Меню

Шоу машин с огромными колесами

Monster-Truck он же Bigfoot — невероятные монстры автомобильной культуры

70-е годы прошлого столетия стали для автомобильного мира, чем то вроде, отправной точки, самым продуктивным временем, когда было начато большинство различных автодвижений и появилось множество различных направлений. Большинство гонок оформились в то, что мы сейчас видим, именно в тот период, шоу, соревнования, направления в тюнинге в новом и старом свете, а также в Японии. В те далекие годы Боб Чендлер, строитель из небольшого американского городка, решил, что прикрутить к пикапу колеса от трактора это, по меньшей, мере весело. Все, как обычно, энтузиаст стал основоположником целой автомобильной субкультуры, которая стала безумно популярна на американском континенте.

Поначалу увлечение Чендлера было на уровне гонок на внедорожнике по лужам да по ухабам и ни чем примечательным от других участников дисциплины он не отличался. У всех были одинаковые проблемы — старые машины требовали постоянного ремонта, запчастей не было, тюнингованных деталей тоже.

Ему в голову пришла идея, снабдить вой старенький Форд колесами диагональю в 1,2 метра, но больше колеса не помещались в стандартные арки внедорожника и мыслительный процесс начался. Вызов принят, либо он их установит и машина поедет, либо окончательно доломает свой старый пикап. Процесс пошел, были установлены специальные проставки под раму (сделанные самим Бобом), модернизирована подвеска, ходовая, трансмиссия и двигатель. Автомобиль стал издалека походить на современные монстр-траки. Чендлер был доволен своим детищем и поспешил продемонстрировать творение миру. Он договорился с организатором гонок Nascar, что перед заездом устроит небольшое представление на своем модернизированном авто, идея была принята на ура. Зрители ликовали. Боб начал всячески дорабатывать свой автомобиль и выступать на различных шоу и представлениях. В один замечательный день при разговоре с организатором автомобильных гонок он сказал, что его беспокоит ненадежность подобных автомобилей. После каждого шоу их необходимо было ремонтировать, на что ему был дан ответ, что это происходит от его «больших лап». Речь шла об огромных колесах, которые по сути разрывали узлы автомобиля на части. На английском языке большие лапы звучат как bigfoot, отсюда и названия транспортного средства.

Современные бигфуты это не те серийные автомобили, что были поставлены на огромные колеса это специально подготовленное транспортное средство с монстрообразным мотором, расположенным посередине, колесной формулой 4Х4Х4 и пластиковым корпусом, по форме напоминающем внедорожник. Машины мощностью более 1500 л.с, выступающие на красочных автомобильных шоу, полностью утратившие связь с миром реальных автомобилей получили название Monster — Truck .

Боб Чендлер был основоположником не только самой идеи автомобиля на больших колесах, но также того действия, которое можно с ним сделать. Он подумал, что было бы интересно посмотреть, как огромные колеса его автомобиля смогут проехаться по нескольким легковушкам не оставив от них и мокрого места. Никто из зрителей не ожидал такого представления и движение быстро стало набирать обороты, превратив показательные выступления в целую спортивную дисциплину со своими правилами, нормативами и рекордами. В США шоу стали мега популярными, автомобили совершенствовались, модернизировались и становились мощнее. Большой мощности необходима была хорошая прочная трансмиссия, надежная рама(усиленная железнодорожными рельсами), подвеска и прочее, все это утяжеляло и без того тяжелую конструкцию, вес машин достигал 10 тонн. Подобная масса, даже при условии мощного мотора не позволяло бигфуту делать умопомрачительные трюки и Боб Чендлер задумался о кардинальной переделки авто.

Новый трак решили построить по принципу гоночных автомобилей (минимум веса при максимуме мощности). Вместо стандартного кузова пикапа было построена легкая трубчатая рама, двигатель перекочевал в середину конструкции, была установлена пружинная подвеска, а внешний вид авто создал пластиковый кузов, стилизованный под внедорожник. Облегченная конструкция помогла монстру совершать пируэты на треке и даже делать сальто.

Как построить монстр-трак и сколько это стоит

Все начинается с пространственной рамы, изготовленной из хром-молибденовых трубок диаметром 2-2,5 дюйма. Конструкцию рамы проектируют на компьютере с расчетом нагрузок действующих на каждую деталь. Сухой вес рамы составляет не более 800 кг, что дает огромные возможности для будущего авто. Далее устанавливают колеса диаметром 1,7 метра и весом более 500 кг. Это стандартные колеса от трактора, которые должны быть адаптированы под бигфут. А это значит, что вес их должен быть уменьшен. Это достигается путем замены стандартных ободов на более легкие и обрезка протектора. После всех манипуляций колеса весят порядка 350 кг. После создания рамы, собирают двигатель в основе которого идет старый добрый bigblockобъемом 9-9,5 литра с механическими нагнетателями от дреговых автомобилей. Подобные ДВС работают на метаноле выдавая 1500 л.с и больше. Расход топлива бигфутов измеряется в метрах и составляет 20 литров на 100 метров.

Читайте также:  Моторное масло для двигателя ej20

В монстр-траках использую автоматические трехступенчатые коробки передач с усиленными компонентами и большим гидротрансформатором. В купе с дреговым двигателем они позволяют разгоняться махине до 100 км/ч за 4-5 секунд, перепрыгивать через 60-ти метровые препятствия, а также делать сальто. Прыгучесть и устойчивость обеспечивают сдвоенные амортизаторы заполнены азотом и имеющие выносные масляные резервуары. Для обеспечения прочности подвески и передаточных механизмов используются старые добрые мосты с планетарными редукторами, снижающими нагрузку на приводные валы и увеличивающими клиренс. Бигфут имеет колесную формулу 4Х4Х4, а значит у водителя полный контроль над колесами и следовательно уникальное рулевое управление. Стандартное рулевое управление внедорожника не может справится с подобными нагрузками, поэтому используется гидравлика для поворота колес, а на рулевую рампу просто подается давление. В качестве кузова используется стеклопластиковый муляж, повторяющий силуэт стандартного пикапа или универсала.

Из расхода топлива понятно, что участие в таком шоу дорогое удовольствие и постройка автомобиля влетает в копеечку. Чтобы сконструировать бигфут, в среднем, необходимо от 150 до 200 тысяч долларов. На ежегодное содержание уходить не мене 500 тысяч $ .

Короли шоу. Что такое «бигфуты»?

Зарождение «бигфутов»

Началась эта история в США в 70-х годах прошлого века — как ни странно, пикапы на огромных колёсах вовсе не задумывались для какого-либо шоу. Обычный строитель из Сент-Луиса Боб Чэндлер любил использовать свой Ford F-250 для внедорожных вылазок, но частенько они заканчивались плачевно для автомобиля, а магазинов с запчастями поблизости было мало. В итоге Боб и его семья решили открыть свою лавку. И для привлечения внимания публики он поставил на свой пикап колёса от трактора.

Чэндлер продолжал потихоньку модифицировать свой Ford, а его главной изюминкой стало полноуправляемое шасси, которое в будущем стало догмой среди подобных машин. В 1979-м Боб начал участвовать в различных автошоу, а пикап нарекли именем Bigfoot («Большеногий»). Cпустя два года Чэндлер раздавил пару легковушек со свалки, это сняли на видео и крутили запись в его магазинчике. Так бы, наверное, это и осталось местечковым развлечением для фермеров, но волею судеб в лавку заглянул один из автогоночных промоутеров. Увиденное ему понравилось, и он пригласил Чэндлера для разогрева публики.

И понеслась! Людям полюбилось шоу, где ревущие монстры на огромных колёсах носились по грязи, поднимали клубы пыли, прыгали, перетягивали друг друга и крушили машины. Подобных представлений становилось всё больше, и в итоге соревнования «монстр-траков», как их метко назвали, попали под эгиду ассоциации USHRA (United States Hot Rod Association). В борьбе за симпатии публики владельцы пикапов выдумывали сумасшедшие расцветки и ставили всё более крупные колёса, но и тут не обошлось без Чендлера, который на «Bigfoot V» установил гигантские «катки» диаметром более 3 метров (каждое массой в тонну!) и попал за это в Книгу рекордов Гиннесса.

Как устроены «монстр-траки»

Делать «монстр-траки» на основе серийных пикапов попросту невозможно — они не выдерживают огромных нагрузок. Так что сейчас это такие же прототипы, как, например, в гонках DTM или NASCAR, а их стеклопластиковая скорлупа может быть стилизована под что угодно. Даже под американский школьный автобус!

В этом кроется ещё один секрет популярности «монстр-траков» — каждый из них уникален, поэтому машинам присваиваются собственные имена и у любого из зрителей есть свой любимчик. Не отставала и виртуальная реальность — в 1996 году дебютировала игра Monster Truck Madness, изданная компанией Microsoft. Разработчики получили лицензию на использование копий 12 настоящих «монстр-траков».

Под внешней оболочкой скрывается пространственная трубчатая рама из стальных и хром-молибденовых труб. К ней крепится шасси с двойными или тройными амортизаторами (а иногда их ставят даже по четыре на каждое колесо!), листовыми рессорами и огромными ходами колёс — до 70 сантиметров! Задача подвески — не только предотвратить нежелательные отскоки при прыжках, но и сгладить серьёзные перегрузки, действующие на гонщиков. Думаете, что это исключительно мужской спорт? Дебра Мичели доказала обратное. Экс-чемпионка мира по реслингу среди женщин по завершении карьеры добилась успеха и в управлении многотонными монстрами — в 2005-м, она выиграла престижнейший мировой финал Monster Jam, в котором побила своего тренера! Между прочим, ей тогда был 41 год.

Читайте также:  Ремонт выхлопной системы автомобиля сао

Мотор установлен сзади в пределах базы, чтобы машина меньше клевала носом во время приземления, а также для облегчения обслуживания. К слову, с двигателями гонщикам на «монстр-траках» помогли специалисты из дрэг-рэйсинга — гигантам нужно быстро разгоняться с места и преодолевать препятствия. На «бигфутах» фабрики Чэндлера используется V8 Ford объёмом 9,3 литра с механическим нагнетателем. Выдаёт это пламенное сердце свыше 1,5 тысяч «лошадей» и почти 1700 Н∙м крутящего момента, но есть агрегаты под 2000 л.с. Питаются они метанолом и плохим аппетитом не страдают — расход может доходить до 17 литров на. километр! Кстати, в 2012 году компания Bigfoot выкатила пикап с. электромотором — смотрите видеоролик ниже.

Отдельного упоминания заслуживают колёса — на «монстр-траки» ставят шины от сельхозтехники диаметром чуть больше 1,5 метра, но сначала «сбривают» с них часть протектора для улучшения сцепления с трассой и. облегчения. С каждой шины удаётся убрать около 100 кг, но всё равно колесо в сборе будет весить порядка 300 кг! Неудивительно, что сильнее всего достаётся трансмиссии. Поэтому в «монстр-траках» используются древние двух- и трёхступенчатые американские автоматические коробки, некоторые из которых выпускались ещё 60 лет назад! Их выбирают за простоту конструкции и надёжность и, конечно, серьёзно модернизируют. А на колёса момент передают планетарные редукторы и толстенные приводные валы.

Разумеется, рама включает в себя и интегрированную силовую клетку кокпита, а все гонщики обязаны использовать самую современную экипировку. Конструкции массой до 6 тонн могут взлетать в воздух на высоту до 10 метров, а в 1999 году «Bigfoot 14» установил мировой рекорд в своей категории по прыжку в длину, пролетев более 60 метров над стоящим на земле лайнером Boeing 727! Поэтому с безопасностью тут шутить нельзя — часто машины переворачиваются или приземляются совсем не так, как рассчитывают пилоты. К сожалению, нередки и случаи, когда «монстр-траки» калечат зрителей — иногда даже с летальным исходом.

Соревнования

Сейчас самым крутым состязанием на «монстер-траках» является серия Monster Jam, которая проходит на различных стадионах и включает в себя два типа программы: гонки и фристайл. С первой частью всё ясно — выигравший в заезде грузовик переходит в следующий этап, а во второй за разные дополнительные элементы начисляются очки и добавляется время: изначально пилоту даётся 90 секунд, за которые он должен показать свои умения на специально выстроенной арене с препятствиями. И тут всё ограничено только фантазией: можно крутить «пончики», вставать на два колеса, прыгать на трамплинах, крушить покорёженные легковушки и даже делать сальто назад! Как это выглядит, смотрите в видеоролике ниже. Захватывающее зрелище!

Наконец, лучшие из лучших встречаются на ежегодном мировом финале Monster Jam в Лас-Вегасе, который не просто собирает тысячи зрителей, но и транслируется по телевизионным каналам в прямом эфире. И победителю выплачиваются солидные призовые. А как иначе содержать такого монстра, постройка и обслуживание которого требует примерно 600 тысяч долларов?

Большие и мощные

Автомобили-титаны. Их прошлое и настоящее

Бигфуты — это автомобильные монстры. Представления, которые устраивают с их помощью, захватывают дух.

Небольшая предыстория

История бигфутов началась в семидесятых годах XX столетия. Пикапы с гигантскими колёсами появились именно тогда. Но первый образец был создан вовсе не для развлечения. Идея создания чудо-машины принадлежит строителю из небольшого американского города. Ему нравилось колесить на своём Ford F-250 по бездорожью, но такие поездки нередко приводили к поломке автомашины, а магазинов запчастей в округе было немного. Дабы всегда иметь под рукой необходимые для ремонта детали, американец открыл частную лавку. Чтобы обратить на неё внимание покупателей, он поставил свой пикап перед входом, приделав к нему колёса от трактора.

Дорога к славе

В дальнейшем изобретатель усовершенствовал машину. Полноуправляемое шасси, которым он оснастил её, впоследствии стало обязательным элементом для любого бигфута. В 79-м находчивый автолюбитель впервые поучаствовал в автошоу. Тогда-то его пикап и получил прозвище Бигфут (от англ. «bigfoot» — большеногий).

Читайте также:  Шевроле авео т300 схема машины

Как-то строитель нашёл на свалке две легковых машины и решил раздавить их бигфутом. Действо он снял на камеру, а запись включил в своём магазинчике. Она шла там в режиме нон-стоп. И вот однажды её увидел человек, который занимался организацией автогонок. Проделка настолько ему понравилась, что он пригласил автора на мероприятие для разогрева болельщиков.

Окончательный успех

Тогда всё и началось. Публика приходила в восторг от супершоу с участием ревущих чудовищ. Громадины ездили по грязи, перепрыгивали через препятствия, крушили легковушки. Таких шоу появлялось всё больше. В конце концов, состязания автомобилей-монстров попали под покровительство Американской ассоциации хот-род (USHRA). Чтобы завоевать благосклонность зрителей, участники шоу придумывали для своих чудо-автомобилей безумные расцветки и оснащали их колёсами всё больших размеров. Тогда строитель-изобретатель решил напомнить о себе. Он переплюнул всех, установив на свой бигфут огромные трёхметровые колёса весом в тонну каждое и даже попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Устройство

Корпус

Сегодня бигфуты на основе пикапов уже не создают, поскольку обычные автомобили не выдерживают чудовищных перегрузок. Корпусы производят из специального материала — стеклопластика. А стилизовать их можно хоть под американский автобус для школьников.

И в этом тоже заключается секрет популярности машин-бигфутов: они непохожи друг на друга. Каждая из них уникальна, имеет своё имя и собирает вокруг себя фанатов.

Всеобщая любовь к машинам-монстрам нашла отражение и в игровой индустрии. В девяностых годах вышел игровой симулятор Monster Truck Madness, в котором игрок мог управлять виртуальными моделями реально существовавших бигфутов.

Скелет и подвеска

Под стеклопластиковой оболочкой машины-гиганта находится трубчатый скелет, сделанный из стали и хром-молибдена. К этому костяку крепят листовые рессоры и шасси с амортизаторами, причём последних может быть до четырёх на каждое огромное колесо. Подвеска особого типа предотвращает ненужные отскоки при прыжках и защищает водителя от избыточных нагрузок.

Мотор

Двигатель у автомобилей-бигфутов располагается сзади, чтобы во время прыжков чудище не «клевало носом». Также подобная конструкция облегчает техобслуживание гиганта. Первые специальные двигатели для бигфутов помогли собрать дрэг-рейсеры, ведь задача у них похожая — разогнаться прямо с места и преодолеть препятствия. Предприятие Чэндлера оборудует монстр-траки двигателем V8 Ford с механическим нагнетателем. Это мотор объёмом более девяти литров с мощностью до двух тысяч лошадиных сил. Заправляется он метанолом и расходует до семнадцати литров горючего на километр.

Колёса

Эта деталь заслуживает отдельного внимания. На такие автомобили ставят колёса от сельскохозяйственной техники, диаметр которых с учётом шин достигает полутора метров.

Часть протектора с покрышек срезают, чтобы сделать машину менее тяжеловесной и улучшить сцепление шин с дорогой. Таким образом каждую покрышку удаётся облегчить на один центнер, но её вес всё равно остаётся невероятным — около трёхсот килограммов. Из-за этого страдает трансмиссия, поэтому производителям машин-исполинов приходится использовать давно устаревшие автоматические коробки передач. Они отличаются простотой конструкции. Производители берут их в качестве основы и модернизируют.

Безопасность

Авто весом до шести тонн подпрыгивает на высоту до десяти метров. В 90-х один из гонщиков установил рекорд: он пролетел целых шестьдесят метров над Боингом, который стоял на земле. Нередко махины переворачиваются, поэтому заезд может закончиться для гонщика трагично. Отчасти подстраховать пилота удаётся за счёт клетки безопасности и современной экипировки. И всё-таки этот вид спорта остаётся чрезвычайно опасным.

Женщина, которая смогла

Некоторые считают соревнования машин-громадин сугубо мужским спортом. Бывшая чемпионка мира по рестлингу опровергла это утверждение. Когда она завершила карьеру рестлера, то научилась управлять спорткаром-великаном. В середине «нулевых» она выиграла крупнейшую гонку, опередив даже собственного тренера. Причём на тот момент чемпионке было уже больше сорока лет.

Монстр-траками спортсменка заинтересовалась в конце девяностых, а свой первый автомобиль-гигант приобрела в 2001 году и назвала его «Madusa». Её вдохновителем стал неоднократный чемпион мира и создатель легендарной машины-исполина «Grave Digger».

Соревнования

Самым известным соревнованием для монстр-траков считается Monster Jam. Состязание состоит из двух частей — гонок и фристайла. Последний наиболее интересен. Участники за установленное время должны продемонстрировать свои умения на арене, и простор для фантазии здесь по-настоящему безграничен. На увлекательное зрелище съезжаются тысячи зрителей со всей планеты.

Залогом безопасного вождения являются качественные шины, которые ждут Вас на сайте ШИНСЕРВИС.

Adblock
detector