Как снять стартер иномарки – трудности и порядок
Механизм стартера предсказуем и надежен. Разобрали, поняли, отремонтировали один стартер – можете считать разобрались со всеми моделями стартеров, будь то стартер крутой иномарки или КАМАЗа. Разве, что за исключением мелких нюансов. Новый или восстановленный стартер не доставит вам проблем в течение 3 – 6 лет службы, конечно, смотря как ездить.
Где расположен стартер
Первый вопрос, который возникает у неопытного автомобилиста: «где находится стартер?».
Самый простой ответ: под капотом автомобиля в моторном отсеке с правой стороны от водителя.
Стартер не ремонтируется без снятия. Не демонтируя можно сделать предварительную диагностику, не более того.
Установили местонахождение стартера, обеспечьте доступ к нему. Выполните следующие действия:
· снимите защиту двигателя, даже пластиковая защита может помешать демонтировать стартер;
· уберите накладку глушителя, которая расположена под двигателем, она может помешать снять агрегат;
· демонтируете кожух воздушного фильтра, он мешает дотянуться до верхнего крепежного болта.
Подобные операции характерны для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Отличия минимальны.
Замена стартера
Для комфортного демонтажа стартера лучше всего воспользоваться эстакадой или ямой. В автомастерских для этих целей предусмотрен подъемник. Приготовьте стандартный комплект инструмента:
· гаечные накидные и рожковые ключи, удлинитель и трещотка для головок;
· стартер находится в нижней части моторного отсека, под двигателем, и на него, и на болты крепления попадает вода, которые ржавеют. Поэтому запаситесь «жидким ключом» или жидкостью WD. Иногда, чтобы легко открутить болт достаточно сбрызнуть место соединения и оставить на полчаса.
Порядок снятия стартера
1. Отделяем все провода, что соединяют стартер с аккумулятором: гайка, которая фиксирует плюсовой провод и провод, идущий на контакты втягивающего реле. Лучше постараться это сделать, пока стартер закреплен, когда стартер не закреплен, бывает трудно сорвать гайку, которая крепит контакт.
2. Откручиваем болты крепления стартера и отодвигаем стартер вперед к силовому агрегату, чтобы шестерня обгонной муфты (бендикса) вышла из посадочного гнезда.
3. Теперь достаем стартер кому как удобно, или через низ, или через верх.
Разновидности демонтажа
Порядок снятия стартера может меняться, зависит от типа двигателя:
· Восьмицилиндровый двигатель V8, в этом случае демонтировать стартер практически невозможно без снятия переднего правого колеса и снятия задней опоры двигателя.
· Рядный четырёхцилиндровый двигатель серии F – откручивается крепеж агрегата, удаляется защита, убирается задняя опора ДВС.
· Двигатель серии С – демонтаж стартера выполняют по классической схеме – защита, воздушный патрубок, соединительные провода и крепления стартера.
Доверить работу по демонтажу стартера лучше всего мастерам специализированной автомастерской по ремонту стартеров и генераторов. Профессионал, только узнав модель машины и год выпуска, скажет причину неисправности и назовет слабое место, на которое нужно обратить внимание во время ремонта. Назовет точную цену, сколько стоят запчасти и где их найти, если нет в мастерской. Профи не будет суетиться в попытках пустить пыль в глаза и не потребует лишних денег за работу.
Так и в компании «Start-Standart». Мы не набиваем себе цену, просто приходите, а мы все решим, посоветуемся, подскажем и сделаем как для вас лучше.
Где находится стартёр?
При отказе пускового устройства становится актуальной информация, где находится и как снять стартер своими силами. Основными проблемами являются нижнее расположение этого узла (сложно достать при открытом капоте) и наличие электрической части (клеммы придется отключить). Наличие ямы или ручного подъемника резко облегчает задачу, так как обеспечивает доступ снизу.
Рис. 1 Демонтаж стартера
Пусковое устройство необходимо для запуска ДВС за счет раскручивания маховика. Поэтому перед тем, как снять стартер логично искать его возле коленвала, то есть под двигателем, со стороны водительского сиденья. В зацепление с маховиком входит бендикс, поэтому посадочные отверстия под болты крепления расположены с противоположной стороны пускового устройства.
Расположение стартера на ДВС
В зависимости от конструкции этого узла, ДВС и компоновки агрегатов под капотом авто замена стартера занимает до двух часов. То есть, снимается он минут за 20, в лучшем случае.
Рис. 2 Расположение стартера на ДВС
Существуют варианты крепления корпуса 2 или 3 болтами, что влияет на трудоемкость процесса, соответственно.
Демонтаж стартера
Существует несколько вариантов, как снять стартер с двигателя. Выбор преимущественно зависит от наличия у автовладельца гаража с ямой и свободного времени для того, чтобы замена стартера была произведена своими силами.
Лучше всего организовать доступ к этому узлу с двух сторон, сняв нижнюю защиту двигателя, и частично демонтировав систему воздушного охлаждения, убрав батарею АКБ. Это возможно в сервисе на подъемнике или в гараже на яме. Однако, даже в ее отсутствии ремонт стартера вполне возможен, но с увеличением трудозатрат и времени работ.
На яме или подъемнике
Перед тем, как снять стартер своими силами, необходимо загнать машину на яму, чтобы обеспечить доступ к болтам крепления защиты ДВС снизу. Эта деталь из толстостенной листовой стали крепится в 4 точках, проблем с откручиванием обычно не возникает, поскольку ее снимают очень часто во время обслуживания автомобиля. При необходимости резьбовые части обрабатываются предварительно смазкой WD-40.
Рис. 3 Обеспечение доступа снизу
Внимание: В ряде случаев работе мешает накладка, защищающая глушитель, которую тоже придется снять. На иномарках под защитой двигателя может стоять дублирующая пластина из полимерного материала, так же подлежащая демонтажу.
Начинается замена стартера с демонтажа этого узла запуска ДВС, однако при снятой защите удобно откручивать только нижний болт. Верхние крепежные элементы проще выкручивать сверху. Для этого, в зависимости от компоновки агрегатов и узлов машины под капотом, придется снять:
- клеммы с аккумулятора (в любом случае);
- вытащить АКБ наружу;
- демонтировать при необходимости корпус воздушного фильтра;
- открутить кронштейн, на котором крепится патрубок охлаждения.
Рис. 4 Обеспечение доступа со стороны капота сверху
После чего, работы продолжаются в яме:
- от стартера необходимо отключить все провода, подходящие к нему от аккумулятора, поэтому откручивается гайка, фиксирующая кабель «+», затем провод, подходящий к управляющим контактам втягивающего реле;
- откручивается нижняя гайка крепления стартера ключом на 13.
Работы продолжаются сверху, со стороны капота автомобиля:
- откручиваются два или один оставшийся верхний болт ключом на 13;
- стартер за корпус отводится в сторону пассажирского сиденья, чтобы бендикс вышел из посадочного места возле маховика;
- вытаскивается этот узел через верх.
Рис. 5 Демонтаж стартера на яме
В зависимости от типа ДВС операции демонтажа стартера могут изменяться:
- двигатель С-типа – классический демонтаж по вышеописанной схеме;
- двигатель F-типа – вначале своими руками демонтируются крепежные болты стартера, затем снимается защита, отсоединяется опора ДВС задняя;
- двигатель V8 – при наличии 16 клапанов снимается защита, выкручиваются болты крепления стартера, демонтируется правое переднее колесо и усиление коллектора системы выхлопа, снимается задняя опора двигателя.
С подобными нюансами знакомы сотрудники СТО, поэтому замену стартера рекомендуется производить специалистам.
Без ямы
В отсутствие гаража, ямы или при внезапном отказе электростартёр можно снять через капот. Особенностями процесса являются:
- обеспечение доступа к болтам крепления по аналогии с вышеописанным способом (демонтаж аккумулятора и части системы воздушного охлаждения)
- нижние болты, клемма на втягивающем реле и гайка «+» клеммы находятся наощупь
- вначале откручивается нижний крепеж, затем средний, так как центрирующая втулка расположена именно на нем
Рис. 6 Демонтаж стартера без ямы
В последующем время работ немного снижается за счет получения автовладельцем некоторого опыта. При необходимости может использоваться домкрат или ручные самодельные подъемники, например, как на нижнем фото. Это актуально, если потребуется снять переднее колесо со стороны пассажира.
Рис. 7 Ручной самодельный подъемник для легкового авто
Таким образом, для рядных двигателей демонтаж стартера в принципе сложностей не представляет, даже если осуществляется собственными силами. Аккумулятор необходимо снять в любом случае, чтобы обезопасить проведение работ. При сложной компоновке узлов под капотом, эксплуатации V-образных ДВС рекомендуется посетить СТО.
Установка и снятие стартера
Снятие
- Выключите зажигание.
- Сдвинув крышку батареи (1) в сторону (стрелка А), снимите ее.
- Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Затем отсоедините провод от отрицательной клеммы.
- Снимите кожух/брызговик моторного отсека.
- У автомобилей с дополнительным оборудованием установите переднюю балку моторного отсека в сервисное положение.
Примечание. На некоторых автомобилях необходимо ослабить крепления опор двигателя и приподнять его с помощью стойки MP 9-200. У автомобилей с АКПП возможно ослабить крепления шлангов трансмиссионной жидкости к кронштейнам.
Рис. Отсоедините разъем проводки (1) (вывод 50). Отсоедините провод (2) от втягивающего реле (вывод 30).
Для стартеров, закрепленных на блоке цилиндров
Рис. Снимите резьбовой хомутик (стрелка) крепления теплозащитного кожуха (если имеется).
- Отверните контргайку (стрелка А). Момент затяжки: 22 Нм.
Рис. Отверните контргайку (стрелка А). Отверните контргайки (стрелки В) и снимите кронштейн крепления стартера.
- Отверните контргайки (стрелки В) и снимите кронштейн крепления стартера. Момент затяжки: 4 Нм.
Для стартеров, закрепленных на картере сцепления
- Отверните болты (1 и 2) в картере сцепления и снимите стартер вниз. Момент затяжки: 65 Нм.
Рис. Отверните болты (1 и 2) в картере сцепления и снимите стартер вниз.
Замена стартера самостоятельно
Стартер является важным элементом электрооборудования автомобиля. Выход из строя этого агрегата приводит к невозможности запуска двигателя, а также к поломкам остальных составляющих электрической цепи. Поэтому к ремонту либо замене этой детали автомобиля надо подходить ответственно. При поломке идеальным вариантом считается замена стартера новым, соответствующим качеству оригинала. Это послужит гарантией, что деталь прослужит долго при отсутствии иных неисправностей с электричеством в автомобиле.
Процесс отсоединения стартера
Стандартное месторасположение этого элемента электрооборудования в большинстве транспортных средств — у двигателя внизу. Чтобы его было удобно снять, необходимо въехать на смотровую яму (либо эстакаду). Сверху достать стартер невозможно.
Неудобное расположение является одной единственной сложностью в процессе демонтажа. Все основные операции выполняются достаточно просто. Не требуется никаких специфических инструментов либо особых профессиональных знаний.
Снимать стартер надо при отключенном зажигании и действовать в следующей последовательности:
- Сначала надо отсоединить клемму массы аккумулятора (снимаются);
- Для удобной работы снять аккумулятор вместе с держателем;
- Далее необходимо снять защиту внизу двигателя (если он установлен), открывается свободный доступ к стартеру;
- Открутить зажим комплекта подходящих проводов;
- Открутить и снять с реле держатель проводов;
- Отвинтить болты креплений;
- Снять абсолютно свободный агрегат снизу автомобиля.
Сейчас может выполняться ремонт либо замена стартера, которая производится в обратной последовательности.
Последовательность установки стартера
Провести все операции этого этапа следует аккуратно и внимательно с соблюдением последовательности, приведенной ниже.
Чтобы правильно провести установку элемента электрооборудования на его законное место, требуется проделать следующие действия:
- Перед установкой необходимо тщательно осмотреть стартер, ознакомиться с его комплектацией, проверить качество сборки и наличие направляющей втулки;
- Стартер надо поместить снизу транспортного средства на свое место и прикрутить сначала длинным болтом, а потом ввинтить оставшиеся болты крепления, затянуть;
- Установить клеммы проводов и крепко затянуть гайки;
- Установить и закрепить держатель жгута проводов;
- Прикрутить опору аккумулятора;
- Поместить батарею на свое обычное место;
- Подключить клеммы аккумулятора, закрыть его защитной крышкой;
- Провести проверку работоспособности электрической системы и установить грязезащитный щиток двигателя.
Выполняя эти операции можно успешно установить стартер, но процесс легко облегчить, выполнив определенные действия. Например, на карбюраторном двигателе работы производить удобнее при снятом воздушном фильтре. Когда мотор инжектор, то предварительно лучше отключить растяжку патрубка, и проделывать все операции будет удобнее.