Меню

Схема охлаждения двигателя газель 3302

402 двигатель, «Газель»: система охлаждения, схема

«Газель» — пожалуй, самый массовый в России грузовик малого класса. Эти машины встречаются на улицах каждый день. Мало кто помнит, но первые «Газели» шли с моторами и КПП от обычной «Волги». В таком виде «Газель» производилась в период с 1995 по 2002 гг. включительно. Это был двигатель Заволжского моторного завода, получивший маркировку ЗМЗ-402. Какие он имеет характеристики и особенности? Узнаем в нашей сегодняшней статье.

Описание

Двигатель ЗМЗ-402 – один из самых массовых, которые когда-либо выпускались в Заволжье. Этот мотор имеет алюминиевый блок с «мокрыми» чугунными гильзами. Распределительный вал находится внизу. Данный агрегат выпускался серийно с 1981 по 2006 гг. Изначально 402 двигатель для «Газели» не предусматривался. Это был модернизированный мотор 24Д, который ставится на советскую «Волгу». Среди существенных отличий 402-го мотора стоит отметить измененный выпускной коллектор, иной подъем распредвала (он стал выше на 0,5 миллиметра) и масляный насос. В остальном ЗМЗ-402 был копией мотора 24Д – двигателя из 50-х. О проблемах ДВС мы расскажем позже. Кстати, схема двигателя «Газели» (402 ЗМЗ) есть на фото в нашей статье.

Технические характеристики

Итак, ЗМЗ-402 – это бензиновый рядный четырехцилиндровый мотор с рабочим объемом в 2440 кубических сантиметров. Агрегат имеет простейшую карбюраторную систему питания с механическим бензонасосом.

Карбюратор на «Газели» с 402 двигателем

Что касается системы питания, здесь использовался отечественный карбюратор «Пекар» модели К151. Это штатный элемент, коим укомплектовывались все 402-е двигатели. «Газель» не стала тому исключением.

  • Расход топлива. С карбюратором К151 «Газель» тратила порядка 25 литров бензина, причем 92-го. Установка «Солекса» позволяет снизить данный параметр примерно на четверть.
  • Работа двигателя. Как не пытались настраивать «Пекар» автомобилисты, мотор все равно работал неустойчиво. На холостых плавали обороты, при разгоне ощущались провалы. На «Солексе» таких проблем нет.
  • Ресурс. К151 обладает малым ресурсом. Через 50 тысяч километров он приходил в негодность. Причем К151 не подлежал ремонту – попытки установить ремкомплект были тщетными. Мотор работал еще хуже. Кстати, К151 мог выйти из строя и раньше. Известная болезнь – заклинивание заслонки вторичной камеры. «Солекс» имеет вдвое больший ресурс и легко поддается ремонту.

Клапана

Как мы уже отметили ранее, ЗМЗ-402 – это восьмиклапанный мотор, поэтому в системе ГРМ только один распределительный вал. Среди частых проблем – необходимость в регулировке клапанов. На «Газели» с 402 двигателем она должна производиться каждые 30 тысяч километров. Причем зазоры подстраиваются строго под каждый тип топлива. Производитель заявляет, что тепловой зазор на обеих клапанах (впускном и выпускном) должны быть 0,4 миллиметра.

Система охлаждения

Любой двигатель внутреннего сгорания нуждается в охлаждении. Не стал исключением и двигатель 402 «Газели». Система охлаждения двигателя данной модели – жидкостного типа, с принудительной циркуляцией от помпы. Схема СОД представлена в нашей статье.

  • Термостат.
  • Расширительный бачок.
  • Радиатор.
  • Вентилятор, приводящийся в действие от коленчатого вала.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости.
  • Ремень (для привода вентилятора).
  • Салонный радиатор.
  • Водяной насос.
  • Байпасный клапан.
  • Электронасос системы отопления.
Читайте также:  Фильтра для автомобилей названия

В качестве охлаждающей жидкости производитель рекомендует использовать Тосол А-40. Также мотор работает и на чистой дистиллированной воде. Однако ее нельзя использовать в зимний период времени.

Ниже мы рассмотрим наиболее важные элементы системы охлаждения 402 двигателя «Газели».

Термостат

СОД состоит из двух кругов – малого и большого. По первому жидкость циркулирует до того момента, как мотор прогреется. Как только температура достигнет заданной отметки (обычно 70-80 градусов), тосол движется по большому кругу. Для чего нужен термостат? Именно он управляет регулировкой и подает жидкость по определенному контуру в зависимости от ее температуры. Что касается неисправностей термостата на 402-м моторе, зачастую случается клин элемента в закрытом виде. Ввиду этого мотор начинает перегреваться, поскольку жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя основной радиатор.

Помпа

Иное ее название – водяной насос. Данный механизм обеспечивает циркуляцию тосола в системе охлаждения. Работает деталь от коленчатого вала. Чем выше его обороты, тем сильнее раскручивается крыльчатка насоса.

Вентилятор и радиатор

С завода на «Газель» с 402-м мотором ставится трехрядный медный радиатор. Он достаточно выносливый и служит очень долго. Но со временем (особенно при использовании некачественной охлаждающей жидкости) начинается внутренняя коррозия металла. Из-за этого ухудшается теплоотвод и сильно греется двигатель. Также коррозия приводит к течи тосола. Что касается вентилятора, он шестилопастной и установлен на шкиву коленчатого вала. Вращается элемент с такой же частотой, что и сам вал. Работает вентилятор постоянно, из-за чего 402-й мотор не может нормально нагреться зимой.

Элементы отопления

  • Салонный радиатор.
  • Вентилятор отопителя с электрическим моторчиком.
  • Соединительные патрубки.
  • Элементы управления печкой с тросовым приводом.

Часто обрывается трос, что перекрывает клапан на печку. Из-за этого она греет как летом, так и зимой. Сам радиатор и вентилятор служат относительно долго.

Водяная рубашка и патрубки

Первая находится в самом блоке цилиндров, а также в ГБЦ. Принцип работы водяной рубашки простой. Холодный тосол, что идет от радиатора, попадает в каналы блока и забирает часть тепла. Далее жидкость снова попадает на радиатор и охлаждается. Среди неисправностей рубашки стоит отметить засор каналов и внутреннюю коррозию. Опять же, виновником сей проблемы является некачественная охлаждающая жидкость.

Генератор «Газели» (402 двигатель)

Немного расскажем о навесном оборудовании. Двигатель ЗМЗ-402 комплектуется 65-амперным генератором модели 1631.3701. Это трехфазный синхронный генератор со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Приводится в действие он посредством ремня от шкива коленвала. Ротор вращается на шариковых подшипниках, что находятся в крышках. Стоит отметить, что смазка на вал ротора заложена на весь его срок службы. Внутри задней крышки имеется выпрямительный блок, что регулирует напряжение. Выпрямитель состоит из шести диодов, что установлены в подковообразные пластины. Данный генератор может выдавать ток от 12 до 14 Вольт. В статоре – две трехфазные обмотки, подключенные друг другу параллельно. Охлаждение – воздушного типа, через окна в крышке.

Читайте также:  Виды жидкостей для системы охлаждения двигателя

Ресурс

Ремонт двигателю 402 «Газели» понадобится не раньше, чем через 200 тысяч километров. Для коммерческого автомобиля это не большой срок. Мотор может «капиталиться» до четырех раз. А чтобы ремонт двигателю «Газели» не понадобился долгое время, нужно вовремя менять в нем масло и не перегревать мотор.

В заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет двигатель ЗМЗ-402. Конструкция данного мотора весьма устарела, ввиду чего возникают частые поломки с ним. Поэтому владельцы старых «Газелей» устанавливают вместо него более современные, 405 и 406 моторы. При таком же расходе они выдают намного больше мощности и крутящего момента. А поломки с ними случаются гораздо реже.

Назначение, общее устройство системы охлаждения автомобиля ГАЗ-3302.

Система охлаждения (рис. 2) — жидкостная, закрытая, с

принудительной циркуляцией. Система состоит из водяной рубашки в блоке и

головке цилиндров двигателя, насоса охлаждающей жидкости 15, термостата 8,

радиатора 12, расширительного бачка, сливных краников 1 и 2, датчиков

температуры и перегрева охлаждающей жидкости.

Рис. 2. Схема системы охлаждения двигателя:I — система охлаждения с одним

отопителем; II — система охлаждения с двумя отопителями и электронасосом (для

автофургонов с двумя рядами сидений и автобусов); 1 — сливной краник системы

охлаждения; 2 — краник отопителя; 3 — электронасос системы отопления; 4 — радиатор

дополнительного отопителя; 5 — радиатор отопителя; 6 — отводящий шланг радиатора

отопителя; 7 — впускная труба; 8 — термостат; 9 —датчик температурного состояния

двигателя; 10 —датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11—датчик

аварийной температуры охлаждающей жидкости; 12 —радиатор; 13 — сливная пробка

радиатора; 14 — вентилятор; 15 — насос охлаждающей жидкости; 16 — тройник; 17 —

систему также включен радиатор 5 отопителя кабины, а также радиатор

4 дополнительного отопителя и электронасос 3 системы отопления (на

автофургонах с двумя рядами сидений и автобусах).

Поддержание оптимального температурного режима двигателя оказывает

решающее влияние на износ деталей двигателя, экономичность его работы и

выбросы вредных веществ в окружающую среду.

Оптимальную температуру охлаждающей жидкости 80-95°С поддерживает

термостат, действующий автоматически. В холодное время года для

поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости

целесообразно использовать чехол, устанавливаемый на облицовку радиатора.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации

приборов имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус

термостата. Кроме того, в комбинации приборов имеется сигнальная лампа,

загорающаяся при повышении температуры жидкости выше 105°С. Датчик

сигнальной лампы также ввернут в корпус термостата. При загорании лампы

следует немедленно остановить двигатель, найти и устранить причину перегрева.

Невыполнение данного мероприятия может привести к выходу из строя

Термостаттипа ТС 107-05 (рис. 4) с твердым наполнителем,

двухклапанный, расположен в корпусе, установленном на выходном отверстии

головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.

Рис. 4. Работа термостата:А — термостат закрыт; В — термостат открыт

Основной клапан термостата начинает открываться при температуре

охлаждающей жидкости 78-82°С. При температуре 94°С он полностью открыт.

При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения

Читайте также:  Части машины что за что отвечает

двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный

клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя. При полностью

открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость

проходит через радиатор охлаждения.

Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором, и термостат не

отключает его от двигателя. Поэтому для сокращения времени прогрева

двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру

охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию

жидкости через радиатор.

В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все

тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и

охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

Насос охлаждающей жидкости(рис. 5) центробежного типа

закреплен на крышке цепи.

Рис. 5. Насос охлаждающей жидкости:1 — ступица;2 — корпус; 3 — фиксатор;4 —

сальник; 5 — крыльчатка; 6 — контрольное отверстине для выхода охлаждающей жидкости; 7 -валик с подшипником

Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным сальником 4,

кольцо скольжения которого контактирует с полированным торцом втулки

крыльчатки 5. При потере герметичности охлаждающая жидкость,

просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник 7, а вытекает

наружу через контрольное отверстие 6, которое периодически нужно

прочищать. Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 3, который завернут до упора и закернён. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии — изготовителе и в эксплуатации добавления смазки не требует. Ступица 1 и крыльчатка 5 напрессованы на валик подшипника 7. Привод жидкостного насоса и генератора осуществляется поликлиновым ремнем 6РК1220 от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня 4производится изменением положения натяжного ролика 2 (рис. 6).

Рис. 6. Схема натяжения ремня привода агрегатов:А=14 мм;

1 — шкив коленчатого

вала; 2 — натяжной ролик; 3 — болт крепления натяжного ролика; 4 — поликлиновой ремень; 5 -шкив генератора; 6 — болт перемещения натяжного ролика; 7 — шкив водяного насоса; 8 —

шкив насоса ГУР

Радиатор(рис. 7) трубчато-ленточный, с боковыми бачками. На

верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления

радиатора к оперению кабины автомобиля. На правом бачке (по ходу

автомобиля) в нижней части имеется сливная пробка для слива охлаждающей

Рис. 7. Радиатор:1 — уплотнитель; 2 — пробка; 3 — радиатор; 4 — кожух вентилятора; 5 –

кронштейн; 6 – сливная пробка; 7 – амортизатор; 8 – рамка

Вентиляторпластмассовый, шестилопастный, установлен на ступице

шкива привода насоса через резьбовую втулку с левой резьбой М24х 1.

Расширительный бачокпластмассовый, соединен шлангом с патрубком,

подводящим охлажденную жидкость от радиатора к двигателю, и трубками с

патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке имеется метка

MIN — нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке.

Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой, поддерживающей

повышенное давление в системе охлаждения.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Adblock
detector