Масляная система двигателя ТВ3-117ВМ — автономная, циркуляционная, одноконтурная, замкнутая, под давлением
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По дисциплине
«Конструкция авиационного двигателя»
ТЕМА 24.
Масляная система двигателя ТВ3-117ВМ
Обсуждена на заседании цикла Э и РТВ Протокол _____________ От «___» _________2014г. Уточнена: «___» ____________201_г. |
«___» ____________201_г. «___» ____________201_г. |
АЛМАТЫ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник военной кафедры
при НАО «КазНТУ им. К.И. Сатпаева»
Полковник юстиции Т.Сагымбеков
Г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине«Конструкция авиационного двигателя»
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цели и задачи обучения
Авиационные двигатели играют большую роль в гражданской и военной авиации.
Важнейшим элементом любого летательного аппарата является двигатель данные и конструктивное исполнение которого в значительной степени определяют возможность достижения больших скоростей, дальности полета и высот полета.
Поэтому непременными условиями успешной эксплуатации авиационных двигателей является глубокое знание физических основ их устройства и работы, эксплуатационных характеристик и обусловленности их ограничения, а также знание правил эксплуатации авиационной техники и их точное выполнение.
В результате изучения дисциплины студенты должны
— основные сведения о развитии гражданской авиации как отрасли государственного хозяйства;
— основные части авиационных двигателей;
— определять и отличать основные технические данные авиационных
— производить простейшие расчеты по определению параметров
— иметь представление об основных конструктивных узлах двигателя и
— по демонтажу и установке основных агрегатов двигателя, а также иметь практические навыки по регулировке основных узлов и агрегатов двигателей АИ-24 и ТВ3-117 ВМ
Методические указания
При изучении дисциплины «Конструкция авиационного двигателя АИ-24 и двигателя ТВ3-117ВМ» является важнейшим этапом в подготовке специалистов, умеющих выполнять работы по техническому обслуживанию двигателей и их систем.
Это обучение позволяет закрепить и углубить знания, наиболее сложных вопросов касающихся газотурбинных двигателей, а также взаимодействие всех систем двигателей.
На занятиях учебный материал излагать применительно к практическим навыкам встречающимся при технической эксплуатации АД.
Большое внимание уделять знаю конкретных агрегатов двигателя, а также знанию основных систем двигателя.
Основной формой проведения практических занятий считать осмотр агрегатов той или иной системы на стендах, на макете двигателя.
Эти занятия проводить в специально оборудованных аудиториях, в классе оборудованном компьютерами, а также на учебных сборах в ангарах, где производиться техническое обслуживание авиадвигателей.
В процессе обучения на лекциях и практических занятиях использовать учебные кинофильмы, специальные программы на ПЭВМ по соответствующей тематике авиационного двигателя АИ-24 и двигателя ТВ3-117ВМ.
Главное внимание уделять на практические навыки по замене агрегатов различных систем двигателя, регулировки агрегатов двигателя АИ-24 и двигателя ТВ3-117ВМ.
В ходе проведения занятий широко использовать программный опрос обучающихся, проекционную аппаратуру, средства интерактивного обучения, а также использовать оборудование специальных классов.
В ходе занятий студенты приобретают навыки по замене агрегатов турбовинтового двигателя АИ-24 и двигателя ТВ3-117ВМ, определение характерных неисправностей двигателя АИ-24 и двигателя ТВ3-117ВМ,
а также способы их устранения, либо заменой агрегата либо регулировкой, что производиться на стендах или на макете турбовинтового двигателя АИ-24 и двигателя ТВ3-117ВМ.
ЗАНЯТИЕ – 1. Масляная система двигателя ТВ3-117ВМ.
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:
— Знание назначениия, основных элементов и технические данные.
ВРЕМЯ: 2 часа (90 минут).
ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие
МЕСТО: специализированный класс.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Мультимидийные средства обучения.
Литература:
1. Руководство по технической эксплуатации турбовального двигателя ТВ3-117.
2. Авиационный турбовальный двигатель ТВ3-117, учебник Крейса.
3. Мурко П.Д. Авиационный турбовальный двигатель ТВ3-117.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ пп | Вопросы занятий | Время (мин) |
I | Организация занятия | |
II | Учебные вопросы: | |
1. Схема, по которой организована масляная система двигателя ТВ3-117ВМ. | ||
III | Заключительная часть |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Проверка подготовки студентов к занятию:
Принять доклад дежурного по взводу.
Проверить наличие студентов.
Проверить готовность взвода к занятию.бъявить тему и учебные цели занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1-й учебный вопрос.Схема, по которой организована масляная система двигателя ТВ3-117ВМ.
Система смазки двигателя выполняет следующие функции:
— уменьшает силы трения между трущимися поверхностями и механический износ деталей;
— уменьшает затраты мощности на преодоление сил трения;
— обеспечивает отвод тепла от трущихся поверхностей;
— выносит из зазоров между трущимися поверхностями продукты износа деталей;
— предотвращает коррозию деталей.
Масляная система двигателя ТВ3-117ВМ — автономная, циркуляционная, одноконтурная, замкнутая, под давлением.
Масляная система двигателя условно разделяется на внешнюю и внутреннюю.
К внешней маслосистеме относятся все агрегаты и элементы, установленные на вертолете (маслобак с расширительным бачком, воздушно-масляный радиатор, система трубопроводов, сигнализатор стружки СС-78 и блок сливных кранов).
Внутренняя маслосистема двигателя состоит из нижнего масляного агрегата (МА-78), насоса откачки масла из коробки приводов, маслофильтра, защитного фильтра, отсечного клапана, системы трубопроводов, каналов и масляных форсунок.
В маслосистеме двигателя используется синтетическое масло Б-3В (ЛЗ-240 и импортные аналоги) с кинематической вязкостью при 100 °С не менее 5 сСт.
Масло из маслобака по трубопроводу маслосистемы вертолета поступает к нагнетающему насосу маслоагрегата с редукционым клапаном, поддерживающим заданное давление.
От нагнетающего насоса маслоагрегата МА-78 по трубопроводу масло под давлением подводится к масляному фильтру.
От маслофильтра очищенное масло подается: — на смазку коробки приводов, I опоры и центрального привода; — на смазку II, III, IV и V опор, привода регулятора частоты вращения свободной турбины, воздушного стартера и подшипников скольжения редуктора масляного агрегата. Нагнетающие магистрали заканчиваются форсунками с подобранными по расходам жиклерами.
От I опоры и центрального привода масло откачивается насосами OH-I и ОН-2, от II опоры — ОН-4, от III опоры — ОН-3, от IV и V опор — ОН-5 через защитный фильтр, от коробки приводов — ОН-6. Из-за насосов ОН-3, ОН-4 и ОН-5 через запорный клапан 3K-I, перепускной клапан (ГКО) масло направляется для охлаждения в радиатор и далее в маслобак. Из-за насосов OH-I, ОН-2 и ОН-6 масло подается непосредственно в маслобак, минуя радиатор.
Для улучшения откачки масла из IV и V опор на «выбеге» роторов в трубопроводе подвода масла к этим опорам установлен отсечной клапан (ОК), прекращающий подвод масла к опорам на «выбеге» и на запуске при перепаде давления на клапане примерно 0,35 кгс/кв.см.
Для исключения перетекания масла из маслобака в двигатель на стоянке откачка масла из I опоры и центрального привода осуществляется в верхнюю часть маслобака через патрубок и, кроме того, на выходе из нагнетающего и откачивающих насосов маслоагрегата установлены запорные клапаны (ЗК-2 и 3K-I).
Измерение давления масла датчиком давления ИД-8 производится в трубопроводе подвода масла к четвертой и пятой опорам за отсечным клапаном (ОК). Здесь же установлен сигнализатор минимального давления МСТВ-2,5.
Измерение температуры масла, выходящего из двигателя, производится в откачивающей магистрали перед радиатором приемником температуры П-2.
Суфлирование масляных полостей опор осуществляется за счет откачки масляно-воздушной эмульсии откачивающими насосами в маслобак, который через расширительный бачок суфлируется в атмосферу.
Суфлирование коробки приводов осуществляется через трубопровод суфлирования в атмосферу.
Для получения заданного разрежения в коробке приводов и в полости первой опоры, обеспечивающего работоспособность привода топливных агрегатов и графитового уплотнения первой опоры, полость коробки приводов соединена с атмосферой через сапун с регулируемым жиклером минимального давления масла, выдающий сигнал в систему контроля параметров.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Подвести итоги занятия, сделать вывод по достижению цели занятия.
2. Ответить на вопросы студентов.
3.Дать задание на самоподготовку.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. Руководство по технической эксплуатации турбовального двигателя ТВ3-117. Книга 1. Раздел Двигатель.
2. Авиационный турбовальный двигатель ТВ3-117, учебник Крейса.
3. Мурко П.Д. Авиационный турбовальный двигатель ТВ3-117.
Масляная система двигателя ТВ3-117ВМ — автономная, циркуляционная, одноконтурная, замкнутая, под давлением
Системи змащення
ТЕМА 31
ТЕМА 30
ТЕМА 29
Опори та ущільнення
Змазки і паливо
Работоспособность двигателя обеспечивается на топливе:
• TC-I, T-I, Т-2 по ГОСТ 10227-62
• РТ по ГОСТ 16564-71
• s-1 и R-1 по спецификации tgl-38582 (ГДР)
• PL-6 по спецификации pnd 25-005-81 (ЧССР)
• psm по спецификации PN-72/C-96026 (ПНР)
• Jet А-1 по спецификации derd 2494 (Алжир, Ливия) и фирмы Air Total (Франция)
• T-I по спецификации stas 5639-77 и Jet А-1 по спецификации stas 3754-77 (СРР)
• JP-1 по спецификации М1Ь-р-5б1бс (США)
• ТРС-1 по спецификации D-2-з (Куба)
• T-I и TC-I по спецификации БДС 5075-82 и РТ по спецификации БДС 15636-83 (НРБ)
ПРИМЕЧАНИЯ:
−Разрешается эксплуатация двигателя на смесях указанных выше топлив,
кроме топлив Т-2, в любой пропорции. Особенности применения топлива Т-2
приведены в кн. 3, 072.00.00.
−Условия применения топлива TC-I с температурой кристаллизации
минус 50° указаны в РЭ вертолета.
−При температуре от 0 °С и ниже, для предотвращения образования
кристаллов льда в топливо добавляется присадка — технический этилцеллозоль в высшего и первого сорта ГОСТ 8313-76 (жидкость «И») или присадка марки A1-3I по спецификации Mii-i-27686E (США) в количестве, предусмотренном инструкциями по их применению, а также Руководством (инструкцией) по эксплуатации вертолета.
• Б-ЗВ по ТУ 38-101295-75;
• Castro1 98 по спецификации DERD 2487 (Англия)
• Mobil Jet Oil 11 по спецификации М1Ь-Ь-23699 ФИРМЫ Mobil (США)
• ВР Enerjet 52 по спецификации MIL-L-23699 фирмы British Petroleum (АНГЛИЯ)
• ВР Enerjet 523 по спецификации DERD 2497 фирмы British Petroleum (АНГЛИЯ)
• Turbonycoil 525-2A по спецификации MIL-L-23699 фирмы Nyco (США)
ПРИМЕЧАНИЕ:
Смешивание масла Б-ЗВ с другими маслами не допускается. При переходе с
масла Б-ЗВ на другие масла и обратно промойте маслосистему маслом,
намеченным к применению, путем двукратного выполнения работ по т.к.
Характеристики масла Б – 3В.
1. Кинематическая вязкость при 100°С…………………………………………. 5 сСт.
2. Температура вспышки определяемая в открытом тигле (не ниже) ………….235°С.
3. Температура застывания……………………………………………………. — 60°С.
4. Плотность при 20°С ………………………………………………………0,990…0,997 г/см.
5. Содержание воды (не более) …………………….……………………….0,03%.
Общие сведения о системе смазки двигателя
Система смазки двигателя выполняет следующие функции: уменьшает силы трения между трущимися поверхностями и механический износ деталей; уменьшает затраты мощности на преодоление сил трения; обеспечивает отвод тепла от трущихся поверхностей; выносит из зазоров между трущимися поверхностями продукты износа деталей; предотвращает коррозию деталей.
Основные данные масляной системы:
Емкость маслосистемы | 17 л |
Количество масла, заливаемого в маслобак | 8. 11 л |
Расход масла | не более 0,3 л/ч |
Прокачка масла через двигатель на номинальном режиме работы | 21. 28 л/мин |
Давление масла на режиме малого газа | не менее 2 кгс/кв.см |
Давление масла на остальных режимах | 3. 4 кгс/кв.см |
Температура масла на выходе из двигателя: минимальная для выхода на режиме выше малого газа | +30 °С |
Температура масла на выходе из двигателя: минимальная для длительной работы на крейсерских режимах и выше | 70 °С |
Температура масла на выходе из двигателя: рекомендуемая | 80. 140 °С |
Температура масла на выходе из двигателя: максимальная | 150 °С |
Масляная система двигателя условно разделяется на внешнюю и внутреннюю.
К внешней маслосистеме относятся все агрегаты и элементы, установленные на вертолете (маслобак с расширительным бачком, воздушно-масляный радиатор, система трубопроводов, сигнализатор стружки СС-78 и блок сливных кранов).
Внутренняя маслосистема двигателя состоит из нижнего масляного агрегата (МА-78), насоса откачки масла из коробки приводов, маслофильтра, защитного фильтра, отсечного клапана, системы трубопроводов, каналов и масляных форсунок.
В маслосистеме двигателя используется синтетическое масло Б-3В (ЛЗ-240 и импортные аналоги) с кинематической вязкостью при 100 °С не менее 5 сСт.
Принцип работы системы смазки двигателя
Масло из маслобака по трубопроводу маслосистемы вертолета поступает к нагнетающему насосу маслоагрегата с редукционым клапаном, поддерживающим заданное давление.
От нагнетающего насоса маслоагрегата МА-78 по трубопроводу масло под давлением подводится к масляному фильтру.
От маслофильтра очищенное масло подается: — на смазку коробки приводов, I опоры и центрального привода; — на смазку II, III, IV и V опор, привода регулятора частоты вращения свободной турбины, воздушного стартера и подшипников скольжения редуктора масляного агрегата. Нагнетающие магистрали заканчиваются форсунками с подобранными по расходам жиклерами.
От I опоры и центрального привода масло откачивается насосами OH-I и ОН-2, от II опоры — ОН-4, от III опоры — ОН-3, от IV и V опор — ОН-5 через защитный фильтр, от коробки приводов — ОН-6. Из-за насосов ОН-3, ОН-4 и ОН-5 через запорный клапан 3K-I, перепускной клапан (ГКО) масло направляется для охлаждения в радиатор и далее в маслобак. Из-за насосов OH-I, ОН-2 и ОН-6 масло подается непосредственно в маслобак, минуя радиатор.
Для улучшения откачки масла из IV и V опор на «выбеге» роторов в трубопроводе подвода масла к этим опорам установлен отсечной клапан (ОК), прекращающий подвод масла к опорам на «выбеге» и на запуске при перепаде давления на клапане примерно 0,35 кгс/кв.см.
Для исключения перетекания масла из маслобака в двигатель на стоянке откачка масла из I опоры и центрального привода осуществляется в верхнюю часть маслобака через патрубок и, кроме того, на выходе из нагнетающего и откачивающих насосов маслоагрегата установлены запорные клапаны (ЗК-2 и 3K-I).
Измерение давления масла датчиком давления ИД-8 производится в трубопроводе подвода масла к четвертой и пятой опорам за отсечным клапаном (ОК). Здесь же установлен сигнализатор минимального давления МСТВ-2,5.
Измерение температуры масла, выходящего из двигателя, производится в откачивающей магистрали перед радиатором приемником температуры П-2.
Принцип работы системы суфлирования
Суфлирование масляных полостей опор осуществляется за счет откачки масляно-воздушной эмульсии откачивающими насосами в маслобак, который через расширительный бачок суфлируется в атмосферу.
Суфлирование коробки приводов осуществляется через трубопровод суфлирования в атмосферу.
Для получения заданного разрежения в коробке приводов и в полости первой опоры, обеспечивающего работоспособность привода топливных агрегатов и графитового уплотнения первой опоры, полость коробки приводов соединена с атмосферой через сапун с регулируемым жиклером минимального давления масла, выдающий сигнал в систему контроля параметров.
Маслоагрегат предназначен для подачи масла (нагнетающий насос) в масляные полости двигателя и откачки отработанного масла (откачивающие насосы) из масляных полостей опор и коробки приводов.
Маслоагрегат крепится снизу к фланцу корпуса первой опоры.
В маслоагрегаты размещены один нагнетающий насос (НН) и пять откачивающих насосов (ОН). Все насосы шестеренчатого типа.
Кроме насосов в состав маслоагрегата входят:
· редукционный клапан (РК);
· перепускной клапан (ПКО) откачивающей магистрали;
· два запорных клапана (ЗК).
Настройка редукционного клапан производится при необходимости винтом.
Перепускной и запорные клапаны в процессе эксплуатации не регулируются.
Масляный фильтр служит для очистки масла, подаваемого маслоагрегатом в масляные полости двигателя, от продуктов износа и посторонних частиц.
Фильтр крепится к нижнему фланцу коробки приводов слева поп полету.
В корпусе фильтра размещен пакет с 18 фильтроэлементами (тонкость фильтрации 0,0063 мм).
Насос откачки масла из коробки приводов
Насос, откачивающий масло из коробки приводов, — шестеренчатого типа (две шестерни — ведущая и ведомая) получает вращение от коробки приводов.
Отсечной клапан служит для предотвращения переполнения маслом полостей IV и V опор при Nтк ниже 15% и перетекания масла в выхлопной патрубок.
При запуске двигателя при достижении давления масла (0,32 ± 0,08) кгс/кв.см. запирающий элемент открывает доступ масла в трубопровод подачи масла к опорам, а при останове двигателя и падении давления масла клапан прикрывает подачу масла к опорам.
От IV и V опор двигателя масло откачивается через защитный фильтр, предназначенный для попаданий крупных частиц в откачивающие насосы маслоагрегата.
Защитный фильтр состоит из стакана, сетки с ячейками 1000 мкм (1,0 мм) и двух каркасных планок
Приборы контроля работы масляной системы
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет