Меню

Схема системы смазки двигателя смд

Схемы систем смазки

Для ознакомления с устройством и действием комбинированной
системы смазки рассмотрим схемы систем смазки некоторых двига-
телей.

У дизеля СМД-14 масло заливается в поддон 15(рис. 151) через
заливную горловину с фильтрующей сеткой. Уровень его в поддоне кон-
тролируется по меткам на масломерной линейке. Сливается масло че-
рез отверстие в поддоне, закрываемое пробкой.

Из поддона 15картера масло через сетку маслоприемиика 1заса-
сывается шестеренчатым насосом 3 и подается по каналам в блок-кар-
тере в фильтр
9— полнопоточную центрифугу. В ней небольшая часть
масла проходит через форсунки ротора и создает реактивный момент,
вращающий его с высокой скоростью. Затем это масло по каналу
14
сливается в поддон 15картера. Другая часть масла подвергается цен-
тробежной очистке и через переключатель И поступает в радиатор 8,
в котором охлаждается.

Очищенное и охлажденное масло направляется в канал 4(глав-
ную магистраль), идущий вдоль блок-картера. Из главной магистрали
4по каналам в поперечных перегородках блок-картера масло попадает
к коренным подшипникам. От них часть масла по наклонным каналам
в валу поступает в полость шатунных шеек. В этих полостях происхо-
дит дополнительная (центробежная) очистка масла, которое затем сма-
зывает трущиеся поверхности вкладышей и шатунных шеек.

Масло, снимаемое маслосъемными кольцами и стекающее в под-
дон картера, а также выдавливаемое из зазоров коренных и шатунных
подшипников, разбрызгивается вращающимся коленчатым валом. Об-
разующийся при этом масляный туман смазывает трущиеся поверхно-
сти гильз цилиндров, поршней, поршневых пальцев и втулок верхних
головок шатунов,

Опорные шейки распределительного вала смазываются маслом,
поступающим по каналам в поперечных перегородках блок-картера or
первого, третьего и пятого коренных подшипников.

В третьей шейке распределительного вала сделан наклонный ка-
нал, который один раз за каждый оборот соединяет отверстие, подво-
дящее масло к этой шейке, с вертикальным каналом
16в блок-картере
и с его продолжением — каналом 7 в головке цилиндров. Это дает воз-
можность подавать масло пульсирующим потоком по трубке 6 во внут-
реннюю полость валиков коромысел и из нее через отверстия в валиках
ко втулкам коромысел. Маслом, вытекающим из втулок коромысел и
разбрызгиваемым движущимися витками пружин, смазываются тру-
щиеся поверхности штанг, регулировочных болтов и клапанов. Стекаю-
щее по штангам в поддон картера масло попадает на трущиеся по-
верхности толкателей и кулачков распределительного вала и сма-
зывает их.

К подшипнику промежуточной шестерни масло подводится от ка-
нала в первой поперечной перегородке блок-картера по сверлению в оси
шестерен. Из главной масляной магистрали по трубке, а затем по кана-
лам в стенке картера распределительных шестерен и установочном
фланце масло поступает к трущимся поверхностям втулки шестерни
привода топливного насоса и цилиндрической части установочного
фланца.

Подшипники водяного насоса и генератора периодически получают
смазку через масленки.

Зубья распределительных шестерен смазываются маслом, поступа-
ющим из радиальных отверстий в оси и теле промежуточной шестерни,
а также маслом, вытекающим из переднего подшипника распредели-
тельного вала и втулки шестерни привода топливного насоса.

Для контроля давления и температуры масла в главной магистра-
ли на щитке контрольных приборов установлены указатель давления
и дистанционный указатель температуры.

Нормальная температура масла в дизеле, загруженном на полную
мощность, должна находиться в пределах 80—95° С. При такой тем-
пературе и номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля
давление масла должно составлять 0,25—0,45 МПа. Минимальное дав-
ление масла в системе допускается ие ниже 0,08 МПа.

В системе смазки предусмотрено три автоматически работающих
клапана: редукционный масляного насооса, предохранительный и слив-
ной.

Редукционный клапан 2перепускает масло из нагнетательной по-
лости масляного насоса в поддон картера при повышенной вязкости
масла (например, при пуске холодного дизеля). Клапан отрегулирован
на давление 0,7—0,8 МПа.

Предохранительный клапан 10перепускает масло непосредственно
в главную масляную магистраль
4,мимо фильтра 9,при сильном за-
грязнении фильтра и при повышенной вязкости масла. Клапан отрегу-
лирован на перепад давления 0,30—0,45 МПа.

Читайте также:  Гели кросс тест драйв

Сливной клапан 12перепускает масло в поддон картера, когда
давление масла в главной магистрали
4выше 0,25—0,45 МПа.

В зимний период, если при закрытой шторке радиатора и работе
дизеля с полной нагрузкой температура масла становится ниже 75° С,
радиатор 8 нужно отключить, изменив положение переключателя 11.
В этом случае штифт переключателя выходит наружу.

Описанная выше комбинированная система смазки с полнопоточ-
ной центрифугой характерна для двигателей СМД-60, Д-50, Д-240,
Д-37Е, Д-21, ЗИЛ-130, А-41, А-01М.

У дизелей А-41 и А-01М шестеренчатый насос разделен на две сек-
ции: основную (нагнетательную) и радиаторную. Нагнетательная сек-
ция подает масло в главную магистраль через полнопоточную центри-
фугу, а радиаторная — непосредственно в радиатор для охлаждения.

В дизелях СМД-60 для обеспечения подачи масла в систему смаз-
ки перед запуском предусмотрен шестеренчатый насос предпусковой
прокачки масла. Шестерня привода этого насоса находится в постоян-
ном зацеплении с шестерней пускового двигателя. После запуска по-
следнего насос подает масло из поддона картера через специальный
клапан в главную магистраль дизеля. Когда дизель вступит в работу,
клапан перекрывает доступ масла из блок-картера в насос.

На дизелях ЯМЗ-240 также установлен предпусковой шестеренча-
тый масляный насос, но привод его от электродвигателя (автономный).
Управление насосом — дистанционное, из кабины водителя.

В двигателе ГАЗ-53 масло через маслоприемник 13(рис. 152,а) и
трубку
12засасывается в основную 9(верхнюю) секцию масляного на-

Рис. 152. Схема системы смазки двигателя ГАЭ-53:

а — схема смазкн; б — схема подачи масла к правой головке цилиндров для смазкн газораспреде-
лительного механизма (разрез по второй шейке распределительного вала); в—схема подачи
масла к приводу прерывателя-распределителя зажигания: 1— радиатор;
2 —кран включения мас-
ляного радиатора;
3— предохранительный клапан; 4 —полость в оси коромысел; 5— центрифуга;
6— канал в блок-картере для подачи масла к головкам цилиндров; 7 — главная масляная маги-
страль; 8— масляная магистраль к центрифуге; 9—основная секция масляного насоса;
10— до-
полнительная секция масляного насоса;
11— редукционный клапан дополнительной секции масляного
насоса;
12— трубка; 13— маслоприемннк; 14— поддон картера; 15— полость в шатунной шейке;
16— канал в коленчатом валу; 17— трубка; 18—редукционный клапан главной масляной магистра-
ли; /9—шланг слива масла из масляного радиатора;
20— отверстие; 21, 26— каналы в блок-карте-
ре;
22 —канавка на шейке распределительного вала; 23 —втулка; 24—шейка распределительного
вала;
25— отверстие в корпусе привода прерывателя-распределителя; 27 —полость.

coca. Из этой секции масло по каналу в блок-картере подается в глав-
ную масляную магистраль 7, проходящую несколько выше распреде-
лительного вала. Из главной масляной магистрали 7 масло поступает
к коренным подшипникам коленчатого вала и к втулкам распредели-
тельного вала. От коренных шеек через каналы
16в коленчатом валу
масло подается в полость
15шатунных шеек, а из них — к шатунным
подшипникам.

От второй и четвертой втулок распределительного вала масло по-
ступает по каналам в головках цилиндров пульсирующим потоком в
полые оси коромысел и далее через отверстия в осях в каналы коромы-
сел, а оттуда по сверлениям в регулировочных винтах к верхним нако-
нечникам штанг. На второй и четвертой шейках распределительного
вала имеется по две канавки. Когда канавка 22 (рис. 152,6) соединит
отверстие 20 в блок-картере с каналом 6, масло из главной масляной
магистрали 7 по каналу
21,канавке 22и каналу 6попадет в каналы
головки цилиндров.

Привод прерывателя-распределителя смазывается маслом, посту-
пающим из зазора между пятой шейкой распределительного вала и ее
втулкой, по каналу
26(рис. 152, в) в блок-картере, полости 27и от-
верстию
25в корпусе привода.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К

Смазка всех деталей и механизмов двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К должна осуществляться с применением только рекомендованных сортов масел.

Читайте также:  Ford sierra замена двигателя

Уровень масла в картере проверяется не ранее чем через 5 минут после остановки двигателя. Уровень масла должен совпадать с верхней меткой на маслоизмерителе. Запрещена работа двигателя, если уровень масла ниже нижней метки. Срок замены масла в двигателе – через 240 мото/ч, а заменителей – через 120 мото/ч. В процессе замены необходимо в обязательном порядке производить очистку фильтра-центрифуги и промывку фильтра турбокомпрессора.

При прогретом (температура ОЖ не менее 80 град. Цельсия) двигателе давление масла в системе должно составлять порядка 3-4 кгс/см 2 . Давление масла при минимальном количестве оборотов холостого хода должно быть не менее 1,5 кгс/см 2 . В случае если давление масла ниже указанного, необходимо выяснить причину путём проверки уровня масла в картере, исправность манометра (посредством установки контрольного), промыть фильтр турбокомпрессора и центрифугу, проверить регулировку сливного клапана. Присутствие бронзовых и алюминиевых частиц в отложениях фильтров – явный признак износа подшипников. При отсутствии отклонений нужно снять поддон и проконтролировать состояние маслонасоса и маслозаборника, а также коренных и шатунных подшипников.

Периодическая проверка требуется креплению маслопроводов, штуцеров и обратного клапана [рис. 1]. Недопустимо наличие течей в местах соединения маслопроводов и деталей системы. В случае, когда после запуска пускового двигателя давление в масляной магистрали отсутствует, следует проверить состояние обратного клапана путём его выворачивания и прочистки перепускных отверстий (20) и (21) в канавке корпуса блока и в блоке.

Рис. 1. Установка насоса предпусковой прокачки системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

1) – Шестерня промежуточная пускового двигателя;

2) – Картер маховика;

3) – Блок шестерён привода редуктора;

4) – Шестерня редуктора;

6) – Шестерня привода насоса;

7) – Сливная пробка;

8) – Насос предпусковой прокачки;

9) – Трубка подачи масла;

10) – Трубка забора масла;

11) – Пробка контрольного отверстия;

12) – Пробка заливного отверстия;

13) – Накидная гайка;

14) – Корпус обратного клапана;

16) – Плунжер клапана;

18) – Стопорное кольцо;

19) – Регулировочный упор пружины;

20) – Отверстие для удаления воздуха из клапана;

21) – Отверстие для удаления воздуха из клапана.

Рекомендуется через каждые 1920-2000 мото/ч снимать поддон блок-картера с целью его очистки от грязи, а также промывки дизельным топливом сетки маслозаборника и поддона. Проверить и, в случае необходимости, произвести подтяжку креплений масляного насоса, предохранительного и редукционного клапанов, маслозаборника, трубки маслоподачи, герметичность её соединения в месте крепления к блоку.

Центрифуга системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К. Очистка ротора от отложений осуществляется при ТО-2, а в случае применения масла-заменителя – через 120 мото/ч. Процесс разборки центрифуги: отвинтить гайку (6) [рис. 2] и снять колпак (5). Далее отвинтить гайку (7), которая ограничивает осевой подъём ротора, затем снять упорную шайбу (8) и ротор с оси (10). Чтобы произвести разборку ротора, его необходимо установить в тиски таким образом, чтобы бобышки с форсунками находились между губками тисков, и, не зажимая губок, отвинтить гайку (9) и снять крышку (11) с остова ротора (16). Очистить остов и крышку ротора от отложений, после чего промыть в керосине либо дизельном топливе. Прочистить медной проволокой отверстия в форсунках (2).

Рис. 2. Центрифуга системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

1) – Перепускной клапан;

3) – Кольцо стопорное;

6) – Гайка специальная;

8) – Шайба упорная;

9) – Гайка ротора;

11) – Крышка ротора;

12) – Сетка маслоотражателя;

14) – Кольцо уплотнительное;

15) – Прокладка паронитовая;

16) – Остов трактора;

18) – Маслоотводящая трубка.

Читайте также:  Ограждения опасных узлов машин механизмов

Сборка ротора производится в обратном порядке. Перед сборкой нужно проверить состояние уплотнительного кольца (14), его укладку в канавке и произвести смазку консистентной смазкой (ЦИАТИМ-201 либо смазка №158). Повреждённое (с разрывом) уплотнительное кольцо подлежит замене. Для предотвращения нарушения балансировки ротора следует при установке крышки в обязательном порядке совмещать метки (в виде рисок) на остове и крышке. Гайка ротора (9) должна затягиваться с небольшим усилием.

Шейки оси (10) и подшипники ротора требуется очистить. Далее нужно установить ротор на ось, затем поставить шайбу (8) и прижать её гайкой (9). Вращение ротора проверяется рукой (должно быть лёгким, а остановка плавной). Для обеспечения герметичности, перед установкой колпака следует проверить состояние прокладки (15). На ней должны отсутствовать разрывы. Укладка в канавку должна быть равномерной. Гайку (6) крепления колпака не следует перетягивать.

После сборки центрифуги её работа проверяется на двигателе по времени выбега (вращения) ротора. Ротор после остановки прогретого дизеля должен вращаться не менее 40 с. Более ранняя остановка ротора является следствием его чрезмерной затяжки либо установки с перекосом. Необходимо разобрать центрифугу и устранить причину неполадки.

Сливной клапан системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К. Сливной клапан [рис. 3], установленный на блок-картере (с правой стороны), предназначен для слива излишнего масла, а также его перепуска в случае резкого повышения давления в системе в процессе запуска (из-за повышенной вязкости масла в зимний период). Клапан отрегулирован на давление 3,5-4 кгс/см 2 . Его регулировка осуществляется на специальном стенде путём затяжки пружины (5) регулировочным винтом (3).

Рис. 3. Сливной клапан системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

1) – Гайка клапана;

2) – Шайба контровочная;

3) – Регулировочный винт;

Если в процессе пуска двигателя наблюдается выход стрелки манометра за пределы шкалы, то это означает, что сливной клапан не срабатывает. В данном случае требуется его снятие и разборка с целью промывки. Отогнув шайбу (2), нужно отвернуть колпачковую гайку (1). Для сохранения регулировки клапана необходимо замерить длину выступания регулировочного винта (3) из корпуса (4), после чего его можно вывернуть, вынуть пружину (5) и клапан (6). Их нужно очистить от смолистых отложений и промыть в дизельном топливе. Прочистить, а после продуть сжатым воздухом расположенные в корпусе клапана каналы. В процессе сборки регулировочный винт (3) нужно завернуть так, чтобы длина его выступания из корпуса (4) была какой же, как и перед разборкой. Данное положение винта стопорится посредством контровочной шайбы (2), один ус которой следует отогнуть на грань гайки (1), а второй – на корпус (4).

Масляный фильтр турбокомпрессора двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К. Сильное загрязнение фильтрующего элемента (5) [рис. 4] может быть причиной значительного снижения давления в системе смазки, при этом происходит уменьшение поступления масла к турбокомпрессору.

Рис. 4. Масляный фильтр турбокомпрессора двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

2) – Уплотнительное кольцо;

5) – Фильтрующий элемент;

6) – Перепускной клапан;

7) – Корпус фильтра;

8) – Гайка крепления колпака;

10) – Уплотнительное кольцо.

Порядок промывки масляного фильтра турбокомпрессора (производится при ТО-2):

1) – очистка фильтра от пыли;

2) – отвёртывание гайки (8) и снятие колпака (3) вместе с фильтрующим элементом (5);

3) – снятие фильтрующего элемента со стержня (4) и промывка в дизельном топливе (сетка должна полностью очиститься от осадков). Запрещается очистка сетки металлической щёткой, из-за возможности её разрыва;

4) – промывка колпака;

5) – в процессе сборки уплотнительные кольца (2) и (10) следует аккуратно уложить, а также проконтролировать состояние прокладки (9) и пружины (1). Далее устанавливается колпак и затягивается гайка (8). После пуска двигателя необходимо проверить фильтр на предмет отсутствия течи масла через прокладку (9).

Adblock
detector