Схема системы охлаждения двигателя 3ст
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 12
Двигатель — общие процедуры ремонта
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку нового сальника.
г) Используя подходящее приспо
собление и молоток, запрессуйте
сальник, пока его поверхность не
окажется заподлицо с кромкой кор
пуса масляного насоса.
2. Замените задний сальник коленча
А. Держатель заднего сальника снят с
а) Используя отвертку и молоток,
б) Используя подходящее приспо
собление и молоток, запрессуйте но
вый сальник, пока его поверхность не
окажется заподлицо с кромкой дер
жателя заднего сальника.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку сальника.
Б. Держатель заднего сальника уста
новлен на блоке цилиндров.
а) Ножом отрежьте кромку сальника.
б) Отвёрткой (предварительно обмо
тав её изолентой) удалите сальник.
Примечание: не повредите коленча
1. Соберите шатунно-поршневую группу.
а) Используя отвертку, установите
новое стопорное кольцо с одной сто
роны в отверстие бобышки поршня.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку нового сальника.
г) Используя подходящее приспособ
ление и молоток, запрессуйте новый
сальник, пока его поверхность не
окажется заподлицо с кромкой дер
жателя заднего сальника.
б) Постепенно нагрейте поршень до
температуры 80 — 90°С.
в) Нанесите немного моторного
масла на поршневой палец и в от
верстия бобышек поршня.
г) Совместите метки «перед» поршня
и шатуна и установите поршневой
д) Используя отвертку, установите
второе новое стопорное кольцо с
другой стороны отверстия бобышки
2. Установите поршневые кольца.
а) Установите расширитель и два
скребка маслосъемного кольца.
б) Экспандером для монтажа порш
невых колец установите два ком
прессионных кольца; причем метки
колец должны быть обращены
вверх, как показано на рисунке.
кольцо №1 Т1 или Т
компрессионное кольцо №2 2Т
1 — замок компрессионного кольца
№1, 2 — замок расширителя масло-
съемного кольца, 3 — замок ком
прессионного кольца №2, 4 — замок
скребок маслосъемного кольца.
3. Установите вкладыши шатунных
а) Совместите выступ вкладыша с
выточкой в нижней головки шатуна и
б) Вставьте вкладыши в нижнюю го
ловку шатуна и в крышку шатуна.
в) Установите поршневые кольца в
канавках так, чтобы их замки распо
лагались, как показано на рисунке.
Примечание: не совмещайте замки
Сборка блока цилиндров
— Тщательно очистите все дета
ли, предназначенные для сборки.
— Перед сборкой смажьте свежим
моторным маслом все детали, об
разующие узлы вращения или
— Замените все прокладки, кольце
вые уплотнения и сальники новыми.
Примечание: перед сборкой проверьте
Схема системы охлаждения двигателя 3ст
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 21
токсичности на двигателе ЗС-Т
На двигателе ЗС-Т установлена систе
ма снижения токсичности, которая регу
лирует перепуск отработавших газов.
Система снижения токсичности состоит
из клапана, электромагнитных клапа
нов, вакуумных шлангов и электронного
блока. Но для работы системы сниже
ния токсичности используются показа
ния основных датчиков двигателя: дат
чика температуры охлаждающей жид
кости, датчика абсолютного давления
во впускном коллекторе, датчика поло
жения рычага управления ТНВД и т.д,
сигналы от которых поступают в элек
тронный блок. Поэтому в данной главе
дается описание проверок элементов
системы снижения токсичности и ос
новных датчиков двигателя.
Проверка системы рецирку
ляции ОГ на автомобиле
(Estima Emina/Lucida)
1. Проверьте правильность регулиро
вок двигателя. (См. главу «Техническое
обслуживание и общие процедуры про
верок и регулировок»).
2. Снимите левую крышку моторного
отсека. (См. раздел «Ремень привода
3. Установите переходник в разрыв
шланга между клапаном рециркуляции
ОГ и электропневмоклапаном ОГ и
4. Проверка работы системы.
При температуре охлаждающей
а) Запустите двигатель и проверьте
разрежение в системе. Оно не
должно превышать 50 мм.рт.ст.
При температуре охлаждающей
жидкости более 75 *С
а) (Модели с МКПП) На холостом
. ходу проверьте, что разрежение в
системе не превышает 50 мм.рт.ст.
б) (Модели с АКПП) При переключении
селектора АКПП из положения «N» в
положение «D» проверьте, что стрелка
манометра плавно перемещается в
сторону увеличения значений.
Расположение элементов системы управления двигателем (Estima
Emina/Lucida). 1 — датчик положения рычага управления, 2 — датчик темпе
ратуры охлаждающей жидкости, 3 — клапан системы рециркуляции ОГ,
4 — электропневмоклапан управления разрежением, 5 — датчик абсолютно
го давления во впускном коллекторе (датчик давления наддува), 6 — элек
тронный блок системы снижения токсичности, 7 — электропневмоклапан
Схема системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя обеспечивает охлаждения мотора и препятствует перегреву. В этот автомобильный узел входит достаточно много компонентов. Для каждой разновидности мотора, они могут быть разные, но имеют совместное предназначение и конструктивные особенности.
Описание системы охлаждения
Система охлаждения двигателя имеет жидкостный закрытый тип. В неё входит стандартный набор деталей и компонентов. Что же именно входит в этот узел: радиатор, термостат, помпа, патрубки, отопитель и водяная рубашка.
Схема охлаждения двигателя.
Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости производится по двум кругам — малому и большому. Рассмотрим, схему циркулирования ОЖ: водяная рубашка ГБЦ — патрубки — радиатор — водяной насос — термостат. В эту систему может добавляться отопитель.
Схема системы охлаждения
Схема системы охлаждения автомобильного двигателя выглядит следующим образом (рассмотрим на примере Лада Приора):
Расположение элементов системы охлаждения в подкапотном пространстве.
Рис. 1. Расположение элементов системы охлаждения двигателя Лада Приора ВАЗ 2170:
1 — расширительный бачок; 2 — шланги отопителя; 3 — термостат; 4 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (на фото не виден, расположен под термостатом); 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — шланги радиатора; 7 — пробка сливного отверстия радиатора;
8 — пробка сливного отверстия блока цилиндров; 9 — шланги подогрева дроссельного узла
Основные элементы системы охлаждения. Радиатор, расширительный бачок, помпа.
Рис. 2. Система охлаждения двигателя Лада Приора ВАЗ 2170:
1 — расширительный бачок; 2 — пробка расширительного бачка; 3 — отводящий шланг радиатора; 4 — радиатор системы охлаждения двигателя; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем; 6 — подводящий шланг радиатора; 7 — термостат; 8 — датчик указателя температура охлаждающей жидкости; 9 — прокладка термостата; 10 — головка блока цилиндров; 11 — прокладка водяного насоса; 12 — водяной насос; 13 — прокладка подводящей трубы; 14 — подводящая труба водяного насоса; 15 — заправочный шланг; 16 — шланг от термостата к подводящей трубке водяного насоса
Радиатор и электровентилятор.
Рис. 3. Радиатор с электровентилятором и расширительный бачок Лада Приора ВАЗ 2170:
1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 — пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения; 4 — радиатор; 5 — сливная пробка; 6 — уплотнительное кольцо сливной пробки; 7 — подушка опоры радиатора; 8 — кожух электровентилятора; 9 — упругая втулка;
10 — дистанционная втулка; 11 — шайба; 12 — шайба пружинная; 13 — гайка; 14 — болт; 15 — электровентилятор; 16 — пробка расширительного бачка
Детали и узлы системы
Схема устройства охлаждения двигателя достаточно простая и присущая всем версиям. Охлаждающая жидкость циркулирует по кругам — большому и малому. Рассмотрим, детали узла «охлаждайки» более детальнее.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и электровентилятор обеспечивают постоянную температуру мотора в пределах 87-103 (в некоторых случаях до 110) градуса Цельсия, чтобы двигатель не перегрелся. На первых моделях двигателя устанавливался трёхрядный охладитель медной конструкции.
Радиатор системы охлаждения.
Медные радиаторы широко распространены на отечественных Волгах, УАЗах и грузовиках, выпущенных в эпоху СССР. Но, после неудачных испытаний, конструкторами было принято решение сменить радиатор на трёхрядный алюминиевый.
Вентилятор бывает двух типов — электрический (устанавливается на все современные автомобили) и принудительного действия (на старых Волгах, ВАЗах и других машинах). Механический вентилятор приводится в действие при помощи коленчатого вала, на котором установлены лопасти. Именно они обеспечивают постоянное охлаждение радиатора.
Вентилятор принудительного действия.
Электровентилятор включается при помощи блока управления, который регулирует температуру мотора при помощи датчика температуры охлаждающей жидкости. Данные о температурном режиме считываются с рубашки охлаждения и подаются на ЭБУ, который включает и выключает основной вентилятор.
Неисправность вентилятора и радиатора охлаждения ведут к плохой циркуляции, и недостаточном охлаждении системы. При этом мотор может перегреваться. Если в паре с этим ещё и неисправен термостат, то это приведёт к перегреву мотора, что потянет более серьёзные неполадки.
Термостат
Обеспечивает перевод потоков охлаждающей жидкости с малого на большой круг, и наоборот. Так, открывается термостат при температурном диапазоне в 60-70 градусов. Это одна из самых важных деталей мотора, поскольку именно она регулирует эффективный и быстрый прогрев движка, а также нормальную работу системы ОЖ.
При прогреве мотора термостат находится в закрытом положении и циркуляция ОЖ обеспечивается по малому кругу без участия радиатора. После открытия термостата жидкость начинает гоняться по большому кругу, что обеспечивает эффективное охлаждение благодаря радиатору.
Неисправность термостата приводит к тому, что двигатель начинает греться, поскольку он находится в закрытом состоянии и зачастую, эта неисправность сопровождается частым включением электровентилятора. Смена термостата проводится легко, для этого просто необходимо слить ОЖ до уровня ниже детали и открутить корпус. Под корпусом находится изделие. При замене стоит менять и уплотнительную резинку.
Водяной насос или помпа
Водяной насос или помпа служит для обеспечения циркуляции ОЖ по всей системе. Неисправность данного элемента приводит к потере жидкости и перегреву силового агрегата. Обычно износ подшипников внутри изделия приводит к заклиниванию, из-за чего из-под водяного насоса начинается течь.
Отопитель
Одним из неотъемлемых элементов системы охлаждения является система отопителя. Она включает в себя входящий и выходящий патрубок, радиатор и электровентилятор. В зимнее время активно эксплуатируется, чем дополнительно охлаждает движок.
Расширительный бачок и пробка
В расширительный бачок вытесняются газы и пары, которые образуются вследствие эксплуатации системы. Там, этот элемент служить также уровнем ОЖ в системе. Через пробку вытесняется воздух, а также горячая «охлаждайка» при перегреве силового агрегата.
Патрубки
Патрубки — промежуточные элементы, через которые циркулирует охлаждающая жидкость, а также соединяются разные элементы системы. Неисправность данных деталей может привести к потере жидкости, что может значительно снизить уровень в движке. Обычно, в зависимости от пробега и местности эксплуатации данные детали рекомендуется менять один раз на 100 000 км пробега.
Датчик температуры
Датчик температуры охлаждения считывает данные о температурном режиме и передаёт их в электронный блок управления, который проводит регулировке температуры. Устанавливается он на термостате.
Датчик температуры ОЖ.
Неисправность элемента может привести к тому, что мотор будет перегреваться, поскольку электровентилятор не будет включаться. Особенно это опасно в летний период. Также, проблемы с датчиком могут послужить ряду других проблем связанных с мотором.
Водяная рубашка
Водяная рубашка охлаждения находится внутри блока цилиндров и головки блока. Она обеспечивает вывод тепла с этих элементов, которые нагреваются в процессе эксплуатации. Так, при помощи водяного насоса и патрубков жидкость двигается в радиатор, где собственно и происходит охлаждение, а затем возвращается для поглощения нового тепла.
Вывод
Система охлаждения автомобильного двигателя достаточно простая. Что касается неисправностей и ремонта, то они характерны и типичны для всех силовых агрегатов. Многие автолюбители, как показывает практика, проводят ремонтно-восстановительные работы самостоятельно.