Упражнения на автодроме: объяснения, инструкция, схемы
Упражнения на автодроме необходимы для определения практических навыков водителей перед получением права на вождение по дорогам общего пользования. Для успешной сдачи экзамена на категорию В необходимо в течение 8 минут успешно сдать:
- Проезд эстакады – остановка и старт с места на автомобиле под уклон;
- Маневрирование – повороты и разворот автомобиля по заданной траектории в ограниченном пространстве;
- Заезд в гараж – движение задним ходом по зеркалам с поворота в 90 градусов;
- Параллельную парковку – заезд задним ходом на параллельно расположенный участок парковки.
Важно понимать, что очередность упражнений в разных регионах РФ может варьироваться в зависимости от схемы расположения элементов на автодроме.
Эстакада
Первое упражнение, целью которого является определение навыков владения органами управления, а также понимания принципа функционирования автомобиля. Для успешной сдачи упражнения необходимо:
- Завести автомобиль и проехать до первой стоп-линии. При этом важно не нарушить габариты площадки – останавливайте автомобиль, как только отметка стоп-линии на асфальте перестанет быть видна из-под капота транспортного средства;
- Далее продолжаем движение в прямолинейном направлении и останавливаемся напротив второй стоп-линии. После чего включаем нейтральную передачу и фиксируем автомобиль с помощью стояночного тормоза;
- В завершение упражнения пересекаем вторую стоп-линию и доезжаем до второй площадки.
Расстояние отката автомобиля определяется экзаменатором или лазерным уровнем при высоте не менее 1 м на эстакаде. Допустимый откат автомобиля при старте движения не должен превышать 0.3 м – дистанция определяется путем выставления контрольной стойки в 30 см от заднего бампера автомобиля после его остановки.
Обратите внимание! Чтобы успешно сдать упражнение, равномерно управляйте педалями газа и сцепления и при необходимости задействуйте ручной тормоз. Маневры рулем не требуется.
Маневрирование
Управление автомобилем в ограниченном пространстве состоит из трех элементов – поворотов на 90 градусов, развороте и змейке. Комплекс упражнений осуществляется следующим образом:
- Автомобиль начинает прямолинейное движение, после чего водителю требуется сделать по одному из поворотов в левую и правую сторону на 90 градусов. Для успешного прохождения поворотов необходимо следовать заданной территории и учитывать габариты кузова автомобиля – чем длиннее колесная база, тем раньше необходимо выкручивать руль в сторону поворота;
- После преодоления «прямого угла», водитель сразу выезжает на «габаритный дворик» – участок ограниченного пространства, где необходимо сделать разворот. Упражнение выполняется путем маневрирование рулевого колеса и движении взад-перед. Успешное выполнение засчитывается при развороте автомобиля в рамках ограниченного пространства – пересечение белых линий даже бампером считается как незачет;
- Последним элементом маневрирования является змейка – аналог «прямого угла» со скошенными гранями. Змейка считается легким упражнением – для зачета достаточно пройти дистанцию по заданной траектории и не зацепить ограничивающие фишки.
- Поворот на 90 градусов
- Разворот в ограниченном пространстве
Обратите внимание! Комплекс маневрирования требует грамотной координации движения – перед экзаменом инструктор должен настроить автомобиль индивидуального под ученика. Если этого не произошло, требуется самостоятельно настроить зеркала и высоту сидения, а также учесть габариты кузова.
Заезд в гараж
Одно из проблемных упражнений для новичков – заезд в гараж задним ходом с поворота в 90 градусов. Для успешной сдачи элемента требуется:
- После преодоления упражнений по маневрированию остановиться перед стоп-линией, после чего въехать в зону выполнения элемента. Далее выезжаем на подготовительную площадку, где выстраиваем необходимое положение колес;
- Затем включаем заднюю передачу и начинаем заезд в гараж, параллельно корректируя движение кузова с помощью рулевого колеса;
- После заезда в гараж выравниваем положение руля и останавливаемся. Необходимо перевести КПП в положение нейтрали и зафиксировать автомобиль с помощью тормоза;
- В завершение процедура выезжаем с гаража и пересекаем зону выполнения упражнения.
В зависимости от схемы автодрома, заезд в гараж может осуществляется как с правой, так и левой стороны.
Важно знать! Для современных автомобилей с усилителем руля упражнение не является сложным, однако в случае сдачи экзамена на отечественной «классике» необходимо правильно подготовить автомобиль перед заездом. Поворот колес на автомобиле, не оборудованным усилителем, осуществляется только в момент движения, что может стать проблемой в ограниченном пространстве подготовительной площадки – перед остановкой авто требуется вывернуть колеса в сторону направления гаража.
Параллельная парковка
Завершающий элемент на автодроме, для успешного выполнения которого необходимо:
- Вывести автомобиль в зону сдачи упражнения, после чего остановиться перед контрольной стоп-линией;
- Далее включаем заднюю передачу и проводим медленный заезд на парковочное место, параллельно маневрируя рулевым колесом. Заезд на парковку считается успешным после преодоления левой проекции кузова автомобиля парковочной линии, после чего автомобиль фиксируется в неподвижном положении;
- В завершении процедуры выезжаем с парковки и пересекаем финишную стоп-линию.
Обратите внимание! В случае сдачи экзамена на авто без усилителя руля также, как и с заездом в гараж, требуется следить за положением колес – в противном случае легко выйти за контрольные линии.
Сдача практического экзамена на автодроме: несколько советов
Сдача практической части экзамена не является сложной при условии понимания габаритов автомобиля и алгоритма выполнения упражнений. Во время подготовки к экзамену важно заучить порядок остановки перед стоп-линиями и правильно настроить зеркала, вылет и наклон руля, а также водительское сидение. Большинство незачетов по практике происходит из-за игнорирования стоп-линий или нарушения габаритов.
Схема движения автотранспорта по автодрому для категории В – Автошкола ВОА
Автодром автошколы ВОА на ул. Походная
Учебный автодром автошколы ВОА в Екатеринбурге .
Упражнения в школе на автодроме
Практические занятия на автодроме – это следующая часть после теоретического обучения, которая включает в себя комплекс упражнений по совершенствованию навыков безопасного, комфортного вождения и умению чувствовать габариты автомобиля, правильно парковаться и так далее.
В нашей автошколе предусмотрена качественная подготовка, которая позволит вам без проблем пройти испытания и получить навыки, полезные для безаварийного практического вождения.
Перечень упражнений
Учебная езда на автодроме предусматривает пять стандартных упражнений. Все действия курсанты начинают выполнять с линии старта. Следует осторожно приблизить машину к полосе, при этом заезжать за нее нельзя, достаточно поставить рычаг передач в нейтральную позицию и переместить ручник вверх.
Упражнение будет выполнено после того, как водитель поставит авто на тормоз около линии финиша. Казалось бы, к чему такие тонкости? Однако именно они и будут отслеживаться инспектором. Мы рекомендуем отработать простые навыки до автоматизма, чтобы потом не обращать внимания на эти мелочи.
Ниже приведены распространенные приемы, которые вам предстоит отработать на практике под руководством опытного инструктора:
Методика проведения практического занятия на автодроме
«Остановка и трогание на подъеме»
Кандидат в водители:
останавливает транспортное средство перед линией «СТОП-1», не пересекая проекцией переднего габарита транспортного средства, таким образом, чтобы все колеса находились на участке подъема (рисунок ); фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии; продолжает движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства назад более чем на 0,3 м; останавливается перед линией «СТОП-2» на расстоянии не более 1 м, включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на транспортном средстве с механической коробкой переключения передач) и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии; выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию «СТОП-2».
Время выполнения упражнения не должно превышать 2 минут.
Величина отката фиксируется экзаменатором путем выставления контрольной стойки высотой не менее 1 м на расстоянии 0,3 м от проекции заднего габарита после остановки транспортного средства перед линией «СТОП-1» либо автоматизированной системой контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители.
Исходное положение занимаем у отметки «СТАРТ», включаем I передачу и двигаемся до фишки, обозначающей отметку «СТОП 1», не выезжая за нее, выключаем сцепление (нажимаем на педаль сцепления) и останавливаемся. Не отпуская педали тормоза и сцепления, ставим автомобиль на стояночный тормоз (ручник). Убираем ногу с педали рабочего тормоза и плавно нажимаем на педаль газа, контролируя число оборотов по тахометру, так, чтобы они поднялись до 1,5 тыс. Фиксируем правую ногу на педали газа (именно фиксируем — больше не нажимаем, но и не отпускаем), плавно отпускаем педаль сцепления (стрелка тахометра должна упасть до 1 тыс. оборотов в мин.). Фиксируем ногу на педали сцепления отпускаем ручник и одновременно с этим плавно нажимаем на педаль газа вновь до 1,5 тыс. оборотов в мин. на тахометре. Плавно отпускаем педаль сцепления до момента троганья, удерживая стрелку тахометра на 1,5 тыс. оборотов. Двигаемся до отметки «СТОП». Выключаем сцепление, выключаем передачу (переводим рычаг коробки передач в нейтральное положение), ставим на стояночный тормоз.
«Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе), остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров»
Кандидат в водители:
устанавливает транспортное средство на место парковки, двигаясь задним ходом так, чтобы проекция левого габарита транспортного средства пересекла контрольную линию (рисунок ); включает нейтральную передачу и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии, после чего выезжает с места парковки.
Время выполнения упражнения не должно превышать 2 минут.
Начало упражнения от отметки «СТАРТ», включаем первую передачу и двигаемся до передней линии парковочного места таким образом, чтобы она оказалась по линии задних колес. Прекращаем движение, останавливаемся. Нажав на педаль сцепления,выключаем первую передачу и включаем заднюю передачу. Поворачиваем рулевое колесо до упора вправо, двигаемся задним ходом до тех пор, пока заднее левое колесо не наедет на линию между передней линией парковочного места и задней линии парковочного места. Поворачиваем руль до упора влево и вновь двигаемся задним ходом так, чтобы автомобиль оказался сориентирован параллельно линии, соединяющей фишки переднию и заднюю линию парковочного места. Выключаем сцепление, выключаем передачу (переводим рычаг коробки передач в нейтральное положение), ставим на стояночный тормоз.
«Маневрирование в ограниченном пространстве»
Упражнение состоит из 3-х элементов: «Повороты на 90 градусов», «Разворот в ограниченном пространстве» и «Змейка».
Экзаменатором определяются для проведения экзамена 2 из 3-х элементов, входящих в состав настоящего упражнения, с учетом имеющихся условий для выполнения упражнения, в том числе возможности одновременного размещения элементов упражнения, схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.
«Повороты на 90 градусов».
Кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории (рисунок).
Время выполнения упражнения не должно превышать 2 минут.
Занимаем исходную позицию у отметки «СТАРТ», включаем I передачу и начинаем движение. Двигаемся прямо, как только передние колеса пересекли ближнюю линию дороги уходящую влево, достаточно интенсивно вращаем руль влево. Как только автомобиль повернул ровно на 90 градусов начинаем вращать руль вправо до того как автомобиль поедет прямо. Как только передние колеса пересекли ближнюю линию дороги уходящую вправо, начинаем достаточно интенсивно вращать руль вправо. Как только автомобиль повернул ровно на 90 градусов выравниваем колеса поворотом влево до того момента как автомобиль начинает двигаться в прямом направлении. Останавливаемся на линии «СТОП», ставим на стояночный тормоз.
«Змейка»
Кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории (рисунок).
Время выполнения упражнения не должно превышать 2 минут.
Занимаем исходную позицию у отметки «СТАРТ», включаем I передачу и начинаем движение. Достаточно интенсивно вращаем руль влево и далее вправо стараясь удерживать направление автомобиля строго посередине между линиями разметки и установленными конусами. Подъезжаем к отметке «СТОП». Выключаем сцепление, выключаем передачу (ставим в нейтральное положение), ставим на стояночный тормоз.
«Разворот в ограниченном пространстве».
Кандидат в водители выполняет разворот по заданной траектории, используя включение передачи заднего хода, и выезжает за пределы зоны выполнения испытательного задания (рисунок).
Время выполнения упражнения не должно превышать 2 минут.
Занимаем исходную позицию у отметки «СТАРТ», включаем I передачу и проезжаем до средины элемента разворот . Продолжая медленное движение, интенсивно вращаем руль влево до упора и доезжаем как можно ближе к левой линии разворота, останавливаемся у нее, вращаем руль вправо. Включаем заднюю передачу и, контролируя по зеркалам или повернувшись назад, двигаемся задним ходом до правой линии разворота, останавливаемся у нее. Вращаем руль влево, вновь включаем I передачу и доезжаем до отметки «СТОП». Выключаем сцепление, выключаем передачу (ставим в нейтральное положение), ставим на стояночный тормоз.
«Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом»
Кандидат в водители:
въезжает в зону выполнения упражнения (рисунок);
маневрируя задним ходом, устанавливает транспортное средство в боксе так, чтобы проекция переднего габарита транспортного средства пересекла контрольную линию;
включает нейтральную передачу и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
выезжает из бокса.
Время выполнения упражнения не должно превышать 2 минут.
В зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке, выполнение упражнения может осуществляться, как с левой так и с правой стороны от бокса.
Занимаем положение у отметки «СТАРТ», включив I передачу двигаемся прямо до второй линии парковочного места так, чтобы задние колеса автомобиля оказались за линией, сразу же останавливаемся. Далее выворачиваем рулевое колесо вправо до упора. Включаем заднюю передачу и начинаем движение. Как только автомобиль развернется на 90 градусов, быстрым движением рулевого колеса влево выравниваем передние колесав в прямом направлении. Продолжаем движение. Как только пердний бампер автомобиля пепесек линию парковочного места, останавливаем автомобиль. Включает нейтральную передачу и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии. Выезжает из бокса влево. Останавливаем автомобиль на линии упражнения. Ставим на стяночный тормоз.
Для дополнительного совершенствования навыков можно воспользоваться и видеоуроками, которые помогут курсанту проследить алгоритм задач.
Среди распространенных ошибок, за которые начисляются штрафные баллы, можно выделить превышение времени, выделенного на прохождение упражнений, остановку двигателя в процессе движения, отказ от выполнения конкретного упражнения, невыполнение испытания в течение тридцати секунд после подачи соответствующего сигнала. Все это нужно учитывать при прохождении практического обучения. В ходе многочисленных тренировок вы должны научиться выполнять упражнения быстро, поскольку впоследствии на каждое из них будет отводиться по две минуты.
Подводим итоги
Таким образом, выполнение упражнений на автодроме – это еще один шаг к получению водительских прав. Сам процесс не отличается большой сложностью при условии хорошей подготовки, быстроты реакции и внимательности.