Электрооборудование двигателей внутреннего сгорания
Схемы и конструкция электрооборудования бензиновых и дизельных двигателей
Наши дополнительныесервисы и сайты:
e-mail:
office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru
icq:
613603564
skype:
matrixplus2012
телефон
+79173107414 +79173107418
г. С аратов
Статистика
Схемы электрооборудования дизелей
В схемах электрооборудования дизелей отсутствует система зажигания, поэтому схема получается несколько проще.
Схемы зарядки аккумуляторных батарей, включения контрольно-измерительных приборов, электростартерного пуска дизелей аналогичны соответствующим схемам карбюраторных двигателей. Их отличие может заключаться лишь в наличии реле переключения батарей с параллельного соединения на последовательное в процессе пуска двигателя при 24-вольтовом стартере и 12-вольтовом зарядном генераторе. Иногда дизели оборудуют системой электрофакельного подогрева воздуха.
На рис. 77 приведена развернутая однопроводная схема электрооборудования дизеля СМД с электростартерным пуском. Основным источником тока являются две аккумуляторные батареи 1 и 2, заряжаемые от 12-вольтового генератора 16 постоянного тока типа Г-15Б через реле-регулятор 13 типа РР-21Б.
Пуск дизеля осуществляется кнопкой 5. При этом выключатель 4 соединяет положительный полюс аккумуляторной батареи 1 с отрицательным аккумулятором батареи 2, в результате чего ток напряжением 24 в поступает в стартер 3. После пуска дизеля кнопку 5 отпускают. В этом положении выключатель 4 соединяет обе аккумуляторные батареи параллельно.
Рис. 77. Развернутая схема электрооборудования дизеля СМД с электростартерным пуском: 1 и 2 — аккумуляторные батареи; 3 — стартер; 4 — выключатель стартера; 5 — кнопка включения стартера; 6 — амперметр; 7 — кнопка включения подогревателя воздуха; 8 — индикатор накаливания свечи подогревателя; 9 — указатель температуры воды; 10 — указатель температуры масла: 11 — указатель давления масла; 12 — переключатель; 13 — реле-регулятор; 14 — датчик давления масла; 15 — датчики температуры воды и масла; 16 — генератор; 17 — подогреватель воздуха
Пусковая система дизеля оборудована электрофакельным подогревателем 17 воздуха.
На схеме также показано включение контрольно-измерительных приборов.
На рис. 78 приведена развернутая однопроводная схема электрооборудования дизельного двигателя КрАЗ-214, также оборудованного электрофакельным подогревателем воздуха.
Система пуска двигателя включает 24-вольтовый электрический стартер 4 и две 12-вольтовые аккумуляторные батареи 1 и 3, каждая из которых составлена из двух параллельно соединенных батарей. При нажатии кнопки К ток подается в обмотку реле 2 переключения аккумуляторных батарей. Последние соеди няются последовательно и подключаются к стартеру. По окончании процесса пуска двигателя первоначальная схема соединения аккумуляторных батарей восстанавливается.
Зарядная цепь включает аккумуляторные батареи, генератор 21, реле-регулятор 20 и амперметр.
Электрофакельный подогреватель имеет калильный воспламенитель 6, включаемый кнопкой 5, катушку зажигания 12 со свечой 13 и вентилятор с электродвигателем 15.
Контрольно-измерительные приборы — датчик 17 температуры охлаждающей воды, датчик 9 давления масла и датчики 19 уровня топлива и соответственно их указатели 16, 18 и 8 соединены по схеме, аналогичной для карбюраторных двигателей.
При оборудовании дизеля дистанционными контрольно-измерительными приборами манометрического типа и пусковыми двигателями схема электрооборудования значительно упрощается.
форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах
Дезинфицирующие средства
широкого применения для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Электрооборудование автомобилей с дизельными двигателями
Электрооборудование автомобилей с дизельными двигателями. Общие сведения.
Основной особенностью электрооборудования автомобилей с дизельным двигателем является применение повышенного до 24 В номинального напряжения сети, связанное с необходимостью обеспечить надежный пуск двигателя. Согласно современным требованиям дизельный двигатель должен надежно пускаться без применения вспомогательных устройств при температуре до -17 °С, с применением устройств до -30 °С и при применении предпускового подогрева до -40 °С. Дизельные двигатели по сравнению с карбюраторными требуют более высокой пусковой частоты вращения.
Если у карбюраторных двигателей пусковая частота вращения и зависимости от числа цилиндров, температуры пуска и применяемых средств облегчения пуска двигателя находится в пределах 40-85 мин-1, то у дизельных двигателей равна 50-200 мин-1. Мощность стартера для пуска дизельных двигателей составляет 7-8 кВт, а сила тока при пуске двигателей 500-800 А. Если в этом случае применить напряжение сети 12 В, то сила тока удвоится и приведет к недопустимому увеличению емкости аккумуляторной батареи (ее размеров) и повышенному расходу меди.
Однако применение напряжения на 24 В имеет и свои недостатки: разунификацию приборов электрооборудования, снижение срока службы автомобильных ламп, повышенную коррозию электрических соединений (особенно штекерных). При замене приборов электрооборудования в схеме дизельных автомобилей (лампы, контрольные приборы, электродвигатели и т.д.) необходимо обращать внимание па номинальное напряжение прибора. Автомобильные лампы на 24 В при той же мощности имеют более тонкую нить накаливания и поэтому хуже переносят вибрацию. С целью повышения срока службы ламп на 24 В осветительные приборы (фары, задние фонари) часто устанавливают с применением амортизаторов.
С целью унификации приборов электрооборудования на некоторых автомобилях с дизельными двигателями применяют систему напряжения 12/24 В. В этом случае все потребители имеют номинальное напряжение 12 В, генератор 14 В, а стартер 24 В. При пуске двигателя две 12-вольтовые аккумуляторные батареи включаются на питание стартера последовательно специальным переключателем. Когда двигатель начнет самостоятельно работать, аккумуляторные батареи включаются в схему электрооборудования параллельно. Недостатком этой схемы является ненадежность переключателя аккумуляторных батарей и неодинаковость их зарядного режима, так как длина проводов (сопротивление цепи заряда) к каждой батарее различна из-за невозможности разместить батареи рядом и наличия переключателя батарей. Достоинством этой схемы является надежный пуск, большой срок службы ламп и унификация приборов на 12 В с другими автомобилями.
Электрооборудование автомобилей с дизельными двигателями представляет собой сложный комплекс электрических машин, аккумуляторных батарей, приборов, выключателей, предохранителей, соединительных проводов, объединенных в общую электрическую схему. Например, на автомобиле КамАЗ перечень приборов электрооборудования превышает 100 единиц. Электрическая схема выполнена по однопроводной системе включения источников и потребителей энергии. В этом случае второй провод (минусовой) заменяют рама и другие металлические части, по которым может проходить электрический ток («масса» автомобиля). Однопроводная схема уменьшает длину и количество проводов и упрощает всю систему проводки. Однако при нарушении изоляции провода могут касаться «массы» автомобиля, что вызовет короткое замыкание, а при неисправности предохранителей и возможность пожара.
В общей схеме электрооборудования можно выделить группы приборов, образующие самостоятельные системы, наиболее важными из которых являются: система электроснабжения, включающая аккумуляторную батарею и генератор с реле-регулятором; система пуска двигателя, состоящая из стартера, аккумуляторной батареи и средств облегчения пуска; система контрольно-измерительных приборов, в которую входят спидометр, тахометр, приборы для измерения температуры, давления, уровня топлива, силы тока, а также контрольные лампы, сигнализирующие о критических и аварийных моментах работы отдельных систем двигателя; система освещения и сигнализации, включающая фары, габаритные и задние огни, указатели поворота, плафоны освещения кабины, стоп-сигналы и подкапотную лампу и другое осветительное и сигнальное оборудование. Некоторые приборы не могут быть еще четко классифицированы по системам и их можно отнести к дополнительному оборудованию (например, звуковые сигналы, электродвигатели и т. д.).
Выключатели, переключатели, реле, предохранители, соединительные панели и штекерные соединения относятся к группе коммутационной аппаратуры и входят во все системы.
На рис. 40 показана принципиальная схема электрооборудования автомобиля МАЗ-503А. Схема построена с учетом деления ее на отдельные системы, что значительно облегчает чтение схемы.
Схема ГАЗ 3309
Схема ГАЗ 3309 — популярный двухосный грузовик с задним приводом — представлена в виде набора подробных слайдов и схем электрооборудования дизеля, тормозной системы, схемы КПП и трансмиссии, электропроводки ГАЗ 3309.
Схема ГАЗ 3309
Благодаря мощному двигателю ГАЗ 3309 и универсальной платформе способен перевозить груз до 4 500 кг. Длина ГАЗ 3309 составляет 6 435 см, ширина 2 210 см, высота — 2 350 см.
Схема ГАЗ 3309 дизель
Схема ГАЗ 3309 дизель четырехтактный, с турбонаддувом, с жидким охлаждением, рабочим объемомо 4,75 л и мощностью 147 л.с. Дизель оснаещ топливным насосом высокого давления с подкачивающим насосом.
Схема ГАЗ 3309 дизель Д245
Схема ГАЗ 3309 Дизель Д-245 представляет собой 4-ч тактный поршневой четырехцилиндровый двигатель внутренного сгорания с рядным вертикальным расположением цилиндров, непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия.
Основным элементами схемы дизеля ГАЗ 3309 ялвяются: блок цилиндров, головка цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик.
Для обеспечения высоких технико-экономических показателей дизеля в системе впуска примеси турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
Использование в устройстве наддува турбокомпрессора с регулируемым давлением наддува позволяет иметь на дизеле улучшенную приемистость, обеспеченную повышенным значениями крутящего момента при низких значениях частоты вращения коленчатого вала
Схема электрооборудования ГАЗ 3309 — постоянного тока, однопроводное. Отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом. Номинальное напряжение 24В.
Обозначение на сехме АБС автомобиля ГАЗ 3309: В87 -датчик скорости вращения переднего левого колеса; В88 — датчик скорости вращения переднего правого колеса; В89 — датчик скорости вращения щаднего левого колеса; В90 — датчик скороски вращения щаднего правого колеса; D7 — блок управления АБС; Е89 — осушитеьл воздуха АБС; F54 — блок предохранителей АБС; К73 — реле осушителя воздуха АБС; S139 — выключитель диагностики АБС; Х41 — колодка штыревая; Ч55 — колодка диагностики; Y56 — модулятор АБС передний; Y57 — модулятор АБС задний левый; Y58 — модулятор АБС задний правый.
Схема электропроводки ГАЗ 3309
Схема электропроводки ГАЗ 3309: 1 — левый боковой указатель поворота; 2 — левая блок-фара; 3 — правая блок-фара; 4 — правый боковой указатель; 5 — стартер; 6 — блок предохранителей (в моторном отсеке); 7 — реле блок-фар; 8 — центральный переключатель освещения; 9,10 — плафоны освещения грузового салона ГАЗ 3309; 11 — плафон освещения передней части кабины ГАЗ 3309; 12— электродвигатель стеклоомывателя; 13 — плафон освещения задней части кабины с двумя рядами сидений ГАЗ 3309; 14 — выключатель плафон освещения задней части кабины; 15 — плафон платформы ГАЗ 3309; 16 — выключатель зуммера; 17 — зуммер сигнала водителю; 18 — звуковые сигналы; 19 — реле звуковых сигналов; 20 — выключатель зажигания; 21 — реле стартера; 22 — генератор; 23 — аккумуляторная батарея; 24 — выключатель аккумуляторной батареи; 25 — кнопка дистанционного выключателя аккумуляторной батареи; 26 — электропривод отопителя; 27 — электронасос дополнительного отопителя; 28 — резистор электровентилятора отопителя; 29 — электродвигатель вентилятора отопится; 30 — панель управления отоплением и вентиляцией; 31 — верхний блок предохранителей; 32 — нижний блок предохранителей; 33 — подкапотная лампа; 34 — выключатель аварийной световой сигнализации; 35 — радиоприемник; 36 — резистор электродвигателя дополнительного отопителя; 37 — электродвигатель дополнительного отопителя; 38 — выключатель плафонов освещения салона; 39 — выключатель плафона освещения салона (левая сторона); 40 — плафон освещения подножки; 41 — плафоны освещения салона (правая сторона); 42 — плафон освещения салона ГАЗ 3309 (левая сторона); 43 — прикуриватель; Схема электропроводки ГАЗ 3309; 44 — выключателе проверки исправности сигнализаторов; 45 — датчик аварийного падения уровня тормозной жидкости; 46 — правый подрулевой переключатель; 47 — реле указатель поворота; 48 — переключатель электрокорректоров фар; 49 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 50 — реле-прерыватель сигнализатора стояночного тормоза; 51 — регулятор освещения комбинации приборов; 52 — разам для подсоединения системы АБС ГАЗ 3309; 53 — комбинация приборов; 54 — выключатель сигнала торможения; 55 — выключатель плафона освещения вещевого ящика; 56 — плафон освещений вещевого ящика; 57 — топливный модуль; 58 — выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала ГАЗ 3309; 59 — реле управления стеклоочистителем; 60 — колодка системы управления двигателем ГАЗ 3309; 61 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 62 — датчик сигнализаторов перегрева охлаждающей жидкости; 63— стеклоочиститель; 64 — датчик указателя давления масла; 65 — датчик сигнализатора аварийного давления масла; 66 — правый подрулевой переключатель; 67 — датчик скорости ГАЗ 3309; 68 — выключатель ламп света заднего хода; 69 — задний фонарь; 70 — фонари освещения номерного знака; 71 — задний фонарь (левый)
Схема рулевого управления ГАЗ 3309
Схема рулевого управления ГАЗ-3309 — представляет собой рулевой механизм с 3-х шарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением, обеспечивающим изменение длины карданного вала колонки при колебаниях кабины.
Схема генератора 5101.3701 ГАЗ 3309 с диодами и регулятором напряжения Я120М1. Диодный мост БПВ 56-65-02 старого образца с двумя проводками. Генератор ГАЗ 3309 состоит из корпуса, обмотки статора, ротора, диодного моста и встроенного регулятора напряжения.
Схема генератора ГАЗ 3309
Схема генератора ГАЗ 3309 благодаря системе с дополнительными диодами позволяет получать ток от выхода дополнительных диодов, а не от выхода генератора как прежде. Благодаря такой схеме разрядка аккумулятора через обмотку возбуждения генератора практически сводится к нулю. Ток в подобной схеме генератора ГАЗ 3309 протекает только внутри самого генератора, не используя внешние цепи и замок зажигания (кроме первоначального возбуждения).
Цветная схема ГАЗ 3309
Цветная схема ГАЗ 3309 позволяет быстро и наглядно читать схему электропроводки автомобиля ГАЗ 3309.
Цветная схема ГАЗ 3309
Боковой повторитель поворота, смонтированный на правом переднем крыле.
Передний габаритный фонарь (правый).
Правая фара головного освещения.
Коммутационная планка.
Левая фара головного света.
Установленная в фаре лампа ближнего освещения.
Лампа дальнего света.
Лампочка габаритного света.
Передний габаритный фонарь (левый).
Лампа указателя направления поворота, установленная в переднем габаритном фонаре.
Боковой повторитель поворота, расположенный на левом переднем крыле.
Катушка.
Распределитель искровых импульсов.
Свеча.
Дополнительный резистор для устранения радиопомех в свечном наконечнике.
Стартер.
Аккумулятор.
Управляющее реле стартера.
Выключатель подачи питания от батареи.
Индикаторная лампа активированного дальнего света фар.
Верхняя секция салонного блока предохранителей.
Клаксон.
Электромагнит газового клапана. Установлен только на грузовиках, оснащенных газобаллонным оборудованием.
Электромагнитный элемент клапана подачи бензина, применяется на машинах с комбинированной топливной системой (газ-бензин).
Отдельный индикатор, отображающий работу повторителей поворота на прицепном оборудовании.
Контрольная лампа указателей направления поворота на тягаче. При использовании одиночного автомобиля действует только эта лампа.
Сигнализатор включения габаритного освещения.
Индикатор состояния привода второго контура тормозной системы.
Аналогичная лампа для первого контура.
Контрольная лампа активации стояночного тормоза и неисправности в основных контурах.
Корпус блока сигнализаторов.
Концевой переключатель для определения положения рукоятки включения стояночного тормоза.
Электродвигатель отопителя по правой стороне кабины.
Аналогичный узел для левого борта.
Измерительный датчик уровня жидкости в гидравлическом приводе тормозов.
Сенсор, замеряющий степень разряжения в первом тормозном контуре.
Аналогичное устройство для второго контура.
Датчик измерения количества топлива в основном баке.
Коммутационная пластинка.
Концевой переключатель в картере коробке, служащий для подключения огня заднего хода.
Контактное реле, обеспечивающее работу аварийной сигнализации и указателей направления поворота.
Датчик измерения уровня топлива в дополнительном баке.
Задний фонарь.
Розетка для подключения электрического оборудования на прицепе.
Противотуманный фонарь, установленный на кормовой части грузовика.
Лампа фонаря заднего хода.
Лампа предупреждения о торможении.
Габаритный сигнал.
Задний указатель направления поворота.
Схема АБС ГАЗ 3309
Схема АБС ГАЗ 3309 — антиблокировочная система АБС, обеспечивающее эффективное торможение и минимальный тормозной путь, предотвращая блокировку колес, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях на льду.
ГАЗ 3309
Схема АБС ГАЗ 3309 представляет собой четыре датчика АБС в колёсных узлах автомобиля, три модулятора на пневмоусилителях, блока управления АБС, кнопки диагностики ABS, сигнализатора неисправности АБС и жгута АБС, соединяющего датчики и модуляторы блока управления на схеме АБС ГАЗ 3309.
Схема АБС ГАЗ 3309
Схема АБС ГАЗ 3309:1 компрессор; 2 – воздухоосушитель с пневматическим регулятором; 3 – регенерационный воздушный баллон; 4 – защитный двухконтурный клапан; 5 – датчик падения давления воздуха; 6 – воздушный баллон; 7 – кран слива конденсата; 8 – тормозной двухсекционный кран с рычагом; 9 – датчик частоты вращения ротора АБС; 10 – тормозной механизм с ротором АБС на ступице; 11 – манометр электрический; 12 — зуммер; 13 – сигнализатор аварийного хода поршня и падения уровня тормозной жидкости; 14 – сигнализатор ABS; 15 – бачок двухсекционный; 16 – пневмоусилитель с главным цилиндром; 17 фильтр; 18 – датчик аварийного хода поршня; 19 – клапан контрольного вывода; 20 – модулятор АБС; 21 – блок управления АБС; 22 – датчик включения сигнала «СТОП»; 23 – датчик манометра; 24 – лампа сигнала «СТОП»; 25 – датчик падения уровня тормозной жидкости; 26 – шумоглушитель
Схема топливной системы ГАЗ 3309
Схема топливной системы ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко представляет собой топливный насос, форсунки, топливопроводова низкого и высокого давлений, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, а также топливного бака.
Схема автономного отопителя кабины ГАЗ 3309 состоит из воздухозаборника, радиатора отопителя, двух вентиляторов и теплоносителя. Автономный отопитель поддерживает заданныйы температурный режим в кабине ГАЗ 3309, а также для обдува лобового стекла и окон дверей.
Схема автономного отопителя кабины ГАЗ 3309
Схема автономного отопителя кабины ГАЗ 3309:
1 и 7 – сопла патрубков обогрева боковых стекол
2 и 6 – патрубки обогрева ветрового стекла
3 – короб воздухозаборника
4 – заслонка короба воздухозаборника
5 – радиатор отопителя
8 и 12 распределители
9 – кожух радиатора
10 заслонка
11 рычаг
13 облицовка
14 – рукоятка управления заслонкой воздухозаборника