Управление качеством ремонта автомобилей на предприятии
Система управления качеством ремонта автомобилей должна охватывать максимальное число мероприятий. К наиболее важным из них следует отнести: определение потребностей в ремонте автомобилей и агрегатов; выявление уровня качества продукции ремонтных предприятий; прогнозирование перспектив роста уровня качества ремонта по возможностям ремонтных предприятий и экономической целесообразности; корректирование действующих и разработка новых технических условий и нормативов на ремонт автомобилей; ведение учета и отчетности по качеству ремонта, включая показатели надежности отремонтированных автомобилей и агрегатов; установление единых методов и средств контроля качества ремонта деталей, узлов, агрегатов и автомобилей; моральное и материальное стимулирование повышения качества ремонта; контроль качества ремонта и ответственность за нарушение технических условий и нормативов.
Эти мероприятия являются объектами управления, поскольку целенаправленное воздействие на них обеспечивает необходимый уровень качества КР на предприятии.
Основными факторами, влияющими на качество ремонта автомобилей и агрегатов, являются:
технологические — полнота и качество нормативно-технической документации; технологическая структура производства; качество технологического оборудования и инструмента; обеспеченность средствами технологического оснащения (приспособлениями, штампами и т. д.) и их качество; качество технологических процессов разборочно-сборочных и моечно-очистительных работ, дефектовки деталей, ремонта деталей и др.; стабильность основных и вспомогательных технологических процессов; качество запасных частей и материалов; методы и средства контроля качества; организационные—качество труда коллективов и исполнителей; производственная структура предприятия и подразделений; уровень специализации и кооперирования производства; организационная структура предприятия и подразделений; материально-техническое обеспечение производства; организация управления на предприятии; организация контроля качества; ритмичность работы производства; организация вспомогательных процессов (обслуживание и ремонт оборудования, транспортные процессы и т. д.); уровень НОТ и технической эстетики, условия труда работающих и состояние охраны труда;
экономические — применение различных форм оплаты труда; уровень заработной платы работающих; система материального стимулирования; технико-экономические показатели деятельности предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, объем реализации, чистая продукция и др.);
социальные — подготовка и профессиональное обучение кадров; подбор и расстановка кадров; моральное стимулирование высокого качества работ; трудовая дисциплина в коллективе; организация отдыха и культурно-просветительная работа; организация социалистического соревнования; участие общественных организаций в борьбе за качество (общественные советы по качеству, группы народного контроля, работа НТО и ВОИР и др.).
Контроль качества ремонта автомобилей и их агрегатов
Технический контроль — это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным требованиям. Сущность технического контроля сводится к двум этапам, т.е. к получению первичной и вторичной информации. Первичная информация отражает фактическое состояние объекта контроля, а вторичная — степень соответствия (несоответствия) фактических данных требуемым. Допускается практическое совмещение обоих этапов или отсутствие первого этапа. Вторичная информация используется для выработки (автоматической или через человека) регулирующих воздействий на объект. Объектами технического контроля являются предметы труда (продукция в виде изделий, материалов, технической документации и т.п.) и средства труда (оборудование и технологические процессы), которые подвергаются контролю. Каждый объект контроля имеет контролируемые признаки.
Контролируемый признак — это количественная или качественная характеристика свойств объекта, подвергаемая контролю. Качественные характеристики — это форма изделия, наличие (отсутствие) дефектов в изделии, наличие стука, вибрации, а количественные — это численные значения геометрических параметров, а также контролируемые параметры, определяющие физические, химические свойства объекта контроля. Место получения первичной информации о контролируемом признаке называют контрольной точкой.
Контроль, при котором первичная информация о контролируемых признаках воспринимается посредством органов чувств, без учета их численных значений, называется органолептическим. Разновидностью органолептического контроля является визуальный контроль и технический осмотр. Визуальный контроль осуществляется только органами зрения, технический осмотр — органами чувств. Если при контроле обязательно используют средства контроля, то его называют измерительным.
Основными элементами системы контроля являются метод, средство, исполнитель и документация. Метод контроля — это совокупность правил применения определенных принципов и средств контроля. Различают разрушающий и неразрушающий методы контроля. Разрушающий (неразрушающий) контроль — это метод, при котором может быть нарушена (не должна быть нарушена) пригодность объекта к использованию по назначению. Изделия (технические устройства, измерительные приборы, приспособления и т.д.) и (или) материалы, используемые для получения первичной информации, называют средством контроля.
В зависимости от объекта контроля различают контроль качества продукции, технологического процесса, технологической документации и средств технологического оснащения, которые являются частными случаями производственного процесса. Производственный контроль осуществляют на стадии ремонта продукции. Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных свойств продукции. Контроль технологического процесса заключается в проверке режимов, характеристик, параметров технологического процесса, а средств технологического оснащения — в проверке состояния технологического оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измерительных стендов, транспортно-загрузочных устройств и т. п.
Установлены следующие виды технического контроля:
по этапу процесса ремонта — входной, операционный, приемочный;
по полноте охвата контролем — сплошной, выборочный, непрерывный, периодический, летучий;
по месту проведения — стационарный или скользящий.
Сплошной контроль — это контроль каждой единицы продукции. Если при контроле решение о контролируемой совокупности или процесса принимают по результатам проверки одной или нескольких выборок, то его называют выборочным. Непрерывный контроль — контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно. Контроль, который проводится в случайные моменты времени, называют летучим. Входной контроль — это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю (заказчику) и предназначаемой для использования при изготовлении или ремонте. Операционный контроль представляет собой проверку продукции или процесса во время выполнения или завершения технологической операции. В процессе приемочного контроля продукции принимают решение о ее пригодности к поставкам (использованию). Стационарный контроль — это приемочный, операционный или входной контроль, выполняемый на специально оборудованном рабочем месте, куда доставляются объекты контроля. Если средства контроля доставляются на рабочее место, то это скользящий контроль.
В зависимости от формы организации технический контроль бывает пассивным и активным. Контроль, фиксирующий данные о качестве объекта, проверяющий его годность, называется пассивным. Технический контроль, не только оценивающий качество объекта, но активно воздействующий на технологический процесс с целью управления, называется активным.
Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефектное изделие — изделие, имеющее хотя бы один дефект. Браком называют продукцию, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.
Особыми видами контроля качества продукции являются испытание и диагностирование. Испытание — это экспериментальное определение количественных и качественных характеристик свойств объекта при воспроизведении определенных воздействий на продукцию по заданной программе. Диагностирование представляет собой процесс определения технического состояния объекта безразборными методами с определенной точностью.
Контроль на авторемонтном предприятии — это система проверки технической документации, орудий и процесса производства, состоящая из комплекса методов и форм. Контроль качества продукции является составной частью системы управления качеством ремонта автомобилей, охватывающей все элементы и стадии производственного процесса.
Объектом контроля являются все составные элементы производственного процесса ремонта, а именно: предмет труда — ремонтный фонд, поступающий от потребителей; материалы, запасные части и изделия, получаемые от внешних поставщиков; отремонтированные или изготовленные детали, сборочные единицы и агрегаты; технологическая документация; средства труда — разборочно-очистные работы; технологические процессы ремонта; сборка; испытание и окраска; технологическое оборудование и оснастка.
Контроль качества продукции на предприятии осуществляется отделом технического контроля (ОТК). Главная задача ОТК — это предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов и техническим условиям, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров или некомплектной продукции.
Технология ремонта определяет вид, методы и средства контроля. На ремонтном предприятии используют следующие виды технического контроля: входной, операционный и приемочный; сплошной, выборочный и непрерывный; стационарный и скользящий.
Процессы технического контроля разрабатываются по правилам, установленным в стандартах, и должны обеспечивать решение задач входного, операционного и приемочного контроля. Для выполнения контроля изделий необходимо определить: наименование технологических переходов, подлежащих контролю; параметры, подлежащие контролю; требования, предъявляемые к параметрам изделий; контрольно-измерительные средства; вид контроля, выборочность контроля; трудоемкость контрольных операций; квалификационный разряд контрольной операции и т.д.
Система качества ремонта автомобилей
Нормативный уровень качества отремонтированных автомобилей может быть достигнут путем разработки на предприятии системы качества ремонта автомобилей (СКРА) и внедрения ее в производство.
Система качества ремонта автомобилей— это множество регламентированных стандартами предприятия действий работников, необходимых для достижения нормативного качества отремонтированных автомобилей и его непрерывного улучшения.
Указанные стандарты предприятия определяют цель СК РА, ее функциональную и организационную структуры, процессы и ресурсы, обеспечивающие руководство качеством ремонта автомобилей.
Цель системы состоит в достижении показателей качества отремонтированных автомобилей не ниже нормативных и превышающих соответствующие показатели ведущих предприятий отрасли. Задачи системы заключаются в создании условий для выпуска такой продукции.
Условия производства подразумевают обеспечение рабочих мест качественными материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, использование аттестованных исправных СТО, соответствие режимов обработки ремонтируемых изделий требованиям технологических процессов, привлечение к работе обученного и аттестованного персонала и контроль качества продукции.
Функциональная структура системы определяется множеством функций работников и их взаимодействием по обеспечению качества продукции. Эти функции подчинены цели системы и включают: планирование, руководство, управление и непрерывное улучшение качества продукции. Действие системы связано с потреблением ресурсов и оценивается критериями.
Планирование качества заключается в определении требований к продукции и разработке мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в виде значений показателей качества отремонтированных автомобилей.
Руководство качеством включает множество действий в составе административного управления предприятием по достижению цели системы. К работе по достижению этой цели привлекают всех работников предприятия, однако ответственность за общее руководство качеством несут руководители предприятия. В их число входят директор, главный инженер, заместитель директора и главный бухгалтер. Эффективность руководства оценивают снижением числа дефектов и стоимости продукции, совершенствованием технологических процессов и СТО.
Управление качеством — это виды и методы деятельности оперативного характера, обеспечивающие выполнение требований к качеству продукции. Эта деятельность предусматривает как управление технологическими процессами, так и выявление, и устранение причин неудовлетворительного качества. Управляемость системы определяется изменчивостью управляемых параметров под влиянием управляющего воздействия.
Управление технологическими процессами — это создание необходимых условий для протекания этих процессов в установленной последовательности и определенным образом, сбор информации о них, контроль и корректирование.
Улучшение качества — это постоянная деятельность работников предприятия, направленная на повышение качества продукции, совершенствование элементов производства и системы качества.
Организационная структура определяется отношениями и взаимодействием работников предприятия, их ответственностью и полномочиями.
В зависимости от места работников в структурной иерархии предприятия различают ответственность, полномочия и взаимодействие трех различных категорий работников: руководителей предприятия, руководителей цехов и участков, рабочих.
Меру ответственности за качество и полномочия каждого работника с описанием случаев, в которых работник должен взаимодействовать с другими лицами, устанавливают положения о подразделениях (цехах и отделах), должностные инструкции, процедурные документы и матрицы распределения ответственности и полномочий.
В зависимости от отношения к технологическим процессам ремонта автомобилей различают персонал, обеспечивающий качество (конструкторы, технологи, руководители цехового звена, рабочие) и его контролирующий (работники ОТК). Ответственными за качество или выполнение определенных процедур, функций и задач назначает тех работников, которые наиболее близко соприкасаются с данными работами в своей деятельности. Автомобили приобретают качество в процессе ремонта по мере выполнения технологических процессов, а не в результате их контроля. Поэтому основную ответственность за качество их ремонта возлагают на рабочих, мастеров, начальников цехов, заместителя директора по производству, а не на ОТК.
Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала четко и полностью определяют. Полномочия работника должны позволить ему принятие мер для выполнения задач в рамках возложенной на него ответственности.
Система стимулирования работников предприятия за качество продукции учитывает меру ответственности за выполнение работ и результаты этих работ.
Руководитель предприятия определяет и выделяет ресурсы в необходимом объеме для действия СК РА. Ресурсы включают: подготовленный персонал, СТО, средства измерений, нормативную документацию и справочную литературу, оргтехнику, средства связи и программы. Обеспечение необходимыми ресурсами находит отражение в планах опытно-конструкторских работ, постановки продукции на производство, повышения качества ремонта автомобилей и совершенствования системы качества.
Принципы разработки системы качества. Современная СК РА строится в соответствии с требованиями стандартов серии ISO 9000. Основные принципы создания и действия СК РА заключаются в следующем.
Конкурентоспособность отремонтированных автомобилей, повышение производительности труда и улучшение экономических показателей предприятия за счет расширения рынков сбыта и повышения прибыльности от продажи продукции достигаются путем непрерывного и планомерного совершенствования технологических процессов и организации производства. Такому совершенствованию способствует современная концепция качества, которая включает:
· наличие политики в области качества;
· замену многих поставщиков (по каждому виду закупаемых
материалов, полуфабрикатов и изделий) на долгосрочные связи с одним поставщиком;
· непрерывное эволюционное улучшение качества за счет совершенствования системы качества, материальной базы и организационной структуры предприятия, исключения количественных показателей, плакатов и лозунгов;
· устранение внутренних и внешних барьеров, препятствующих непрерывному улучшению качества;
· исключение сплошного контроля качества продукции и
внедрение его выборочных методов;
· введение новых методов руководства предприятием и ,его
подразделениями и оценки личных качеств работников, устранение страха перед работой и руководителями, чтобы каждый сотрудник мог приносить наибольшую пользу предприятию, развитие у работников чувства профессиональной гордости за предприятие и результаты его работы;
· систематическую подготовку и переподготовку всего персонала предприятия.
Политику в области качества высказывает руководитель предприятия, который распределяет ответственность за функционирование элементов системы качества между всеми работниками завода. Каждый работник выполняет свои строго определенные функции, за что несет ответственность.
Политика в области качества — это описание цели, задач и основных принципов СК РА.
Средства достижения цели следующие: освоение ремонта автомобилей новых видов с их модернизацией; внедрение новых технологических процессов, обеспечивающих заданный уровень качества с наименьшим расходом производственных ресурсов; обеспечение производства необходимыми СТО с последующим их обновлением; подготовка кадров высокой квалификации с новым отношением к вопросам качества; функционирование системы качества.
Политика качества реализуется в целевых организационно-технических программах обеспечения и повышения качества продукции, действующих в течение одного года или большего числа лет.
При разработке СК РА считают, что основные требования к качеству продукции выдвигает заказчик. На предприятии организуют маркетинговые исследования спроса и требований потребителя. Результаты исследований включаются в технические требования к продукции. Действует принцип: не продавать произведенное, а производить то, что продается СК РА действует во взаимодействии с другими системами подготовки и обеспечения производства — конструкторской, технологической, организационной и снабженческо-сбытовой, которые влияют на качество продукции. Это означает, что СК РА является неотъемлемой частью системы управления заводом и функционирует как ее составляющая часть.
Действие СК РА распространяется на те стадии жизненного цикла продукции, с которыми соприкасается предприятие: от изучения спроса на рынке до утилизации ее в конце срока службы.
Чтобы реализовать принцип непрерывного улучшения качества, определяют его содержание, мотивируют это улучшение, стимулируют саму мотивацию и обучают персонал в области управления качеством.
Внедрение СК РА исключает обезличенность ремонтируемых автомобилей, в том числе их частей. Система направлена на предупреждение проблем, а не на их преодоление после возникновения.
СК РА предусматривает аттестацию как работников, так и самого предприятия.
СК РА оформляют в виде документов, в которых приведены элементы системы, их функции и все требования к ним. Форму документов системы устанавливает каждое предприятие самостоятельно. Документы доступны для пользователей, а их требования — конкретны и однозначны. Отдельные документы находятся у тех работников, для которых они созданы.
Все элементы СК РА являются предметом регулярного внутреннего и внешнего аудита. Это необходимо для надежного функционирования системы качества и уверенности руководства предприятием в том, что намеченная цель достигается. Аудиторская работа проводится по графику специально подготовленным персоналом.
Директор назначает уполномоченного по качеству, который подчиняется непосредственно директору и руководит разработкой, внедрением и совершенствованием СК РА. Уполномоченный по качеству создает на заводе службу качества, организует его анализ, утверждает мероприятия по устранению несоответствий, выявленных при этом анализе внутренними и внешними аудиторами по качеству, и оценивает общий эффект в области качества.
СК РА подвергается также регулярному анализу и оценке со стороны руководства предприятия. Основными источниками информации о действии системы служат регулярные отчеты подразделений завода и отчеты об аудитах. Уполномоченный по качеству обобщает эти отчеты и составляет доклад руководителю предприятия не реже двух раз в год. Этот доклад содержит ответы на вопросы: соблюдаются ли основные положения политики качества? удовлетворены ли потребители качеством продукции? достигается ли цель предприятия в области качества? какова репутация предприятия на рынке? эффективна ли действующая система выявления и устранения причин имеющихся или потенциальных несоответствий? К докладу прилагаются предложения по совершенствованию системы качества.
| | следующая лекция ==> | |
Мероприятия, обеспечивающие качество ремонта | | | Наблюдение за продукцией и меры по улучшению ее качества. |
Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 1145 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ