Схема системы охлаждения двигателя соболь
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-4061, -4063 автомобиля Соболь
Схема системы охлаждения двигателя
Рис. 4.129. Схема системы охлаждения двигателя: I — система охлаждения одним отопителем; II — система охлаждения с двумя отопителями и электронасосом (для автофургонов с двумя рядами сидений и автобусов); 1 — сливной краник системы охлаждения; 2 — краник отопителя; 3 — электронасос системы отопления; 4 — радиатор дополнительного отопителя; 5 — радиатор отопителя; 6 — отводящий шланг радиатора отопителя; 7 — впускная труба; 8 — термостат; 9 — датчик температурного состояния двигателя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 12 — радиатор; 13 — сливная пробка радиатора; 14 — вентилятор; 15 — насос охлаждающей жидкости; 16 — тройник; 17 — пробка тройника
Система охлаждения двигателей ЗМЗ-4061, -4063 (рис. 4.129) в основном аналогична системе охлаждения двигателей ЗМЗ-4025, -4026.
Отличия следующие:
— предусмотрен подогрев впускной трубы;
— на корпусе термостата дополнительно установлены датчик 9 температурного состояния двигателя и датчик 11 аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости
Рис. 4.130. Насос охлаждающей жидкости: 1 — ступица; 2 — корпус; 3 — фиксатор; 4 — сальник; 5 — крыльчатка; 6 — контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости; 7 — валик с подшипником
Насос охлаждающей жидкости (рис. 4.130) — центробежного типа. Расположен и закреплен на крышке цепи. Валик с подшипником 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподтягивающимся сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6, которое периодически надо прочищать. Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 3, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 напрессованы на валик подшипника.
Схема натяжения ремня привода агрегатов
Шкив насоса и вентилятора приводятся во вращение вместе со шкивом генератора поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика (рис. 4.131).
Вентилятор — пластмассовый, шестилопастный, установлен на ступице шкива привода насоса через резьбовую втулку с левой резьбой М24u1.
Рис. 4.131. Схема натяжения ремня привода агрегатов: А = 15 мм; 1 — шкив коленчатого вала; 2 — натяжной ролик; 3 — болт крепления натяжного ролика; 4 — поликлиновой ремень; 5 — шкив генератора; 6 — болт перемещения натяжного ролика; 7 — шкив насоса охлаждающей жидкости
5.1. Система охлаждения двигателя.
Система охлаждения двигателя: I – система отопления с одним отопителем; II – система отопления с двумя отопителями; 1 – сливной кран системы охлаждения; 2, 3 – краны отопителей; 4 – электронасос системы отопления (для дополнительного отопителя); 5 – радиатор дополнительного отопителя; 6, 7 – радиаторы отопителей; 8 – блок подогрева впускного трубопровода; 9 – расширительный бачок; 10 – термостат; 11 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 – датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости; 13 – радиатор; 14 – кран (или пробка) сливного отверстия радиатора; 15 – вентилятор; 16 – ремень привода вспомогательных агрегатов; 17 – насос охлаждающей жидкости; 18 – основной клапан термостата; 19 – байпасный клапан.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху. Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют большой круг циркуляции. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости повышается и уменьшаются ее потери на испарение). Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).
В систему охлаждения включен радиатор отопителя кабины, а также радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов) и электронасос системы отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов).
В системе охлаждения двигателя предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата установлены датчики указателя температурного состояния двигателя и сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в передней части блока цилиндров и приводится от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с двумя клапанами: основным и байпасным.
На непрогретом двигателе основной клапан закрыт и вся жидкость циркулирует по малому кругу, возвращаясь сразу в рубашку охлаждения (минуя радиатор). Это ускоряет прогрев холодного двигателя.
При температуре 80–84 °С основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается.
При температуре 94 °С основной клапан открывается полностью, а байпасный полностью закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя.
Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя, не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.
Вентилятор — с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение поликлиновым ремнем от коленчатого вала. Крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На части автомобилей может быть установлен электровентилятор.
Датчик включения электровентилятора устанавливается в бачке радиатора.
Радиатор — трубчато-ленточный, алюминиевый, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновые уплотнительные прокладки путем обжима опорных пластин по фланцам бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к оперению кабины (кузову). На правом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.
Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангами с патрубком, подводящим охлаждающую жидкость от радиатора к двигателю, с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке нанесена метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим оптимальное давление в системе охлаждения.
С левой стороны двигателя расположен кран для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения блока цилиндров.
GAZ Sobol Железный дровосек › Logbook › Модернизированная система охлаждения Соболь «Железный Дровосек», часть 3
И заключительная часть про охлаждение
Для запуска было всё готово, порядок наведён…
По электрике будет отдельный пост. там было веселее чем с охлаждением, когда планируемый к установке микас 1.5.4. с волго донора не запустился и пришлось экстренно проводку от микаса 1.5.4. переделывать под микас 7.4, а двигатель перестраивать с Евро 0 на Евро 2 (экологи могут быть спокойны!)
В качестве тизера, скажу что теперь моторная коса ЖД позволяет устанавливать как мозг Микас 7.4 с пленочным ДМРВ так и мозг Микас 1.5.4 с ниточным ДРМВ, в этом ничего сложного нет, пару минут и поедет! Да, мозг установлен в салоне, с обратной стороны площадки аккумулятора.
И снова к охлаждению)
Проводка временно скомутирована, пробный запуск!
выгорает всё послесборочное!
Из датчиков — термоманометр в верхнем патрубке и манометр для масла
И вот и первые ласточки… волго радиатор от волго-донора «заплакал».
Кто скажет что это из-за повышенного давления от ВАГ-оского расширительного — скажу что это не так, давление в системе было не более 0,5 атмосферы судя по датчику. Видимо от старости рассохлись уплотнительные резинки и потекло по стыку. Конечно его можно развальцевать. уложить каественный герметик и заново собрать. но время. врем дорого. поэтому делаю экстренную замену.
На место Волго радиатора буду ставить соболиный, с которым он приехал в ремонт (судя по всему новый).
Вот незачада, место на радиаторной рамке сделано под Волговский, а нижняя часть радиаторов отличается
да и волговский электровентилятор так просто на соболиный не поставить
Чешу голову, думаю… Можно переделать место на кузове под соболиный и сделать крепление для вентилятора. но я выбрал другой путь! Оставлю владельцу возможность выбора в дальнейшем, какой радиатор ставить. от волги или от соболя, поэтому отрезаю верх и низ от штатного волго-радиатора
И ставлю эти «слюнявчики» на соболиный радиатор, плюс ставлю небольшие платины удлинители. для компенсации разницы в размере
Всё, универсальная конструкция готова — теперь если не дай бог в дороге что случиться- можно и от волги поставить и от соболя- без проблем
За одно поставил включатель электромуфты вентилятора на 99 градусов (что бы работала на подстраховку)
Пробная обкатка показала что двигатель прогревается моментом, но что мне подсказывало. что байндпасный слив (перепуск) с 4 цилиндра в помпу при таком радиаторе будет не лучшее решение в летнюю жару, поэтому докупаю
фитинг сделать заворот с предпускового обогревателя 220в в сторону радиатора, со штуцерами с 16 на 12 мм
И теперь задача врезать штуцер в радиатор. там как раз пробка в том месте. где на волге стоит доп. датчик.
Но вот незадача, лузар использует мощную дюймовую резьбу (она и снизу на сливной пробке — даже краник от волги не поставить)
Временно покупаю воздушный штуцер на 12мм и врезаю его в штатную пробку
получилось конечно хиленько. но для теста годно!
Вот сюда сделан слив:
пробный тест. Вот греется уже не так быстро, почти сразу горячая ОЖ от 4-ого цилиндра идёт в радиатор на доп охлаждение при срабатыания эолектровентилятора время его работы до выключения составляет меньше минуты и температура сбита.
Окончательная версия системы охлаждения «Железный Дровосек» утверждается в данной конфигурации окончательно и бесповоротно (будет перенесена и мне на волгу), МИРа рекомендует!)
Во только пробку со штуцером отдал токарю на изготовление цельного переходника. у токаря глаза на лоб полезли, как резьбу увидел на пробке… Диаметр около 13.5мм. шаг резьбы 2 мм)))
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Система охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху.
Система охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310, состав, устройство, принцип действия, особенности конструкции.
Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют большой круг циркуляции. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка. Он поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе. За счет этого температура кипения жидкости повышается и уменьшаются ее потери на испарение. Клапан открывается при понижении давления в системе, на остывающем двигателе.
В систему охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310 включен радиатор отопителя кабины, а также радиатор дополнительного отопителя (для фургонов Соболь с двумя рядами сидений и автобусов Соболь) и электронасос системы отопления. Для автомобилей Соболь с двумя рядами сидений и автобусов Соболь.
В системе охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310 предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата установлены датчики указателя температурного состояния двигателя и сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости. С левой стороны двигателя расположен кран для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения блока цилиндров.
Насос охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Центробежного типа. Размещен в передней части блока цилиндров и приводится от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем.
Термостат системы охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с двумя клапанами: основным и байпасным. На не прогретом двигателе основной клапан закрыт. Вся жидкость циркулирует по малому кругу, возвращаясь сразу в рубашку охлаждения (минуя радиатор). Это ускоряет прогрев холодного двигателя. При температуре 80–84 градуса основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается.
При температуре 94 градуса основной клапан открывается полностью. Байпасный полностью закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя, не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.
Вентилятор системы охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Вентилятор с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение поликлиновым ремнем от коленчатого вала .Крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На части автомобилей Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310 может быть установлен электровентилятор. Датчик включения электровентилятора устанавливается в бачке радиатора.
Радиатор системы охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Трубчато-ленточный, алюминиевый, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновые уплотнительные прокладки путем обжима опорных пластин по фланцам бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к оперению кабины (кузову). На правом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя на Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2310.
Пластмассовый. Соединен шлангами с патрубком, подводящим охлаждающую жидкость от радиатора к двигателю, с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке нанесена метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим оптимальное давление в системе охлаждения.