Схема технологического процесса ремонта машин необезличенным методом
Метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия, носит название необезличенного метода ремонта.
Этот вид ремонта применяется для одиночных строительных машин или машин, поступающих в ремонт небольшими партиями.
При необезличенном методе ремонта машину или оборудование останавливают на период ремонта, неисправную сборочную единицу разбирают и ремонтируют или заменяют, ремонт изделий может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей и сборочных единиц. Таким образом, общая продолжительность ремонта машины определяется продолжительностью не только разборочно-сборочных и слесарных операций, но и операций по ремонту и изготовлению деталей, необходимых для ремонтируемой машины. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности. В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т. д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания. Если время проведения очередного технического обслуживания по периодичности совпадает с плановым ремонтом, то их выполняют одновременно.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Схема ремонта машин необезличенным методом приведена на рис. 19.1.
После разборки машины или сборочной единицы и мойки деталей производят их дефектацию. В процессе контроля детали сортируют на годные, подлежащие ремонту и выбраковке. Годные детали поступают на сборку, а детали, подлежавшие ремонту, проходят процесс восстановления. Вместо выбракованных деталей изготовляют новые, если их нет на складе запасных частей.
Недостатком необезличенного метода является значительная продолжительность простоя машины в ремонте, так как сборка любого механизма или сборочной единицы будет задерживаться ремонтом деталей, а сборка машины — ремонтом сборочных единиц. Кроме того, при необезличенном методе ремонта на строительной площадке разборка сборочных единиц сопряжена с рядом трудностей, в частности, с необходимостью иметь закрытые помещения достаточной площади, а также более сложное оборудование мастерских.
Положительной стороной метода является то, что с большей полнотой используются все детали, имеющие износы в допустимых пределах. При этом методе требуется сравнительно простая организация работ, однако нет возможности специализировать работы, что обусловливает необходимость использования квалифицированных слесарей.
К наиболее рациональным организационным формам необезличенного ремонта относят универсальные (комплексные) бригады и специализированные звенья. Численность и состав бригад устанавливается в зависимости от количества и сложности машин, периодичности ремонта и трудоемкости его выполнения.
Рис. 19.1. Схема ремонта машин необезличенным методом.
В состав бригады кроме слесарей входят электросварщики, газорезчики, электрики и рабочие других специальностей.
На ремонтных предприятиях ремонт машин выполняют главным образом специализированные бригады. При этом весь технологический процесс расчленяется по постам. Организация постов и число специализированных бригад определяется количеством машин, ремонтируемых в год, их конструкцией и оснасткой ремонтного предприятия оборудованием. Такая организация работ позволяет: повысить производительность труда и качество ремонта вследствие специализации рабочих на выполнении определенных операций; оснастить ремонтные посты средствами механизации (кранами, станками, стендами, прессами и др.); более рационально загрузить производственные площади и оборудование. Специализированные бригады целесообразно организовывать на предприятиях, занятых ремонтом однотипных машин.
При ремонте машин на строительной площадке бригаде придаются передвижные ремонтные мастерские, полный комплект оснастки и запасных частей.
Ремонт, связанный с заменой или разборкой агрегатов и сборочных единиц, производится преимущественно по результатам предварительной диагностики.
Строительные машины и оборудование
Информационный портал
Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы. |
Классификация видов и методов ремонта
Процесс ремонта может быть классифицирован по разным признакам.
Признаки классификации, установленные ГОСТ 18322—78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения»: сохранение принадлежности ремонтируемых частей, степень восстановления ресурса, планирование, регламентация выполнения, организация выполнения.
По признаку сохранение принадлежности ремонтируемых частей различают необезличенный и обезличенный ремонт.
При необезличенном ремонте сохраняется принадлежность восстанавливаемых (отремонтированных) составных частей к определенному экземпляру изделия. Это значит, что снятые с данной машины изношенные сборочные единицы (агрегаты и узлы) и детали после их восстановления или ремонта устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты. Второстепенные детали (крепежные, прокладки и т. п.) могут быть заменены.
Основные недостатки: длительность, так как продолжительность ремонта машины включает также время, затрачиваемое на ремонт деталей; необходимость больших производственных площадей на ремонтных предприятиях, так как разобранная машина все время, которое затрачивается на ремонт снятых с нее деталей, находится в цехе.
Этот вид ремонта может быть применен только в том случае, когда ремонтируется большая номенклатура машин малыми сериями.
Обезличенный ремонт характерен тем, что отремонтированные сборочные единицы и детали устанавливают на любую машину данной марки. Следовательно, принадлежность восстановленных или отремонтированных составных частей к определенному экземпляру машин не сохраняется. Этот вид ремонта более прогрессивный по сравнению с необезличенным, поэтому он является основным.
Обезличенный ремонт базируется на взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, заложенной при изготовлении машин. Он позволяет применять передовую организацию производства — агрегатный и поточный ремонты, которые предусматривают сборку машин из заранее отремонтированных сборочных единиц.
По признаку «степень восстановления ресурса» для строительных, путевых и других машин транспортного строительства различают капитальный и текущий ремонт.
Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и ресурса изделия, близкого к полному, с заменой или восстановлением любых его частей, в том числе базовых. При этом под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других частей (например, поворотная платформа экскаватора).
Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности изделия. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей машин.
По признаку «планирование» различают плановый и неплановый ремонт.
При плановом ремонте постановка машины в ремонт осуществляется в соответствии с требованиями и показателями нормативно-технической документации после определенной наработки.
Плановый ремонт выполняется в соответствии с годовыми планами капитального ремонта.
Неплановый ремонт проводится без предварительного назначения при необходимости устранения последствий отказов или происшествий.
По признаку «регламентация выполнения» различают регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию.
Регламентированный ремонт является плановым ремонтом, выполняемым с периодичностью и в объеме, установленными эксплуатационной документацией независимо от технического состояния машины к моменту начала ремонта. Такой ремонт обычно применяется для машин, связанных с безопасностью людей (например, лифты).
Ремонт по техническому состоянию — это плановый ремонт, при котором перед постановкой в ремонт проводится контроль технического состояния машин путем осмотра, технической диагностики или другим способом. При этом устанавливаются необходимость в проведении ремонта и его объем. Для машин транспортного строительства принят этот вид ремонта.
По признаку «организация выполнения» ремонт может быть осуществлен тупиковым, агрегатным и поточным методами.
Тупиковый метод ремонта применяется при необезличенном виде ремонта. Он может выполняться универсальными или специализированными бригадами.
В первом случае весь комплекс работ по ремонту машины, кроме восстановления деталей, выполняется одной бригадой.
Такая организация требует высокой квалификации рабочих, так как каждый член бригады должен уметь отремонтировать любой агрегат или узел. При этом каждая бригада должна иметь все необходимые приспособления, инструмент и запасные части для ремонта всех сборочных единиц машин. Для такой организации ремонта характерны низкая производительность труда и высокая стоимость.
Более прогрессивным является ремонт специализированными бригадами. В этом случае разбирает и собирает машины одна бригада, а ремонтируют сборочные единицы другие бригады, специализированные на ремонте групп сборочных единиц, близких по технологическим признакам. Ремонт осуществляют на определенных рабочих постах, обеспеченных необходимыми приспособлениями и инструментами.
По сравнению с универсальными бригадами организация ремонта специализированными бригадами имеет ряд достоинств:
повышение производительности труда вследствие специализации ремонта определенных сборочных единиц машин, что позволяет более правильно использовать квалификацию рабочих, а также технологическую оснастку;
сокращение продолжительности ремонта машин вследствие повышения производительности труда;
снижение стоимости ремонта.
Агрегатный метод организации ремонта предусматривает замену изношенных агрегатов и узлов новыми или заранее отремонтированными, поступившими из оборотного фонда.
Под оборотным фондом понимается определенный запас исправных агрегатов и узлов, обеспечивающий обезличенный ремонт обслуживаемого парка машин. Первоначально этот запас образуется путем приобретения новых сборочных единиц машин и восстановления отдельных агрегатов списанных машин. Затем оборотный фонд пополняют отремонтированными сборочными единицами.
Этот метод может применяться на ремонтных предприятиях и в условиях эксплуатации. В первом случае машину разбирают на сборочные единицы, которые направляют в ремонтные цехи. Собирают машины с использованием оборотного фонда. Отремонтированные сборочные единицы поступают в оборотный фонд.
При ремонте в условиях эксплуатации ремонтное предприятие только ремонтирует сборочные единицы, а снимает (демонтирует) неисправные и собирает (монтирует) отремонтированные агрегаты и узлы на месте работы машины.
Рис. 15.2. Схема технологического процесса ремонта машин агрегатным методом
(на примере бульдозера).
Агрегатный метод как один из видов обезличенного ремонта применяется в различных отраслях народного хозяйства, например, при ремонте автомобилей, тракторов, экскаваторов, станков и т. д.
Основные преимущества агрегатного метода организации ремонта:
сокращение сроков пребывания машины в ремонте (она находится в ремонте только то время, которое необходимо для демонтажа и монтажа сборочных единиц, их регулировки и испытания машины);
Рис. 15.3. Схема технологического процесса ремонта машин поточным методом
(на примере экскаватора).
повышение коэффициента технической готовности парка благодаря сокращению сроков ремонта;
равномерность загрузки ремонтных предприятий, так как небольшие сроки ремонта позволяют строительным организациям в любое время останавливать машины для ремонта;
улучшение использования производственных площадей ремонтных предприятий, так как потребность в сборочных площадях резко уменьшается вследствие сокращения времени ремонта. При ремонте в условиях эксплуатации площади для разборки и сборки машин на заводе не требуется. Все это позволяет ремонтировать на производственных площадях большее количество сборочных единиц.
Разновидностью агрегатного метода ремонта является метод периодической замены ремонтных комплектов. При этом методе сборочные единицы укрупняют в комплекты, которые заменяют целиком при соответствующем виде ремонта.
Схема технологического процесса ремонта машин агрегатным методом (на примере бульдозера) приведена. Сущность поточного метода ремонта заключается в том, что технологический процесс расчленен на отдельные операции, выполняемые на отдельных рабочих местах, расположенных по ходу процесса. Таким образом могут быть организованы сборка и разборка машин и агрегатов, а также восстановление деталей. Расчленение технологического процесса на операции должно быть согласовано с тактом (ритмом) поточной линии (см. главу 17).
Поточное производство требует четкого планирования всего производственного процесса. Все цехи — разборочные, ремонтные, сборки узлов — должны снабжать сборочную поточную линию в соответствии с установленным ритмом.
Благодаря расчленению процессов и узкой специализации рабочих мест при производстве создаются условия для механизации и автоматизации работ, что позволяет значительно снизить трудоемкость и стоимость, а также повысить качество и сократить продолжительность ремонта.
Поточный метод применяют на заводах, ремонтирующих большое число машин одного типа или одной марки. Этот метод широко распространен на авторемонтных предприятиях, заводах по ремонту тракторов, бульдозеров и экскаваторов.
Методы ремонта
Под методами ремонта понимают совокупность технических и организационных правил выполнения операции ремонта оборудования. Использование различных методов ремонта обусловлено следующими факторами: количественным составом и разнотипностью оборудования на предприятиях, его конструктивными особенностями, ремонтопригодностью, производственными условиями проведения ремонтов, производственной программой ремонтных предприятий ремонтных предприятий и т.д. в связи с этим ремонт оборудования может проводиться следующими организационно-технологическими методами: обезличенным, необезличенным, агрегатным и поточным.
При обезличенном методе ремонта снимаемые с машин сборочные единицы и детали при необходимости заменяют новыми или отремонтированными, полученными со склада.
При необезличенном (индивидуальном) методе в ремонт ставится полнокомплектная машина. Снимаемые с нее сборочные единицы и детали после ремонта устанавливают на ту же машину. В результате этого сборочные единицы и детали не обезличиваются и тем самым более полно используется их ресурс. На рис. 13.2 приведена схема технологического процесса ремонта машин необезличенным методом. Общую продолжительность ремонта этим методом определяют продолжительностью разборочно-сборочных операций и операций по ремонту и изготовлению необходимых деталей. Метод применяют на предприятиях с небольшим числом машин различных типов. Недостаток необезличенного метода ремонта – большая продолжительность простоя машин в ремонте.
Сущность агрегатного (сменно-узлового) ремонта заключена в том, что ремонтное предприятие, имея определенный оборотный фонд обезличенных сборочных единиц и агрегатов, разбирает ремонтируемую машину на отдельные агрегаты (сборочные единицы), выполняет ремонт базисных деталей и производит сборку машины из сборочных единиц и агрегатов оборотного фонда (рис. 13.3). Снятые с машины сборочные единицы и агрегаты ремонтируют, а затем направляют на склад ремонтной базы. Разделение по времени и месту выполнения разборочно-сборочных работ, а также работ по ремонту и изготовлению деталей между специализированными бригадами позволяет повысить их качество, снизить стоимость и сократить сроки ремонта. Таким образом, в этом случае продолжительность ремонта машин определяется длительностью разборочно-сборочных операций и не зависит от продолжительности восстановления и изготовления деталей.
Рис. 13.2. Схема технологического процесса ремонта машин необезличенным методом
Сменно-узловой метод ремонта возможен только при полной взаимозаменяемости сборочных единиц, агрегатов, а также наличии оборотного фонда. Его целесообразно проводить при ремонте однотипных машин.
Величину оборотного фонда рассчитывают, исходя из обслуживаемого парка машин, периодичности замены сборочных единиц, агрегатов, а также времени, затрачиваемого на их ремонт и транспортирование. Чем меньше времени отводится на проведение ремонтов, тем больше новых или отремонтированных сборочных единиц и агрегатов должно быть в оборотном фонде. Обеспечивая все категории ремонта машин, оборотный фонд вместе с тем должен быть минимальным.
Рис. 13.3. Схема технологического процесса ремонта машин сменно-узловым методом
При сменно-узловом методе ремонта целесообразно использовать комплекты сборочных единиц. ковши в сборе с днищем и коромыслом, рукояти, роторы в сборе с ковшами, стрелы в сборе с блоками и механизмом напора, двигатели, редукторы, генераторы.
Метод ремонта со сменно-узловой заменой изношенных частей. Сущность метода заключается в том, что в течение ремонтного цикла в сокращенные плановые остановки машин заменяют все основные сборочные единицы. Это позволяет сократить до минимума продолжительность капитальных ремонтов, а в ряде случаев и совсем их исключить. Внедрению такого метода ремонта должна предшествовать разработка обоснованных ремонтных циклов для машин, установление размера оборотного фонда запасных частей, определение номенклатуры и количества ремонтных и транспортных средств.
При поточном методе ремонта весь технологический процесс восстановления деталей и сборочных единиц, агрегатов и машин осуществляют на-поточных линиях. Сборочные единицы и агрегаты собираются из восстановленных или изготовленных деталей. Сборку машин осуществляют из готовых (собранных) обкатанных и испытанных сборочных единиц и агрегатов. Линии ремонта, сборки и обкатки сборочных единиц и агрегатов размещают в технологической последовательности возле линий общей сборки машины. Поточный метод ремонта характеризуется непрерывностью технологического процесса, обеспечивающего ритмичность производства, что достигается: расчленением технологического процесса ремонта на равные или кратные по трудоемкости и продолжительности операции; закреплением операций за рабочими местами; одновременным выполнением операции на рабочих местах; передачей с минимальными перерывами ремонтируемых объектов с одного рабочего места на другое. Этот метод ремонта обеспечивает высокую производительность работы ремонтного предприятия, широкую специализацию оборудования и производственных рабочих, механизацию и автоматизацию процесса ремонта машин, благодаря чему продолжительность простоя машин в ремонте и его стоимость сокращаются. Метод целесообразно применять на ремонтных предприятиях, где ежегодно ремонтируют большое число однотипных машин.
Поточно-узловой метод ремонта отличается от поточного тем, что на общей линии осуществляют сборку объектов только из готовых отремонтированных и обкатанных сборочных единиц и агрегатов, полученных с других заводов.
Индивидуальный метод ремонта в большинстве случаев осуществляется комплексными бригадами, а сменно-узловой и поточный – специализированными.
В комплексных бригадах отсутствует узкая специализация рабочих по выполнению определенных ремонтных операций, поэтому возникает необходимость в рабочих высокой квалификации, имеющих несколько специальностей.