Меню

Схема пневматического дау двигателя

Как читать пневматические схемы

Для того, чтобы научиться правильно читать пневматические схемы необходимо знать обозначения отдельных элементов, понимать принцип работы и назначение этих элементов, а также уметь объединять отдельные составляющие в единую пневматическую систему. Это непростая задача, но если разобраться с обозначением элементов, то она станет гораздо легче.

Обозначение элементов на пневмосхемах

Пневматические линии — трубопроводы, рукава высокого давления, гибкие шланги, каналы изображают линиями. В месте соединения нескольких каналов ставят точку.

Источник сжатого воздуха — энергии для пневматический системы обозначается окружностью с точкой в центре. В данном случае не конкретизируется, что это за источник. Это может быть пневматическая магистраль или компрессорная станция.

Обозначение компрессора

Источником сжатого воздуха чаще всего является компрессор, который имеет свое обозначение. Компрессор на схемах обозначается окружностью в которой расположен треугольник — стрелка, указывающий на направление движения воздуха.

Этот треугольник на пневматических схемах не закрашивается, в отличие от гидравлических схем, где закрашены треугольник на насосах указывает на направление движения жидкости.

Зачастую, читать пневматические схемы удобнее начиная от источника энергии — компрессора.

Ресивер на пневматической схеме

Резервуар для накопления сжатого воздуха — ресивер, изображается на схемах следующим образом.

Пневмомотор

На обозначении пневматического мотора треугольная стрелка развернута в обратном направлении. Наличие дух стрелок указывает на реверсивность пневмомотора, то есть его способность работать в двух направлениях.

Если обозначение пневматического мотора перечеркнуто стрелкой, значит он регулируемый, то есть регулируется его рабочий объем.

Обозначение пневмоцилиндра

Пневматический двигатель, позволяющий преобразовать энергию сжатого воздуха в поступательное движение исполнительного механизма называется пневмоцилиндром.

Пневматический цилиндр обозначается на схемах следующим образом.

Обозначение пневматического распределителя на схемах

Важный элемент на пневматических схемах — распределитель. Он позволяет направить сжатый воздух в различные каналы, например в полости пневматического цилиндра.

На схемах пневмораспределитель изображается в исходном положении, то есть при отсутствии на него управляющего воздействия.

Пневматический распределитель изображается несколькими прямоугольниками, в каждом из которых изображены стрелки отображающие какой канал с каким будет соединен. Для того, чтобы понять какие каналы соединять при переключении распределителя нужно мысленно передвинуть прямоугольники и посмотреть какие линии соединят стрелки.

Переместить золотник распределителя влево Переместить золотник распределителя вправо

Количество прямоугольников указывает на число позиций распределителя. К периметру прямоугольника подводятся линии отводимые от распределителя.

На схеме изображен двух позиционный (два окна) пятилинейный распределитель, его часто обозначают распределитель 5/2.

Тип управления распределителем также указывается на схеме.

Обозначения пневмоклапанов на схемах

Обратный клапан

Изображается в виде схематичного седла и запорного элемента — шарика, подпертого пружиной. Если поток прижимает шарик к седлу — клапан поток не пропустит. В обратном направлении поток воздуха через клапан пройдет.

Пружина на обратном клапане может не изображаться.

Редукционный клапан

Схема обозначения редукционного клапана показана на рисунке.

Пневматический предохранительный клапан

Предохранительный клапан защищает систему или отдельные элемнты (например ресиверы) от чрезмерно высокого давления. Схема предохранительного пневмоклапана показана на рисунке.

Дроссель на пневмосхемах

Пневматическое сопротивление обозначается на схеме следующим образом.

Если сопротивление регулируемое (дроссель), то на нем указывается стрелка.

Элементы пневмологики

Логические элементы позволяют организовать простейшие вычислительные процессы на основе пневматических элементов, и реализовывать системы пневмоавтоматики.

Читайте также:  Ремонт лодочных моторов как бизнес

Элемент «ИЛИ» — название элемента указывает на, то что элемент даст сигнал (поток сжатого воздуха) на выходе при наличии давления на входе 1 или на входе 2. Обозначается элемент следующим образом.

Элемент «И» — данный элемент, подаст сигнал на выход только в случае наличия сигнала и на входе 1 и на входе 2. Пневматическая схема элемента «И» показана на рисунке.

Порядок чтения пневматической схемы

Попробуем выработать некий алгоритм, который поможет разобраться в пневмосхеме.

  • Рассмотреть пневматическую схему, ознакомиться с примечаниями, изучить технические требования и технические характеристики (если они имеются);
  • Ознакомиться с перечнем элементов, сопоставить обозначения на схеме с данными в перечне;
  • Найти на схеме источники сжатого воздуха (компрессоры, ресиверы, питающие магистрали);
  • Определить рабочее давление в системе, диапазон изменения расхода;
  • Выделить на схеме устройства регулирования давления — редукционные и предохранительные клапаны, блок подготовки воздуха;
  • Найти на схеме исполнительные механизмы — пнемоцилиндры, захваты, пневмомоторы;
  • Рассмотреть на пневматической схеме элементы управления — распределители, определить какие линии задействует или отключает каждый из них, что является управляющим сигналом для переключения каждого из пневмораспределителей;
  • Провести анализ работы каждой линии определить, что является источником воздуха, какой распределитель задействует линию, какой исполнительный механизм или элемент активируется при наличии (отсутствии) давления в линии;
  • На основе анализа отдельных элементов сделать вывод о работе всей пневматической схемы. При необходимости ознакомиться с технической документацией на ответственные пневмоаппараты.

Мы рассмотрели наиболее распространенные обозначения пневматических элементов, зная которые можно прочитать большинство простых пневмосхем. В более сложных схемах могут встречать и другие обозначения, напишите в комментариях схемы каких пневматических элементов вы хотели бы увидеть в этой статье.

Назначение, классификация и основные типы систем ДАУ ГД

Системы дистанционного автоматизированного управления главными двигателями предназначены для автоматизации процессов управления ГД при пуске, реверсе, изменении режимов работы с мостика с помощью одного органа, обычно совмещенного с рукояткой машинного телеграфа. Степень автоматизации процессов управления должна быть такой, чтобы задание режимов производилось рукояткой управления перемещением в любое положение с любой скоростью без выдержек в промежуточных положениях. Все промежуточные операции по выводу ГД на заданный режим выполняются автоматически. Этим ДАУ отличается от дистанционного управления, где по существу повторяются способы и последовательность местного ручного управления с помощью органов, отнесенных только на некоторое расстояние от ГД.

Первая система ДАУ мощным судовым дизелем была установлена в 1961 г., однако широко применять такие системы начали в 1963 г. В настоящее время системы ДАУ разработаны для всех типов судовых ГД и устанавливаются на дизелях любой мощности. Системы ДАУ обладают рядом экономических и эксплуатационных достоинств, к которым следует отнести:

— освобождение вахтенного механика от необходимости находиться у поста управления ГД как при маневрировании, так и на установившихся режимах работы, уменьшение трудозатрат на управление и создание предпосылок для новой организации вахтенной службы в машинном отделении, службы операторов в ЦПУ;

— непосредственное управление движением судна с мостика улучшает качество процесса маневрирования за счет сокращения времени передачи и исполнения команд и отсутствия промежуточного звена – вахтенного механика, обеспечения четкости и стабильности в отработке команд, плавного изменения скоростного режима ГД и получение любой требуемой скорости судна;

Читайте также:  Время сборки автомобиля автоваз

— уменьшение затрат на ремонт силовой установки за счет сокращения числа маневренных операций – пусков и реверсов; обеспечение защиты ГД от перегрузок, исключение работы в зоне критической частоты вращения и других возможных ошибочных операций по управлению; программированием пусков, реверсов и нагрузочных режимов создаются лучшие, чем при ручном управлении, условия работы ГД в динамических режимах; уменьшается износ ГД, а следовательно, увеличивается его моторесурс; уменьшается вероятность аварийности ГД.

Основные требования Регистра РФ к системам ДАУ:

— эффективное исполнение команд с мостика с учетом состояния установки;

— точное регулирование частоты вращения гребного вала при изменениях режима работы (мощности) ГД на маневрах;

— обеспечение полной мощности заднего хода одним движением рукоятки ПУ;

— снятие блокировок и ограничения скорости нагружения дизеля при аварийном маневре;

— возможность в любое время передать управлением дизелем с мостика в МО в случае выхода из строя системы управления.

Системы ДАУ включают в себя стоп-устройство аварийной остановки, питающееся от независимого источника (аккумуляторной батареи) и имеющее независимую связь с постом управления на мостике, а также систему автоматической регистрации маневров (реверсограф).

Четкую классификацию систем ДАУ из-за их многообразия и использования элементов различной физической природы трудно привести. Они могут быть классифицированы по признакам, присущим тем или иным системам.

По роду энергии, применяемой в системах ДАУ, различают электрические, гидравлические, пневматические и комбинированные.

Электрические (релейные, электронные, микропроцессорные) системы обладают высоким быстродействием, экономичностью и большой точностью, способны передавать и дублировать команды с большим усилением на неограниченные расстояния. Системы компактны, для них не требуется специальных помещений. Недостатки систем определяются в основном степенью надежности их элементов, особенно низкая надежность у релейных систем, которые чувствительны к вибрациям и ударам. Микропроцессорные системы (МКПС) более надежны, однако они достаточно дорогие и для их обслуживания требуется высококвалифицированный персонал со специальной электротехнической подготовкой.

Гидравлические системы ДАУ ГД передают сигналы на 80—100 м достаточно точно, развивают большие усилия, компактны, оперативны. К недостаткам такой системы следует отнести чувствительность к проникновению воздуха в рабочие жидкости и изменению температуры окружающей среды, необходимость в запасах рабочих жидкостей и возвратных трубопроводах, пожаровзрывоопасность некоторых рабочих жидкостей, а также сложность проверки и ликвидации повреждений трубопроводов.

Пневматические системы ДАУ ГД на универсальных элементах пневматики передают команды управления на 200—250 м, просты, компактны, точны, обладают большим ресурсом, ремонтопригодны, не имеют возвратных коммуникаций. Ошибки, допущенные при их обслуживании, не приводят к опасным ситуациям и выходу их из строя.

Быстродействие относительно невелико, но достаточно для судовых условий. Недостатком пневматических систем ДАУ является зависимость качества их работы от изменения температуры окружающей среды, чистоты и влажности силового и командного воздуха. На практике широко применяются, в том числе и на отечественных судах, пневмоэлементы фирмы «Вестингауз» (США).

Наиболее эффективны комбинированные системы ДАУ ГД. Они позволяют реализовывать сложные алгоритмы управления и развитые логические и вычислительные функции. Для получения командных сигналов в таких системах применяются пневматические и электронные элементы, а для силовых — электрические, гидравлические и пневматические элементы. Тип системы ДАУ, как правило, определяется видом энергии, используемой в логической части, в системе автоматики.

Читайте также:  Двигатель рено лагуна 2 замена ремня грм

В настоящее время элементы логики, дистанционные связи, цепи сигнализации и элементы контроля в основном электрические (электронные).

В качестве силовых механизмов обычно применяются пневматические серводвигатели (сервомеханизмы) в цепях управления пуском, реверсом, топливоподачей, остановкой. Гидравлика (масляная) применяется для перемещения органов штатной системы управления ГД: реверсирующего золотника, реверсивных серводвигателей, распределительного вала (РВ), воздухораспределителя (ВР) и др. Учитывая наличие практически всех видов энергии, можно говорить об электропневматических, пневмогидравлических, пневматических, электрических системах ДАУ ГД.

По способу привязки к двигателям различают систем и ДАУ навешенного (универсального) и встроенного типа. Системы навешенного типа подключаются к наружным штатным органам управления дизелем; конструкция штатной пуско-реверсивной системы ГД практически не изменяется. В системах встроенного типа автоматизация процесса управления осуществляется в значительной степени за счет внутренних свойств объекта путем соответствующего изменения его штатной системы управления.

По характеру взаимодействия со штатной пуско-реверсивной системой ГД различают системы зависимого типа, включаемые последовательно со штатной системой, и независимого типа, включаемые параллельно штатной системе. В них дублируются все блокировки штатной системы управления ГД.

По совмещению поста управления с МТ — совмещаемые и несовмещаемые.

По гибкости структуры и объему исполняемых функций – гибкие, у которых объем и номенклатура функций могут изменяться в зависимости от требований, что обычно возможно в универсальных системах, и негибкие, с установленным объемом функций (обычно встроенные системы).

В соответствии с требованиями Регистра РФ, сформулированными на основе опыта эксплуатации, системы ДАУ ГД должны быть электропневматическими или электрическими (электронными, с МКП техникой), совмещаемыми, гибкими, независимого типа, навешенными.

Статическая ошибка систем ДАУ ГД не должна превышать 1,5 % номинальной частоты вращения. Переключение управления с мостика в ЦПУ, т. е. переход с автоматического на дистанционное управление, должно быть простым, а время перехода не более 10 с.

Кроме основного электропитания в системах ДАУ предусматривается независимое автономное питание. При возникновении перерыва питания в системе сохраняются имеющиеся установки и режим работы, которые возобновляются после ликвидации аварийного режима.

Серийные отечественные системы ДАУ ГД стали устанавливать на судах в 1962 г. Это были пневматические и электропневматические системы, в которых использовались магнитные усилители и электронные элементы. В настоящее время на судах типа «Капитан Гаврилов», «Харитон Греку», «Академик Благонравов» и др. эксплуатируется электропневматическая отечественная система ДАУ ГД «ГРОМ» и «ГРОМ-М».

На многих судах установлены различные типа ДАУ зарубежных фирм.

Ведущими к этой области являются фирмы Швеции — «Jungner Instrument» (электрические системы типа FAHМ модификаций 1—5, 2, 2—5, 1—6); ASEA (микропроцессорная система FAHM-S); Германия — «Funkwerk Kopenik» (электронные системы типа AFD модификаций I, III); Польши.— «РКА — Meramant» (системы типов USSG модификаций I,II, II—I; UZS модификаций В2, Т2; ZSPN модификаций 21, 22, 23, 23-A; OSM-4); Дании — STL (электропневматические системы типа BMS модификаций 890, 930); Италии — FIAT (электропневматические системы «Пилотрон-Д», SEPA — модификаций 6701, AN-102/105; S-794-A267); Норвегии (электрическая система AUTRONICA-II) и Японии (электрическая система We-2).

Вопросы для самопроверки:

1. Назначение дистанционной автоматизированной системы

управления главных двигателей ДАУ ГД.

2. Какие системы ДАУ применяют на современных ГД?

3. Какие действия предусматривает алгоритм автоматизированного

4. Что означает время реверса и каков диапазон их значений?

Adblock
detector