Регулятор скорости.
Посл. ред. 06 Февр. 12, 22:07 от Stu-pin
Ребят,интересует схемка регулятора скорости вращения коллекторного электродвигателя.А именно моторчика от дворников на 12\24 вольт.Желательно чтобы попроще,но чтоб и крутящий момент сильно не падал.Буду признателен.
Если подобная тема есть,прошу перенести.
Stu-pin, 06 Февр. 12, 22:04
Посл. ред. 06 Февр. 12, 23:58 от Alex2x
прошу помощи. похожий вопрос.
моторчик 12в постоянка (коллекторный? с щетками в общем). пиковый ток до 14 А. работа под нагрузкой потребляет от 3 до 5 А, выше врятли будет.
во вяком случает сейчас от блока питания больше не берет.
на всякий случай с запасом схемку ШИМ регулятора до 10 ампер. не шибко сложную и с не дефицитными-дорогими компонентами.
обязательно с печаткой (под перенос утюгом) ибо по схемам сам сделать не смогу.
up.
вот нашел. но по какой лучше сделать? подскажите други.
Посл. ред. 08 Марта 12, 19:27 от ванечка
Собирай второй вариант. только обязательно нужно поставить быстродействующий защитный диод — паралельно транзистору.
например КД213А или КД2997А — по избежание пробоя транзистора.
у обеих схем основной недостаток — нет обратной связи по частоте вращения.
поэтому — частота вращения будет плавать под нагрузкой в некоторых пределах.
Даже эсли поставишь транзистор со «встроенным диодом» — все равно ставь внешний, более быстрый.
Поскольку встроенный диод — это паразитный элемент схемы, издержки технологии производства.
и такие диоды весьма медленные.
Посл. ред. 08 Марта 12, 20:59 от Zapal
Ребят,интересует схемка регулятора скорости вращения коллекторного электродвигателя.А именно моторчика от дворников на 12\24 вольт.Желательно чтобы попроще,но чтоб и крутящий момент сильно не падал.Буду признателен.
Если подобная тема есть,прошу перенести. Stu-pin, 06 Февр. 12, 22:04
Zapal правильно я тебя понял?
на схемке нарисовал расположение и полярность. красненьким обвел.
Tataff ну да. и в чипдип-е вроде есть TA7291P и стоит недорого.
но куда там вертелку притулить чтоб обороты тудой-сюдой менять непонятно.
спаять то спаяю. и платку протравлю. не проблема. только в электронике дуб дубом.
как в детском саде можешь объяснить? с картинками. куда там чего припаять.
чтоб я пришел в лабаз радио и сказал, насыпте мне в пакетик вот такие детальки.
Zapal правильно я тебя понял?на схемке нарисовал расположение и полярность. красненьким обвел. ванечка, 08 Марта 12, 23:22
Посл. ред. 09 Марта 12, 00:54 от Zapal
Zapal спасибо дружищще.
а то блок питания здоровенный, лабораторный сейчас. хочу покомпактней что то.
кстати там в магазине вроде VT1 в разных корпусах есть. может небольшой радиатор есть смысл поставить?
Посл. ред. 09 Марта 12, 01:17 от ванечка
Посл. ред. 15 Марта 12, 21:40 от Zapal
Посл. ред. 15 Марта 12, 21:46 от Zapal
Посл. ред. 21 Марта 12, 20:23 от Stu-pin
думаю что простыми способами нельзя
Совершенно нет времени за радиодеталями съездить.Попросил мужика знакомого собрать регулятор по-быстрому,из того что у него есть.Сказал про ШИМ ему,а он отбрехался мол нафиг он не нужен.Собрал мне макет на тиристоре КУ221а.Сегодня попробовал -работает.Моторчик от дворников уверенно регулируется,под нагрузкой пока не гонял.Подскажите минусы,если они есть,в сравнении с ШИМом тиристорного регулятора.
З.Ы.Вбил в яндексе «тиристорный регулятор»,по одной из ссылок встретил там коллегу. Zapal ,приятно удивился.
По просьбе коллег схемку накидал.Если что не так прошу гуру электроники подсказать и поправить,мог ошибиться в марке транзистора с пятном.Собирал не сам.Не разобрал номинала переменного резистора.На днях на макетку перенесу.А так работает нормально.Ну и фото собственно.
З.Ы.2:Извиняюсь за корявость,от руки рисовать совершенно не умею,как и писать. ::)
З.Ы.3:В выходные попрошу автора изделия схемку с номиналами накатать.Если получиться выложу.
Ставим регулятор периодичности взмаха дворников
В этой статье хочу показать и рассказать как поставить регулятор периодичности взмаха дворников на ВАЗ и не только. Сразу говорю: сама идея и способ воплощения не мои. Но изготовление именно этого изделия, что на фото- моё. Всё работает как надо с первого раза, проблем в монтаже нет, детали легкодоступны.
- постоянный резистор на 1,5 кОм (15 руб. за 5 штук, по одному не продают из-за дешевизны),
- переменный резистор на 20 кОм (наверное около 50 руб.),
- крутилка на шток переменного резистора (8 рублей),
- провод около 2 метров (8 руб. за метр),
- термоусадка или изолента (можно и без них).
Итого не более 100 руб. Паяльник, припой, канифоль, электроэнергия, амортизация основных средств 🙂 не в счет.
Для начала надо найти реле, отвечающее за режим дворников. В моем ВАЗ 21214м оно такое:
Прячется оно за пластиковой обшивкой на шпильке, прикрепленной к левой стенке авто, за блоком предохранителей (можно найти по слуху и наощупь: при включении дворников в первый режим оно щелкает, что слышно и чувствуется рукой). Отыскать реле- было самое сложное во всем деле).
При вскрытии крышки видим следующее:
Далее в верхней крышке рулевой колонки я просверлил отверстие под шток переменного резистора:
и установил его туда
Припаял постоянный резистор на 1,5кОМ одной ножкой к концу одного из свободных проводов
, а воторой ножкой к одному из крайних контактов переменного резистора. Конец второго провода припаиваем к двум оставшимся контактам переменного резистора.
Под левой термоусадкой резистор
Вот что получается:
Потом все это устанавливаем на авто и регулируем периодичность “уборки территории”.
Вот что получилось:
Как отрегулировать скорость взмаха дворников своими руками
Несмотря на то, что с первого взгляда задача может показаться очень трудоёмкой, стоит заметить, что процесс не требует каких-либо определённых навыков, не сложен и практически без затратный. Работа будет проводиться на ВАЗ 21214
Для работы надо приобрести постоянный резистор с сопротивлением 1,5 кОм, переменный резистор с сопротивлением 20кОм, регулятор на шток переменного резистора, 2 метра проводов, изолента.
Чтобы работать, нужен паяльник, припой с канифолью, доступ к электричеству.
Самое сложно в регулировке скорости взмаха этой найти реле работы стеклоочистителей, которое находится за пластиковой обшивкой, за блоком предохранителей. Облегчить поиск можно включив, дворники, при этом реле будет отщёлкивать.
Реле нужно вскрыть и убрать имеющийся резистор с сопротивлением 4,5 кОм, а на его место посадить два метровых куска провода с изолентой. Один провод припаивается к ножке второго имеющегося резистора, а второй к месту, где находилась ножка резистора, который был удалён.
В верхней части рулевой колонки делается отверстие для вывода регулятора штока.
Один конец постоянного резистора с сопротивлением 1,5 кОм с помощью паяльника крепится к концу одного из свободных проводков, а второй конец резистора припаивается к крайнему контакту переменного резистора. Его остальные контакты прикрепляются ко второму концу свободного вывода.
Все провода прорабатываются изолентой, а реле собирается и устанавливается на место.
Когда вся конструкция будет собрана, регулировать скорость взмаха дворников можно будет на руле.
ШИМ регулятор оборотов.
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Такой регулятор, на копеечном таймере, используется у меня с электродвигателем от дворников ВАЗ. Регулирует от нуля до максимального значения. Полевик практически не греется, но на всякий случай поставил его на маленький радиатор. В инкубаторе может использоваться для поворота лотков, регулирования оборотов вентиляторов и т. п.
Этот регулятор может хорошо пригодиться тем, кто хочет поворачивать лотки моторчиком от стеклоочистителя ВАЗ с помощью КШМ (кривошипно-шатунного механизма). У него число оборотов выходного вала великовато для КШМ. При попытке снизить обороты путем подключения последовательно мотору гасящего резистора или транзистора в линейном режиме, приводит к тому, что момент на валу падает настолько, что в неблагоприятном случае не хватает силенок, чтобы сдвинуть лотки. С ШИМ регулятором момент на валу, при снижении оборотов, остается достаточно высоким для нормального поворота лотков.
Спасибо за схему!
Печатной платы нет готовой?
Печатки не было изначально, собирал на монтажке, да и не для инкубатора, а для сварочного полуавтомата (протяжка сварочной проволоки). Пол года уже работает, полет нормальный.
Печатки не было изначально
Печатки не было изначально
Вот практически практически идентичная схема с печаткой.
Отличный, могу сказать регулятор. Я тоже его ставлю на переворот. Только моторчик с червячным редуктором не от дворников а от стеклоподъемников. Этот ШИМ — позволил снизить обороты КШМ до 1 оборота — за 15 секунд. И действительно привод остается тяговитым. Не так как с регулировкой по напряжению.
Печатки не было изначально, собирал на монтажке, да и не для инкубатора, а для сварочного полуавтомата (протяжка сварочной проволоки). Пол года уже работает, полет нормальный.
Спасибо собрал по вашей схеме на П/А работает нормально протяжка двигатель от ВАЗ классика только в нём надо одну щётку от соединить от корпуса .а то транзистор выходной горить .У меня плюс полуавтомата на аппарате .Успехов и всего хорошего.
д. Ака, Барвинок, каким образом в ваших схемах можно реализовать реверс двигателя стеклоочистителя ВАЗ?
Какой смысл к ним обращаться, если один 1 год 8 мес. не в сети, а другой 3 года 2 мес. не заходит на форум?
Да, действительно, есть такое, сразу не заметил. Значит буду искать ответ на других форумах.
Значит буду искать ответ на других форумах.
И здесь тоже можно найти ответ. Главное правильно сформулировать вопрос.
Значит буду искать ответ на других форумах.
И здесь тоже можно найти ответ. Главное правильно сформулировать вопрос.
ОК. Попытаюсь сформулировать правильно вопрос. В наличии двигатель с редуктором от авто ГАЗ 53, представляющий ротор с обмоткой и щетками. Вместо статора обычные постоянные магниты. Специально был выбран для возможности создания реверсивного движения с помощью реле времени с 12-вольт. МКУ 48 на выходе, имеющем 2 мощные контактных группы, которые через каждые 2 часа после подачи сигнала с микросхемы переключали реле и соответственно меняли полярность подачи напряжения на двигатель. Этим и осуществлялся реверс двигателя и переворот лотков до срабатывания концевика. Все бы ничего, но очень быстро происходит поворот лотков. Яйца, конечно, не вылетали, но все же нежелательно.
Задача. Как в рассмотренных выше схемах реализовать реверс двигателя стеклоочистителя?
Регулятор оборотов двигателя постоянного тока 12 вольт
На простых механизмах удобно устанавливать аналоговые регуляторы тока. К примеру, они могут изменить скорость вращения вала мотора. С технической стороны выполнить такой регулятор просто (потребуется установка одного транзистора). Применим для регулировки независимой скорости моторов в робототехнике и источниках питания. Наиболее распространены два варианта регуляторов: одноканальные и двухканальные.
Видео №1 . Одноканальный регулятор в работе. Меняет скорость кручения вала мотора посредством вращения ручки переменного резистора.
Видео №2. Увеличение скорости кручения вала мотора при работе одноканального регулятора. Рост числа оборотов от минимального до максимального значения при вращении ручки переменного резистора.
Видео №3 . Двухканальный регулятор в работе. Независимая установка скорости кручения валов моторов на базе подстроечных резисторов.
Видео №4. Напряжение на выходе регулятора измерено цифровым мультиметром. Полученное значение равно напряжению батарейки, от которого отняли 0,6 вольт (разница возникает из-за падения напряжения на переходе транзистора). При использовании батарейки в 9,55 вольт, фиксируется изменение от 0 до 8,9 вольт.
Функции и основные характеристики
Ток нагрузки одноканального (фото. 1) и двухканального (фото. 2) регуляторов не превышает 1,5 А. Поэтому для повышения нагрузочной способности производят замену транзистора КТ815А на КТ972А. Нумерация выводов для этих транзисторов совпадает (э-к-б). Но модель КТ972А работоспособна с токами до 4А.
Одноканальный регулятор для мотора
Устройство управляет одним мотором, питание осуществляется от напряжения в диапазоне от 2 до 12 вольт.
Конструкция устройства
Основные элементы конструкции регулятора представлены на фото. 3. Устройство состоит из пяти компонентов: два резистор переменного сопротивления с сопротивлением 10 кОм (№1) и 1 кОм (№2), транзистор модели КТ815А (№3), пара двухсекционных винтовых клеммника на выход для подключения мотора (№4) и вход для подключения батарейки (№5).
Примечание 1. Установка винтовых клеммников не обязательна. С помощью тонкого монтажного многожильного провода можно подключить мотор и источник питания напрямую.
Принцип работы
Порядок работы регулятора мотора описывает электросхема (рис. 1). С учетом полярности на разъем ХТ1 подают постоянное напряжение. Лампочку или мотор подключают к разъему ХТ2. На входе включают переменный резистор R1, вращение его ручки изменяет потенциал на среднем выходе в противовес минусу батарейки. Через токоограничитель R2 произведено подключение среднего выхода к базовому выводу транзистора VT1. При этом транзистор включен по схеме регулярного тока. Положительный потенциал на базовом выходе увеличивается при перемещении вверх среднего вывода от плавного вращения ручки переменного резистора. Происходит увеличение тока, которое обусловлено снижением сопротивления перехода коллектор-эмитттер в транзисторе VT1. Потенциал будет уменьшаться, если ситуация будет обратной.
Принципиальная электрическая схема
Материалы и детали
Необходима печатная плата размером 20х30 мм, изготовленная из фольгированного с одной стороны листа стеклотекстолита (допустимая толщина 1-1,5 мм). В таблице 1 приведен список радиокомпонентов.
Примечание 2. Необходимый для устройства переменный резистор может быть любого производства, важно соблюсти для него значения сопротивления тока указанные в таблице 1.
Примечание 3. Для регулировки токов выше 1,5А транзистор КТ815Г заменяют на более мощный КТ972А (с максимальным током 4А). При этом рисунок печатной платы менять не требуется, так как распределение выводов у обоих транзисторов идентично.
Процесс сборки
Для дальнейшей работы нужно скачать архивный файл, размещенный в конце статьи, разархивировать его и распечатать. На глянцевой бумаге печатают чертеж регулятора (файл termo1), а монтажный чертеж (файл montag1) – на белом листе офисной (формат А4).
Далее чертеж монтажной платы (№1 на фото. 4) наклеивают к токоведущим дорожкам на противоположной стороне печатной платы (№2 на фото. 4). Необходимо сделать отверстия (№3 на фото. 14) на монтажом чертеже в посадочных местах. Монтажный чертеж крепится к печатной плате сухим клеем, при этом отверстия должны совпадать. На фото.5 показана цоколёвка транзистора КТ815.
Вход и выход клеммников-разъемов маркируют белым цветом . Через клипсу к клеммнику подключается источник напряжения. Полностью собранный одноканальный регулятор отображен на фото. Источник питания (батарея 9 вольт) подключается на финальном этапе сборки. Теперь можно регулировать скорость вращения вала с помощью мотора, для этого нужно плавно вращать ручку регулировки переменного резистора.
Для тестирования устройства необходимо из архива распечатать чертеж диска. Далее нужно наклеить этот чертеж (№1) на плотную и тонкую картонную бумагу (№2 ). Затем с помощью ножниц вырезается диск (№3).
Полученную заготовку переворачивают (№1 ) и к центру крепят квадрат черной изоленты (№2) для лучшего сцепления поверхности вала мотора с диском. Нужно сделать отверстие (№3) как указано на изображении. Затем диск устанавливают на вал мотора и можно приступать к испытаниям. Одноканальный регулятор мотора готов!
Двухканальный регулятор для мотора
Используется для независимого управления парой моторов одновременно. Питание осуществляется от напряжения в диапазоне от 2 до 12 вольт. Ток нагрузки рассчитан до 1,5А на каждый канал.
Конструкция устройства
Основные компоненты конструкции представлены на фото.10 и включают: два подстроечных резистора для регулировки 2-го канала (№1) и 1-го канала (№2), три двухсекционных винтовых клеммника для выхода на 2-ой мотор (№3), для выхода на 1-ый мотор (№4) и для входа (№5).
Примечание.1 Установка винтовых клеммников не обязательна. С помощью тонкого монтажного многожильного провода можно подключить мотор и источник питания напрямую.
Принцип работы
Схема двухканального регулятора идентична электрической схеме одноканального регулятора. Состоит из двух частей (рис.2). Основное отличие: резистор переменного сопротивления замен на подстроечный резистор. Скорость вращения валов устанавливается заранее.
Примечание.2. Для оперативной регулировки скорости кручения моторов подстроечные резисторы заменяют с помощью монтажного провода с резисторами переменного сопротивления с показателями сопротивлений, указанными на схеме.
Материалы и детали
Понадобится печатная плата размером 30х30 мм, изготовленная из фольгированного с одной стороны листа стеклотекстолита толщиной 1-1,5 мм. В таблице 2 приведен список радиокомпонентов.
Процесс сборки
После скачивания архивного файла, размещенного в конце статьи, нужно разархивировать его и распечатать. На глянцевой бумаге печатают чертеж регулятора для термоперевода (файл termo2), а монтажный чертеж (файл montag2) – на белом листе офисной (формат А4).
Чертеж монтажной платы наклеивают к токоведущим дорожкам на противоположной стороне печатной платы . Формируют отверстия на монтажом чертеже в посадочных местах. Монтажный чертеж крепится к печатной плате сухим клеем, при этом отверстия должны совпасть. Производится цоколёвка транзистора КТ815. Для проверки нужно временно соединить монтажным проводом входы 1 и 2 .
Любой из входов подключают к полюсу источника питания (в примере показана батарейка 9 вольт). Минус источника питания при этом крепят к центру клеммника. Важно помнить: черный провод «-», а красный «+».
Моторы должны быть подключены к двум клеммникам, также необходимо установить нужную скорость. После успешных испытаний нужно удалить временное соединение входов и установить устройство на модель робота. Двухканальный регулятор мотора готов!
В АРХИВЕ представленные необходимые схемы и чертежи для работы. Эмиттеры транзисторов помечены красными стрелками.