Специализированное оборудование для ремонта узлов автомобилей
Рис. 70. Стенд для разборки и сборки двигателей
Рис. 71. Поворотный стенд для ремонта рамы автомобиля
Для ремонта переднего и заднего мостов применяются подставки. Следует помнить, что задний мост с автомобиля снимается только при капитальном ремонте или при повреждении его картера. При текущем ремонте заднего моста ремонта снимают редуктор или планетарную передачу.
Рис. 72. Стенд для сборки ступицы переднего колеса:
1 — основание, 2 — прихват, 3 — фиксатор
Ремонт узлов автомобиля производится на специализированных Лендах например стендах для разборки и сборки ступицы переднего колеса (рис. 72), согласующего редуктор, цилиндров опрокидываюшего механизма, фрикционов двигателей, главной передачи, ведущей шестерни, цилиндров подвески и др.
Рис. 73. Приспособление для подсборки цилиндра противодавления подвески:
1,4 — кронштейны, 2 — основание, 3 — болт, 5 — верстак, 6 — шарнир, 7—прокладка, 8 — кольцо, 9 — цилиндр противодавления, 10 — рукоятка, 11— винт, 12 — бобышка, 13 — серьга, 14 — прилив кольца
На рис. 73 показано приспособление для под-сборки цилиндра противодавления пневмогидравлической подвески автомобиля. Приспособление крепится болтами к верстаку и состоит из основания, к которому привариваются кронштейны, являющиеся опорой для цилиндра противодавления. Цилиндр противодавления крепится при помощи разрезного кольца. Откидная половина кольца установлена на шарнире и имеет замковое устройство, состоящее из серьги, шарнирно закрепленной в приливе кольца, винта и рукоятки. Для закрепления цилиндра противодавления в приспособлении винт заворачивается до упора в лыску бобышки, приваренной к кольцу. Подсборка крышек цилиндра производится на верстаке.
После подсборки и контроля отдельных узлов общая сборка подвески производится на стенде-кантователе. Заправка собранной подвески маслом осуществляется от стационарной’ или передвижной заправочной установки с помощью насоса через фильтрующий элемент. Насос приводится в действие электродвигателем от сети постоянного тока напряжением 24 В.
Перед заправкой подвески баллоны с газом необходимо выдерживать не менее 1 ч в перевернутом состоянии для слива воды.
Пневмогидравлические .подвески перевозят на специальных тележках; при этом заряженная подвеска должна находиться строго в вертикальном положении (допускается отклонение от вертикали не более 30—40°). Для хранения цилиндров подвески используют специальные стеллажи (рис. 75).
Наиболее трудоемкие операции при ремонте цилиндров подвески— выпрессовка цилиндра противодавления, выпрессовка и запрессовка обоймы подшипников верхней и нижней головок подвески, заправка цилиндров азотом — должны одновременно выполняться двумя рабочими (один рабочий производит замер хода цилиндра, другой — регулирует подачу азота и т. д.).
Рис. 74. Стеллаж-кантователь для баллонов с газом
Рис. 75. Стеллаж для пневмогидравлических подвесок
При подсборке узлов двигателя и агрегатов трансмиссии применяются оправки и приспособления, облегчающие сборку.
Установка поршневых колец ,в цилиндры двлгателя производится с помощью специальных щипцов, ограничивающих расширение колец. При установке замки смежных поршневых колец должны быть направлены в противоположные стороны, а поршневые кольца полностью утоплены в канавке с помощью специальной обжимной оправки, внутренний диаметр которой равен диаметру цилиндра.
Рис. 76. Оправки для установки поршней в цилиндры: а — коническая, б — цилиндрическая
Для установки поршней в цилиндры целесообразно .при-менять две оправки — коническую-и цилиндрическую (рис. 76). Поршень в сборе с кольцами прогоняется через коническую оправку в цилиндрическую, внутренний диаметр которой соответствует диаметру цилиндра. Поршни должны устанавливаться таким образом, чтобы камера сгорания в поршне была смещена внутрь двигателя (в сторону топливного насоса).
Рис. 77. Транспортировка цилиндра опрокидывающего механизма
Рис. 78. Схема строповки гидромеханической передачи
При транспортировке агрегатов и узлов, установке их на стенды и снятии со стендов применяются специальные чалочные приспособления (подвески). Транспортировка цилиндра опрокидывающего механизма может осуществляться при помощи специальной подвески (рис. 77). Правильная строповка агрегатов и узлов — важнейшее требование техники безопасности. Схема строповки гидромеханической передачи при снятии ее с автомобиля показана на рис. 78. После сборки двигатель, гидромеханическая .передача, задний мост проходят приработку и испытание на специальных стендах. Приработка и испытание — завершающие операции в технологическом процессе ремонта агрегатов, назначение которых — подготовка агрегатов к восприятию эксплуатационных нагрузок и повышение их долговечности. В процессе приработки улучшается и качество трущихся поверхностей деталей, что способствует повышению износостойкости и стойкости против коррозии. Наряду с этим в период приработки выявляются дефекты, указывающие на отклонения от технических условий.
Рис. 79. Стенд для обкатки и испытания двигателей:
1 — электродвигатель, 2 —вал коробки передач, 3 — гидравлический тормоз, 4 — измерительное устройство, 5 — вал, 6 — основание
При обкатке и испытании двигателя существенное значение имеет поддержание должного теплового режима в период приработки, поскольку при формировании поверхностей трения деталей повышаются потери на трение и ухудшаются условия смазки по сравнению с нормальными эксплуатационными условиями работы двигателя. Режимы обкатки и испытания двигателей автомобилей БелАЗ подробно изложены в главе «Обкатка и испытание двигателя».
На рис. 79 приведена схема стенда с гидравлическим тормозом для “Обкатки и испытания двигателей. Приводное устройство стенда состоит из электродвигателя типа АКБ-82-4 мощностью 55 кВт при 1460 об/мин, соединенного через муфту сцепления с валом коробки передач. Переключением шестерен в коробке передач обеспечивается приработка двигателя на различных скоростных режимах. Ведомый вал коробки передач соединен при помощи муфты с валом гидравлического тормоза, Принцип действия гидравлического тормоза основан на использовании сил сопротивления, возникающих при движении тела в жидкости. Ротор тормоза, соединенный с валом испытываемого дизеля, помещается в закрытом кожухе-статоре. Последний установлен балансирно на стойках и связан с измерительным устройством. На роторе установлены диски, вращающиеся между дисками неподвижно закрепленными на статоре. Момент сил трения, возникающих при вращении ротора в статоре, наполненном водой, равен крутящему моменту, -приложенному к валу ротора. Благодаря балансирному креплению статора этот момент измеряется устройством. Величина поглощаемой в тормозе мощности зависит от толщины слоя воды внутри статора. В конструкции гидравлического тормоза предусмотрено поплавковое устройство питательного бачка, позволяющее поддерживать постоянный уровень воды в статоре. Поглощаемая в гидравлическом тормозе мощность превращается в тепловую энергию, которая нагревает используемую воду. Испытываемый дизель устанавливается на стойках основания стенда и соединяется с приводным валом через карданную передачу. Гидравлические тормоза являются наиболее надежными и дешевыми, но требуют значительного расхода воды и не позволяют производить холодную приработку двигателей без ведущего электродвигателя, что является их недостатком.
При обкатке целесообразно и применение электротормозных стендов. Преимущество их перед гидравлическими — отсутствие воды и специального электродвигателя для холодной приработки.
Наиболее перспективен электрический тормоз переменного тока, .представляющий собой асинхронный электродвигатель трехфазного тока. При холодной приработке дизеля асинхронная машина работает как электродвигатель, приводящий во вращение коленчатый вал дизеля; при этом она потребляет энергию из сети. При горячей приработке дизеля, как только частота вращения становится выше частоты вращения электродвигателя, последний начинает работать как генератор. При этом вырабатываемая электрическая энергия возвращается (рекуперируется) в сеть. Таким образом энергия, вырабатываемая дизелем, превращается в электрическую и используется для питания сети. Величину крутящего момента регулируют реостатом, включенным в цепь ротора.
Для определения величины крутящего тормозного момента применяется балансирная установка статора электродвигателя. Статор устанавливается в подшипниках стоек, закрепляемых на фундаментной плите. Шарнирное устройство соединяет статор с маятниковым весовым механизмом, по тарированной шкале которого определяется величина окружного тормозного усилия.
В качестве электротормозов переменного тока используются асинхронные электродвигатели с фазовым ротором серии АК или специальные асинхронные машины серии АКБ, имеющие балансирное крепление статора. Электрическая машина типа АКБ-102-4 мощностью 160 кВт лри 1500 об/мин используется на испытательном стенде ГОСНИТИ СТЭ-160—1500, имеющем максимальную тормозную мощность 400 л.с. и пределы скоростных режимов (об/мин):
при холодной приработке 600—1450; при горячей приработке под нагрузкой 1600—3000.
Электрические стенды конструкции ГОСНИТИ имеют автоматизированное управление режимом приработки,и испытания двигателей, повышающее качество приработки и улучшающее условия труда операторов.
Рис. 80. Стенд для испытания гидромеханических передач:
1 — электродвигатель, 2 — панель с приборами, 3 — водяной реостат, 4 — муфта, 5 — редуктор, 5—масляный радиатор, 7 — карданная передача, 8 — фланец, 9 — гидромеханическая передача, 10 — ограждение, 11 — стойки опор, 12 — маслопровод от ГМП к фильтрам, 13 — маслопровод от фильтров к масляному радиатору, 14 — маслопровод от масляного радиатора к ГМП, 15 — масляные фильтры, 16 — станина
Стенд ГОСНИТИ (рис. 80) с электродвигателем короткозамкнутого типа может применяться для приработки и испытания гидромеханических передач. Гидроусилитель при испытаниях проверяется под нагрузкой и на холостом ходу, промывается маслом, проверяется легкость перемещения штока, регулируется предохранительный клапан. Обкатка и испытание насосов гидромеханической передачи и объединенной гидравлической системы производятся на стенде (рис. 81). Испытываемый насос приводится в действие от электродвигателя.
Рис. 81. Схема стенда для испытания
Давление масла контролируется манометрами. Насос обкатывается вначале без нагрузки при различной частоте вращения, после чего создается давление масла, доводимое для каждой секции насоса до установленной величины. После окончания обкатки насоса производится дополнительная затяжка стяжных болтов и их контровка.
Собранные фрикционы гидромеханической передачи испытываются на четкость включений и выключений на специальном приспособлении, а затем проверяются на стенде на герметичность веретенным маслом под давлением 10—15 даН/см2.
Рис. 82. Тележка для заправки двигателя и гидромеханической передачи маслом
Испытаниям на стендах гидравлического типа подвергаются также цилиндры опрокидывающего механизма, автомат переключения насосов, распределительный кран и панель управления объединенной гидравлической системы, узлы двигателя, радиаторы.
Головки блока цилиндров испытываются на герметичность на стенде в течение 2 мин под давлением 4 даН/см2, при этом не допускается потение стенок или появление течи в местах соединений. Аналогично испытывают блок цилиндров двигателя. Опрессовывают коленчатый вал двигателя после сборки маслом, подаваемым насосом из бака через блок фильтров тонкой очистки в магистраль опрессовки коленчатого вала, установленного в специальном баке на двух подставках.
Для заправки отремонтированных двигателя и гидравлической передачи маслом применяются различные заправочные установки. Передвижная заправочная тележка конструкции ЦНОТцветмета (рис. 82) снабжена насосом, приводимым в действие от электродвигателя, и баками для масла общей емкостью 110 л. Размеры тележки 1450X564X000 мм, масса (без масла) 88 кг.
Оборудование для Автосервиса
Выбор оборудования для автосервиса зависит от задач, которые ставит перед собой владелец бизнеса.
На закупку оборудования влияет:
- виды автомобилей, которые будет обслуживать станция технического обслуживания;
- страна происхождения, тип и класс транспортных средств;
- общая площадь сервиса;
- виды работ, которые будут в нем проводиться.
Только ответив на эти вопросы, можно решить, какое технологическое оборудование для автосервиса нужно закупать в первую очередь.
Всё оборудование, входящее в СТО, бывает трех типов:
- технологическое;
- дополнительное;
- торгово-офисное.
Технологическое оборудование
Услуги, которые может оказывать автосервис, разнообразны. Охватить их все на старте бизнеса не реально, да и не нужно. Наращивать мощности лучше постепенно, анализируя запросы клиентов во время работы.
Минимальный набор предоставляемых услуг при открытии сервиса:
- шиномонтаж;
- развал-схождение;
- диагностика;
- слесарные работы.
Если бюджет позволяет, то к этому набору рекомендуется добавить:
По мере развития автосервиса, можно включить в услуги:
- диагностику дизеля;
- заправку кондиционеров;
- техосмотр ЛИК.
Важно решить, какие автомобили сможет обслуживать СТО.
Одно дело заниматься ремонтом легковых автомобилей, другое — ремонтировать коммерческий транспорт: малотоннажные грузовики, седельные тягачи и импортные грузовые автомобили.
Но ремонт легковых автомобилей также имеет свои нюансы.
Многие марки машин требуют специфического и дорогостоящего оборудования, например, такие, как:
Поэтому, прежде чем закупать оборудование, спрогнозируйте востребованность услуг у автомобилистов в вашем районе. Возможно, вы сможете найти низкоконкурентную нишу в районе, которая при этом будет востребована среди автовладельцев.
Шиномонтажный участок
Бывалые предприниматели в сфере автомобильных услуг рекомендуют начинать работу сервиса с организации шиномонтажного участка.
Для полноценной работы потребуется следующее технологическое оборудование:
- шиномонтажная ванна;
- станок балансировочный;
- станок шиномонтажный;
- расходники;
- гидравлический домкрат, подкатной;
- гайковерт;
- вулканизатор;
- пневматическая шлифовальная машинка с набором шарошек;
- нарезатель протектора;
- пистолет для подкачки шин;
- динамометрический ключ;
- компрессор;
- конус для авто;
- слесарный верстак.
Шиномонтажная ванна используется для проверки целостности покрышек, камер. Ценовой диапазон на неё от 6 700 рублей за отечественную модель Polarus-MW, самую простую, до 16 000 рублей за импортные модели, с более широкой линейкой обслуживаемых автомобилей.
Ванны зарубежных производителей имеют большие размеры. Это позволяет проводить осмотр шин, покрышек различных транспортных средств. Вы сможете обслуживать малый коммерческий транспорт, например малотоннажные грузовики.
Балансировочный станок применяется для устранения дисбаланса в геометрии колесного диска. Делается это при помощи грузиков. Стоимость балансировочных станков начинается от 35 000 рублей за модель китайского производства TS-600. Импортные станки стоят в 3-5 раз дороже.
Наиболее оптимальное решение — модель российского производства, станок СТОРМ Challenger-3. Этот вариант позволит обслуживать многие виды иномарок, за исключением французских и китайских. Цена на этот станок начинается от 74 400 рублей.
Шиномонтажный станок предназначен для операций — монтаж, демонтаж стандартных, низкопрофильных шин (как камерных, так бескамерных). Для старта бизнеса подходит недорогая модель китайского производства полуавтомат GR-322. Ее стоимость начинается от 48 000 рублей.
Импортные аналоги, предназначенные для работы с иномарками, стоят от 198 000 рублей и выше.
Помимо технологического оборудования для шиномонтажного участка требуются расходники.
В список входят:
- аппликаторы;
- шилья и иглы шиномонтажные;
- грибки;
- ножки;
- жгуты.
Помимо этого сюда же можно отнести клеи, герметики, пасты и очистители.
Не забываем заплаты диагональные, радиальные, универсальные и балансировочные грузики. Вся эта мелочевка требуется каждый день, и на её закупку стоит выделить до 50 000 рублей первоначально. После чего можно подкупать израсходованные материалы по мере необходимости.
Работа шиномонтажного участка невозможна без гидравлического подкатного домкрата. Стоимость профессионального агрегата зависит от его грузоподъемности и страны производителя. Если автосервис организован для ремонта легковых автомобилей, то достаточно будет приобрести два, три домкрата, грузоподъемностью до 3х тонн, стоимостью 16 800 рублей.
Но для ремонта другого автотранспорта ценник растет значительно, например, для автомобилей грузоподъемностью до 22 тонн цена на домкрат начинается от 20 000 рублей за отечественную модель. Европейские приборы стоят на порядок дороже.
Пневматический гайковерт – оборудование, необходимое для быстрого обслуживания автомобилей при производстве шиномонтажных работ и не только. Ценник сильно зависит от страны производителя инструмента. Если начинать с российских моделей, то стоимость стартует от 16 750 рублей.
Итальянские модели стоят от 10 000 евро. Но для иномарок требуется именно иностранное оборудование. Для некоторых брендов строго страны-изготовителя машины.
Вулканизатор – оборудование, предназначенное для постановки заплат методом горячей вулканизации. Стоимость данного оборудования начинается от 16 500 рублей за простейшую модель российского производства. Но с таким вулканизатором выполнять большие объемы работ в сезон будет сложно.
Профессиональный вулканизатор с высокой производительностью стоит от 178 000 рублей. Аналоги европейского производства обойдутся в 330 000 рублей, но эти модели прослужат верой и правдой гораздо дольше.
Пневматическая шлифовальная машинка с набором шарошек требуется для расчистки и шлифования места под грибок, жгутик. Стоимости модели 1/4″ (16 пр.) RT-1206 ROTAKE, производства Китай, начинается от 1 500 рублей. Есть более надежные машинки, там цена более 2 500 рублей. Зато такой аппарат реже выходит из строя.
Нарезатель протектора должен быть оптимальным по комплектации, качеству и возможностям. Сегодня на рынке популярна модель RUFF RILLFIT S125B, производства Германии. Стартовая цена от 14 000 рублей.
Динамометрический ключ — необходимый инструмент монтажника. С его помощью регулируют степень закручивания гаек. Для некоторых операций требуется строгая фиксация с указанием нагрузки на каждую гайку. Особенно важно это для установки колесных дисков.Самая доступная для начинающего предпринимателя модель, произведенная в Тайване, 1/2″ 28-210Нм 465мм JTC-1203. Начальный ценник от 2 100 рублей.
Комплексы для начинающих — готовые решения для тех, кто решил начать собственное дело. Ценник на комплекс оборудования, стартует от 73 000 рублей. В этом случае, набор технологического оборудования минимален, но первое время вполне можно работать на таком.
Балансировочный станок
Шиномонтажное оборудование
Оборудование участка развал-схождения
Нет ни одного автовладельца, который не обратился бы в сервис для проверки и регулировки углов установки колес. От этого зависит безопасность транспортного средства на дороге, да и жалобы, что «машину ведет», встречаются часто.
Для оборудования участка развал-схождения требуется гораздо больше финансов. Даже готовые решения с возможностью покупки оборудования в лизинг начинаются от 580 000 рублей.
В готовые комплектации входят необходимые станки, компьютерное и вспомогательное оборудование.
Стандартно развал-схождение включает в себя:
- стенд для регулировки углов установки колес;
- подъемник ( в который входят траверсный домкрат, компенсаторы для задней оси и поворотные круги).
Наиболее оптимальное решение — российско-китайский набор ТехноВектор/FLYING, стоимостью от 580 000 рублей. Этот вариант подходит для развивающегося сервиса — здесь хорошее соотношение цены к качеству самого оборудования, и к его количеству. Модель позволяет обслуживать разные марки автомобилей.
При получении устойчивой прибыли и хорошей проходимости, можно будет сменить набор на более дорогой с дополненной комплектацией, тем самым увеличить количество оказываемых услуг, например, проводить диагностику смещения осей, измерять расстояние между центрами колес и смещения колес задней оси. Этой услугой пользуются после деформации колес либо в рамках предпродажной подготовки машины.
Подъемник
Оборудование участка развал-схождения
Участок диагностики
Участок диагностики в СТО – один из важных. Встречать клиента с неисправным автомобилем лучше «во всеоружии». Безусловно, самый популярный запрос – диагностика двигателя, но уделять внимание только этому будет несколько однобоко. В машине может сломаться что угодно, и далеко не всегда дело в двигателе и его составляющих. Важно проводить диагностику тормозной системы, подвески, регулировки фар – список может быть огромным. Потому оборудование нужно подобрать максимально универсальное, способное решать большое количество задач.
Оборудование, требующееся для комплектации диагностического участка:
- стенды диагностические;
- тестеры давления, компрессометры и прочее;
- тестеры двигателя;
- автосканеры;
- люфтомеры рулевого управления;
- дымомеры;
- стенды для проверки генераторов и стартеров;
- стенды для проверки регулировки топливной аппаратуры;
- установки для промывки инжектора;
- стенды регулировки форсунок;
- опресовочные стенды;
- приборы для регулировки фар и оптики;
- люфт-детекторы.
Среди диагностических центров наиболее популярен комплекс «Автомастер АМ1-М». Это оборудование произведено в России. Оно отлично себя зарекомендовало на отечественном рынке. Можно порекомендовать его в качестве стартового пакета для открывающегося СТО. Цена за этот стенд составляет 222 000 рублей.
В комплект входит сам стенд, основанный на базе компьютера, с расширенными функциями:
- сканер блоков управления;
- мотор-тестер;
- тест производительности форсунок;
- цилиндровый баланс.
Стенд имеет блочную конструкцию, что позволит обновлять его постепенно, просто меняя некоторые блоки, по мере возможности.
Оборудование для диагностики двигателя
Оборудование для диагностики тормозной системы
Слесарный участок
Самый распространенный в автосервисе участок — слесарный. Слесарное оборудование и инструменты требуются практически при всех работах, выполняемых сервисом.
- подъемник гидравлический;
- компрессор;
- шланг спиральный;
- оборудование для слива тех жидкостей — масла и прочее;
- верстаки, шкафы, стойки;
- тележки для инструментария;
- тиски;
- станки различного назначения;
- кран гаражный;
- стойка трансмиссионная;
- кантователи различного назначения;
- лежаки подкатные;
- стяжки пружин напольные.
Так же сюда входит обширный перечень слесарного инструментария — ключи различного назначения, отвертки, гайковерты и другое.
Стоит отметить, что самое недорогое оборудование обычно произведено в Китае, но оно не всегда отличается высоким качеством. Поэтому рекомендуется остановить свой выбор на европейских аналогах, которые стоят дороже, но эксплуатируются дольше.
Кстати, для обслуживания французских и китайских автомобилей, требуется оборудование производства этих стран. К остальным машинам строгой привязки к стране-изготовителю не требуется.
Стоимость оборудования различна и зависит от того, что именно входит в набор. Так, цена на подъемники начинается со 100 000 рублей. Весь набор обойдется начинающему бизнесмену в 500 000 – 800 000 рублей. Но слесарное оборудование можно закупать постепенно, по мере развития сервиса.
Гидравлический подъемник
Аппарат для замены технических жидкостей
Малярный участок
Малярные и кузовные работы можно свести в один участок. Это поможет сэкономить место в помещении.
Для таких участков тоже существуют готовые решения, но при постепенной закупке начинать стоит по порядку и приобрести сначала стапель для исправления геометрии кузова и покрасочную камеру.
Стапель – это стенд для восстановления правильной геометрии кузова. Самые качественные и доступные для начинающих предпринимателей стапеля выпускают в нашей стране. Например, хорошо себя зарекомендовала модель ARS-8. Ее стоимость с минимальным набором функций составляет 195 000 рублей.
Максимальные комплектации этого же производителя — от 480 000 до 670 000 рублей. Чем выше цена, тем большее количество марок автомобилей можно обслуживать.
Покрасочная камера для легковых автомобилей российского производства СК-3 (дизельная) — наиболее оптимальный вариант для начинающих автобизнесменов. Стоимость модели от 667 000 рублей. Но заметим, что покраска кузова часто один из самых дорогих и востребованных видов услуг, потому данное оборудование при правильном подходе быстро себя окупит.
Стапель для выполнения кузовного ремонта
Покрасочная камера
Дополнительное оборудование
По мере возрастания посещаемости автосервиса, можно будет докупать дополнительное технологическое оборудование для техосмотра, зарядки кондиционера, диагностики дизельных двигателей и прочего. Все это можно приобретать позже, когда бизнес поставлен на поток.
Но помимо этого, существует дополнительное организационное технологическое оборудование, без которого нормальная работа СТО невозможна.
К подобному оборудованию относят:
- вентиляционное — снижает загазованность в производственном помещении;
- компрессионное — позволяет использовать в работе пневмоинструменты;
- электроинструмент — инструмент для ускорения процесса ремонта;
- климатическое — для поддержания рабочего температурного режима в цехах и на участках;
- расходники, мелкие инструменты и прочее — перечисленные выше в различных комплектах оборудования.
Вентиляционное оборудование
Торгово-офисное оборудование
В автосервисе часто попутно продают запасные части, автокосметику, расходники. Для этого необходимы витрины и прилавки.
Для обслуживания клиентов требуется кассовый аппарат с эквайрингом и денежным ящиком, сейф, стойка администратора, мебель для зоны ожидания. Чтобы клиент не скучал, важно показать гостеприимность и установить кулер с холодной и горячей водой, отличным решением станет установка телевизора на стену. Также можно приобрести кофе-машину и угощать посетителей вкусным и ароматным напитком.
Для офисной работы необходим компьютер, МФУ, телефония.
Автосервис – выгодный бизнес, так как сегодня как минимум один автомобиль есть в каждой среднестатистической семье. Важно учесть все нюансы при покупке оборудования, тогда СТО не будет простаивать без работы, а поток постоянных клиентов будет неуклонно расти.