Схема системы охлаждения двигателя юмз
Система охлаждения дизелей Д65Н, Д65М
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от нагретых частей дизеля. На дизеле применена водяная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией воды от водяного насоса.
Система охлаждения состоит из радиатора, шторки радиатора, водяного насоса с вентилятором и термостата. Для слива воды из системы имеются сливные краники на блоке цилиндров и соединительном патрубке радиатора.
Система охлаждения дизеля Д65Н соединена с системой охлаждения пускового двигателя: водяная полость цилиндра пускового двигателя сообщается с водяной рубашкой головки цилиндров дизеля, а водяная полость головки цилиндра пускового двигателя — с корпусом термостата дизеля.
Водяной насос центробежного типа объединен в один агрегат с вентилятором. Валик водяного насоса приводится во вращение от шкива коленчатого вала с помощью клиновидного ремня.
Схема работы системы охлаждения показана на рис. 23. В зависимости от температуры охлаждающей воды, а также от периода пуска двигателя вода в системе охлаждения циркулирует различными путями. При работе пускового двигателя до начала проворачивания коленчатого вала дизеля происходит термосифонная циркуляция воды. Вода, нагреваемая в
водяной рубашке 13 цилиндра пускового двигателя, поднимается в головку и под патрубком через задний корпус термостата поступает в рубашку 9 головки блока цилиндров. Из головки блока цилиндров вода по соединительному патрубку 14 поступает опять в рубашку цилиндра пускового двигателя, отдав тепло головки и облегчая этим пуск дизеля.
Во время работы дизеля циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным водяным насосом 3. Нагретая жидкость из охлаждающих полостей рубашек 16 блока цилиндров и 9 головки блока цилиндров поступает через термостат 7 в верхний бак 4 радиатора. Опускаясь по трубкам в нижний бак 1, она отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором. Охлажденная вода из нижнего бака радиатора забирается водяным насосом и подается вновь в рубашку блока цилиндров.
Когда температура воды опустится ниже 78 °С, термостат автоматически направит весь поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.
Температура воды контролируется дистанционным термометром. Датчик указателя температуры воды смонтирован в корпусе термостата.
Рис. 23. Cxeма работы системы охлаждения:
4.1.6.1. Водяной радиатор дизелей Д65Н, Д65М
Водяной радиатор предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Радиатор прикреплен к переднему брусу трактора двумя опорами с приваренными к ним болтами. В верхней части радиатор прикреплен к корпусу термостата двумя растяжками.
Сердцевина водяного радиатора состоит из четырех рядов плоских трубок, на которые надеты горизонтальные охлаждающие пластины. Трубки и пластины изготовлены из латуни. Концы трубок припаяны к крайним пластинам радиатора, к которым прикреплены болтами верхний и нижний баки. Для спуска воды из системы охлаждения в соединительный патрубок ввернут краник.
Сзади к стойкам водяного радиатора прикреплен кожух вентилятора, который направляет поток воздуха на двигатель, способствуя этим охлаждению, и предотвращает попадание на лопасти вентилятора посторонних предметов.
С водяной рубашкой дизеля радиатор соединен двумя резиновыми шлангами, закрепленными хомутами.
4.1.6.2. Шторка радиатора дизелей Д65Н, Д65М
Шторка радиатора (рис. 24) предназначена для регулирования температуры охлаждающей воды и установлена впереди водяного радиатора. Шторка изготовлена из прорезиненной ткани.
Рис. 24. Шторка радиатора:
1 — планка; 2 — шторка; 3 — барабан; 4 — пружина; 5 — тросик; 6 — блок управления; 7 — рукоятка; 8 — планка; 9 — стопорная шайба
Один конец шторки соединен с планкой 1, укрепленной в нижней части радиатора, второй конец закреплен на барабане 3, с помощью которого перемещают закрепленную ось в вертикальной плоскости. При перемещении оси шторка наматывается на барабан или сматывается с него. Наматывается шторка (движение барабана вниз) под действием пружины 4, находящейся внутри барабана. Пружина одним концом закреплена на оси барабана, другим — на барабане. Когда ось барабана перемещается вверх, барабан, вращаясь, закручивает пружину, а при перемещении оси вниз барабан вращается под дей-ствием закрученной пружины.
При установке барабана с пружиной на трактор необходимо барабан с навернутой на него шторкой повернуть на четыре-пять оборотов в сторону сматывания шторки, после чего закрепить нижний конец шторки. Управляют шторкой с помощью блока 6, расположенного на постаменте щитка приборов. Для удержания шторки в заданном положении барабан фиксируется стопорным механизмом блока управления.
Для опускания шторки нужно нажать на рукоятку 7 блока управления. При этом выступы стопорной шайбы 9 и планки 8 выйдут из зацепления и дадут возможность повернуть рукоятку и установить шторку в нужное положение. Возвращается рукоятка в исходное положение автоматически под действием пружины 4 барабана блока управления.
Рис. 25. Водяной насос:
1 — манжета сальника; 2 —упорная втулка; 3 — уплотнительная шайба; 4 — пружина сальника; 5 — крыльчатка водяного насоса; 6 — масленка; 7 — шкив; 8, 14 — шарикоподшипники; 9 — замковая шайба;
10 — гайка; 11, 15 — каркасные сальники; 12 — упорное кольцо; 13 — валик насоса; 16 — корпус водяного насоса
Спецтехника
В рассматриваемых двигателях реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан). Система охлаждения дизелей с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная).
Рис. 1. Система охлаждения дизеля Д-240Л (а), схемы действия систем охлаждения Д-245 (б) и Д-65Н (в):
а) 1 — амортизатор: 2 — патрубок; 3 — нижний бак; 4 — спускной кран; 5 — шторка; 6 — ремень; 7 — радиатор системы смазки; 8 — насос системы охлаждения; 9 — шланг термостата; 10 — вентилятор; 11 — кожух; 12 — сердцевина радиатора; 13 — стойка радиатора; 14 – верхний бак; 15 — датчик термостата; 16 — пробка радиатора; 17 — указатель термометра; 18 — пароотводяшая трубка; 19 — шланг подводящий; 20 — термостат; 21 — труба; 22 и 24 патрубки; 23 — рубашка охлаждения пускового двигателя; А — канал для подвода жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров; Б — каналы для подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров;
б) 1 — спускной краник; 2 — шторка; 3 — радиатор; 4 — пробка радиатора; 5 — вентилятор; 6 — ремень вентилятора; 7 — термостат; 8 — насос; 9 – рубашка охлаждения головки; 10 — рубашка охлаждения блока; 11 — термостат; 12 — спускной краник в блоке;
в) 1 — нижний бак радиатора; 2 — радиатор; 3 — насос; 4 — верхний бак радиатора; 5 — заливная горловина радиатора; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — термостат (основной клапан открыт); 8 — указатель температуры; 9 — рубашка головки блока цилиндров; 10 — трубка; 11 — патрубок головки пускового двигателя; 12 и 13 — рубашка охлаждения пускового двигателя; 14 — патрубок цилиндра пускового двигателя; 15 — краник сливной; 16 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 17 — сливной краник радиатора
Действует она следующим образом. Насос 8 (рис. 1) забирает охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения дизеля (при наличии — и пускового двигателя), вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую. Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10. Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80…97°С. Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5. В холодном двигателе термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к насосу, исключает этим ненужное ее охлаждение в радиаторе.
Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами. [Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]
Система охлаждения дизелей МТЗ и ЮМЗ
В рассматриваемых двигателях реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан). Система охлаждения дизелей с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная).
Рис. 1. Система охлаждения дизеля Д-240Л (а), схемы действия систем охлаждения Д-245 (б) и Д-65Н (в): а) 1 — амортизатор: 2 — патрубок; 3 — нижний бак; 4 — спускной кран; 5 — шторка; 6 — ремень; 7 — радиатор системы смазки; 8 — насос системы охлаждения; 9 — шланг термостата; 10 — вентилятор; 11 — кожух; 12 — сердцевина радиатора; 13 — стойка радиатора; 14 – верхний бак; 15 — датчик термостата; 16 – пробка радиатора; 17 — указатель термометра; 18 — пароотводяшая трубка; 19 — шланг подводящий; 20 — термостат; 21 — труба; 22 и 24 патрубки; 23 — рубашка охлаждения пускового двигателя; А — канал для подвода жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров; Б — каналы для подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров;
б) 1 — спускной краник; 2 — шторка; 3 — радиатор; 4 — пробка радиатора; 5 — вентилятор; 6 — ремень вентилятора; 7 — термостат; 8 — насос; 9 – рубашка охлаждения головки; 10 — рубашка охлаждения блока; 11 — термостат; 12 — спускной краник в блоке;
в) 1 — нижний бак радиатора; 2 — радиатор; 3 — насос; 4 — верхний бак радиатора; 5 — заливная горловина радиатора; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — термостат (основной клапан открыт); 8 — указатель температуры; 9 — рубашка головки блока цилиндров; 10 — трубка; 11 — патрубок головки пускового двигателя; 12 и 13 — рубашка охлаждения пускового двигателя; 14 — патрубок цилиндра пускового двигателя; 15 — краник сливной; 16 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 17 — сливной краник радиатора
Действует она следующим образом. Насос 8 (рис. 1) забирает охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения дизеля (при наличии — и пускового двигателя), вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую. Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10. Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80…97°С. Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5. В холодном двигателе термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к насосу, исключает этим ненужное ее охлаждение в радиаторе.
Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами.
Тракторы “Беларус” семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.
Система охлаждения трактора ЮМЗ, МТЗ (Д-65, Д-240, Д-243)
Система охлаждения на тракторах ЮМЗ и МТЗ с установленными двигателями Д-65, Д-240 и Д-243 предназначена для отводки тепла от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работы двигателя.
Если неисправна система охлаждения двигателя трактора, то неисправными могут стать и все другие детали. Это происходит в следствии сгорания смазки, из-за чего снижается прочность деталей, увеличивается их амортизация, происходит расширение поршней, в связи с нагревом (а в работающем двигателе температура может достигать 1000 градусов). Также является недопустимым переохлаждение двигателя. Это может привести к ухудшению образования смеси. И в дальнейшем снижаются показатели экономичности и мощности двигателя Д-65, Д-240 или Д-243.
Стандартная температура рабочего двигателя должна составлять 85-90 градусов.
На данных двигателях тракторов ЮМЗ, МТЗ реализована жидкостная система охлаждения. В ее состав входит жидкостной радиатор, бачки радиатора, патрубки радиатора и другие детали.
В состав радиатора входит сердцевина, верхний и нижний бачек, и детали крепления. Радиатор крепится на передний брус трактора на двух опорах.
Система охлаждения двигателей Д-65, Д-240 и Д-243 закрытая жидкостная, что позволяет избежать испарения воды (неисправности случаются только в условиях повышенного или пониженного атмосферного давления). Благодаря ограничению испарения в жидкостной системе можно добиться более высокой температуры воды, и это служит благоприятным условием для работы двигателя.
Если у Вас возникли неисправности в работе жидкостной системы Вашего трактора, то Вы можете найти необходимые детали для ремонта в нашем интернет-магазине. Если чего-то не обнаружилось, позвоните, уточните, потому что сайт находится на стадии постоянного наполнения.
Система охлаждения трактора ЮМЗ и ее схема
Система охлаждения трактора ЮМЗ предназначена для отвода теплоты от нагретых частей дизеля и передачи ее окружающей среде. Систему охлаждения используют также для отопления кабины.
На дизеле применена система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от насоса.
Схема системы охлаждения трактора ЮМЗ: a — направление потка жидкости при работе только пускового двигателя; б — направление потока жидкости на непрогретом дизеле; в — направление потоке жидкости при установившемся тепловом режиме; 1 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 2 — соединительный патрубок; 3 — сливной кран; 4 — пружина; 5 — прокладка; 6 — опора; 7 — нижиий бачок; 8 — кожух вентилятора; 9 — стойка; 10 — насос; 11 — вентилятор; 12 — сердцевина радиатора; 13 — верхний бачок; 14 — радиатор; 15 — крышка заливной горловины; 16 — пароотводящая трубка; 17 — растяжки,; 18 — термостат; 19 — указатель температуры в системе охлаждения; 20 — рубашка охлаждения головки блока цилиндров; 21 — труба; 22 — головка пускового двигателя; 23 — рубашка охлаждения цилиндров пускового двигателя; 24 и 25 — патрубки; 26 — сливной кран блока цилиндров; 27 — отопитель; 28 — сливной край отопителя.
Система охлаждения ЮМЗ-6 состоит из рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров, радиатора, насоса с вентилятором, шторки радиатора и термостата .
Температура охлаждающей жидкости измеряется электрическим термометром, указатель которого установлен на щитке приборов, а датчик в корпусе термостата.