Меню

Схема поиска неисправностей автомобиля

Схема поиска неисправностей автомобиля

Проведение автомобильной Диагностики, поиск неисправности, и дальнейшее её устранение невозможно без наличия «мозгов».

Именно» мозгов», а не украденных чужих мыслей из того или иного технического форума.

Врать не буду, было, время, провел небольшой анализ и получилось, что средний российский город населением около 100 тысяч человек, имеет около пяти «реальных автомобильных Диагностов». «Реальные» – это те, которые «имеют мозги, могут и думать, и мыслить».

Все остальные, работающие в этой сфере – это «диагносты-однодневки», «косячники», «диагносты — воровайки чужих мыслей» и им подобные.

И далеко за примерами ходить не надо – оглянитесь. Послушайте своего соседа, его маты — перематы после возвращения с какого-то автосервиса…

Для автомобильного Диагноста «иметь мозги» означает обладание и наращивание совокупности практических способов и приемов целесообразного проведения работы по выявлению и устранению неисправности в автомобиле.

Сказано длинно, но верно.

А когда эти самые «практические способы и приемы» просто-напросто украдены, причем бездумно, без анализа и желания их продолжать и наращивать, то получаем то, что получаем. Как, например, в нижеописанных случаях…

Автомобиль Toyota Ipsum.

Двигатель простой: 3S-FE. Машинка старенькая, но надежная. Но у каждого агрегата есть свой срок – так подумалось хозяину машины, когда она начала выкидывать кренделя: иногда отказывалась заводиться, на холостом ходу работала нестабильно, типа «троила», а иногда могла вообще заглохнуть.

И Вы знаете, сколько автомастерских и автосервисов проехала эта машина в надежде отремонтироваться? Очень и очень много. И это было не где-нибудь на перефирии, а в столице нашей Родины – городе Москве.

Как рыба гниет с головы, так и массовость недоучек, «косяников» и «диагностов — вороваек» концентрируется в этой самой «столице».

Как подсчитал хозяин машины, за время «поиска неисправности» он отдал всем этим «автосервисам» около 100. 000 рублей.

И слово «Автосервис» я специально написал в кавычках, ну не может нормальная организация называться «сервисом», тем более «авто».

Более точное название тут же лезет на язык: «Авто-Сервис безболезненного отъема денег у населения» или «Денежный авто-пылесос».

Технических мозгов у работников таких «сервисов» нет, есть только желание заработать. Соврать, обмануть Клиента, содрать с него деньги и ухмыляться вслед…

Последней каплей череды безуспешных ремонтов стал ремонт в г. Владимире. Там автомобиль снова начал «троить», потом заглох, потом завелся и кое-как доковылял до местного «автосервиса».

— Без проблем!, — заверили Клиента,- сделаем быстро, надежно, с гарантией.

— А вы откуда? Из Москвы? Ну, тогда с двойной гарантией.

Подтекст: «А хрен ты к нам будешь тащиться за 200 км»…

Сколько стоило «устранение неисправности»? Ну, совсем «мелочи», совсем немного по сравнению с предыдущими ремонтами – «всего» 6.000 рублей. Зато «с гарантией», —)

Ну, дальше Вы сами понимаете, что было: только-только проехал указатель на Москву, как машина снова начала кочевряжиться, стала «троить» и уверенно пытаться глохнуть…ну, кое-как Клиент доковылял до Москвы.

…и маты — перематы длинным причудливым шлейфом тянулись за автомобилем по шоссе…,-

Попался ему телефон или знакомый подсказал – не суть важно, главное, что назавтра он оказался в автоМастерской у Михаила Евгеньевича (его координаты в конце статьи, ник на форуме «Легион-Автодата — AVTEL).

Выше мы затрагивали такое слово, как «методика». А скажите, с чего бы Вы начали поиск такой неисправности?

Есть ли коды неисправностей?

Есть. Один в памяти. Общий (область неисправности): DTC 14 (сигнал зажигания)

Идем далее: «троит». Ага, надо посмотреть как, что, отчего может быть…

Крутим стартером? А зачем? Будем крутить стартером – и аккумулятор «посадим», и в цилиндры нальем топливо, которое потом уйдет в картер и бензин станет «полубензином».

Зачем, когда есть прекрасная программка:

Программа «58-X Generator» предназначена для эмуляции сигналов ДПКВ, полученного с задающего диска автомобиля (конфигурация 60-2).

-Сигнал ДПКВ формируется на выходе любого COM-порта («TXD» 3-я нога 9-пинового COM; 5-нога «масса» ).

-Программа позволяет изменять частоту сигнала ДПКВ для эмуляции скорости вращения колевала от 60 до 9000 RPM (приблизительно).

-Возможность формирования дополнительного пропуска зубьев для проверки противоугонной функции (противоугонная функция создается загрузчиком CombiLoader от SMS-Software).

Разработчик: Алексей Михеенков (C) SMS-Software

Программа в Инете распространяется бесплатно.

Вот ее внешний вид:

А вот как она подключается и эмулирует:

На катушки зажигания ставится разрядник, форсунки отключаются, запускается программа и смотрится «качество и наличие искры». Удобно: двигатель не работает, аккумулятор не разряжается десятками запусков, «ищи неисправность сколько душе угодно…

Но искра оказалась замечательной!

Так в чем же дело?

Во многих руководствах и справочниках описывается такой метод поиска неисправности, как «шевеление жгутов, разъемов и шлейфов».

Пошевелил. Сначала в одном месте, потом в другом. И нашел.

То есть, сначала определил «область неисправности», а потом начал сужать её и дошел до истиной причины, вот она, на нижнем фото:

Догадались в чем причина? Неисправность – простейшая. Но в Москве, оказывается, её отыскание и типа «устранение» стоит около 100. 000 рублей.… Впрочем, наверное, не только в Москве?

Читайте также:  Чем пробить шину автомобиля

Когда-то двигатель разбирали, а когда начали собирать, то плохо прикрутили «массу» катушек зажигания. Типа «наживили». Со временем она разболталась и… «имеем то, что имеем».

Клиент уехал. Благодарил. Удивлялся. И пообещал поехать во Владимир «разобраться».

А назавтра Клиент снова позвонил.

Нет, не по вчерашней неисправности. Тут уже сыграла роль «теория невероятностей» — новая неисправность, другая: на панели приборов зажглась лампочка, сигнализирующая о неисправности генератора.

Ну что, генератор как генератор.

И даже дает зарядку около 14 вольт.

Однако неисправность все же присутствует, так как постоянно сгорает предохранитель в блоке предохранителей (фото справа).

Ничего выдумывать не надо. Для поиска неисправностей в электрических цепях автомобиля уже давно придумано много устройств, например:

Прибор для поиска неисправостей в электрических цепях автомобиля

Комплект FF310 предназначен для обнаружения и локализации мест обрыва и короткого замыкания в электрических цепях автомобиля. В состав комплекта FF310 входят миниатюрный передатчик и приёмник. Передатчик подключается к неисправной электрической цепи и генерирует высокочастотный сигнал. Приёмник с гибким зондом используется для локализации мест обрывов или короткого замыкания. Это достигается посредством перемещения зонда вдоль жгута проводов. Приёмник идентифицирует тип неисправности (обрыв или короткое замыкание), что отображается световым и звуковым индикаторами. Универсальность конструкции позволяет использовать прибор на любых автомобилях и мотоциклах с бортовым напряжением от 6 до 24 Вольт. Без каких- либо ограничений прибор также может использоваться и на перспективных автомобилях с напряжением бортовой сети 42 Вольта.

Комплект поставляется в удобном пластиковом кейсе, в который, помимо упомянутых позиций также входит специальный пробник-прокалыватель и набор разъёмов для подключения передатчика к гнёздам предохранителей различного типа.

Прочитали? Вот это устройство и было использовано. Что, оказалось, смотрите на фото справа: это так называемый «прогар». Отсюда и предохранитель «вылетал» постоянно. И лампочка на панели приборов горела, сигнализируя о неисправности. Устранение неисправности заняло времени немного.

Как первая, так и вторая неисправности были из разряда «не очень сложные».

И их можно было отыскать и без применения указанных «приспособ»?

Но давайте учитывать фактор времени.

Используя определенные «приспособы» автоДиагност может существенно сократить время на поиск и устранение неисправности.

А время, как вы знаете, это деньги.

А теперь всё можно попробовать суммировать по названию статьи:

«Инструментарий для автоДиагностики». Итак, что для этого требуется:

1. Человек + Светлая Душа. Все иные цвета не годятся для тех, кто избрал своей профессией специальность АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИАГНОСТ

2. Умение проводить анализ ситуаций, структурировать свой накопленный опыт и вплавлять в него опыт коллег

3. Интернет: 10 лет назад он еще был в зародыше, сейчас начинает расти, а через 10 лет автомобильному Диагносту без него будет невозможно работать

4. Критическая самооценка: всегда помнить, что время Гениев прошло и в автоДиагностике ничего нельзя открыть, можно только умело пользоваться предлагаемыми техническими и теоретическими инструментами

Перечислить «всё» невозможно.

Можно добавить. Добавляйте в теме, где идет обсуждение этого материала.

Наверняка у каждого автомобильного Диагноста найдется что-то своё…

С неисправностями в этой статье разбирался

Кудрявцев Михаил Евгеньевич

МОСКВА Автосервис «ВТС»

Можно позвонить в рабочее время:

Как проехать – рисунок справа

© 1999 – 2009 Легион-Автодата

Автомобильный справочник

для настоящих любителей техники

Поиск неисправностей в автомобиле

Как правило, перед считыванием кодов неисправностей целесообразно выполнить проверки, перечисленные в разделе «Основные проверки в автомобиле«. Причина этому очевидна: неисправности в электрических цепях и в высоковольтной части системы зажигания могут неблагоприятно сказаться на работе блока электронного управления (БЭУ), в результате чего могут быть получены совершенно невероятные результаты. Только после выявления и устранения неисправностей в этих системах можно переходить к проверке работы БЭУ и датчиков. Вот о том, как происходит поиск неисправностей, мы и поговорим в этой статье.

Считыватель кодов можно использовать для решения следующих задач:

  • Считывание кодов неисправностей.
  • Удаление кодов.
  • Считывание текущей информации (не все системы позволяют такую информацию получить, например, Ford EEC IV).
  • Тестирование исполнительных устройств и элементов системы.
  • Регулировки систем.
  • Кодирование БЭУ.
  • Путевая запись.

Поиск неисправностей двигателя

Не надо думать, что считыватель кодов решит все проблемы по неисправностям. На самом деле это только начало работы. Программное обеспечение, заложенное в считыватель кодов (СК) позволяет ему только расшифровывать информацию, хранящуюся в БЭУ. Но если программное обеспечение БЭУ не предусматривает передачу какой-то информации или данных на последовательный порт, то СК эту информацию не получит и не расшифрует.

Во многих случаях считыватель кодов может очень быстро помочь найти самую невероятную неисправность. Вместе с тем, он не может дать ответы на все вопросы, поскольку некоторые неисправности (включая внутренние неисправности БЭУ) просто не генерируют никакого кода.

Есть несколько четких ограничений в возможностях системы самодиагностики:

  • Производитель автомобиля устанавливает основные данные, которые могут быть получены от системы управления двигателем (СУД) через считыватель кодов. Система самодиагностики и СК должны работать в пределах этих ограничений.
  • Код не генерируется, если программное обеспечение БЭУ не распознает ситуацию как неисправность.
  • БЭУ может сгенерировать ложные коды неисправностей из-за помех, вызванных неисправностями высоковольтного обору­дования или электрических цепей.
  • Один или несколько ложных кодов может быть сгенерировано неисправностью компонента, который сам по себе никакого кода не имеет.
  • Код указывает чаще всего на неисправную цепь, а не на конкретный неисправный элемент. Например, код неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости может быть вызван как неисправностью самого датчика, так и неисправностью проводки и даже просто окисленным контактом в разъеме. Поэтому, прежде чем объявить элемент неис­правным, тщательно проверьте проводку и контакты.
  • Допуск на пределы изменения параметров. Если сопротивление или напряжение датчика лежит в заданных пределах, то система диагностики не обнаружит неисправности даже если показания датчика не соответствуют режиму работы двигателя. Так, БЭУ зарегистрирует неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, если произойдет обрыв или короткое замыкание в цепи. Если же датчик вообще не реагирует на изменение температуры, но его сопро­тивление находится в заданных границах, никакой неисправности зарегистрировано не будет.
  • Некоторые диагностические системы хранят коды случайных неисправностей, а некоторые — нет.
  • Некоторые системы сбрасывают коды при выключении зажигания. С такими системами надо работать предельно внимательно.
  • На некоторых старых автомобилях с электронным впрыском топлива вообще нет системы самодиагностики.

Тестирование системы самодиагностики

Горит ли лампочка предупреждения о неисправности (если она есть) при работе двигателя? Если да, то это свидетельствует о неисправности системы. Стоит иметь ввиду, что лампочка может не загораться, если система считает имеющуюся неисправность не опасной.

Подключите СК к диагностическому разъему и подготовьте БЭУ к считыванию кодов. Как вариант, запустите считывание «мигающих” кодов, если это возможно (см. рис. «Считывание «мигающих* кодов с помощью светодиода» ). Очень важно, что при подключении, тестировании и считывании кодов необходимо тщательно выполнять рекомендации, указанные в инструкции к СК. Это позволит правильно провести обследование и ничего не испортить.

После извлечения кодов обратитесь к таблице кодов, по которой установите вид неисправности. Некоторые системы помогают диагнос­тировать неисправность, генерируя код, поясняющий почему сигнал признан дефектным.

Разрыв или короткое замыкание цепи датчика

Типичный диапазон напряжений на датчике при эталонном питании 5,0 В может находиться в пределах от 4,8 до 0,8 В. Если напряжение превышает 4,8 В или меньше 0,8 В, то БЭУ сгенерирует код неис­правности. Причинами высокого напря­жения могут быть неисправность компонента, отсутствие эталонного напряжения 5,0 В, либо закорачивание источника эталонного напряжения на (+) аккумулятора. Причины низкого напря­жения — неисправность элемента или закорачивание на массу.

Высокое напряжение на исполнительном элементе

Если наблюдается высокое напряжение сигнала на исполнительном элементе, то причинами тому могут служить либо обрыв цепи управления, либо неисправность БЭУ, который не замыкает цепь управления, закорачивая отрицательный провод цепи на массу.

Низкое напряжение на исполнительном элементе

Если напряжение сигнала на исполнительном элементе слишком низко, то это может означать, что сигнал закорочен на массу, либо отсутствует напряжение питания элемента.

Анализ показаний датчиков

Если БЭУ исправен, то он может вычислить неисправность, анализируя показания нескольких датчиков. Например, обороты двигателя возрастают, датчик положения дроссельной заслонки показывает, что она полностью открыта, а датчик расхода воздуха не регистрирует увеличения потока. В этом случае будет сгенерирован код неисправности датчика расхода воздуха.

Неисправность может быть зарегис­трирована и в том случае, когда напряжение или ток сигнала не меняется со временем так, как ожидается.

Сбои в работе адаптивной системы

Сбои в работе адаптивной системы чаше всего возникают из-за внешних причин. Например, временный сбой смесеоб­разования может сбить адаптивную настройку управления по сигналу кислородного датчика, неисправность системы охлаждения вызовет перегрев двигателя, что, в свою очередь, изменит настройку управления по детонации.

Использование считывателя кодов

Если коды неисправностей не зарегистрированы, используйте СК для получения текущей информации. К сожалению эта функция доступна не во всех системах управления, либо воспользуйтесь алгоритмом поиска неисправностей по симптомам, изложенным в руководстве ‘Системы управления и впрыска топлива» издательства Haynes.

Используйте считыватель кодов для опроса БЭУ через диагностический разъем.

Дополнительные проверки

После обнаружения одного или нескольких кодов неисправностей, обычно требуется выполнение дополнительных проверок. Некоторые из них можно выполнить с помощью того же СК, для некоторых потребуется мультиметр или осциллоскоп. О принципах поэлементной проверки мы поговорим в следующих статьях. Для этих проверок могут потребоваться схемы электрооборудования Вашего автомобиля.

Если зарегистрировано больше одного кода, целесообразна проверить элементы в той последовательности, в которой были записаны коды.

После того, как СК обнаружил неис­правность, скорейшим методом определения неисправного элемента является иссле­дование текущей информации от датчиков и исполнительных устройств. Эта информация может иметь разные формы, однако все они сводятся к электрическим параметрам: напряжению, частоте, периоду и пр. К сожалению, не все системы запрограм­мированы на выдачу такой информации и в некоторых системах текущая информация недоступна. Так, невозможно получить текущую информацию в системах, для которых единственным средством считывания кодов является мигающая лампочка.

Управление исполнительными устрой­ствами

Управление исполнительными устрой­ствами, такими как клапан холостого хода, реле, форсунки и пр. через БЭУ -лучший способ проверки работоспособности исполнительных устройств и их цепей. Правильная работа устройства в таком режиме показывает, что и само устройство, и его цепь управления исправны.

Можно также проверить сигналы некоторых датчиков. Например, можно проверить датчик положения дроссельной заслонки, поворачивая заслонку из одного крайнего положения в другое и обратно. Если реостат потенциометра имеет дефекты, сразу будет зарегистрирован код неисправности.

Проверьте с помощью мультиметра или осциллоскопа напряжение на неисправном элементе. Сравните полученное значение с техническими данными автомобиля.

Проверьте неисправную цепь с помощью омметра на предмет отсутствия обрывов и сопротивления элементов. Сравните полученные результаты с техническими характеристиками автомобиля.

Все неисправности должны быть найдены и устранены. После этого с помощью СК нужно удалить коды из памяти. После удаления снова переключитесь в режим считывания, чтобы убедиться в том, что коды не появились вновь.

Следует помнить о том, что БЭУ хранит коды неисправностей, обусловленных только электрическими и электронными причинами. Для поиска механических неисправностей, сбоев во вторичной цепи зажигания, в системе питания топливом и т.д. придется восполь­зоваться старыми методами и приборами.

Выполните ходовые испытания авто­мобиля и снова проверьте наличие кодов. Если неисправность появилась вновь, нужно провести новый цикл более детальных проверок. Процесс тестирования может сам стать причиной появления дополнительных кодов неис­правностей. Такие коды надо опознать и удалить после завершения тестирования.

Случайные неисправности

  • Пошевелите провода, попробуйте их подогреть феном или охладить вентилятором.
  • Случайные неисправности очень трудно обнаружить. Общая рекомендация — провести дорожные испытания с подключенным СК и, как только появится неисправность, начать считывание текущей информации.
  • Если БЭУ и СК позволяет запомнить текущую информацию (т.е. может выполнять функцию «путевого рекордера«) восполь­зуйтесь такой возможностью. Подключите СК и начинайте дорожные испытания, желательно с помощником. Попросите помощника включить СК в момент появления неис­правности. Затем вернитесь в гараж и проанализируйте записанную информацию.

Основные проверки в автомобиле

Независимо от того, в чем состоит проблема, прежде, чем воспользоваться тестовой аппаратурой выполните следующие проверки. Во многих случаях тестовая аппаратура может и не понадобится, потому что неисправность будет обнаружена во время этих проверок.

Внимательно осмотрите следующие системы и детали (если они есть на автомобиле):

  • Проверьте уровень и качество масла в двигателе. Регулярное обслуживание системы смазки чрезвычайно важно для хорошей работы двигателя. В автомобилях, оснащенных каталитическим преобра­зователем, при изношенном двигателе и плахой вентиляции картера загрязненное масло может попасть в выхлопную систему и привести катализатор в негодность.
  • Проверьте состояние системы вентиляции картера. Очистите все фильтры (по крайней мере один фильтр на пути от картера к воздухоочистителю должен быть) и шланги.
  • Проверьте уровень охлаждающей жидкости и состояние системы охлаждения. Регулярное обслуживание системы охлаждения чрезвычайно важно для хорошей работы двигателя. Переохлаж­дение или перегрев двигателя вовремя работы вызовет искажение сигнала датчика температуры и БЭУ может выдавать управляющие сигналы не оптимальные для данного режима движения.
  • Проверьте уровень и состояние рабочей жидкости в автоматической коробке передач, если есть.
  • Проверьте состояние аккумулятора.
  • Проверьте надежность крепления акку­мулятора.
  • Проверьте уровень электролита в акку­муляторе.
  • Проверьте провода и клеммы аккумулятора.
  • Проверьте состояние и натяжение при­водных ремней.
  • Проверьте работу системы зарядки ак­кумулятора — генератора и проводки.
  • Выверните свечи зажигания и проверьте их состояние. При необходимости замените.
  • Проверьте искровой зазор свечей.
  • Проверьте, соответствует пи тип свечей Вашему двигателю.
  • Очень внимательно проверьте провода высокого напряжения. Дефектный провод не всегда можно обнаружить на глаз. Если возраст проводов неизвестен или если в жгуте соседствуют провода разных возрастов, замените весь жгут сразу.
  • Посмотрите, как проложены провода высокого напряжения. Нежелательно, чтобы провода имели избыточную длину или чтобы они на большой длине касались горячих деталей двигателя. Следите, чтобы провода не имели крутых перегибав и не были перекручены.
  • Снимите крышку распределителя зажигания и осмотрите ее состояние как снаружи, так и изнутри. Обращайте внимание на трещины и следы пробоев.
  • Посмотрите, не попало ли в крышку распределителя масло или вода через износившееся уплотнение.
  • Проверьте состояние ротора распределителя и измерьте его сопротивление. Будьте осторожны, пытаясь снять ротор — он может быть закреплен на валу.
  • Осмотрите крышку катушки зажигания на наличие трещин и следов пробоев.
  • Осмотрите все разъемы, соединения и клеммы. Обращайте внимание на слабые или корродированные соединения.
  • Проверьте наличие утечек воздуха и вакуума. Проверьте впускной коллектор, вакуумные шланги, воздуховоды. Проверьте уплотнение масляного щупа и крышки распределительных валов.
  • Проверьте состояние воздушного фильтра и замените его при необходимости.
  • Проверьте состояние выхлопной системы.
  • Проверьте состояние топливной системы. Обратите внимание на наличие подтеков топлива, на поврежденные элементы системы. Если возможно, проверьте газоанализатором, способным улавливать углеводороды, все трубки, шланги и элемент систем питания и улавливания паров топлива. Если газоанализатор покажет наличие углеводородов, значит шланг или узел системы может иметь протечку.
  • Проверьте, нет ли нагара в корпусе дроссельной заслонки. Нагар может образоваться при работе системы вентиляции картера. Нагар может вызвать заклинивание или неполное закрытие дроссельной заслонки, что ухудшит управляемость двигателя. Нагар хорошо удаляется жидкостью для промывки карбюраторов.

Авто © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector