Управление грузовым автомобилем при прохождении поворотов
Автор: Александр Дата публикации: 5.11.2014 Категория: Обучение персонала — бесплатные семинары Рейтинг: 4 |
Для вождения автопоезда водитель должен иметь очень высокую квалификацию. В зависимости от его навыков вождения и скорости реагирования, соблюдается безопасный режим передвижения и экономия при перевозках. Основными типами автопоезда, является седельный тягач и длиннобазный полуприцеп, на примере которых и рассматривается вождение автопоезда при выполнении маневров и во время поворотов. Автопоезда разделяются на два основных типа, в зависимости от преодоления непрямых отрезков дороги: полуприцеп с неуправляемой тележкой и седельный тягач в составе которых находится автопоезд. База полуприцепов, которые получили широкое распространение и серийное производство в автомобильной промышленности, составляет длину в 1,5 раза большую длину базы седельного тягача. В некоторых организациях и на некоторых производствах работают специальные полуприцепы. Они имеют длину превосходящую длину базы седельного тягача в 2,5 раза.
Маневр тележки полуприцепа, где применяется гидрообъемная или тросовая система контроля поворота совершается по следующей схеме: углы поворота колеса тележки изменяются пропорционально углам продольных осей полуприцепа и седельного тягача, по отношению к оси полуприцепа, во время выполнения поворотов на закругленных участках дороги.
Формы полосы передвижения различных видов автопоезда отличаются друг от друга, связано это с их характеристиками движения на прямолинейных отрезках. Вследствие этого кардинально отличаются и элементы вождения на закругленных элементах дороги. Поэтому водитель, который прекрасно маневрирует и управляет одним видом автопоезда, сталкивается со значительными затруднениями при вождении другого автопоезда. Для того чтобы приобрести уверенность и контроль над ситуацией понадобиться значительный период времени и постоянная практика. Для вождения автопоезда на криволинейных участках дороги водитель должен хорошо чувствовать габариты машины, иметь развитый глазомер и отличную координацию движений.
При вождении автопоезда в составе полуприцепа с неуправляемой тележкой возникают сложности связанные со смещением траектории передвижения тележки в направлении поворота автопоезда, из-за чего полоса его движения расширяется. Эта полоса образовывается как при участии звеньев автопоезда, так и перевозимых грузов.
При прямолинейном движении автопоезда ширина полосы напрямую зависит размеров габаритов данного транспортного средства. Во время движения по криволинейным участкам дороги внешнее колесо тягача описывает наружный элемент полосы передвижения, а габариты, расположенные на раме полуприцепа или тележки – внутренний. Форма данной полосы, а также ее ширина напрямую зависит от различных характеристик: размер базы полуприцепа и тягача, радиус поворота и скорость автопоезда при вхождении в него, насколько смещается опорносцепное устройство по отношению к заднему мосту тягача, и других показателей.
Итак, главными факторами, которые влияют на размеры полосы перемещения автопоезда на криволинейных участках дороги, являются: размеры базы прицепа, разница углов начального и конечного направления движения, а также величина радиуса поворота. Полоса при закруглении дороги расширяется при увеличении размеров базы полуприцепа, а уменьшается, когда радиус поворота увеличивается. Как же правильно выполнит поворот на длинномерном автомобиле с прицепом? Выполняя поворот налево, водитель должен вывести тягач максимально близко к правой обочине дороги, чтобы переднее колесо располагалось практически на кромке дорожного полотна. Элемент поворота необходимо завершить до того как тягач войдет в поворот. При выполнении подобных маневров нужно проявлять максимальную бдительность и собранность, кроме того не стоит забывать о встречном транспорте, который может появиться в любую минуту.
В момент, когда тележка полуприцепа преодолеет промежуток, который соответствует 0,2 длины главной траектории заднего моста, ширина полосы передвижения достигнет своего максимального значения. Это один из важнейших элементов о котором нужно помнить при вхождении в поворот на автопоезде. Выезд автопоезда на центр дорожного полотна можно совершать после того, как тягач будет двигаться по прямой после выхода из поворота. Поворот направо выполняется по такой же схеме и в том же порядке, как и налево. Разница заключается лишь в том, что переднее левое колесо должно располагаться максимально близко к осевой линии проезжей части, а не к правой обочине.
Траектория движения тележки смещается во внешнем направлении по отношению к траектории седельного тягача во время выполнения поворота, а после выхода из поворота она смещается внутрь. Это основные закономерности при криволинейном движении автопоезда в составе седельного тягача. Показатели наружного и внутреннего смещения зависят от факторов подобных предыдущему случаю, а так же от передаточного воздействия приводов управления. Главными показателями остаются радиус поворота и размер базы полуприцепа. В данном случае при увеличении радиуса поворота величина внутреннего и внешнего смещения растет. Самую большую ширину полоса передвижения подобного автопоезда имеет в центре закругления, или на криволинейных участках дороги на которых наружное и внутренне смещение достигает максимальных показателей. Если размеры базы полуприцепа превышают длину равную 18 метрам, тогда максимальную ширину полоса движения будет иметь в середине поворота, в случае, когда размеры базы полуприцепа меньше 18 метров, максимальная ширина полосы движения будет создаваться в местах самого большого внутреннего и наружного смещения тележки. При перевозке груза уложенным со свесом самая большая в месте наибольшего наружного смещения груза.
Наружная составляющая полосы движения, во время криволинейного движения на автопоезде подобного типа, образуется внешним передним колесом тягача, габаритными точками тележки полуприцепа или рамы, либо свисающей частью перевозимого груза. Внутренняя составляющая образуется габаритными точками рамы полуприцепа, которые расположены в средней части. Поворачивая налево, водитель должен расположить тягач в таком положении, что бы он как можно ближе располагался к центру проезжей части или осевой линии.
Данные действия необходимо производить для того чтобы тележка полуприцепа не покинула пределов проезжей части дорожного покрытия. Подобный маневр должен быть завершен до того как автопоезд войдет в поворот. Продолжая движение и проходя закругление тягач должен переместиться на полосу расположенную напротив его полосы движения. Маневр должен быть завершен к тому моменту, когда тягач преодолеет расстояние равное 0,7 длины всего закругления. Пока тягач не выехал на прямую траекторию, движение следует продолжать максимально близко к краю дорожного полотна или по его кромке. Только потом можно вывести автопоезд на центр проезжей части. При таком выполнении поворота полоса движения будет иметь минимальную ширину. Так как центр рамы полуприцепа влияет на элементы внутренней полосы движения, во время прохождения поворотов водитель должен следить за ее положение. Кроме того не стоит забывать о том, что тележка полуприцепа при невнимательности может сойти с проезжей части. При транспортировке грузов со свесом нужно учитывать крайние точки свисающих элементов, поскольку они являются источниками повышенной опасности для всех участников дорожного движения и пешеходов.
Во время прохождения поворота и выполнения торможения прицеп может занести и произойти складывание автопоезда. На скользкой дороге возникает угроза, что прицеп опрокинется, тягач столкнет в кювет, произойдет поломка буксирующего устройства. В связи с этим торможение во время поворота автопоезда, категорически запрещено. Прицеп должен вестись тягачом, а сцеплены они, должны бать врастяжку.
Для груженых автопоездов характерна высокая точка центра тяжести, поэтому скорость при прохождении поворотов должна быть на много меньше, чем у одиночных автомобилей. Скорость определяется в зависимости от радиуса угла поворота, размеров автопоезда, дорожной обстановки, качества дорожного покрытия и характеристик груза который перевозится. В случае транспортировки жидких элементов, необходимо прибегать к дополнительным мерам предосторожности, во избежание гидравлических ударов.
Большие затруднения вызывает передвижение задним ходом. В случае, когда автопоезд включает в себя несколько прицепов, движение задним ходом становится попросту невозможным. Именно поэтому многие стремятся выполнять развороты автопоезда на специальных площадках, не прибегая к использованию заднего хода.
Возникают ситуации, когда без сложного маневрирования, такого как, движение задним ходом, просто не обойтись. Такое чаще всего происходит во время погрузки или выгрузки на промышленных площадках. Подобные маневры стоит проводить с помощником, который со стороны будет координировать движение автопоезда, информировать водителя о зазорах и безопасности движения, а так же останавливать движущийся транспорт, который может создать помеху движению. Конечно, хорошо если бы помощник имел навыки вождения подобных автопоездов.
Одним из главных навыков любого водителя тягача с полуприцепом, является способность подъезда задним ходом к платформе магазинов или складов. Вначале водитель занимает положение параллельно платформе, расстояние от платформы до левой стороны автопоезда должно быть равным четвертой части полуприцепа. После этого автомобиль поворачивается влево и начинает по кривой подаваться назад. Полуприцеп задом начнет приближаться к платформе. В конце маневра полуприцеп должен вплотную приблизиться к платформе и занять относительно нее перпендикулярное положение, а тягач должен располагаться под углом 90 градусов по отношению к полуприцепу, и соответственно параллельно платформе.
Особого внимания, дисциплины и собранности потребуется от водителя при передвижении автопоезда по городам с и интенсивным движением пешеходов и других транспортных средств. Во время движения по городу повышенное внимание стоит уделять проезду перекрестков и развязок. Все маневры по изменению направления или изменения полосы движения должны производиться заблаговременно. Все маневры должны быть завершены в 20 метрах от перекрестка.
Выполняя правый поворот нужно обратить внимание на встречное движение, поскольку при подобном маневре автопоезду не редко приходится выезжать на встречную полосу. Колеса полуприцепа не должны наехать на бордюр, поскольку там могут находиться пешеходы. Выполняя левый поворот, не стоит стремиться проехать центральную часть перекрестка, поскольку автопоезд будет расположен на большой площади поворота и другие транспортные средства не смогут выполнить движение в необходимом для них направлении.
Выполняя поворот в потоке рядом с автопоездом, водители должны оценить разницу траекторий движения самого тягача и полуприцепа, в противном случае может произойти неприятное ДТП. Рекомендуется выполнять маневр после автопоезда, а не параллельно с ним. Особенно сложно предсказать траекторию заключительного прицепа автопоезда, поэтому поворот рядом с ним крайне не желателен. Не стоит совершать обгон автопоезда во время поворота, поскольку есть вероятность принять боковой удар от прицепа. Водителям автопоезда перед выездом на маршрут необходимо производить проверку буксирного прибора, это поможет предотвратить аварию и сэкономить время и средства. Груз в кузове должен быть правильно размещен и закреплен, поскольку перемещение груза и смещение центра тяжести влечет за собой не приятные ситуации в дороге, вплоть до дорожно-транспортного происшествия.
Всегда правильно оценивайте необходимую скорость при вхождении в поворот. Лучше выполнить маневр на маленькой скорости, чем развив большую скорость привести к опрокидыванию полуприцепа. Перед входом в поворот необходимо немного прибавить скорости для того, чтобы создать достаточную натяжку автопоезда. Всегда следите за положением автопоезда на проезжей части, и плавно поворачивайте руль, не допуская резких рывков. Для выполнения безопасного поворота и уменьшения возможности дорожно-транспортного происшествия всегда используйте боковые зеркала заднего вида, которые помогут чувствовать габариты транспортного средства.
Выполняя правый или левый поворот, внимательно следите за расположением колес тягача относительно элементов дороги. Самым сложным маневром является движение задним ходом. Не забывайте, что полуприцепом управляют не передние колеса тягача, а его задняя ось. Лучшим способом приобрести высокие навыки, является постоянная практика.
Прохождение поворотов на грузовом автомобиле
Как правильно водить грузовой автомобиль?
Самый простой тип грузовых автомобилей – это обыкновенные бортовые. На одну планку с ними можно поставить и тягачи. Управление с ними особых проблем не несет. Единственным критерием сложности является разница в весе и габаритах, что требует большего контроля в манипуляциях рулем и акселератором. На уровень выше по трудности идут прицепы и полуприцепы. Самая проблематичная задача при их управлении – это научиться контролировать иногда непроизвольные движения находящегося позади тягача контейнера или специальной формы контейнера с грузом. Необходимо весьма аккуратно делать манипуляции руками, без резких поворотов рулем, чтобы избежать непроизвольного вылета прицепа из седла.
Также стоит учитывать, что вес полуприцепа, особенно с грузом, бывает весьма существенным по отношению к массе тягача и требуется внимательно выбирать расстояния с запасом для торможения, а также трогаться очень плавно.
При неполной нагрузке контейнера груз стоит располагать максимально приближенно к седлу, чтобы придать дополнительную устойчивость и облегчить задачу мощностному агрегату при начале движения, что существенно экономит расход топлива, особенно в условиях городского движения. Также при движение по городу на грузовом автомобиле возникает еще одно существенное препятствие – повороты. Зачастую они бывают слишком узкими. Для этого компании, занимающиеся грузовыми перевозками согласуют с местным правительством все вопросы и устанавливают определенные маршруты, по которым движение с прицепами и полуприцепами можно осуществлять без особых остановок.
Тем не менее, преимущественно правые повороты на больших грузовиках стоит проходить по следующей методике: при подъезде машину стоить направить немного к центру дороги – это придаст некий радиус для того чтобы срезаемый угол не оказался под колесами и вы не наехали на бордюр. При выезде из поворота следует немного прибавить подачу топлива, чтобы преодолеть радиальное сопротивление на кузов и успешно вывести машину без лишних заносов и сдвигов.
Говоря о профессиональном вождении на грузовых автомобилях, можно упомянуть про автопоезда. Это схема: тягач плюс несколько прицепов. Такие варианты используются крайне редко и обращение с ними нужно весьма специфичное. Однако если вы научитесь довольно уверенно управлять тягачом с полуприцепом, то начальные навыки манипулирования автопоездом у вас уже будут.
Прохождение поворотов на грузовом автомобиле
Вождение автопоезда требует от водителя высокой квалификации. От того, насколько совершенно он владеет техникой вождения, зависит безопасность движения, экономичность перевозок. В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые приемы вождения основных типов автопоездов в составе седельного тягача и длиннобазного полуприцепа на закруглениях дорог и при маневрировании. С точки зрения проезда криволинейных участков дороги автопоезда могут быть разделены на два основных типа.
Автопоезд в составе седельного тягача и полуприцепа с неуправляемой тележкой. В отличие от серийно выпускаемых автомобильной промышленностью полуприцепов, база которых не превышает 1,5 длины базы седельного тягача, специализированные полуприцепы, работающие в строительных организациях, имеют базу, которая превышает длину базы седельного тягача в 2—2,5 раза.
Автопоезд в составе седельного тягача и полуприцепа с управляемой тележкой, где угол поворота колес тележки относительно продольной оси полуприцепа в процессе прохождения криволинейных участков пути меняется пропорционально углу между продольными осями седельного тягача и полуприцепа. По такой схеме осуществляется поворот тележки полуприцепов с тросовой и гидрообъемной системами управления поворотом.
Характер прямолинейного движения, а следовательно и форма полосы движения этих типов автопоездов совершенно различны. Поэтому принципиально отличаются и приемы их вождения на криволинейных участках пути. Практика показывает, что водители, освоившие приемы вождения автопоездов одного типа, при переходе к вождению автопоездов другого типа сталкиваются с определенными трудностями и проходит довольно много времени, прежде чем они приобретают необходимую профессиональную уверенность. Вождение автопоезда на закруглениях дорог требует от водителя точного учета габаритов машины, четкого глазомера, хорошей координации движений.
Основная сложность криволинейного движения авто поездов первого типа заключается в смещении траектории движения тележки в сторону поворота автопоездов, (рис. 1) вследствие чего происходит уширение полосы его движения. В образовании этой полосы в общем случае могут участвовать оба звена автопоезда, а также перевозимый груз.
Пока автопоезд идет прямолинейно, ширина полосы определяется его габаритными размерами (для простоты мы не рассматриваем динамический коридор автопоезда). При прохождении криволинейных участков пути наружную составляющую его полосы движения описывает крыло внешнего колеса тягача, а внутреннюю — крайние габаритные точки Тележки или рамы полуприцепа. Ее ширина и форма (на рис. 1 заштрихована) зависят от ряда факторов: от длины базы тягача и полуприцепа, величины смещения опорно сцепного устройства относительно заднего моста тягача, радиуса поворота, угла между начальным и конечным направлениями угловой скорости поворота управляемых колес тягача и скорости автопоезда на повороте.
Из числа названных факторов решающее влияние на образование полосы движения автопоезда на закруглениях оказывают длина базы полуприцепа, радиус поворота и угол между начальными и конечными направлениями движения. Полоса на закруглении уширяется с увеличением длины базы полуприцепа и угла между начальными и конечными направлениями пути и уменьшается с увеличением радиуса поворота.
Какова же техника выполнения поворота на автомобилях с полуприцепами и прицепами? Совершая левый поворот, водитель должен вести тягач относительно проезжей части дороги таким образом, чтобы наружное переднее колесо его катилось как можно ближе к наружной кромке проезжей части, как показано на рис. 1. Маневр должен быть закончен к моменту входа тягача в поворот. Выполнение этих условий крайне важно, так как в любой момент на проезжей части дороги может появиться встречный транспорт.
Водителю следует также помнить, что максимальная ширина полосы движения будет при таком положении автопоезда на закруглении, когда тележка полуприцепа пройдет расстояние, равное примерно 0,2 длины основной траектории, т. е. траектории движения заднего. моста тягача. Выполнение маневра, связанного с выходом автопоезда на середину проезжей части, необходимо начинать лишь после того, как тягач выйдет из поворота и начнет двигаться прямолинейно.
Правый поворот выполняется в такой же последовательности, теми же приемами с той лишь разницей, что ориентация тягача относительно проезжей части дороги должна быть по наружному переднему колесу, которое должно проходить как можно ближе к осевой линии.
Основная закономерность криволинейного движения автопоездов второго типа — это смещение траектории движения тележки полуприцепа во внешнюю относительно траектории движения седельного тягача сторону на входе в поворот и смещение ее на внутреннюю сторону на выходе из поворота (рис. 2).
Величина внутреннего и наружного смещения зависит от тех же параметров, что и в предыдущем случае и, кроме того, от передаточного отношения привода управления. Однако решающее значение имеют длина базы полуприцепа и радиус поворота. Как наружное, так и внутреннее смещение увеличивается с увеличением радиуса поворота. Наибольшая ширина полосы движения такого типа автопоезда в общем случае может быть либо в середине закругления, либо в тех его местах, где величина наружного и внутреннего смещения достигает максимального значения.
Если длина базы полуприцепа менее 18 м, то наибольшая ширина полосы движения будет в тех местах закругления, где наибольшее наружное и внутреннее смещение тележки. При длине базы полуприцепа 18 м наибольшая ширина полосы движения будет в середине закругления. Если на полуприцеп груз уложен со свесом, то наибольшая ширина полосы движения всегда будет там, где наибольшее наружное смещение груза.
При криволинейном движении автопоездов этого типа наружную составляющую полосы движения образует либо крыло внешнего переднего колеса тягача, либо габаритные точки рамы или тележки полуприцепа, либо свисающая часть перевозимых изделий. Внутреннюю составляющую образуют габаритные точки рамы полуприцепа в средней его части.
Совершая левый поворот в этом случае, водитель должен вести тягач так, чтобы внутреннее переднее колесо катилось как можно ближе к осевой линии.
Это необходимо, чтобы избежать выхода тележки полуприцепа за пределы проезжей части дороги. Маневр следует завершить к моменту входа в поворот. Дальнейшее направление движения тягача должно быть таким, чтобы в процессе прохождения закругления он переместился на противоположную сторону своей полосы движения, как показано на рис. 2. Маневр необходимо закончить еще до выхода тягача из поворота, а точнее к тому времени, когда он пройдет примерно 0,7 длины кривой. Далее движение вдоль кромки проезжей части продолжается вплоть до выхода тягача на прямолинейную траекторию. Лишь после этого можно выводить автопоезд на середину проезжей части дороги. В этом случае ширина полосы движения будет минимальной.
В процессе прохождения закруглений водитель обязан следить не только за тем, чтобы тележка полуприцепа не сошла с проезжей части дороги, но и за положением середины рамы полуприцепа, так как именно она определяет положение внутренней составляющей полосы Движения. В случае транспортирования изделий со свесом необходимо также следить за перемещением крайних точек свисающих изделий, которые могут быть источником особой опасности как для пешеходов, так и для встречных автомобилей.
При торможении на повороте может возникнуть занос прицепа и складывание автопоезда, что на скользкой дороге представляет опасность опрокидывания прицепа, сталкивания или стаскивания автомобиля-тягача в кювет, поломки буксирного устройства. Поэтому нельзя тормозить автопоезд на повороте, так как в этом случае тягач должен вести прицеп, а сцепка между тягачом и прицепом должна быть врастяжку.
Скорость движения груженого автопоезда на поворотах ввиду большой высоты центра тяжести должна быть значительно меньше, чем у одиночного автомобиля. Поэтому при подъезде к повороту скорость необходимо выбирать с учетом длины автопоезда, крутизны поворота (радиуса закругления), состояния дорожного полотна дорожно транспортной ситуации, характера перевозимого груза. Например, для перевозки жидких грузов нужно применять дополнительные меры для избежания гидравлического удара.
Значительную трудность представляет движение автопоезда задним ходом. Если же автопоезд состоит из нескольких прицепов, то в некоторых случаях двигаться задним ходом вообще невозможно. Поэтому разворот автопоезда для следования в обратном направлении надо стремиться выполнять без применения заднего хода.
В крайнем случае маневрирование автопоезда, в особенности при постановке на погрузку и выгрузку на строительных площадках (подача назад, сложные повороты), необходимо выполнять только с помощью помощника, наблюдающего за маневром автопоезда, отсутствием помех и ориентирующего водителя о правильном и безопасном направлении. Хорошо, если этим «лоцманом» будет тоже водитель по профессии.
К особым навыкам водителя автомобиля тягача с полуприцепом относится умение подъезжать задним ходом к рампе склада или магазина. Сначала водитель должен подъехать параллельно рампе (рис. 3) так, чтобы расстояние между рампой и левой стороной автопоезда было равным примерно 1/4 длины полуприцепа. Затем следует повернуть автомобиль тягач влево и подать назад, двигаясь по кривой. При этом полуприцеп начнет задним ходом продвигаться к рампе. Маневр надо рассчитать так, чтобы в момент прикосновения заднего борта полуприцепа к рампе полуприцеп находился под прямым углом к ней, а автомобиль тягач под прямым углом к прицепу, т. е. параллельно рампе.
Вождение автопоезда в городах с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов требует от водителя особого внимания, дисциплинированности и четкости действий. Проезд пересечений и площадей — наиболее ответственный момент при движении по городу. Приближаясь к регулируемому перекрестку, водители автопоезда, намеревающегося изменить направление движения, должны заблаговременно начать перестроение с тем, чтобы примерно за 20 м от перекрестка закончить его.
Перед поворотом направо нужно убедиться, что поворот не помешает встречному движению, так как автопоезду часто необходимо выезжать на левую сторону проезжей части. Поворачивая направо, надо следить за тем, чтобы колеса прицепа не наехали на бордюрный камень — там могут стоять пешеходы. При повороте налево не обязательно стремиться объехать центр перекрестка, оставляя его справа от себя, так как в этом случае автопоезд займет большую площадь поворота и сделает невозможным одновременное движение в том же направлении других транспортных средств.
Водителям, которые выполняют поворот в потоке с автопоездом, необходимо учитывать разницу в траектории движения тягача и прицепа. Иначе есть опасность попасть в «капкан» (рис. 4). Поэтому лучше поворачивать следом за автопоездом, избегая одновременных параллельных поворотов. Особенно опасно поворачивать на уровне последнего прицепа автопоезда, так как его траектория не всегда достаточно точно предсказуема.
Не следует также обгонять поворачивающий авто поезд, так как «вынос» последнего прицепа может оказаться больше ваших ожиданий, и вы рискуете получить боковой удар прицепом. А вот некоторые советы водителям автопоездов. Перед выездом на линию и в пути необходимо проверит исправность буксирного прибора — это требует гораздо меньше времени, чем простой изза аварии. Тщательно крепите груз в кузове и продумано его размещайте. Смещение груза под воздействием боковой инерционно силы на повороте может привести к дорожнотранспортному происшествию.
Выбирайте соответствующую условиям скорость движения на повороте. Лучше повернуть со скоростью 20 км/ч, чем опрокинуться на скорости 40 км/ч. Перед началом поворота слегка нажмите на педаль акселератора, чтобы «натянуть и посадить» автопоезд. Руль поворачивайте плавно, без рывков, постоянно контролируя положение автопоезда на проезжей части. Зеркала заднего вида с обеих сторон — ваши верные помощники при левом повороте наружное колесо тягача должно катиться как можно ближе к наружной кромке проезжей части в случае неуправляемого прицепа и наоборот — в случае с управляемой тележкой полуприцепа.
При правом повороте наружное колесо тягача должно катиться как можно ближе к осевой линии проезжей части в случае неуправляемого прицепа (полуприцепа) о наоборот в случае с управляемой тележкой полуприцепа. Из всех маневров автопоезда движение задним ходом — самый последний маневр. При этом надо помнить, что полуприцеп управляется не передними колесами автомобиля-тягача, а его задней осью.