Специальные жидкости для автомобилей классификация
При сгорании топлива в двигателе часть тепла идет на нагрев стенок камеры сгорания и всего двигателя. При достижении критической температуры двигатель перегревается, при этом ухудшается наполнение цилиндров и условия смазывания, появляется детонация, калильное зажигание, увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя. Для поддержания нормальной температуры двигателя его охлаждают, используя для этого охлаждающие жидкости.
К охлаждающим жидкостям предъявляются следующие требования:
— высокая температура кипения (во избежание образования паровых пробок и потерь жидкости);
— низкая температура замерзания;
— высокая теплоемкость и теплопроводность;
— высокая химическая и физическая стабильность;
— не вступать в реакцию с резиновыми деталями;
— отсутствие образования накипи;
— низкая стоимость и недефицитность;
— нетоксичность и пожаробезопасность.
При температурах выше нуля всем перечисленным требованиям отвечает вода, основными преимуществами которой являются безвредность, доступность, стоимость. Вязкость воды обеспечивает легкость ее циркуляции в системе охлаждения. Вода обладает большой теплоемкостью.
3.1.2. Низкозамерзающие жидкости
В современных автомобильных двигателях в качестве охладителя применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости, или антифризы.
Наибольшее распространение получили этиленгликолевые антифризы, представляющие собой раствор этиленгликоля в воде. Этиленгликоль — это двухатомный спирт СН2ОН—СН2ОН — бесцветная и без запаха жидкость, кипящая при температуре 197 °С и застывающая при -12 °С. Водные растворы этиленгликоля застывают при более низкой температуре. Так, раствор, содержащий 67 % этиленгликоля и 33 % воды, застывает при температуре —75 °С. Зависимости плотности и температуры застывания антифриза от его состава представлены на рис. 3.1 и 3.2.
Рис. 3.1. Зависимость температуры застывания водогликолевой жидкости от содержания в ней воды
Рис. 3.2. Зависимость плотности водогликолевой жидкости от содержания в ней воды
Этиленгликолевые антифризы имеют повышенную коррозионную активность к металлам и разрушают резину. Для устранения этих недостатков в антифризы вводят присадки: декстрин, предохраняющий от разрушения свинцово-оловянистый припой, алюминий и медь; динатрийфосфат, защищающий черные металлы, медь и латунь. Иногда вводят молибденовый натрий, предотвращающий коррозию цинковых и хромовых покрытий на деталях системы охлаждения. В этом случае к марке антифриза добавляют индекс «М».
Отечественной промышленностью выпускаются следующие марки антифризов: простые антифризы — 40, 65, 40М, 65М; тосолы — Тосол А, Тосол А-40, Тосол А-65.
Тосолы отличаются от простых антифризов наличием противопенных и антифрикционных присадок. Цифра в марке антифриза показывает наивысшую температуру застывания.
Тосол А — концентрированный этиленгликоль с присадками. Для получения антифризов марок 40 или 65 его необходимо растворить в соответствующем количестве дистиллированной воды.
В антифризы вводят краситель.
Значения некоторых показателей антифризов представлены в табл. 3.1.
Определить температуру застывания антифриза можно по его плотности и показателю преломления. Зная коэффициент преломления антифриза, можно определить в нем содержание этиленгликоля:
С=(n-1,334) • 10 3 , где n — коэффициент преломления.
Таблица 3.1. Низкозамерзающие охлаждающие жидкости
Этиленгликоль — сильный яд, поэтому после контакта с ним необходимо тщательно вымыть руки.
При эксплуатации в первую очередь испаряется вода, это изменяет состав, а следовательно, и температуру застывания антифриза.
Температурный коэффициент объемного расширения у антифризов больше, чем у воды, поэтому заливать его следует на 5—8 % меньше, чем воды, или использовать в составе системы охлаждения расширительный бачок;
Нельзя допускать попадания в антифриз нефтепродуктов, так как в этом случае распадаются присадки.
1. Какие требования предъявляются к охлаждающим жидкостям?
2. Назовите особенности антифриза.
3. Как влияет содержание воды в смеси с этиленгликолем на температуру замерзания?
Автор: В. А. СТУКАНОВ
«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ»
Специальные жидкости
Для обеспечения долговечной и надёжной работы автомобиля необходим целый ряд эксплуатационных жидкостей, так называемых специальных жидкостей (СЖ). Специальные жидкости обеспечивают и оптимизируют работу двигателя, органов и систем управления, подвески и облегчают запуск двигателя и работу автомобиля в целом в разнообразных условиях эксплуатации.
К специальным жидкостям, обеспечивающим работу автомобиля, относят следующие:
- охлаждающие;
- тормозные;
- амортизаторные;
- гидравлические;
- пусковые;
- антиобледенительные;
- автоочистители;
- электролит для аккумуляторных батарей.
По условиям работы и сходным требованиям к качеству тормозные, амортизаторные и гидравлические жидкости можно объединить в группу жидкостей для гидравлических систем.
В двигателях внутреннего сгорания в механическую работу превращается тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива. Но далеко не вся тепловая энергия используется по назначению. К сожалению, коэффициент ДВС невысок.
Для качественного смесеобразования, полноты сгорания топлива и обеспечения оптимальных условий для смазки двигателя необходимо поддерживать определённый температурный режим. В современных двигателях температурный режим поддерживается с помощью воздушной или жидкостной систем охлаждения. В подавляющем большинстве – жидкостными системами. Температура охлаждающей жидкости должна быть 90…100 °С.
Горюче смазочные материалы (ГСМ)
В сегодняшней статье мы расскажем все о ГСМ: что это такое, какие виды горючего относятся к таким нефтепродуктам, для чего они используются и каким требованиям отвечают.
Оглавление:
1. Понятие
Аббревиатура «ГСМ» – общее обозначение топлива, которое используется для двигателей внутреннего сгорания. ГСМ – это горюче-смазочные материалы: различные материалы, которые производятся из нефти.
В перечень ГСМ включен широкий спектр веществ, которые обеспечивают бесперебойную работу двигателей внутреннего сгорания и различных технических узлов. Среди них:
смазочные материалы – пластичные вещества и различные виды масел;
горючее – разные марки бензина, дизельное топливо, керосин;
технические жидкости – охлаждающие и тормозные.
Производством горюче-смазочных материалов занимаются промышленные предприятия. В большинстве случаев это компании, которые могут организовать полный цикл производства, начиная от добычи и заканчивая реализацией.
Изготовление нефтепродуктов возможно лишь при соблюдении стандартов и норм, поэтому каждая партия товара проходит лабораторные исследования на соответствие качеству. Для реализации топлива, жидкостей и смазок нужно предоставить пакет документов, в котором отражаются технические и эксплуатационные характеристики, относящиеся к определенному виду продукции.
2. Виды горючего, относящиеся к ГСМ
Наибольшую долю продукции, которая относится к ГСМ, составляют различные виды топлива. В данную категорию включены:
Бензин – горючая смесь летучих углеводородов, которая используется в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, самодвижущихся устройствах, мотоциклах, садовой технике и прочих машинах. Основная характеристика топлива – скорость воспламенения, на основе которой происходит выделение энергии движения. При выборе нужного горючего необходимо обращать внимание на следующие характеристики: наличие присадок, октановое число, состав, давление паров и т. д.
Дизельное горючее – углеводородная смесь, которая характеризуется степенью вязкости. Маловязкое используется для ДВС быстроходного транспорта, грузовых автомобилей. Виды топлива высокой вязкости применяются в промышленной сфере – оборудование, сельскохозяйственные машины, специальная техника, тепловозы, военные машины. Востребованность обусловлена низкой взрывоопасностью, высоким КПД, мягкой и плавной работой ДВС.
Керосин – продукт, который получают после вторичной переработки углеводородного сырья. Применяется в ракетостроении и авиации, а также в технических целях (промывка механизмов, очистка приборов). Получил популярность за счет высокого показателя испаряемости и теплоты сгорания. Благодаря тому, что керосин хорошо выдерживает низкие температуры и уменьшает силу трения деталей, применяется в качестве смазки.
Природный газ – ископаемые нефтяных месторождений. Этот продукт не получают путем переработки нефти, поэтому он не относится к горюче-смазочным продуктам.
3. Что относится к ГСМ. Смазки
К смазочным материалам относят разнообразные виды масла для трансмиссий, моторов и других движущихся частей, которые уменьшают трение, защищают от износа. В зависимости от консистенции подразделяются на:
Твердые – графит, хлористый кадмий, дисульфид молибдена. Такие горюче-смазочные материалы используются для узлов сухого трения, которые отводят тепло.
Пластичные – в зависимости от нагрузок проявляются свойства твердого или жидкого материала. Отличаются длительным сроком эксплуатации.
Полужидкие – масла, которые проходят по системе и снижают трение между различными элементами.
Качество горюче-смазочных материалов определяется наличием присадок, которые улучшают эксплуатационные характеристики. В зависимости от назначения продукции и сферы использования повышают один или несколько показателей.
Особенности добавок к моторному нефтепродукту:
модификаторы – до 10 %;
защита вещества – 7–12 %;
защита поверхности – 80–85 %.
В зависимости от метода производства горюче-смазочные материалы подразделяются на:
Чтобы покупателям было легче сориентироваться в многообразии представленной продукции, упаковки ГСМ маркируются. Указывается вязкость, зольность, температура застывания (возможность использования в зимнее или летнее время), наличие и количество присадок.
4. Специальные жидкости, относящиеся к ГСМ
Такие продукты применяются в различных механизмах в качестве рабочего вещества. Для повышения качества в специальные жидкости добавляют присадки, которые защищают от коррозии.
К этому виду ГСМ относят тормозные и охлаждающие жидкости.
Охлаждающие жидкости применяются для отвода тепла в двигателях внутреннего сгорания. Отвечают следующим требованиям:
отличаются высокой температурой кипения;
не образуют накипи;
температура замерзания ниже температурных показателей окружающей среды;
не разрушают резиновые детали;
способность вспениваться при попадании нефтепродуктов и вызывать поломки при замерзании равна нулю;
при нагревании немного увеличиваются в объеме.
Наиболее распространенные горюче-смазочные материалы – вода и антифризы.
Тормозные жидкости получают после глубокой очистки нефтяных масел. В составе присутствуют гликоли и эфиры.
высокая вязкость – подвижность при низких температурах и тягучесть при высоких;
низкая температура замерзания;
кипение при температуре свыше 115 градусов для барабанных тормозов и более 190 градусов для дисковых;
хорошие смазочные характеристики;
не вызывают повреждения резиновых манжет, шлангов, клапанов (высыхания, разъедания, набухания).
Применяются в гидроприводах сцепления, тормозных системах (гидравлических, гидропневматических).
ТЕМА: «Специальные жидкости и ремонтные материалы»
Технологический колледж № 21
Специальность: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
РЕФЕРАТ
По модулю ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
«МДК 01.01.Устройство автомобилей»
ТЕМА: «Специальные жидкости и ремонтные материалы»
Группа Т33/34 курс 3
2. Специальные жидкости.
3. Ремонтные материалы.
4. Список литературы
При организации технически правильной, длительной и безотказной эксплуатации автомобильного транспорта необходимо постоянное и неослабное внимание уделять вопросам грамотного применения автомобильных эксплуатационных материалов.
Самый совершенный по конструкции автомобиль будет показывать низкие эксплуатационные качества и может быстро выйти из строя при использовании несоответствующих или некачественных марок горючего, смазочных масел, пластичных смазок, а также специальных жидкостей.
При изучении предлагаемого материала целесообразно повторить основы неорганической и органической химии. Нефтепродукты и синтетические материалы используемые для обеспечения чёткой и длительной работы узлов и агрегатов автомобиля должны отвечать требованиям стандартов и технических условий. Каждый автомобилист должен знать эти требования и уметь их определять. Это так же важно, как и содержание автомобиля в технической исправности. Широчайший ассортимент предлагаемых эксплуатационных материалов также определяет необходимость свободно ориентироваться в показателях качества.
Для обеспечения долговечной и надёжной работы автомобиля необходим целый ряд эксплуатационных жидкостей, так называемых специальных жидкостей (СЖ). Специальные жидкости обеспечивают и оптимизируют работу двигателя, органов и систем управления, подвески и облегчают запуск двигателя и работу автомобиля в целом в разнообразных условиях эксплуатации.
Требования к качеству жидкостей жестки, многообразны и специфичны. Для приготовления их используют многочисленные химические синтетические соединения: гликоли, углеводороды, спирты, глицерин, эфиры и др. В определенных комбинациях и концентрациях эти вещества и составляют технические жидкости, которые обладают необходимыми физико-химическими и эксплуатационными свойствами.
К специальным жидкостям, обеспечивающим работу автомобиля, относят следующие:
– электролит для аккумуляторных батарей.
По условиям работы и сходным требованиям к качеству тормозные, амортизаторные и гидравлические жидкости можно объединить в группу жидкостей для гидравлических систем.
Охлаждающие жидкости находятся в герметичной системе, включающей рубашку охлаждения двигателя, радиатор, водяной насос, термостат и систему трубопроводов. В рубашке охлаждения жидкость забирает тепло от нагретых деталей и отдаёт его потоку воздуха в радиаторе. По рубашке охлаждения и трубкам радиатора жидкость прокачивается центробежным насосом. После длительной стоянки автомобиля вне помещения охлаждающая жидкость имеет температуру окружающего воздуха, зимой – гораздо ниже нуля. Детали системы охлаждения выполнены из чёрных и цветных металлов и сплавов. Прокладки и трубопроводы (шланги) – из неметаллических материалов (технического картона, резины и др.).
Требования к охлаждающим жидкостям:
– высокие теплоёмкость и теплоотдача;
– низкая температура замерзания и высокая температура кипения;
– отсутствие склонности к образованию отложений (накипи);
– коррозионная нейтральность к конструкционным материалам;
– невысокий коэффициент теплового расширения;
В настоящее время жидкостей, полностью отвечающих всем перечисленным требованиям, не существует. В качестве охлаждающих используют следующие жидкости и смеси:
– смесь воды и этиленгликоля;
Вода как охлаждающая жидкость.
Вода обладает наибольшей охлаждающей способностью, имеет самую высокую теплоемкость (4,19 кДж/кг °С), большую теплопроводность, небольшую вяз-кость ( v20 = 1 мм2/с), большую теплоту испарения, она пожаро безопасна, не ядовита, дешева и др.
Однако вода обладает и существенными недостатками, затрудняющими ее применение в качестве охлаждающей жидкости. При 0 «С она замерзает со значительным увеличением объема (примерно на 10 %). Это может вызвать разрушение (размораживание) системы охлаждения при температурах окружающего воздуха ниже 0 ‘С, так как при этом на стенки блока цилиндров действует давление до 2500 МПа.
Вода имеет сравнительно низкую температуру кипения, поэтому рабочая температура ее в открытой системе охлаждения не должна превышать 90 °С. При более высоких температурах вода интенсивно испаряется. В разреженной атмосфере температура кипения воды понижается, поэтому в горных районах с увеличением высоты допустимая предельная температура воды в радиаторе понижается.
При использовании воды в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения активно образуется накипь, что обусловлено наличием в воде минеральных примесей и растворенных солей. Теплопроводность накипи приблизительно в 100 раз меньше, чем стали, поэтому обильная накипь нарушает тепловой режим работы двигателя вплоть до перегрева и связанных с ним аварийных поломок.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости.
Как отмечалось выше, при всех достоинствах вода как охлаждающая жидкость имеет серьёзный для нашего климата недостаток – высокую температуру замерзания. Этот недостаток влечёт за собой и следующий – объёмное расширение при замерзании, достигающее 9%, т. к. плотность воды при 3,98 С составляет 1000 кг/м3, а льда при 0 С – 916,8 кг/м3. Это приводит к разрыву рубашки охлаждения. Температура кипения также относительно невысока.
Всё это вынудило эксплуатационников искать более приемлемые охлаждающие жидкости. Так было положено начало применению в качестве охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания смеси этиленгликоля и воды.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости для заправки систем «тосолы». Эти жидкости имеют ряд преимуществ по сравнению с водой:
– низкая температура замерзания;
– выше температура кипения;
– хорошие смазочные свойства, что обеспечивает больший ресурс
работы водяного насоса;
– при замерзании образуется рыхлая масса, почти не увеличивающаяся в
объёме и не вызывающая разрушения системы охлаждения.
Но тосолам присущи и недостатки:
– коррозионное воздействие на конструкционные материалы;
– высокая проса чиваемость по сравнению с водой;
– большой коэффициент теплового расширения.
Основной недостаток этиленгликолевых жидкостей – токсичность, даже при невысоких концентрациях гликолей. При попадании в организм человека наблюдаются тяжёлые отравления. Поэтому при использовании тосолов необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Современные тосолы представляют собой смесь этиленгликоля и воды с добавлением присадок:
В тормозных системах автомобилей в качестве рабочего тела используют тормозные жидкости или сжатый воздух. Важнейший показатель – быстродействие – обусловил широкое применение в системах небольшой протяжённости и вместимости различных тормозных жидкостей.
Запас жидкости находится в бачке главного тормозного цилиндра. При нажатии на педаль тормоза жидкость по трубопроводам весьма малого сечения поступает к рабочим тормозным цилиндрам и воздействует на поршни, разводя тормозные колодки. Выделяющееся при торможении тепло способствует нагреву тормозного механизма, в том числе и рабочих тормозных цилиндров до высокой температуры (более 100 С). При попадании воздуха в систему, равно как и при образовании паровых пробок, эффективность действия тормозов резко снижается. Требуется неоднократное нажатие на тормозную педаль для сжатия воздуха или паров, в то время когда жидкости практически несжимаемый.
Исходя из изложенных условий работы, можно определить требования к тормозным жидкостям:
– оптимальная вязкость при низких температурах в зимний период
– минимальное изменение вязкости при колебаниях температуры;
– хорошая прокачиваемость по трубопроводам и через отверстия порш-ней главного тормозного цилиндра;
– достаточные смазывающие свойства;
– нейтральность по отношению к конструкционным материалам;
– защита от коррозии металлических деталей;
– высокая температура кипения и низкая температура застывания;
– низкая пожаро опастность;
Тормозные автомобильные жидкости.
Тормозные жидкости должны иметь: хорошие вязкостно-температурные свойства; высокую температуру кипения при поглощении влаги; хорошие смазывающие свойства; отсутствие склонности к образованию твердых частиц и сгустков во время использования и хранения; высокие противокоррозионные и защитные свойства; совместимость с резиновыми уплотнительными манжетами; высокую стабильность при хранении.
Технические требования к тормозным жидкостям иностранного производства определяются нормативными документами (стандарты SAE J 1703, FMVSS 116, ISO 4925).
Широкий спектр материалов, применяемых при изготовлении тормозных систем, вынуждает производителей автомобилей рекомендовать для них определенные тормозные жидкости. Например, немецкие автомобильные компании вводят дополнительные ограничения по коррозионному воздействию тормозной жидкости на детали системы, что соответствует спецификации ISO 4925.
К основным эксплуатационным свойствам тормозных жидкостей относятся: гигроскопичность, механические свойства, противоизносные свойства, коррозионная активность, стабильность, токсичность, пожаро-опасность и защитные свойства.
Гигроскопичность – способность поглощать воду из окружающей среды. Это свойство должно предохранять тормозные системы от появления в них воды в свободном виде, химически связывать её. Это препятствует образованию ледяных или паровоздушных пробок в интервале рабочих температур. У большинства гидравлических тормозных систем в пробке бачка для тормозной жидкости имеется отверстие для сообщения с атмосферой. Из опыта эксплуатации известно, что в течение первого года использования в жидкости накапливается до 2% влаги, второго – 3,5 и третьего – 4,5%. Вследствие поглощения влаги температура кипения снижается почти на 100 С. Невысокая температура кипения может привести к образованию паровых пробок, особенно при напряжённой работе тормозной системы (интенсивное торможение, дисковые тормозные механизмы и др.). Кроме того, повышенное содержание воды в жидкостях приводит к коррозии металлических деталей. Особенно неблагоприятно это сказывается на внутренних рабочих поверхностях тормозных цилиндров и поршнях – приводит к заклиниванию последних, а также к утечкам жидкости.
Жидкость на основе касторового масла обладает хорошими смазывающими и защитными свойствами, она негигроскопична, но имеет низкую температуру кипения. Поэтому ее нельзя использовать в приводах с дисковыми тормозами, так как температура жидкости в их рабочих цилиндрах может достигать 150 ‘С, а иногда и более высокой. При отрицательных температурах вязкость БСК сильно возрастает: при -20 °С работа тормозов затруднительна, а при -40 °С эта жидкость застывает.
Жидкости на основе минеральных масел (ISO 7308) практически не обладают гигроскопичностью, поэтому температура их кипения (при отсутствии абсорбции влаги) не снижается. Для обеспечения меньшей зависимости вязкости от температуры в тормозную жидкость добавляют специальные присадки.
Тормозные жидкости на основе минеральных масел нельзя смешивать с другими жидкостями, в которых в качестве основы применяются гликоли, чтобы не допустить набухания резиновых уплотнительных элементов гидропривода тормозов. Кроме того, при снижении температуры из раствора будут выпадать сгустки касторового масла, которые могут препятствовать прохождению жидкости по тормозной системе.
Гликолевые тормозные жидкости изготавливаются на основе различных соединений гликолей. Их свойства противоположны свойствам касторовых жид-костей. При удовлетворительных смазывающих свойствах эти жидкости имеют высокую начальную температуру кипения и низкую температуру застывания, однако, будучи гигроскопичными, при насыщении влагой снижают температуру кипения.
Тормозные жидкости на гликолевой основе, как правило, соответствуют требованиям международного стандарта DOT 3. Однако если свободные гидроксилы в их составе частично связаны сложными эфирами с борной кислотой, образуется высококачественная тормозная жидкость DOT 4 (или DOT 4+, Super DOT 4), которая при взаимодействии с влагой полностью ее нейтрализует. Снижение температуры кипения тормозной жидкости DOT 4 за время ее эксплуатации по сравнению с жидкостью DOT 3 происходит значительно медленнее, а потому срок службы тормозной жидкости DOT 4 больше.
Силиконовые тормозные жидкости (SAE J 1705), как и минеральные масла, не абсорбируют влагу. Накопленная в тормозной жидкости вода в свободном состоянии при нагревании более 100 °С выпаривается, а при охлаждении ниже 0°С замерзает, что препятствует нормальной работе тормозной системы. Кроме того, тормозные жидкости на основе силиконов имеют худшие смазывающие свойства, что существенно ограничивает их применение.
Важнейшими эксплуатационными свойствами тормозных жидкостей являются: вязкостно-температурные свойства (температура кипения свежей жидкости, температура кипения увлажненной жидкости, вязкость), гигроскопичность, совместимость, агрессивность к резиновым уплотнениям и др.
Температура кипения свежей жидкости служит критическим параметром безопасной работы тормозной системы. Установившаяся наибольшая температура во всей тормозной системе характеризует величину сопротивления жидкости тепловым нагрузкам, которые возникают при работе колесных тормозных цилиндров.
При температуре, превышающей точку кипения тормозной жидкости, растворенные в ней газы резко увеличивают свой объем. При этом происходит интенсивное образование воздушных пузырьков испаряющейся тормозной жидкости, которые вытесняют часть жидкости через компенсационные отверстия в резервный бачок главного тормозного цилиндра. Нажатие на тормозную педаль приведет лишь к сжатию и растворению пузырьков газа в оставшейся жидкости, а необходимого роста давления в системе не происходит, что приводит к значительному снижению эффективности торможения или к полному отказу тормозной системы (педаль тормоза при нажатии «проваливается»). Чтобы этого не происходило, тормозная жидкость, заливаемая в систему, должна обладать высокой температурой кипения.
Наиболее чувствительны к изменению вязкости жидкости тормозные механизмы, оснащенные антиблокировочной системой тормозов (АБС), и тормоза автомобилей с автоматической трансмиссией.
Совместимость — способность тормозной жидкости смешиваться с аналогами без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.
Стабильность физико-химических свойств должна предотвращать расслоение, вспенивание и выпадение осадков в жидкости при работе и хранении.
Химическая инертность — способность жидкости не вступать в химические реакции с материалами, из которых изготовлены детали тормозной системы. Коррозионная агрессивность жидкостей не должна оказывать сильного воздействия на металлические детали тормозной системы автомобилей.
Защитные противокоррозионные свойства обеспечиваются введением в тормозные жидкости специальных присадок.
В подвесках современных автомобилей применяют, как правило, гидравлические телескопические амортизаторы. В процессе работы жидкости в амортизаторах сильно нагреваются и отдают тепло через корпус в окружающую среду.
Температура жидкости зависит от конструкции амортизаторов, дорожных и климатических условий, а также от состава применяемой жидкости. В амортизаторах автомобилей, эксплуатируемых в южных районах страны, жидкость может нагреваться летом до температуры +140 °С. Зимой в северных районах ее температура может понизиться до -60 ‘С.
Эксплуатационные требования к амортизаторным жидкостям.
Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкие масла, которые должны обладать следующими свойствами: достаточной вязкостью, способной обеспечить подвижность жидкости во всем диапазоне рабочих температур, а также определенного уровня усилия амортизатора при гашении колебаний кузова автомобиля; хорошими смазывающими и противокоррозионными свойствами; высокой термоокислительной стабильностью, обеспечивающей долговременную работу.
При пуске холодного двигателя в условиях низких температур необходимо получить достаточную испаряемость топлива. Это обычно достигается увеличением частоты вращения коленчатого вала с целью получения большой скорости прохождения воздуха через диффузор и более мелкого диаметра капелек бензина, а в дизелях – повышения тонкости распыла при впрыске. Высокая пусковая частота вращения коленчатого вала обеспечивается полностью заряженными аккумуляторными батареями, а при необходимости и буксировкой автомобиля.
Есть и более простой способ получения достаточного для воспламенения количества горючих паров. В условиях Крайнего Севера широко применяют пусковые жидкости – смесь углеводородов, кипящих при низких температурах. Если эти углеводороды ввести в состав топлива, то он, во-первых, будут интенсивно улетучиваться, а во-вторых, будут активно создавать паровые пробки в системе, особенно в летнее время. Поэтому их подают во впускной коллектор.
Промышленность выпускает легковоспламеняющиеся пусковые жидкости «Холод Д-40» для дизельных двигателей и «Арктика» для бензиновых. Эфир обладает широким пределом воспламеняемости и невысокой температурой самовоспламенения в топливовоздушной смеси. Добавление к пусковой жидкости для дизелей газового бензина (фракция с температурой кипения 30…100С ускоряет самовоспламенение и сгорание основного топлива, делает работу дизеля во время пуска более мягкой.
Для пуска холодного бензинового двигателя при низких температурах окружающего воздуха необходимо, чтобы в цилиндры поступала топливовоздушная смесь, способная воспламеняться от искры зажигания при небольшой частоте вращения коленчатого вала. Для пуска дизеля в его цилиндрах должна образовываться топливовоздушная смесь, способная в этих же условиях самовоспламеняться. При очень низких температурах пусковых свойств бензина или дизельного топлива может оказаться недостаточно. В этих случаях для пуска двигателя применяют специальные хорошо испаряющиеся и легко воспламеняющиеся жидкости.
Авто очистители применяют в самых различных механизмах и системах автомобиля. Они значительно облегчают и упрощают эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей.
Самый простой очиститель предназначен для удаления не растворимых в воде загрязнений двигателя и агрегатов – «Авто очиститель двигателя-1» (ТУ 2384-106-00148636-2000). Применение такого очистителя обеспечивает чистоту моторного отсека, что значительно снижает риск перегрева двигателя. Очиститель содержит высокоэффективные моющие добавки и растворитель. Очистка производится нанесением моющего состава распылителем, утолщённые наросты загрязнений пропитываются при помощи кисти. После 5–10 минутной выдержки загрязнения легко смываются струёй воды.
Промышленностью выпускается значительное количество различных очистителей систем смазки – промывочных масел. Они предназначены для растворения осадков в масляной системе и удаления их при сливе очистителя. Эти промывочные масла применяют перед заливом моторного масла при его смене. В промывочные масла могут добавляться различные присадки, которые повышают моющие, антикоррозионные, противоизносные и другие свойства моторных масел. Последние разработки очистителей системы смазки позволяют удалять не только низкотемпературные, но и высокотемпературные отложения с поршней и колец (масло авто-промывочное Лукойл, ТУ 38.301-29-41-95). После слива отработанного моторного масла необходимо залить промывочное масло, запустить двигатель и дать ему поработать 15–20 мин на малых оборотах. Промывочное масло слить, фильтр заменить.
Кроме очистителей системы смазки, в настоящее время в России выпускается большое количество различных очистителей топливных систем, а также деталей газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.
Наиболее распространёнными являются препараты-очистители московского предприятия “АО Аспект” . Продукция этого предприятия получила одобрение АО «АвтоВАЗ», «Заволжского моторного завода», «Волгоградского моторного завода», «Уральского моторного завода», ПО «ЗИЛ».
Среди выпускаемых препаратов-очистителей можно отметить следующие:
– «Аспект-модификатор. Очиститель клапанов»;
– «Аспект-модификатор – очиститель топливной системы бензиновых
– «Аспект-модификатор – очиститель топливной системы «Антилёд» для
бензиновых двигателей – предотвращает образование льда в бензобаках и карбюраторах»;
– добавка «АМ» к автомобильным бензинам – очищает карбюратор;
– очиститель карбюраторов SUPER и REGULAR. Первая добавка очищает карбюратор, вторая поддерживает его в чистоте, предотвращая образование отложений.
Применение перечисленных и подобных им очистителей сводится к добавке определённого количества (указывается в инструкции, на упаковке) в топливо.
Для ухода за лакокрасочным покрытием выпускается большой ассортимент различных полировочных жидкостей и автошампуней.
В состав полировочных жидкостей входят абразивные материалы для шлифования и полирования поверхностей, а также воск, заполняющий поры плёнки лакокрасочного покрытия и сглаживающий микроскопические неровности.
Автошампуни очищают лакокрасочные поверхности от жировых и иных загрязнений, улучшая товарный вид.
Электролит для аккумуляторных батарей.
На автомобилях применяются кислотные аккумуляторные батареи. Электролит для таких батарей представляет собой водный раствор аккумуляторной серной кислоты. Для приготовления электролита необходимо применять только дистиллированную воду.
Аккумуляторная концентрированная серная кислота имеет плотность 1830 кг/м3. Для заливки сухо заряженных батарей в продаже имеется готовый электролит плотностью 1270 кг/м3.
Следует отметить, что при эксплуатации аккумуляторных кислотных батарей используют размерность плотности в граммах на сантиметр кубический (г/см3). Такую шкалу имеют и кислотные ареометры.
Приготовление электролита и коррекция его плотности в зависимости от температуры окружающего воздуха производится с использованием как серной кислоты концентрированной (плотность 1,83 г/см3), так и промежуточного электролита повышенной плотности (1,40 г/см3).
Работа с серной кислотой и её растворами связана с возможностью получения ожогов при попадании жидкостей на открытые участки тела. Ткани одежды разрушаются при воздействии даже слабых растворов.
Для приготовления электролита используют кислотостойкие посуду и инструменты (пластмасса, эбонит, керамика, фарфор, стекло). Стекло должно быть химическое, не растрескивающееся при резких изменениях температур.
Следует применять резиновые фартук и перчатки, а также защитные очки. При попадании растворов на открытые участки тела, кислоту или электролит немедленно нейтрализуют при помощи 10% раствора аммиака (нашатырного спирта) или кальцинированной соды с последующей промывкой большим количеством воды.
При смешивании кислоты с водой следует вливать кислоту в воду тонкой струйкой. При смешивании кислоты и воды выделяется большое количество тепла. Если вливать воду в кислоту, то из-за невысокой плотности вода растечётся по поверхности кислоты и закипит. Брызги воды будут захватывать кислоту и при попадании на кожу вызовут тяжёлые химические ожоги.
Поскольку даже при правильном смешивании кислоты с водой раствор сильно нагревается, после приготовления электролита его следует охладить и измерить плотность. В батарею следует заливать электролит при интервале температур 15…30 С.
Плотность электролита измеряют ареометрами различной конструкции. Уменьшение плотности на 0,01 г/см3 при температуре 25 С соответствует разрядке аккумуляторной батареи на 6%, на 0,02 г/см3 – 12% и т. д. Падение плотности на 0,16 г/см3 свидетельствует о полной разрядке батареи.