Система жидкостного охлаждения в своем составе имеет радиатор, насос охлаждающей жидкости, термостат и вентилятор.
Контур охлаждающей жидкости регулируется с помощью термостата. Пока двигатель не прогрет, жидкость циркулирует только в головке и блоке цилиндров, а также в теплообменнике. При возрастании температуры жидкости термостат открывается, и жидкость поступает в радиатор. Охлаждающая жидкость циркулирует с помощью насоса, который приводится в действие клиновым ремнем двигателя (в дизельном двигателе мощностью 55 кВт — зубчатым ремнем). Охлаждающая жидкость проходит через радиатор сверху вниз и охлаждается проходящим через него воздухом.
При высокой температуре жидкости для дополнительного охлаждения установлен вентилятор. Как только температура жидкости становится выше 84-97°С, реле электровентилятора автоматически включается. При понижении температуры вентилятор выключается.
Компенсационный бачок установлен рядом с радиатором и действует в качестве емкости для охлаждающей жидкости. Он собирает рас ширяющуюся при нагревании жидкость и после охлаждения двигателя отдает ее обратно в кон тур охлаждения. Доливка охлаждающей жидко сти производится в компенсационный бачок.
Указание по безопасности. Перед произ ведением работ в моторном отсеке, особе нно поблизости от вентилятора, отключить зажигание и отсоедините кабель массы (-) аккумулятора или штекерное соединение ра диатора. Вентилятор может автоматически включится при высокой температуре в мото рном отсеке.
Внимание! При работах в системе охла ждения следить за тем, чтобы охлаждающая жидкость не попала на зубчатый или клино вой ремень. Ремень может быть поврежден жидкостью до такой степени, что через неко торое время порвется, что приведет к серье зному повреждению двигателя.
1 — Компенсационный бачок 2 — Крышка 3 — Радиатор 4 — Термостат 5 — Насос охлаждающей жидкости 6 — Центральный штекер для присоединения диагностического стенда 7 — Двигатель вентилятора 8 — Выключатель радиатора 9 — Датчик температуры двигателя 10 — Коробка реле вентилятора 11 — Трубопровод отопления (к теплообменнику) 12 — Возвратный трубопровод отопления (от теплообменника
Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха Мазда 626 1982-
5.0 Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха Общие сведения Антифриз Термостат Радиатор Вентилятор радиатора Проверка и замена деталей Обслуживание системы кондиционирования воздуха Самостоятельный ремонт автозапчастей – это ответственная задача, к которой стоит подходить максимально серьезно. Порой неисправность запчас.
5.1 Общие сведения Система охлаждения состоит из радиатора, водяного насоса с приводом от коленчатого вала двигателя и термостата. Система заполнена охлаждающей жидкостью. В кожухе радиатора установлен вентилятор с электродвигателем, который включается термобиметаллическим выключателем. Моменты затяжки, Н·м .
5.2 Антифриз ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Не допускайте попадания антифриза на открытые участки кожи и лакокрасочное покрытие автомобиля. При попадании антифриза промойте пораженные участки большим количеством воды. Немедленно протрите пролитый на пол антифриз в гараже или следы его протекания на расширительном.
5.3 Термостат ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Замену термостата проводите на холодном двигателе. Кроме того, при проведении каких-либо работ вблизи вентилятора для предотвращения его произвольного включения необходимо отсоединять провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Замена Ознакомьтесь с п.
5.4 Радиатор Снятие, обслуживание и ремонт Радиатор служит для охлаждения жидкости потоком воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Сердцевина радиатора состоит из алюминиевых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. Для повышения эффективности охлаждения жидкости пластины штампуются с насечко.
5.5 Вентилятор радиатора Снятие и установка Для облегчения доступа снимите распределитель зажигания и всасывающий патрубок воздушного фильтра. Отсоедините контактный разъем от термовыключателя электродвигателя. Слейте жидкость из системы охлаждения до уровня, соответствующего нижнему краю верхнего шланга радиато.
5.6 Проверка и замена деталей Электродвигатель Проверяя провода электрической цепи питания электродвигателя, найдите контактный разъем и отверткой разъедините его. Рис. 5.5. Схема соединений для проверки тока, потребляемого электродвигателем вентилятора радиатора В соответствии со схемой, приведенно.
5.7 Обслуживание системы кондиционирования воздуха ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Работы с системой кондиционирования должен выполнять специально обученный квалифицированный персонал. Система кондиционирования находится под высоким давлением. Без снятия давления в сервисном центре не допускается даже частичная разборка системы (снятие шлангов, компре.
Система охлаждения двигателя работает по следующему алгоритму. Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость (ОЖ) прокачивается постоянно работающим насосом только в головке и блоке цилиндров, а также в теплообменнике отопителя салона. При повышении температуры ОЖ до определённого уровня термостат открывает большой контур охлаждения и ОЖ циркулирует дополнительно через радиатор (сверху вниз) и охлаждается проходящим через него воздухом. При достижении температуры ОЖ ещё более высокого значения включается электрический вентилятор системы охлаждения, который создаёт дополнительный воздушный поток через рёбра радиатора для более интенсивного отвода тепла от него. По мере открывания термостата объём жидкости, подаваемый от него к теплообменнику отопителя, уменьшается. На моделях с бензиновыми двигателями V6 расширительный бачок соединён с корпусом дросселя для обеспечения его подогрева.
Водяной насос приводится от коленчатого вала: на бензиновых моделях ремнём, а на дизельных – напрямую через шестерню. Термостат 4-цилиндровых двигателей находится в корпусе, расположенном на левой стороне двигателя. Термостат бензиновых двигателей V6 расположен на правой стороне двигателя. На дизельных моделях термостат помещён в корпус, закреплённых на маслоохладителе (спереди двигателя), и оснащён дополнительным клапаном для прокачки системы охлаждения. На 4-цилиндровые модели без кондиционера воздуха (К/В) устанавливается один вентилятор радиатора, управляемый сигналами от датчика температуры ОЖ (ECT). На прочие модели устанавливается два вентилятора радиатора. Вентиляторы моделей с К/В включаются в следующих случаях:
При достижении температурой ОЖ определённого значения (см. Спецификации);
При включении компрессора К/В (на низкой скорости), если температура окружающей среды выше 22 град., либо при движении автомобиля со скоростью ниже 38 км/ч и давлении в линиях К/В между 9 и 18 атм.;
При включении компрессора К/В (на высокой скорости), если давление в линиях К/В выше 18 атм.
Перед работой в двигательном отсеке, особенно в области вентилятора радиатора, обязательно отсоединяйте отрицательный провод от аккумуляторной батареи и разъём электропроводки вентилятора. Вентилятор радиатора может включиться из-за эффекта теплопроводности даже при выключенном зажигании.
Не открывайте крышку расширительного бачка ОЖ до полного остывания двигателя во избежание ожога горячей жидкостью или её паром.
При необходимости открыть крышку расширительного бачка при горячем двигателе обмотайте её толстым слоем ветоши. Снимайте крышку медленно, постепенно снижая давление пара.