Схема подключения пожарной машины
подачи огнетушащего вещества от передвижной пожарной техники (для водяных и пенных АУП).
Т.е. вне зависимости от наличия насосной станции такие выводы должны быть. А я не сделал. Вот и ради любопытства спрашиваю, пользуются ли ими тушилы?
Цитата ьььь:
Но могут быть такие случаи, когда эти патрубки могут и пригодится: возникла угроза взрыва, обрушения, а насосы АУПТ не работают. Так что я за патрубки.
Ну как сказать. Они могут понадобиться только в том случае, если не будет воды в городских трубах водоснабжения.
Если же вода есть и насосы не предусмотрены, то городского давления хватает для пожаротушения.
А если вода есть и насосы не включатся, то пожарный автонасос вряд ли обеспечить нужную интенсивность. Не хватит напора, да и расхода.
Кроме того, есть ли в БУПО или еще в каких-нибудь наставляющих документах рекомендации по использованию этих выводов? Если вы ими начнете пользоваться вместо того, чтобы подавать воду звеньями ГДЗС непосредственно в очаг пожара, то может быть потеряно драгоценное время так как непонятно куда польется эта вода.
В общем много нюансов. По-моему это требование по устройству выводов вообще не о чем.
[20.06.2010 10:32:57]
[18.06.2010 10:45:26] Какие насосы есть в распоряжении пожарных частей для подключения к головкам верхних зон высотных зданий( 100м и выше)?
На подавляющем большинстве пожавтомобилей установлены старые добрые — ПН-40, расход 40 л/с, напор при работе на пожаре дают дают обычно 10 атм, т.к. больший не выдерживают рукава. Может дать напор, наверное, и 15 атм, а может и до 20, не помню, т.к. обычно 10 максимум.
Некоторое время назад стали появляться двух- и трехступенчатые насосы с расходом второй ступени (высокого давления) порядка 4л/с, а вот напор навскидку не вспомню (может быть 100 атм?). При работе второй ступени используются резиновые шланги высокого давления вместо рукавов. Но таких машин мало, во всяком случае, в регионах.
[22.06.2010 9:47:40]
Ну, как сказать. Ситуации разные бывают. Для тушения высотных зданий, наверно, насос пожарного автомобиля действительно не способен обеспечить требуемого напора. Однако бывают ситуации, когда воду (пену) надо подавать не высоко, или даже вниз.
Из практики.
У нас в районе есть предприятие, где АУПТ оборудованы преимущественно маслоподвальные помещения с нижней отметкой до – 20 м, есть подвалы под оборудованием в несколько ярусов (этажей) вниз. Лить пену (воду) сверху в таких случаях малоэффективно, а посылать пожарных вниз мало кто решиться. В 1986 году на заводе, в одном из помещений маслоподвала, произошел пожар на отметке – 6.7 м, выводов для подключения пожарных машин тогда не было, звено (времена были другие) пошло вниз; в результате один пожарный, вытаскивая другого, получил нехилые ожоги, произошел выброс масла. Система пожаротушения тогда не сработала, а были бы выводы, то была бы возможность подать огнетушащие средства.
На счет достаточности расхода и информированности пожарных о выводах.
Все относительно недавно смонтированные на заводе АУПТ такими выводами оборудованы, делают их минимум по 4 штуки, есть и больше, в зависимости от требуемого расхода на тушение. Т.е., можно подключить по два и более пожарных автомобиля. На каждом питающем трубопроводе (в его начале) или на узлах управления имеются надписи с указанием защищаемых помещений, общего расхода на этом направлении и типа оросителей. С работниками объектовой пожарной части проводятся занятия и все знают, где находятся выводы и какие задвижки надо открыть для подачи огнетушащих средств в то или иное помещение. На автомобиле пенного тушения, у водителя, есть планшет, где в виде таблицы расписано какое давление держать на пенной вставке в зависимости от расхода раствора пенообразователя на тушение. Т.е., в принципе, пожарные все знают; слава Богу, на практике этим воспользоваться не приходилось.
[23.06.2010 5:58:29]
Но я не вижу смысла в этих выводах в спринклерной системе общественного здания. Спринклерная система призвана локализовать пожар, ну и при удачном стечении обстоятельств потушить его. Пожарные же, прибыв на объект никогда не будут подключаться к этим выводам, а сразу со стволом пойдут в разведку. Так ведь?
[23.06.2010 11:45:59]
Может быть, может быть. Однако повторюсь, ситуации бывают разные.
Где-то, безусловно, проще и быстрее будет зайти внутрь со стволом.
Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину
Установка пожарного автомобиля на водоисточник (гидрант или водоем) производится для подачи огнетушащих веществ пожарным насосом (ПН) машины.
Подавать тушащее вещество (воду) из источников на рукавные линии, доставляющие ее к месту возгорания, – основная задача пожарной техники. Правильное закрепление на точке забора является первым по важности действием.
Как установить АЦ на водоисточник
Установка автоцистерны на гидрант или открытый водоем осуществляется в рамках боевого или учебного применения. Источники по теме:
- учебники по пожарно-строевой подготовке, например, автор Бушмин В. А.;
материалы ПСП и ТСП для ФПС:
- Методические рекомендации;
Подача ОТВ производится из емкости автоцистерны или подключением машины:
Норматив установки АЦ на гидрант
Время фиксируется по моменту окончания: КП навернута до упора, ПР всасывающего типа подключены к ПГ, в скобках – время до момента пуска забор воды из гидранта:
период в сек. для стандартной схемы
Указан диапазон значений при отработке нормативов, так как временные отрезки отличаются для разных пожарных машин (на шасси КамАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, иностранного производства).
Норматив установки АЦ на водоем
Время фиксируется по моменту – всасывающая линия проложена, веревка ВС закреплена:
время в сек. для схемы с 2 всасывающими рукавами по 4 м
Схема установки АЦ на водоисточник
Визуализация подключения автоцистерн есть в нормативах по ПСП и ТСП, для ФПС. Стандартные варианты такие:
Подключение к гидранту с 2 всасывающими ПР.
У водоема с линией из 2 всасывающих шлангов по 4 м или из 4 по 2 м.
На площадке (на пирсе), на 1 ств.
К водоему или ПГ, на 1 брандспойт от одной магистрали.
На 2 рабочие линии от 2 магистралей.
1 брандспойт от 1 магистрали в окно 3 эт.
Требования к подъезду пожарных машин к гидрантам и водоемам
В процессе организации заправки автомобилей водой из открытых водоемов или гидрантов надо соблюдать правила подъезда:
- удобное положение, чтобы не возникало препятствий для прибывающих средств, прокладки рукавных линий;
расстояние от машины до водоисточника: 3 – 3,5 м;
включение «ручника», а также на проезжем сегменте дороги – «аварийки»;
После подъезда коробку передач ставят на «нейтралку», выставляют упоры, двигатель переключают на насосный режим.
Как пожарная машина подключается к гидранту
Есть два этапа при подсоединении автоцистерны к ПГ:
Подключение оснащения АЦ стандартно производится шофером и одним из бойцов.
- «Колонку – ставь!»: боец открывает отсек, извлекает КП, помещает на предплечье, другой рукой берет крюк. Переносит оснащение к точке забора.
Кладет КП, крюком, зацепив за ушко, отбрасывает крышку колодца.
Становится на колено, освобождает колпак стояка ПГ.
Держа КП за напорные патрубки, фиксирует на стояк: квадратный наконечник гидранта входит в гнездо рукояти-ключа.
Вращает колонку по ч. с. до упора (5 – 6 полуоб.).
Держа рукоять КП, откручивает ее против ч. с. до отказа (18 – 20 полуоб.) Вода начинает заполнять устройство на пятом или шестом полуоб.
Следующий этап: «Воду – дать!» – подача от КП во всасывающую магистраль и помпу автоцистерны. Пожарный вращает вентили напорных выходов справа налево до отказа (15 – 16 полуоб.).
После завершения: «Воду – остановить!» вентилями запирают напорные патрубки.
«Отбой!» или «КП – убрать!» – поворот рукояти слева направо (закрытие ПГ). Пожарный отворачивает устройство, держа за патрубки, вращая справа налево.
КП укладывают, затем на стояк помещают колпачок, фиксируют люк на колодце.
Подключение ПГ к помпе автоцистерны производится через рукав после насаживания колонки (КП). Порядок установки на гидрант (водитель – N 1, пожарный – N 2):
- «Автоцистерну на ПГ (командир называет способ подключения, номер точки забора) – ставь!».
Первая схема : на 1 всасывающий (ВПР) и напорно-всасывающий (НВПР) шланг (комбинация разрешена, если не известно давление, но пуск сначала осуществляется через НВПР).
- N 1 снимает с всасывающего конца ПН заглушку, извлекает и подключает водосборник (ВС), берет 4-метровый НВПР, развертывает его к ПГ, подключает к ВС.
Одновременно N 2 подготавливает ПГ и насаживает КП (пожарную колонку) на гидрант.
Двое извлекают из пенала ВПР, N 1 подсоединяет его головку к ВС, N 2 подключает концы рукавов к КП.
«Воду под давлением … МПа – подать!»: N 1 включает насос, плавно открывает сначала один, потом другой вентиль, постепенно повышает МПа.
Завершение: «Воду – остановить!» – водитель плавно останавливает насос, выключает его, закрывает патрубок. При паузе вентиль закрывают, но двигатель не выключают – переводят на малую мощность.
Вторая схема : на два НВПР. Меняются лишь виды шлангов. Этот способ применяют, когда в ПГ до 0,3 МПа (3 кгс/см²).
Если точка забора удалена и невозможно к ней подъехать, создают линию не только из нескольких 4-метровых всасывающих ПР, но и из напорных шлангов Ø77 мм на 20 м.
Как производится забор воды из водоема
Забор автоцистерной из открытого источника осуществляют 2 чел. (водитель – N 1 и пожарный – N 2). Пример для линии из двух ПР:
- «Автоцистерну на водоем (какой, кол. шлангов) – ставь!».
Двое вытягивают из пеналов последовательно всасывающие ПР, кладут их: один у ПН, второй – за первым к точке забора.
N 1 открывает отсек помпы, отворачивает заглушку.
N 2 извлекает всасывающую сетку (СВ) кладет ее около водоема.
N 1 подключает первый шланг к помпе, N 2 поднимает второй рукав, зажимает его между коленей, наворачивает СВ.
Двое соединяют ПР между собой, завинчивая ключами соединительные головки.
N 2 опускает конец, держа за разгрузочную веревку, в точку забора с полным погружением (не менее 30 см), крепит шнур за любую прочную конструкцию, машину или рукав.
Более сложная процедура установки с гидроэлеваторами (подробнее в Методических рекомендациях по ПСП, п. 11.2.1.4), метод применяется, когда:
- вода ниже оси ПН до 20 м (артезианская скважина) или ее слой 50 – 100 мм;
Применяют 1 или 2 гидроэлеватора (ГЭ). Машина в этом случае может служить промежуточным резервуаром, а также может потребоваться один шланг опустить в цистерну. Возможные схемы:
- ПН – гидроэлеватор – АЦ;
ПН – ГЭ – цистерна – ПН;
Техника безопасности при установке автоцистерны
Правила безопасности при боевом развертывании с подачей воды:
- сбор и выезд по строго установленному порядку;
на месте развертывания включают стояночный тормоз и «нейтралку;
все действия делаются по команде;
запрещено:
- начинать развертывания при неостановленной (двигающейся) автоцистерне;
освещать открытым огнем, спускаться в колодцы без защиты и спасательной веревки;
люк гидранта открывается крюком, надо следить, чтобы крышка не придавила ноги;
detector