Возможно ли смешивание различных моторных масел
Вопрос совместимости моторных масел интересует автомобилистов с любым стажем вождения: актуален он как для новичков на дороге, так и для опытных водителей. Попробуем разобраться в этом вопросе, и начнем с того, что с конвейера автомобиль приходит к своему владельцу с определенным видом моторной жидкости, рекомендованным производителем двигателя для постоянного использования. Но в жизни часто приходится менять правила в силу разных причин. Можно ли смешивать моторные масла, если такая необходимость вдруг возникла?
Среди водителей с большим опытом не существует единого мнения в вопросе смешивания. Специалисты же рекомендуют прибегать к такой манипуляции только в экстренных ситуациях. Если автомобилист принимает решение долить смазочный продукт одного производителя на другую торговую марку, и при этом показатели вязкости будут отличаться, могут возникнуть некоторые сложности. Не секрет, что после слива или отсоса в силовом агрегате все-таки остается примерно 0.5 литра отработанной смазки.
Смешивать смазочные материалы приходится иногда из-за резкого падения уровня, например, в условиях дальней дороги. Тем автовладельцам, которые для большей эффективности применяют дополнительные присадки, приходится чаще остальных промывать двигатель и заливать новый продукт. Что же происходит при этом, и какие масла можно смешивать, рассмотрим, опираясь на основные характеристики продукта.
Классификация моторных жидкостей
Любой смазочный материал представляет собой базу с пакетом определенных присадок, направленных на улучшение эффективности. Она определяет совместимость групп моторных масел. Итак, база масла может быть:
- минеральной. Основой его является органика. Такой продукт получают из нефти методом селективной очистки, в котором одну из ключевых позиций занимает депарафинизация (максимально возможный вывод из состава продукта парафинов);
- синтетической, полученной путем сложного химического процесса. Синтез, лежащий в основе получения таких продуктов, заключается в выстраивании цепочек молекул одинаковой длины и размера из углеводородов. В этом главное отличие от минеральной базы, в которой молекулы вещества неоднородные, что означает повышенное трение механизмов и деталей мотора. Химический синтез достаточно затратный, потому и синтетика стоит на порядок дороже минералки;
- полусинтетической. В заданных пропорциях происходит смешивание двух баз: синтетики и минералки;
- гидрокрекинговой. Многие ошибочно считают подобные продукты синтетическими, но это не так. Такие масла максимально приближены к ним за счет максимальной очистки (метод глубокого крекинга), но их основа является минеральной. Производители иногда представляют свою продукцию как полусинтетическую смазку. Такие продукты дешевле синтетических. По сути гидрокрекинговые продукты представляют собой промежуточное звено между синтетикой и полусинтетикой.
Характеристики и отличия разных групп смазочных материалов
- демократичная цена, что позволяет существенно экономить на обслуживании мотора. Минералка доступна. Чаще всего ее применяют в авто с большим пробегом;
- экологически чистый продукт вследствие того, что химические вещества в нем занимают очень незначительный процент;
- универсальность. У таких продуктов широкий спектр применения.
Следуя по постепенному нарастанию ценового показателя, далее идут продукты полусинтетические. Их характеризует:
- невысокая цена;
- универсальность (подходит для любых ДВС);
- малая испаряемость, что позволяет снизить расход масла и увеличить период его замены;
- не позволяет образовываться на деталях двигателя известковому налету.
Самым дорогим является синтетический продукт. Перед своими «собратьями» он имеет такие преимущества:
- стабильный показатель вязкости в широком диапазоне температур;
- оптимальные показатели текучести;
- минимально возможное испарение, что позволяет меньше расходовать смазочные продукты и реже их менять;
- для таких автомасел применяется меньшее количество присадок.
Если сравнивать две основные базы, то преимущества окажутся на стороне синтетической: она имеет более высокий индекс вязкости, а толщина масляной пленки остается практически неизменной как при максимально допустимых плюсовых, так и при минимально разрешенных температурах. Это особенно важно при вождении в экстремальных условиях. Износ механизмов ДВС сведен к минимуму.
Также синтетика превосходит минералку по степени защиты от окислительных реакций. При использовании синтетической смазки замедляется процесс старения масла, нагар и отложения образуются в незначительных количествах.
Одной из важнейших характеристик смазочных жидкостей является показатель вязкости, который принято указывать согласно международной классификации SAE. Индекс вязкости указывает на сезонность продукта, точнее, раскрывает температурный диапазон, в котором рекомендовано использование масла. Смазки могут быть летними, зимними и всесезонными. Климатические условия Российской Федерации характеризуются перепадом температур, потому у отечественных автовладельцев особой популярностью пользуются всесезонные продукты.
Опыт показывает, что в двигателях с большим пробегом необходимо применять смазки с большим индексом вязкости.
Сочетание различных смазочных материалов
Что же делать, если понадобилась замена смазочного материала или его доливка? Какие масла можно смешивать, и как это сделать правильно рассмотрим далее.
Специалисты рекомендуют производить смешивание автомобильных масел в крайних случаях при резком падении уровня, хотя официального запрета на такие действия не существует.
Смешивать минеральные масла с синтетикой можно только в одном случае: последняя должна базироваться на полиальфаолефинах (ПАО). При резком падении уровня этого «коктейля», допускается доливка небольшого количества минерального масла.
Нельзя оставить без внимания вопрос, можно ли смешивать масла с идентичными базами, например, минералку с минералкой. Такой симбиоз — дело рискованное, и неизвестно как отреагирует ДВС на подобную смесь. Если по каким-то причинам смешивания не избежать, то необходимо, чтобы показатель вязкости обеих жидкостей был одинаков.
Еще один важный вопрос, можно ли при необходимости смешивать моторные масла, представленные разными производителями, он интересует не только начинающих водителей, но и автолюбителей с солидным опытом. Синтетику от разных торговых брендов можно смешивать в том случае, когда их характеристики идентичны по стандарту США API или европейскому АСЕА. Очень чувствительны к смешиванию продуктов двигатели форсированные и с турбонаддувом.
Следует напомнить, что смешивание — мера крайняя, и длительное использование подобных смесей негативно скажется на функциональности мотора. Желательно слить «коктейль» при первой же возможности, и после промывки агрегата залить рекомендуемый допусками продукт.
Совместимость синтетических и полусинтетических моторных масел возможна при условии, что показатель вязкости либо не изменится, либо будет на порядок выше. Например, в масло 5W-40 допускается доливка жидкости 10W-40. При этом вязкость несколько изменится, и ее значение будет зависеть от количественного состава смеси. Другими словами, если масла с низкой вязкостью долито больше, то и показатель ее понизится.
Проблема при смешивании двух продуктов на одной базовой основе заключается в пакете присадок, который у каждого производителя уникален. Именно между добавочными компонентами может возникать непредсказуемая реакция.
Какие моторные масла по мнению экспертов лучше всего смешивать? Специалисты сошлись во мнении, что более приемлемым вариантом является смесь масел одного производителя из-за идентичности используемых присадок. Вариант, когда подбираются продукты разных производителей с аналогичными индексами вязкости, считается менее оптимальным.
Чтобы свести к минимуму риск возникновения конфликтных реакций между компонентами присадок лучше смешивать смазки одного и того же производителя. Именно так вы сможете защитить двигатель от негативных последствий смешивания смазочных жидкостей.
Если вам пришлось смешать смазочные продукты, не забывайте, что после промывки двигателя понадобится замена масляного фильтра.
Смешивание и совместимость моторных масел
Сегодня вопрос о том, как должно осуществляться смешивание моторных масел, является очень актуальным. Эта тема неоднократно поднималась на многих автомобильных форумах, её изучает немало экспертов. Автопаб решил помочь своим читателям разобраться в данном непростом вопросе. Ведь каждый из нас хочет продлить срок эксплуатации двигателя.
Обычный владелец автомобиля, как правило, плохо разбирается в характеристиках существующих на рынке моторных масел. Лишь некоторые автомобилисты покупают масла определенного производителя. При этом выбор в большинстве случаев сводится не к изучению преимуществ и недостатков продукции, а к желанию избежать лишних проблем, залив масло, отличающееся от того, что использовалось ранее. Иногда бывает так, что требуемого продукта в наличии нет. В таких случаях приходится делать непростой выбор. В принципе, статья поможет и тем автомобилистам, которые уверены в полной совместимости различных масел, считая классификацию продукции очередной уловкой маркетологов.
Причина появления проблемы
Очень часто автовладельцы начинают думать о том, какие масла можно смешивать, в таких ситуациях:
- Необходимо выполнить долив очередной порции моторного масла, а требуемого товара в магазинах нет.
- В картере двигателя хранится определенное количество старого масла, слить которое не удается, а вы решили использовать новое масло иного типа.
- В процессе замены масла планируется промывка смазочной системы (почти все промывки на рынке имеют минеральную основу), после чего вы будете заливать синтетическое масло.
В процессе изучения данной темы мы смогли найти очень интересный материал исследований, которые осуществлялись в течение полугода. Эксперимент проводили студенты, а также преподаватели Иркутского государственного техуниверситета.
Тематические исследования
Начать хочется с того, что эксплуатационные характеристики синтетических масел являются достаточно высокими, поэтому именно такую продукцию предпочитают использовать многие владельцы автотранспорта. В особенности преимущества «синтетики» проявляются в зимнее время года.
Чистые основы синтетического и минерального масел очень легко смешать между собой в разных соотношениях (если они не содержат дополнительных присадок). Благодаря этому производители и выпускают полусинтетические масла. Но нынешние моторные масла – это достаточно сложные сочетания компонентов, в составе которых присутствуют присадки, каждая из которых выполняет определенные задачи. Поэтому совместимость моторных масел зависит от совместимости присадок, которые в них используются.
Сразу отметим, что при смешивании масел для двигателя их качества могут серьезно меняться. Скорее всего, никому из наших читателей не придёт в голову идея залить в мотор продукт неизвестного происхождения. По этой простой причине делать это лишь в целях проведения эксперимента крайне нежелательно.
Промывка двигателя при замене масла – необходимость или ненужная процедура? Узнайте больше в нашей статье – https://avtopub.com/nuzhno-li-promyivat-dvigatel-pri-zamene-masla/
Упомянутые выше специалисты провели эксперимент, на начальном этапе которого они решили смешать минеральные и синтетические масла в одинаковых пропорциях. Десять пробирок наполнили синтетикой и добавили туда аналогичное количество отечественной «минералки», а второй десяток к синтетическому маслу добавили минеральный продукт одного из известных иностранных производителей. В итоге произошло расслоение масле посередине пробирок.
После того как масла перемешали с помощью стеклянной палочки, синтетические продукты с добавленным маслом российского производства, стали менее прозрачными. Также смесь слегка загустела (в некоторых случаях смесь получилась даже гелеобразной). А в отдельных пробирках можно было даже заметить хлопья.
Все это свидетельствует о прохождении химических реакций. Интересно, что масло Castrol SLX вообще не получилось смешать – даже после помешивания происходило расслаивание продукта. Исследователи так и не смогли получить однородную структуру. Отметим, что таким был результат не лишь с минеральными продуктами, но и с «синтетикой». Это явный признак нетипичного химического состава присадок, используемых в этом масле.
В тех пробирках, куда специалисты заливали синтетические продукты и «минералку» зарубежного производства, изменения оказались не столь существенными. Никаких хлопьев не было, но густота масел, все же, увеличилась. Да и однородность была уже далеко не такой, как у оригинального масла.
На фото можно легко увидеть разницу: справа смесь выглядит более мутной, что свидетельствует о несовместимости.
После этого эксперты провели смешали масла в ином соотношении: 80% синтетического масла и 20% «минералки», а потом наоборот – 80% «минералки» и 20% «синтетики». Исследователи выбрали это соотношение по той причине, что несливной остаток масла, который хранится в движке в процессе замены смазки, достигает около 7-25% от всего объема масла.
Сколько масла заливать в двигатель? Актуальный ответ содержится здесь.
С перемешиванием продуктов проблем не возникло, причем серьезных изменений замечено не было. После этого смеси решили нагреть до 2000 градусов, охладить и снова нагреть. Затем продукты отстаивались, и все выполнялось в прежнем порядке. После таких «испытаний» выяснилось, что каких-либо заметных изменений в тестируемых смесях не случилось.
Бытует мнение о том, что если добавить в моторное масло около 8-10% иного масла, это не сможет существенно сказаться на характеристиках базового продукта. Для проверки этого предположения было решено использовать в качестве основы определенный фактор качества масла. Исследователи решили взять оптическую плотность продукта, которую устанавливали с помощью фотоэлектрического фотометра КФК-3. На первом этапе была определена оптическая плотность каждого тестируемого образца масла («минералки» и синтетического), после чего ученые определили аналогичный показатель смесей данных продуктов.
Как оказалось, при добавлении 20% минерального масла в «синтетику», оптическая плотность смеси падала на 10-20%. Если же ученые добавляли 20% синтетического масла в «минералку», оптическая плотность росла на 5-10%. В итоге получалось почти полусинтетическое масло.
Это значит, что характеристики синтетического масла ухудшатся в том случае, если в него добавить минеральный продукт. Ранее в этой статье мы уже писали о том, что чистые основы минерального и синтетического масел (без использования каких-либо присадок) отлично смешиваются друг с другом. Конфликтовать между собой могут лишь присадки.
Добавление небольшого количества «синтетики» в минеральное масло несущественно повлияло на оптическую плотность исходного продукта, поэтому его характеристики почти не претерпят изменений. В отдельных случаях свойства «минералки» могут даже слегка улучшиться.
Выводы
Необходимо помнить о том, что все моторные масла содержат определенное сочетание присадок, поэтому попадание в продукт дополнительных компонентов зачастую становится причиной разбалансированности его характеристик.
Ученые также изучали процесс смешивания синтетической продукции, выпущенной разными компаниями, в соотношении 80:20. В итоге существенных изменений в полученных смесях замечено не было.
Очень важно также понимать, что опубликованные выше результаты исследований относятся к новым моторным маслам. А вот в реальной ситуации в новое масло, по сути, попадает около 7-25% отработанного продукта, характеристики которого существенно отличаются от изначальных. Какой получится смесь прогнозировать сложно. Можно ли смешивать моторные масла? Автопаб советует делать это лишь в крайних случаях, к примеру, при необходимости срочного пополнения объема смазки. После этого масло рекомендуем заменить.