Чертежи и рисунки Леонардо
Некоторые наброски и рисунки Леонардо да Винчи на военную тему, и тему полета.
Проект колеса с четырьмя арбалетами
Рисунки Леонардо
Искусство и наука
Леонардо был великолепным рисовальщиком и художником, и это не помешало ему внести огромный вклад в науку. В течение всей жизни он занимался анатомией, географией, астрономией, был прекрасным инженером. Во всех областях знания он сумел проявить себя как гениальный ученый. Его первое письмо к Лодовико Сфорца выражало его намерение создавать различные военные конструкции; и это была лишь небольшая часть его умений. Он успел изучить природу лунного света, разобраться в человеческой анатомии и анатомии животных, понять, как функционирует тело и его органы. Кроме того, он создавал замечательные карты местности, которые могли принести пользу и путешественникам, и строителям.
Военная тема
Модель бронированной машины (около 1485).
Современное воссоздание модели танка по чертежам Леонардо 1485–1488 годов, выполненное из дерева. Леонардо нравилось создавать различные механические модели, эта работа занимала большое место в его жизни. На службе у Лодовико Сфорца он создал множество проектов военных машин, правда, ни один из них не был реализован.
Рисунки Леонардо. Военная повозка и бронированная машина.
На листе расположены два рисунка. Первый изображает повозку — одну из многих, спроектированных Винчи. Другой — прототип танка, круглый по форме. Рисунок внизу слева показывает строение танка, перевернутого и лежащего так, что виден механизм колес. Под рисунком Леонардо написал: «Чтобы управлять машиной, нужно 8 человек, они же разворачивают машину и направляют её на врага».
Рисунок большой пушки, поставленной на лафет
Этот рисунок изображает внутренний двор крепости, заполненный боеприпасами, многочисленными пушками, лафетами и ядрами. В центре рисунка находится большое сооружение, которое используется, чтобы удерживать огромную пушку на лафете. Управляет орудием большая группа обнаженных мужчин. На переднем плане мы видим подставку для пушки. Винчи надеялся, что в Милане у него будет возможность поработать над созданием подобных машин, мирных или военных, но ни один из его проектов так и не был претворен в жизнь.
Схема огромного арбалета
Леонардо создал несколько рисунков прототипа огромного арбалета. Его структура поражает воображение: длина лука, согласно замыслу, должна была составить 13 м. Им должен был управлять изображенный на рисунке маленький человечек, стоящий у затвора и готовый повернуть рычаг, чтобы привести в движение аппарат, стреляющий большими горящими шарами. Арбалет должен был быть сделан из дерева и опираться на 6 колес. Это был один из многих механизмов, придуманных Леонардо для Лодовико Сфорца.
Пушки, бомбардирующие крепость
Этот масштабный рисунок изображает военную машину в действии. Четыре орудия поставлены в ряд, они бомбардируют крепостную стену и перебрасывают камни во внутренний двор замка или крепости. Сила механизма продемонстрирована непрекращающимся потоком камней, образующим своего рода арку.
Тема полета
Леонардо был увлечен изучением полета. Он следил за перемещениями птиц и переносил свои открытия на искусственные механизмы, которые могли бы поднять человека в воздух. Структура этих машин опиралась на структуру птичьих крыльев.
Рисунок сочлененных крыльев
После подробных исследований в области летательных машин, управляемых исключительно силой мускулов человеческого тела, Леонардо попытался вплотную приблизиться к созданию механической машины для полета, которая управлялась бы только мускулами ног пилота. Инженер был убежден, что силы мускулов человеку достаточно, чтобы подняться в воздух.
Модель рычага, сообщающего крылу вращательное движение
Эти рисунки изображают модель рычага для управления крыльями. Она появилась в результате изучения техники полета, чем долгие годы занимался Леонардо. На рисунке можно разглядеть «внутренности» сложного механизма, рисунок сопровождается подробным описанием.
Летательный аппарат, повторяющий структуру крыльев птицы, с твердыми перемычками
Крылья летательного аппарата Леонардо основывались на строении крыльев птиц и летучих мышей. Чтобы пилоту было удобно во время полета, Леонардо отводит ему место в центре машины, за механизмом крыльев.
Рисунок летательной машины
Мастер на протяжении всей жизни изучал механизм работы птичьих крыльев. В особенности его интересовали пропорции крыльев и их функционирование, и полученные знания он использовал в проектировании летательных машин.
Заключение
Безусловно, это не все рисунки Леонардо, заслуживающие внимания, однако все они являются отдельными произведениями и могут оцениваться вне контекста автора и других его работ.
Машины и механизмы Леонардо да Винчи
Гениальные изобретения титана Возрождения
Флоренция – это город, полный тайн. Титаны Возрождения зашифровывали в картинах, фресках и скульптурах скрытые смыслы и знаки, над разгадкой которых и поныне бьются не только досужие любители кодов и артефактов, но и сотрудники серьезных государственных структур разных стран. Достаточно вспомнить романы Дэна Брауна «Код да Винчи» и «Инферно», а также экранизации этих книг с Томом Хэнксом в главной роли, чтобы понять, как много интересного можно найти во флорентийских башнях, дворцах, соборах и монастырях.
Но сегодня речь не о картинах да Винчи, а о его гениальных изобретениях, в которых Леонардо на несколько веков опередил время. Ведь это именно он еще пятьсот лет назад составил подробные чертежи акваланга, танка, парашюта, вертолета, дельтаплана и многих других машин и механических конструкций, которые, как считается, были изобретены значительно позже.
Осадная машина. Рисунок Леонардо да Винчи. Источник https://salik.biz/
Леонардо да Винчи. Рисунок военных маших. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия). Источник http://artsabbia.by/
Больше того, он защитил свои изобретения хитрыми приемами, внеся в каждый чертеж одну или несколько ошибок, каждая из которых делает изобретение нерабочим. Можно было бы подумать, что Леонардо и на самом деле чего-то недосчитал и в чем-то ошибся. Однако сравнение разных чертежей одного и того же изобретенного им механизма показывает, что ошибки в них различаются, то есть у изобретателя есть верные решения по всем вопросам. Следовательно, изменения внесены намеренно.
От кого защищал Леонардо придуманные им машины? От недобросовестных конкурентов, которые могли бы воспользоваться его чертежами и заработать на этом? Может быть, и так. Но куда важнее другое. Да Винчи не хотел, чтобы машины и механизмы, способные повлиять на исход сражений и войн, попали в недобрые руки.
Поплавок с дыхательными трубками для водолаза. Рисунок Леонардо да Винчи. Между 1508 и 1518. «Кодекс Арундела». Британский музей, Лондон. Источник http://artsabbia.by/
Это не значит, что гений Возрождения не продавал своих изобретений. Он строил осадные машины и иные приспособления для ведения войны и по заказу Медичи, правивших в разные годы во Флоренции, и по заказу Сфорца, властвовавших в Милане, и по заказу французского короля. Как саркастически заметил герой романа Гюнтера Грасса, титаны Возрождения строили осадные машины, когда их прекрасные мадонны не пользовались спросом.
Машины и механизмы. Рисунок Леонардо да Винчи. Источник http://afisha.mosreg.ru/
«Танк». Рисунок Леонардо да Вични. Источник http://paranormal-news.ru/
Сегодня во Флоренции работает специальный музей, в котором воссозданы несколько десятков машин и механизмов, придуманных Леонардо. При посещении Флоренции, обязательно приведите сюда детей, особенно мальчиков. Но и взрослым интересно посмотреть на все эти прототипы современных машин, которые пятьсот лет назад казались современникам фантастическим бредом гения, но которые и сам гений решил спрятать от посторонних глаз.
Как Леонардо да Винчи опередил время: Оригинальные чертежи удивительных машин
Исследователи считают, что, если бы в распоряжении Леонардо да Винчи имелись современные материалы, человечество на несколько столетий раньше получило бы множество полезных изобретений: дельтопланы, аппараты для нахождения под водой, самодвижущиеся автомобили и многое другое. Сегодня известны более 5000 рукописных страниц великого изобретателя, большинство из них собраны в тетради – кодексы. В нашем обзоре – чертежи фантастических аппаратов Леонардо да Винчи и комментарии автора к некоторым из них.
Вертолет: …Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, т.е. сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх…
Система взлета и приземления: …посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху…так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…
Вариант летательного аппарата
Парашют: …Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота — 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты
Имитируя крыло птицы с перьями, Леонардо разработал крылья с раздвижными дверцами из сетей, тростника или бумаги, которые открываются при взлете.
Тест для крыла Ornitottero: …Если Вы хотите устроить настоящую проверку крыльям, сделайте конструкцию из бумаги и сети с тростником длиной 20 рук и шириной 12 м и прикрепите ее к доске весом 200 фунтов и толкните ее внезапно. И если 200 фунтовая доска поднимется до того как опустится крыло, можете считать испытания успешными…
Экскаватор Леонардо — машина для подъема и транспортировки вырытого материала Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед.
Система для хождения по воде и спасательный круг
Аппарат для дыхания под водой с плавучим куполом на поверхности, проекты водолазных костюмов и плавательные перепончатые перчатки
Гидравлические механизмы — архимедовы винты и водяные колеса
«Автомобиль» да Винчи
Он не предназначался для массового производства, у него не было сиденья, аппарат был фактически разработан как машина для фестивалей.
В апреле 2004 года итальянский ученый Карло Педретти заявил, что он раскрыл секрет пружин, приводящих в движение «автомобиль», который был создан Леонардо да Винчи в 1478 году. Таким образом, спустя пять столетий ученые, наконец, сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки, построить и запустить ее.
Самодвижущуюся тележку Леонардо да Винчи можно назвать прообразом автомобиля. Настоящий же автомобиль появился лишь в конце XIX века, когда двое жителей Германии Готлиб Даймлер и Карл Бенц разработали двигатель внутреннего сгорания. «Автомобиль» Леонардо не предназначался для массового производства, у него не было сиденья, аппарат был фактически разработан как машина для фестивалей: своеобразная движущаяся платформа, запас ее хода на полном заводе был всего 40−50 метров.
Да и его размеры явно маловаты для того, чтобы перевозить людей. Так что говорить об «автомобиле» Леонардо было бы преувеличением, некоторые исследователи окрестили этот аппарат «леомобилем». Тележка была деревянной, трехколесной, задние колеса вращались независимо друг от друга.
Тем не менее, как и многие другие проекты да Винчи, он не давал покоя многим поколениям ученых, инженеров и конструкторов. Интерес и энтузиазм подогревались еще и тем, что все попытки воплотить в реальность замысел легендарного изобретателя терпели крах. Это было связано с отсутствием четких инструкций к эскизам Леонардо. Части и детали повозки приходилось додумывать. Существует предположение, что чертежи кузова не были прорисованы, так как изобретатель увлекся самим механизмом.
Главной проблемой для конструкторов стал вопрос: что именно приводило в движение эту повозку. Исследователи изначально считали, что две рессоры, согнутые как в арбалете, изображенном на эскизе в Атлантическом Кодексе, распрямляясь, и должны были стать этой движущей силой. Однако итальянский профессор Карло Педретти решил, что пружины были предназначены не для движения автомобиля, а для управления механизмом двигателя. А своеобразным двигателем были пружины, свитые в барабанах.
Пружины заводились человеком, который должен был вращать два зубчатых колеса, расположенных в передних верхних углах устройства. Длина каждой из этих пружин — семь метров, и чем сильнее их завести, тем больше тележка проедет.
Чтобы проверить догадку, было решено сначала создать компьютерную модель устройства, которая показала, что проект жизнеспособен. После чего построили конструкцию, которая составляла 1.68 метров в длину и 1.49 метров в ширину. Здесь, однако, некоторых энтузиастов ждало разочарование. Современные инженеры сочли эту машину слишком опасной и не решились ее испытать.
«Она могла столкнуться с чем-нибудь и нанести серьезное повреждение», — рассказал журналистам директор Института и Музея Истории Науки во Флоренции Паоло Галлуцци. Вопрос, почему нельзя было использовать полигон, остается без ответа. В итоге для испытания и демонстрации была построена копия в масштабе один к трем.