Сборка двигателя
Дизельный двигатель. Ремонт двигателя. Фольксваген Пассат B4
Сборку двигателя производить с учетом указаний подраздела «Общие требования к ремонту автомобиля» в следующем порядке.
Установить на стенд чистый блок цилиндров. Установить вкладыши подшипников коленчатого вала, смазав их моторным маслом, и установить коленчатый вал в гнезда подшипников. Вкладыши со смазочными канавками устанавливать в гнезда блока цилиндров (рис. 3-1). Крышки коренных подшипников устанавливать так, чтобы буртики верхних и нижних вкладышей находились друг против друга. Установить держатели переднего и заднего сальников коленчатого вала. При этом обязательно заменить сальники новыми. Собрать поршни с шатунами таким образом, чтобы приливы, установочные метки на шатуне и крышке шатуна и вырез в верхней части поршня располагались с одной стороны (рис. 3-2).
Поршни турбокомпрессорных дизелей имеют вырез для масляных форсунок.
Примечание. Для сборки поршня с шатуном может потребоваться нагрев поршня до температуры около 60°С. При необходимости применить для сборки оправку.
Установить в соответствующие канавки поршня поршневые кольца, располагая их замки через 120°. Метка «Тор» («Верх») на поршневых кольцах должна быть обращена к днищу поршня.
При сборке поршней с шатунами метка на верхней головке шатуна должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.
Смазать моторным маслом поршни и поршневые кольца, сжать поршневые кольца в канавках с помощью соответствующей монтажной втулки (рис. 3-3) и вставить поршни с шатунами в цилиндры (рис. 3-4), ориентируя стрелку на днище поршней в сторону привода распределительного вала (рис. 3-5). Установить вкладыши в шатуны и крышки шатунов в соответствии с нанесенными при разборке метками, если используются ранее снятые вкладыши. Установить шатуны и крышки на шейки коленчатого вала в соответствии с нанесенными керном установочными метками. Поставить новые шатунные болты, слегка затянуть их гайки, затем затянуть окончательно требуемым моментом. Установить головку цилиндров, как указано ниже.
Предупреждение. При установке новых поршней измерить величину выступания поршней в ВМТ относительно плоскости блока цилиндров (рис. 3-6), что необходимо для определения толщины прокладки головки цилиндров, как указано в подразделе «Головка цилиндров».
Произвести остальные операции сборки двигателя в порядке, обратном разборке.
Примечание. В блоке цилиндров турбокомпрессорных дизелей расположены масляные форсунки для охлаждения поршней. Перед установкой форсунок нанести на резьбу болтов их крепления контровочный клей.
После снятия промежуточного вала или его упорного подшипника обязательна замена сальника и уплотнительного кольца новыми.
Оправкой VW 10 203 запрессовать новый сальник в упорный подшипник.
Предупреждение. Направление вращения промежуточного вала против часовой стрелки. В соответствии с этим следует устанавливать сальник, на корпусе которого нанесена стрелка направления вращения вала.
Сборка дизелей
Быстроходные дизели типа B2-300 и Д6 являются более сложными по сравнению с тракторными. Поэтому процессу сборки этих дизелей уделяют особое внимание.
Сборка дизелей должна быть точной, чтобы отремонтированный двигатель был экономичным и надежным в работе.
Экономичность работы дизеля определяется качеством ремонта и сборки деталей поршневой группы, распределительного механизма и агрегатов топливной аппаратуры. Срок службы дизеля в значительной степени зависит от чистоты и точности сборки его основных узлов и агрегатов.
Перед сборкой детали повторно тщательно промывают, проверяют, нет ли стружки в отверстиях и внутренних полостях деталей, и затем обдувают детали сжатым воздухом.
При сборке тщательно следят за тем, чтобы на обрабатываемых поверхностях деталей не было заусенцев и забоин. Обнаруженные дефекты устраняют.
Перед запрессовкой деталей неподвижных соединений одну из них смазывают маслом. Смазке также подлежат резьбовые соединения. Трущиеся поверхности деталей смазывают фильтрованным маслом. Для ряда деталей применяют касторовое масло и другие смазки.
При установке прокладок обращают внимание на их состояние; не допускается использование поврежденных прокладок. Чтобы получить лучшую герметичность, прокладки пропитывают лаком «Герметик».
При установке таких деталей, как коленчатый вал и головка блока, следует предупреждать возможную деформацию корпусных деталей. Для этого гайки силовых шпилек следует затягивать в строго установленной последовательности. Необходимо добиваться равномерного распределения зазоров в подшипниках коленчатого и распределительного валов, что обеспечивается точным растачиванием подшипников.
Особое внимание надо уделять также точности взаимного центрирования и сборки деталей передач дизеля. При нарушении этих требований возможен преждевременный износ деталей.
Качество сборки дизеля , кроме того, зависит от последовательности установки отдельных узлов. Поэтому необходимо точно соблюдать принятый технологический процесс.
В процессе сборки дизелей на ремонтном предприятии используют три группы деталей: годные (по техническим условиям на контроль и сортировку), отремонтированные и новые. Это вызывает некоторые особенности в сборке дизеля на ремонтном предприятии по сравнению со сборкой его на заводе-изготовителе. Главнейшие из этих особенностей следующие:
- в ряде сопряжений деталей допускаются увеличенные зазоры;
- более широко, чем на заводе-изготовителе, для обеспечения нужных зазоров и натягов используют метод подбора деталей;
- применяется сборка узлов из необезличенных деталей. Учитывая эти особенности ремонтной сборки, производят предварительную комплектовку деталей.
Комплектовка деталей является одним из важных средств повышения производительности труда при сборке. Сборщик, получая полный комплект деталей для сборки узла или для общей сборки агрегата, может выполнить ее значительно скорее. Комплектовка также обеспечивает бесперебойность сборки, ее ритмичность.
Простейшим способом комплектовки является количественная, при которой детали подбирают, согласно комплектовочпой ведомости, только по номенклатуре. В комплектовочной ведомости указывают номера, наименование и количество деталей в узле или агрегате. Подобранные детали укладывают в ящики или специальную тару.
Более совершенной является качественная комплектовка, при которой детали подбирают по количеству, размерам, весу, жесткости, плотности, герметичности и другим признакам.
Этот вид комплектовки способствует повышению качества сборки узлов и агрегатов.
При качественной комплектовке зазоры в сопряжениях вычисляют по результатам измерений деталей или определяют непосредственным измерением. Для повышения производительности труда комплектовщиков целесообразно применять специальные приборы, например, пневматические. В этом случае работа комплектовщика упрощается.
На предприятиях капитального ремонта дизелей производят качественную комплектовку гильз, клапанов, поршней, поршневых пальцев, колец, шатунов, вкладышей подшипников, ряда деталей передачи, различных втулок и др.
После комплектовки производится узловая и общая сборка дизеля.
Сначала собирают из деталей комплекты, а затем узлы, агрегаты и дизель. Схема поточной сборки дизелей типа B2-300 показана на рис. 181 .
Основными узлами дизеля являются верхний картер, коленчатый вал, блока цилиндров с головками и нижний картер. Эти узлы собирают на отдельных участках сборочного цеха. На посты сборки этих узлов подают необходимые детали и комплекты. Так, например, для сборки верхнего картера поступают комплекты валов передачи. На нижнем картере устанавливают детали передачи, а также масляный, водяной и топливоподкачивающий насосы. На пост сборки блоков цилиндра направляют рубашки, гильзы и уплотнительные кольца.
Общая сборка дизеля на ремонтных заводах производится поточным способом. На каждом из постов устанавливают соответствующие детали или узлы. Источные линии организуют также для сборки отдельных узлов.
Поточный способ позволяет значительно повысить производительность труда и снизить себестоимость сборки. Большое внимание должно уделяться совершенствованию технологии, механизации сборочных работ, применению рациональных конструкций сборочных стендов, приспособлений и инструментов.
Сборка основных узлов дизеля:
Сборка и испытание вспомогательных агрегатов дизеля
Сборка и испытание агрегатов топливной аппаратуры
- Сборка топливного насоса
- Сборка топливоподкачивающего насоса
- Сборка форсунок
- Установка пусковых клапанов и воздушных трубопроводов.
- Установка впускных трубопроводов.
- Установка верхних масляных трубопроводов.
- Установка крышки центрального подвода масла, опрессовка системы маслом.
- Установка крышек головок.
- Установка нагнетательных трубопроводов.
- Установка топливных фильтров и топливных трубопроводов.
- Установка генератора.
- Установка масляного фильтра.
- Установка нижнего картера.
- Установка гильзы уплотнения носка коленчатого вала и крышки центрального подвода масла.
- Установка масляных, водяных и топливных трубопроводов.
Выполнив регулировочные работы, окончательную сборку дизелей B2-300 и Д12А производят в определенной последовательности.
Окончательный этап сборки дизелей типа Д6 несколько отличен от сборки дизелей B2-300. Это объясняется особенностями конструкции, наличием на дизелях типа Д6 дополнительных агрегатов.