Список всех статей быстрый поиск по теме
Все Схемы генераторов
Схема и принцип действия генератора 372.3701 на автомобиле ВАЗ 2108 09
Устройство генератора см здесь
Генератор состоит из корпуса, обмотки статора, ротора, диодного моста и встроенного регулятора напряжения.
Напряжение генератора возникает в обмотке статора. Магнитное поле для возбуждения генератора создается в роторе, который является мощным электромагнитом. Внутри ротора расположена катушка с обмоткой, в ней протекает ток, который подводится к вращающемуся ротору через щетки. Ток ротора называется током возбуждения
Обмотка трехфазная, соединенная в звезду. На выходе обмотки действует переменное напряжение, но в сети автомобиля и для зарядки аккумулятора необходимо постоянное напряжение, поэтому на выходе обмотки подключен выпрямитель. Выпрямитель, это диодный мост, который пропускает ток только в одном направлении, и значит на его выходе действует уже выпрямленное напряжение.
Выходное напряжение генератора, назначение регулятора напряжения
Напряжение, которое должно действовать в автомобильном электрооборудовании выбирается исходя из того, что аккумулятор сам, имеет ЭДС 12,6 Вольта, а для его зарядки нужно поддерживать напряжение примерно 14 Вольт. На это напряжение и рассчитывается все электрооборудование.
Для того, чтобы поддерживать такое напряжение, в генератор встроен регулятор напряжения. Принцип действия регулятора напряжения состоит в том, что он включает и выключает ток возбуждения в роторе. Генератор все время стремится поднять напряжение, а регулятор, когда напряжение превышает 14,2 Вольта, отключает ротор, ток возбуждения уменьшается и напряжение генератора уменьшается, регулятор снова включат ток возбуждения, и позволяет напряжению немного подняться, потом снова отключает, так повторяется все время и поэтому напряжение поддерживается на нужном уровне.
Схема генератора 372.3701
Генератор в данном случае возбуждается через реле зажигания, в последующих схемах генератора на этих автомобилях реле зажигания не ставилось
Первоначальное возбуждение
При запуске, первоначальное возбуждение происходит от аккумулятора. Потом, когда генератор заработает, он сам отдает часть своего тока на возбуждение .
При включении зажигания, ток от аккумулятора идет на плюс генератора, от этой точки через монтажный блок попадает к замку зажигания 30\1, через замкнутые контакты замка зажигания включается реле зажигания. Через контакты реле зажигания, с точки 30\1 питается система зажигания и цепь возбуждения генератора. Через 5-й предохранитель ток первоначального возбуждения проходит в щиток приборов, через лампочку разрядки аккумулятора, снова проходит через монтажный блок и приходит к разъему на генераторе. С этого разъема сразу попадает на регулятор напряжения. Напряжение, которое попадает на точку L, открывает транзистор регулятора и ток возбуждения проходит по щетке в ротор, и с него, через открытый транзистор регулятора на массу.
Ток протекающий в цепи от аккумулятора, зажигает лампочку , которая является индикатором и подтверждает, что цепь возбуждения целая. Небольшой ток этой цепи создает магнитное поле ротора, и генератор возбуждается.
Генератор заработал. Возбуждение генератора через дополнительные диоды
Напряжение на выходе генератора быстро повышается и становится выше напряжения аккумулятора, теперь генератор становится источником, он начинает заряжать аккумулятор, и питать все приборы.
Ток возбуждения можно брать с выхода генератора , но в данном случае это не так. Выход генератора связан на прямую с аккумулятором. Если использовать выход генератора, для возбуждения, то может быть такая проблема – при включенном зажигании, если двигатель не заработал, начинается разрядка аккумулятора через обмотку ротора по цепи возбуждения и, через несколько часов, аккумулятор полностью разрядится. Так происходило с генераторами прежних выпусков с обычными диодными мостами без доп. диодов. (58.3701, Г221 и т. д.)
В этом генераторе ток возбуждения получают прямо с обмотки генератора. Для этого, предусмотрен дополнительный выпрямитель из трех маленьких диодов.
После первоначального возбуждения от аккумулятора, ток обмотки возбуждения идет уже от дополнительного выпрямителя. Этот ток идет внутри генератора и не использует внешние цепи и замок зажигания, схема получается более надежной и случайная разрядка аккумулятора через обмотку возбуждения исключатся.
При запуске, пока ток возбуждения идет через лампочку, намагничивание ротора слабое и генератор почти не сопротивляется вращению, это облегчает работу стартеру и аккумулятору
Лампочка – удобный индикатор, который позволяет следить за работой генератора.
При включении зажигания лампочка загорается, через нее идет ток возбуждения, для первоначального возбуждения генератора. Лампочка ограничивает этот ток величиной своего сопротивления до 100 мА. Такого тока достаточно для первого толчка возбуждения, далее генератор сам начинает подпитывать обмотку возбуждения через дополнительный выпрямитель.
Цепь через лампочку остается замкнутой после начала работы генератора, но, если двигатель не работает, а зажигание осталось включено, разрядка аккумулятора по этой цепи незаметна, потому что ток специально ограничен лампочкой (лампочка горит — это просьба выключить зажигание)
Лампочка, когда генератор заработал, получает от плюс со стороны дополнительных диодов, а с другой стороны продолжает действовать плюс с выхода генератора, получается, что на лампочку действует один и тот же плюс с двух сторон, в этом случае напряжение равно нулю и лампочка гаснет.
Таким образом, если после запуска двигателя лампочка погасла, значит все нормально, и генератор заработал.
Что может быть с генератором
Если двигатель заработал, а лампочка не погасла, значит, генератор не заработал
Если лампочка загорелась на ходу, то значит, генератор перестал работать (проверьте натяжение ремня)
Если лапочка помаргивает, это значит, что пора заменить щетки или регулятор напряжения целиком
Если лампочка слабо подсвечивается – генератор неисправен
Если лампочки светятся слишком ярко, помаргивают, а аккумулятор становится мокрым, значит напряжение слишком высокое, надо срочно заменить регулятор напряжения.
Если лампочка гаснет только на высоких оборотах, то генератор неисправен
Если генератор громко шумит, надо менять подшипники. Если генератор очень старый, то лучше поменять целиком генератор.
При любой неисправности надо ехать туда, где сделают ремонт генератора, иначе через два часа можно безнадежно встать
Электрооборудование 2108 Генератор
Содержание
Генератор
Генератор 37.3701
1 – поджимная втулка;
2 – втулка;
3 – буферная втулка;
4 – задняя крышка;
5 – винт крепления выпрямительного блока;
6 – выпрямительный блок;
7 – вентиль выпрямительного блока;
8 – конденсатор;
9 – задний подшипник вала ротора;
10 – контактные кольца;
11 – вал ротора;
12 – щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения;
13 – вывод «30» для подключения потребителей;
14 – вывод «61» генератора;
15 – щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения;
16 – вывод «В» регулятора напряжения;
17 – регулятор напряжения;
18 – шпилька крепления генератора к натяжной планке;
19 – крыльчатка;
20 – шкив;
21 – шайбы крепления подшипника;
22 – упорное кольцо;
23 – передний подшипник вала ротора;
24 – обмотка ротора;
25 – полюсный наконечник ротора;
26 – обмотка статора;
27 – статор;
28 – передняя крышка.
Генератор 9402.3701
1 – кожух;
2 – вывод «В+» для подключения потребителей;
3 – конденсатор;
4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения);
5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока;
6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока;
7 – положительный диод;
8 – отрицательный диод;
9 – регулятор напряжения;
10 – задняя крышка;
11 – стяжной винт;
12 – передняя крышка;
13 – обмотка статора;
14 – упорное кольцо;
15 – передний подшипник вала ротора;
16 – шкив;
17 – гайка;
18 – вал ротора;
19 – конусная шайба;
20 – шайба;
21 – полюсные наконечники ротора;
22 – сердечник статора;
23 – втулка;
24 – обмотка ротора;
25 – задний подшипник вала ротора;
26 – втулка подшипника;
27 – контактные кольца;
28 – щеткодержатель;
29 – выводы обмотки статора;
30 – дополнительный диод;
31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов).
Схема соединений генератора 37.3701 (c монтажным блоком 2114-3722010-60)
1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – монтажный блок;
4 – дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт;
5 – выключатель зажигания;
6 – реле зажигания;
7 – комбинация приборов;
8 – контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи.
Технические характеристики генератора 37.3701
Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А | 55 |
Напряжение, В | 13,6–14,6 |
Направление вращения (со стороны привода) | правое |
Технические характеристики генератора 9402.3701
Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А | 80 |
Напряжение, В | 13,2–14,7 |
Направление вращения (со стороны привода) | правое |
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник генератора 9402.3701 напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку, передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с упорным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Передний подшипник генератора 37.3701 стянут четырьмя винтами между внутренней и наружной шайбами и может заменяться отдельно от передней крышки. Задняя часть генератора 9402.3701 закрыта пластмассовым кожухом на защелках.
В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) — трех «положительных» и трех «отрицательных». Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные — на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом генератора 9402.3701).
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.
Питание к обмотке возбуждения подводится через две щетки. Контактные кольца генератора (9402.3701) уменьшенного диаметра для понижения окружной скорости вращения и уменьшения износа щеток. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения — неразборный, при выходе из строя его заменяют.
До 1996 г. у генератора 37.3701 щеткодержатель и регулятор напряжения представляли собой отдельные узлы (напряжение от клеммы «30» генератора подавалось на вывод «Б» регулятора напряжения). Теперь напряжение подается только к выводу «В» (вывод «Б» отсутствует). По своим характеристикам новый и старый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 ±0,04 мкФ, расположенный на выпрямительном блоке генератора 9402.3701 и задней крышке генератора 37.3701.
При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (вывод «D» генератора 9402.3701 и «В» генератора 37.3701) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит) и подсоединенные параллельно ей резисторы. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» — к выводу «В+» генератора 9402.3701 («30» генератора 37.3701). Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора.
При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею (особенно на двигателях, оснащенных системой впрыска). Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.
Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 15 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей.
При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток — отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения
Неисправности ремонт и замена генератора Ваз 2108 пошаговая инструкция
Устройство ВАЗ 2108, как и любого другого транспортного средства, предполагает запитку электрических цепей от аккумуляторной батареи. Чтобы аккумулятор постоянно находился в исправном состоянии и не подвел вас в самый неподходящий момент, в паре с ним всегда подключается генератор.
Аккумулятор особенно важен в момент зажигания двигателя, в процессе же езды, когда машина развивает достаточные обороты, питание всей электрической схемы осуществляется от генератора.
Когда становится вопрос о подключении дополнительных мощных электроприборов к автомобилю — очень важно согласовать их нагрузку с допустимой мощностью генератора. Для этого важно знать его технические характеристики. А если внезапно загорается индикация отсутствия заряда АКБ — без понимания того, как устроена электрическая схема зарядки, регулятора напряжения и зажигания лучше под капот даже и не заглядывать.
Прочитав сегодняшнюю статью до конца вы узнаете о схеме подключения и размерах генератора Ваз 2108, основные причины выхода из строя и как проверить напряжение в цепи. Если с генератором случилась беда, то не расстраивайтесь, мы наглядно покажем вам процесс его снятие и установки.
Схема генератора Ваз 2108
Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе.
Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.
- Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
- Отрицательный диод.
- Дополнительный диод.
- Положительный диод.
- Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
- Комбинация приборов.
- Вольтметр.
- Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
- Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
- Реле зажигания.
- Замок зажигания.
- Аккумуляторная батарея.
- Конденсатор.
- Обмотка ротора.
- Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.
Технические характеристики генератора Ваз 2108
На автомобили Ваз 2108 устанавливаются следующие модели генераторов:
Технические характеристики первого:
- Величина отдаваемого тока (при 6000 об/мин-1 и напряжении 13 В) – 55 А — Величина напряжения – 13.6 – 14.6 В
- Направление вращения ротора – правое — Максимальная частота вращения ротора – 13000 об/мин-1
- Передаточное отношение двигатель/генератор 1/2.04
Технические характеристики второго:
- Величина отдаваемого тока (при 6000 об/мин-1 и напряжении 13 В) – 80 А — Величина напряжения – 13.2 – 14.7 В
- Направление вращения ротора — правое
Нормально работающий, исправный, генератор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций выдает напряжение в диапазоне 13.6 В – 14.6 В. Визуально это можно отследить по вольтметру на щитке приборов, а лучше измерить напряжение вольтметром (мультиметром, автотестером
Причины выхода из строя генератора Ваз 2108
Основными причинами выхода из строя генератора Ваз 2108 специалисты считают:
- поломка регулятора напряжения;
- повреждение диодного моста (он же выпрямитель);
- изнашивание токосъемных щеток;
- дефекты проводов зарядной цепи;
- повреждение либо эксплуатационный износ шкива;
- износ токосъемных колец или коллектора;
- замыкание отдельных витков на обмотке статора;
- выход из строя подшипника.
Каждый уважающий себя автолюбитель должен понимать, какие причины неисправностей генератора встречаются наиболее часто, и как с ними можно бороться. Необходимо также не забывать о том, что избежать серьезных проблем помогает своевременная профилактика. Ближе к концу статьи мы рассмотрим и некоторые советы, которые помогут вам узнать, как проверить генератор самостоятельно. Но давайте сначала узнаем о внутреннем устройстве узла.
Как проверить напряжение генератора Ваз 2108
Для того чтобы проверить работоспособность генератора Ваз 2108 , нужно выполнить следующие действия:
- При помощи вольтметра произвести диагностику напряжения на клеммах АКБ. Когда двигатель запущен, а генераторный узел работает нормально, этот параметр должен составлять около 13.8-14.5 вольт.
- Попробуйте на заведенном двигателе приложить ладонь к корпусу узла, вам нужно прочувствовать вибрацию. Если вибрация имеется, вы ее сразу заметите. Причем она может быть обусловлена износом подшипниковых деталей.
- Также нужно произвести диагностику натяжения ремешка устройства, при этом мотор должен быть отключен. Нажмите пальцем на ремешок — прогиб должен быть не более 1.5 см
Видео: Как проверить напряжение генератора Ваз 2108
Взаимозаменяемость генератора Ваз 2108 и Ваз 2106
Мысль подмены генератора на классике древняя, как история самого авто, потому, что все кто ставит на собственную машинку наворотов больше, чем слабую китайскую магнитолу, родного 42А-го Г-221 всем, уже никак не хватает.
Правда даже тех, кто пренебрегает заморочками с установкой более мощного генератора, раздражает слабый свет ближнего света на ХХ и плохой заряд аккумулятора.
Как-то раз знакомый, подогнал мне на шару, 55А-ный генератор и возникла идея о том, чтобы рассказать Вам, как его установить в нашу классику.
Облазив просторы интернета, чтобы найти хоть что-то о его установке и подключении, на автомобиль, путного я ничего не нашёл, куча комментариев типа «Воткнул и забыл» или же долгие обсуждения электриков профессионалов, но говорили они на таком языке, что простому русскому человеку, это как китайская песня, ничего не понятно.
В связи с этим, было решено написать для простых людей, понятной статьи, дабы помочь саморучно, без каких- либо заморочек и особых навыков работы с электрикой, но с руками, проделать эту нехитрую процедуру по замене генератора.
Важно знать: Альтернатив у штатного генератора немало, так как генератор при подобающих навыках, средствах и хотении разрешено поставить хоть какой. Я осматриваю в предоставленной статье лишь «экономные» ВАЗовские генераторы от остальных моделей, так как:
- Они более дешевы.
- Они более распространены.
- Их легче сменить- вам не нужно находить либо изготавливать всякие специальные крепления и глобально менять электрику.
Как снять генератор на Ваз 2108 самостоятельно пошаговая инструкция
Для того, чтобы снять генератор Ваз 2108 своими руками необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Чтобы беспрепятственно произвести снятие генератора ВАЗ 2108 необходимо снять защиту двигателя.
- В процессе демонтажа, генератор ВАЗ необходимо снимать вместе с кронштейном, так как болт его крепления будет невозможно вытянуть из-за положения лонжерона кузова.
- Теперь отключаем все электрические клеммы от генератора
- После чего необходимо ослабить регулировочную гайку и гайку крепления генератора снизу.
- Подвигаем генератор вперед и снимаем ослабленный ремень
- Откручиваем болт и снимаем регулировочную планку
- Находим внизу моторного отсека (показано на фото) и откручиваем два болта крепления кронштейна.
- После чего аккуратно подавая вниз, снимаем генератор ВАЗ 2108
- После ремонта либо покупки нового генератора установку производим в обратном порядке, учитывая тот факт, что длинный болт крепления кронштейна должен находиться ближе к приводу генератора.
- После окончания установки генератора ВАЗ 2108 произведите натяжение ремня привода
Как установить и подключить генератор Ваз 2108 – пошаговая инструкция
Монтаж нового генератора производится в обратной последовательности. Внимательно посмотрите на состояние нижнего болта. Если на нем имеются повреждения резьбы, то лучше замените его.
Вам же окажется проще впоследствии проводить ремонт генератора. Особое внимание при установке уделяйте натяжению ремня. Если он окажется недостаточно натянутым, то ваш аккумулятор будет плохо заряжаться. А если же сильно натянуть ремень, то произойдет разрушение подшипника в передней крышке. В итоге вы получите неприятный свист при работе двигателя. И причина тому – появление люфтов в подшипнике.
Установка генератора на ВАЗ 2108 должна производиться так, чтобы не возникло даже малейших перекосов.