Схема проводки Москвич 412: особенности обслуживания электрооборудования
Свою «родословную» Москвич 412 ведет с 1967 года, когда существующая модель «408» получила более современный мотор. Чтобы упростить производство, кузову автомобиля изменили переднюю часть, что позволило устанавливать двигатель УЗАМ-412 и более широкий радиатор. Так на свет появился Москвич 412.
Одна модель – два производителя
Первые экземпляры «412» выпускались на заводе МЗМА, который впоследствии переименовали в АЗЛК.
Параллельно с этим выпуск Москвичей освоили в Ижевске, и машина выпускалась сразу на двух независимых предприятиях:
- С 1967 по 1977 года – на МЗМА;
- С 1968 по 1997 года – на автомобильном заводе в Ижевске.
Справочно: Хотя Ижевский завод размещал на радиаторной решетке свой логотип, однако по документам автомобиль продолжал оставаться «Москвич 412». Это подтверждалось и видео тех лет – автомобиль рекламировался только так. Чтобы различать их, автолюбители в обиходе используют комбинации названий: «Иж-Москвич-412» либо «ижевский «Москвич-412».
На базе Москвича 412 Ижевский автозавод освоил выпуск еще двух моделей, у которых был грузопассажирский кузов, приспособленный для перевозок:
- ИЖ-2715 – развозной автомобиль-фургон с грузоподъемностью 500 кг;
- ИЖ-27151 – его модификация в пикап.
Вся внутренняя «начинка» была аналогична платформе Москвича 412. Поэтому в обслуживании автомобилей не было никаких трудностей – электропроводка Москвич 412, силовой агрегат и шасси были идентичны.
Дополнительная аббревиатура
Разработанный еще в послевоенные годы кузов в 70-х перестал отвечать требованиям пассивной безопасности.
А поскольку в те годы большая часть автомобилей продавалась за рубеж, то конструкторам пришлось поработать над решением этих проблем:
- силовые элементы кузова «М-412» был переделаны под установку ремней безопасности. Начиная с 1969 года ремни стали штатным оборудованием автомобиля;
- панель приборов и другие травмоопасные элементы салона получили мягкие накладки. Все авто, начиная с февраля 1969 года, получали обновленные детали салона.
Справочно: В заводской документации модернизированные Москвичи получили дополнительные индекс – были добавлены буквы «И» и «Э», а сама модель стала называться «Москвич 412 иэ».
Силовые агрегаты
Интересна и история разработки силового агрегата Москвича 412, имевшего краткое заводское обозначение М-412, и более полное – УЗАМ-412, которая очень схожа с историей предшественника – мотора М-408:
- Для «408» Москвича был взят за основу силовой агрегат от Opel Kadett , который вместе с документацией по производству оказался в нашей стране в послевоенное время;
- двигатель М-412 основывался на 1500 кубическом силовом агрегате BMW M10 , который оказался крайне удачным в техническом плане. Причем, сами баварцы не скрывали, что основные идеи ними также были скопированы с разработок фирмы Talbot образца 1955 года.
Тем не менее, конструкторами многие элементы силового агрегата были переработаны и улучшены, что сделало автомобиль Москвич 412 самым скоростным легковым автомобилем тех лет.
Особенности обслуживания электрооборудования
Проводка Москвич 412 была выполнена по однопроводной схеме:
- на «+» контакты исполнительных механизмов подавалось питание от АКБ и генератора;
- роль второго провода выполнял металлический кузов автомобиля, а все «-» выводы приборов и устройств имели надежный контакт с кузовом.
Справочно: применяемые для соединений контакты типа «лопаточка» нередко окислялись, что требовало их периодической зачистки для восстановления надежного электрического контакта.
Из особенностей обслуживания системы зажигания можно отметить некоторое несоответствие деталей.
В частности, для первых выпусков Москвич 412 предприятиями-смежниками:
- производился выпуск трамблеров модели Р-118;
- позже автомобили выпускались с трамблерами Р-147 (бесконтактная схема), имевшими иную посадочную глубину.
Совет: При замене пришедшего в негодность прерывателя зажигания нужно либо переделывать более позднюю модификацию, либо искать «родную» запчасть.
На модификациях автомобиля изменялось расположение задних фонарей, ряд автомобилей комплектовались прямоугольными блок-фарами производства ГДР, что сказалось и на проводке:
- На заводе МЗМА Москвич 412 имел дополнительный жгут проводов в подкапотном пространстве для подключения новых фар;
- Новые бампера заставили конструкторов видоизменить и форму подфарников – они стали более широкими
- На заводе в Ижевске Москвич 412 оснащался горизонтальными задними фонарями;
- Для автомобилей, предназначенных на экспорт, устанавливалась другая радиаторная решетка вместе с прямоугольными фарами.
Совет: При самостоятельной установке более современных осветительных приборов на Москвич 412 проводку следует заменить. У новых фар больше мощность, а старая проводка не будет ей соответствовать. Кроме того, разные разъемы не позволят без доработки их подключить.
Панель приборов также может вызвать некоторые сложности в обслуживании, поскольку с годами изнашивается механизм счетчика пробега. Новые запчасти для ремонта не выпускаются, проще заменить панель целиком.
Цена советского автомобиля делала его весьма привлекательным и для европейского рынка, что также сказалось на оснащенности отдельных партий машин. В частности:
- Москвич 412 поставлялся в Болгарию в виде машинокомплектов, где доводился до продажного состояния и предлагался покупателям под обозначением Rila. Автомобиль дополнительно оснащался новой панелью приборов и радиолой, что потребовало доработки внутри салонной проводки;
- Отверточная сборка «412» осуществлялась и в Бельгии. Готовые автомобили продавались под именем Moskvitch Scaldia 1500, а из особенностей можно отметить установку дизельных двигателей западного производства и различной комплектации электрооборудования.
Совет: существовавший дефицит вынуждал автолюбителей, работавших в соцстранах, приобретать и ввозить на территорию СССР автомобили с западной комплектацией. И при обслуживании своими руками возникали вопросы относительно принадлежности проводки, не обозначенной в заводской схеме.
Выводы: как видите, одна и та же модель автомобиля Москвич 412 могла иметь различия, что сказывается на ее работе и обслуживании. При эксплуатации авто следует учитывать не только конструктивные особенности, но и модификации.
Стеклоочиститель Москвич 2141 с 1986 по 2001 год
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
электросхема Москвич 2141 , скачать электросхему Москвич 2141 , панель приборов Москвич 2141 , система освещения Москвич 2141 , магнитола Москвич 2141 , аудиосистема Москвич 2141 , стеклоочиститель Москвич 2141 , регулировка фар Москвич 2141 , коды ошибок Москвич 2141 , электросхема Москвич Святогор , скачать электросхему Москвич Святогор , панель приборов Москвич Святогор , система освещения Москвич Святогор , магнитола Москвич Святогор , аудиосистема Москвич Святогор , стеклоочиститель Москвич Святогор , регулировка фар Москвич Святогор , коды ошибок Москвич Святогор
Стеклоочиститель
На автомобиле установлены электромеханический стеклоомыватель и двухщеточный, двухскоростной стеклоочиститель с электроприводом типа 31.5205 (см. рисунок 9.35). Привод стеклоочистителя состоит из трехщеточного электродвигателя постоянного тока типа 17.3730 с возбуждением от постоянных магнитов и объединенного с ним в один узел червячного редуктора. Переключение режимов работы стеклоочистителя и включение стеклоомывателя производятся правым рычагом подрулевого переключателя.
Рисунок 9.35. Стеклоочиститель:
- привод;
- тяги в сборке;
- рычаги-щеткодержатели;
- щетка.
Укладка щеток стеклоочистителя в исходное положение после его выключения обеспечивается концевым выключателем, установленным параллельно основному переключателю и обесточивающим цепь только тогда, когда щетки стеклоочистителя доходят до нижнего края уплотнителя ветрового стекла.
Зашита электродвигателя стеклоочистителя oт перегрузки и коротких замыканий в цепи обеспечивается термобиметаллическим предохранителем Г1Р502А, рассчитанным на максимально допустимый ток срабатывания 7,5 А. После остывания термобиметаллической пластины и замыкания контактов предохранителя включение электродвигателя происходит автоматически. При срабатывании термобиметаллического предохранителя необходимо немедленно выяснить и устранить причину увеличения тока нагрузки электродвигателя (см. рисунок 9.36).
Рисунок 9.36. Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла:
- электродвигатель очистителя;
- электродвигатель насоса омывателя;
- блок предохранителей и реле;
- выключатель зажигания;
- переключатель очистителей и омывателей стекол;
- реле-прерыватель очистителя.
Ниже приведена техническая характеристика стеклоочистителя:
- номинальное напряжение: 12 В;
- номинальная мощность на выходном валу редукторая: 10 Вт;
- частота вращения вала редуктора на 1-й скорости*: 30-40 об/мин;
- ток, потребляемый электродвигателем на 1-й скорости: не более 3,5 А;
- частота вращения вала редуктора на 2-й скорости*: 50-70 об/мин;
- ток, потребляемый электродвигателем на 2-й скорости: не более 5 А.
*: При напряжении 14 В, температуре окружающей среды 25±10 °С и моменте на выходном налу 1,5 Н·м в не прогретом состоянии.
Возможные неисправности стеклоочистителя, их причины и способы устранения приведены в табл. 9.24.
Таблица 9.24. Возможные неисправности стеклоочистителя
Причина неисправности | Способ устранения |
Электродвигатель стеклоочистителя не работает, предохранитель не срабатывает | |
Повреждены провода питания электродвигателя, окислены или отсоединены наконечники проводов | Заменить поврежденные провода; зачистить и обеспечить надежное крепление их наконечников |
Неисправен электродвигатель | Устранить неисправность или заменить электродвигатель |
Неисправен переключатель | Устранить неисправность или заменить новым |
Электродвигатель стеклоочистителя не работает, предохранитель периодически срабатывает | |
Короткое замыкание в обмотке якоря электродвигателя | Заменить якорь или электродвигатель в сборе |
Деформированы рычаги щеток стеклоочистителя и задевают за детали кузова | Выправить рычаги или заменить новыми |
В зимнее время резина щеток примерзла к поверхности стекла | Отделить щетки от стекла, не повредив резины щеток |
Электродвигатель стеклоочистителя не останавливается при работе в прерывистом режиме | |
Перегорела обмотка реле стеклоочистителя | Заменить реле, установленное в монтажном блоке |
Подгорание контактов реле-прерывателя стеклоочистителя | Зачистить контакты, обеспечить их надежное прилегание |
Кулачок шестерни редуктора не размыкает контакты концевого выключателя | Подогнуть пружинную пластину выключателя, чтобы кулачок отгибал пластину |
Электродвигатель стеклоочистителя работает с остановками в прерывистом режиме. Щетки не останавливаются в исходном положении | |
Окисление или неплотное прилегание контактов концевого выключателя электродвигателя | Зачистить контакты или подогнуть пластину, обеспечив их плотное прилегание |
Неправильно закреплен или ослабло крепление ведущего кривошипа редуктора | Установить правильно кривошип и надежно закрепить его |
Электродвигатель стеклоочистителя работает, но щетки по стеклу не перемещаются | |
Неисправен редуктор | Отремонтировать или заменить редуктор |
Ослабло крепление кривошипа на оси шестерни редуктора | Надежно затянуть гайку крепления кривошипа |
Снимается стеклоочиститель с автомобиля в следующем порядке:
1. Отсоединить провод от клеммы «+» аккумуляторной батареи и штекерную колодку проводов электродвигателя стеклоочистителя от колодки жгута проводов автомобиля.
2. Снять рычаги со щетками и наружную панель передка автомобиля.
3. Отвернуть гайки осей рычагов с установочными втулками.
4. Снять с оси редуктора кривошип с тягами стеклоочистителя.
5. Отвернуть три болта крепления кронштейна электродвигателя.
6. Снять защитный чехол электродвигателя, а затем и сам электродвигатель с редуктором.
Установка узла — в обратном порядке. Трущиеся поверхности пальцев поводков и кривошипа смазать при сборке пластичной (консистентной) смазкой.
Перед установкой рычагов на осях следует включить стеклоочиститель и после нескольких ходов кривошипа выключить. Рычаги с щетками установить так, чтобы щетки расположились вдоль нижнего уплотнителя стекла, не касаясь его. Включить стеклоочиститель и проверить его работу на обеих скоростях движения щеток, смачивая при этом поверхность ветрового стекла с помощью стеклоомывателя.
В случае, если при работе стеклоочистителя щетки ударяются об уплотнитель или останавливаются слишком высоко после выключения, необходимо откорректировать их установку. В эксплуатации рекомендуется следить за надежностью крепления стеклоочистителя на автомобиле. При появлении люфтов в шарнирах тяг привода стеклоочистителя их заменяют новыми.
Во избежание быстрого износа резины щеток и ухудшения качества очистки стекла и повреждения его поверхности не допускается работа щеток по сухому или грязному стеклу. Для очистки сухого загрязненного стекла необходимо включать одновременную работу стеклоочистителя с омывателем, обильно смачивая при этом поверхность стекла до полной очистки ее от загрязнений. В целях улучшения качества очистки стекла и сохранения работоспособности щеток рекомендуется пользоваться специальными жидкостями для заправки бачка стеклоомывателя.