Меню

Схема установки дистанционного управления лодочного мотора

Руководство по дистанционному управлению лодочным мотором

После установки дистанционного управления повышается маневренность, увеличивается обзорность и комфорт от управления моторной лодки. Под управлением понимают удаленное переключение трансмиссии, регулировку оборотов двигателя и возможность изменения направления движения при помощи рулевого механизма.

Виды дистанционного управления лодочным мотором

Для регулирования оборотов двигателя и направления вращения винта устанавливается газореверсная машинка, его еще называют пультом дистанционного управления. Простейшая машинка имеет два рычага, один из которых отвечает за подачу топливовоздушной смеси через дроссель, а второй за переключения передач на редукторе двигателя.

Устройство газореверсных машинок

На данный момент производители предлагают множество модификаций газореверсных машинок. Различаются они по количеству рычагов, возможности установки на левый или правый борт, материалу исполнения основных элементов.

В современные модели устанавливается блок электроники для поднятия/погружения двигателя, световыми индикаторами, возможностью запуска и остановки двигателя с кнопки или с ключа, а также блоком предохранителей.

Устройство дистанционного управления лодкой

  • Механическая рулевая система имеет преимущество перед гидравлической в простоте конструкции и относительно низкой цене, но уступает в точности управления моторами. Она состоит из механического рулевого редуктора, троса, рычага и рулевого колеса. Чем мощнее двигатель, тем сложнее его управление, для каждой группы двигателей нужен подходящий редуктор, но при мощности более 150 л.с. рекомендуется устанавливать гидравлическую систему.
  • Не ко всем лодочным моторам можно подключить систему дистанционного управления. Из доступных по цене двигателей Yamaha в категории до 30 л.с. представлены три модели.
  • Рулевое управление мотора 25 BWC можно уставить как румпельное, так и позже подключить дистанционное, а вот для управления подачей топлива и переключением передач потребуется газореверсная машинка. Его мощность составляет 25 л.с. и цена у официальных дилеров 176 300 рублей, модели с мощностью в 30 л.с. также обладающие возможность подключения дистанционного управления, стоят ненамного дороже.
  • Из двухтактных моторов Suzuki стоит обратить внимание на модель DT 30 RL, ориентировочная цена в 142 000 р. В комплект поставки мотора входят газореверсная машинка, переходники тросов и рулевая тяга. Аналогичный по мощности и с возможность подключения ДУ, но уже четырехтактный двигатель будет стоить на 100 тысяч дороже.
  • Двухтактные двигателя Tohatsu M 30 HE PL с возможность подключения дистанционного управления стоит чуть дороже, 166 000 рублей, как видно цены на японские моторы примерно на одном уровне, потому стоит обращать внимание на такие факторы, как надежность модели, отзывы других владельцев и экономичность.
  • Отечественный мотор, с возможность установкой дистанционного управления, Вихрь 30 Э сравним по мощности с японскими, но значительно выигрывает в цене – всего 53 000 рублей. У него отличная от зарубежных система рулевого управления. Для поворота используются два троса, вместо одного, вследствие чего монтаж несколько усложняется. Сейчас многие российские производители комплектуют свои лодки системой дистанционного рулевого управления, что весьма удобно.

Установка дистанционного управления лодочным мотором

  • Стоит с внимательностью отнестись к выбору места расположения газоревресной машинки, так как после установки для переноса нужно будет либо укорачивать, либо покупать новые троса.
  • Самостоятельная установка дистанционного управления на лодку без соответствующей подготовки может стать причиной поломки двигателя, но если вы решились на это, то стоит основательно подготовиться.
  • Перед покупкой троса стоит точно рассчитать расстояние от машинки до двигателя, прокладка должна осуществляться в таких местах, чтобы рубашка троса подвергалась механического воздействию и надежна закреплена, допустимый радиус изгиба не более 150 мм.
  • Подробная схема подключения должна быть в инструкции к двигателю. Установка системы дистанционного управления на надувную лодку немного сложнее, для этого используют рулевые консоли, которые крепятся к баллонам или устанавливаются прямо на палубу лодки.
  • На многих лодках с жесткими корпусами предусмотрены места для монтажа машинки и рулевого механизма, что значительно упрощает монтаж системы ДУ.
Читайте также:  Ремонт двигателя газ 53 как

Трос для дистанционного управления лодочным мотором

В системе рулевого управления при подборе троса нужно исходить из модели рулевого редуктора, а он подбирается по мощности навесного мотора.

Для подбора троса управления двигателем следует знать, что к каждому двигателю подходит трос только определенной марки, а его длина рассчитывается исходя из длины лодки.

Следует измерить расстояние от машинки до транца лодки, прибавить к нему половины ширины транца и 90 см. для поворотной петли.

При расчете длины троса рулевого управления замеряется расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину пути вдоль борта плюс половина ширины транца. В конце вычесть 10 см за каждый изгиб в 90 градусов, в результате мы получим требуемую длину троса.

Что касается марок, то в инструкции к мотору указаны требуемая марка троса и его класс, также есть универсальные тросы подходящие к большинству двигателей Yamaha, Suzuki, Tohatsu.

Для моторов от Mercury и Johnson придется приобрести дополнительные адаптеры в случае использования универсальных тросов.

Консоль и приборная панель

  • Консоль рулевого управления на надувных лодка с жестким дном легко крепится к днищу болтами и представляет собой два кронштейна с панелью для крепления машинки и руля. Для лодок с мягким дном и небольших размеров консоль крепится на баллон носовой части или одного из бортов.
  • Также есть модели консолей для крепления на банку, представляет собой полноценную панель с возможность установки приборов и ветрового стекла. Изготавливается из стеклопластика, имеет малый вес и хороший дизайн с возможность установки в нее эхолота и навигатора. Полноценные панели для установок на лодки с жестким полом может представлять собой пульт совмещенный с креслом для экономии места и большего комфорта.
  • Стандартный набор приборов на панели – тахометр со счетчиком моточасов, индикатор уровня топлива и спидометр, показывающий скорость движения лодки относительно воды.

Нелишними будут и различные индикаторы:

  • температуры головки блока;
  • температуры воды за бортом;
  • давления воды в системе охлаждения;
  • угла наклона двигателя, а также амперметр и вольтметр.

Есть как универсальные приборы, так и специальные, предназначенные для двигателей определенного производителя или конкретной модели. Эти приборы необходимы в случае использования дорогостоящего двигателя средней и большой мощности, они помогают контролировать условия его работы и избежать перегрева или неожиданной разрядки аккумулятора.

ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ

Для управления веслами на лодке нужно обладать силой. А для управления подвесным двигателем нужна сноровка и опыт. Для начала желательно брать мотор небольшой мощности, чтобы натренировать внимательность и реакцию. Он будет менее сложным в эксплуатации. Удобным дополнением к оборудованию станет устройство дистанционного управления мотором.

Читайте также:  Гарантийный ремонт рольф подменный автомобиль

Содержание статьи

Основа управления мотором на лодке ПВХ

На большинстве моторов установлен специальный рычаг – румпель, который позволяет контролировать процесс одной рукой. В зависимости от направления хода, ручка крутится влево или вправо.

Для дистанционного управления лодочным мотором данный рычаг разделяет функции со специальным устройством. Оно не представляет собой пульт с кнопками переключения, которые можно нажимать, стоя на берегу. Но система облегчает жизнь по ряду причин.

  • Более комфортное управление лодкой и отсутствие необходимости постоянно держать руку на румпеле. Это немаловажно при путешествиях на дальние расстояния.
  • На большой лодке трудно контролировать обзор из-за вынужденного нахождения у кормы, ближе к движку. А это увеличивает риск встречи с препятствием. Дистанционная система решает эту проблему.

Оно представляет собой датчики для поворота двигателя, дроссельной заслонки карбюратора (в случае экстренного торможения), для активации реверсивной муфты и кнопки «стоп».

В большинстве своем дистанционным управлением оборудованы лодки ПВХ с мощностью двигателя свыше десяти лошадиных сил. Оба «рулевых» метода предусматривают следующие возможности:

  • Консоль нужна для выбора места фиксации дистанционной системы.
  • Редуктор зависит от «лошадок» мотора. От него в свою очередь зависит колесо.
  • Обязательно понадобится трос.
  • Установочный комплект.
  • Рулевая тяга.

Если в плавсредстве уже есть функция дистанционного управления (ДУ), то контролер, трос газ-реверс и тяга входят в комплект. Остальное придется закупить.

С ответом на вопрос, как управлять судном, помогают разобраться два варианта систем. Они способны существовать по раздельности и вместе.

  • Контроль включения передней, задней и нейтральной передачи, изменений оборотов вита и, соответственно, скорости плавсредства.
  • Контроль за маневрированием лодки, поворотами и другими переменами в движении. Данная схема похожа на рулевое управление в легковушке.

Механическая система ДУ

В ДУ входит рулевая система для контроля поворотов мотора и система управления газом. Рулевые делятся на механические и гидравлические. Стоимость первой системы ниже и легче процесс установки.

Но при этом их нельзя применять на движках большой мощности. Также рулевой трос чутко реагирует на перегибы и не может долго использоваться. В механические устройства входит:

Далее следует разобраться, какое назначение имеет каждая составляющая системы.

  • Рулевые редукторы делят на группы по мощности движка: до 55 «лошадок» и более. Последние годятся даже на моторы до двухсот лошадиных сил. Правда, в таком случае уместнее будет поставить гидравлическую систему.
  • Трос подбирается согласно модели редуктора и параметров лодки. Так, до 55 лошадиных сил подойдет трос марки М58, а выше – М66. Чтобы правильно подобрать его, нужно померить длину от центра редуктора до борта катера, потом до транца (место крепления подвесного мотора) и учесть половину ширины транца. Далее все три цифры складываются и получается результат в метрах. Цифру делят на 0,3 и остается длина в футах.
  • Рычаги необходимы для того, чтобы приспособить механическую систему практически к любому движку. Также благодаря им становится возможным управление лодочным мотором в системе, состоящей из нескольких двигателей, но с одним рулевым редуктором.
  • Колесо представляет собой отверстие с пазом для сцепления с редуктором. С ними проблем не возникает, поскольку все колеса могут сосуществовать с разными редукторами. Нужно лишь выбрать комплектацию, потому что некоторые производители предлагают колеса без втулок.

Если нет возможности установить механику, то вспоминают о гидравлике. Так бывает при сложном пути прокладки ДУ. Гидравлика лучше, если речь идет о мощном двигателе и точка управления им далека от самого мотора. Она легче и допускает установку «автопилота».

Система ДУ газом

Данная схема состоит из контроллера, комплекта из двух тросов газа и реверса и фитингов.

  • Контролеры подготовлены для одномоментного управления двумя двигателями или одним. Они могут быть как с одной рукояткой, так и с двумя для контроля газа и реверса. На ряде моделей есть специальная кнопка для выполнения трим-команды (гидроподъем двигателя).
  • Трос приходится подбирать отдельно в зависимости от модели мотора, различаясь по диаметру, внутренней оболочке (для снижения силы сопротивления при трении троса) и так далее. Замеры делаются также, как при определении длины рулевого троса.
  • Фитинги нужны для смыкания тросов с контроллерами и моторами. К примеру, для некоторых движков годятся тросы с резьбовыми наконечниками, а контроллер при этом допускает сцепку с петлеобразными. Чтобы контакт произошел, необходимы фитинги.

Чаще всего встречается тянущее ДУ, когда движок получает команды посредством гибких тросов. Они более надежные. А для толкающего ДУ применяют жесткие составляющие.

Сегодня нередко можно встретить модели систем ДУ, которые снабжены двумя управляющими комплектами. Один из них управляет катером. Другой организует работу движка в режиме прогрева.

Читайте также:  Лампа переноска для ремонта автомобиля

В конечном счете существующие примеры ДУ для управления лодки с мотором размещаются по правому или левому борту. Некоторые могут устанавливаться и там и там. Для натяжения тросов используются специальные винты, которые помогают настроить их нужную длину.

Правила ДУ на примере «Ямахи»

Подвесные двигатели фирмы «Ямаха» от тридцати «лошадок» оснащены системой ДУ, чтобы контролировать процесс у штурвала и соблюдать правила безопасности. Чаще их ставят на лодки с жестким корпусом либо судна с твердым днищем. Длина таких плавсредств больше шести метров.

Суть системы заключается в фиксации у рулевого колеса ручки «газ-реверс». Благодаря колесу лодка поворачивает в нужное направление, а ручка передает движку заданное число оборотов.

При покупке следует обратить внимание на комплектацию системы дистанционного управления. Кстати, производители «Ямахи» часто предлагают покупателям смешанную систему – дистанционную и с помощью румпеля, начиная от моторов в двадцать лошадиных сил.

  • Штурвал нужен для направления лодки и состоит из пластика или металла.
  • Рулевой редуктор способен полностью перекладывать руль за три с половиной оборота.
  • Трос снабжен наконечниками из нержавейки. Он достигает пяти метров, чтобы управление лодочным мотором было максимально удобным.
  • Коммандер может экстренно отключить двигатель в случае возникновения препятствия. Это контроллер «газ-реверс».

При наличии большой лодки и долгих поездках дистанционное управление мотором просто необходимо. Лучше всего купить его вместе с движком. Но часто можно подобрать устройство к имеющемуся мотору или даже попробовать сделать пульт ДУ самому.

Adblock
detector