Схема прокладок мотора к4м
Установка поршней с шатунами
Смажьте моторным маслом верхние части цилиндров и шатунные шейки коленчатого вала.
Установите на место поршни в сборе с шатунами с помощью кольца для установки поршня с поршневыми кольцами в гильзу цилиндра, соблюдая соответствие поршней и цилиндров.
Метки на поршнях должны быть направлены в сторону маховика.
Установите шатуны на шатунные шейки коленчатого вала.
Установите крышки шатунов (см. рис. 13).
Затяните гайки шпилек крышек шатунов моментом 20 Нм + (45˚±5˚).
Установите звездочку привода масляного насоса, приводную цепь масляного насоса и масляный насос (см. рис. 14).
Затяните требуемым моментом болты крепления масляного насоса.
Герметичность передней крышки блока цилиндров двигателя можно обеспечить либо установкой прокладки, либо установкой крышки на герметик Loctite 518.
Посадочные поверхности блока цилиндров и передней крышки блока двигателя должны быть чистыми, сухими и без следов масла, не касайтесь их руками.
Состав Loctite518 наносится полоской шириной 1 мм, место нанесения состава показано на рис. 15.
Установите переднюю крышку блока цилиндров двигателя.
Затяните болты крепления передней крышки блока цилиндров в порядке, указанном на рис. 16.
Посадочные поверхности блока цилиндров и водяного насоса должны быть чистыми, сухими и без следов масла, не касайтесь их руками.
Установите водяной насос. Вместо прокладки используйте герметик Loctite 518 (полоска шириной 1 мм), место нанесения состава показано на рис. 17.
Примечание. Нанесите одну — две капли состава LoctiteFrenetanch на болты крепления (1) и (4) водяного насоса (см. рис. 18).
Затяните болты M6 и болт M8 в порядке, указанном на рис. 18.
Нанесите четыре полоски состава Rhodorseal 5661 шириной около 5 мм на места стыка передней и задней крышек и на посадочные поверхности блока цилиндров.
Расположение мест нанесения состава см. 1, рис.19. для задней крышки нанесение состава производится аналогично.
Нанесите две капли состава Rhodorseal 5661 диаметром около 7 мм на посадочную поверхность передней крышки и блока цилиндров (2).
При установке поддона картера двигателя убедитесь, что язычки (1) маслоуспокоителя установлены в пазы (2) (см. рис. 20).
Блок цилиндров и поддон картера двигателя должны быть выровнены со стороны маховика, чтобы не повредить картер сцепления при соединении двигателя с коробкой передач.
Установите поддон картера с новой прокладкой.
Затяните болты крепления поддона картера в порядке, указанном на рис. 21:
— Первый проход, Нм 8;
— второй проход, Нм 14.
Установите датчик уровня масла и затяните его требуемым моментом.
Установите датчик детонации и затяните его требуемым моментом.
Установите датчик давления масла и затяните его требуемым моментом.
Моменты затяжки смотрим в начале статьи
Запрессуйте задний сальник коленчатого вала оправкой Mot.1129-01 (см. рис. 22).
Запрессуйте передний сальник коленчатого вала оправкой Mot.1385 (см. рис. 23).
Замените болты крепления маховика. Повторное использование старых болтов не допускается.
Очистите посадочный фланец коленчатого вала и резьбовые отверстия под болты крепления.
Проверьтетехническое состояние маховика.
Обезжирьте опорную поверхность маховика и встречную поверхность на фланце коленчатого вала.
Установите распорную втулку (А, рис.24), монтажное положение — фаской к маховику.
Покройте резьбовые поверхности резьбы болтов средством Loctite Frenetanch.
Заверните от руки болты крепления до их соприкосновения с маховиком, затем заблокируйте маховик фиксатором Mot. 582-01 или Mot. 1677 (см. рис. 25).
Затяните болты крепления маховика моментом 55 Нм.
Установите ведомый диск сцепления и кожух сцепления с нажимным диском в сборе.
Отцентрируйте ведомый диск с помощью оправки Emb. 1518 (см. рис. 26), оправка подходит для центровки дисков автомобиля ВАЗ.
Схема прокладок мотора к4м
После того как разобрали головку цилиндров нужно промыть все детали головки, очистить их от нагара
Подготавливаем детали к осмотру.
Проверяем посадочную поверхность головки и высоту головки блока цилиндров.
Высота h головки блока должна составлять 137 мм (рисунок 1).
Линейкой и щупом проверяем неплоскостность посадочных поверхностей головки блока цилиндров (рисунок 2).
Допускается максимальная неплоскостность 0,05 мм. Шлифовка поверхностей не допускается.
Проверяем головку блока цилиндров (отсутствие трещин и сквозной коррозии) с помощью соответствующего приспособления (рисунок 3).
Проверяем длину болтов крепления головки. Длина болтов без учета головки должна быть не больше 117,7 мм.
Если устанавливаем новые болты то перед их установкой их смазывать не нужно, бывшие в употреблении болты нужно смазать моторным маслом.
Последующая подтяжка болтов крепления головки блока цилиндров не требуется и не допускается, в противном случае резко возрастает вероятность разрушения болтов при откручивании.
Перед затяжкой болтов удалите грязь и масло, которое осталось в резьбовых отверстиях блока цилиндров.
Замеряем толщину прокладки (рисунок 4). Толщина замеряется в месте указанном стрелкой на рисунке 4.
Толщина новой прокладки должна быть 0,96±0,06 мм; толщина обжатой прокладки должна быть 0,90±0,02 мм.
Осматриваем гидравлические толкатели и коромысла.
Измеряем клапаны в соответствии с рисунком 6. Размеры клапанов должны соответствовать данным в таблице.
Основные размеры клапанов
Наименование Размер мм
Диаметр стержня D1
Впускные клапана 5,470-5,485*
Выпускные клапана 5,456-5,471*
Диаметр головки D2
Впускные клапана 32,70±0,12
Выпускные клапана 27,96±0,12
Длина клапана L
Впускные клапана 109,32
Выпускные клапана 107,64
Угол рабочей фаски А:
Впускные клапаны 45˚ 45′
Выпускные клапаны 45˚
Минимальная толщина цилиндрического пояска тарелки клапана T
Впускные клапана 1,15
Выпускные клапана 1,27
Ход клапанов
Впускные клапана 9,221
Выпускные клапана 8,075
* диаметр D1 стержня клапана измеряется на расстоянии X1.
Впускные клапана X1 = 75,14±0,35 мм; выпускные клапана X1 = 77,5±0,35 мм;
Направляющие втулки клапанов
Наклон направляющей втулки впускного клапана составляет 63˚30′ (рисунок 7).
Наклон направляющей втулки выпускного клапана составляет 66°.
Высота выступающей части направляющей втулки клапана Н составляет для впускных и выпускных клапанов 11±0,15 мм.
Снятие маслосъемных колпачков производится с помощью приспособления Mot. 1335.
Установка маслосъемных колпачков производится приспособлением Mot. 1511.
Перед установкой маслосъемные колпачки нельзя смазывать.
Устанавливайте маслосъемные колпачки согласно указаниям на рисунке 8.
— Вставьте клапан в головку блока цилиндров.
— Наденьте наконечник приспособления Mot. 1511 на стержень клапана (внутренний диаметр наконечника должен быть равен диаметру стержня) (см. рис. 8).
— Прижмите клапан к седлу.
— Установите несмазанный маслосъемный колпачок на наконечник.
— Продвиньте маслосъемный колпачок, протолкнув его через наконечник.
— Установите оправку на маслосъемный колпачок. Внутренний диаметр оправки должен совпадать с диаметром стержня клапана.
Кроме того, нижняя часть оправки должна частично упираться в маслосъемный колпачок, по поверхности которая служит опорой шайбе пружины клапана.
— Аккуратно напрессуйте маслосъемный колпачок, постучав ладонью по верхней части оправки, пока маслосъемный колпачок не соприкоснется с головкой блока цилиндров (см. Е, рис. 8).
— Повторите указанные выше операции для всех клапанов.
Проверка пружин клапанов
Дефекты пружин показаны на рисунке 9.
При деформациях B и C эксплуатация пружины допустима, если отклонение от вертикали не более 1,2 мм, при потере формы (D) — пружина подлежит замене.
Даже при сохранении формы пружины необходимо проверить ее механические свойства (высота под определенной нагрузкой). Только после такой проверки определяется годность пружины к дальнейшей работе (смотрим таблицу).
Параметры пружин клапанов
Высота в свободном состоянии
в рабочем состоянии
Высота / под нагрузкой
При наличии новой пружины можно сравнить ее характеристики с характеристиками старых пружин.
Установите одну за другой новую и старую пружины через шайбы на длинный болт.
Затяните гайку болта так, чтобы высота новой пружины уменьшилась на 10 мм.
Измерьте высоту старой пружины.
Если высота старой пружины уменьшилась от 9 до 11 мм (±10%) — она еще послужит, если больше — замените старую пружину.
Проверка зазора клапана в направляющей втулке
Проверку зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана можно производить двумя способами.
Первый способ
Приподнимите головку клапана на 25 мм, затем измерьте индикатором перемещение клапана по направлению стрелок под углом 90˚ к оси распределительного вала.
Половина полученной величины даст значение зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана.
Второй способ
Измерьте диаметр стержня клапана и внутренний диаметр направляющей втулки (см. рис. 11).
Номинальный зазор, мм:
— впускные клапаны 0,015—0,048;
— выпускные клапаны 0,029—0,062.
Проверка распределительных валов
Высота кулачков Н (см. рис. 12) распределительных валов должна соответствовать данным таблицы.
Размеры распредвалов
Осевой зазор распредвалов
впускных и выпускных клапанов
Диаметральный зазор в опорах
Диаметр шеек распредвала
Высота кулачков Н (рис. 12):
В противном случае — замените распределительный вал или проведите восстановительный ремонт.
Основные размеры распределительных валов приведены в таблице.
— Проверьте зазор шеек распределительных валов в опорах головки блока, для этого;
— Установите на место крышку головки блока, затяните болты ее крепления штатным моментом затяжки.
— Нутромером измерьте диаметры всех отверстий в опорах распределительного вала (см. рис. 13), результаты измерений запишите.
Примечание. Измерения нужно производить в вертикальной плоскости максимального износа.
— Микрометром измерьте диаметры опорных шеек распределительного вала (см. рис. 14).
Измерения нужно проводить на каждой шейке в двух перпендикулярных плоскостях.
За базовое берите наименьшее значение на шейке.
— Сравните результаты измерений с предельно допустимыми значениями.
Затем рассчитайте зазоры по всем шейкам и сравните полученные величины с предельно допустимыми значениями. По результатам:
замените распределительный вал, головку блока, или то и другое.
Примечание. При износе распределительного вала и головки блока возможен восстановительный ремонт (напыление с последующей обработкой).
Часто цена такого ремонта бывает значительно дешевле покупки новых деталей.
— Если предыдущие проверки не показали необходимости замены деталей, то проверьте осевой зазор распределительных валов, как описано ниже, при необходимости замените изношенные детали.
Если детали — новые, все равно проведите проверку, она не трудна, но важна для уверенности в результатах проводимого ремонта,
— Установите распределительные валы, обеспечив правильность их положения.
— Установите крышку головки блока цилиндров.
— Затяните в порядке, указанном на рис. 15, требуемым моментом:
— болты крепления головки блока цилиндров 13, 20, 22, 23, Нм 8;
— болты крепления крышки головки блока с 1 по 12, с 14 по 19 и с 21 по 24, Нм 12.
— Ослабьте затяжку болтов крышки головки 13, 20, 22, 23.
— Затяните в указанном порядке болты крепления крышки головки цилиндров 13, 20, 22, 23 моментом 12 Нм.
Закрепите магнитную стойку приспособления для проверки осевого зазора Mot. 588 на головке блока цилиндров, используя для этого крепежную планку (3) приспособления Mot. 588, притяните ее болтами (1) крепления маслоотделителя и распорными втулками (2), имеющими следующие размеры (см. рис. 16):
— наружный диаметр, мм — 18;
— диаметр отверстия под болт, мм — 9;
— Проверьте осевой зазор распределительного вала, который должен находиться в пределах 0,080—0,178 мм.
— Снимите крышку головки блока цилиндров и распределительные валы.