Комплект для проверки герметичности контура охлаждения.
Переходник для M.S. 554-05
Переходник для M.S. 554-05
1 – Проверка герметичности контура
Замените клапан расширительного бачка переходником M.S. 554-01.
Присоедините к нему инструмент M.S. 554-05.
Прогрейте двигатель, затем выключите его.
Поработайте насосом, чтобы контур был под давлением.
Прекратите закачку, когда давление будет на 0,1 бар ниже контрольного значения давления, установленного для клапана.
Давление не должно падать, в противном случае ищите течь.
Отвинтите соединительный фитинг инструмента M.S. 554-05, чтобы сбросить давление в контуре охлаждения, затем снимите переходник M.S. 554-01 и установите на место клапан расширительного бачка, снабженный новой прокладкой.
2 – Проверка тарировки клапана
При прохождении жидкости через клапан расширительного бачка необходима его замена.
Наденьте на насос M.S. 554-05 переходник M.S. 554-06 и установите на него клапан для проверки.
Повышайте давление; оно должно стабилизи- роваться на уровне контрольного давления, установленного для данного клапана, с допуском rrrr 0,1 бара.
Контрольные значения давления, установленные для клапанов:
Пластмассовый клапан коричневого цвета 1,2 бара.
Пластмассовый клапан синего цвета 1,6 бара.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Renault Megane 2. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯДВИГАТЕЛЯ
Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.
Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе «Замена охлаждающей жидкости», с. 92.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие
присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу.
Кроме радиатора, водяного насоса, расширительного бачка и шлангов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона автомобиля.
Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90-100 °С.
Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, с трубчатоленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В левом бачке выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки «МАХ» и «МIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости; сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой с двумя клапанами внутри (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении (1,4±0,1) кгс/см 2 , обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около
0, 1 кгс/см г и пропускает воздух в расширительный бачок.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Водораспределитель со встроенным термостатом. Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен на заднем торце головки блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 88 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 89 °С термостат начинает открываться, а при (99±2) °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентилятор с пластмассовой шестилопастной асимметричной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом на небольшой скорости движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора.
Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе с направляющим диффузором и прикреплен к нему в трех точках. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору в четырех точках.
Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика температуры охлаждающей жидкости.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Система впрыска дизельного двигателя F9Q типа EDC15C13
ЭБУ системы впрыска
0,33 Q при + 2СГС /2 0 макс.
Регулятор подачи топлива (на ТНВД)
R = 3 Q при + 20’С
Датчик положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
R = 800 Q ± 80 при + 20’С
Датчик положения распределительного вала
Датчик давления в ТКВД
Начало открытия — 1450 бар, максимальное открытие — при 1650 бар (ограничитель ввернут в рампу)
Датчик положения педали управления подачей топлива
R токопроводящей дорожки 1 = 1200 О ± 480 R токопроводящей дорожки 2 = 1700 О ±680
Датчик температуры воздуха
R = 3714 D ± 161 при + ЮС/2448 Q ± 90 при + 20’С/1671 Q ± 59 при + ЗО’С
Датчик температуры топлива
R = 3820 D ± 282 при + 100 С/2050 Q ± 100 при + 25″С/810 О ± 47 при + 50’С
Датчик температуры охлаждающей жидкости
R = 2252 Q1112 при 25 ‘С/в 11 Q ± 39 при 50’С/283 Q ± 80 ‘С
Датчик массы подаваемого воздуха
Контакт 1: сигнал температуры воздуха Контакт 4: + 12 В аккумуляторной батареи Контакт 2: «-«датчика
Контакт 5: сигнал массы подаваемого воздуха Контакт 3: + 5 В датчика массы подаваемого воздуха Контакт 6: «масса»
Клапан рециркуляции ОГ (марки Pierburg)
между контактами 1 и 5 (обмотка) = 8 Q ± 0,5 при + 20’С между контактами 2 и 4: 2400 Q — 5600 Q при + 20’С R между контактами 2 и 6:1900 Q- 6400 D при + 20’С R между контактами 4 и 6: 800 Q — 3800 Q при + 20’С
Клапан рециркуляции ОГ (марки Cooper)
R между контактами 1 и 5 (обмотка) = 8 Q ± 0,5 при + 20’С
Свеча предпускового подогрева
R = 0,4 Q — 0,9 Q. Максимальный потребляемый ток: 28 А через 0 с/12 А через 10 с/7 А через 30 секунд
14. Электромагнитный клапан управления пневмоприводом регулятора давления наддува
15. Датчик давления наддува
16. Блок предпускового и послепускового подогрева свечей накаливания
Схема системы охлаждения двигателя f9q
Renault Megane (Scenic). Руководство — часть 36
Снятие двигателя и процедуры ремонта 2Г•35
Рис. 20.18,а. Смажьте вкладыш крыш
то же время направляя шатун на шейку копенвала (рис. 20.14).
15. Чтобы измерить зазоры в шатунных
подшипниках, обратитесь к информации
параграфа 19, применив тот же метод. Если
применяете Plastigauge, убедитесь в абсо
лютной чистоте вкладышей и шеек, вытяните
шатун и присоедините его с вкладышами к
шейке коленвала. Уложите Plastigauge на
шейку, убедитесь в совпадении меток
крышки и шатуна и установите крышку,
завернув гайки ее крепления. Затяните
гайки, как предписано Спецификациями, не
и измерьте зазор, как указано выше.
16. Повторите вышеописанную процедуру с
17. Проверив зазоры в подшипниках копен
вала, проведя необходимые корректировки,
удалите остатки Plastigauge с шеек и вкла
18. Обильно смажьте чистым моторным
маслом шейки и установленные вкладыши.
Установите крышки по порядку. Затяните
болты/ гайки крепления крышек предписан
ными моментами, всякий раз поворачивая
коленвал, чтобы убедиться в его свободном
вращении перед тем, как перейти к следую
щей крышке. На двигателе Е7J убедитесь
в том, что все гильзы установлены правильно
и между ними может пройти только щуп
толщинойО.1 мм. Если этонетак, возможно,
придется переставить некоторые гильзы,
чтобы получить между ними предписанный
зазор (рис. 20.18, а -ж).
19. В завершение, установите масляный
насос, поддон и головку цилиндров, как
описано в главе 2А, 2Б и 2В.
21 Двигатель — первый запуск
1. Установив двигатель на автомобиль,
проверьте еще раз уровни масла и охлаж дающей жидкости. Проверьте еще раз, все ли присоединено и не оставлено ли где инструментов, тряпок или «лишних» гаек.
Рис. 20.18,е. Доверните болты крепления Рис. 20.18,ж. Проверка зазора между
шатунных крышек на предписанные углы гильзами — двигатели Е7J
2. Вывернув свечи, отключите систему
управления двигателем, вынув предохра
нитель из коробки предохранителей под
капотом. Проверните двигатель стартером
до момента, когда погаснет лампочка
аварийного давления масла. 3. Заверните свечи и предохранитель. 4. Заведите двигатель, как обычно, не
обращая внимания на то, что, возможно,
потребуется больше времени для запуска,
поскольку топливная система была вскрыта
и в нее попал воздух. 5. Если двигатель завелся, оставьте его
работать на холостых оборотах. Проверьте
отсутствие протечек масла, охлаждающей
жидкости и топлива. Не пугайтесь, если
появится дымление от частей двигателя,
которые, прогреваясь, испаряют остатки
масла и керосина.
6. Убедившись в том, что все исправно,
оставьте двигатель работать на холостых
оборотах до прогрева (пока через верхний
патрубок радиатора не потечет горячая ох
лаждающая жидкость). Заглушите двига
7. Через несколько минут проверьте уров
ни масла и охлаждающей жидкости, как
описано в Еженедельных проверках. Допей
те, если необходимо.
крепления головки после первого запуска.
9. Если устанавливались новые поршни,
поршневые кольца или вкладышиколенвала,
двигатель необходимо обкатать по крайней
мере первые 800 км. В этот период перед
поездкой прогревайте двигатель, не допус
кайте езды «внатяг* (на низких оборотах при
Схема системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя обеспечивает охлаждения мотора и препятствует перегреву. В этот автомобильный узел входит достаточно много компонентов. Для каждой разновидности мотора, они могут быть разные, но имеют совместное предназначение и конструктивные особенности.
Описание системы охлаждения
Система охлаждения двигателя имеет жидкостный закрытый тип. В неё входит стандартный набор деталей и компонентов. Что же именно входит в этот узел: радиатор, термостат, помпа, патрубки, отопитель и водяная рубашка.
Схема охлаждения двигателя.
Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости производится по двум кругам — малому и большому. Рассмотрим, схему циркулирования ОЖ: водяная рубашка ГБЦ — патрубки — радиатор — водяной насос — термостат. В эту систему может добавляться отопитель.
Схема системы охлаждения
Схема системы охлаждения автомобильного двигателя выглядит следующим образом (рассмотрим на примере Лада Приора):
Расположение элементов системы охлаждения в подкапотном пространстве.
Рис. 1. Расположение элементов системы охлаждения двигателя Лада Приора ВАЗ 2170: 1 — расширительный бачок; 2 — шланги отопителя; 3 — термостат; 4 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (на фото не виден, расположен под термостатом); 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — шланги радиатора; 7 — пробка сливного отверстия радиатора; 8 — пробка сливного отверстия блока цилиндров; 9 — шланги подогрева дроссельного узла
Основные элементы системы охлаждения. Радиатор, расширительный бачок, помпа.
Схема устройства охлаждения двигателя достаточно простая и присущая всем версиям. Охлаждающая жидкость циркулирует по кругам — большому и малому. Рассмотрим, детали узла «охлаждайки» более детальнее.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и электровентилятор обеспечивают постоянную температуру мотора в пределах 87-103 (в некоторых случаях до 110) градуса Цельсия, чтобы двигатель не перегрелся. На первых моделях двигателя устанавливался трёхрядный охладитель медной конструкции.
Медные радиаторы широко распространены на отечественных Волгах, УАЗах и грузовиках, выпущенных в эпоху СССР. Но, после неудачных испытаний, конструкторами было принято решение сменить радиатор на трёхрядный алюминиевый.
Вентилятор бывает двух типов — электрический (устанавливается на все современные автомобили) и принудительного действия (на старых Волгах, ВАЗах и других машинах). Механический вентилятор приводится в действие при помощи коленчатого вала, на котором установлены лопасти. Именно они обеспечивают постоянное охлаждение радиатора.
Вентилятор принудительного действия.
Электровентилятор включается при помощи блока управления, который регулирует температуру мотора при помощи датчика температуры охлаждающей жидкости. Данные о температурном режиме считываются с рубашки охлаждения и подаются на ЭБУ, который включает и выключает основной вентилятор.
Неисправность вентилятора и радиатора охлаждения ведут к плохой циркуляции, и недостаточном охлаждении системы. При этом мотор может перегреваться. Если в паре с этим ещё и неисправен термостат, то это приведёт к перегреву мотора, что потянет более серьёзные неполадки.
Термостат
Обеспечивает перевод потоков охлаждающей жидкости с малого на большой круг, и наоборот. Так, открывается термостат при температурном диапазоне в 60-70 градусов. Это одна из самых важных деталей мотора, поскольку именно она регулирует эффективный и быстрый прогрев движка, а также нормальную работу системы ОЖ.
При прогреве мотора термостат находится в закрытом положении и циркуляция ОЖ обеспечивается по малому кругу без участия радиатора. После открытия термостата жидкость начинает гоняться по большому кругу, что обеспечивает эффективное охлаждение благодаря радиатору.
Неисправность термостата приводит к тому, что двигатель начинает греться, поскольку он находится в закрытом состоянии и зачастую, эта неисправность сопровождается частым включением электровентилятора. Смена термостата проводится легко, для этого просто необходимо слить ОЖ до уровня ниже детали и открутить корпус. Под корпусом находится изделие. При замене стоит менять и уплотнительную резинку.
Водяной насос или помпа
Водяной насос или помпа служит для обеспечения циркуляции ОЖ по всей системе. Неисправность данного элемента приводит к потере жидкости и перегреву силового агрегата. Обычно износ подшипников внутри изделия приводит к заклиниванию, из-за чего из-под водяного насоса начинается течь.
Отопитель
Одним из неотъемлемых элементов системы охлаждения является система отопителя. Она включает в себя входящий и выходящий патрубок, радиатор и электровентилятор. В зимнее время активно эксплуатируется, чем дополнительно охлаждает движок.
Расширительный бачок и пробка
В расширительный бачок вытесняются газы и пары, которые образуются вследствие эксплуатации системы. Там, этот элемент служить также уровнем ОЖ в системе. Через пробку вытесняется воздух, а также горячая «охлаждайка» при перегреве силового агрегата.
Патрубки
Патрубки — промежуточные элементы, через которые циркулирует охлаждающая жидкость, а также соединяются разные элементы системы. Неисправность данных деталей может привести к потере жидкости, что может значительно снизить уровень в движке. Обычно, в зависимости от пробега и местности эксплуатации данные детали рекомендуется менять один раз на 100 000 км пробега.
Датчик температуры
Датчик температуры охлаждения считывает данные о температурном режиме и передаёт их в электронный блок управления, который проводит регулировке температуры. Устанавливается он на термостате.
Датчик температуры ОЖ.
Неисправность элемента может привести к тому, что мотор будет перегреваться, поскольку электровентилятор не будет включаться. Особенно это опасно в летний период. Также, проблемы с датчиком могут послужить ряду других проблем связанных с мотором.
Водяная рубашка
Водяная рубашка охлаждения находится внутри блока цилиндров и головки блока. Она обеспечивает вывод тепла с этих элементов, которые нагреваются в процессе эксплуатации. Так, при помощи водяного насоса и патрубков жидкость двигается в радиатор, где собственно и происходит охлаждение, а затем возвращается для поглощения нового тепла.
Вывод
Система охлаждения автомобильного двигателя достаточно простая. Что касается неисправностей и ремонта, то они характерны и типичны для всех силовых агрегатов. Многие автолюбители, как показывает практика, проводят ремонтно-восстановительные работы самостоятельно.