Меню

Система охлаждения двигателя зил 130 схема

Система охлаждения двигателя зил 130 схема

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Водяной насос — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.

Перед заправкой смазочным материалом полостей подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробку, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

Регулирование натяжения ремней проводится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм. От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Радиатор — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка наливной горловины радиатора герметичная с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2). При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119 °С, что уменьшает ее выкипание.

Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 °С.

Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при уменьшении давления на 1—13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2). Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов. При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115 °С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку Радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей воды из горловины.

Жалюзи радиатора — створчатые, управляются из кабины водителя.

Термостат с твердым наполнителем помещен между вер хним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения.

В радиатор необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее. В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнашиваются поршневые кольца и цилиндры.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз). Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.

При заливке охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран Радиатора. Закрывать кран следует только после того, как из него начнет вытекать жидкость.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока Цилиндров (при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя). Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двига-

Рукоятки управления кранов для слива охлаждающей жидкости выведены через первую поперечину рамы под буфер (рис. 4). Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость

При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке блока, Следует периодически проверяуь состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.

Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению головки.

В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Систему охлаждения необходимо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км пробега), и далее два раза в год — весной и осенью.

Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно. Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном Циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора, Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата. Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные кРаны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора должна быть закрыта. Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.

Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.

Читайте также:  Антифриз для промывки системы охлаждения двигателя

Накипь обладает очень плохой теплопроводностью, поэтому при наличии даже незначительного слоя накипи на внутренних поверхностях системы охлаждения отвод теплоты резко ухудшается. Накипь опасна еще и тем, что, отслаиваясь, она может засорить проходные отверстия сливных кранов, мешая сливу, зимой это приводит к замерзанию охлаждающей жидкости в рубашке блока и разрушению блока цилиндров.

Если в источнике водоснабжения вода жесткая, то воду перед заливкой в систему охлаждения двигателя необходимо смягчить (удалить соли кальция и магния) одним из следующих способов.

Первый способ — кипячение воды в течение 30—40 мин. Котлы для кипячения воды могут быть самой различной конструкции. Часть солей оседает на стенках котла, а часть собирается в шламоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды.

Второй способ — добавление к воде технического трилона. Три-лон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания ее при нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не оказывает вредного влияния на детали системы охлаждения.

Третий способ — химический. При этом способе смягчения воды требуются специальные очистные установки. Смягчают воду с помощью натрийкатионитных фильтров. Такие фильтры различных размеров и пропускной способности выпускает промышленность.

В случае отложения накипи, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии систему охлаждения надо промыть следующим образом. Залить воду, в 1 л которой предварительно растворяют 20 г технического трилона. После одного дня работы автомобиля (не менее 6—7 ч) этот раствор слить и залить свежий, менять раствор в течение 4—5 дней. После окончания промывки систему охлаждения залить водой, содержащей в 1 л 2 г трилона.

Система охлаждения ЗИЛ-130: устройство, принцип работы, неисправности

Система охлаждения ЗИЛ-130 служит для принудительного отвода лишнего тепла от элементов с последующей его передачей в атмосферу. В процессе образуется термический режим, позволяющий обеспечить нормальный рабочий цикл, при котором мотор не переохлаждается и не перегревается. Оптимальным показателем считается температура хладагента порядка 90-95 °C.

Описание

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 (рисунок выше) – жидкостного типа с закрытым контуром. Она не взаимодействует напрямую с окружающим воздухом, что позволяет повысить давление в контуре и увеличить предел кипения хладагента с одновременным снижением растрат жидкости на испарение. Рассматриваемый узел включает в себя:

  • охлаждающие рубашки БЦ, ГЦ, впускного трубопровода (7);
  • жидкостный насос (2);
  • секцию-радиатор (1);
  • арматуру для слива (6, 12, 14);
  • шланги (4, 8);
  • термостат и вентилятор (5 и 3).

Охлаждающий контур должен полностью заполняться жидкостью. Циркуляция хладагента может нарушиться уже при нехватке 6-7% от общего объема. Подобная ситуация чревата образованием накипи (при низких температурах) или перегревом мотора (при высоких показателях). Состояние внутреннего наполнителя рубашки охлаждения впускного трубопровода контролируется при помощи специального датчика (10). Если температура превышает 115 градусов, загорается сигнальная лампочка.

Принцип действия

Жидкость в системе охлаждения ЗИЛ-130 из радиатора подается в насос через нижний патрубок, после чего поступает в обе рубашки охлаждения блока цилиндров (БЦ). Хладагент нагревается за счет отбора части тепла от цилиндров, затем поднимается вверх, проходит по каналам возле выпускных клапанов и идет в охлаждающий контур ГЦ. На следующем этапе жидкость поступает в рубашку входного трубопровода, нагревая его для улучшения образования смеси.

После этого хладагент обходит термостатический клапан, по шлангу выходного патрубка возвращается в радиатор, растекаясь по латунным трубчатым элементам, отдавая им свое тепло. Ускоряет охлаждение наполнителя встречный воздушный поток, создаваемый вентилятором или компрессором, которые агрегируют с валом жидкостной помпы и шкивом коленвала.

Устройство системы охлаждения ЗИЛ-130

Одним из основных элементов рассматриваемой конструкции является радиатор, который состоит из пары бачков (сверху и снизу), средней части, патрубков, горловины с пробкой и трубки отвода пара. Элемент размещается на раме перед мотором, фиксируется при помощи резиновых подушек с пружинами. Охлаждение радиатора осуществляется посредством встречного воздушного потока, который усиливается под воздействием вентилятора. На грузовик указанного класса монтируются пластинчатые или трубчатые радиаторы.

Первый вариант имеет сердцевинную вставку из единого ряда трубок из латуни. Они обладают плоской формой, каждая изготовлена из гофрированных аналогов, соединенных между собой способом пайки. У трубчатых моделей сердцевина организована несколькими прослойками трубок. Они пропущены сквозь поперечные пластины, которые повышают площадь охлаждения и жесткость узла. Горловина с пароотводным элементом предусмотрена в верхнем бачке, герметическое закупоривание обеспечивается пробкообразной крышкой с парой клапанов.

Радиаторная пробка. Благодаря плотному прилеганию дает возможность свести к минимуму потери жидкости из-за образования пара или переливания. Независимо от того, сколько литров в системе охлаждения ЗИЛ-130 находится на текущий момент, паровой клапан пробки предотвращает вероятность разрыва и выпучивания радиатора. Его открытие происходит, когда давление достигает 1,25 кгс/кв.см. Воздушным клапаном не допускается деформация радиатора при чрезмерной конденсации водяных паров. Если параметр разрежения достигает 0,8 кгс/кв.см, он открывается, пропуская воздух в радиатор.

Устройство системы охлаждения ЗИЛ предполагает наличие термостата. Данный элемент установлен на выходе хладагента из контура входного трубопровода. В качестве наполнителя выступает твердая медно-церезиновая смесь. «Начинка» находится в медном резервуаре, который прикрыт диафрагмой из резины, агрегирующей с каучуковым буфером. Сверху него имеется шток, взаимодействующий с рычагом. В запертом положении он удерживается посредством пружины.

Когда хладагент нагревается до 70 градусов, баллонный наполнитель плавится и расширяется, в результате чего диафрагма подается вверх. Ее давление трансформируется рычагу через буферно-штоковый механизм, в результате чего отпирается заслонка. У некоторых модификаций предусмотрен перепускной клапан, рабочие температуры которого варьируются в пределах 78-95 градусов.

При работе двигателя в системе охлаждения ЗИЛ-130 (объем которой составляет 28 литров) жидкость из нижнего радиаторного бачка подается под давлением через шланговый отвод в рубашку охлаждения БЦ и ГЦ. Если идет прогрев холодного мотора, соединительный патрубок охлаждающей рубашки двигателя блокирован термостатическим клапаном. При этом охладитель работает по малому контуру, не поступая в радиатор, подается обратно к жидкостному насосу. После прогрева жидкости до нужного уровня клапан открывается, активируя большой круг охлаждения через радиатор, обеспечивающий отвод тепла в необходимом количестве.

6. Пружина возвратного типа.

Прочие элементы

В систему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 входит водяной насос. Он позволяет прогонять хладагент примерно 10 раз в одну минуту. Центробежная помпа фиксируется на фронтальном торце двигателя. Подвод жидкости осуществляется с одной стороны. Вал привода указанного приспособления установлен на паре шарикоподшипников в остове из чугуна. Крыльчатка механизма, которая располагается на едином с вентилятором валу, оборудована самоприжимным сальником в виде резиновой манжеты. Также в конструкцию входит текстолитовая шайба, пружина. Указанные элементы в сборе плотно взаимодействуют с корпусной торцовой частью.

Читайте также:  Починить генератор автомобиля самостоятельно

Хладагент подается в центральный отсек крыльчатки от радиатора на патрубок, затем транспортируется под воздействием пара (1,5-2,5 кг/кв. см) в обе группы цилиндров мотора. Корпус подшипников оснащен сливным отверстием, служащим для удаления смеси, выделяемой в случае износа элементов сальника. Смазка подшипников осуществляется при помощи масленки и контрольного гнезда для отвода отходов смазочного состава.

Еще один элемент – электротепловой температурный указатель. Термическое состояние воды в системе охлаждения двигателя ЗИЛ контролируют с помощью специального термометра. В его конструкцию входит датчик, расположенный в ГБЦ, а также указатель на приборном щитке. Если зажигание активировано, указанный прибор бездействует, его стрелка занимает позицию на метке 100°. После запуска мотора ток через запитанные контакты проникает по спирали с последующим нагревом пластины из биметалла. Последняя деталь при этом изгибается, а ее верхний конец передвигает стрелку указателя в крайнюю левую позицию.

Пластина индикатора снова деформируется под действием тока, размыкает контакты, разрывая спиральную цепочку. Синхронно происходит охлаждение пластины датчика, после чего контакты снова смыкаются. У непрогретого силового агрегата контакты рассоединяются кратковременно, после чего нагретая пластина определяет пониженный температурный режим. При повышении нагрева воды стрелка смещается вправо, указывая на соответствующий градус.

Следующая деталь в конструкции системы охлаждения ЗИЛ-130 — створки-жалюзи из металла. Они устанавливаются перед радиатором, помогают корректировать атмосферный поток, проходящий через приспособление. На стадии прогрева двигателя и езде в холодную погоду эти шторки прикрывают, дабы гарантировать оптимальный температурный режим хладагента.

Компрессор системы охлаждения ЗИЛ-130 в штатном исполнении заменяет обычный вентилятор. Он усиливает поступление воздуха через радиаторную сердцевину. Ступица прибора фиксируется на валу водяного насоса, вращаются элементы синхронно от шкива коленчатого вала с помощью одного или двух ремней трапециевидной конфигурации. Пропеллер установки помещен в специальный кожух, что дает возможность повысить скорость проходящего воздуха.

Основные неисправности

Среди часто встречающихся неисправностей системы охлаждения ЗИЛ-130 выделяют несколько моментов. Среди них – перегрев силового агрегата, который обуславливается несколькими факторами:

  • нехватка количества хладагента;
  • буксование или деформация насосного или вентиляторного ремня;
  • выход из строя муфты-фрикциона;
  • неполадки в работе вентилятора;
  • некорректное функционирование (заедание) термостата и радиаторных жалюзи;
  • чрезмерное отложение известкового и солевого налета.

Перегрев негативно влияет на объемную вместимость цилиндров топливно-воздушной смесью, что чревато выгоранием масла или его разжижением. По этой причине плавятся вкладыши подшипников и заклиниваются поршни.

Следующая неисправность в системе охлаждения ЗИЛ-130 (объемом 28 л) – это переохлаждение мотора. Указанная проблема возникает вследствие заклинивания термостата и жалюзи при открытой позиции либо в случае отсутствия утеплительных материалов зимой. Переохлаждение мотора провоцирует потери на трении, снижение мощности силового агрегата, конденсацию паров бензина, которые стекают по зеркальной поверхности цилиндра. Подобное действие смывает смазку, увеличивает риск износа деталей, требует частой замены масла.

Нехватка количества хладагента происходит в случае утечки или выкипания охлаждающей жидкости. Вытекание состава наблюдается через нарушенные уплотнения в соединительных шлангах и запорных кранах. Кроме того, это случается по причине появления трещин и деформаций в радиаторе, охлаждающей рубашке, сальнике либо прокладке ГБЦ.

Отсутствие герметичности в соединениях является довольно распространенной неполадкой в системе охлаждения ЗИЛ-130. Устраняют неплотное прилегание путем подтягивания хомутов. При необходимости под него подкладывают тонкую полоску из металла. Если неисправность наблюдается в части краников, их необходимо притереть. Данный процесс состоит из демонтажа запорного устройства, разгибания, нанесения притирочной пасты на рабочую поверхность и шлифовки их привычными движениями до появления матовой полости по всей обрабатываемой площади. Если в радиаторе имеются трещины, их можно устранить пайкой временно (вскоре потребуется замена элементов).

Появление течи через контрольное отверстие в остове насоса свидетельствует о повреждении сальника данного агрегата. Для устранения проблемы нужно выполнить следующие шаги:

  1. Слить хладагент.
  2. Ослабить ремень вентилятора и хомуты.
  3. Провести отсоединение соединительного шланга из резины.
  4. Аккуратно демонтировать жидкостный насос.
  5. Отвинтить болт, фиксирующий крыльчатку, и снять ее.

Чаще всего в сальнике выходит из строя резиновый манжет или перемещающаяся шайба. Неисправные элементы меняют, после чего проводят сборку и установку в обратном порядке.

Другие возможные неполадки

Пробуксовка радиаторного ремня – еще одна неисправность, характерная для системы охлаждения ЗИЛ-130. Сколько литров при этом залито в радиатор – не особо важно. Чаще всего неприятность возникает из-за замасливания узла или шкивов привода. Также спровоцировать неисправность может слабое натяжение ремня. Чтобы выйти из ситуации, следует указанные детали протереть чистой сухой ветошью с одновременной регулировкой натяжения ремня.

Прочие неполадки приведены ниже:

  1. Не включается электрофрикционная муфта. Неисправность возникает в результате выхода из строя электромагнитной обмотки, теплового реле либо контакта.
  2. Заедает термостат. В запертом положении данная неполадка стопорит прохождение жидкости через элементы радиатора. При этом последняя деталь остается холодной, а двигатель склонен к перегреву. Для устранения неисправности следует проверить термостат, слив хладагент и аккуратно демонтировав патрубок. Деталь опускают в емкость с чистой водой и начинают ее медленно нагревать. В процессе открывание клапана должно начаться при температуре 70 градусов. Осматривая термостат, обращают внимание на наличие накипи и чистоту пропускного отверстия в клапане.
  3. Заклинивание жалюзи. Данная неполадка в системе охлаждения компрессора ЗИЛ-130 возникает, если несвоевременно или в недостаточной степени произведена смазка узла. Следует снять трос с оболочкой, тщательно промыть его в керосине и смазать в необходимом количестве. Чтобы проверить работу жалюзи, необходимо рукоятку отвести в крайнее фронтальное положение, а затем в такую же заднюю позицию. Сначала решетки должны полностью открыться, а при следующем действии – закрыться. Ручка при этом должна двигаться без усилия и фиксироваться в любом положении.

Техническое обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130

Указанную конструкцию рекомендуется заправлять антифризом, если эксплуатация транспорта производится в холодное время года. С учетом возможности расширения незамерзающей жидкости объем загрузки составляет не более 95% от общей вместимости. Поскольку антифриз содержит в своем составе летучие ядовитые вещества, летом его нужно слить и заменить водой. Аналог под наименованием ТОСОЛ пригоден к применению ежегодно, так как не вызывает коррозийных процессов. Независимо от емкости системы охлаждения ЗИЛ-130, различают несколько видов технического обслуживания узла. Среди них:

  1. Ежедневное ТО. В этот процесс входит проверка уровня хладагента, наличия протечек. Если требуется, доливают воду или антифриз. Визуально на предмет герметичности осматривают сливные краники, места соединения патрубков и шлангов. Повторный осмотр проводят после включения мотора и его прогрева. Имеющиеся подтеки устраняют путем замены или закрепления проблемных деталей. Зимой, в конце рабочего дня, воду сливают (если не предусмотрено хранение ТС в теплом гараже).
  2. Один раз в полгода рекомендуется снимать и проверять термостат, контролировать работу жалюзи, удалять накипь на патрубках системы охлаждения ЗИЛ-130.
  3. ТО-1. На этом этапе производят смазку подшипников валов вентилятора и водяной помпы. В качестве обслуживающего материала используют солидол, который нагнетают специальным приспособлением до момента появления свежей смазки из контрольного гнезда на корпусе.
  4. ТО-2. Проверяют герметичность всей системы, устраняют имеющиеся подтеки. Кроме того, проверяют крепление радиатора, жалюзи, утепления капота (зимой). Также испытывают работу электрофрикционной муфты и вентилятора. Другие манипуляции: смазка подшипника насоса, проверка герметичности отопительного узла, контроль функционирования жалюзи, тестирование парового и воздушного клапана радиаторной пробки.
Читайте также:  Как часто менять масло двигателя ваз 2107

Промывка

С учетом принципа работы системы охлаждения ЗИЛ-130, промывка узла требуется через каждые 30-40 тысяч километров пробега. Процедура позволяет удалить накипь, очистить трубопроводы от прочих загрязнений. Если налет не критичный, обработку проводят путем подачи сильной струи воды в направлении, противоположном нормальной циркуляции. В процессе радиатор и рубашку промывают отдельно. В случае с появлением прочных и значительных отложений используют химикаты. Активные вещества ориентированы на разрушение сложных соляных образований.

При обработке всего объема системы охлаждения ЗИЛ тринатрийтрифосфатом состав добавляют через каждые 12 часов (2-3 дня) во время работы транспортного средства. Окончательную промывку осуществляют водой.

Обработка смесями кальцинированной соды и ангидрида предусматривает заливку растворов с последующим запуском двигателя на малых оборотах холостого хода. На протяжении 15-20 минут суспензию доводят до кипения. Затем смесь сливают с последующей промывкой узла водой.

Если в качестве активного вещества используется ингибированная соляная кислота, сначала конструкцию обрабатывают водой в течение 15 минут. После этого заливают подготовленный состав, включают мотор, нагревают смесь до температуры 70 °C. Дают двигателю поработать около 10 минут, после чего суспензию сливают, а систему 3-4 раза промывают водой. Силовой агрегат при этом не выключают. Третью и четвертую обработку осуществляют с добавлением в жидкость по пять грамм хромпика и безводной соды.

Корректировка ременных передач

Эту операцию следует проводить своевременно, чтобы обеспечивалась надежная и корректная работа системы охлаждения компрессора ЗИЛ-130. Пробуксовка ремней возникает вследствие замасливания и ослабления данных элементов. Детали необходимо протереть ветошью, немного смоченной в бензине.

Натяжку приводных ремней вентилятора и генератора регулируют при помощи поворота второго агрегата на его опоре. В требуемом положении прибор фиксируют посредством кулисы. Проверяют параметр следующим образом: прогиб ремня в средней части между шкивами вентилятора и генератора должен быть не более 15 мм при воздействии силой 4 кг. Корректировку аналогичного элемента насоса гидравлического рулевого усилителя выполняют, используя сдвижку кронштейна с насосом. Раздвигая половины шкива нагнетательного оборудования, обеспечивают корректное натяжение ремня компрессора ЗИЛ-130 своими руками. Охлаждение узла будет эффективнее, если все указанные процедуры проводить в одном комплексе.

Ремонтные работы

Для починки радиатора необходимо учитывать особенности его конструкции и правила демонтажа. Трубки детали сделаны из топкана «Л-90». Ленточные и пластинчатые охладительные элементы изготовлены из меди категории «М-3». Радиатор, решетки жалюзи, кожух вентилятора закрепляются посредством болтового крепления в предусмотренной рамочной конструкции. Сама рамка фиксируется на поперечной части автомобильной рамы при помощи центрального болта и комплекта резиновых подушек.

Края рамки в верхней части замкнуты стяжным приспособлением и усилителем облицовки. Одновременно они служат фронтальной опорой для оперения транспортного средства вместе с облицовочной частью. Из радиаторной полости вода сливается через запорный краник с подведенной к вентилю рукоятью. Для того чтобы разобрать радиатор охлаждения двигателя ЗИЛ-130, сначала нужно демонтировать масляный аналог. Данная манипуляция осуществляется путем отвинчивания фиксирующих болтов, без учета подвески, последующим снятием масляного охладителя вместе с кронштейнами.

Чтобы отсоединить трубки, необходимо ослабить стяжные винты, демонтировать шланги из резины. Снятие кронштейнов осуществляется посредством отвинчивания гайки, выниманием болтов и удалением пары кронштейнов с масляного радиатора. Для демонтажа рамки подвески откручивают болтовой крепеж пластин, отсоединяют секцию от основы. На следующем этапе отвинчивают болтовые фиксаторы на кожухе, убирают винты, отцепляют кожух, демонтируют распорку рамки. Чтобы убрать жалюзи, требуется просто открутить шурупы, которые удерживают «штору» на пластинах. Осуществив снятие болтов, жалюзи отсоединяют от радиатора.

После ремонта системы охлаждения ЗИЛ-130 или замены негодных деталей проводят сборку узла. Предварительно следует очистить деталь от грязи, промыть проточной водой, скорректировав напор на нижний патрубок, чтобы она выходила сквозь верхний отвод. При этом пробка должна быть закупорена. Промывка считается оконченной, когда станет сливаться чистая вода. Обработанный радиатор проверяют на показатель герметичности, используя подачу воздуха силой 0,15 МПа. Сборку элементов выполняют в зеркальной последовательности.

Разборка водяного насоса

Для починки этого узла необходимо его разобрать. Операция проводится последовательно по следующей схеме:

  1. Прибор устанавливается и фиксируется в тисках.
  2. Отвинчиваются гайки, убираются прокладки и пружинные шайбы (3, 2, 1), корпус (9) снимается.
  3. Вывинчивается болт (6), фиксирующий крыльчатку, после чего последняя демонтируется.
  4. Убирается втулка, стопорное кольцо подшипника и шпонка.
  5. На прессе выпрессовывается валик агрегата вместе с подшипниками (5).
  6. Удаляются подшипники, раскосая втулка и водосбрасыватель (4).
  7. С крыльчатки (7) снимается обойма и уплотнитель.
  8. Все детали промывают.
  9. Негодные и деформированные элементы заменяют.
  10. Сборку проводят в обратном порядке.

Неисправности и ремонт компрессора

В устройстве системы охлаждения ЗИЛ-130 посторонние шумы во время работы компрессора или появление масла в воздушном резервуаре свидетельствуют о неполадках агрегата. Во время эксплуатации на картере появляются трещины и сколы, что требует замены детали. Если деформации незначительны и располагаются на фиксирующем фланце, допускается их устранение посредством сварки.

Для проверки герметичности цилиндра элемент укладывают в водяную ванну, после чего нагнетают сжатый воздух. Появление пузырьков говорит о том, что с герметичностью не все в порядке. Починку выполняют при помощи растачивания резервуара с хонингованием под ремонтный размер. Допустимая погрешность – не более 0,04 мм. Соответствующий параметр поршней определяют по выбитой на дне маркировке (+04, +08). В случае износа шариковых подшипников их следует спрессовать и заменить новыми деталями. Замена всего коленчатого вала требуется, если износ шатунных шеек превышает 0,05 мм. Для устранения износа верхней головки шатуна следует запрессовать ремонтную втулку через подготовленное отверстие диаметром 14,01 мм.

Adblock
detector