответствии с требованиями инструкций и норм, что требует выделения дополнительных денежных средств.

Для предотвращения несчастных случаев в местах, предоставляющих повышенную опасность, должны вывешиваться соответствующие знаки, надписи, плакаты по охране труда. Все рабочие места должны быть оснащены приспособлениями, съемниками и измерительными приборами в соответствии с технологией ремонта, в целях избежания производственного травматизма.

В хозяйстве должны быть предусмотрены предварительные (перед поступлением на работу) и периодические медицинские осмотры работающих с целью своевременного предупреждения и выявления профессиональных заболеваний. Также должно быть предусмотрено обеспечение лечебно-профилактическим питанием рабочих, занятых в особо вредных условиях труда.

В случаях нарушений техники безопасности в отношении нарушителя применять следующие меры замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, вплоть до увольнение.

Adblock
detector