Меню

Схема системы охлаждения двигателя зил 508

Система охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10

Система охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10 (рис. 1-74), жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.


Рис. 1-74. Схема системы охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10: 1 — радиатор; 2 — жидкостной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 и 8 — трубки соответственно подводящая и отводящая; 9 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температурь, охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран картера двигателя; 13 — привод сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора

Для нормальной работы двигателя ЗиЛ-508.10 температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 75. 95°С.

В систему охлаждения входят жидкостная полость блока и головок цилиндров; жидкостной насос с приводом, вентилятор с кожухом (диффузором); радиатор; пробка с клапанами; жалюзи радиатора; термостат; соединительные патрубки со шлангами; сливные краники и контрольные приборы.

К системе охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10 подключен котел предпускового подогревателя.

В прогретом двигателе ЗиЛ-508.10 охлаждающая жидкость засасывается из радиатора в жидкостной насос и под определенным давлением по двум патрубкам насоса подается в левый и правый блоки цилиндров и, проходя через окна в межцилиндровых перегородках, охлаждает гильзы цилиндров. Через отверстия в привалочных поверхностях блока и головки, а также через отверстия в прокладке между ними охлаждающая жидкость проходит в головки цилиндров. Отверстия расположены так, чтобы жидкость поступала к наиболее нагретым частям головок — каналам выпускных клапанов и гнездам свечей зажигания, а основная часть охлаждающей жидкости к задним торцам головок. Это обеспечивает дальнейшее продольное движение жидкости от заднего к переднему торцу головок.

Затем охлаждающая жидкость по каналам во впускном газопроводе проходит к патрубку термостата и в радиатор.

Продольное движение жидкости в головках цилиндров обеспечивается дозирующей вставкой, установленной в задних каналах впускного газопровода.

Через отверстие во вставке проходит определенное количество охлаждающей жидкости, необходимое для подогрева топливной смеси в каналах впускного газопровода.

Термостат двигателя ЗиЛ-508.10. Термостат системы охлаждения имеет твердый наполнитель — активную массу, состоящую из смеси церезина с медным порошком.

Активная масса помещена в толстостенный медный баллончик и закрыта резиновой мембраной. Сверху мембраны установлен резиновый буфер, предохраняющий мембрану от разрушения.

При нагреве охлаждающей жидкости до 69 +2,5°С активная масса в баллончике начинает плавиться и расширяться, перемещая мембрану вверх.

При этом мембрана действует на буфер и шток, который, поднимаясь, открывает клапан. При температуре 83 +2°С клапан полностью открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через жидкостной радиатор.

При охлаждении активная масса затвердевает, ее объем уменьшается, мембрана опускается вниз и клапан под действием пружины закрывается. При этом охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор.

При повреждении термостат отремонтировать нельзя, его следует заменить.

Пробка радиатора двигателя ЗиЛ-508.10. Давление в системе охлаждения двигателя регулируется клапанами пробки радиатора и может достигать 0,1 МПа (1,0 кгс/см 2 ). При таком давлении в системе жидкость закипает только при 119°С, что создает резерв в системе охлаждения при работе в тяжелых дорожных условиях.

Для создания допустимого избыточного давления жидкости 0,1 Мпа (1,0 кгс/см 2 ) требуется тщательной затяжки хомутов шлангов. При недостаточной затяжке избыточное давление может сорвать шланг.

Читайте также:  Размер диска для автомобиля ока

Избыточное давление регулируется выпускным клапаном 6, который открывается при давлении 0,1 МПа (1,0 кгс/см 2 ).

Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора двигателя ЗиЛ-508.10 отсутствуют или повреждены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100°С.

Впускной клапан, имеющий пружину меньшей жесткости, препятствует созданию в системе высокого вакуума при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с окружающей средой при уменьшении давления на 0,001. 0,013 МПа (0,01. 0,13 кгс/см 2 ).

При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей жидкости из горловины.

Схема системы охлаждения двигателя зил 508

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-5081.1000401 автомобиля ЗИЛ-131Н — часть 1

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 30).

Жидкостной насос (рис. 31) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.

Перед смазыванием подшипников жидкостного насоса нужно предварительно отвернуть пробку 2, закрывающую контрольное отверстие. Невыполнение этого требования может привести к попаданию смазки на уплотнительную шайбу 8 и вызвать течь охлаждающей жидкости. Смазывание надо проводить через масленку 3 до появления свежей смазки из контрольного отверстия, после чего пробку следует установить на место.

Привод вентилятора и жидкостного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. Передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

Регулирование натяжения ремней проводится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8 . 14 мм (рис. 32). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Для предотвращения поломки вентилятора запрещается при надевании ремней поворачивать шкив за лопасти вентилятора.

Рис. 31. Жидкостной насос:
I -корпус подшипников; 2 — пробка; 3 — масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; 6 — крыльчатка насоса; 7 — сальник; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10 и 12 — шариковые подшипники с уплотнением;
II -распорная втулка; 13 — вал жидкостного насоса; 14 — болт; 15 — ступица шкива вентилятора; 16 — вентилятор; 17 — шкив; 18 — ремень привода генератора; 19 *- ремень привода насоса гидроусилителя; 20 — ремень привода компрессора

Рис. 32. Схема проверки натяжения приводных ремней;
1 по 5 — шкивы соответственно коленчатого вала, генератора, компрессора жидкостного насоса и вентилятора, насоса гидроусилителя рулевого управления

Система охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10. Часть 1.

Система охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10

Часть 1

Система охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10 (рис. 1-74), жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Для нормальной работы двигателя ЗиЛ-508.10 температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 75. 95°С.

В систему охлаждения входят жидкостная полость блока и головок цилиндров; жидкостной насос с приводом, вентилятор с кожухом (диффузором); радиатор; пробка с клапанами; жалюзи радиатора; термостат; соединительные патрубки со шлангами; сливные краники и контрольные приборы.

К системе охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10 подключен котел предпускового подогревателя.

В прогретом двигателе ЗиЛ-508.10 охлаждающая жидкость засасывается из радиатора в жидкостной насос и под определенным давлением по двум патрубкам насоса подается в левый и правый блоки цилиндров и, проходя через окна в межцилиндровых перегородках, охлаждает гильзы цилиндров. Через отверстия в привалочных поверхностях блока и головки, а также через отверстия в прокладке между ними охлаждающая жидкость проходит в головки цилиндров. Отверстия расположены так, чтобы жидкость поступала к наиболее нагретым частям головок — каналам выпускных клапанов и гнездам свечей зажигания, а основная часть охлаждающей жидкости к задним торцам головок. Это обеспечивает дальнейшее продольное движение жидкости от заднего к переднему торцу головок.

Читайте также:  Механизм образования травмы от переезда человека колесом автомобиля

Затем охлаждающая жидкость по каналам во впускном газопроводе проходит к патрубку термостата и в радиатор.

Продольное движение жидкости в головках цилиндров обеспечивается дозирующей вставкой, установленной в задних каналах впускного газопровода.

Через отверстие во вставке проходит определенное количество охлаждающей жидкости, необходимое для подогрева топливной смеси в каналах впускного газопровода.

Термостат двигателя ЗиЛ-508.10. Термостат системы охлаждения имеет твердый наполнитель — активную массу, состоящую из смеси церезина с медным порошком.

Активная масса помещена в толстостенный медный баллончик и закрыта резиновой мембраной. Сверху мембраны установлен резиновый буфер, предохраняющий мембрану от разрушения.

При нагреве охлаждающей жидкости до 69 +2,5°С активная масса в баллончике начинает плавиться и расширяться, перемещая мембрану вверх.

При этом мембрана действует на буфер и шток, который, поднимаясь, открывает клапан. При температуре 83 +2°С клапан полностью открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через жидкостной радиатор.

При охлаждении активная масса затвердевает, ее объем уменьшается, мембрана опускается вниз и клапан под действием пружины закрывается. При этом охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор.

При повреждении термостат отремонтировать нельзя, его следует заменить.

Пробка радиатора двигателя ЗиЛ-508.10. Давление в системе охлаждения двигателя регулируется клапанами пробки радиатора и может достигать 0,1 МПа (1,0 кгс/см 2 ). При таком давлении в системе жидкость закипает только при 119°С, что создает резерв в системе охлаждения при работе в тяжелых дорожных условиях.

Для создания допустимого избыточного давления жидкости 0,1 Мпа (1,0 кгс/см 2 ) требуется тщательной затяжки хомутов шлангов. При недостаточной затяжке избыточное давление может сорвать шланг.

Избыточное давление регулируется выпускным клапаном 6, который открывается при давлении 0,1 МПа (1,0 кгс/см 2 ).

Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора двигателя ЗиЛ-508.10 отсутствуют или повреждены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100°С.

Впускной клапан, имеющий пружину меньшей жесткости, препятствует созданию в системе высокого вакуума при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с окружающей средой при уменьшении давления на 0,001. 0,013 МПа (0,01. 0,13 кгс/см 2 ).

При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей жидкости из горловины.

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-508. и ЗМЗ-53

ЦИКЛ № 1 Утверждаю

Зам. директора по УПР

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4

ЗАДАНИЕ. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-508. и ЗМЗ-53

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Закрепить, расширить и углубить знания полученные на

теоретических занятиях по назначению, устройству и принципу

действия системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130. Научиться

разбирать и собирать водяной насос.

ОБОРУДОВАНИЕ и ИНСТРУМЕНТ. Двигатель ЗИЛ-508 и ЗМЗ-53. монтажный стол, тиски , съёмник, выколотка, набор инструмента, плакаты, учебные

Читайте также:  Тест драйв тойота лэнд крузера

Задания и последовательность выполнения

Технические усло-вия и указания к их выполнению

Повторить основные правила по безопасным условиям труда при разборке и сборке узлов системы охлаждения.

По плакату или учебному пособию изучить общее устройство системы охлаждения ЗИЛ-508. и ЗМЗ-53

Изучить циркуляцию жидкости при температуре, ниже 70 градусов и выше 80 градусов.

По плакату и учебному пособию изучить устройство водяного насоса и вентилятора двигателя ЗИЛ-508. и ЗМЗ-53

Разобрать водяной насос в следующей последовательности:

-вывернуть болты из ступицы шкива вентилятора;

-снять вентилятор и шкив

-при помощи съёмника опрессовать ступицу;

-отвернуть гайки со шпилек корпусов крыльчатки и отъединить от него корпус подшипников;

-вывернуть болт из вала насоса и спрессовать крыльчатку;

-отверткой извлечь из гнезда детали сальника;

-плоскогубцами вынуть из корпуса стопорное кольцо и выпрессовать вал насоса вместе с подшипником.

Изучить устройство водяного насоса, Рассмотреть вал и его подшипники. Чем он удерживается от осевого смещения и как подводится смазка к подшипникам.

Рассмотреть крепление крыльчатки на валу и устройство сальника.

Собрать водяной насос.

Изучить устройства для поддержания оптимального теплового режима работы двигателя, их виды, характеристики.

Изучить устройства, расположения и работы приборов системы охлаждения

Обратить внимание на крепление на валу ступицы и на ней вентилятора

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Как устроена и работает система охлаждения двигателя ЗИЛ-508. и ЗМЗ-53?

Как устроен и работает термостат?

«Отлично» — задание выполнено без ошибок

«Хорошо» — задание выполнено с незначительными ошибками

«Удовлетворительно» — задание выполнено с ошибками с нарушением качества выполненных работ

«Неудовлетворительно» задание не выполнено. Нарушены правила охраны труда и противопожарные меры безопасности.

Инструкция по охране труда

Рабочий инструмент должен быть в исправном состоянии.

Все приспособления применять строго по назначению.

С технической документацией на автомобиль пользоваться аккуратно. Документацию хранить в специально отведенных для этого местах.

Перед началом мойки автомобиля ознакомиться с инструкцией моечных агрегатов

При пользовании моющими растворами все работы производить в специальной одежде. После окончания работы тщательно вымыть руки.

Перед началом работы со средствами механизации внимательно изучить инструкции по их эксплуатации.

При выполнении разборочных работ категорически запрещено находиться в подвесном состоянии.

Во время проведения работ запрещено курить, принимать пищу.

После окончания работ убрать рабочее место, сменить спецодежду, привести себя в надлежащий вид

Преподаватель /З. М. Аршикова /

Номер материала: ДБ-1044876

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Adblock
detector